Управление современной школой на примере создания образовательного кластера. Формирование кластеров в российской федерации Разработка создания образовательного кластера на примере

Кластер (в общем смысле) – объедение нескольких однородных элементов в единую самостоятельную единицу, имеющую уникальные свойства. Понятие «кластер» применяется в разных отраслях – математике, музыке, сфере информационных технологий, астрономии, лингвистке, экономике.

Кластер в экономике – определенная группа компаний (финансово-кредитных учреждений, университетов), которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные особенности одной отдельно взятой организации и кластера в целом. Особенность кластера – наличие здоровой конкуренции среди его участников, определенные связи в отношении комплектующих, сырья, товаров, услуг и так далее.

Кластер можно выделить по нескольким характерным признакам :

Родству технологий, применяемых в организациях, входящих в один кластер;
- максимальной географической приближенности друг к другу;
- активному применению инновационных технологий и участию в их разработке;
- общих чертах в сырьевой базе.

Кластер, как образование, имеет следующие цели :

Обеспечить эффективное прогнозирование и анализ в интересующей отрасли. Кластер представляет собой мощный объект для изучения;
- сформировать полноценную стратегию и поддержку развития региона, повысить конкурентоспособность, ускорить процессы создания инновационной продукции, увеличить уровень прибыли и занятость населения, поднять производительность.

Кластер: развитие, структура и особенности

В экономике понятие «кластер» появилось весьма недавно. Первым исследователем в данной отрасли был Альфред Маршал, которому удалось разработать подходы кластерной политики еще в конце 19 века, но в дальнейшем идею никто не подхватил. Понадобилось много времени, чтобы сформировать типы экологических районов и объединить их в единые «подгруппы».

При этом сам термин «кластер» является и вовсе молодым. Он появился лишь в начале 90-х годов прошлого века, благодаря деятельности Майкла Портера. При этом условно все кластеры можно разбить на несколько типов участников:

- основные субъекты . К таковым можно отнести различные виды компаний, начиная от самых мелких до настоящих гигантов;

- органы власти – субъекты местного, регионального или национального уровня. В эту же категорию можно отнести институты развития;

- инновационно-исследовательское формирования. Здесь речь идет об объединении в кластер целой группы образовательных учреждений (в том числе и крупных вузов), центров коммерциализации, инжиниронговых структур, исследовательских компаний и так далее;

- структуры, предлагающие смежные типы услуг . В основе такого кластера – консалтинговые компании, финансовые структуры и так далее.

В историческом формате кластер имеет промышленный тип. Первые подобные образования появились ближе к середине двадцатого века в Италии. Со временем вектор развития кластера начал смещаться в сторону инновационной деятельности. В частности, все больше внимания уделяется развитию промышленно-инновационному кластеру.

Главная отличительная особенность кластера от обычного промышленного региона с группой схожих предприятий – это не только между собой, но и активное сотрудничество. Поиск решения происходит коллегиально, что ускоряет процесс создания новых технологий и способствует развитию науки в целом.

При этом сфера сотрудничества очень широка (речь идет о взаимодействии не только в научном плане). Внутри кластера могут коллегиально решаться вопросы инфраструктуры, проблемы подбора кадров, общие тенденции развития и так далее. В таких условиях на первые роли выходит структура взаимодействия, наличие стойких социальных связей между предприятиями, уровень доверия между ними.

С другой стороны внутри кластера может вестись борьба за лучшие кадры и сбыта. Но при наличии активного сотрудничества все эти стремления направляются в одно русло, что позволяет эффективно подготовить рынок рабочей силы, обеспечить производство качественным сырьем, наладить обмен знаниями и так далее.

Чаще всего кластер – это сеть, которая может работать при наличии или отсутствии центрального звена. Функционирование может осуществляться в различных форматах – в виде оформленной официально структуры или же без какой-то одной управляющей организации и членства.

Кластер – это одна из самых благоприятных зон для начинающих предприятий, которые только начали свой путь развития. При этом ядром такого объедения все равно остаются крупные компании (одна или целая группа). Такие ситуации все чаще складываются в сфере ядерных технологий или автомобильной промышленности.

Классификация и виды кластеров

За годы существования кластеров появилось множество подходов к их классификации. Сегодня существует множество признаков, по которым те или иные компании объединяются в общие группы. Так, к основным параметрам можно отнести наличие капитала, географическое расположение, трудовой потенциал, объемы предоставляемых услуг, наличие специальных заведений, отраслевая принадлежность и так далее.

