Культура как фактор социализации. Проект интеграция этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (методологический аспект) вопрос

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

План

1. Становление социальной и этнической идентичности.

2. Проблема национального характера.

1. Становление социальной и этнической идентичности. Базовым процессом, описывающим процесс вхождения личности в то или иное общество, является процесс социализации. Социализация– процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным условиям. В гуманистической психологии социализация – самоактуализация Я-концепции, реализация личностью своих потенций и творческих способностей, преодоление негативных влияний среды.

А. В. Мудрик выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:

· естественно-культурные, связанные с необходимостью достижения на каждом возрастном этапе определенного уровня развития, характерного для данной культуры.

· социально-культурные задачи – определенный, типичный для каждого конкретного общества уровень познавательного, морально-нравственного, ценностно-смыслового развития, специфический для каждого возрастного этапа.

· социально-психологические задачи, которые связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе, в каждой культуре имеют специфическое содержание и способы их решения.

Результатом социализации личности является становление её личностной, социальной и этнической идентичности. Этническая идентичность – переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Её становление является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, становления личности как субъекта культуры определенного этноса. Основными механизмами социализации в современном обществе являются следующие:

· традиционный (стихийный) механизм, заключающийся в неосознаваемом усвоении норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов.

· институциональные механизмы социализации, происходящие в результате деятельности специальных социальных институтов – образования, культуры и т. д.

· стилизованные механизмы, существующие в различных субкультурах, и формирующие у человека определенный стиль жизни и отношений.

· межличностные механизмы социализации, происходящие в результате межличностного общения, взаимодействия и взаимовлияния людей.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих в ближайшем окружении норм и стереотипов. Традиционный механизм является одним из самых эффективных именно в силу его неосознаваемости, автоматичности, «беззатратности» выработки.

М. Мид отмечает, что традиционные механизмы, характеризующиеся отсутствием сомнений и отсутствием осознанности в усвоении культуры являются ключевыми для сохранения любой постфигуративной культуры.[ М. Мид., с. 229-230]

Институциональные механизмы социализации действуют во время пребывания человека в различных социальных институтах общества и организациях, как специально созданных для его социализации, так и реализующих социализирующие функции «попутно» параллельно со своими основными функциями. Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Это семья, школьные, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. Институты социализации являются как бы носителями внешней системы многообразных социальных норм, идеологических, политических, этических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных предписаний, выполняющих функции внешних регуляторов поведения индивида, которые в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, свойственный для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления этой социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в которой являющиеся её носителями группы референтны (значимы) для него. Референтная группа выступает в функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида, которые он готов разделить, и которые, в конечном счете, превращаются в его собственность, интериоризируются им.

Важными субкультурными механизмами и одновременно – феноменами социализации являются детский фольклор и вообще художественное творчество, а также детская игра. То, что детские игры, особенно ролевые, имеют важный социокультурный смысл, известно давно. В игре происходит уяснение непосредственно-предметного содержания, проигрывание и усвоение ребёнком взрослых социальных ролей, ознакомление с миром профессий, формируются общие навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентации на групповое или индивидуальное действие, соревновательность или кооперацию и т. д.

Важным механизмом социализации является и детское общение. Психолого-педагогические исследования показывают, что контакты между детьми уже в самом раннем возрасте резко отличаются от общения тех же детей со взрослыми и выполняют иные психологические функции – в них ребенок предъявляет себя сверстникам, осуществляет пробы авторства в системе социальных отношений, что является важным средством для формирования Я-концепции.

Межличностные механизмы социализации проявляются во взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, вымышленный или исторический герой, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций, групп с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

Процесс социализации осуществляется усилиями агентов социализации – персон, оказывающих решающее значение для формирования идентичности. Это:

1. опекуны, осуществляющие уход, удовлетворение базовых потребностей;

3. дисциплинаторы, которые распределяют наказания и тем самым ограничивают поведение не соответствующее принятому в социуме;

4. воспитатели, которые целенаправленно обучают;

5. компаньоны – участники совместной деятельности;

6. сожители – просто живущие вместе.

Социализация человека осуществляется при помощи совокупности определенного набора средств, специфических для определенного общества, социального слоя, возраста и других особенностей ситуации. Средства социализации в самом общем смысле - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К важным средствам социализации личности относится фольклор: поэзия пестования, былины, народно-религиозная поэзия, народные песни, малые жанры фольклора, искусство в народном быту, русская народная игрушка, старинные праздники. И наконец, средством социализации выступают взаимоотношения людей, всё их многообразие. Средствами социализации являются и способы вскармливания младенца и особенности ухода за ним, совокупность требований, ритуалов и норм жизни семьи и малой группы, к которой принадлежит человек, доступные элементы материальной и духовной культуры (от колыбельных песен, сказок до произведений архитектуры, классической музыки, зрительских искусств); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, воспитательных учреждениях, группах сверстников, и т. д.

В качестве средств социализации выступают особенности взаимодействия взрослого и ребенка, содержание и формы совместной деятельности, предъявляемых и транслируемых образцов культуры, ценностей и т. д. Важнейшим способом является деятельность. Ведущая деятельность служит основой для развития высших психических функций человека, для освоения необходимых знаний и навыков, а также определяет, опосредует характер взаимоотношений индивида со своим окружением, и прежде всего с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе.

Основным социализирующим фактором и в наше время продолжает оставаться семья, семейное воспитание, нормы, ценности, традиции, обычаи, существующие в семье, семейные ресурсы, эмоциональная и материальная поддержка, структура семьи. Мы уже показывали ранее, что семья, её уклад, отношение к детям, стиль и цели воспитания определяются культурой.

Одним из важнейших средств социализации выступает воспитание. В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурно-групповые, региональные, семейные и другие вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребёнку нельзя рассматривать изолированно от других аспектов истории, в частности от общего стиля общения и межличностных отношений, ценности, придаваемой индивидуальности, и т. п. Все эти явления тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой, составляющей объект изучения этнографии.

В ходе исследований американских исследователей в 50-е г. XX в., например, было выделено 6 основных измерений воспитания:

1. послушание (подчинение взрослым);

2. ответственность (за себя и домашние дела);

3. заботливость (помощь младшим, престарелым, больным);

4. стремление к достижениям (соревнование);

5. самостоятельность (забота о себе и удовлетворении своих потребностей);

6. общая независимость (свобода от контроля, доминирования и надзора).

Исследователи выяснили, что выбор того или иного полюса зависит от особенностей хозяйствования: охотники и собиратели ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы – ответственности и послушания. А по наблюдениям М. Мид, народы, занимающиеся земледелием, воспитывают ребенка так, чтобы у него росла не вера в собственные силы, а уверенность, что члены группы всегда придут на помощь.

В 70-е г. XX в. было проведено экспериментальное исследование особенностей родительского поведения в зависимости от их социальной принадлежности. Оказалось, что во всех культурах родители-рабочие были более требовательны и менее заботливы, чем представители среднего класса. А этническая принадлежность родителей оказывала более слабое влияние на способы социализации. Это формирует многие психологические особенности детей рабочих, негативно влияющих на успешность их школьного обучения. С другой стороны, это говорит о все большей унификации общества, ослаблении этнических различий.

