Не оказывает негативное влияние окружающая. Подтверждение исключения нвос: инициирует владелец объекта, пользуются плодами все желающие

1) Экoномический механизм охраны oкружающей среды имеет неcколько cоставляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лeсного фонда и другими прирoдными ресурсами в видe налогов, арендной платы и иных фoрм, предусмотренных зaконом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и прирoдопользования. В-чeтвертых, законом предуcмотрено также взимание нeналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разрaботка государственных прoгнозов сoциально-экономического рaзвития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

уcтановление лимитoв на выбросы и сбросы загрязняющих вeществ и микроoрганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;



проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при оcуществлении иных эффeктивных мер по охране oкружающей среды в cоответствии с законодательством РФ;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

К видaм негативного вoздействия на окружающую cреду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружaющую среду oпределяется федеральными зaконами. Порядок иcчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Для привлeчения к имущественной oтветственности в связи с нaрушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей cреде, утвeржденными органами иcполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Объeкты, оказывающие негативное вoздействие на окружающую cреду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

"Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере прирoдопользования, обеспечение уcловий для вовлечения прирoдных ресурсов в хoзяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития.

В cоответствии с Федеральным зaконом "Об охране oкружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с тaксами и мeтодиками исчисления размера врeда окружающей cреде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

К экoномическому механизму oтносится также экологическое cтрахование, оcуществляемое в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

"В отношении экологических рисков - риск представляется как вероятность неблагоприятных для природных ресурсов последствий любых антропогенных изменений природы.

В практике природопользования эти риски подразделяются следующим образом:

риcки загрязнения срeды при производстве, хрaнении и использовании химических вeществ, в том числе удобрений;

риски загрязнения среды вследствие эмиссии вредных побочных продуктов промышленного производства;

риски, связанные с урбанизацией (риски сокращения пахотных земель, деструкции лесов, исчезновения видов флоры и фауны, шумового загрязнения и т.д.);

риски стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.

Для рaсчета как платы за нeгативное воздействие нa oкружающую среду, тaк и вреда используются нормативы в области охраны окружающей среды, а также лимиты.

"Природопользование осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую cреду и размещения бытoвых и производственных oтходов. Лимиты уcтанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.

2) Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обeспечивается уcтойчивое функционирование еcтественных экoлогических cистем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Нoрмирование в oбласти охраны окружaющей среды прeследует цель гoсударственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:

нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);

нoрмативы дoпустимого воздействия на окружaющую среду (устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;

нoрмативы образования отходов прoизводства и потребления и лимиты нa их размещение (устанавливаемые в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.

Вопрсы для контроля:

1)Нормативы в области охраны окружающей среды.

2)Экономические аспекты природопользования.

3)Понятие экологических рисков.

Природопользование - деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов.

Большое значение в процессе природопользования имеет научно-обоснованная хозяйственная оценка природных ресурсов. Ее составными элементами являются разведка, выявление, инвентаризация, а также количественная и качественная оценка природных ресурсов.

Рациональное природопользование - целенаправленная деятельность человеческого общества, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, предупреждаются нежелательные последствия такой деятельности, что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природопользование - это такое взаимоотношение с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе), что приводит к снижению качества и истощению природных ресурсов, производству большого количества отходов, к ухудшению и сильному загрязнению окружающей среды. Примеры такого отношения - это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды и т. п.

Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к неблагоприятному воздействию на человека или природные комплексы. В основном загрязнение окружающей среды связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение окружающей среды), однако возможно загрязнение в результате природных явлений, например извержений вулканов, землетрясений, падения метеоритов и др.



Рис. 89. Виды загрязнений


Наиболее известный вид загрязнения - химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений), но неменьшую потенциальную угрозу несут и такие виды загрязнения, как радиоактивное, тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду может привести к изменениям климата), а также шумовое загрязнение.

Загрязнению подвергаются все оболочки Земли.

Литосфера (а также почвенный покров) загрязняется в результате поступления в нее соединений тяжелых металлов, удобрений, ядохимикатов. Только мусора из больших городов ежегодно вывозится до 12 млрд. т. Горные разработки приводят к уничтожению естественного почвенного покрова на огромных площадях. Негативными последствиями деятельности человека являются также эрозии, заболачивание, засоление, истощение почв и др.

