Эрнст Геккель: биография, научная деятельность. Вклад Геккеля в биологию

Посвятив свою жизнь изучению живой природы, Эрнст Геккель совершил немало открытий и сделал большой вклад в науку. Подробней о научной деятельности ученого узнайте далее в статье.

Эрнст Геккель: биография

Немецкий философ и естествоиспытатель Э. Геккель родился в Потсдаме в 1834 году. Окончив школу в Мезербурге, он изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском университетах. Защитил диссертацию по зоологии в Йенском университете. В 1858 году получил диплом врача.

Эрнст Геккель проявлял незаурядный интерес к микроскопической анатомии и зоологии. В 1859 году он отправляется в экспедицию в Италию, где изучает планктон, губок, червей, открывает новые виды радиолярий. По возвращении ученый занимает пост профессора, а затем и доцента Йенского университете и преподает сравнительную анатомию.

С 1863 года начинается активная Он выступает с речью о дарвинизме, выпускает свои печатные труды, формулирует В конце XIX века исследователь отправляется в экспедицию в Египет, Алжир, на острова Мадейра и Цейлон. Позже он объездил Сирию, Корсику, Тенерифе, Норвегию, Гибралтар и другие места, изучая их животный мир и делая зарисовки.

В 1867 году Эрнст Геккель женится на Агнес Хушке. У них рождается сын Вальтер, дочери Эмма и Элизабет. Смерть жены в 1915 году сильно отразилась на здоровье и самочувствии ученого. Он умер в Германии 9 августа 1919 года.

Исследования и публикации

Получение диплома врача никак не отразилось на профессиональной деятельности ученого. Во многом на его исследования и мировоззрение повлияло общение с Чарльзом Дарвином. Книги Эрнст Геккель начинает публиковать с 1866 года. Его первый труд называется «Общая морфология организмов». Спустя некоторое время выходит книга «Естественная история миротворения», где он высказывается в поддержку эволюционной теории.

В 1866 году он формирует улучшенную версию биогенетического закона, сформулированного несколькими годами ранее. В связи с этим Эрнст Геккель выстраивает теорию гастреи, объясняющую происхождение многоклеточных из одноклеточных организмов. Благодаря этому Геккель становится известным в научных кругах.

В 1874 году выходит публикация «Антропогения, или История развития человека», в которой он излагает свою следующую теорию о существования промежуточного звена между обезьяной и человеком.

Во время экспедиции в Африке и Азии он пишет труды о медузах, глубоководных рыбах, радиоляриях, после чего посвящает исследованиям этих организмов книгу «Систематическая филогения». Всего Эрнст Геккель написал около 26 трудов, некоторые из них переведены на русский язык.

Общая морфология организмов

Ещё одна дисциплина, в развитие которой сделал значительный вклад Эрнст Геккель, - экология. В своей первой книге «Общая морфология организмов» ученый выдвигает теорию о необходимости выделить её в отдельную биологическую дисциплину. По его мнению, сложные процессы взаимодействия между собой живых организмов и их связь с окружающей средой должны быть предметом изучения науки под названием экология.

Эрнст Геккель считал, что главной задачей этой дисциплины является изучение органических и неорганических условий среды, к которым вынуждены приспосабливаться живые организмы. Под неорганической природой ученый понимал климатические факторы, такие как свет, влага, тепло, а также состав почвы и воды. К органическим Геккель относил все типы

Биогенетический закон

Вдохновившись эволюционной теорией, Геккель сформулировал закон, который также носит название закона Геккеля-Мюллера. В его основе лежит предположение, что во время повторяет формы основных этапов своей эволюции. То есть, наблюдая за развитием эмбриона, можно проследить, как происходило природное формирование его вида.

Впервые подобную гипотезу выдвинул Чарльз Дарвин в публикации «Происхождение видов», однако она была высказана не очень внятно. 1864 году Фриц Мюллер в книге «За Дарвина» говорит, что историческое развитие вида отражается в развитии индивида. Через два года Геккель на основании собственных исследований дал четкую формулировку этим мыслям под названием биогенетического закона.

Закон часто используют в качестве подтверждения дарвиновской теории, хотя в настоящее время существует много фактов, которые могут опровергнуть его правильность. Например, на начальных стадиях развитие позвоночных не одинаково. Сходства отмечаются лишь на более поздних этапах.

Теория гастреи

На основании биогенетического закона Эрнст Генрих Геккель создает теорию, которая объясняет происхождение многоклеточных организмов от одноклеточных. По его мнению, первое многоклеточное существо имело схожие черты с гаструлой - зародышевой формой, состоящей из слоя внешних и внутренних клеток.

Согласно теории, одноклеточный организм начал деление, при котором дочерние клетки не расходились, а образовывали скопление. Впоследствии они начали отличаться по функциональным и анатомическим особенностям - одни отвечали за движение, другие за пищеварение. Так, по теории Геккеля, образовался многоклеточный организм, который был назван гастреей. Напоминал он первых кишечнополостных животных.

Заключение

За свою жизнь Эрнст Генрих Геккель опубликовал множество трудов, ввел в науку термины экология, питекантроп, онтогенез и филогенез. Исследуя морской животный мир в экспедициях, он открыл больше сотни видов радиолярий. Геккель был в числе первых зоологов в Германии, примкнувших к теории Дарвина. Поддерживая эволюционную теорию в своих исследованиях, он пытался определить систему развития царства животных, сформулировал и теорию происхождения многоклеточных организмов.