В процессе социализации возникают и проявляются разнообразные феномены, которые являются следствием её двустороннего характера. Это - усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций. Важным феноменом социализации является становление «со-бытийной общности», как внутреннего духовного единства людей, характеризующегося взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг другу. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Именно личные смыслы и энергетика совместности, возникающие по поводу совместного деяния, делает социальную организованность со-бытийной общностью.

В настоящее время в этнопсихологии используется и понятие культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого культура передает себя по наследству своим новым членам, прежде всего – детям.

Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения. Обычно выделяют три вида трансмиссии:

Вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

Горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«Непрямую», при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т. п.).

Для описания процесса вхождения индивида в культуру своего народа используется термин инкультурация, который ввел американский культур-антрополог М. Херсковиц. (Термин инкультурация не следует путать с термином аккультурация, используемым – среди других – для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру). Разделяя понятия социализации и инкультурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре (в языке, ритуалах, ценностях и т. п.). Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

Основной механизм инкультурации – собственная деятельность человека, накопление и осмысление им приобретаемого социального опыта. Эта деятельность осуществляется в различных пространствах, и по мере развития человека эти пространства расширяются, С другой стороны, в процессе деятельности человек вступает в жизненно важные отношения с различными людьми, которые оказывают существенное влияние на ход и содержание осваиваемого социального опыта.

Н. Крылова, обсуждая особенности инкультурации ребенка в различных ситуациях, выделяет расширяющиеся пространства культурных практик, в результате деятельности в которых и осуществляется становление личности как субъекта культуры:

· Я и значимый взрослый;

· Я и семья (при этом порой ближние и дальние родственники весьма различаются в социокультурном плане);

· Я и мои друзья (референтная группа);

· Я и окружающий мир;

· Я и местное сообщество (уровни социального окружения);

· Я и традиции;

· Я и мой этнос, Я и мой род (Я – потомок древнего народа);

· Я как часть Мира.

Для каждой культуры существует специфичный именно для неё обобщенный сценарии инкультурации, т. е. вхождения человека в культуру. Поскольку ребенок усваивает множество обыденных сценариев, отражающих принципы взаимодействия между людьми в его культуре, в его голове откладываются обобщенные черты, определяющие это взаимодействие. Причем принципы взаимодействия могут быть общими на микро и макро уровне. Есть общие черты в том, как человек осваивает купленный им участок земли и как народ осваивает приобретенную им в ходе военных действий территорию.

Одним из результатов социализации личности в культуре становится формирование самоконцепции – совокупность мыслей и чувств индивида по отношению к самому себе; подразделяется на субъект (Я) и объект (Меня). В коллективистических культурах связано с их отношением к другим людям и этих людей – к ним; в индивидуалистических – зависит от одного индивида. На Западе – «Self-made-man»; что практически не допускается в коллективистических культурах. В коллективистических важнее «что люди скажут», в индивидуалистических поленезависимость. Коллективистические культуры больше поощряют и воспитывают социальную идентичность, индивидуалистические – личную.

В юности человек формирует «Я-концепцию», относя себя к определенным большим социальным группам – гендерной (половой, психосексуальной), этнической, социальной, культурной (субкультурной), и т. д. . И дальнейшая социализация строится уже как приобщение к нормам и ценностям той группы, которую, часто неосознанно, человек выбрал для себя как объект идентификации. «Я-концепция» существует на осознаваемом и бессознательном уровне и включает три основных компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (конативный).

Когнитивный компонент «Я-концепции» – «образ Я», характеризующий соджержание представлений человека о себе, своем месте в обществе, своих способностях, внешности, личностных качествах, социальных ролях и статусах. В содержании когнитивного компонента содержатся две части: «объединяющая», обеспечивающая принадлежность человека к определенным группам (идентификация), и дифференцирующая, служащая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной непохожести, уникальности, неповторимости.

Эмоционально-оценочный компонент «Я-концепции» отражает отношение человека к себе самому и той группе, к которой он принадлежит, и проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, чувстве собственного достоинства. Трагические страницы истории человечества связаны с неадекватной самооценкой этноса, чрезмерно завышенным уровнем притязаний. Бесчисленные войны между народами и государствами велись под стягом свое национальной исключительности и «второсортности» своих противников.

Поведенческий компонент «Я-концепции» определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или на внутренний контроль («локус контроля»). Исследования и наблюдения показывают, что в коллективистических культурах преобладает внешний локус контроля, в индивидуалистических – внутренний. Анализ особенностей русского языка показывает, что в нем очень много безличных оборотов, что говорит о высоком уровне бессубъектности, зависимости от внешних, случайных обстоятельств.

Во многих культурах существует понятие о «лице» («имидже»)- публичном образе, которым каждый член общества заявляет о себе. Угроза «потери лица» возникает в ситуациях неопределенности и её переживание существенно зависит от типа культуры. Члены коллективистических культур в значительно больше заботятся о собственном публичном лице, и испытывают значительную тревожность в ситуации неопределенности. Представители индивидуалистических культур в таки случаях больше полагаются на рациональные представления о правилах поведения.

Кроме того, любое межличностное общение имеет многоцелевую направленность: кроме обмена информацией и принятия решения, – важное значение имеет потребность сохранения и поддержания «лица»; непонимание этого может вызывать длительные межличностные и групповые («групповое лицо») конфликты.

В проблемных ситуациях общающиеся стороны выражают потребность в присоединении (поддержание позитивного лица) и/или в изоляции (поддержка негативного лица). На проявленность защиты своего лица или лица другого и на потребность в присоединении или изоляции влияют особенности отношений (степень близости), факторы ситуации общения и степень ясности источника проблемы. Эти измерения подвержены влиянию культурных норм, ожиданий и интерпретируются в культурном контексте. Некоторые стратегии предпочитаются членами одних культур больше, чем других. На эти предпочтения в наибольшей степени влияют измерения «коллективизм – индивидуализм».

Исследователями выделены следующие черты личности, влияющие на межличностное поведение и имеющие кросс-культурные различия и значимость:

Самоконтроль – самонаблюдение и самоотслеживание, проводимое в ситуации общения для достижения социальной адекватности. Самоконтроль связан со стремлением снизить неопределенность.

Самосознание - устойчивая тенденция личности направлять внимание на свои внутренние или внешние проявления. Три измерения:

· Личностное самосознание (интроверсия). Маскулинные культуры – поленезависимы, то есть ориентированы на себя; феминные – полезависимы.

· Публичное самосознание – осведомленность о себе как социальном субъекте и объекте восприятия другими; концентрация внимания на себе как независимом от контекста социальном субъекте; индивидуализм – высокое развитие публичного самосознания.

· Социальная тревожность – дискомфорт в присутствии других.

Как мы уже отмечали выше, одним из результатов процессов социализации и инкультурации является становление личностной, социальной и этнической идентичности личности, осознание себя как субъекта культуры определенного общества или его части. Этническая социализация приводит к формированию у детей поведения, восприятия, ценностей и аттитюдов, свойственных одной из этнических общностей, в результате чего они начинают рассматривать себя и других людей их членами. Результатом этнической социализации является формирование Я-концепции и самопринятия детей, содержащих этнические компоненты, их аттитюдов и поведения по отношению к своим и чужим этническим общностям.