Гидросфера загрязняется стоками промышленных предприятий (особенно химических и металлургических), стоками с полей и животноводческих комплексов, бытовыми стоками городов. Особенно опасно нефтяное загрязнение - в воды Мирового океана ежегодно попадает до 15 млн. т нефти и нефтепродуктов.



Рис. 90. Виды эрозии почв


Атмосфера загрязняется как естественными, так и искусственными источниками.

Главные загрязняющие вещества - углекислый газ, окислы серы, азота, радиоактивные соединения.

В результате растущего загрязнения окружающей среды возникает много экологических проблем как на локальном и региональном уровнях (в крупных промышленных районах и городских агломерациях), так и на глобальном (глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя атмосферы, истощение запасов природных ресурсов).



Рис. 91. Источники загрязнения атмосферы


Мероприятиями по охране окружающей среды являются:

Создание очистных сооружений;

Строительство высотных дымовых труб;

Использование менее загрязняющих видов топлива;

Переход к малоотходному и безотходному производству;

Применение биологических средств защиты растений;

Строительство зданий с использованием шумозащитных материалов;

Сбор и переработка мусора;

Принятие строгих природоохранных законов;

Введение специальных налогов;

Расширение сети охраняемых территорий и объектов;

Природоохранное образование и воспитание молодежи и др.

Загрязнение окружающей среды в России. Регионы России с наибольшими объемами сброса загрязненных сточных вод - это Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Иркутская область, Свердловская область.

Города с максимальным загрязнением атмосферы - это, например, Череповец, Нижний Тагил, Челябинск и др.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы, и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Считается, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н.э. И тогда же в местечке Михинтале царем Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

Первые упоминания об природоохранном статусе территории, известной сейчас как Национальный парк Ишкель, относятся к XIII в., когда правящая тогда в Арабском халифате династия Хафсидов запретила в окрестностях озера охоту.

В Средние века в Европе знать заботилась о сохранении продуктивности своих охотничьих угодий. Для этого выделялись особые участки, где с целью воспроизводства дичи временно запрещалась любая охота, причем наказание за нарушение запрета было довольно суровым. В XIII в. князь галицко-волынских земель Даниил Галицкий издал указ, по которому был создан «великий заповедник у межах сучасных» Беловежской и Цуманской пущ. В XVII в. в период царствования Алексея Михайловича Романова была организована сеть режимных территорий вокруг Москвы с запретом охоты (для всех, кроме царя) и жестким ограничением хозяйственной деятельности.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в мире в настоящее время насчитывается около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Самые старые заповедники на территории России - это Баргузинский, Астраханский, Ильменский, Кавказский, Кедровая падь, Галичья гора и Столбы.

Самые крупные по площади заповедники на территории России - это Большой Арктический, Командорский, Остров Врангеля, Таймырский, Усть-Ленский.

Общее число национальных парков в мире приближается к 2000.



Рис. 90. Виды заповедников


В настоящее время на территории России находится 39 национальных парков, суммарная площадь территории которых составляет более 70 000 км2.

Самые большие по площади национальные парки России - это Национальный парк «Удэгейская легенда» (Хабаровский край), Национальный парк «Югыд-ва» (Республика Коми), Национальный парк «Тункинский» (Республика Бурятия), Национальный парк «Водлозерский» (Республика Карелия и Архангельская область), Шорский национальный парк (Кемеровская область).

Первый национальный парк в СССР был основан в 1970-х гг. в Прибалтике. На территории России первые национальные парки появились в 1883 г. - это Сочинский национальный парк и Национальный парк «Лосиный остров» (Москва). Последним в список национальных парков в январе 2008 г. был внесен «Бузулукский бор» (Самарская область).


Задания к разделу 5.5


1. Какая из перечисленных мер в большей степени способствует охране природы?

1) строительство оросительных каналов

2) добыча углей открытым способом

3) осушение болот

4) перевод ТЭС на газ

2. Примером негативного воздействия на состояние окружающей среды является

1) рекультивация терриконов

2) проведение ядерных испытаний в густозаселенной зоне

3) создание лесополос

4) использование в энергетике солнечных батарей

3. Моря какого океана в наибольшей степени подвержены радиоактивному загрязнению?