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст Генрих Филипп Август (16.2.1834, г. Потсдам - 9.8.1919, г. Йена), немецкий биолог-эволюционист, зоолог, морфолог, эмбриолог, философ, популяризатор науки, один из основателей морской гидробиологии. С 1852 года изучал медицину и биологию в Вене, Берлине, Вюрцбурге под руководством И. П. Мюллера, Р. Вирхова и др. Окончил Берлинский университет (1858). В 1858-59 работал врачом в Берлине, в 1861-1909 - в Йенском университете: в 1861-65 приват-доцент, профессор сравнительной анатомии, с 1865 первый профессор зоологии, основатель и директор Института зоологии в Йене. В 1906 Геккель создал Лигу монистов, в 1908 - Филогенетический музей, в 1916 - Филогенетический архив (с 1920 - Дом Геккеля). Изучал морскую фауну в экспедициях на Канарские острова (1866-1867), в Норвегию (1869), на Красное море (1873), на Цейлон (1881-82), Яву и Суматру (1900-01). Автор трудов по радиоляриям (1862, 1887), сифонофорам (1869, 1888), глубоководным медузам (1881), известковым губкам (1872) и другим беспозвоночным. Описал около 4300 новых видов. Геккель первым среди немецких биологов использовал идею эволюции в своих исследованиях. На базе эволюционизма и принципа тройного параллелизма стремился реформировать зоологию, построил первое филогенетические древо, в котором крупные таксоны животных были расположены с учётом предполагаемых генеалогических связей. Он разделил животных на одноклеточных и многоклеточных; предложил термины «онтогенез» и «филогенез»; ввёл понятия «экология», «палингенез», «ценогенез», «гетерохрония», «гетеротропия» и др. Сформулировал (1866) биогенетический закон. Геккель существенно изменил учение Ч. Дарвина: считал наследственность свойством всего организма; принял принцип наследования приобретённых признаков; рассматривал эволюцию как результат взаимодействия между приспособительной изменчивостью, возникающей под влиянием внешних факторов или упражнения и неупражнения органов, и консервативной наследственностью; выделил три стадии в филогенезе любого таксона (юность, расцвет, дегенерация). Эти идеи использовали в дальнейшем в ортогенетических и ламаркистских концепциях, а также в лысенковщине.

Геккель выделил 30 ступеней в прогрессивной эволюции от воображаемых бесклеточных безъядерных организмов монер до человека. Между человекообразными обезьянами и примитивным человеком он постулировал наличие промежуточного звена Pithecanthropus alarus (обезьяночеловек неговорящий), что впоследствии подтвердилось находками Э. Дюбуа. Гипотезы Геккеля о возникновении древнейшего человека на исчезнувшем субконтиненте Лемурия, гиббонах как ближайших предках человека, 12 видах современного человека, европеоидной расе как высшей в эволюции человека, появлении в будущем «сверхчеловека» и др. не выдержали испытания временем.

В 1872-74 годах Геккель выдвинул и сформулировал гастреи теорию. Развивал мировоззрение монизма, в соответствии с которым пытался преодолеть противоречия между религией и наукой, писал об одушевлённости всей природы, отрицал различие между материей и сознанием, наделил сознанием все организмы и клетки. Гипотеза Геккеля о зарождении организмов в среде, богатой азотом и углеродом, стимулировала начало экспериментальных исследований абиогенеза. Геккель доказывал неравноценность рас человека и необходимость умерщвления («спартанская селекция») больных людей ради здоровья нации, способствуя тем самым созданию расовой гигиены, ставшей медико-биологической основой национал-социализма. Несмотря на ошибочность многих его гипотез и фантазий, труды Геккеля сыграли важную роль во внедрении эволюционной идеи в практику биологии.

Соч.: Generelle Morphologie der Organismen. В., 1866. Bd 1-2; Natürliche Schöpfungsgeschichte. В., 1868; Anthropogenie oder Entwicklungsgeschichte des Menschen. Lpz., 1874; Царство протистов. Очерк низших организмов. СПб., 1880; Der Monismus. Bonn, 1892; Der Welträtsel. Bonn, 1899; Kunstformender Natur. Lpz., 1904; Мировые загадки. М., 1906; Происхождение человека. Xap., 1907; Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг; СПб., 1907; Естественная история миротворения. Лейпциг; СПб., 1914. Ч. 1-2.

Лит.: Schmidt Я. Е. Haeckel. Jena, 1934; Gasman D. The scientific origins of National Socialism. L., 1971; Krausse Е. Е. Haeckel. Lpz., 1987; Welträtsel und Lebenswunder. Е. Haeckel - Werk, Wirkung und Folgen. W., 1998; Hertier Ch., Weingart М. Е. Haeckel // Darwin & С°. Мünch., 2001. Bd 1.

Расскажите
друзьям!

Паули Д. Оджала и Матти Лейсола
Перевод: И. Чистякова (Христианский Научно-Апологетический центр)
Переведено с разрешения creation.com

Эрнст Геккель

Некогда эмбриологию называли Entwicklungsgeschichte - «эволюционной историей организмов», полагая, что каждый организм повторяет эту историю в своём развитии. Типология Эрнста Геккеля вобрала в себя идеи Гёте, классификационные построения Кювье, ламарковские «механизмы» наследования приобретённых признаков - и поместила всё это в систему дарвиновского филогенеза.

Подделка рисунков, изображающих развитие эмбриона, - не единственная геккелевская фальсификация. Геккель сконструировал первое универсальное филогенетическое древо и описал первого обезьяночеловека ещё до находок каких бы то ни было фактических доказательств. Свою статью «Монерон» он сопроводил художественными зарисовками самопроизвольного зарождения жизни из неорганического вещества, которые затем, в период распространения эволюционного учения (вплоть до 1920-х годов), кочевали из учебника в учебник.

Благодаря наследию Геккеля получили логическое «обоснование» мифы об отсутствии у новорожденных чувства боли, законы в защиту абортов, психоанализ и даже сексуальная революция. Геккель снабдил материализм целым арсеналом лозунгов и новых терминов. Он основал Лигу монистов, которая во всеуслышание провозглашала эволюционизм высшим божеством науки и внушала простым людям, что наука отрицает «дуализм» - идею сосуществования духа и материи. Эта мысль оказалась одинаково привлекательной для социалистов и «прото-фашистов»: об этом свидетельствуют многочисленные письма, приходившие Геккелю - дарвинисту-демагогу - со всего мира. Недавно найденные письма, отправленные ему из Скандинавии, показывают, что взгляды Геккеля преобладали в дарвинизме не только в Германии, но и в северных странах.

Эрнст Геккель - наследник Дарвина

Эрнст Генрих Филипп Август Геккель (1834-1919) являлся профессором зоологии Йенского университета с 1862 по 1909 год. На этом посту он сменил выдающегося морфолога Карла Гегенбаура, который в 1862 году подал в отставку (и позже переселился в Гейдельберг). Геккель получил место в университете еще до распространения эволюционного учения. Он изучал беспозвоночных - в частности, радиолярий (амебоподобных простейших с причудливым минеральным скелетом), губок и кольчатых червей. В своей научной работе он описал более 3500 видов радиолярий.