В отечественной психологии проблема развития личности как принятия системы идентификации с именем, этносом, полом, возрастом и пр. рассматривается в работах В. С. Мухиной и её школы. Ребенок обретает социальность через отождествление себя с определенными категориями, позволяющими идентифицировать его как члена общества. «В основу структуры личности ложится выделение себя как носителя определенного имени. На начальном этапе развития личности идет первичная подготовка к «присвоению» ребенком социально значимых позиций и отношений к самому себе и к непосредственно окружающим его людям». Однако в качестве важнейшего дополнения к идентификации, обеспечивающего подлинное рождение личности, формирование субъекта, В. С. Мухина называет и обособление, позволяющее отделить себя от других, отстаивать свою природную и человеческую сущность. «Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать внешнее через внутреннее». Именно обособление дает возможность отнестись определенным образом к социальным структурам, системе идентификаций и индивидуализировать социальный опыт. Отчуждение позволяет занять место вне принятой системы значений и, значит, принимать или не принимать определенные идентификации.

Этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка (чувство гордости, достоинства, обиды, страха). Можно выделить позитивную этническую идентичность, когда человек удовлетворен своей принадлежностью к определенной этнической группе, гордится за свой народ. Негативная этническая идентичность – это наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп. Так, американские психологи установили, что у чернокожих американцев с ранних лет формируется представление, что все черное – плохое.

Социальные изменения в России конца XX в. привели к негативной этнической и социальной идентичности у целого поколения российских граждан; появилось уничижительное слово «совок» для характеристики целого народа. Кроме того, исчезли объекты гордости в прошлом, разрушились существовавшие мифы, и утратился образ внятного и притягательного будущего. Все это привело к становлению негативной идентичности у целых поколений, к формированию комплекса неполноценности и поиску «козла отпущения» среди других этносов. В результате стали формироваться негативные установки по отношению к представителям других национальностей.

2. Проблема национального характера. Анализ становления этнической идентичности с неизбежностью приводит к вопросу о взаимосвязи личностных особенностей и этнической принадлежности, илди о проблеме национального характера. По-другому вопрос можно поставить так: есть ли какие-то характерологические особенности, отличающие представителей одного этноса от другого?

М. Мид, изучая различные примитивные народы, обнаружила существенные психологические различия между туземцами и жителями США. С чем это связано? Детальный анализ условий жизни этих народов показал, что у них – меньше возможности для самовыражения и выбора, все предопределено жизнью. И тогда – больше свободы и нет неврозов, меньше межролевых и внутрииндивидных конфликтов. Нет необходимости в таки чертах личности, как стремление к индивидуальному спеху, развит коллективизм во взаимоотношениях. Таким образом, в её исследованиях была обнаружена четкая взаимосвязь между характером народа и условиями его жизни, между культурой и личностью.

Она рассматривала культуру как разнообразие «сред научения», которые сообщают индивиду необходимую информацию для решения социальных задач, поставленных обществом. Непосредственное влияние культуры связано с процессом закрепления первичного опыта социализации в самой структуре личности. Этот закрепленный опыт оказывает влияние на формирование базовой личности, которая, в свою очередь, создает и сохраняет отдельные аспекты культуры. Человек с момента рождения находится под влиянием институтов первичной социализации (семья, друзья, соплеменники), которые типичны для данной культуры. В процессе адаптации к ним у человека формируется чувство уверенности в собственном существовании. Эта уверенность в будущем выступает основой самоидентификации и помогает справляться с ситуациями фрустрирующего характера.

Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначально описательное понятие «национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью отражения образа жизни народа и его влияние на развитие отдельных личностных черт.

Национальный характер – это фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа представителей данного этноса. И этот национальный характер формируется историей, социально-экономическими особенностями, типом производства, традицией. То же трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностной смысл труда в разных культурах. В частности, с проблемой выработки трудовой морали в свое время столкнулись освободившиеся от колониального гнета африканские государства, труд населения которых на протяжении веков был подневольным, рабским, отнюдь не способствовавшим развитию трудолюбия.

Изменения социальной организации неизбежно ведут к радикальной трансформации базового типа личности. Эти трансформации происходят из-за новых технологий или межкультурных контактов.

В годы Второй мировой войны было достаточно много исследований особенностей японского характера. Поражал их фанатизм во время боя, но, попадая в плен, они становились «изменниками» и легко шли на сотрудничество с американцами. Почему? Потому что, попадая в плен, они становились «социально мертвыми» для своих близких, и, следовательно, не несли обязанностей по отношению к ним.

Э. Фромм, исследуя особенности немецкого характера, пришел к выводу, что в Германии преобладает авторитарный тип личности: обязательность и услужливость по отношению к вышестоящим, повелительность и презрение к подчиненным . Именно эти особенности немецкого национального характера позволили придти к власти фашистам.

Русский национальный характер занял свое место в фокусе исследований зарубежных антропологов сразу после второй мировой войны. Британский антрополог Д. Горер выдвинул свою «пеленочную» гипотезу, М. Мид её развила и популяризировала, а Э. Эриксон адаптировал её в своей статье «Легенда о юности М. Горького». Э. Эриксон считал, что на формирование русского характера оказали влияние три элемента русской традиционной культуры.

Интересны взгляды Н. А. Бердяева на причины особенностей русского характера: «Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком – задача оформления и организации своей необъятной земли…Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта» . В другой работе он высказывал предположение, что в основу формации русской души легли два противоположных начала: природная языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Именно в этом он видел историческую причину того, что русский народ в высшей степени поляризован и совмещает противоположности: деспотизм-анархизм; жестокость, склонность к насилию – доброту, человечность, рабство-бунт и т. д. .

Особенности жизни русского крестьянина - компактная социальная жизнь в уединенных укрепленных поселениях, изолированных друг от друга холодами центральных равнин и периодическое освобождение их жителей после весенней оттепели; долгие периоды тугого пеленания, чередующиеся с минутами радости во время освобождения от пеленок; одобряемое проявление нечеловеческой выносливости и периодический эмоциональный катарсис, достигаемый безудержным излиянием души привели, по мнению американских антропологов (Б. Каплан, К. Клакхон и др.), к формированию модального характере русского народа, которому свойственны такие черты, как теплота, зависимость, стремление к социальному присоединению, лабильность и эмоциональная нестабильность, сила и недисциплинированность, потребность в подчинении властному авторитету .

Для нас важны исследования трансформации русского национального характера на современном этапе развития России. Такие исследования проводятся как зарубежными, так и российскими учеными. Так, американский антрополог К. Клакхон предположил, что идеальный тип советской личности, насаждавшийся при социализме, находился в противоречии с традиционным русским типом личности, в доказательство чего приводил следующую таблицу .

План

Тема: Этническая социализация личности

ЛЕКЦИЯ 3

Литература

1. «Казахстан». Национальная энциклопедия Т 5./ Гл. ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная редакция «Казак энциклопедиясы», 2006-560 с

2. Педагогика.Курс лекций. Учебник. – Алматы, «Print – S», 2005

3. Скворцов Л.В. Культура самосознания. – М., 1989. – С. 131-132.

4. Скворода И.А. Национальные и общечеловеческие интересы: социально-психологические проблемы. – М., 2006. – С. 157.

5. Муналбаева У.Д. Научно-практические основы этносоциального воспитания современных школьников. - Алматы, 2009.

Цель : формирование знаний о значимости процесса этнической социализации как естественного процесса самосохранения этнической общности и формирования личности как активного субъекта этнического бытия для развития у студентов чувства единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет.

