Игорь честин. Игорь Честин, директор WWF России Игорь честин фонд дикой природы

Российским представительством Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин руководит с 1996 года, параллельно успевая по нескольку месяцев в году проводить в экспедициях, писать статьи и монографии, летать с континента на континент и делиться опытом с коллегами из других общественных и природоохранных организаций. В интересе к природе на редкость последователен: в ранней юности подрабатывал пастухом и даже воинскую специальность имеет с редким биологическим уклоном — «зоолог-эпидемиолог». Любит проводить время с детьми, путешествовать в горах и наблюдать за дикими животными в естественной среде обитания. Последнее — принципиально: свои достижения Игорь, помимо прочего, измеряет числом (около 500) лично задержанных браконьеров. Участник проекта «Сноб» с мая 2009 года.

Город, в котором я живу

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Мама — инженер, папа — врач-хирург.

Где и чему учился

Начинал учиться на химико-биологическом факультете Калининского государственного университета, перевелся и закончил биофак МГУ (специальность - зоология и ботаника). В 1990-1991 годах учился в Манчестерском университете им. королевы Виктории (M. Sc., контроль за загрязнением и состоянием окружающей среды).

Служил?

Нет, старший лейтенант запаса с редкой специальностью «зоолог-эпидемиолог».

Где и как работал

В студенческие годы подрабатывал пастухом, сторожем, грузчиком, в Англии подрабатывал разнорабочим на соковой фабрике в Манчестере. С 1984 года работал на биофаке МГУ.

С 1996 года — директор WWF России.

Ученые степени и звания

Кандидат биологических наук, магистр по контролю за загрязнением и состоянием окружающей среды (Манчестерский университет, 1991), академик Российской Академии естественных наук.

Что такого сделал

10 лет проработал в экспедициях по 3-5 месяцев в году, побывал на всех континентах, написал кучу статей, несколько книг, вывел несколько общественных организаций на новый уровень работы.

Достижения

Дети (3 дочки); WWF России — крупнейшая российская природоохранная организация с большим авторитетом; охрана природы вернулась в повестку дня страны.

Дела общественные

Был председателем совета пионерского отряда, командиром Дружины по охране природы Калининского госуниверситета, командиром Дружины по охране природы биофака МГУ, доверенным лицом кандидатов в члены Верховного Совета СССР М.Я. Лемешева и А.В. Яблокова (1989), членом Общественной палаты РФ (2005-2008 гг.) и т.д.

Общественное признание

Знак «За охрану природы» ЦК ВЛКСМ, знак «Почетный работник охраны природы» МПР России, рыцарь ордена Золотого ковчега (Нидерланды), премия «Профессия — жизнь».

Важные события жизни

Приход в Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ, 1976), поступление в МГУ, рождение детей, приход в WWF.

Впервые создал и придумал

собственное определение счастья

Мой сегодняшний собеседник – , директор WWF России , кандидат биологических наук, магистр по контролю за загрязнением и состоянием окружающей среды (Манчестерский университет, 1991), академик Российской Академии естественных наук. Путешественник.

О путешествиях

Я знаю, что Вы много путешествуете… Зачем Вам это?

По двум причинам. Во-первых, конечно, по работе. Наши проекты в России располагаются от Чукотки до Баренцева моря и от Кавказа до озера Ханка. Есть зарубежные поездки с коллегами по WWF. Во-вторых, езжу в отпуск. Каждый год стараюсь бывать на западном Кавказе. Это мое любимое место. Я там делал диссертацию в 80-х годах.

Последние 5-7 лет мы с друзьями ездим в длительные поездки, чтобы посмотреть животный мир. Это серьезные поездки, предполагающие определенные научные исследования. В 2008-ом мы проехали по Южной Африке, побывали в ЮАР, Намибии, Ботсване и Зимбабве. Чуть позже путешествовали по Индии. За неделю увидели 16 тигров. У нас на Дальнем Востоке такое не случается. Встретить одного тигра за неделю – уже большая удача.

В Австралии были?

Да, в 1993 году. Был в командировке и работал на биологической станции Сиднейского университета. Участвовал в научных исследованиях.

О животное мире

Из моих собеседников Вы первым делаете такой акцент на животных. Чем они Вам интересны?