Если же исходить из общих принципов экономики, то кластеры можно разделить классифицировать по следующим признакам:

1. По характеру появления кластеры бывают:

- стихийно (спонтанно) сформированные . В этом случае специальные планы по объединению тех или иных компаний не строятся – все происходит естественным образом, на основе взаимных целей, единых интересов и сотрудничества;

- осознано . К такой категории относятся кластеры, которые создаются с определенной целью, а их сближение является спланированным, искусственным.

2. По природе все объединения можно разделить на реальные и ложные кластеры. К последним, как правило, относятся индустриальные районы, доминирующие фирмы и так далее.

3. По технологическим параметрам – интеллектуальные (инновационные), кустарные и индустриальные (производящие обычные товары) кластеры.

4. По способу образования можно выделить:

- кластеры с вертикальными связями в производственной сфере. В этом случае небольшие предприятия объединяются вокруг одной или сети крупных компаний. При этом в задачу последней входит регулирование основных процессов сбыта, поставки и производства продукции;

- кластеры с региональной формой. В этом случае имеют место региональные ограничения внутри схожих структур в промышленном и научном секторе деятельности;

- отраслевые кластеры. К таковым относятся компании, которые работают в различных сферах промышленности. К примеру, можно выделить «ядерный кластер», «фармацептический кластер» и так далее;

- промышленные кластеры.

Каждый из кластеров имеет свои особенности:

1. Региональный кластер представляет собой объединение нескольких университетов, фирм или компаний, которые работают в одной отрасли и регионе. При этом формирование кластера происходит за счет кооперации участников и их конкуренции. Все компании «объединения» работают на основе партнерских отношений и для достижения общей цели. К основным характеристикам регионального кластера можно отнести открытость и совместности использование внешних ресурсов.

В свою очередь все региональные кластеры условно разделяются на несколько типов:

Сильные кластеры – характеризуются мощной конкуренцией и активным взаимодействием;
- устойчивые кластеры отличаются позитивной динамикой развития;
- потенциальные кластеры имеют неравномерную структуру и много слабых «звеньев»;
- латентные кластеры представляют собой объединение нескольких успешных компаний, которые еще далеки от формирования полноценного кластера.


2. Отраслевой кластер – это образование, в которое входят организации отраслевых и смежных компаний. Основой их взаимоотношений являются конкурентные и кооперационные связи. При этом конкурентные преимущества таких структур усиливаются, благодаря синергетическому эффекту – отраслевому взаимодействию.

Характерные черты такого кластера – объединение более мелких компаний вокруг одного крупного предприятия, . Часто такие модели характерны для тяжелой индустрии. Стоит отметить, что в отраслевых кластерах одним из главных направлений является внедрение инновационных технологий. При этом взаимосвязь между структурами может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Одним из самых популярных отраслевых кластеров является компания Airbas.

Промышленный кластер основывается на базе конкуренции внутри какого-то одного сектора. В него входят различные лица, компании, источники ресурсов, объединяющиеся для изготовления товаров, продажи услуг и товаров. Чаще всего промышленный кластер не привязан к какой-то конкретной отрасли, может охватывать большой регион или даже страну. К примеру, в Финляндии есть целый лесопромышленный кластер, охватывающий группу отраслей – целлюлозно-бумажную, деревообрабатывающую и лесозаготовительную.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ 1. Традиционная и инновационная модели обучения 2. Создание и функционирование образовательных кластеров 3. Главные тенденции стратегического развития вузов 1. Докладчик: Терехова Т.А., профессор кафедры психологии и культурологии Иркутского государственного университета






ПО ПРИНЦИПУ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В Т.Ч. ИНТЕРНЕТ ПО ПРИНЦИПУ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В Т.Ч. ИНТЕРНЕТ ВСЁ РАВНО: ЭТО – ЛИШЬ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ВСЁ РАВНО: ЭТО – ЛИШЬ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ











СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ «…кластеры – системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Майкл Портер, профессор Гарвардского университета Образовательный кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли Образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки










В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ ВСЕ СУБЪЕКТЫ УЧАСТИЯ РЕГУЛИРУЮТ МНОГОУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕОБХОДИМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Работодатель определяет - чему учить Учебные заведения – как учить Профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством.




ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА Создание развитой образовательной системы многоуровневой подготовки специалиста в условиях кластера в соответствии с особенностями региональной экономической и социальной политики Создание единого интеграционного образовательног о пространства Образовательная модель структурной формы Системная многоуровневая интеграция Вертикальная и горизонтальная структура взаимодействия с работодателем


ПОСТРОЕНИЕ КЛАСТЕРА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ СЦЕНАРИЯХ: - «сверху вниз», т.е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой; - «снизу вверх», т.е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера; - смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1. АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ 2. ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ 3. РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ 4. ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ЛЕКЦИЯ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ СТАНОВИТСЯ ВТОРИЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ (ПРОВОДИТСЯ ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ НЕХВАТКИ ЗНАНИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ) ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1. АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ 2. ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ 3. РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ 4. ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ЛЕКЦИЯ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ СТАНОВИТСЯ ВТОРИЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ (ПРОВОДИТСЯ ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ НЕХВАТКИ ЗНАНИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ)


АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ ФОРМЫ: а) case-study б) ркмчп б) дебаты … ФОРМЫ: а) case-study б) ркмчп б) дебаты … практическая ситуация практическая ситуация деятельность модератор цель: организация анализа ситуации учащийся цель: освоение понимания ситуации ПЕРВЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРВЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ВТОРОЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВТОРОЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ ФОРМЫ: разработка реальных проектов: а) учебных б) исследовательских в) организационных ФОРМЫ: разработка реальных проектов: а) учебных б) исследовательских в) организационных тьютор цель: сопровождение проектной работы учащийся цель: освоение командной работы в проекте проектирование про- ект про- ект


ТРЕТИЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРЕТИЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ ФОРМЫ: а) РОЛЕВАЯ ИГРА б) ДЕЛОВАЯ ИГРА в) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ ФОРМЫ: а) РОЛЕВАЯ ИГРА б) ДЕЛОВАЯ ИГРА в) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ деятельность модель тренер цель: организовать вхождение в роль учащийся цель: освоение нормы работы


ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ФОРМЫ: а) имитационная игра б)ОДИ-образный тренинг в) ОДИ ФОРМЫ: а) имитационная игра б)ОДИ-образный тренинг в) ОДИ игротехник цель: организация развития Проект Sit прошлое будущее учащийся цель: участие в развитии ОДИ










Для поддержания «свободного» университета: либо умерить изыскательские «аппетиты»; либо искать тех, кому нужны результаты научных исследований сейчас. Управление университетом: развитие фундаментальной науки и образования; университет должен действовать по рыночным правилам.


Знание, которое несут университеты, имеет два диалектически связанных измерения: с одной стороны, оно является общественным благом, с другой – товаром, продаваемым в условиях весьма жесткой конкуренции. Ответственность за качество знания несут: с одной стороны – преподаватели; с другой, когда знание стало товаром, встал вопрос о применении эффективных процедур контроля качества Обеспечение качества связано с академической мобильностью студентов!!!




Это значит прежде всего: больше иностранных студентов, причем студентов, полностью покрывающих расходы на свое обучение; международные гранты; Средством для достижения этих целей является: высокое качество проводимых вузом научных исследований; высокое качество образования; регулярный анализ сайтов университетов мира; выполнение совместных проектов с европейскими вузами; участие в деятельности Европейской сети деканов (DEAN – Deans and European Academics Network) и Европейской ассоциации университетов (European University Association).


ОО ОбучающийсяПредприятие НПО, СПО, ВПО Выпускник Невыполнение обязательств по договору Договор между обучающимся и предприятием Договор о сотрудничестве Заявление + договор между обучающимся и предприятием Гарантированное рабочее место, подъемные, начальная зарплата и др. Работа на предприятии Возврат вложенных средств


ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ 1. Показатель квалификации научных кадров (D кн) где З окр.пред – объем научно-исследовательских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.; З окр.ф – полный фактически выполненный объем научно- исследовательских работ, руб. 2. Показатель исполнения маркетинговых прогнозов (D мп) где V ип.пл – планируемый объем платных образовательных услуг, руб. V ип.ф – то же фактический. 3. Показатель расхода средств на приобретение инновационного учебно- лабораторное оборудование (D pи) где I ф – размер средств, фактически потраченных на приобретение инновационного учебно-лабораторное оборудование, руб.; I пл – то же планируемых.


ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ 4. Показатель производственного ресурсосбережения (Dпр) где Сф – фактическая себестоимость образовательных услуг, руб.; Спл – то же плановая. 5. Показатель результативности инновационного развития (Dир) где Пип – чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации инновационной программы, руб.; Ппред – общий размер чистой прибыли, полученной при реализации всех образовательных услуг, руб.






Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер - что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер - что это такое в школе?

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод критического мышления

На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление - это которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе - это один из его методов.

Проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап - стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель - воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия - это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.

В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера» в начальной школе?

Элемент необычности и новизны заключается в ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.

Технология «кластер»: каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»: преимущества

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер - стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер - примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное - найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология «кластера»: пример

В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема - «Монархия».

В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока - анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап - это обобщение полученных знаний.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

УДК 330 (075.8)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ РЕГИОНА

К.М. Щепакин, Н.В. Жукова

Рассматривается необходимость обращения к кластерному подходу в образовании, определяется алгоритм методики формирования образовательных кластеров региона.