1. Этническая социализация как один из аспектов социализации

2. Мультикультурализм, диалог культур как принципы этнической социализации личности

3. Этнокультурная компетентность, пути её формирования.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Э. Дюркгейм определил социализацию как "очеловечивание" под влиянием воспитания, это "воздействие поколения взрослых на поколение молодых", но указал, что для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.


Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: «Кто я?» Смысл этого вопроса и скрывается в невозможности однозначного и окончательного ответа на него. Ведь на каждом возрастном этапе мы по-новому осмысливаем себя и окружающих нас людей, мы чувствуем себя ближе к одним и отдаляемся от других, мы примеряем к себе жизненные роли, пытаясь соответствовать определенным из них и отвергая иные, уже или еще неподходящие для себя. Этот процесс является поиском идентичности - процесса и результата самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует.

Роль этнического фактора неоднозначна в течение жизни человека. Открывая многообразные аспекты присутствия и проявления феномена «этничности» в прошлом и современности, человек реализует свои вечные потребности в самореализации, самоактуализации, привязанности и уважению себя в группе. Становление гражданского общества в Казахстане и других постсоветских государствах взаимосвязано с возросшей этничностью. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни имеют этническую вариативность.

Молодость является критической точкой процесса социализации. В этот период не только происходит становление и закрепление социальности в индивиде, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодежи как социальной общности. Обострение проблемы этнической социализации молодежи в условиях современного трансформирующегося общества обусловлено рядом факторов:
особенностями социализации молодежи в современном поликультурном и полиэтничном обществе, возникшими в результате происходящих изменений в общественных отношениях; маргинализацией личности в условиях глобализации и размывания ценностных ориентиров; постепенной потерей современной нуклеарной семьей роли решающего института этнической социализации; усложнением социальных механизмов передачи этнических духовных ценностей. Влияние этнокультурных факторов на процесс социального развития и становления молодого поколения очевиден и объективен. Однако, процесс этнической социализации в определенной степени управляем, и более всего это касается институционального механизма, в рамках которого мы можем оказать социальное воздействие на данный процесс.

Этничность - идентификационная категория и на индивидуально-личностном уровне выступает в качестве особой формы "Я"-концепции. Степень выраженности этнического "я" зависит от того, как человек определяет самого себя. В структуре личностной определенности, и прежде всего в матрице социальной идентификации, этническая принадлежность, занимает существенное, хотя и непостоянное место (эффект "ситуативной" этничности). В кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического "Я" существенно повышается, а в период социальной устойчивости как бы "замирает", уступая свое место сугубо социальным характеристикам. Кроме того замечено, что в "Я"-образе членов этнодисперсных групп "вес" этнического "Я" заметно выше, чем у представителей титульного народа. Доминантность этнического "Я" неизбежно приводит к конфликту (или, напротив, может быть спровоцирована конфликтной ситуацией) - в любом случае она препятствует эмпатической солидарности на межэтническом и внеэтническом уровне и акцентуируется в ущерб социо-профессиональной, генерационной, политической или иной идентичности. Это чаще всего происходит в том случае, когда этническая группа склонна воспринимать себя как жертву различного рода притязаний со стороны иных этнических групп - более сильных или успешных, то есть в случае актуализации этнических неравенств в массовом сознании. На уровне группы этническое "Я" переходит в образ "Мы", то есть принимает характер групповой идентичности.

Этническая идентичность различна при внутригрупповой и межгрупповой (то есть межэтнической) коммуникации. В первом случае действует установка "я среди своих, таких же как я" и этническая самоидентификация как бы приглушается, во втором - "я среди чужих, других чем я" и значимость этнического "Я" естественным образом возрастает. Поэтому в иноэтнической среде поведение человека, с одной стороны, может приобрести демонстрационный характер ("желание показать себя"), с другой же - может строиться сообразно экспектациям членов иных этнических групп (эффект поведенческой "мимикрии"). Таким образом, речь идет об идентичности "для себя" и идентичности "для других", которые могут существенным образом различаться. Этничность представляет собой культурную или символическую категорию. Современное общество состоит из множества социальных миров - культурных областей, границы которых определяются не территорией или государством, не формальным членством в группе, а пределами эффективных коммуникаций. По мере социального развития общество становится все более структурированным, усугубляется социальная дифференциация, различия начинают преобладать над подобием и в этих условиях объединяющим культуру началом служит совместная символическая среда. Понятная всем и общепринятая система символов, выступая ценностно-нормативным регулятором поведения, способствует культурной консолидации в пределах данной этнической группы, причем этнокультурное символическое "поле" как бы предшествует другим символическим "полям", приобретенным посредством вхождения в различные статусные и формальные группы. Однако следует отметить, что "разорванность" символической среды при сохранении иных модальных атрибутов еще не приводит к утрате этничности. Усвоение системы общих "значений" начинается с младенчества, в ходе первичной социализации, поэтому она может быть обозначена как базовая символическая среда. Вместе с тем этничность является эмоционально-чувственной категорией; этничность переживается, причем это переживание может быть совершенно иррациональным в духе "коллективного бессознательного". Не случайно говорят именно о чувстве патриотизма или чувстве национального достоинства. Конечно, тот же патриотизм "конструируется" социально, однако, образно говоря, это "конструкция чувства", а не рационального отношения к своему отечеству и народу. Таким образом, на индивидуально-личностном уровне - это особая форма чувственной самоидентификации, выражающаяся в "привязанности" к определенной группе членства, отличающейся от других подобных групп.

В отличие от социальных ролей, статусов и престижа этничность значительно меньше соотносится с динамикой социальных отношений и институтов, с состоянием общества в целом. И в этом смысле этничность наиболее константная категория идентичности. Вместе с тем интенсивность ее переживания не является неизменной: она возрастает или ослабевает под воздействием внешних социальных условий. Ослабевает, когда значимость этнических неравенств снижается в случае акцентуации идеологической, профессиональной или иной солидарности. Возрастает при обострении межэтнической борьбы за власть, привилегии и престиж, то есть в ситуации социальных изменений, когда идентичность на основе общих "корней" и общеразделяемой культурной символики становится единственной константой, противодействующей социопатии и фрустрации. Это и есть причина столь бурного протекания этнонациональных процессов в период и после распада СССР. Вместе с тем, этническая "мобилизация" вряд ли стала бы возможной, если бы к тому времени этничность полностью "растворилась" под напором советской, то есть одновременно общегражданской и идеологической, самоидентификации.

Итак, суммируя все сказанное, под этничностью понимается особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения "нас" с "не-нами" в ходе межгруппового взаимодействия в этносоциальном пространстве.

Этническая социализация это один из аспектов социализации, процесс развития и саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. Результатом и критериальным показателем такой личности является ее этнокультурная компетентность.

Этническая социализация это многоуровневое социальное явление, включающее в себя социализацию этносов, то есть межпоколенную социализацию этнических групп, а также индивидуальную социализацию личности под влиянием этнокультурного фактора.
Этническая социализация молодого населения Казахстана, как социальной общности, то есть формирование и сохранение у них позитивной этнической идентичности и этнической толерантности имеет значимые последствия. Молодежь наиболее активно выражает свою этническую неприязнь. Идеологичность сознания молодежи, следующей внушаемым ей традициям или идеям, представляет собой один из вариантов защиты личностной идентичности в кризисной фазе ее становления. Э.Эриксон подчеркивал, что юношеская стадия в жизненном цикле развития индивида представляет собой наиболее критический этап для формирования позитивной идентичности личности, позволяющей индивиду избавиться от предубеждения против самого себя, а также от фанатичной ненависти к непохожим на себя. При этом учеными подчеркивается необходимость поддержки личностной идентичности молодого человека в коллективной идентификации со значимыми для него социальными группами, в том числе и этнической общностью. Таким образом, юность представляет собой критический этап в становлении этнического самосознания и этнической толерантности личности.