Я биолог по образованию. Уже с 6-7 знал, что стану полевым биологом и буду ездить в экспедиции.

Что хочется увидеть, усмотреть в животном мире?

Мне доставляет очень большое удовольствие наблюдение за животными в их естественной среде обитания. Примерно так же, как люди ходят в музей смотреть картины. Так вот я картины не понимаю, а животный мир понимаю.

Ваше любимое животное?

Бурый медведь. Я занимался его изучением. Знаю, как это животное живет. К сожалению, не знаю, о чем оно думает…

Для меня огромное удовольствие – смотреть за тем, как медведь ловит рыбу на Камчатке или копает корешки на Кавказе.

Вы упомянули, что животное думает. Животные действительно думают?

Конечно. Другой вопрос – как они думают. Считается, что у животных нет абстрактного мышления. Они размышляют предметно. Им снятся сны. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за спящей собакой или кошкой.

Чему человек может научиться у животных?

Естественности. Посмотрите на животное в неволе. Оно часто кажется несуразным. А когда смотришь на зверя в его естественной среде, то сразу понимаешь, насколько гармонично это животное вписано в свою среду.

А чему научиться… ? Можно попробовать научиться этой гармоничности. Научиться правильному потреблению. Что это такое? Например, тому, как есть ровно столько, сколько нужно. Научиться не занимать территорию, которая по размеру больше, чем тебе необходимо. Не истощать запасы того, от чего зависит твоя жизнь и жизнь твоего вида. Человечество давно нарушило этот баланс. Мы потребляем примерно на 35% больше, чем воспроизводится. Это путь в никуда.

Получается, мы проедаем планету?

Да. Животные этого не делают.

Но животные ничего и не производят…

Это как посмотреть. Например, травоядные потребляют траву и производят навоз, который является отличным удобрением. Это устойчивая система. Система, выстроенная человечеством, не устойчива.

О счастьи

Вы как-то сказали, что изобрели собственное определение счастья. Что такое счастье?

Для меня счастье – это уверенность в том, что ты правильно живешь. Это внутреннее состояние, которые никак не зависит от материального благополучия, семейного положения или даже здоровья. Это для меня. У других людей это состояние может достигаться самыми разными путями. Кому-то нужны деньги, кому-то обязательно нужен любимый человек рядом.

Что такое "правильная жизнь"?

Можно заменить слово "правильная" на слово "своя". Чтобы быть счастливым, надо жить своей жизнью. Ощущение счастья – это индикатор правильности твоего способа жить. Если вдруг ты перестаешь чувствовать это ощущение, значит, ты где-то сбился со своего пути.

Насколько можно доверять своему внутреннему ощущению?

Я думаю, что можно доверять. Это, кстати, еще один пункт, которому можно учиться у животных. Они умеют полагаться на свои ощущения. Отмечу, что для человека это совершенно не означает отказа от логического мышления. Я говорю о более внимательном отношении к своим ощущениям, не в ущерб мыслительным навыкам.

Что такое интуиция?

Это одно из ощущений, способ нахождения решения, минуя логическую цепочку.

Интуиция тренируема?

Конечно, как и любое ощущение. Если не загонять свои ощущения на задний план сознания, то интуицию вполне можно развить. Кстати, это классическая биология: тренируешь — развивается, не тренируешь — деградирует.

Говорят, что все животные живут в состоянии "здесь и сейчас". Вы считаете это правильным? Человек должен жить так же?

Человек – это тоже животное…. Есть ряд философских направлений (я не назову их религиями!), последователи которых живут в "здесь и сейчас". Даосизм, например. Или Чань-буддизм.

Радоваться надо каждому дню. Брать максимум ощущений и наполняться ими. Это совершенно не значит, что не надо думать о завтрашнем дне. Думать как раз надо. Но при этом важно научиться не беспокоиться о завтрашнем дне. Если ты живешь сегодня, а негативные эмоции у тебя идут из завтра или из вчера, то это неправильно.

Если бы у Вас была возможность отправиться в путешествие с любым попутчиком, то кого бы Вы выбрали? Это не обязательно должен быть реальный персонаж или наш современник.