Как и Чарльз Дарвин (1809-1882), Геккель женился на своей двоюродной сестре (глубоко верующая Эмма Дарвин была против публикации исследований своего мужа). Анна Геккель (в девичестве Сете) скончалась в день тридцатилетия мужа, и её смерть пробудила в нём отвращение к духовному. Гегелевская «Общая морфология» - взрыв чувств ожесточившегося человека, который от горя не смог даже присутствовать на похоронах горячо любимой жены. В письме Дарвину Геккель написал: после безвременной кончины Анны ему всё равно, что о нём будут думать.

Дарвин избегал рассуждений о том, как его теория соотносится с христианством; Геккель же выступал даже против идеи дуализма, предполагающей сосуществование материи и духа, ansich (как таковой) - и поэтому называл свои взгляды «монизмом».

Именно Геккель, а не Дарвин, «штамповал» один за другим непродуманные термины. Собственно, благодаря нововведенной терминологии Геккелю и удалось преуспеть. В научной среде до сих пор популярны «экология», «тип», «филогенез», «онтогенез», «протисты», «палингенез», «ценогенез», «гаструла», «бластула» и «морула». Геккелевские термины прижились даже несмотря на факт подлога важнейших свидетельств и рисунков.

Олаф Брайдбах (Olaf Breidbach), директор дома-музея Геккеля в Йене , указывает на принципиальные классификационные различия между типологией Геккеля и филогенезом Дарвина. Термин «морфология» был введён немецким мыслителем Иоганном Вольфгангом фон Гёте (1749-1832). Геккель соединил внеисторические взгляды Гёте с радикальными построениями Дарвина. Чтобы «раскрыть истинное устройство природы», Геккель добавил к предложенной Дарвином теории постепенного эволюционного развития идею преформированного «онтогенеза» (индивидуального развития организма). Для этого он заимствовал классификационную систему Жоржа Кювье (1769-1832) и переработал ее в соответствии с дарвиновской концепцией филогенеза.

Геккель был на 25 лет моложе Дарвина. Известность и положение он в немалой степени приобрёл из-за своего предвзятого подхода к изучению эмбрионального развития и, в особенности, благодаря признанию самого основателя эволюционной теории. В поздних изданиях «Происхождения видов» (глава XIV) сказано:

«Профессор Геккель… посвятил свои обширные познания и талант изучению того, что он называет филогенией, или линиями родства, связывающими все органические существа. При построении таких [генеалогических] рядов он опирается преимущественно на эмбриологические признаки…»

В результате популяризаторской деятельности Геккеля его идеи оказали на науку большее влияние, чем дарвиновские. Главный труд неутомимого йенского профессора «Общая морфология» стал попыткой систематизировать всю биологию в соответствии с теорией Дарвина. Геккелевские «филогенетические древа» включали в себя все формы жизни. Эту книгу Геккель написал всего за год в местах, где некогда был счастлив с женой. Если Дарвин писал всего лишь по три часа в день, то сломленный утратой Геккель, наоборот, совершенно потерял сон. По свидетельствам современников, он мог спать по три-четыре часа в сутки. Дарвин, чьи учёные звания ограничивались, насколько известно, степенью магистра гуманитарных наук и чьи добытые «экземпляры» в большинстве своем благополучно съедались самим исследователем, восхищался энергией и научным подходом Геккеля. Он не переставал восхвалять молодого профессора:

«При попытках проследить генеалогию млекопитающих, а следовательно и человека, спускаясь всё ниже по ступеням животного царства, мы погружаемся в более и более тёмные области науки… Тот, кто желает знать, чтò может дать ум и знание, должен обратиться к сочинениям проф. Геккеля».

Нередко идею рекапитуляции, вслед за Дарвином, ошибочно приписывают Карлу фон Бэру (1792-1876) либо приравнивают к простому сходству эмбрионов. Но Дарвин упомянул в данном контексте эстляндского немца фон Бэра, бывшего в то время уже в преклонном возрасте, по ошибке. За год до смерти фон Бэра у Дарвина, судя по всему, не было его работ.

Рисунок 1. Вульгарный эволюционный расизм в представлении Эрнста Геккеля в знаменитой книге «Эволюция человека» (немецкое издание 1874 года), где были опубликованы и печально известные рисунки эмбрионов.

В 1859 году был опубликован труд Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». В книге была всего одна иллюстрация. Зато во введении к следующему дарвиновскому труду, посвященному эволюции человека, уже красовалась целая кавалькада рисунков: злополучные геккелевские эмбрионы. До выхода в свет «Происхождения человека» (1871) Дарвин не брался экстраполировать свою теорию на людей. Но к тому времени уже стали выходить в свет труды честолюбивого Геккеля. И отдавая дань уважения коллеге, пожилой Дарвин написал во введении к своей новой книге: «Тем не менее мысль, что человек, наравне с другими видами, представляет потомка какого-либо древнего… типа, вовсе не нова… поддерживается теперь многими знаменитыми натуралистами и философами, как… и в особенности Геккель… Последний, кроме своего превосходного сочинения «Generelle Morphologie» (1866), издал в недавнее время, в 1868 г., и вторым изданием в 1870 г., свою «Natürliche Schöpfungsgeschichte», в которой всесторонне разобрал родословную человека. Если бы эта книга появилась прежде, чем было написано моё сочинение, я, по всей вероятности, не окончил бы его. Почти все выводы, к которым я пришёл, подтверждаются Геккелем, и его знания во многих отношениях гораздо полнее моих».

Демагог-догматик европейского масштаба

К 1914 году Геккель был принят в члены почти сотни профессиональных и научных обществ. По свидетельствам современников, после ухода Геккеля в отставку его теории превратились, по сути, в эгоцентричный догматизм. Например, в 1911 году в ходе продолжительных дискуссий, а позже в переписке с основателем финской генетики Г. Федерлеем (Harry Federley) Геккель упорно отрицал законы Менделя.

Классический труд Геккеля «Мировые загадки» (Die Weltratsel , 1899) стал одной из самых популярных книг в истории науки. В Германии первое издание вышло более чем стотысячным тиражом и разошлось в течение года. К 1919 году книгу уже переиздали десять раз и перевели на 30 языков. К 1933 году в Германии было продано почти полмиллиона её экземпляров.

Эта книга одинаково вдохновляла на мятеж как «правых», так и «левых». Воистину, трудно отыскать в ХХ веке точку соприкосновения, которая бы объединила политических экстремистов всех мастей и толков лучше, чем идеология эволюционизма. Покойный Стивен Джей Гулд (1941-2002) утверждал, что книги Геккеля

«вне сомнения, в бóльшей степени, чем труды кого бы то ни было из учёных, включая Дарвина и Гексли (по откровенному признанию последнего), сумели убедить весь мир в обоснованности теории эволюции».

