Нормирование качества окружающей природной среды. Экологические нормативы

Для оценки окружающей среды используются различные виды мониторинга. Это позволяет определить качество не только отдельных экосистем, но и биосферы в целом, а именно природной среды. Для этого исследуется состояние различных оболочек земли по показателям изменения обменных процессов между людьми и природой, воспроизводство жизни на планете и самоочищение среды от всевозможных загрязнений. Все это осуществляется в рамках природных циклов.

Нормативные качества природной среды

Для того чтобы исследовать состояние окружающей среды, нужно разработать определенные юридические и технические нормы качества, научные нормативы, согласно которых установлены определенные допустимые показатели, согласно которым люди воздействуют на экологию и среду обитания в целом. Для этих нормативов в РФ предъявляются следующие требования:

  • сбережение генетического фонда;
  • безопасность окружающей среды для людей;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • антропогенная деятельность в рамках экологической безопасности.

Все эти требования позволяют населению проводить экономическую деятельность, минимизировав разрушение и загрязнение экологии. В результате нормативные качества – это своеобразный компромисс между людьми и природой. Они не обладают юридической силой в полной мере, но обязательны к применению и соблюдению. Выпускаются технико-экономические нормы качества природной среды в виде рекомендаций, которые особенно используются в различных учреждениях, министерствах, на промышленных объектах, в научных и лабораторных организациях. Для них нормативы качества среды являются обязательными к соблюдению.

Виды нормативных качеств природы

Все нормативы и качества среды обитания можно разделить на такие группы:

  • производственные и хозяйственные – регулируют деятельность различных предприятий, чтобы снизить их влияние на экологию;
  • комплексные – должны соблюдаться на всех уровнях деятельности населения;
  • санитарно-гигиенические – регулируют допустимое количество вредных веществ, попавших в биосферу, и уровень физического воздействия.

Таким образом, качество среды и состояние земной биосферы регулируется специальными нормативами. Несмотря на то, что они не имеют значительной юридической силы, тем не менее, обязаны соблюдаться различными предприятиями и организациями, чтобы не допустить чрезмерного антропогенного влияния на природу.

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

  • - предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
  • -предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

  • - предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;
  • - предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

Комплексные нормативы:

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • 1. устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • 2. служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • 3. служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • 4. учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) - количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1800 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 400 для атмосферного воздуха и более 140 для почв.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) - это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

Предельно допустимая концентрация вод водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) - это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

При нормировании качества почвы используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) - это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) - это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) - это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ - это по сути то же, что ПДК, но для физических воздействий.

Существуют случаи, когда ПДК или ПДУ находятся только на стадии разработки. Тогда используют такие показатели, как ОДК - ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ - ориентировочно допустимый уровень.

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к нормированию загрязнения окружающей среды. Во-первых, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, - степень изменения окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации практически не развит. Поэтому, наиболее оптимальным вариантом является использование сочетания двух подходов.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) - это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15-20% загрязняющих производств, на ВСВ - 40-50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду - это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора. Однако наука и производство не стоит на месте, а постоянно расширяется и совершенствуется и при разработке новых нормативов используются наработки международных исследований и экологические мировые стандарты.

При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Экологические стандарты -- это нормативно-технические документы, устанавливающие обязательные для исполнения нормы, правила и требования к качеству товаров, работ и услуг.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д.

Нормирование качества окружающей среды - установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.).

В России действуют стандарты международные, государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), а также стандарты предприятий. В системе стандартизации экологическим стандартам присвоен классификационный номер 17. Например, ГОСТ 17. 4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы.