Как на индивидуально-личностном, так и групповом уровнях этничность выполняет ряд существенных функций.

Во-первых, для каждого из членов одной общности этничность, опосредуя институциональные нормы, выступает регулятором социального поведения. Этничность регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей.

Во-вторых, формируя единую символическую среду, этничность выступает в качестве своеобразного информационного фильтра.

В-третьих, этничность способствует удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности.

Актуализация этничности - есть защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность окружающей социальной среды. Смена социальных и, в частности, политических детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнического, традиционного в противовес социальной инновации противодействует развитию социально-психологической фрустрации и аномии. Этничность консервативна и в кризисной, конфликтной ситуации человек стремится укрыться в ней как в материнском лоне. В этом состоит психологическая или защитная функция этничности. Перечисленные три функции органичны по своему содержанию, две другие носят непостоянный, ситуативный характер.

В определенных обстоятельствах этничность, мобилизуясь в форме национального движения, становится эффективным инструментом для достижения определенных экономических, политических или иных целей, и этот инструмент нередко оказывается действеннее, чем класс или политическая группировка. В условиях социального кризиса или межгруппового конфликта именно этничность (которой, добавим, умело манипулирует элита) предопределяет как социальные экспектации, так и политические требования. В этом проявляется инструментальная, или мобилизационная функция этничности. В стадии мобилизации этничность может мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения как на групповом, так и на индивидуально-личностном уровне. В этом случае социальная действительность, политические, экономические или иные ценности рассматриваются этнической группой в первую очередь сквозь призму соответствия или несоответствия этнонациональным интересам, сама же акцентуированная этничность выступает в качестве критерия оценки социальных, в том числе и политических, изменений как подкрепляющих или, напротив, унижающих национальное достоинство. В этом заключается мотивационная функция этничности.

Гипертрофия как органических, так и ситуативных функций этничности неизбежно приводит к дестабилизации межэтнических отношений. Этничность функционирует в едином этническом пространстве, которое является частной формой пространства социального. Его границы определяются как на основе приписывания себе и другим членства в определенной этнической группе, так и на основе принятия и демонстрации некоторых общепризнанных символов.

Этническая социализация в современном обществе выполняет поистине глобальную мировоззренческую миссию - формирование множественной и многоуровневой идентичности личности, способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Новое понимание сущностного наполнения этнической социализации актуализирует концептуальную разработку феномена этнической социализации в современных условиях.
Для современного казахстанского общества крайне актуальны поиски социальных технологий, средств и механизмов конструктивной этнической социализации. Влияние этнокультурных факторов на процесс социального развития и становления молодого поколения очевиден и объективен. Однако процесс этнической социализации в определенной степени управляем, и более всего это касается институционального механизма, в рамках которого можно оказать социальное воздействие на данный процесс.

Этническая социализация способствует воспроизводству этничности, которая в современном обществе, как на индивидуально-личностном, так и групповом уровнях продолжает выполнять ряд существенных функций: регулятивную, информационную, психологическую, инструментальную, мотивационную.
Для каждого из членов одной общности этничность, опосредуя институциональные нормы, выступает регулятором социального поведения. Любой человек, обремененный многочисленными статусами, одновременно выполняет целый набор социальных ролей, входит во множество, слабо связанных между собой групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а напротив, противоречат друг другу. Этничность же регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей. Этничность в известном смысле не только упорядочивает и систематизирует ее, но и фильтрует с точки зрения общепринятых культурных ценностей и идеалов.
Фактором, требующим инновационного подхода к этнической социализации, является трансформация всех сфер общественной жизни, в том числе и социальной. Снижение уровня жизни значительной части населения, политические и экономические трансформации, культурный шок, утрата моральных и нравственных ориентиров - все эти факторы влияют на сознание и поведение молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное поле современной России, молодые люди вербально признают ценность и значимость отечественной, этнической истории и культуры, но на практике демонстрируют низкий уровень воспроизводства своей культуры, руководствуясь стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культуры.

Образы этнокультурного мира оказывают мощное влияние на культурный контекст развития личности как представителя этнической группы.

1

Статья посвящена проблеме определения сущности и структуры этнокультурной социализации личности. На основе понятий «социализация», «этническая социализация» и «культурная социализация» дается трактовка термина «этнокультурная социализация». Указывается на то, что данный процесс является симбиозом этнической и культурной социализации. Представлены междисциплинарный, конкретно-исторический, этнокультурный и этнопедагогический подходы к изучению этнокультурной социализации, на основе которых выделяются структурные (познавательный, ценностно-ориентационный, деятельностный) и функциональные (когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный) компоненты изучаемого явления. Указывается на необходимость воспитания и обучения на родном языке, изучения культуры и истории родного края, формирование этнической принадлежности и этнопедагогизации воспитательного процесса. Делается вывод, что в ходе этнокультурной социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является. Этнообусловленные социальные ценности и нормы, которые передаются от социума к индивиду, впоследствии интернализируются и становятся частью личности.

социализация

этнокультурная социализация

этническая социализация

культурная социализация

1. Баишева М.И., Голикова Р.А. Проблемы этнокультурной социализации мальчиков дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/493-2012-01-13-04-45-03 (дата обращения: 09.07.2013).

2. Кожанова М.Б. Этнокультурная социализация ребенка в дошкольном образовательном учреждении Чувашской Республики: программа и методические рекомендации / М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, И.В. Кожанов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 82 с.

3. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 552.

4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId = 70284810&linkType = 65537 (дата обращения: 22.04.2013).

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 18.06.2013).

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

В настоящее время в мире практически не осталось государств, являющихся моноэтничными по своей сути. Интенсификация межэтнического взаимодействия, взаимопроникновение культур, миграции населения Земли, глобализация и ассимиляция привели к тому, что полиэтничность и мультикультурность стали нормой современного общества.

Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому вопросы межэтнического взаимодействия являются значимыми для страны. В Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года указывается на то, что многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Ведущая роль в укреплении единства мультикультурной страны отводится системе образования. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства .

Вместе с тем сохраняются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие национальных, межэтнических отношений (размывание традиционных нравственных ценностей, распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов, дискриминация по этническому признаку и другие).

Причина подобного, на наш взгляд, заключается в деформации процесса социализации личности, когда в условиях полиэтничной мультикультурной Российской Федерации подрастающему поколению не удается достичь баланса между этнической и общегражданской составляющими, что приводит к возникновению противоречия между необходимостью познания культур разных этносов для построения эффективного диалога с ними и признанием русской культуры основной и консолидирующей, в которую должны вливаться остальные культуры страны.

Недопущение выявленного дисбаланса возможно при правильном построении (сопровождении) процесса этнокультурной социализации личности, сущность и структура которой требуют отдельного исследования.

