Происхождение славян. Скифы

Антропологи МГУ имени М.В. Ломоносова высказали предположение, что генофонд скифов был сформирован на основе местных племен с некоторым участием популяций, мигрировавших в регион Северного Причерноморья из Центральной Азии. Последние открытия окончательно хоронят миф о том, что скифы были предками славян. Свои результаты ученые опубликовали в журнале American Journal of Physical Anthropology.

Сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова провели сравнительный анализ различных краниологических серий по частотам неметрических признаков на черепе для оценки генетической преемственности между скифами Северного Причерноморья и популяциями бронзового века Восточной Европы и Центральной Азии.

«Сегодня существует две основных гипотезы происхождения скифов: либо они пришли на территорию Северного Причерноморья из Центральной Азии и коренное индоевропейское население было ими завоевано и ассимилировано, либо скифы генетически связаны со срубной культурно-исторической общностью — этнокультурным объединением племен эпохи поздней бронзы (XVI—XII века до н.э.), распространенным в степной и лесостепной полосах между Днепром и Уралом», — рассказал один из авторов публикации, Алла Мовсесян.

Краниологическая серия — это группа черепов из одного или нескольких близко расположенных могильников, принадлежащих одному этносу или одной археологической культуре, а дискретно-варьирующие, неметрические признаки отражают анатомические вариации в строении черепа. Это различные дополнительные или непостоянные отверстия, непостоянные швы, отростки, кости в родничках и швах черепа. Считается, что эти признаки имеют наследственную природу и могут служить характеристикой генофонда популяции, поскольку матрицы генетических расстояний между популяциями, построенные по неметрическим признакам, коррелируют с матрицами генетических расстояний между теми же популяциями, построенными по данным о молекулярно-генетических маркерах. Следовательно, при изучении древних популяций сравнительный анализ неметрических признаков на черепе может служить в какой-то степени альтернативой ДНК-исследованиям.

«В отличие от исследования ДНК на костном материале, которое все еще является довольно сложным и дорогостоящим процессом, использование неметрических признаков на черепе позволяет проводить популяционно-генетический анализ неограниченно большого количества ископаемого материала, что очень ценно для исследования проблем этногенеза различных народов», — пояснила Мовсесян.

Для определения степени различий между популяциями по частотам неметрических признаков антропологи использовали статистический метод, известный как mean measure of divergence (метод оценки степени дивергенции): на основании данных о частотах неметрических признаков были вычислены генетические расстояния между популяциями. Полученные результаты позволили предположить, что обе гипотезы этногенеза скифов частично верны: скифский генофонд сформировался на основе потомков местной срубной культуры бронзового века и популяций, мигрировавших из Центральной Азии.

Одним из устойчивых мифов является представление о скифах как о предках славян, несмотря на то, что ученые уже давно выяснили, что между двумя племенами практически нет преемственной связи. «Согласно гипотезе Бориса Рыбакова, изложенной в книге "Геродотова Скифия", часть скифских племен, так называемые скифы-пахари, возможно, приняла некоторое участие в этногенезе славян в силу длительной географической близости. Однако представление о том, что скифы являются прямыми предками славян, не подтверждается ни археологическими, ни антропологическими, ни генетическими или лингвистическими данными», — уточнила Мовсесян.

Тема: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».

Дата: 4.01.2015.

Цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с родословной народов Евразии, установить родину индоевропейцев;

Определить место предков славян среди индоевропейцев;

Рассказать о Великом переселении народов.

Развивающие:

Развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;

Формировать навыки работы с картой;

Продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;

Совершенствовать технику и культуру речи детей;

Развивать умение делать выводы, слушать и слышать.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и государства.

Оборудование урока: учебник, доска, мел, карта «Расселение славянских племен», презентация «Индоевропейцы. Исторические корни славян».

Форма урока – традиционная.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

    Кто такие индоевропейцы. Родословная народов Европы.

    Место предков славян среди индоевропейцев.

    Первые нашествия.

    Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов.

    Основание Киева.

    Соседи славян.

Ход урока:

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Орг. момент

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Староста, назови, пожалуйста, отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Староста называет отсутствующих.

    Проверка домашнего задания

(15 мин.)

Тема нашего прошлого урока «История как наука».

Работаем с вопросами.

    Что такое история?

    На основании чего мы делаем выводы о жизни людей в прошлом?

    Какие виды исторических источников вы знаете?

    Какие вспомогательные исторические дисциплины вам известны? Что они изучают?

Отвечают на вопросы.

    Изучение новой темы

(25 мин.)

Тема урока: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».

1.Индоевропейцы – это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу. С юго-востока началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, постирались от Атлантики до Индии. Поэтому их назвали индоевропейцами.

В IV - III тыс. до н.э. былая общность индоевропейцев начинает распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов, западноевропейскую, славянскую и балтскую.

Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами. Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви – угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера – мордва, удмурты, мари, коми. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки турок и монголов. Их потомки – калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины.

2.Во II тыс. до н.э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течении ряда веков одно целое. И резко отличались от Индии, тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе. В середине II тыс. до н.э. обособились германские племена, а балты и славяне составили общую балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы передвинулись к западу, а на юге расселились греки и италики.

Центром расселения славянских племен стал бассейн реки Вислы.

На рубеже II и I тыс. до н.э. в Европе появились новые человеческие общности. Свое место среди них заняли предки славян.

3.Киммерийцы – кочевые племена индоиранцев.

Скифы – с VI по IV вв. до н.э. – ираноязычные кочевники. Создание Скифской державы.

Со II в. до н.э. появляются орды сарматов – захватывают земли Скифской державы.

4.Великое переселение народов III IV вв.

Во II III вв. через земли балтов и восточных славян готы прошли в степи современной Украины и прожили там 2 столетия.

С 370-х гг. началось нашествие гуннов. Сражение на Каталаунских полях – 451 г.

Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, - в бассейне Днепра и Днестра – сложился мощный союз восточнославянских племен, которых назвали антами.

5.Летопись о Кие, Щеке и Хориве.

6. Середина VI в. – появление многочисленной тюркской орды – аваров.

Конец VIII в. – разгром франками аваров и приход с востока хазаров. Образование Хазарского каганата.

Слушают.

Записывают в тетрадь определения и даты.

    Закрепление

(3 мин.)

Работа с вопросами – стр. 24.

    Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев?

    Почему распался антский племенной союз?

    Как связаны между собой Скифская держава и предки славян?

Отвечают на вопросы.

5.Выставление оценок и объяснение домашнего задания

(1мин.)

Параграф 1. Вопросы стр. 24.

Записывают в дневник.

младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал город, названный в его честь Киевом. Затем он побывал в Царьграде (так называли на Руси столицу Византии Константинополь) и был там принят императором с большой честью. Возвращаясь, осел со своей дружиной на Дунае, где основал городок. Позднее Кий вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега.

В этом сказании есть все, о чем говорят и греческие историки: попытка византийского императора установить со славянским вождем мирные отношения, стремление освоить новые земли по Дунаю, борьба с местными славянами. Археологи же подтверждают, что действительно в V - VI вв. на Киевских горах существовало укрепленное поселение, среди этих гор имелись Щековица и Хоревица; речка же, протекавшая поблизости, называлась Лыбедью.

Но не только на юг, на Балканы рвутся славянские дружины. В колонизационный поток вовлекаются большие массы славян Центральной и Восточной Европы - от Балтики до Карпат.

Из бассейна Балтики часть славянских племен двигалась на запад, на земли ушедших в глубь Европы германцев. Другая их часть заселила земли, расположенные к востоку, - вплоть до берегов озера Ильмень и реки Волхова.

Здесь, на перекрестке древних торговых путей от берегов Балтики на восток и юг, встретились два славянских переселенческих потока - с запада и с юга. Так проходило формирование мощного славянского центра в Приильменье, где позднее возник племенной союз новгородских словен.