Геккелевская теория рекапитуляции оказала влияние как на точные науки (например, палеонтологию), так и на гуманитарные области знания (в частности, на судебно-медицинскую антропологию и психоанализ). Как ни парадоксально, но её влияние можно проследить даже в сексуальной революции, скаутском движении и бихевиористской гипотезе «tabula rasa ». О межнаучном лобби монистов упоминает в своих «Монистических проповедях» Вильгельм Оствальд. Геккелевские рисунки, на которых он изобразил обнажённую женщину в окружении похотливых обезьяноподобных самцов, можно по праву считать предшественниками «рекапитуляционного пансексуализма» Зигмунда Фрейда.

Хотя академические заслуги Геккеля в Йене давно остались в прошлом, на европейском континенте он продолжал оставаться знаковой фигурой. Он вступал в полемику с церковными властями и пропагандировал национализм. Воинственный профессор был убеждён, что законы природы (как он их понимал) должны стать законами общества, и предлагал спасать нации от биологического вырождения, призывая на помощь антиклерикализм, рационализм, материализм, расизм (рисунок 1), патриотизм, евгенику и идею превосходства арийской расы.

Туманное выражение «лабиринт онтогенеза» Геккель впервые употребил в «Мировых загадках». Книга эта не нуждалась ни в иллюстрациях, ни в подробных пояснениях. Все двадцать глав состояли из рассуждений об «эмбриологии души» и «филогенезе души». Изображения человеческого эмбриона с жаберными щелями, хвостом, плавниками и бороздами, иллюстрирующие идею внешнего сходства эмбрионов позвоночных, остаются одной из самых распространенных иллюстраций в учебниках биологии, хотя являются фальшивкой.

В 1906 году Геккель организует в Йене Лигу монистов (Monistebund ). К 1911 году она насчитывала почти 6000 человек, среди которых были и богословы самого радикального толка. Собрания групп, входящих в Лигу, проходили в 42 городах Германии и Австрии.

Недооцененная сложность клетки

Прошли десятилетия с тех пор, как Луи Пастер (1822-1895) в результате экспериментов со стерильными средами, поставленных им в 1859-1862 годах, казалось бы, окончательно распрощался с идеей самопроизвольного зарождения жизни. Но Геккель продолжал хранить веру в сверхъестественные эволюционные возможности белков. По его мнению, бесформенные отложения гипса на морском дне являлись доказательством существования простейших форм жизни. При популяризации этой идеи игнорировались не только открытие «латентных факторов» («Anlagen») Менделя, но и наблюдения Пастера.

Геккель выдумал и нарисовал группу доклеточных протоплазменных организмов, которые он назвал «монерами» (рисунок 2). Он считал, что

«в их строении не должно быть абсолютно никаких органов, они должны полностью состоять из бесформенной, примитивной гомогенной материи… всего лишь какой-то бесформенный, подвижный сгусток слизи или ила, представляющий собой белковое соединение углерода».

Рисунок 2. Цикл размножения монеры - предполагаемого промежуточного звена между неживой материей и живыми организмами. На рисунке показаны «подробности» самопроизвольного зарождения живого организма. Это одна из наиболее очевидных фальсификаций среди иллюстраций, приводимых в трудах Геккеля. (Из шведского издания «Истории миротворения» , стр. 127).

До последнего переиздания в 1920-х годах геккелевская «История миротворения» печаталась без изменений. Детальное описание вымышленных «частиц жизни», по-видимому, представляло собой осознанный обман, поскольку Геккель был выдающимся знатоком морских организмов и даже издавал художественные альбомы с их реальными изображениями. В оригинальном виде статья о «монерах» насчитывала 70 страниц текста и включала 30 рисунков.

Томас Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895) - дедушка Джулиана Гексли и Олдоса Хаксли - якобы подтвердил в 1868 году существование геккелевского «монерона» и назвал его Bathybius haeckelii . Однако позже он опроверг это открытие (когда выяснилось, что он наблюдал кремнистую массу). Кстати, ему принадлежит афоризм: «Наука - это организация здравого смысла, где много красивых теорий были уничтожены уродливыми фактами».

Переписка Гексли и Геккеля свидетельствует о том, что Британские острова и континентальная Европа заметно различались по духу. Возможно, отчасти поэтому Англия оказала идейное сопротивление немецким нацистам с их «расовой гигиеной». Английское издание «Общей морфологии» не включало в себя ни главных аргументов Геккеля о происхождении человека, ни его «системы монизма». Гексли, будучи пламенным поборником дарвинизма, вырезал, тем не менее, целые главы из основного геккелевского труда. Сам Гексли был агностиком - кстати, именно он и придумал термин «агностицизм».

Для обозначения гипотетических частиц наследственности Геккель ввел понятие «пластидул». Эти «молекулы памяти» считались предшественниками генов. На Западе квазинаучные теории химической эволюции склонялись к идее первичности ДНК/РНК; в социалистических странах более популярной была догма о первичности белка. Вообще, геккелевское «прочное основание» нигилистического материализма как нельзя лучше подходило советской системе. Геккелем и его взглядами восхищался Ленин (1870-1924). Под влиянием геккелевских идей действовал и Трофим Лысенко (1898-1976), изобретатель пагубных агротехнических приемов, ставших одной из причин голода в Советском Союзе. Лысенко был любимцем Сталина (1878-1953) и, конечно же, целиком подчинялся вождю. В хвалебной речи, напечатанной в 1953 году в газете «Правда», Лысенко отмечает, что «товарищ Сталин уделил время внимательнейшему изучению важнейших проблем биологии», «непосредственно редактировал проект доклада "О положении в биологической науке", подробно объяснил мне свои исправления, дал указания, как изложить отдельные места доклада».

Геккель также отрицал теорию энтропии (контрэволюции). Он считал, что жизнь отличается от неорганической материи лишь степенью организации. Память - лишь общая функция всякой организованной матери. После открытия жидких кристаллов, в частности альбумина, живой стала считаться вся материя; даже электроны рассматривались в качестве примитивной жизни. «Специфические физико-химические свойства угля» считали механическими причинами «специфического двигательного явления», называемого жизнью. Считалось, что жизнь продолжает самопроизвольно зарождаться везде, где только складываются подходящие условия.