Материал и методика исследований

В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение

Социализация - феномен, изучаемый такими науками, как социология, философия, антропология, психология, культурология, педагогика и многими другими, что обусловливает наличие множества подходов к определению данного явления.

Социология рассматривает социализацию с точки зрения среды, т.е. тех условий и факторов, которые обусловливают формирование социально компетентной личности. Антропологи подчеркивают влияние культуры (в широком смысле) на процесс социализации личности. Согласно антропологическому подходу, важным результатом социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Социализация выполняет при этом такие функции, как передача социокультурных элементов с целью адаптации индивида к среде, а также воспроизводство культурного сообщества (культурная трансмиссия). С точки зрения социальной психологии, социализация - это процесс взаимодействия ребенка и членов семьи, родственников, соседей и т.д., в ходе которого происходит естественное развитие ребенка и обретение им новых навыков.

Наиболее распространенными определениями социализации являются следующие:

1) социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества ;

2) социализация - процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие социализированность) .

Вышеприведенные определения могут быть дополнены лишь тем, что:

1) социализация - двусторонний процесс активного взаимодействия личности и среды, в ходе которого посредством усвоения базовых ценностей и установок общества, а также общепринятых социальных ролей и образцов поведения социальной и, в частности, этнической группы, происходит становление индивидуальной структуры личности, а также воспроизводство и развитие самой социальной системы ;

2) социализация подразумевает сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества;

3) существует ряд факторов (семья, окружение, место проживания, этнос, государство и другие), оказывающих влияние на протекание социализации.

В общем процессе социализации, который детерминирован изменениями, происходящими в мире, особое место занимает этнокультурная социализация.

Важно разделять понятия «этническая», «культурная» и «этнокультурная социализация».

Сущность этнической социализации заключается в приобщении индивидов, членов этноса к этническому опыту, к культуре своего народа, тем самым происходит инкультурация (вхождение человека в культуру своего народа). В процессе этнической социализации происходит освоение народных традиций, закладываются основы этнокультурного миропонимания и поведения. В результате этого формируются когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Культурная социализация - двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни культурных ценностей, норм, правил, идеалов, в результате которого происходит формирование культурной картины мира, позволяющей личности успешно функционировать в окружающей культурной среде.

Этнокультурная социализация является симбиозом этнической и культурной социализации, включающим в себя оба вышеназванных процесса.

Детальное рассмотрение этнокультурной социализации требует разнообразных подходов к её изучению.

Феномен этнокультурной социализации, прежде всего, следует рассматривать в рамках междисциплинарного подхода. Структурно-функциональный анализ позволяет с социологической точки зрения рассмотреть сущность и структуру этнокультурной социализации.

Сущность этнокультурной социализации невозможно понять вне конкретно-исторического подхода. Данный процесс не может проходить вне определенных общественных формаций, цивилизации, культуры, не может не учитывать особенностей того или иного класса, той или иной социальной группы, входящей в состав данной нации или народности, и др.

Этнокультурная социализация базируется также на культурологическом подходе, что позволяет обеспечивать учет национальных ценностей и традиций в образовании.

В основе этнопедагогического подхода лежит совокупность приемов, способов изучения этнокультурной социализации с позиций народных традиций воспитания. Человек живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Если общечеловеческое является базисным положением, обусловливающим формирование личности, то национальное - специфическим его отражением как особенного. Без национального как «без почвенного, без корневого» нельзя серьезно говорить о воспитании как вечной человеческой деятельности, ибо «национальное в человеке коренится глубже всего» (К.Д. Ушинский). «Через нацию осуществляется человек и человечество. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек» (Н.А. Бердяев).

Вместе с тем нельзя согласиться с исследователями, считающими основополагающим принципом этнокультурной социализации принцип сочетания последовательного изучения культур, когда происходит освоение культуры родного народа (этническая социализация), потом приобщение к культуре ближайшего окружения, а затем и ознакомление с мировой культурой (культурная социализация).

Необходимым условием эффективности этнокультурной социализации является единство этнического, регионального и национального (общероссийского). М.И. Баишева и Р.А. Голикова отмечают, что существующая практика в условиях нарастающего «этнического ренессанса» по принципу «сначала - к национальному, потом к общечеловеческому» противоречит диалогической целостности культур как «часть - целое». Этническое, национальное - это часть общечеловеческой культуры .

Исходя из представленных определений этнической и культурной социализации, можно говорить о том, что этнокультурная социализация - это единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, формированием этнокультурной компетенции и открытости к культуре других этнических общностей. Этнокультурная компетентность может выступать целью, критерием и результатом успешной этнокультурной социализации.

Как любой процесс, этнокультурная социализация представляет собой систему, которую следует рассматривать в единстве структурных и функциональных компонентов.

Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации являются:

1. Познавательный компонент. Индивид воспринимает этнокультурную информацию на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Происходит раскрытие связей и отношений в окружающем мире, у индивида формируется целостная картина мира, приобретаются необходимые для жизни в этносоциуме умения и знания.

2. Ценностно-ориентационный компонент. Индивид соотносит получаемую информацию с собственным социальным опытом и на этой основе формирует собственное отношения к ней. Понятия, представления и идеи, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения, усваиваются личностью и впоследствии сами приобретают силу непосредственных побуждений и начинают определять поведение индивида.

3. Деятельностный компонент. Индивид включается в активное взаимодействие с окружающей этносредой, усваивает социальный опыт, проявляет себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.

Функциональными компонентами этнокультурной социализации, исходя из того, что под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы, а функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, являются:

1. Когнитивный компонент. В процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурным социальным опытом приобретаются знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой для народа (этноса) деятельности.

2. Коммуникативный компонент. Между учащимися и педагогами устанавливаются педагогически целесообразные взаимоотношения.

3. Деятельностный компонент. Учащиеся включаются в социально значимую для народа (этноса) деятельность.

4. Коррекционный компонент. Происходит коррекция хода процесса этнокультурной социализации, устанавливаются и регулируются необходимые связи между субъектами процесса.

Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.

Как уже отмечалось ранее, целью и результатом этнокультурной социализации личности является этнокультурная компетентность. Каковы же условия ее эффективного формирования?

Во-первых, воспитание и обучение на родном языке. Средством погружения в сокровищницу народной культуры является национальный язык, на этой основе возрастает его роль и оптимизация методов его освоения и применения в разных видах деятельности. С национального языка начинается и им продолжается национальная культура.

Во-вторых, ознакомление с культурой и историей родного края и приобщение к народным традициям. Культура - основной механизм адаптации к окружающей среде, средство приспособления к функциональным требованиям существования, своеобразная «иммунная система», защищающая человека. Этнокультура - это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Традиция организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

В-третьих, формирование знаний о своей национальной принадлежности. Задача формирования этнического самосознания у новых поколений является одной из актуальных проблем системы образования, актуализированная этническая идентичность является основой формирования гражданской (общероссийской) идентичности.

В-четвертых, этнопедагогизация воспитательного процесса, изучение, освоение и применение богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран. Важно формировать личность, ориентированную на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной регуляции поведения.

Обобщая имеющиеся исследования по проблемам этнокультурной социализации, можно сделать следующий вывод: в ходе этнокультурной социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является. В процессе межличностного взаимодействия происходит усвоение на индивидуально-личностном уровне определенной совокупности потребностей, идеалов, мотивов деятельности, осваивается этническое пространство. Таким образом, этнообусловленные социальные ценности и нормы, которые передаются от социума к индивиду, впоследствии интернализируются и становятся частью личности.