Ключевые слова: кластерный подход, образовательный кластер, региональная экономика, образование, образовательные институты

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира . Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Одним из таких механизмов в развитии системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в регионах.

Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом .

Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определёнными договорными отношениями, определяющие роли субъектов и регулирующие их деятельность.

Образовательный кластер - это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.

В ходе использования кластерного подхода к системе образования необходимо руководствоваться следующими теоретическими и методическими положениями:

Под кластером понимается система географически сосредоточенных, взаимодополняющих друг друга субъектов рынка, принадлежащих различным отраслям, интегрированных с целью одновременного и взаимосвязанного решения задач защиты окружающей среды и задач производства на основе инновационных технологий;

- "кластеры - это форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и уровень взаимодействия" ;

Последнее определение кластера как формы сети характеризует важный аспект феномена кластера, имеющий принципиальное практическое значение при выявлении кластеров и формировании их системы;

Кластеры характеризуются различной степенью зрелости, развитости. Их можно классифицировать на "сильные", "устойчивые", "потенциальные", "латентные" ;

Сильный кластер характеризуется эффективной структурой, отражающей важнейшие этапы производственного цикла, высокой конкуренцией и активным взаимодействием между участниками, создающими устойчивые конкурентные преимущества;

Устойчивый кластер характеризуется тем, что структура кластера стабильно развивается, однако в настоящее время не накоплена критическая масса производственного потенциала для получения значительных преимуществ от агломерации, имеет место активное внутрикластерное взаимодействие;

Потенциальный кластер имеет весьма фрагментированную структуру, но интенсивно развивается;

Латентный кластер - существуют лишь отдельные кластерные структуры, не хватает устойчивых коммуникативных взаимосвязей;

- "кластеры возникают там, где есть база локальных преимуществ для их построения" ;

- "большинство кластеров самоорганизуется, иногда вопреки действиям государства...".

"Усилия по развитию кластера должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через повторение того, что уже присутствует в других регионах. Это требует построения кластеров на местных различиях и источников необходимых преимуществ с превращением их в сильные грани данного кластера" . Современные кластеры обычно представляют собой сети, охватывающие несколько отраслей и включающие разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта или продуктов и/или услуг.

Таким образом, при реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов. Это наличие:

Общей цели;

Правовой основы совместной деятельности субъектов;

Разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер;

Механизма управления реализацией кластерного подхода;

Технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.

Кластерный подход не является чем-то абсолютно новым для системы образования. Он представляет собой развитие системного подхода применительно к экономическому росту, имея по своей природе точечный характер, ему присущи следующие специфические черты, которые следует учитывать на региональном уровне:

Конкурентное преимущество в кластерах создается совместными усилиями участников или коллективно;

Критическая масса высококвалифицированных человеческих ресурсов является приоритетом номер один для кластеризации;

В основе кластерного подхода лежит новая теория экономического роста, считающая главным фактором развития возрастающую отдачу от накопления знаний и, как следствие, рост инвестиций в новые технологии и человеческий капитал;

Исходным моментом является исследование процессов кластеризации. Выявление региональных образовательных кластеров, их механизмов функционирования и развития.

Тульская область является одним из наиболее динамичных регионов России, для ментальности населения которой термин "кластер" не является чем-то совершенно новым.

Анализ кластеров региона является первой стадией формирования образовательных кластеров, кластерной политики. Кластерный анализ за-

нимает промежуточное место между двумя формами экономического анализа. Он не сосредоточен на системных проблемах макроэкономического уровня. В то же время кластерный анализ не направлен на исследование отдельных компаний. Компании не рассматриваются как отдельные единицы исследования. Они исследуются в контексте местных условий, рынков поставщиков и потребителей, как правило, в виде части произведенной цепочки стоимости, которая включает несколько отраслей. Преимущество кластерного анализа состоит в том, что он не ограничивается традиционной классификацией производственной деятельности. Следовательно, формирование системы кластеров, кластерная политика не являются традиционной отраслевой политикой, т.к. инструменты кластерного анализа определяют кластеры не только в рамках традиционных отраслей.

Следует учитывать, что традиционные методы исследования не позволяют отличить простую концентрацию промышленности от функционирующего кластера. Текущая динамика кластера трудно поддается традиционным методам, так как нередко осуществляется в форме деятельности общественных ассоциаций и неформальных объединений.

Эффективность работы кластеров зависит от установившихся традиций взаимодействия, уровня доверия между их участниками. Отсутствие или неразвитость традиций (стандартов) и механизмов взаимодействия является отличительной чертой латентных и потенциальных кластеров, хотя, может быть, эти традиции в определенной мере сформировались и продолжают совершенствоваться. Для устойчивых и сильных кластеров наличие традиций или стандартов взаимодействия является закономерным. Поэтому методы исследования должны быть нацелены именно на выявление неформальных стандартов взаимодействия.