Если перенестись в прошлое, то мне бы хотелось отправиться в путешествие с Давидом Ливингстоном , посмотреть на старую Африку. Еще очень интересны экспедиции в Тибет Пржевальского . Морские путешествия меня не особо привлекают.

Из чего для Вас состоит интересная жизнь? Из каких компонентов?

Интересная жизнь складывается из разнообразия. Оно у каждого свое. Путешествия – это тоже разнообразие. И работа тоже.

Для Вас характерно любопытство? Любознательность?

Да, характерны, но в меру. Иногда, если очень много новой информации, она перестает восприниматься.

Если бы я попросил Вас охарактеризовать себя одной фразой, то чтобы Вы сказали?

Сложно одной фразой… Но я бы, пожалуй, сказал так: "Всего понемножку ". Я не назову сферу, в которой достиг самого верха. Но количество сфер деятельности, которые мне интересны, довольно велико. Поэтому – всего понемножку.

О Фонде

Я постоянно восхищаюсь деятельностью Всемирного фонда дикой природы (WWF). Скажите, каким способом можно оказать реальное содействие вашей активности?

Самая простая помощь – это материальная поддержка. Именно поддержка частных лиц позволяет нашей организации оставаться независимой от власти и бизнеса. В мире более 60% средств поступает в WWF именно от индивидуальных сторонников. Если это затруднительно, то участие в наших акциях – сборах подписей, публичных мероприятиях и т.п.

Президент

Родился в 1962 году в Москве.

Начал высшее образование в Калининском (ныне Тверском) государственном университете в 1979 году на химико-биологическом факультете, затем перевелся на биологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова. Во время учёбы активно участвовал в работе студенческих Дружин по охране природы в Твери, а затем и Москве, в обеих избирался командиром.

В 1985 г. закончил МГУ по специальности «Зоология и Ботаника», защитив диплом по теме «Использование территории бурым медведем на Западном Кавказе» и остался работать на кафедре зоологии позвоночных животных. В 1990-1991 годах получил второе высшее образование и степень магистра по контролю за загрязнением и состоянием окружающей среды в Манчестерском университете им. Королевы Виктории (Великобритания). Тема магистерской диссертации «Возможное использование экономических методов в советской системе оценки воздействия на окружающую среду». Затем защитил кандидатскую диссертацию в МГУ по теме «Систематика и экология бурых медведей Кавказа».

Работал на биологическом факультете МГУ научным сотрудником. Принимал участие в экспедициях, курировал работу студентов, читал лекции, вел научные проекты и студенческие практики. Опубликовал более 50 научных работ, в том числе 2 монографии, в основном посвященных крупным млекопитающим.

В 1996 г. по конкурсу возглавил Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF). В то время это была небольшая организация в г. Москве со штатом сотрудников чуть больше 10 человек и годовым бюджетом 500 тысяч долларов США, полностью получаемых от других организаций сети WWF. Со временем представительство выросло в ведущую российскую природоохранную организацию, возглавляемую российским Правлением, с 7 региональными отделениями, штатом более 100 человек и бюджетом около 400 млн. рублей, значительная часть которого поступает из национальных источников.

Игорь и его коллеги являются членами Общественного Совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства энергетики, Росатома и т.д. В 2006-2008 гг. Игорь являлся членом Общественной Палаты РФ, и в 2017 г. вновь вошел в ее состав. С 2012 г. является членом Экспертного совета Открытого Правительства РФ.

Игорь неоднократно награждался различными премиями и знаками, включая знак ЦК ВЛКСМ «За охрану природы» (1986), «Зеленый человек года» (2002), Почетный работник охраны природы (МПР РФ, 2003), «Профессия – жизнь» (2006). В 2002 г. избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук. В 2004 г. Игорь был произведен в рыцари Ордена Золотого Ковчега, учрежденного Принцем Нидерландов Бернаром. В 2013 г. Указом Президента РФ удостоен звания «Заслуженный эколог Российской Федерации».

Уникальная природа Якутии – это один из самых экологически чистых уголков страны и мира. Наша республика уже зарекомендовала себя, как один из самых «зеленых» регионов России. Директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин отмечает, что Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в области сохранения природного разнообразия и охраны окружающей среды.