Целостность и эффективность системы этнокультурной социализации личности достигается гармонизацией ее структурных и функциональных компонентов. Отличительная особенность целостности заключается в том, что ни один из компонентов системы, взятый в отдельности, не достигает цели, которой является этнокультурная компетентность личности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнокультурная социализация учащихся в условиях поликультурной среды Среднего Поволжья», проект № 12-16-21013.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Петрова Т.Н., д.п.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Работа поступила в редакцию 15.07.2013.

Библиографическая ссылка

Кожанов И.В. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1193-1197;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32109 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРОЕКТ

Интеграция этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков

(методологический аспект)

1. Актуальность и социальная значимость проекта

Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Поэтому в последнее время региональная культура как фактор формирования межкультурной компетенции рассматривается как одно из приоритетных направлений в содержании государственной политики, в том числе и в области образования. В своей практической деятельности многие работники образования стремятся преобразовать механизм трансляции приобретенных знаний, умений, навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, инициативностью, сформированным мировоззрением.

Анализ социо-культурной ситуации показывает, что общество переживает духовный кризис, который усугубляется и внешним влиянием ценностей западной культуры, основанной на агрессии и насилии. В этой ситуации размывания общественного сознания, отсутствия общепринятых идеалов молодому человеку трудно приобрести свою идентичность. Такой национально-культурный кризис порождает духовный вакуум. В социальной среде, особенно в среде подростков, наблюдается нигилизм к историческому прошлому своего народа, происходит деформация ценностных ориентаций, вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов, где не находится места таким понятиям как патриотизм, любовь к Родине, бескорыстие, толерантность, сострадание. Все эти духовно-нравственные ценности перестают выполнять свое воспитательное предназначение.

И здесь школа должна играть главную роль.Образование в обучении и воспитании детей призвано развиваться с учетом традиций этноса. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Необходима такая межкультурная педагогика, которая рассматривает поликультурное общество в качестве условия для совместного обучения и взаимного культурного обогащения. В таком случае задача воспитания, в частности, путем привлечения воспитательного потенциала традиционной культуры и лучших традиций современной системы образования, могли бы стать эффективной теоретико-методологической базой, инструментом для формирования личностных качеств обучающегося.

В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей для обеспечения оптимальных условий решения обозначенных проблем.

Как оптимальная модель для реализации межкультурной педагогики может рассматриваться система дополнительного образования. Дополнительное образование, обладая большим художественно-образовательным и воспитательным потенциалом, способно через различные виды творческой деятельности отразить своеобразие национальной культуры своего региона и ввести обучающихся в мир общечеловеческих ценностей. Однако задача по внедрению этнокультурного компонента в эту образовательную систему не всегда решаема из-за тех требований, которые выдвигаются к уровню современного образования.

Анализ научно-педагогической, методической литературы показывает, что концепция регионального компонента в культурно-воспитательном аспекте системы дополнительного образования ХМАО – Югры еще только складывается, поэтому разработана и освещена с недостаточной полнотой.

Среди наиболее уязвимых участков в деятельности учреждений этого направления являются следующие проблемы:

    Отсутствие достаточного внимания к воспитательной роли этнокультурного компонента как фактора духовно-нравственного воспитания детей.

    Не отработан механизм трансляции умений, знаний и навыков в средство формирования этнокультурных ценностей личности.

    Не разработаны образовательные программы и методическое сопровождение, адаптированные к местным, региональным условиям, которые смогли бы системно и последовательно знакомить детей с жизнью и бытом народов коренной национальности, нет методических рекомендаций по проведению данных занятий.

    Не подготовлены педагоги, способные осуществлять полноценный образовательный процесс. Как следствие, процесс внедрения этнокультурного компонента в содержание образования реализуется бессистемно. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, которые вырваны из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления, теряется комплексное представление о культуре народов, проживающих в данном регионе.

    Отсутствует современная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в области этнокультурной составляющей образования.

    Слабая материально-техническая база или ее полное отсутствие.

    Слабая информированность в сфере пропаганды традиционной материальной и духовной культуры, способствующая снижению к ней интереса общественности.

Актуальность данного проекта обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, толерантной личности, формирующейся в творческой деятельности.

2. Сформированность научной базы проекта

Степень научной разработанности данного проекта определялась эмпирическим материалом научных работ, монографиями известных этнографов, историков, трудами исследователей в области этнокультурного образования.

Теоретико-методологической основой проекта являются опубликованные работы автора, доклады, представленные на научных и научно-практических конференциях по проблемам этнокультурной составляющей в системе дополнительного образования (Красноярск, Новосибирск, Нижневартовск). Использованы материалы краеведческих чтений, исследования автора проекта.

Концепция регионального компонента в его культурно-образовательном аспекте нашла свое подтверждение в практической деятельности:

    специализированный класс и ансамбль национальных инструментов «Тови» в МБОУДОД «Детская школа искусств №1»;

    ансамбль национальных инструментов, национальный театр обско-угорских народов в МОСШ «№2 - многопрофильная»;

    мастер-классы по обучению на национальных инструментах;

    элективные курсы для студентов НГГУ на факультетах «Дополнительные профессии», «Музыкальное образование».

3. Степень соответствия направлениям государственной образовательной политики

Критериями соответствия направлениям государственной образовательной политики данной программы являются:

Соответствие с Законом об образовании РФ;

Соответствие с Концепцией развития художественного образования в РФ;

Соответствие с государственными образовательными стандартами;

Соответствие с учебными планами и программами нового поколения.

4. Цель проекта

Содействие созданию педагогических условий для распространения достижений национальной культуры через интеграцию этнокультурных традиций обских угров в системе дополнительного образования. Включение в образовательный оборот этнокультурную составляющую как воспитательный фактор в формировании морально-нравственных качеств обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды.

5. Интеграция различных видов и форм деятельности

Подготовка молодого человека к жизни в поликультурном образовательном пространстве предполагает не только наличие знаний о других народах и их культурах, понимания их своеобразия и ценностей. В формировании этнокультурной компетенции важное значение имеют такие факторы, как обучение, воспитание, творческая деятельность и общение. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетенции обучающихся можно предложить пять моделей:

1. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной школы.

2. Модульная модель предполагает включение в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальные темы модулей, которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России и других стран.

3. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур, языков, истории, географии, искусства региона за счет вариативной части базисного плана.

4. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии, экологии и т.д.

5. Дополнительная модель предполагает изучение школьниками национально-регионального компонента в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

На первом этапе реализуется деятельность в системе основного образования, направленная на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а также внеурочная, основная задача которой – удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном досуге. На втором этапе обеспечиваются условия для создания единого образовательного пространства, происходят существенные изменения в системе образования – и начинает формироваться сама модель интеграции. На третьем этапе создается целостное образовательное пространство, построенное на интеграции основного и дополнительного образования.

6. Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что в системе дополнительного образования впервые в условиях мало изученного вопроса, с одной стороны, и труднодоступностью информационных источников, с другой стороны, предлагается разработанная комплексная и апробированная на практике система интегрированных курсов этнокультурного компонента.