Суть теоретических и методологических положений, лежащих в основе формирования образовательных кластеров региона, состоит в следующем:

Кластеры первоначально необходимо выявить на основе идентификации их сети взаимосвязанных, взаимодополняющих организаций, принадлежащих различным отраслям экономики;

Необходимо исследовать "входы" и "выходы" организаций как системы;

При выявлении кластеров необходимо иметь в виду, что они могут различаться по уровню развития, т.е. могут быть сильными, устойчивыми, латентными;

Необходимо, прежде всего, определить локальные уникальные преимущества кластеров, неформальные отношения и неявные знания.

Рассмотрим схему формирования образовательных кластеров Тульской области более детально как некое описание алгоритмического типа. При этом сделаем акцент на использование методов, позволяющих вы-

явить "неформальные отношения" и неявные знания с минимальными затратами ресурсов.

Подготовительный этап имеет целью обеспечить эффективную реализацию последующих этапов:

II этапа - выявление имеющихся в регионе кластеров (сильных, устойчивых, потенциальных, латентных);

III - предполагающего создание образовательных кластеров в полной мере, реализующих мультипликативный эффект кластеров.

На I этапе выполняются следующие операции:

Определение потребности, мотивации в формировании образовательных кластеров;

Разработка стратегии формирования образовательных кластеров;

Создание рабочей группы формирования образовательных кластеров.

На II этапе реализуют такие операции:

Идентификация региональных кластеров;

Отбор кластеров.

На III этапе осуществляются операции:

Определение системы кластеров на основе их комплементарности (взаимодополняемости);

Разработка системы мер по поддержке и развитию системы кластеров.

Перечисленные операции образуют своеобразный алгоритм исследования и практической реализации их результатов.

При выполнении первой операции определяется потребность региона в формировании образовательных кластеров в целом. Учитывая, что экономика России и ее регионов развивается в условиях глобализации, а кластеры создаются, прежде всего, для повышения международной конкурентоспособности, при определении потребности в формировании аграрных кластеров учитывается их глобальный аспект. Например, острота продовольственной проблемы, дефицит продовольствия, аграрная инфляция.

Вторая операция предполагает разработку конкурентной стратегии, являющейся стержнем определения конкурентных преимуществ аграрного производства. Поэтому должна быть разработана и определенная стратегия формирования аграрных кластеров, способная учесть создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности. Идею конкурентной стратегии можно выразить в словах "быть непохожим". Это означает уникальный выбор системы видов деятельности, адекватный условиям региона, именно которые обеспечат уникальную природу создаваемой ценности.

Стратегическая позиция базируется на:

Широкой номенклатуре товаров и услуг;

Потребностях;

Доступе к факторам производства;

Комбинировании всех источников стратегической позиции.

Сущность стратегического позиционирования состоит в выборе видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. Считается недостаточным выбрать уникальную позицию, так как надо обеспечить устойчивость преимущества. Выгодность позиции будет побуждать конкурентов к подражанию. Стратегическая позиция не будет жизнеспособной до тех пор, пока не будут найдены компромиссы по отношению к другим позициям. Компромиссы возникают, когда виды деятельности являются несовместимыми. По нашему мнению, стратегический выбор видов деятельности является фундаментом не только конкурентного преимущества аграрных кластеров, но и устойчивости этого преимущества, а следовательно, перспектив развития кластеров. Конкурентам значительно сложнее скопировать систему переплетенных между собой видов деятельности, чем имитировать один или несколько видов уникальной деятельности. Чем в большей степени позиционирование аграрного кластера основано на системе видов деятельности, тем более устойчивым будет конкурентное преимущество аграрных кластеров. Стратегия в завершенном виде должна представлять определенный алго-ритм действий, приводящий к искомому результату - формированию эффективной системы аграрных кластеров в перспективе.

Заключительная (третья операция) I этапа предусматривает создание инициативной рабочей группы по формированию системы и/или отдельных аграрных кластеров в контексте этой системы. В эту инициативную рабочую группу входят все потенциальные участники кластера, извлекающие из его возникновения выгоды. В состав инициативной группы могут входить руководители организаций - потенциальных участников кластера, например главы К(Ф)Х, руководители СХО, перерабатывающих предприятий, государственные служащие и т.д.

На II этапе выявления кластеров осуществляются две операции: первая - идентификация региональных кластеров, вторая - их отбор.