В 1878 году Геккель сформулировал концепцию «клеточных душ» и «душевных клеток», и этим положил начало идее «единства», основанного на «пластидулах», невидимых однородных элементарных молекулах протоплазмы. Последний опубликованный его труд (DieKristallsehen , 1917) был посвящен развитию «описательной кристаллографии» и «физиологии» «психосоматических» кристаллов. По Геккелю, «души атомов» взаимодействуют друг с другом посредством притяжения, отталкивания и кристаллизации. Он наделял клетки душой, а материю считал состоящей из клеток.

Необходимо помнить, что в начале ХХ века жизнь не определялась с позиций теории информации, как это принято сегодня после революционных открытий ДНК. Еще в 1960-х годах клетки считались всего лишь сосудами для реактивов, содержащими сложные химические смеси, в которых поддерживаются постоянные температура и давление. Сведения о метаболизме только появлялись, и учёные все еще считали, что клеточные процессы можно описать как сложный ряд случайных соударений, происходящих в результате диффузии веществ в ограниченном пространстве.

Подтасовка как система

Геккель не был последовательным материалистом, поскольку движущей силой эволюции считал некие мистические силы внутри самой материи. Отрицание учения Грегора Менделя (1823-1884), основанного на бесчисленных экспериментах, было чудовищной ошибкой. Новые признаки не появлялись в горохе «из ничего». Геккель полностью перешел на сторону антименделевской «науки», полагавшей, что среда оказывает прямое воздействие на организмы и в результате этого возникают новые расы.

Рисунок 3. Первое всеобъемлющее генеалогическое/филогенетическое древо, составленное Эрнстом Геккелем. Обратите внимание на выдуманную «монеру» у подножия дерева. Геккель переносил одни и те же рисунки из книги в книгу. (Иллюстрация из 5-го издания «Эволюции человека» ).

В своей недавней книге Ричард Вайкарт (Richard Weikart) особо отмечает, что на конгрессе монистов Геккель выступал против духовного начала и упорно отстаивал детерминизм, отрицая свободу воли человека. Природа и человек едины, поэтому для выживания необходимо приспосабливаться к «экологической» общности. Похоже, понятие «экология» у Геккеля изначально имело прото-фашистский смысл.

Геккель сделал свой немалый взнос в различные области естественных наук. Ещё до обнаружения каких-либо останков первого предполагаемого предка человека он уже дал этому предку название: Pithecanthropus alalus (обезьяночеловек неговорящий). Позже именно соратник Геккеля антрополог Эжен Дюбуа (1858-1940) обнаружил «яванского человека». Геккелианские корни этой находки скрыты переименованием: сейчас «яванского человека» именуют Homo erectus , но изначально он был назван Pithecanthropus erectus .

В свое первое филогенетическое древо Геккель включил всё животное царство (рисунок 3). Он представил его в виде ряда - от простого к сложному, а пустоты заполнил воображаемыми существами. Различные эмбриональные фазы получили имена, соответствующие звеньям этой эволюционной цепи. Существенные признаки в уже известных нам изображениях эмбрионов были названы «гетерохронией» (эволюционными изменениями относительных сроков появления и темпов развития признаков). Когда же Геккель столкнулся с проблемой, отнести ли низшие организмы к животному царству или растительному, он изобрёл ещё одно новое понятие - «протисты».

Даже спустя полвека после опубликования «Происхождения видов» биологи продолжали горячо спорить о принципе естественного отбора. Дарвина чтили за идею общего происхождения, хотя, в сущности, он просто сделал первую попытку причинно-следственного объяснения устойчивого полового отбора.

Даже если закрыть глаза на то, что Дарвин аккуратно отредактировал свою автобиографию и письма до 1860 года, умалив первооткрывательские заслуги Альфреда Уоллеса (1823-1913) , очевидно, что Дарвин следовал традициям Мальтуза, обосновавшего сохранение «классового общества». В годы промышленного переворота, который пришёлся на детство учёного, в Лондоне даже девочки младше 12 лет нередко были вынуждены работать более 100 часов в неделю. Сам Дарвин принадлежал к высшему обществу. По иронии судьбы, именно двоюродный брат Чарльза, Фрэнсис Гальтон (1822-1911), придумал термин «евгеника» (расовая гигиена), а свой благородный род именовал не иначе как «наследственный гений» - по заглавию собственного труда, вышедшего в 1869 году.

Впрочем, Чарльз Дарвин, проводивший жизнь в светских визитах или за охотой в лесу, никогда не пытался перенести свои эволюционные идеи, «наблюдаемые» в природе, на иерархию английского общества. Геккель же, наоборот, настойчиво убеждал в этом простых людей, выдающихся представителей немецкой науки и бесчисленное множество чиновников всех рангов - пока, в конце концов, его «замечательный» биогенетический закон не признали неисчерпаемым кладезем эволюционной информации.

От детоубийства к геноциду

Методологическая расплывчатость рассуждений Геккеля создавала почву для более неприязненного отношения к «неполноценным» расам и людям, нежели учение Дарвина. Тем не менее, Дарвин также обосновывал характерные для высшего света мальтузианскую безучастность и отсутствие сострадания:

«В борьбе за существование более цивилизованные народы так называемой европеоидной расы победили турок. Если взглянуть на мир уже в недалеком будущем, мы увидим, какое необозримое количество низших рас будет уничтожено по всему миру более высокоразвитыми расами!»

Геккель подчёркивал физическое сходство людей и животных, а человеческую мысль считал всего лишь физиологическим процессом. Его сравнительная эмбриология превращала человека из особого создания в одного из бесчисленных представителей животного царства.

В 1904 году в дополнение к своему бестселлеру «Мировые загадки» Геккель издает книгу «Причудливые формы природы». В ней провозглашалось, что новорожденные рождаются глухими и лишены сознания - из чего автор далее заключил, что при рождении человек не имеет ни души, ни духа. Геккель выступал за умерщвление новорожденных с патологией или увечьями. Он называл это «актом милосердия» - как и умерщвление любого неизлечимо больного или неполноценного человека:

«Современное общество искусственно поддерживает жизнь сотен тысяч неизлечимых людей - сумасшедших, прокажённых, больных раком и так далее. Их страдания старательно продлеваются, не принося пользы ни им, ни обществу в целом… При общей численности населения Европы в триста девяносто миллионов человек как минимум два миллиона - это психически больные люди, из которых более двухсот тысяч неизлечимы. Сколько страданий для самих больных, сколько невзгод и горя для их близких, сколько личных и общественных расходов! От скольких же мучений и трат можно было бы избавиться, если бы люди наконец приняли решение всего лишь одной дозой морфия освободить неизлечимо больных от неописуемых пыток!»