Стандарты качества окружающей среды (ОС) или экологические нормативы -- это показатели, характеризующие критерии качества окружающей среды. Качество ОС -- это возможная мера (интенсивность) использования ресурсов и условий среды для реализации нормальной, здоровой жизни и деятельности человека, не приводящая к деградации биосферы. Нормирование качества ОС проводят с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на ОС, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда, обеспечение рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, стандарты качества ОС необходимы для осуществления экономического механизма природопользования, т.е. для установления платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются для каждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. ПДК -- это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Напомним, что концентрация -- это отношение единицы массы вещества к единице объема, измеряются концентрации в г/л или в мг/мл. В настоящее время выпущено много справочников, включающих величины ПДК более тысячи вредных веществ. Значения ПДК устанавливают, исходя из влияния вредных веществ на человека, и эти значения являются общепринятыми для всей территории и акватории РФ. В свое время Советский Союз был одним из первых государств, где были установлены довольно жесткие нормативы ПДК. Однако в настоящее время в большинстве экономически развитых стран от показателей ПДК отказались, поскольку в реальном производстве в составе сточных вод или газовых выбросов находится, как правило, несколько веществ. В результате в сбросах или выбросах концентрация каждого из них может не превышать ПДК, а суммарный эффект оказывается опасным для живых организмов и человека. Более передовой в настоящее время является технология с использованием биотестов -- определенных микроорганизмов, которые помещают в сточные воды или газообразные выбросы предприятия. В зависимости от выживания этих микроорганизмов сброс или выброс разрешают или запрещают.

Нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу) и ПДС (предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект) -- это предельно допустимые массы (или объемы) вредных веществ, которые можно выбросить (сбросить) в течение определенного промежутка времени (как правило, за 1 год). Величины ПДС и ПДВ рассчитывают для каждого природопользователя на основании значений ПДК.

Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) устанавливают безопасные пределы физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и радиоактивное излучение) на ОС и здоровье человека.

Нормативы (лимиты) изъятия природных ресурсов устанавливают с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей их возобновления или восстановления. Лимиты размещения отходов связаны с недопущением занятия огромных площадей потенциально сельскохозяйственных земель под свалки и помойки. Законодательство устанавливает нормативы санитарных и защитных зон охраны источников питьевого водоснабжения, курортных и лечебнооздоровительных местностей.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основных производственных процессов, так и к очистным сооружениям. Наилучшая из доступных технологий принимается в качестве эталона.

Стандарты качества продукции устанавливают четкие согласованные требования к готовой продукции, например, стандарты содержания вредных веществ (нитратов) в продуктах питания, стандарты содержания примесей в питьевой воде и т.д.

Таким образом, для расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС введены экологические нормативы (стандарты качества ОС).

Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации, полей или иных вредных физических воздействий. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

  • *Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения. Данные нормативы устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
  • *Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Указанные нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
  • *Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.
  • *Экологические требования к продукции. Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
  • *Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
  • *Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);

научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии: методическая и расчетная. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, а на второй производятся расчеты.

Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.

Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов (табл. 1.12.).

Таблица 1.12.

Система норм и нормативов

Примечание: * Область природоохранной деятельности почвенного слоя и продуктов питания здесь не рассматривается.

Природоохранные натуральные нормативы – это экономически обоснованные и технически достижимые величины наиболее эффективного использования природных ресурсов (вода, воздух, земля, почва, минеральные ресурсы и т.д.), рассчитываемые, исходя из возможностей научно-технического прогресса. С помощью натуральных нормативов осуществляются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, вводу в действие технологических агрегатов и процессов, отвечающих современным экологическим требованиям, внедрению малоотходных технологий и производств.

Стоимостные нормативы в условиях рыночной экономики призваны осуществлять экономическое стимулирование природоохранной деятельности. В состав этих нормативов входят базовые нормативы платы за выбросы и сбросы вредных веществ, а также за размещение отходов. Данные нормативы являются основой экономического механизма природопользования, действующего в Казахстане. Они функционально связаны с натуральными нормативами. Уточнение (ужесточение) последних часто ведет к необходимости корректировок стоимостных нормативов.

Природоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы. Эти нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа – естественная адаптационная возможность организма.

Нормативы качества окружающей природной среды, устанавливаемые в соответствии с этим направлением, делятся на санитарно-гигиенические, экологические и производственно-хозяйственные .

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питьевого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают самостоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентрации загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уровни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромагнитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны.

Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ устанавливают предел допустимого вредного антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу оптимальным условиям совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы. Поэтому должны быть гораздо жестче гигиенических и обеспечивать нормальную жизнедеятельность всей совокупности живых организмов, с которыми человек прямо или косвенно трофически связан.

Эколого-защитные нормативы преследуют цель сохранения генофонда Земли, восстановления экосистем, поддержания сложившегося природного равновесия. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива.