2) Атлантического

3) Северного Ледовитого

4) Индийского

4. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является

1) глобальное потепление климата

2) хозяйственная деятельность человека

3) снижение почвенного плодородия

4) уничтожение озонового слоя атмосферы

5. С увеличением концентрации какого газа в атмосфере связан парниковый эффект?

1) углекислого

2) сернистого

3) угарного

4) пропана

6. К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет

1) сжигание нефти, газа, угля

2) внесение удобрений в почву

3) сброс загрязненных вод в реки

4) создание свалок бытового мусора

7. Смог образуется в центрах

1) легкой промышленности

2) черной металлургии

3) судостроения

4) гидроэнергетики

8. В каком из перечисленных городов уровень загрязнения атмосферного воздуха больше?

1) Белозерск

2) Екатеринбург

3) Тольятти

4) Усть-Илимск

9. Где в России расположен Баргузинский заповедник?

1) На Кавказе

2) На Камчатке

3) В Нижнем Поволжье

4) В Забайкалье

10. Почему воды Каспийского моря более загрязнены, чем воды моря Лаптевых?



07.06.2016 вступило в силу Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Постановление № 467).

Указанный нормативный правовой акт был издан в развитие п. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), освобождающего плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов) от обязанности рассчитывать и вносить соответствующую плату при размещении отходов на объекте размещения отходов (далее — ОРО), который не оказывает НВОС.

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

[…]
6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов […] подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды […]. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации .
[…]

Несмотря на непродолжительный период существования, перечисленные нормы успели обрасти мифами.

В частности, многие природопользователи полагают, что применение приведенных положений законодательства возможно только при соблюдении условия о том, что размещаемые отходы образуются в процессе деятельности именно того лица, которому принадлежит используемый ОРО.

Отметим, что приведенное утверждение ошибочно. Законодательство не связывает освобождение от обязанности внесения платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены. Иными словами, отходы могут быть переданы на размещение «образователем» отходов (за исключением твердых коммунальных отходов; далее — ТКО) на любой ОРО.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В рамках настоящей статьи мы анализируем случаи, при которых субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы.

При этом при подготовке материала учтено, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ внесение платы за НВОС при размещении отходов (за исключением ТКО) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения «образователя» отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

Для иллюстрации рассмотрим типовые ситуации, связанные с размещением отходов (за исключением ТКО) на ОРО, исключающем НВОС.

Ситуация 1

1. «Образователь» отходов имеет принадлежащий ему на законном основании (праве собственности, праве аренды и т.п.) ОРО, на котором осуществляет размещение образуемых отходов (за исключением ТКО).

2. «Образователь» отходов (он же владелец ОРО) подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.

Ситуация 2

1. «Образователь» отходов не имеет принадлежащего ему ОРО, в связи с чем образуемые им отходы (за исключением ТКО) передаются на размещение на объект, принадлежащий иному лицу (субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого отходы образовались).

2. Владелец ОРО подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3. «Образователь» отходов имеет право на освобождение от внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС (применительно к 2016 г.).

Итак, как мы указали, единственным условием для освобождения субъекта платы за НВОС от обязанности внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС, является подтверждение исключения НВОС.

Как удостоверяется подтверждение исключения НВОС?

В первую очередь отметим, что инициировать процедуру подтверждения исключения НВОС при эксплуатации ОРО невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО .

В соответствии с п. 6 Положения именно данное лицо должно подготовить отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

КСТАТИ

Любопытно, что Положение не конкретизирует, кто вправе представить данный отчет в территориальный орган Росприроднадзора. То есть потенциально в роли заявителя может выступить даже один из потребителей услуг полигона. Правда, отчет, представленный им в территориальный орган Росприроднадзора, должен быть подготовлен именно лицом, эксплуатирующим ОРО. Разумеется, лучше, если данный отчет представит в территориальный орган Росприроднадзора само лицо, эксплуатирующее ОРО.

Тем не менее, чтобы не зависеть от доброй воли лица, эксплуатирующего ОРО, можно заранее внести в договор с ним условие о том, что он обязан совершить действия, связанные с подтверждением исключения НВОС при эксплуатации ОРО (включая обращение в территориальный орган Росприроднадзора) — конечно, если проведенные анализы подтверждают факт исключения НВОС, — и (или) условие о том, что лицо, эксплуатирующее ОРО, обязано в определенный срок (ранее 15 января) представить контрагенту отчет о результатах проведения мониторинга (который в крайнем случае контрагент сможет представить в территориальный орган Росприроднадзора самостоятельно).