При выполнении первой операции проводится внешний анализ: определяются экспортные отрасли, кластеры региональной экономики. При этом используется классификация кластеров на сильные, устойчивые, потенциальные, латентные.

На втором шаге этой операции проводится "внутренний" анализ экономики региона: определяются ее возможности (потенциал), угрозы и слабые стороны, т.е. проводится SWOT-aнaлиз. Для определения значимости кластеров используется набор количественных характеристик, включающих, в частности, доля средств, получаемых в ходе выполнения НИОКР, показатели качества образования, динамику численности занятых в кластере, инноваций, неформальных отношений.

Исходя из природы кластеров наиболее эффективный анализ кластеров может быть произведен с использованием комплекса приемов качественного и количественного исследования кластеров (табл. 1).

Таблица 1

Приемы кластерного анализа

Приемы Достоинства Недостатки

Интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки Относительно низкие затраты; получение ценной, ключевой информации В основном получается качественная информация, не всегда детальная

Теория графов/сетевой анализ Визуальный анализ взаимосвязей Ограниченность набора компьютерных программ

Специальное обследование Обеспечивает сбор необходимой информации Высокие затраты

Коэффициенты локализации Простота расчетов; дополняет другие методы Характеризуют в основном отрасли, а не кластеры

SWOT-aнaлиз Систематическое представление данных; способствует поиску комплементарности отраслей, кластеров Статичен при нехватке необходимых данных

Необходимо подчеркнуть особую важность качественных приемов для выявления потенциальных и латентных кластеров. Вместе с этим целесообразно акцентировать внимание на ограниченности популярного приема выявления региональных кластеров, каковым является расчет коэффициентов локализации. Коэффициент локализации представляет собой соотношение удельных весов занятости населения определенных отраслей: например, удельный вес отрасли к совокупной численности занятых региона по отношению к удельному весу этой же отрасли к удельному весу этой же отрасли в общей численности занятых по стране в целом. Коэффициент локализации (КЛ), равный 1,0, означает, что данный регион имеет тот же удельный вес по показателю занятости, что и страна в целом. Коэффициент локализации более 1,25 указывает на специализацию региона на данном секторе экономики.

Традиционное использование коэффициентов локализации не дает полной, исчерпывающей информации о региональных кластерах. Это отраслевой метод анализа и поэтому не раскрывает взаимосвязи различных отраслей экономики. Данный метод необходимо применять в комплексе с другими методами кластерного анализа.

Вторым шагом II этапа схемы формирования системы аграрных кластеров является предварительный отбор идентифицированных кластеров для создания таковой, их поддержки и развития.

На III этапе осуществляется формирование образовательных кластеров, их увязка в единую систему с другими кластерами, например промышленными кластерами, которые имеют не только региональное, а прежде всего всероссийское, и в ближайшее время будут иметь международное всевозрастающее значение.

На данном этапе выполняют более углубленное изучение отобранных целевых кластеров, так как их нельзя выявить моментально из-за несоответствия кластеров существующим отраслевым и статистическим классификациям.

Ввиду того что ранее кластер был определен М. Портером как "форма сети", целесообразно оценить целевые кластеры с точки зрения состава и численности участников, их значимость, а также связи между участниками (количество, качество, частоту, динамику и др. связи) . Ориентиры для углубленного исследования целевых кластеров приведены в табл. 2.

Таблица 2

Оценки процесса создания сети врамках кластера

Аспекты отображения сети Способы измерения

Субъекты сети Динамика, численность участников кластера. Их значимость. Отраслевая принадлежность участников кластера. Характеристики участников, в т.ч. их комплементарности. Возможность увеличения/сокращения числа участников

Связи в сети Динамика количества связей. Качество связей. Характеристика связей. Частота, продолжительность и содержание контактов. Возможность увеличения/сокращения числа связей

Кластеры возникают и развиваются там, где имеется база локальных конкурентных преимуществ. Под региональным конкурентным преимуществом понимаются ресурсы и факторы, которые позволяют (дают возможность) бизнесу и власти региона опережать других в достижении поставлен -ных целей. Выявление и оценка конкурентных преимуществ имеют принципиальное значение, так как развитие кластеров должно идти через до -стижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через повторение того, что уже присутствует в других регионах. Ориентиры ддя оценки конкурентных преимуществ в рамках кластеров представлены в табл. 3.

Таблица 3

Ориентиры для оценки конкурентных преимуществ врамках кластера

Конкурентное преимущество Способ измерения

Уровень квалификации персонала Исследование уровня квалификации персонала в рамках кластера. Учет потребностей в компетенциях.