Такие нормативы имеют разные величины для разных предприятий и производств, отличающихся профилем работы, объемом и характером загрязнений, климатическими особенностями, исходной характеристикой элементов природной среды района размещения промплощадки. С помощью этих нормативов лимитируются отходы и выбросы, производимые в результате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В тех случаях, когда не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. Временные нормативы подлежат регулярной корректировке. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.

Классификация нормативов качества окружающей природной среды требует некоторого уточнения по структуре нормативов, которая позволяет подразделить последние на три группы.

Первую составляют показатели качества окружающей среды, в первую очередь нормы ПДК вредных веществ в воздухе, водных объектах и почве.

Вторая группа устанавливает требования к источнику вредных воздействий: нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС в водные объекты.

Третья группа содержит так называемые вспомогательные нормы и правила, цель которых – обеспечить единство употребляемой терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании природоохранной работы.

Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду как своего рода компромисс между природой и социально-экономической средой жизни общества. В то же время данный компромисс базируется на нормах, устанавливаемых в законодательном порядке или рекомендованных компетентными учреждениями.

Для канцерогенов и ионизирующих излучений ПДК не устанавливают, а ограничивают его в данном районе природным фоном.

НОРМАТИВЫ

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» не содержит определения нормативов как таковых, однако в литературе сформулированы общие определения этих тер­минов.

Норматив - экономический или технический показатель норм, в соответствии с которым произ­водится работа. Нормировать - установить пре­делы чего-либо, ввести в норму .

В литературе содержится определение экологических нормативов: норма­тивы экологические - установленные государственными органами показатели допустимого тех­ногенного воздействия источников загрязнения на экологические системы и отдельные их компонен­ты. Утвержденные нормативы экологические слу­жат основой для установления нормативных объ­емов выбросов и сбросов предприятиям - нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов .

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» природоох­ранные нормативы подразделяются на:

1) норма­тивы качества окружающей среды;

2) нормативы допустимого воздействия на нее.

Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физически­ми, химическими, биологическими и иными показа­телями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благо­приятная окружающая среда

Они подразделяются на:

Нормативы, установленные в соответс­твии с химическими показателями состояния окру­жающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

Нормативы, установленные в соответствии с физическими пока­зателями состояния окружающей среды, в том чис­ле с показателями уровней радиоактивности и тепла;

Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружаю­щей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окру­жающей среды.

Эти виды нормативов устанавливаются в виде нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допусти­мого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В литературе данный термин формулируется и как норматив, устанавливающий критерии качест­ва компонентов окружающей среды, который отражает предельно допустимое содержание вредных (загрязняющих) веществ и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду , и как предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе, водоемах, почвах, уста­навливаемая органами санитарно-эпидемиологи­ческого надзора применительно к охране здоро­вья человека, другими органами с целью охраны растительного и животного мира, и как норма­тив, количество вредных веществ в окружающей среде, при постоянном контакте или при воздейс­твии за определенный промежуток времени прак­тически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства, установленное в законодательном порядке или рекомендуемое компетентными учреждениями (комиссиями и т.п.) .


Понятие нормативов качества окружающей среды опирается на понятие качества окружающей среды. Согласно ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», качество окружающей среды - состояние окру­жающей среды, которое характеризуется физичес­кими, химическими, биологическими и иными пока­зателями и (или) их совокупностью.

Например, понятие «качества атмосферного воздуха» как совокупности физических, химических и биоло­гических свойств атмосферного воздуха, отража­ющих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосфер­ного воздуха, установлено в ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Этим же ФЗ РФ закреплено определение гигиенического и экологического нормативов:

- гигиенический нор­матив качества атмосферного воздуха - крите­рий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

- эко­логический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воз­духа, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферном воздухе и при кото­ром отсутствует вредное воздействие на окружа­ющую природную среду.

При анализе указанных терминов видно , что если ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» выделяет качество окружающей среды как «состояние» , то ФЗ РФ «Об охра­не атмосферного воздуха» - как совокупность соответствующих свойств воздуха . То есть можно говорить о различном формулировании указанных терминов и о необходимости приведения их к «еди­ному знаменателю».