НА ЗАМЕТКУ

Не лишним будет контролировать работников компании, эксплуатирующей ОРО. Денежный интерес в рассматриваемой ситуации имеют в первую очередь те лица, в процессе деятельности которых образовались отходы (за исключением ТКО), размещенные на данном полигоне. Возможно, для компании, эксплуатирующей ОРО, цена вопроса — всего несколько сотен рублей платы за размещение собственных отходов, ради которых работники компании поленятся (либо просто побоятся) лишний раз обращаться в орган, осуществляющий госэконадзор.

Важно обратить внимание, что Положение понимает под лицом, эксплуатирующим ОРО, именно то лицо, которое является собственником ОРО либо во владении или в пользовании которого находится ОРО (это следует из п. 2 Положения).

Действия владельца ОРО, направленные на обоснование исключения негативного воздействия

1. Предварительный мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга , подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

Атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

Воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

3. Подготовка в двух экземплярах (на бумажном носителе) и в электронной версии отчета о результатах проведения мониторинга , содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

4. Ежегодное представление (до 15 января) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах проведения мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Извлечение
из Положения

[...]
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду [...].
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте .
[...]

Таким образом, о факте подтверждения исключения НВОС объекта размещения отходов на окружающую среду должно быть известно двум субъектам отношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

. направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

. получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При этом «образователи» отходов, обладающие правом на освобождение от обязанности внесения платы за НВОС при размещении отходов на объекте (в т.ч. чужом), исключающем НВОС, по умолчанию окажутся не осведомлены о результатах взаимодействия владельца ОРО и территориального органа Росприроднадзора.

Как «образователю» отходов получить необходимую информацию?

Существует два способа получения соответствующей информации.

Способ 1

Направить в территориальный орган Росприроднадзора запрос о предоставлении информации в части подтверждения исключения в таком-то календарном году НВОС объекта размещения отходов, на который передаются образуемые хозяйствующим субъектом отходы.

Способ 2

Направить владельцу ОРО (являющемуся контрагентом «образователя» отходов) запрос о получении (либо неполучении) владельцем ОРО информации о принятии территориальным органом Росприроднадзора решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

Целесообразно также запросить у контрагента копию соответствующего информационного письма территориального органа Росприроднадзора.

Напомним, что при отсутствии дополнительной информации оба варианта запроса информации целесообразно реализовывать таким образом, чтобы было допустимо формирование ответа после 21 февраля года, следующего за отчетным годом, учитывая, что:

Отчет о результатах мониторинга представляется владельцами ОРО в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным годом;

Территориальному органу Росприроднадзора отводится 30 дней на проверку представленных данных и 7 дней на принятие решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

При этом, разумеется, нет запрета на представление отчета о результатах мониторинга ранее 15 января (например, 10 января). Равно как и нет запрета на досрочное завершение территориальным органом Росприроднадзора проверки представленных данных (например, 24 января).

Думаем, что на практике для выяснения вопроса наиболее удобно будет не только вступить в переписку, но и поддерживать связь с представителем компании — владельца ОРО (с целью оперативного получения новостей о прохождении документов).

Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плату за НВОС по итогам года необходимо внести не позднее 1 марта (т.е. если ориентироваться строго на 22 февраля, можно не успеть получить ответ к крайнему сроку, что повлечет необходимость выбора между риском привлечения к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016; далее — КоАП РФ) плюс уплатой пени либо риском расходования излишних денежных средств, возврат которых из бюджета обычно бывает не быстрым и не простым (а главное — причины такой ситуации придется объяснять руководству).

Подводя итог, следует отметить, что в случае, если у «образователя» отходов отсутствуют достоверные данные о том, что в отношении ОРО, на котором размещаются образуемые им отходы, подтверждено исключение НВОС, у такого «образователя» отходов отсутствуют основания для невнесения платы за размещение отходов, исчисленной по итогам отчетного года.

Вывод

Невнесение плательщиком — «образователем» отходов (за исключением ТКО) — платы за НВОС при размещении отходов, основанное лишь на предположениях плательщика платы об отсутствии НВОС, оказываемого ОРО, может иметь следующие последствия в случае, если на самом деле исключение НВОС объекта размещения отходов окажется не подтвержденным:

Риск привлечения к административной ответственности — невнесение в установленные сроки платы за НВОС является основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ;

Экономические риски—согласно п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ за каждый календарный день просрочки в части невнесения платы за НВОС начисляется пеня в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России (но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки).

Природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни.

Вконтакте

Воздействие человека на окружающий мир

С самых первых дней появления человека он начал воздействовать на окружающую среду. А с изобретением все новых и новых орудий труда человеческая цивилизация увеличила своё воздействие до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед человечеством возникли несколько важных вопросов: как человек влияет на природу? Какие действия человека наносят вред почве, дающей нам основные продукты питания? Каково влияние человека на атмосферу, которой мы дышим?

В настоящее время воздействие человека на окружающий его мир не просто способствует развитию нашей цивилизации, но и часто приводит к тому, что внешний вид планеты претерпевает значительные изменения: осушаются и пересыхают реки, вырубаются леса, на месте равнин появляются новые города и заводы, в угоду новым транспортным путям разрушаются горы.

Со стремительным увеличением населения Земли человечеству требуется всё больше и больше продовольствия, а со стремительным ростом технологий производства растут и производственные мощности нашей цивилизации, требующие всё новых и новых ресурсов для переработки и потребления, освоения всё новых и новых территорий.

Растут города, захватывая у природы все новые земли и вытесняя оттуда их естественных природных обитателей: растения и животных.

Это интересно: в грудной клетке?

Основные причины

Причинами негативного влияния человека на природу являются:

Все эти факторы оказывают существенное и порой необратимое влияние на окружающий нас мир. И все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Не превратим ли мы в итоге нашу планету в безводную пустыню, непригодную для существования? Как человек может свести к минимуму негативные последствия своего влияния на окружающий мир? Противоречивость воздействия людей на природную среду в наше время становится предметом обсуждения на международном уровне.

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли - человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты . Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно - ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Безусловно, существование на планете человека приносит ей немалую пользу. В частности, именно люди проводят мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в окружающей среде . На территории многих стран человеком организуются природные заповедники, парки и заказники, позволяющие не только сохранить окружающую природу в её естественном первозданном виде, но и способствующие сохранению и увеличению популяций редких и вымирающих видов животных и птиц.

Созданы специальные законы, охраняющие от уничтожения редких представителей окружающей нас природы. Существуют специальные службы, фонды и центры, борющиеся с уничтожением животных и птиц. Также создаются специализированные объединения экологов, задачей которых является борьба за снижение выбросов в атмосферу, вредных для экологии.

Охранные организации

Одной из наиболее известных организаций, борющихся за сохранение природы, является «Greenpease» - международная организация , созданная для сохранения окружающей среды для наших потомков. Перед собой сотрудники «Greenpease» ставят несколько основных задач:

  1. Борьба с загрязнением мирового океана.
  2. Существенное ограничение китобойного промысла.
  3. Сокращение масштаба вырубки тайги в Сибири и многое другое.

С развитием цивилизации, человечество должно искать альтернативные источники получения энергии: солнечной или космической, для сохранения жизни на Земле. Также большое значение для сохранения окружающей нас природы имеют строительство новых каналов и искусственных водных систем, направленных на поддержание плодородности почв. А для сохранения чистоты воздуха на многих предприятиях устанавливаются специально разработанные фильтры для снижения уровня выброса загрязнений в атмосферу.

Такое разумное и бережное отношение к окружающему нас миру однозначно оказывает лишь положительное воздействие на природу.

С каждым днём положительное влияние человека на природу все увеличивается, и это не может не отражаться на экологии всей нашей планеты. Поэтому так важна борьба человека за сохранение редких видов флоры и фауны, сохранение редких видов растений.

Человечество не имеет права своей деятельностью нарушать естественный природный баланс и приводить к истощению природных ресурсов. Для этого необходимо осуществлять контроль за добычей полезных ископаемых, тщательно следить и бережно относиться к запасам пресной воды на нашей планете. И очень важно помнить, что именно мы несём ответственность за окружающий нас мир и от нас зависит, как будут жить наши дети и внуки!