Особо выдающееся достижение – это система особо охраняемых природных территорий, занимающих около трети территории Республики, что, как в абсолютном (более 100 млн. га), так и в относительном выражении, превышает аналогичные показатели для остальных субъектов Российской Федерации. Созданная в Республике система ООПТ, являющаяся предметом законной гордости и образцом для других регионов пользуется постоянной поддержкой и вниманием руководства. Продолжается ее совершенствование – создаются новые, постепенно повышается природоохранный статус и расширяются площади действующих ООПТ, внедряются наиболее совершенные методы управления охраняемыми природными территориями. Помимо развития системы региональных ООПТ республиканского значения, большое внимание уделяется и развитию системы ООПТ федерального значения – Республика поддерживает создание федеральных ООПТ и сама выступает с подобными инициативами.

Большая работа осуществляется в республике и по сохранению отдельных редких и особо значимых видов. В течение ряда лет, при самом активном участии сотрудников республиканских ведомств успешно реализуется программа «Медвежий патруль», направленная на предупреждение и смягчение конфликтов человека и белого медведя, а также предотвращение браконьерства, в том числе, в ключевых районах размножения видов.

Чрезвычайно весом вклад Республики в сохранение якутской популяции сибирского журавля (стерха), достигнутый в тесном взаимодействии с коллегами из Китайской Народной Республики. Большую озабоченность в Республике вызывает и состояние популяций дикого северного оленя. Недавно Министерством охраны природы Республики была поддержана инициатива коллег из Красноярского края по внедрению специальных мер по сохранению таймырской популяции этого вида, область кочевок которой захватывает и обширные территории на западе Республики.

В Республике уделяется большое внимание восстановлению и обогащению фауны. Успешно была осуществлена реинтродукция овцебыка, вольные популяции которого в настоящее время существуют в нескольких улусах. В настоящее время Республика сама стала «донором» этого вида для интродукции в другие субъекты Российской Федерации. Не менее успешно реализуется и программа по интродукции лесного бизона, находящаяся пока на ранних стадиях, но уже осуществившая первый выпуск небольшой группы бизонов в природу.

Всемирный фонд дикой природы (WWF России) и Республику Саха (Якутия) связывают более двух десятилетий плодотворного сотрудничества, при взаимной поддержке природоохранных инициатив как той, так и другой стороны. Совместная деятельность включает в основном расширение системы особо охраняемых природных территорий (в том числе, и федерального значения) и реализацию программ, связанных с сохранением белого медведя. Весной 2017 между Республикой Саха (Якутия) и Всемирным фондом природы подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, предусматривающее дальнейшее развитие сотрудничества, в том числе продолжение совместной деятельности по созданию особо охраняемых природных территорий, приданию им международного статуса, охране белого медведя, сибирского журавля и дикого северного оленя.

Транскрипт

1 Игорь Честин, директор WWF России

2 Анализ выполнения задач государственной политики в области экологического развития и соответствующих поручений Президента Российской Федерации 13 задач 67 подзадач 12 (18%) 19 (28%) 36 (54%) выполнено выполнено частично не выполнено, выполнение идет с отставанием от планов

3 2 3 Наибольшее отставание по задачам Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду Восстановление нарушенных естественных экологических систем Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами 5 Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. 5 2

4 1 Формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти. Число заседаний Правительства РФ по вопросам реализации Основ экополитики и Госпрограмм Наблюдается снижение внимания Правительства России к вопросам политики в области экологического развития и охраны окружающей среды Количественные оценки состояния окружающей среды и экологической безопасности не используются при оценке деятельности органов государственной власти 22 May

5 1 Формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти. Эффективность экологического надзора остается на прежнем уровне 22 May

6 2 Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности 56 законов принято в гг. в области охраны окружающей среды Развитие правовой системы идет активно, но ряд законов, вт.ч. в сфере ООПТ, ослабляют требования к охране окружающей среды Процесс согласования и принятия законопроектов об ОВОС, ГЭЭ ивведениисэо, а также о защитных лесах идет с существенным опозданием Успешно идет реализация задачи по усилению ответственности за нарушением природоохранного законодательства 22 May

7 3 Обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. Формирование экологически ориентированной экономики: уровень вложений в модернизацию традиционных отраслей промышленности остается крайне низким. В учете показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии при государственном регулировании наблюдается существенное отставание 22 May