Технология превосходства Репутация специализированных исследований в рамках кластера. Объем НИОКР, проводимых организациями, входящими в кластер. Коммерциализация результатов НИОКР

Система поддержки создания новых фирм Оценка доступности венчурного капитала для образования новых фирм. Оценка доступности (стоимости) производственных фондов. Обзор институциональной поддержки кластерного развития и отношения к бизнесу

Уникальное, локальное Уникальные знание, навыки, умения, технологии. Уникальная квалификация работников. Местные ресурсы

Разумеется, данные табл. 3 не исчерпывают все возможные варианты, которые могут иметь место в ходе исследования. Поэтому они и именуются как "ориентиры".

Конкурентоспособные кластеры имеют следующие признаки:

Устойчивая (или лидирующая) позиция на рынке;

Технологическое превосходство над конкурентами и способность к инновациям;

Способность к самообновлению, поскольку кластеры не могут существовать, а тем более развиваться, не осуществляя самоуправления и саморазвития.

В табл. 4 приведены основные элементы конкурентоспособности кластеров.

Таблица 4

Варианты оценкиразличных аспектов конкурентоспособности

кластеров

Вид конкурентоспособности Используемый показатель Способ измерения

Позиция на рынке Присутствие на региональном рынке Динамика доли кластера на региональном рынке

Развитие экспорта (прием иностранных студентов) Рост объема экспорта для кластера

Новые рынки для экспорта Количество новых рынков, на которых присутствуют фирмы - участники кластеров

Технологическое превосходство Репутация Опрос экспертов в данной области о значимости НИОКР этого кластера

Разработка новых образовательных услуг Количество значимых новых услуг

Уровень квалификации специалистов Динамика уровня квалификации в сравнении с другими кластерами

Способность к развитию Образование новых фирм Динамика численности организаций в составе кластера

Включение иностранных фирм Объем (и качество) иностранных инвестиций в рамках кластера

Экономическая активность Динамика доли кластера в валовом региональном продукте

После осуществления углубленного исследования выбранных кластеров все его результаты представляются в виде таблиц SWOT-анализа (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны), на основе которых производится заключительная оценка кластеров и обеспечивается их ком-плементарность, позволяющая разрабатывать меры по развитию образовательных кластеров в Тульской области.

Кластер как форма

создания единого образовательного пространства

дополнительного образования

Корчагина Любовь Сергеевна, зам. директора по УВР МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга», педагог.

г.Тайшет, ул. Ленина, 113

Главной задачей модернизации российского образования становится обеспечение его современного качества. Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. В решении всех этих задач отведена роль и дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития личности, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, что и является одним из важных направлений деятельности МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета.

Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Центра, прежде всего, стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею

В контексте современной среды и современной культуры главной идеей в работе с одарёнными детьми мы определили идею создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии с их жизненной стратегией, ориентированной на успешную деятельность. А поскольку ЦТР и ГО «Радуга» предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе (9 направленностей, по которым реализуются 60 программ как на базе Центра, так и в образовательных учреждениях города и района), то сама собой возникла необходимость в формировании условий для новых подходов в предоставлении возможностей творческой деятельности ребенка. Сама собой возникла необходимость в формировании условий для реализации инноваций в управлении - творчески привнесенных изменений в цели, методы и средства управленческой деятельности, которые обеспечили бы ее позитивный результат. Применить кластерный подход к структурированию управления Центра, его организации с целью развития, повышения конкурентоспособности в образовательной системе стало для нас приоритетной задачей. Внесение изменений в цели, методы и средства педагогического сопровождения в системе работы с одарёнными детьми, которые обеспечили бы ее позитивный результат, также привели к мысли о кластерном подходе к управлению и этой системой.

Под кластерным подходом мы имеем ввиду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства , усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.

Такое партнёрство стало возможным в результате создания кластера «Единое образовательное пространство ДОД Тайшетского района».

Цель кластера: координация действий общеобразовательных школ и ЦТР и ГО «Радуга» по созданию единого образовательного пространства дополнительного образования детей в организации работы с одарёнными детьми.

Задачи кластера:

Объединить усилия педагогических коллективов Центра и общеобразовательных школ при подготовке и проведении районных мероприятий для школьников разных возрастных групп.

Оказать методическую помощь педагогическим коллективам школ

в организации внеурочной занятости детей и подготовке школьного актива по наиболее актуальным видам деятельности.

Выявление и педагогическая поддержка одарённых и талантливых детей

Объекты кластера:

Детские творческие объединения на базе общеобразовательных школ.

Долговременные социально значимые проекты: районные клубы и « школы»: туристских навыков ; клуб знатоков; школа юного исследователя; летний оздоровительный лагерь; краеведение; международные интеллектуальные игры-конкурсы; районный детский парламент; детские СМИ; молодёжная правовая площадка; творческая гостиная.