На примере двух предложенных видов внеклассной творческой деятельности: факультативный курс «Культура обско-угорских народов» и «Обучение на традиционных музыкальных инструментах», можно разработать и успешно реализовать по модульной технологии часть комплексных интегрированных программ, объединив их в систему воспитательных мероприятий общешкольного и общегородского характера. Кроме того, многоаспектное содержание этнокультурного компонента может быть представлено в виде прикладных знаний в рамках базовых дисциплин: природоведения, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, физической культуры и т.д.

7. Организация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности

В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей для обеспечения оптимальных условий решения обозначенных проблем. Можно рассмотреть реализацию регионального компонента как структурно-системную, функциональную и динамически развивающуюся модель учебно-воспитательной работы в системе общеобразовательных учреждений, где

система дополнительного образования концентрирует свою деятельность на сохранении национально-культурных традиций через вовлечение детей в различные виды и формы творчества.

Примерный перечень видов и форм

внеурочной деятельности

В школе можно по-разному пытаться реализовать этнокультурный компонент. Например, он может развиваться как самостоятельный курс (с 1 по 4 класс), где содержательные блоки этнокультурного компонента в начальной школе могут быть определены программой «Основы национальной культуры». Содержание и структура ее может не соответствовать традиционной системе обучения, где доминирует предметный принцип формирования плана, поскольку несут в себе синкретичность и вариативность, заданные спецификой народной культуры. Такой курс может быть рассчитан на 4 года, в течение которых в процессе практических занятий перед обучающимися раскрывается характер мировосприятия, выработанный нашими предками.

Реализуя образовательно-воспитательные задачи занятий в рамках данного курса предполагается, что изучение на них фольклора и традиционной культуры не является самоцелью, это всего лишь средство воспитания и развития ученика.

Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей не обязательны, но разучивание народных песен способствует развитию голосового аппарата, дает сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать народные загадки не самоцель, но развивает мышление и фантазию, дает представление о структуре жанра; обрядовое действие сегодня вроде бы не современно, но актуален смысл обряда как особый, игровой способ моделирования жизненной ситуации.

Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента программой выделяются блок познавательной деятельности и блок эстетически продуктивной деятельности.

Задача второго блока - учить вслушиваться и воспринимать песенное искусство, воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, обучать учащихся технике росписи орнамента, освоить основы народной хореографии, знать особенности покроя национальной одежды, участие в кукольном спектакле, шитье костюмов для кукол и т.д.

Сверхзадача этого блока: развивать творческие способности методом освоения различных видов народного творчества.

Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях образовательного учреждения важно:

1. Дать теоретико-методологическое обоснование национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности обучающегося.

2. Раскрыть особенности народной педагогики в условиях образовательного учреждения.

3. Проанализировать опыт, состояние и возможности современных педагогических технологий в области этнокультурного образования.

4. Определить педагогические условия для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурного компонента.

5. Создать учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно осуществлять образовательный процесс средствами традиционного творчества.

6. Транслировать материалы этнической культуры в образовательные программы смежных дисциплин для их метапредметного взаимодействия в рамках учебного плана школы.

7. Владеть психолого-педагогическими основами формирования интереса детей к национальной культуре в процессе обучения.

8. Обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими методической базой и способными обучать детей с учетом традиционной народной педагогики данного региона.

9. Обеспечить необходимыми средствами обучения.

В социальном пространстве современная молодежь демонстрирует психологическую готовность к восприятию перемен во всех сферах жизнедеятельности общества, вырабатывает свою собственную культуру, формирует новые жизненные стили, стереотипы мышления. Однако следует отметить, что обращение к традициям народной педагогики в формировании этнокультурных ценностей становится действенным формирующим средством при условии, если их духовное содержание, художественно-образная система и творческий потенциал станут личным индивидуальным опытом учителя и обучающегося, если этот образовательный процесс окрашен колоритом тех мест, где ты живешь, учишься, работаешь.

    Здоровьесберегающий компонент при реализации проекта

1.Наличие удобного для обучающихся расписания занятий.

2.Смена вида деятельности: пассивной - в первой половине дня на активно-творческую во второй половине дня, полезна для здоровья, особенно для обучающихся младших классов.

3.Позитивное отношение к творческим занятиям способствует устойчивому позитивному настроению обучающихся.

4.Мелкая моторика рук при игре на национальных музыкальных инструментах, в занятиях в кружках ДПИ способствует умственному развитию.

5.Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой Н. в работе над голосовым аппаратом на занятиях хора является хорошей профилактикой

простудных заболеваний.

6.Занятия народной хореографией, национальными видами спорта способствуют общему укреплению организма.

9. Учет региональных особенностей в содержании проекта

Региональный компонент является основой содержания данного проекта.

10. Тиражируемость, перспективность применения проекта в

других образовательных учреждениях

Разработан и растиражирован в типографском варианте учебно-методический комплект «Культура обско-угорских народов». Курс лекций «Обучение на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов». Данный УМК прошел апробацию на факультете «Музыкальное образование» НГГУ, г. Нижневартовск 2008 г., 2009г., на факультете дополнительных профессий в 2010г., 2011г., МБОУДОД «Детская школа искусств№1» г. Нижневартовск 2010г. Была презентация УМК НГГУ, 2009г, МБУДОД «Детская школа искусств№1», 2008г.

В настоящее время успешно применяется в МОСШ г. Мегиона, пгт. Излучинска Нижневартовского района, в МБУДОД «Национальная детская школа искусств» г. Саранпауль ХМАО – Югры, в «СОШ №2-многопрофильная» г. Нижневартовска, в Центре для одаренных детей Севера г. Ханты – Мансийска, в досуговых учреждениях Нижневартовского района.

Участие в научных конференциях:

    5-я Международная научная конференция – НГГУ, Нижневартовск, 2008г.;

    Всероссийская научно-практическая конференция, г. Нижневартовск, 2008г;

    Межвузовская научная конференция-семинар, г. Красноярск, 2009г.;

    Всероссийская научно-практическая конференция, г. Новосибирск, 2010г.;

    3-я региональная научно-практическая конференция, г. Нижневартовск, 2010г.

В рамках проектов Гранта Губернатора ХМАО – Югры (2009 г.) и Гранта Президента РФ (2010 г.) были проведены курсы по обучению на музыкальных инструментах обско-угорских народов для специалистов дополнительного образования ХМАО - Югры и ЯНАО.

Рецензенты УМК:

    доктор культурологии, профессор Нижневартовского университета бизнеса и права Жукоцкая З.Р. г. Нижневартовск;

    кандидат исторических наук, директор МУ «Музей истории и этнографии». Малоземова О.В., г. Югорск;

    композитор, музыковед, инструментовед, преподаватель Ханты-Мансийского колледжа для одаренных детей Севера В. Шесталов на образовательную программу «Традиционные музыкальные инструменты обско-угорских народов».

Использованная литература

1.Ибрагимова Л.А. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры молодежи. Актуальные проблемы образования в работе с детьми в поликультурной среде: сборник научных трудов/Нижневартовск: НГГУ, 2008.- с.6.

2.Полынская И.Н.: сборник научных трудов. М., Человек и образование №1. 2009. - с.101 – 102.

3.Рамзаева Т.Г. Сингвометодические принципы авторских учебников «Дополнительное образование детей для современной начальной школы». М., Начальная школа. 2006.№5 – С. 1 – 13.

4. Хазеева И.Н. Реализация регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании. Монография / Нижневартовск: НГГУ, 2008. – 2009.- с.34-35.