8 4 Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду. Экологическое нормирование на основе технологических нормативов идет в соответствии с графиком Снижение показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов идут медленнее, чем планировалось Динамика сброса сточных вод в природные объекты в % к 2000г. 22 May

9 4 Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду. Несмотря на введение обязательной ГЭЭ проектной документации объектов I категории, более двух лет согласовывается и не принят проект федерального закона, который: - совершенствует процедуру проведения ГЭЭ; - приводит в соответствие процедуру ОВОС с международно-правовыми актами; - создает нормативно-правовую базу СЭО. Реализация мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации идет со значительным отставанием 22 May

10 5 Восстановление нарушенных естественных экологических систем Инвентаризация и установление районов с неблагополучной ситуацией идет со значительным отставанием. Организация работ по поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической деятельности идет медленно. Основной фактор недостаточное финансовое обеспечение Принятие проекта федерального закона о возмещении вреда и ликвидации накопленного ущерба окружающей среды затягивается 22 May

11 5 Восстановление нарушенных естественных экологических систем сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий 22 May

12 6 Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами Задача предупреждения и сокращения образования отходов решается со значительным основанием. Значительное снижение только по отходам I-II класса. Со значительным отставанием реализуются задачи применения малоотходных и ресурсосберегающих технологий, создания и развития инфраструктуры удаления и переработки отходов 22 May

13 6 Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами Не утверждено Постановление Правительства России, утверждающее перечень отходов, захоронение которых запрещается. Несмотря на создание правовой базы для реализации безопасного обращения с отходами и их переработки, созданная система налогообложения, учета и отчетности в сфере обращения с отходами, отсутствие механизмов использования экологических платежей тормозят развитие бизнеса по переработке отходов. Создана правовая база по обеспечению экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведении работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения их эксплуатации 22 May

14 7 Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира Не выполнены обязательства России в рамках подготовки к Олимпийским Играм 2014 Не принят закон, усиливающий правовой режим заповедников и национальных парков Укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий идет со значительным отставанием, особенно в части морских акваторий (2,5%) 22 May

15 7 Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира Достигнуты успехи в восстановлении численности ряда видов (амурский тигр, дальневосточный леопард, зубр), сайгак на грани вымирания. Проблемы с системой учета, мониторинга, хранения информации о редких видах. 22 May

16 7 Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира Проблема инвазивных видов значительно обострилась за годы; принятые меры не эффективны 22 May

17 8 Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Не выполнены, или реализуются со значительным отставанием задачи: замены платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды возмещением вреда стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической реабилитации территорий; обеспечения преимущества при госзакупках товарам, отвечающим экологическим требованиям; стимулирования экологически ответственного инвестирования повышения экологической и социальной ответственности бизнеса 22 May

18 8 Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Успешно реализуется задача учета затрат на природоохранные мероприятия при установлении платы за воздействие на ОС Успешно развиваются рыночные инструменты охраны окружающей среды системы добровольных экологических сертификаций 22 May

19 9 Совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата Активно реализуется создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, использование автоматизированных систем учета негативного воздействия на ОС Развитие сети наблюдательных постов и станций идет успешно, отстает своевременное доведение информации о состоянии ОС Создана база для возможности использования результатов экологического мониторинга при принятии решений о социальноэкономическом развитии 22 May

20 9 Совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата Активно реализуется создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, использование автоматизированных систем учета негативного воздействия на ОС Развитие сети наблюдательных постов и станций идет успешно, отстает своевременное доведение информации о состоянии ОС Создана база для возможности использования результатов экологического мониторинга при принятии решений о социальноэкономическом развитии 22 May

21 10 Научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности Реализуется задача расширения комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата В соответствии с планом идет разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности 22 May

22 11 Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания Опросы общественного мнения фиксируют негативные тенденции в информированности и интересе населения к вопросам охраны окружающей среды и изменения климата Не выполнена задача государственной поддержки распространения через СМИ сведений экологической и ресурсосберегающей направленности Не выполнена задача включения вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты 22 May