В своем неоднозначном, но новаторском исследовании (1971) Дэниел Гэсмен (Daniel Gasman) напоминает нам слова Гегеля о том, на чём строились его выводы:

«Спартанцы проводили тщательный осмотр и отбор всех новорожденных. Слабых, больных или страдающих от какой-либо физической немощи убивали. Жить дозволялось только совершенно здоровым и сильным детям, и только они впоследствии продолжали род».

Геккель опередил Гитлера в пропаганде спартанского мировоззрения «природа превыше заботы» - и поэтому несёт прямую ответственность за зверства нацистов.

От детоубийства «телесная» наука и «телесное» право перешли к обоснованию правомерности истребления целых народов:

«…морфологические различия между двумя общепризнанными видами - например овцами и козами - гораздо менее существенны, чем… между готтентотом и человеком тевтонской расы».

Геккель делил людей на две категории - «курчавых» и «прямоволосых». Первые, по его мнению, были «неспособны на настоящую внутреннюю культуру и высшее интеллектуальное развитие». А «симметрию всех частей тела и то гармоничное развитие, которое мы считаем неотъемлемым от совершенной человеческой красоты» , по мнению Геккеля, можно было найти только среди арийцев.

«Умственная деятельность дикарей поднялась не намного выше высокоразвитых млекопитающих, в особенности приматов, с которыми их объединяет генеалогическое родство. Все их интересы сводятся к физиологическим потребностям питания и размножения, или же удовлетворению голода или жажды в грубейшей животной форме … говорить об их интеллекте можно не больше (или не меньше), чем об интеллекте наиболее разумных животных».
«… такие низшие расы, как веды или австралийские негры, психологически ближе к млекопитающим, - приматам и собакам - чем к цивилизованным европейцам. Поэтому мы должны наделять их жизнь совершенно иной ценностью … единственные их интересы - еда и размножение … многие высокоразвитые животные, в особенности моногамные млекопитающие и птицы, поднялись на более высокую ступень развития, чем низшие дикари».

Уже более полувека назад антропологи отвергли геккелевские расистские рисунки мозга, черепов, лиц (рисунок 4), ушей и рук представителей человеческих рас и приматов. «Эмбриологию» стали называть «биологией развития», пытаясь избавиться не только от скандального эпизода в истории этой науки, но и от её первоначального названия Entwicklungsgeschichte (эволюционная история организмов).

В связи с недавним появлением методов выращивания эмбриональных клеток стало очевидным, что идея эмбриологической рекапитуляции еще жива (вопреки формирующемуся законодательству о стволовых клетках, затрагивающему вопросы использования оплодотворенных эмбрионов для научных целей и регламентирующему деятельность транснациональных корпораций). Примером может служить широко распространённый университетский учебник Герхарта и Киршнера (Gerhartand Kirschner), в котором говорится о «способности к развитию» и о необходимости преобразования «однополярной геккелевской модели» в «биполярную геккелевскую», «двумерную геккелевскую» и «трехмерную геккелевскую модели». Очевидно, никто и не собирался отвергать идею рекапитуляции. Она прижилась как научный миф.

Прото-фашизм

Фашизм - это неоднородное политическое движение, связанное с такими событиями, как Первая мировая война, Версальский договор и Октябрьская революция. Оказало на него влияние и всепроникающее геккелевское наследие.

Дэниела Гэсмена критикуют за то, что в своей вышеупомянутой работе он неправильно истолковал геккелевские идеи: в частности, ему не удалось найти прямых ссылок на труды Эрнста Геккеля в документах нацистской аристократии. Тем не менее, Гэсмен показывает, что «геккелизм» повлиял на огромный круг далёких друг от друга течений - от национал-социализма до марксизма, от психоанализа до теософии и движения свободной мысли. Даже немецкая либеральная теология и теософия Рудольфа Штайнера построены на зыбком научном основании геккелевского эволюционизма.

Книга Ричарда Вайкарта «От Дарвина к Гитлеру» (2004) дополняет исследование Гэсмена. В ней рассказывается о том, как нацисты стремились замалчивать нежелательные для них пассажи в работах Геккеля - в частности, то, что Геккель высказывался в пользу гомосексуализма, пацифизма и феминизма. В своём аналитическом труде Гэсмен не критикует дарвинизм, поскольку не считает Геккеля настоящим дарвинистом. По мнению Гэсмена, с дарвинизмом нацистская идеология могла лишь перекликаться по чистой случайности, а вот по отношению к «геккелизму» она является его закономерным следствием. (Действительно, Геккель очень много писал о естественном отборе, хотя придерживался также и ламаркизма; при этом Дарвин считал его своим единомышленником.) Вайкарт пишет и о других людях, повлиявших на нацистскую идеологию - таких, как Фридрих Ратцель, Людвиг Вольтман, Теодор Фрич, Альфред Плёц, Дитрих Эккарт.

Геккель умело чувствовал коньюнктуру. В «Мировых загадках» можно найти полный набор аргументов, выдвигаемых против традиционных ценностей. Геккелевские рисунки стали источником вдохновения для поэтов-символистов, современного искусства и эстетики авангардного модернизма. «Геккелианство» связано сложными взаимоотношениями с фашизмом, модернизмом и позитивизмом.

Утверждение «геккелизма» в скандинавских странах

В Скандинавии дарвинизм, по крайней мере в популярной форме, по сути являлся «геккелизмом». Вульгарные экстраполяции Геккеля - как вербальные, так и визуальные - были просты для восприятия. В 1907 году, еще до того, как появились первые издания классических книг Геккеля и Дарвина на финском языке, один из современников писал:

«Но еще более ревностно настроенными оказались его [Дарвина] сторонники, особенно вышеупомянутые Гексли из Англии и Эрнст Геккель из Германии. Последний особенно способствовал стремительному распространению "дарвинизма" на европейском континенте … Без сомнений, именно Геккелю наша широкая публика обязана знакомством с "дарвинизмом" » [курсив добавлен].

О том, какое влияние имели геккелевские взгляды и идеи на современников, можно судить по следующему факту: недавно дом-музей Геккеля выпустил каталог почти 40 000 присланных ему писем и написанных им ответов. Кроме этого, примечательную переписку Геккеля мы обнаружили в Финляндии. В частности, наше внимание привлек основатель финской генетики и евгеники Гарри Федерлей. Антропология в Финляндии не была заражена расовой гигиеной. Темой переписки не были «саамы», «цыгане», «евреи» и т.д.: вместо этого обсуждались «дегенераты», «слабоумные», «сумасшедшие», «алкоголики» и «преступники».

Обзор шведской переписки Геккеля приводит к следующему заключению:

«Серьёзной критики геккелевских идей в письмах практически не встретишь. Геккель вел переписку со многими передовыми шведскими учёными и культурными деятелями, поэтому, скорее всего, и философские идеи монизма, и дарвинизм проникли в Швецию благодаря популярности книг Геккеля».

Большинство из 39 шведских корреспондентов Геккеля состояли членами Шведской королевской академии наук - той самой, которая избирает Нобелевских лауреатов. Здешние поклонники геккелевских взглядов также придерживались разномастных политических убеждений.

Заключение

Говоря о «геккелианстве», мы вновь и вновь вспоминаем слова из 1-го послания Коринфянам 12:23: «И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения».

Прямо противоположные представления формировались в переломные годы распространения эволюционной идеологии. Это была насильственная интеллектуальная революция. Вместе с данной идеологией принимались такие воззрения, от которых нынешние апологеты эволюции попросту отшатнулись бы. Геккеля вознесли на «седалище Моисеево» и вручили ему «ключи разумения». Биогенетический закон, линейная эволюция культур, самопроизвольное зарождение жизни, отрицание энтропии и ламарковские механизмы склонили чашу весов в сторону теории эволюции.

Были ли рисунки Геккеля сознательной фальсификацией, или же он сам не замечал собственных стремлений выдать желаемое за действительное? Трудно сказать. Однако ясно одно: геккелевский материализм и откровенная антихристианская и антисемитская риторика оказались востребованы. Учение Геккеля было принято чуть ли не как эвристический принцип, не ограничивающийся эмбрионами и рекапитуляцией.

Эрнст Геккель был дарвинистом-демагогом, а научное сообщество проявило преступное легкомыслие, воспроизводя его фальсификации. «Саморегуляция» процесса научного исследования, может, и позволяет исправить какие-то мелкие погрешности, но она слишком уж либеральна к ошибкам, допускаемым для того, чтобы доказать «нужную» теорию. В результате учёные лишь отцеживают комара, проглатывая при этом верблюда.

Удалось ли «геккелизму» покорить и другие страны? Об этом сможет свидетельствовать огромное количество всё ещё неисследованных писем, хранящихся в архивах дома-музея Геккеля в Йене.

Благодарности

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Статья написана на основе следующих изданий: Ojala, P.J., Haeckelian legacy of popularization - vertebrate embryos and the survival of the fakest, Challenges for Bioethics from Asia , Fifth Asian Bioethics Conference (Tsukuba, Japan), Eubios Ethics Institute Vol. 5, pp. 391- 412, 2004; а также Ojala, P.J., Vahakangas, J.M. and Leisola, M., Evolutionism in the Haeckelian shadow - Harry Federley, the father of the Finnish genetics and eugenics legislation, as a recapitulationist and a Monist propagator, Yearbook for European Culture of Science (Stuttgart, Germany) 1(1):61-86, 2005.
  2. Sander, K., Ernst Haeckel’s ontogenetic recapitulation: irritation and incentive from 1866 to our time,Annals in Anatomy 184:523 533.2002.
  3. Собрание писем Ч. Дарвина онлайн, документ 4555 от июля 1864.
  4. http://www2.uni-jena.de/biologie/ehh/haeckel.htm - 7 августа 2005 г.
  5. Breidbach, O., The former synthesis - Some remarks on the typological background of Haeckel’s ideas about evolution,Theory in Biosciences 121:280-296, 2002
  6. Darwin, C.,The Origin of the Species, 6th London edition, 1872; introduction to Part II. Цит.по: Ч.Дарвин, «Происхождение видов», 1872;вступление к части II -http://charles-darwin.narod.ru/chapter14.html - 25марта 2009.

Немецкий естествоиспытатель, способствовавший развитию и пропаганде естественно-исторического материализма. Последователь Чарльза Дарвина. Образование получил в Берлинском, и Вюрцбургском университетах. В 1857 г. защитил докторскую диссертацию «О тканях речного рака». С 1861 г. – приват-доцент, а в 1862-1909 гг. – профессор Иенского университета. Э. Геккель – автор ряда оригинальных исследований по зоологии беспозвоночных, филогенезу растений, животных и по др. вопросам биологии. Эти исследования и в особенности монографии «О радиоляриях» (1862), «Об известковых губках» (1872), «О медузах» (1880), «Систематическая филогения» (1894-96) характеризуют Э. Геккеля как одного из крупнейших биологов 19 в. Однако наибольшую известность имеют его книги и статьи, посвященные обобщению и популяризации достижений естествознания, в особенности эволюционной теории. Из этих работ наиболее известны: «Общая морфология организмов» (1866), «Естественная история мироздания» (1868), «Антропогения, или история развития человека» (1874) и в особенности «Мировые загадки» (1899) и «Чудеса жизни» (1904). Геккель автор термина «экология».

На основе теории Чарльза Дарвина Э. Геккель развил учение о закономерностях происхождения и исторического развития живой природы. Значение этого учения видел в том, что оно позволяет систематически проследить историческую связь родственных групповых органических форм и изобразить ее в виде «родословного древа». Э. Геккель сформулировал теорию гастреи, согласно которой все многоклеточные животные произошли от одного общего предка – гипотетического первобытного существа, представляющего собой плавающий при посредстве ресничек двойной мешок, названный им «гастрея». Фактически данные, лежащие в основе этой теории, принадлежат русскому ученому А. О. Ковалевскому, работы которого Геккель тщательно изучал. Однако Ковалевский, как это отмечал Илья Ильич Мечников, относился всегда сдержанно к теории гастреи Э. Геккеля. Ключом к пониманию филогенеза, по мысли Геккеля, является изучение индивидуального развития живых организмов – онтогенеза. В связи с этим Геккель сформулировал и обосновал в виде биогенетического закона развитое еще Дарвином представление о связи между филогенезом и онтогенезом. Э. Геккелю принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом промежуточной формы между обезьяной и человеком – питекантропа, мысль, блестяще подтвердившаяся впоследствии (в 90-х г. 19 в.) находкой на острове Ява остатков такой формы. Большой заслугой Э. Геккеля является также и то, что он пополнил многими новыми фактическими данными систематику, морфологию и др. разделы биологии. Э. Геккель, стремясь примирить дарвинизм с ламаркизмом, считал, что изменчивость биологических видов является результатом взаимодействия между приспособлением и наследственностью. Э. Геккель подчеркивал определяющую роль внешней среды в жизни и развитии живых организмов, в частности в происхождении наследственных изменений. Он признавал возможность наследования признаков, приобретаемых организмами в течение их индивидуальной жизни. Отстаивая и развивая дарвинизм, Геккель подверг резкой критике Р. Вирхова, когда тот выступил против преподавания эволюционной теории в учебных заведениях.

Э. Геккель – один из наиболее прогрессивных ученых конца 19 – начала 20 вв., представитель естественно-исторического материализма. Однако в ряде случаев он отходил от материализма. В некоторых своих высказываниях он приближался к кантианству, например, говоря о непознаваемости субстанции. Сам Э. Геккель называл свое мировоззрение «монизмом», отрекался от названия «материалист», отстаивал союз науки с религией.

Э. Геккель был одним из основоположников и идеологов «социального дарвинизма». Неправомерно распространяя законы живой природы на явления общественной жизни, он объясняет например, разделение общества на классы действием естественного отбора, классовую борьбу – действием закона борьбы за существование и т. д. Выступая с защитой преподавания дарвинизма, Э. Геккель пытался «реабилитировать» его в глазах государства, доказывая, что дарвинизм, по существу является якобы антисоциалистическим учением. Общество Э. Геккель сравнивал с организмом и считал, что улучшение общественного строя возможно на основе расширения знаний в области биологии и антропологии. Одобряя с помощью расистских аргумент европейскую колониальную политику, Э. Геккель говорил, будто т. н. дикари (австралийцы, веды, акка и др.) в интеллектуальном отношении стоят ближе к обезьянам и др. высшим млекопитающим, чем к культурным европейцам. Этим взглядам соответствовало и его положительное отношен к политике Бисмарка, а в конце жизни – шовинистические настроения во время первой мировой войны.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.

Эрнст Генрих Филипп Август Геккель родился 16 февраля 1834 года в провинции Потсдам, которая на тот момент была частью Пруссии. Учился в «Cathedral High School» в Мерзебурге. После окончания школы в 1852 году Геккель продолжил обучение в сфере медицины в Берлине и Вюрцбурге. Позже он поступил в Йенский университет, в котором под руководством Карла Гегенбаура защитил докторскую диссертацию по зоологии. Будучи студентом, Геккель проявлял интерес к эмбриологии. В 1857 году Геккель получил учёную степень доктора медицины и получил лицензию на занятие собственной практикой. Но профессия врача перестала нравиться Геккелю сразу после того, как он познакомился со своими первыми пациентами.

Карьера

С 1859 по 1866 годы Геккель работал с такими видами животных как кольчатые черви, губки и лучевики. Во время путешествия по средиземноморскому району он открыл более 150 новых видов лучевиков. А между 1859 и 1887 годами открыл тысячи новых видов. В 1862 году Эрнест Геккель стал преподавателем сравнительной анатомии в Йенском университете, и эту должность он занимал в течение 47 лет до 1909 года. В 1866 году Геккель вместе с Германом Фолом посетил Канарские острова, где познакомился с Томасом Хаксли, Чарлзом Дарвином и Чарлзом Лайелем.

Геккель предложил улучшенную версию биогенетического закона Этьена Серреса, в которой он утверждал, что существует тесная связь между биологическим развитием организма, или онтогенеза, и их эволюцией и филогенезом. Для иллюстрации биогенетического закона Геккель использовал рисунки эмбрионов и предложил концепт гетерохронизма – изменения времени развития плода в течение эволюции.

Идея Дарвина о происхождении видов повлияла на написанную в Германии Геккелем работу с названием «Естественная история творения».

В 1866 году Геккель публикует книгу «Общая морфология организмов», которая являлась обобщением идеи Дарвина, немецкой философии природы и эволюционной теории Ламарка, которую Геккель соответственно назвал «Darwinismus». Он использовал морфологию для новой трактовки теории эволюции из-за того, что не было достаточного количества органических остатков для развития эмбриологии, которые можно было использовать как доказательство родственных отношений. Он даже пошёл дальше и утверждал, что происхождение человечества можно отследить до Южной Азии, откуда происходят первые люди. Он полагал, что приматы из Южной Азии имеют большое сходство с людьми. Он также отказался от идеи Дарвина о том, что приматы Африки имели сходство с человеком.

Геккель полагал, что часть древнего материка Гондваны в Индийском океане была истоком развития человечества, которое позже переместилось в другие части мира. В своей книге «История создания» Геккель описывает пути миграции, которые первые люди использовали, выбравшись из Гондваны.

Количество рисунков Геккеля насчитывает более 100 экземпляров, среди которых изображения животных, а особенно водных животных.

Геккель также занимался философией и написал такие работы: «Загадка» и «Загадка Вселенной и свобода обучения и преподавания».

Личная жизнь и смерть

В 1867 году Геккель женился на Агнес Хушке. У пары было двое дочерей – Эмма и Элизабет, а также сын по имени Вальтер. После смерти жены в 1915 году Геккель стал морально неустойчивым. В 1918 году он продал свой большой дом «Фонду Карл Цейс». Умер Эрнст Геккель 9 августа 1919 года в Германии.

Основные работы

«Radiolaria» (1862)
«Siphonophora» (1869)
«Monophyletischer Stambaum der Organismen из «Generelle Morphologie der Organismen»» (1866)
«Natürliche Schöpfungsgeschichte» (1868)
«Monera» (1870)
«Calcareous Sponges» (1872)
«Freie Wissenschaft und freie Lehre» (1877)
«Deep-Sea Medusae» (1881)
«Indische Reisebriefe» (1882)
«Siphonophora» (1888)
«Deep-Sea Keratosa» (1889)
«Radiolaria» (1887)
«Die systematische Phylogenie» (1894)
«Die Welträthsel» (1895-1899)
«Über unsere gegenwärtige Kenntnis vom Ursprung des Menschen» (1898)
«Aus Insulinde: Malayische Reisebriefe» (1901)
«Kunstformen der Natur» (1904)
«Wanderbilder» (1905)