- Массовые мероприятия для школьников.

Разделы кластера

    Массовые мероприятия для школ и их подготовка на основе потенциала ЦТР и ГО «Радуга»: Праздник художественных ремёсел,
    Конкурс красоты. День театра. Новогодние представления. Праздник детства. Тематические вечера в творческой гостиной. Конкурсно-развлекательные досуговые программы.

    Массовые мероприятия для школ и их подготовка на основе потенциала школ и ЦТР и ГО «Радуга»: Игры в клубе весёлых и находчивых. Фестиваль детского творчества «Звёздный дождь». Краеведческие конференции. Конкурсно-развлекательная программа для мам и дочек «Весенняя капель».

3. По заявкам школ на их базе: Лекторий по истории Тайшетского района . Семинары-практикумы по исследовательской деятельности . Дискуссионный клуб «Ориентир». Развлекательные тематические программы «Отдыхаем вместе!»

4.На основе договоров о сотрудничестве: Детские творческие объединения ЦТР и ГО «Радуга» на базе школ города Тайшета, рабочих посёлков Юрты, Квиток, Шиткино, Новобирюсинск.

5. Долговременные социально значимые проекты с участием школьников

Результаты деятельности разделов кластера:

«Радуга» занимает центральное место в системе дополнительного образования детей Тайшетского района как по объему предоставляемых образовательных, так и культурно-досуговых услуг населению. По количеству обучающихся в творческих объединениях, участников массовых культурно-развлекательных мероприятий в районе не существует равных «Радуге» образовательных учреждений. Ежегодно в массовых образовательных, культурно-развлекательных мероприятиях Центра принимают участие, являются зрителями более 15 тыс. человек детей, подростков, молодежи и взрослых. ЦТР и ГО «Радуга», за счет создания удаленных рабочих мест предоставляет свои услуги, кроме Тайшета, в четырех крупных населенных пунктах района - Квиток, Шиткино, Юрты, Новобирюсинск.

С целью создания условий для выявления одаренных детей и презентации их творчества в 2012/2013 учебном году получило развитие сотрудничество ЦТР и ГО «Радуга» с Управлением образования, Комитетом по молодежной политике, Управлением культуры и библиотечного обслуживания администрации Тайшетского района по совместному проведению районных фестивалей детского творчества, множества районных мероприятий, конкурсов-праздников с участием творческих коллективов Центра.

Примерами сотрудничества с опорой на творческий потенциал ЦТР и ГО «Радуга» могут быть, фестиваль детского самодеятельного творчества «Звездный дождь», фестиваль детского театрального творчества «Театральная радуга», «Праздник детства» (день защиты детей), конкурс профессионального мастерства кружковцев декоративно-прикладного профиля «Рукотворное чудо», концертные программы для различных торжественных случаев, фестиваль «Студенческая весна -2012» и др.

Значительными событиями года стали фестиваль детского самодеятельного творчества «Звездный дождь», фестиваль детских и молодежных театров «Театральная радуга», получившие статус межрайонных . В рамках фестиваля «Звездный дождь» свое творчество представили 422 участника из 13 общеобразовательных школ, 6 учреждений культуры, ЦТР и ГО «Радуга», ДДТ «Непоседы», ДЮШ г.Бирюсинска, ЦРТДиЮ «Народные ремесла» пос. Чунский и дома культуры пос. Лесогорск. На рассмотрение жюри было представлено 105 творческих работ в номинациях хореография, вокал, дуэты, трио, ансамбли. В пяти возрастных группах было выявлено немало одаренных детей, которым педагогический коллектив Центра при поддержке управления образования создал условия для публичной демонстрации своих способностей и достижений.

По инициативе ЦТР и ГО «Радуга» в целях пропаганды и развития театрального искусства среди учащихся образовательных учреждений города Тайшета и Тайшетского района и при поддержке Управления образования проведен второй фестиваль детских и молодежных театров «Театральная радуга». Всего в фестивале приняло участие 13 коллективов и исполнителей (от учреждений образования – 11 участников, от учреждений культуры – 2). Всего в фестивале приняло участие 141 человек. В соответствии с положением о фестивале были представлены две возрастные группы (детский театральный коллектив и молодежный театр) в номинациях: кукольный театр, драматический театр, театр моды, театр эстрады, пантомима и клоунада, фольклорный театр. В сравнении с программой первого фестиваля увеличилось количество номинаций, и расширилась география участников в связи с выступлением драматического театра (ЦРТДиЮ «Народные ремесла» пос. Чунский).

Таким образом, через развитие кластера «Единое образовательное пространство ДОД Тайшетского района» мы вышли на создание творческих площадок высокого уровня для одаренных и талантливых детей.