23 11 Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания Не в полном объеме осуществляется государственная поддержка образовательных учреждений, осуществляющих образование в области охраны окружающей среды Выполняется, но с недостаточным научно-методическим обеспечением и интенсивностью задача экологического образования работников и руководства предприятий 22 May

24 12 Обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности Федеральный закон об обеспечении участия заинтересованных сторон в ОВОС и СЭО не принимается несколько лет Не выполнена задача публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду Созданы механизмы для публикации проектов нормативных актов в области окружающей среды, но их эффективность недостаточна Требований об открытости экологической информации предприятий нет в законодательстве, но действуют добровольные механизмы информационной прозрачности 22 May

25 13 Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Не выполнена задача гармонизации российского законодательства с международным экологическим правом. Не ратифицированы Конвецния Эспо, Орхусская конвенция и др. Снизился уровень сотрудничества со странами Европы и Северной Америки, но усилилось сотрудничество со странами Азии Идет развитие международного информационного обмена в области охраны живой природы, меньше пострадавшей от ухудшения политических отношений Успешно осуществляется задача внедрения международных экологических стандартов, добровольных систем экологической сертификации 22 May

26 Основные выводы: В целом реализация Основ государственной политики в области экологического развития идет со значительным отставанием. Срок реализации Основ до 2030 года дает возможность выполнить их при условии активизации деятельности Основные невыполненные задачи: - Не принят федеральный закон о ГЭЭ, ОВОС и СЭО; -Не принят федеральный закон об усилении режима заповедников и национальных парков; -Не принят ряд мер по развитию системы ООПТ и охраны животного мира; -Слабое выполнение задач в области экономического стимулирования охраны окружающей среды и инвестирования в «зеленые» технологии; -Не ратифицированы основные международные экологические конвенции 22 May

27 Основные выводы: Успешно реализуются задачи, связанные с развитием добровольных механизмов охраны окружающей среды: добровольная экологическая сертификация, добровольная экологическая отчетность предприятий В соответствии с планом реализуются задачи по научному обеспечению деятельности по охране окружающей среды, экологического мониторинга Ход реализации целого ряда задач невозможно оценить, либо в силу отсутствия необходимой информации в открытом доступе, либо из-за неконкретности их формулировок 22 May

28 Анализ выполнения поручений Президента Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в гг. Поручения по вопросам сохранения амурских тигров и дальневосточных леопардов Пр-2624 от Выполнены на 50 % Поручения по вопросу безопасного освоения Арктики Пр-1530 от Выполнены на 22 % May

29 Анализ выполнения поручений Президента Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в гг. Поручения по вопросу разработки федерального закона об особо охраняемых природных территориях Пр-210 от Выполнены на 50 % 1 1 Поручения по вопросам создания и развития Национального парка «Бикин» Пр-729 от Выполнены на 50 % May


Период проведения: 30-31 октября 2017 года Место проведения: Кампус ДВФУ. Программа 11 Международного Экологического Форума «Природа без границ» 30 октября 2017 08:30 09:55 Корпус B, зал 09:00 18:00 Корпус

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кварта» ПРОГРАММА повышения квалификации «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июня 2013 г. N 400 ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Во исполнение пункта 107 Плана действий по реализации Основ государственной

О повышении энергетической и экологической эффективности работы промышленности и роли экологического надзора в решении задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Существующая система экологической оценки в Российской Федерации Венчикова В.Р. 20.01.2015 Национальная процедура экологической оценки намечаемой

1 Структура программы* 09:00 10:00 Регистрация участников ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 10:00 12:00 Пленарное заседание «Государственная политика в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации» 12:00 12:45 Пресс-конференция

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ Основы Экологической политики Государственной корпорации по

Проблемы включения СЭО в законодательство об охране окружающей среды и стратегическом планировании Екатерина Хмелева, Руководитель программы WWF по экологическому законодательству Москва, 24 ноября 2013

Охрана окружающей среды в Туркменистане рассматривается с первых дней независимости как неотъемлемая часть проводимых экономических и социальных реформ. Природоохранное законодательство страны основано

VII Международный Форум «АТОМЭКСПО 2015» г. Москва, 1-3 июня 2015 г. Круглый стол «Экологическая безопасность атомной отрасли: от добычи сырья до обращения с радиоактивными отходами. Российский и международный

ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Госкорпорации «Росатом» и ее организаций 2 Содержание 1. Назначение и область применения... 3 2. Термины, сокращения и аббревиатуры... 3 3. Вводные положения...