Между закарпатским и дунайским центрами расселения славян и их восточнославянскими родичами, жившими по Днепру, Десне и Южному Бугу, существовали тесные связи. Через всю

Памятник основателям Киева

Восточную Европу протянулись в V - VI вв. крепки нити, связывавшие славянство. Переселенчески процессы стали рычагом формирования славянски племенных союзов.

Соседи славян. Недолог был расцвет антского племез ного союза. В середине новая волна кочевники^ вышла из глубин Азии, то были авары. Эта многочисленная тюркская орда, продвинувшись в Восточную Европу, вела войны с Византией и наконец осела в дунайских долинах и на склонах Карпатских гор.

Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные земли восточных славян. С горечью писал летописец о том, что авары примучивали славян, издевались над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов

и лошадей.

В течение VI - VII вв. славяне то воевали с аварами, то заключали с ними мирные договоры. Во время таких переговоров был вероломно убит один из славянских вождей по имени Мезамир. Об этом рассказали византийские авторы.

Быстрый упадок кочевой державы аваров начался после их разгрома франками в конце VIII в. Окончательно добила аваров новая тюркская орда с востока - хазары. Они прошли через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняли территории в предгорьях Кавказа и на долгие столетия стали опасными соседями восточных славян.

Славяне сумели выстоять. Лишь часть их племен на левобережье Днепра, а потом в Окско-Волжском

с угро-финскими и окско-волжскими народами - буртасами, мордвой, марийцами и др.

Владыка хазар именовал себя каганом - ханом ханов. В устье Волги была основана столица Хазарии - город Итиль. В дальнейшем многие хазары перешли к оседлому образу жизни. Одни из них первыми, и единственными, на территории Восточной Европы приняли иудаизм, другие - мусульманство. С восточными славянами у хазар сложились соседские,

но непростые отношения. Через Хазарию шла славян-

ская торговля с Востоком. Немало славянских купцов

торговало и в Итиле. Мирные отношения перемежа-

лись военными конфликтами, потому „что

стремились освободить свои юго-восточные террито-

рии и левобережье Днепра от хазарского владычества.

В то время, когда хазары обживали территорию

Нижней Волги, Подонья и Северного Кавказа, они

пришли в соприкосновение с болгарами - тюркской

ордой, также вышедшей из Азии.

Что гнало их из глубин Азии, из Южной Сибири на

завоевание европейских пространств? Усилившиеся

тюркские племена стремились занять лучшие, чем

прежде, жизненные позиции. Но в Юго-Восточной

Азии господствовала мощная Китайская империя.

На западе, вдоль южной кромки Сибири, стояли не-

проходимые горные хребты, на севере сплошным мас-

сивом шли тайга и тундра. Оставался один путь - на

через проход между Уральскими

и Каспийским морем. И через него, как через жерло

огромной пушки, периодически «выстреливались»

кочевые орды, группировавшиеся на просторах хо-

лодной и трудной для жизни Сибири. Кочевники шли

за новой, лучшей жизнью, и они точно знали, куда

идут и чего хотят. Торговцы, воины, пленные от села

к селу, от города к городу, от земли к земле несли

сведения о жизни людей в других краях, и вожди

кочевых народов устремляли своих коней в поход.

Болгары во главе с ханом Кубратом в Причерномо-

районе греческих городов-колоний,

в конце VI - начале VII в. государство Великую

Болгарию, Не выдержав давления хазар, оно рас-

палось. Часть болгар после смерти Кубрата продви-

на север и создала новое государство -

Волжскую Вулгарию, которая встала в дальнейшем на восточных границах Руси, заняв земли по среднему течению Волги и низовьям Оки и Камы. Другая часть болгар осталась на месте, приняла власть хазар и перешла к оседлому образу жизни.

Остальная болгарская орда во главе с ханом Аспарухом в конце VII в. ушла на запад и осела на Балканском

полуострове, в землях племенного союза склавинов. В дальнейшем болгары перешли к оседлости, растворились в многолюдной земледельческой славянской среде, восприняли славянский язык и дали начало уже славянской Болгарии на Балканах.

2. Какие следы былой общности индоевропейцев вам известны?

3. Сравните темпы развития евразийского населения и народов Средиземноморья, Западной Азии, Северо-Восточной Африки. Сделайте выводы из сравнения.

4. Как вы считаете, главным регулятором человеческого развития были объективные или субъективные факторы?

5. Как вы представляете себе место предков славян среди индо-

европейских народов? г /о -

6. В чем состояла историческая роль предков славян в период нашествия кочевых орд с востока?

7. Как связаны между собой Скифская держава и предки

предков восточных славян? /8 м -

9. Почему распался антский племенной союз?

10. Какое значение имело соседство восточных славян с хазарами и Великой Булгарией?

Восточные славяне в VIII - IX вв.

С чего начал рассказ о Руси Нестор-летописец. В нача-

ле XII в. в одной из келий Киево-Печерского монастыря трудился замечательный русский летописец, монах Нестор. Там он создал свой знаменитый труд

* Повесть временных лет», в котором рассказал об истории восточных славян, о возникновении Древнерусского государства. Его, как и нас сегодня, в первую очередь интересовало, откуда же взялись славяне, как они жили и развивались среди других народов Земли. Поэтому первыми словами летописи Нестора было: Откуду есть пошла Русская земля...

Нестор обратился к древним русским летописям, сказаниям, легендам, историческим документам. Он был сведущ в сочинениях авторов других стран, в том числе византийских. От правления князя Кия летописца отделяли примерно 500 лет, столько же, сколько нас отделяет от времен правления Ивана Грозного. Для истории это не такая большая глубина.

Нестор удивительно точно определил истоки вое точного славянства. Он поместил славян на Дунае,

посчитав эту территорию прародиной славян. Отсюда, пишет Нестор, они разидошася по земле и прозвашася имени своим. Упоминает он и землю скифов и хазар, где могли жить славяне.

родов и в представлении, что славяне появились на территории Поднепровья, в междуречье Оки и Волги, на Русском Севере и в Приильменье в результате миграций.

Заметил он и то, что искони славяне жили в окружении многочисленных местных народов, которые также с древности осваивали эти земли. Нестор упоминает соседей славян. Это чудь (эсты), литва, летгола, земигола - балтийские народы; мурома, весь, мордва, меря, пермь, печора, емь, корела, югра - угро-финские народы.

Особенно подробно рассказывает Нестор о восточнославянских племенах накануне их объединения в единое государство Русь. Эти сведения в дальнейшем были подтверждены данными археологии, лингвистики, антропологии, а также иностранными письменными источниками.

Восточнославянские племена в VIII - IX вв. В течение VIII в. на территориях, где жили сначала индоевропейское, позднее балто-славянское и, наконец, славянское население, а еще позднее уже население, говорившее на славянском языке, шло формирование из родственных племен крупных племенных союзов наподобие антского. К тому времени их появилось по меньшей мере 15. В Среднем Поднепровье,

Нестор-летописец.

Скульптор М.М. Антокольский

Реконструкция М.М. Герасимова

Женщина из племени мери.

Реконструкция Е.В. Веселовской

этой южной колыбели восточного славянства, сложился мощный племенной союз полян (жителей полей). Их центром стал город Киев. На севере от полян жили новгородские словене. Их главными городами со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне (жители лесов). Их главным городом был Искоростень. На территории современной Белоруссии разместились дряговичи (жители болот, от слова «дрягва» - «болото», «трясина»). На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на опольях (свободных от леса больших полевых участках), расселились вятичи. Их главными городами стали Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами обитали кривичи. Их главный город - Смоленск. Полочане получили свое имя от реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм и Сула, прозвали северянами. Их главным городом со временем стал Чернигов/По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, расселились волыняне и бужане, а между Днестром и Дунаем - уличи и т иверцы, граничившие с землями Болгарии. В летописи говорится также о племенах хорватов и дулебов, обитавших в Подунавье и Прикарпатье.

Нестор упоминает, что радимичи и вятичи пришли от ляхов, т. е. с территории будущей Польши» Вспомним, что земли по реке Висле испокон веков были центром, откуда расселялись славяне. Утверждаясь на новых землях, славянские племена теснили местное население. Так, Ростов был поначалу главным поселением мери, Белоозеро - веси, Муром - муромы. Племена балтов и угро-финнов продолжали соседствовать со славянами.

Между славянами и окрестными племенами случались столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими. Славяне не навязывали соседям свои обычаи и не вторгались в их внутреннюю жизнь. Против внешних врагов они зачастую выступали заодно.

Славяне и их соседи в VII - IX вв.

На рубеже VIII - IX вв. поляне освободились от власти хазар и перестали выплачивать им дань. Племена радимичей, северян и вятичей еще оставались в зависимости от Хазарии.

Нестор красочно описывает освобождение полян от хазарской неволи. Когда хазары в очередной раз потребовали у славян дань от дыма, т. е. от каждого дома, то в ответ получили меч. Хазарские вожди сказали своему кагану: Не добра дань та, княже: мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель.

Хазары отступились. За этой легендой стоит суровая реальность - упорная борьба полян за независимость своих земель. --

Хозяйство восточных славян. Нестор заметил, что наиболее цивилизованными были жители Среднего Поднепровья - поляне, а вот древляне живут звери ным образом, едят все нечистое. И действительно, на черноземах Среднего Поднепровья, в условиях благоприятного климата, на торговой днепровской дороге, при постоянных контактах с более развитыми южными соседями - греческими городами в Причерноморье и Византией - сосредоточилось население, развилось пашенное земледелие, совершенствовались животноводство и коневодство, зарождалось огородничество. Здесь раньше, чем в других славянских землях, научились добывать руду и выплавлять железо. Развивались кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообделочное и другие ремесла.

В земледелии стали применять рало с полозом -

деревянный плуг с железным лемехом и железные серпы. Для перемалывания зерна вместо каменных зернотерок использовались большие жернова. Получили распространение двухпольные и трехпольные севообороты, при которых часть земли периодически «отдыхала», а другая часть засевалась озимыми и яровыми культурами. В практику вошло унавоживание почвы. Все это повышало урожайность и делало жизнь людей более обеспеченной.

Поляне прекрасно знали наиболее удачное время для тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев. У них появился хорошо разработанный земледельческий календарь.

Рядом с селениями поднепровских славян лежали прекрасные заливные луга, на которых паслись крупный рогатый скот, овцы, козы. Жители разводили свиней, гусей и кур. Тягловой силой были волы, но все шире в хозяйстве применялись лошади. Коне водство , в том числе поставка лошадей для дружин, превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. Вследствие обилия рек и озер, богатых рыбой, рыболовство являлось для славян существенным подсобным промыслом.

Славяне были не только прилежными земледельцамйТГживотноводами, но и опытными охотниками.

Они охотились на лосей, кабанов, оленей, серн, лесную и озерную птицу, добывали пушного зверя. Леса изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценный мех (скора) шел на обмен и на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию, являлся мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, до появления металлических денег был платежным средством. Не случайно в государстве Русь монеты назывались кунами (куницами).

С ранней весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много меда и воска, который высоко ценился при обмене. Из меда делали хмельные напитки, его использовали при изготовлении пищи.

Разные восточнославянские племена имели свои особенности в хозяйственном развитии. Новгородские словене в своем лесном, речном и озерном крае не знали такого развития земледелия, как поляне. Зато разветвленная водная транспортная сеть связывала их,

с одной стороны, с Балтийским побережьем, Скандинавией и странами Северной Европы, а с другой -

с днепровской дорогой, ведущей в Византию и на Бал-

каны, и с волжской, через хазарские кордоны, - к Каспийскому морю, в Закавказье и Среднюю Азию. Поэтому здесь бурно развивались мореходство, торговля и ремесло, процветали пушной промысел и рыболовство.

Древляне, вятичи и дряговичи жили среди лесных чащ, вдоль берегов рек, на лесных опушках. Ритм хозяйственной жизни здесь был замедленным. Для пашни и лугов у природы приходилось отвоевывать каждую пядь земли. Здесь не было вражеских нашествий, но не было и постоянных контактов с более цивилизованными народами. В IX в. жизнь в этих краях текла так же неторопливо, как и сотни лет назад.

Предпосылки к образованию государства. Хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных славян, на появление у них стремлений к созданию государства. Русское слово

«государство» происходит от слова «господарь», «государь» («хозяин», «владыка»). Это понятие изначально было связано с властью вождя. Таким властителем у восточнославянских племен стал племенной князь. Государство же означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живет тот или иной народ, все родственные племена, где силой, где по доброй воле.

Государство - это власть князя и его соратников, это войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги. Частью государственной системы являлась религия, которая духовно объединяла людей, цементировала общество.

В восточнославянских землях первые признаки государственного устройства (вожди, военные дружины, дальние походы) проявились еще во времена антов и Кия, но они были подорваны аварским нашествием. Бурные общественные процессы происходили у полян и новгородских словен. Распадалась родовая община. Семья во главе с мужчиной стала в центр жизни общества. Благодаря прогрессу хозяйства она могла теперь обеспечить себя самостоятельно - накормить, обуть, одеть, построить жилище. Родовая собственность (общая пахотная земля) разделялась на отдельные семейные владения. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Исполь-

и обоюдоострые стальные мечи, люди расширяли власть над природой, усиливали свою военную мощь. Однако наряду с личными владениями продолжали существовать общие владения - озера, лесные угодья, выгоны для скота. В общине стали жить не кровные родичи, а соседи. Для отдельных семей, где было больше мужчин, появилась возможность освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные излишки и часть их обменять на нужные предметы, продать.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей и старейшин,

На протяжении многих лет скифы считались непосредственными предками славян. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Скифов всегда называли варварами, грабителями и разбойниками. Они разрушители и варвары. Но это было так лишь отчасти. В основном это мнение европейцев, пострадавших от нападений.

По данным ученых, скифы появились на территории Северного Причерноморья. Они заселили земли между Дунаем и Доном. С течением времени этот народ создавал племенные союзы (наподобие таковых у восточных славян), ходили войной на некоторые города Азии и, возможно, Европы.

Скифы торговали с греческими колониями. Вообще этот народ был очень развитым для своего времени (и в торговле, и в культуре). Но однажды им пришлось уйти от других племен, которые хотели их поработить, на север. И на своем пути скифы встретились со славянами. Постепенно две этих общности смешались и проникли друг в друга.

Поэтому то, что скифы – предки славян, не является достоверным фактом.

Информация о жизни скифов дошла до нас благодаря легендарной Велесовой книге (она состоит из дощечек, на которых начертаны знаки). Также некоторые данные получены при археологических раскопках.

Описание скифов принадлежат и Геродоту (пятый век до нашей эры, Греция). Он разделял этот народ на земледельцев и кочевых. По данным историка, также прослеживается, что место прародины древних славян просто-напросто совпало с местом «обитания» скифов. У славян в то время уже появлялся свой собственный язык. А греки, кстати, после ухода скифов продолжали называть ими и славян. Вот откуда и пошла эта путаница.

Также есть сведения, что восточные славяне сами страдали от нападений скифов. Насколько это является правдой, мы точно сказать не можем.

Таким образом, скифы плавно вошли в состав славянского народа. Хотя изначально это были два самостоятельных этноса. За сотни лет произошло смешение и языков, и культуры, традиций. Поэтому даже часть слов в русском языке, оказывается, пришла к нам именно из скифского языка.