2014 Федеральный закон Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные

Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену Раздел: «Теоретические основы специальности» 1. Предмет экономической теории: различные подходы. 2. Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации О реализации Федерального закона от 21.07.2014 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные

Проект 17.09.10 Основы государственной экологической политики Российской Федерации до 2030 г. Аннотированное оглавление 1. ПРЕАМБУЛА В данном разделе объясняется необходимость создания документа, какие

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МИНПРИРОДЫ СОГЛАСОВАНО: Заместитель

Первый день, 20 марта 2017 года Структура программы* 09:00 10:00 Регистрация участников 10:00 11:30 11:30 12:30 12:30 14:00 14:00 14:45 14:45 16:15 Пленарное заседание «Государственная политика в сфере

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ. 21.04.2015 г. Cанкт-Петербург Родионов А.И. НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 18 июля 2011 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская

Утверждаю Генеральный директор М. В. Тимченко 17 мая 2017 года Экологическая политика ДТЭК I. ДЕКЛАРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МИССИЯ ДТЭК В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ПРИКАЗ 00.00.0000 Москва О назначении руководителя экологической службы и об утверждении Положения об экологической службе В соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г.

2014 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Проект федерального закона 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования

Глава 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. 4.1 Методы экономического регулирования управлением охраны окружающей среды и природопользования. Экономический механизм управления

«Устойчивое развитие: человек, экология, экономика» Экологические цели устойчивого развития в России НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА СГЭУ На конференции ООН в сентябре 2015 г. были приняты Цели устойчивого развития

Всемирный фонд дикой природы (WWF) Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ задач государственной политики в области экологического развития и соответствующих поручений

О РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССОР СОЛОВЬЯНОВ А.А. (ФГБУ «ВНИИ Экология») Глобальный форум IPLA 2015 Москва 6 октября 2015 года 1 Федеральный закон от 10.01.2002 7-ФЗ

Проект Экологической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года Д.А.Голубев Дмитрий Медведев 28.05.2012 Пр-1102 утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской

Постановление Правительства Калининградской области от 9 сентября 2013 г. N 672 "Об утверждении порядка осуществления регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении

Первый день, 20 марта 2017 года Структура программы* 09:00 10:00 Регистрация участников 10:00 11:30 Пленарное заседание «Государственная политика в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации»

Информационные потребности МКВК в контексте внедрения совместной системы информации по охране окружающей среды и водным ресурсам Алматы, 8-9 июня 2014 г. Бабаджанова Малика Секретариат МКВК «ЦЕЛЬ природоохранной

БЛОК 7 Производственный экологический контроль Проведение хозяйствующим субъектом производственного экологического контроля является основой обеспечения экологической безопасности и общим условием комплексного

1 Цель и задачи дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Цель освоения дисциплины «Экологическое право» ознакомление студентов с основными теоретическими положениями науки эклогического права, овладение

Тема 3. Экологический контроль Требования к осуществлению экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление

УТВЕРЖДАЮ Директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Академия Безопасности» А.В. Колпаков «_23_» 05 2019 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА повышения

Группа Внешэкономбанка "Принципы экологической ответственности и рекомендуемый подход по внедрению их в практику для привлечения ответственного финансирования" Киселева Евгения ГЕННАДИЕВНА Начальник отдела

3.2.3.2 Повышение экологической безопасности и защита окружающей среды Целью в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является сохранение благоприятной окружающей среды,

Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования г. Томск Применение современных инструментов управления и технологий в природопользовании на территории Томской области Дмитриев Александр

Экологическое лицензирование и сертификация предприятий 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Экологическое лицензирование и сертификация предприятий» является изучение студентами основных

1 Доклад об осуществлении государственного надзора в сфере охраны окружающей среды (экологический надзор) за 2016 год управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Введение

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОАО «Газпром нефтехим Салават» на период 2013 2030 гг. (ПРОЕКТ) ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; Снижение негативного

Правовые аспекты СЭО: международное и российское право Юлия Долинина, WWF России Новокузнецк, 16-18 марта 2016 г. Международные документы Директива Европейского Парламента 2001/42/ЕС об оценке воздействия

Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом ОАО «Ростелеком» от «19» июня 2015 г. 01/01/536-15 Экологическая политика ОАО «Ростелеком» (Редакция 1) Москва 2015 г. Редакция: 1/2015 бизнес-процесса: БП.ПП.11 Стр. 2

Международный общественный форумдиалог «АтомЭко-2017» Деятельность организаций Госкорпорации «Росатом» по выполнению требований природоохранного законодательства Докладчик: Главный специалист ЧУ «СГИК

Доклад об осуществлении государственного надзора в сфере охраны окружающей среды (экологический надзор) за 2012 год управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Введение

ТУРКМЕНИСТАН Презентация на тему: Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: Улучшение сотрудничества между странами Центральной Азии Данилова Л. Национальный эксперт Краткий обзор

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 августа 2013 г. МОСКВА О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» ПУНКТ 12 Экологическая политика предприятия 2 Экологическая безопасность Обеспечение соответствия производственной

Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Сохраняя природу Saving the nature Заместитель начальника Департамента Федеральнойслужбыпонадзорувсфере

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Амурский газоперерабатывающий завод» Стадия проектировая проектная документация 2015 1 ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Россия на пути к «зеленой» экономике Максимов В.А. Москва, 9 апреля 2014 года Терминология Зеленый рост экономический рост с сохранением минимального воздействия на окружающую среду. Такой характер экономического

Проблемы проведения оценки воздействия на окружающую среду проектов с трансграничным воздействием М.А. Соколова, IMC Montan Первый Евразийский Горно-Геологический Форум, 2016 Рекомендации и требования

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 июля 2014 г. 639 МОСКВА О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации В соответствии с Федеральным

Проект РЕЗОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОРУМА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» - 2019 Тема поддержания баланса интересов государства, бизнеса и общества в современных

Аннотация к контрольно-оценочному средству по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» 1. Общие положения Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных

Будущее платежей за Гармонизация загрязнение окружающей среды. Л. П. Ветошкина к.э.н. Заместитель председателя Комитета Торгово- промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии [email protected] 4 декабря

Управление отходами в Российской Федерации Динамика образования отходов производства и потребления на территории Российской Федерации (2002-2008 г.) 4500 4000 3500 3000 2500 2000 млн. тонн 1500 1000 500

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку раздела включая оценку воздействия на окружающую среду» в составе проектной документации. Основание для проектирования Задание на разработку проектной документации «газоконденсатного

«СОГЛАСОВАНО» Генеральный директор ООО «ФРЭКОМ» «УТВЕРЖДАЮ» Технический директор Компании «Норд Стрим 2 АГ» В.В. Минасян С.Г. Сердюков ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку раздела «Мероприятия по охране окружающей

Документ предоставлен КонсультантПлюс 15 ноября 2011 года N Пр-3400 ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологическое нормирование и наилучшие доступные технологии П р е д с е д а т е л ь К о м и т е т а Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м ы п о п р и р о д н ы м р е с у р с а м, п р и р о д о п о л ь з

Свердловская область Об организации работы в исполнительных органах государственной власти Свердловской области по реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областным Постановление N 1782 Собранием депутатов от 12 марта 2013 года

З А К О Н П Р И М О Р С К О Г О К Р А Я ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Принят Законодательным Собранием Приморского края 29 июня 2011 года Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны

Семинар по укреплению мер и обеспечение безопасности на предприятиях с опасным видом деятельности Основные законодательные акты и меры по обеспечению экологической безопасности в Республике Молдова Татьяна

Экологический аудит Янин Иван Андреевич М-1511 Понятие экоаудита Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны

Приложение 1 к постановлению президиума РАН от 13 декабря 2018 г. 200 ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ СОВЕТЕ РАН ПО ГЛОБАЛЬНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Научный совет РАН по глобальным экологическим

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Гришина И.В., Зиновьева И.С. ФГБОУ «Воронежская Государственная Лесотехническая Академия» Воронеж, Россия ECONOMIC MECHANISMS OF PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT