Сообщение конкретные примеры использования биологических знаний. Практическое значение биологии в современном мире

Биология - наука о живых организмах. Неудивительно, что в начале XXI века она вышла на первые строчки среди остальных наук, ведь достижения в области медицины, селекции, генетики связаны с открытиями учёных-биологов.

Практическое значение биологии

Большинство из нас не задумывались, насколько вклад науки может повлиять на будущее. Уже сегодня учёные раскрыли могут выводить новые сорта растений и породы животных. Идёт работа по синтезу противоопухолевых веществ. Медицина будущего полностью будет основана на биологии.

В чём заключается практическое значение общей биологии? Важно понять, каким образом функционирует любая клетка организма и какие процессы там происходят. А ещё можно узнать, как делятся клетки и что собой представляет геном человека. Развитие общей биологии может дать представление о том, как функционирует наш организм.

Практическое значение биологии в жизни огромное, ведь не раз вам, наверное, помогали знания, полученные ещё в школе, когда вы доставали аптечку или пытались вывести для себя какие-либо закономерности природы. Сейчас стоит перед миром глобальная проблема экологии. Здесь практическое значение биологии нельзя переоценить, т. к. знание особенностей развития организмов в природе может сильно помочь в сохранении окружающей среды, в том числе флоры и фауны.

Селекция и генная инженерия

Проблема голода затрагивает огромное количество стран. Чтобы увеличить объёмы получаемого урожая с посевов, было необходимо провести работу по улучшению генома растений. Учёные достигли успехов в области селекции, и теперь количество продукции, получаемой с посевов, выросло в несколько раз. То же касается и выведения новых пород животных. Теперь человек может разводить животных, которые приносят больше шерсти, дают больше молока, имеют большую массу. В этом также заключается практическое значение биологии.

И селекция неотделимы друг от друга. Благодаря этим двум отраслям биологии и были достигнуты подобные результаты. Выведение новые сортов, пород и штаммов напрямую связано с генетикой, т. к. в лаборатории идёт работа с геномами организмов на уровне ДНК. Гены, которые необходимы человеку, встраиваются в геномы и бактерий. В итоге организмы получают устойчивость к какому-либо неблагоприятному фактору, повышают свой урожай и т. д.

Молекулярная биология и медицина

На чём будет основана медицина будущего? Определение нуклеотидной последовательности генома человека уже не миф. Большое количество болезней связано с мутациями в генах. По причине каких-либо нарушений в молекуле ДНК, люди страдают аллергией или могут испытывать побочные воздействия препаратов при лечении. Всё это в недалёком будущем может быть обнаружено, если секвенировать геном каждого отдельного человека и сделать индивидуальные генетические паспорта.

Сегодня существуют целые предприятия по производству лекарств или веществ, необходимых человеку. Технология продукции основана на использовании бактерий. Каким образом это происходит?

Человек научился встраивать необходимые ему гены в генетическую информацию бактерий. Так как прокариоты делятся очень быстро, они тем самым увеличивают копии этих генов. Такие бактерии-производители используются, например, в производстве инсулина, а значит, это весьма эффективно.

Эволюция

Проблема эволюции волнует человека и сегодня. Откуда мы произошли? Как на самом деле происходила эволюция организмов на Земле? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы новые открытия в области биологии.

Практическое значение биологии настолько велико, что уже сегодня учёные смогли прояснить некоторые детали эволюции. Однако они ещё не дали ответа на главные вопросы происхождения человека. Раскрыть все тайны эволюции - это одна из главных целей современной биологии.

Разделы: Биология

Класс: 6

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйстве.

Поэтому главная цель педагогического образования заключается в повышении качества и эффективности получения практического использования знаний.

В настоящее время в связи с активным внедрением человека в природные комплексы возрастает роль экологического образования.

С введением ФГОС в системе образования главным компонентом являются научные знания и совершенствование умений и навыков их получения Учащиеся в связи с появлением сведений в компьютере утрачивают приёмы организации самостоятельной деятельности. Поэтому задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке: правильно мотивировать значимость знаний по биологии, учить ставить проблему, находить пути её решения, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ставить эксперименты, целенаправленно наблюдать, делать выводы.

Решению данных проблем способствует правильно организованная проектная деятельность.

Одним из главных методов в биологии является целенаправленное наблюдение.

Анализировать факторы окружающей среды, оценивать их влияние на организм человека, продумывать меры профилактики, следуя правилу- любое заболевание лучше предупредить, чем лечить.

Современный подход к обучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами. Правильное установление межпредметных связей и умелое их использование положительно влияет на формирование системы знаний учащихся о природе и организме человека, где действуют законы разных наук: физики, химии, математики, географии, философии и др.

Установление межпредметных связей активизирует процесс обучения биологии, развивает познавательный интерес учащихся к изучению различных дисциплин, показывает взаимосвязь наук.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:

  • Методологическую, выраженную в формировании современных представлений школьников о целостности и развитии природы, в усвоении ими системного подхода, начиная от клетки и заканчивая биосферой, используя из курса физики, что это открытые системы, но с точки зрения биологии - саморегулирующиеся;
  • образовательную , состоящую в формировании системности знаний учащихся о природе, прикладную направленность;
  • развивающую, которая отражает роль межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, переноса и обобщения знаний, “анализа через синтез” (Л Рубинштейн);
  • воспитывающую, выраженную в необходимости установления межпредметных связей при осуществлении экологического, полового, гигиенического, трудового, нравственного, идейно-политического воспитания в процессе обучения биологии;
  • конструктивную, состоящую в совершенствовании организации учебно-воспитательного процесса (планирование учебного материала с учётом межпредметных связей, сотрудничество учителей различных предметов, применение комплексных форм организации обучения, изучение учебных программ и учебников смежных предметов, взаимопосещение уроков).

Уроки с использованием межпредметных связей могут быть фрагментарными. Когда решаются отдельные вопросы;

  • узловыми, реализующими межпредметные связи на протяжении всего урока;
  • интегрированными, когда органически сливаются знания из ряда учебных предметов.

Знания биологии нужны людям многих профессий, особенно конструкторам, смоделировать самолёт, лодку, подъёмный кран и т.д. нужны знания биологии.

Урок по теме “Гигиена зрения” должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, так как это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз.

Задачи:

1. Дать понятие о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения; объяснить причины возникновения катаракты и бельма.

2. Использовать знания смежных дисциплин: физики, химии.

3. Способствовать развитию творческих способностей и формированию УУД: анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: модель глаза, таблицы, фотоматериалы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

План урока.

I. Проверка знаний.

Индивидуально:

  1. Подписать части глаза (по карточке), объяснить их роль.
  2. Объяснить термины: жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение, палочки и колбочки, аккомодация.

Фронтально.

  1. Почему маленький ребёнок берёт предметы за противоположный конец?
  2. Как со временем это исправляется?
  3. Что служит для защиты глаза, в чём их функции? Почему это нужно знать?

II. Изучение нового материала.

Причины нарушения зрения (учащимся дома предложено продумать ответ на этот вопрос).

А) Конъюктивит, причины, профилактика, первая помощь.

(Даётся схема изменённого глазного яблока и хрусталика.)

Меры профилактики . Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: “Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели”. Есть люди (80-, 90- и даже 100-летние), имеющие зрение молодого орла. Они употребляют пищу, богатую витаминами и минеральными веществами, и каждый день упражняют мускулы глаз.

Близорукость имеет научное название миопия. Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдалённых предметов. В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза или с большей, чем нормальная, преломляющей силой сред глаза (кривизна хрусталика больше). Такому глазу аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз видит только близко расположенные предметы. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стёклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся.

Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. В таком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, отражаются за сетчаткой. Продольная ось глаза может быть короткой. На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета. Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счёт увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдалённых предметов. Ещё большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить чёткое изображение, то острота зрения понижается. В этих случаях помогают очки с собирательными двояковыпуклыми линзами (придающими проходящим через них лучам сходящее направление), которые улучшают остроту зрения и снижают изменения напряжение аккомодации.

Развитию близорукости способствует всё, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта, - это и его недостаточное освещение, и слишком мелкий шрифт, и низкая контрастность изображения по от ношению к фону. При этом делается упор на использование метапредметных связей. Ещё Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера. Объектив – это как бы преломляющие среды глаза. Зрачок глаза соответствует просвету диафрагмы фотоаппарата. В линзах и в глазу преломление света проходит по общим законам физики. Если через хрусталик, извлечённый из вскрытого глаза животного, направить свет, то можно увидеть, что он собирает лучи в один пучок, как и всякая двояковыпуклая линза. по типу преломляющих сред глаза делают совершенные объективы из нескольких линз. Глаз- самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удалённые предметы. Фотоплёнке соответствует сетчатка глаза. Конечно, нельзя сравнивать фотохимические реакции плёнки со сложными физиологическими процессами глаза. Глаз связан с мозгом. Зрение нельзя свести только к оптическим и химическим явлениям фотографирования. Видит мозг, а не глаз. Зрение- это корковый процесс. И он зависит от качества информации, поступающей от глаза в центры мозга.

После этого учащиеся формулируют основные правила сохранения зрения.

Г). Экология и гигиена зрения.

Нарушение и ослабление зрения может быть вызвано:

Внутренними изменениями:

Внешними факторами

Сообщение об Ольге Скороходовой.

Слепота - большое несчастье. В старые времена считалось, что в сравнении с ней даже смерть ничто. Слепые в дореволюционной России, как правило, были обречены на нищенство и голод. Только ослепших после оспы было 50 тысяч.

Если из работы исключаются отдельные анализаторы, то другие органы чувств обостряются.

Исключительно убедительным и ярким примером служит О.И. Скороходова. Лишённая зрения и слуха, она научилась говорить. Писать, читать, стала активным членом общества, а потом научным работником в области обучения слепоглухонемых. О себе Скороходова, ещё будучи молодой, писала так: “Я не приписываю себе никаких заслуг и ничего особенного в себе не нахожу, считаю себя обыкновенной советской девушкой, которая страшно хочет учиться. Без всякого сомнения и хвастовства скажу о себе, что люблю трудиться: с утра до вечера я чем-нибудь занята и ищу занятий. Безделье для меня самая ужасная вещь”.

Другой пример. Американка Е. Келлер в детстве после скарлатины потеряла зрение и слух. У неё сильно развилось осязание. Обучали её. Выписывая названия предметов на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и у губ собеседника. Научилась воспринимать музыку. Окончила математический факультет университета. Изучила четыре языка, стала автором книг, выступала с лекциями.

IV. Цветоощущение. (Сообщение ученика)

Насколько многокрасочен мир и наши ощущения. Цвета определяются характером световых волн. Все краски слагаются из трёх цветов: красного, зелёного и синего. Их смешение даёт все остальные цвета. Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые изложил в 1756 году М.В. Ломоносов , когда писал “о трёх материях дна океана”. Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г.Гельмгольц.

Редко встречается полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, неспособные отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения назван дальтонизмом, по имени английского учёного Д. Дальтона . Который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Влияние цвета:

  • Жёлтый - веселит и бодрит;
  • Pелёный - умиротворяет;
  • Cиний - вызывает грусть.

Наибольшее благоприятное воздействие на производительность труда оказывают зелёный и жёлтый цвет. Они обостряют зрение. Понижают внутриглазное давление, повышают работоспособность рук.

Красный цвет действует противоположно. Жёлтый цвет в кабине самолёта вызывает приступ морской болезни. (Рекомендация материала для использования в повседневной жизни, при ремонте.)

V. Закрепление.

Анализ рис. 105 в учебнике.

Назвать главные причины нарушения зрения и как их избежать.

VI. Домашнее задание.

п.50, сообщения об успехах медицины в области зрения.

На стенде помещён материал об академике В. П. Филатове. Который с тщательностью ювелира проводил операции на глазу. Филатовские методы освоили многие врачи. Это был разностороннее одарённый человек. Он рисовал, владел поэтическим даром.

Теперь разработаны новые методы хирургических операций с помощью лучей лазера.

Операции на глазах весьма ювелирно тонкие и сложные. Но теперь можно утверждать, что половина всех случаев слепоты излечима.

Потомственный дворянин, выходец из династии медиков, Владимир Петрович Филатов жил и работал на стыке времён, привнеся из 19 века, когда он родился, в 20 век, в котором он работал, лучшие качества российской интеллигенции. Отец В.П. Филатова, Пётр Фёдорович, родился в семье, где четверо из шести братьев посвятили себя медицине. Он был высокообразованным врачом, работал в симбирской земской больнице, был специалистом по хирургии и глазным болезням, как тогда было принято говорить. Родной брат отца, дядя будущего знаменитого офтальмолога, Нил Фёдорович Филатов-основоположник русской педиатрии, известный детский врач и выдающийся учёный, возглавлял кафедру детских болезней Московского университета.

Владимир Филатов родился в селе Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Симбирск (Ульяновск), где Володя учился в гимназии и окончил её в 1893 году. Получив блестящее образование, как и большинство талантливых людей, Филатов был личностью неординарной и многогранной. Писал стихи и картины, музицировал, слыл философом, владел несколькими иностранными языками. Однако о выборе будущей профессии Филатов не задумывался: конечно, медицина и вне всяких сомнений - офтальмология. Ведь что может быть благороднее борьбы с самым тяжёлым недугом человечества - со слепотой? Слова, которые он воскликнул ещё в юности, увидев слепого человека, простукивающего свой путь палочкой: “Каждый человек должен видеть солнце!”- стали девизом всей жизни великого учёного.

Прими, отец, моё благодаренье
За мудрость твоего духовного труда.
Ты мысли дал моей другое направленье,
Велел в унынья час ты вспоминать всегда,
Что на моё сердечное моленье
Бог милосердный глух не будет никогда,
Что и моим грехам подаст он исцеленье
И морем благости их смоет без следа...

Это стихотворение, которое так и называется “Отцу”, Филатов написал в 1948 году.

Среди студентов Московского университета Владимир Филатов слыл лидером, писал научные работы и даже сделал свои первые научные открытия.

В 1912 году, наконец, осуществилась его заветная мечта - В.П. Филатов провёл первую операцию по пересадке роговицы.

Учитывая эффективность, новизну и размах научного потенциала молодого профессора, постановлением правительства СССР было принято решение о создании в Одессе крупной клинической и экспериментальной базы для научных исследований и в 1936 году организован Украинский институт экспериментальной офтальмологии, который возглавил В.П. Филатов, его директором он оставался до последних дней жизни.

По словам его учеников, даже безнадёжным больным он никогда не говорил “нет”, считая. Что отбирать веру у больного- большой грех. Поэтому неизменно отвечал: “...может быть. Наука ведь развивается”.

День сегодняшний в Институте глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова АМН Украины заполнен заботами и ежедневным трудом тысяч его сотрудников. Ежегодно в институте проводится около 20 тысяч операций.

Детское отделение В.П. Филатов создал, будучи зрелым учёным и офтальмохирургом с мировым именем. Филатов пришёл к выводу, что пересадку роговицы следует проводить в детском возрасте, поскольку за тот период, пока ребёнок не видит из-за бельма роговицы, у него развивается так называемая слепота от бездействия-амблиопия, лечить которую практически невозможно, связь между глазом и мозгом уже прервана.

В настоящее время оперируют детей с бельмами роговицы в возрасте 6 и 9 месяцев. Много внимания уделяется лечению катаракт.

В последний год жизни он написал стихотворение “Прощай. Земля”, вот строчки из этого стихотворения.

Не помяну тебя я лихом,
Ты мне давала много раз
Дни проводить в приюте тихом
Под голос грома, в бури час.

С различными проявлениями знаний основ биологии человек как отдельная особь и как биологический вид сталкивается с момента своего рождения. Рождаясь, человеческий детеныш (правда, не только человеческий), порой лучше чем собственные родители знает, что принесет его организму пользу, а что – вред. И хотя зачастую, подобные знания списываются на чисто рефлекторно-интуитивные, некоторые их аспекты человек сохраняет всю свою жизнь. К таким знаниям относятся такие как знания биологических ритмов, пищевой ценности некоторых продуктов, интуитивное знание в период болезни о пищевом режиме. Подобные рефлекторные знания мы наблюдаем у многих домашних животных, использующих различные травы для восстановления и лечения организма при многих патологических состояниях.

Подобное поведение можно наблюдать и на ранних стадиях становления человека как вида. На заре своего развития биологические знания были для человека способом выжить как биологический вид. С усложнением психофизического и социального развития и появлением интеллекта роль биологических знаний несомненно возрастает. Это связанно с тем фактором что в тот период своего исторического развития существования человека и как вида, и как социума зависело только от условий окружающей среды, как абиотического (температура, давление, влажность, рельеф, климат), так и биологических (биологическое разнообразие и численность животных и растений, биология и экология конкретного вида биоресурсов).

Для нормального и продуктивного существования человека как биологического вида, а так же для дальнейшего его развития как в биологическом, так и в социальном аспекте, требовалось накопление и передача следующим поколениям знаний знания об окружающей среде, качестве и количестве пищевых ресурсов. Занимаясь охотой и собирательством, человек должен был знать повадки животных, характер их пищевой ценности, различать съедобные и ядовитые растения, использовать лекарственные растения.

Перевод слова «Биология» - как «наука о жизни» полностью оправдывает себя, - это наука о том как жить нам, и о том как живут рядом с нами. Некоторые представления о подобных знания доисторического человека дошли до нас в виде наскальных рисунков.

Древнейшими цивилизациями, какими в настоящее время признаны цивилизации Китая, Месопотамии и Египта были накоплены сведения о множестве видов растений, их лекарственных и других свойствах растений и животных, о способах одомашнивания многих видов животных.

Философы величайших из древних цивилизаций – Древнегреческой – стали основоположниками не только описательной, но и систематизирующей биологии. Греческие философы, живущие еще в 4 и в5 веках до нашей эры, в своих трудах выдвигали различные теории о происхождении растений и животных. Аристотель в своих сочинениях достаточно точно описал многие виды животных и растений. Он описал развитие эмбриона цыпленка, размножение акул и пчел, выдвинул первую идею эволюции животного мира, предложил «лестницу природы», согласно которой, растения и животные постепенно изменяясь под воздействием внутреннего стремления к совершенству, двигаются вверх в своем развитии к более сложной и совершенной организации.

Другой греческий ученый Галлей, ставший основоположником современной медицины, изучал процессы происходящие в организме. Для этого он первый начал использовать подопытных животных. Будучи первым физиологом-эксперементатором, он изучил некоторые функции головного мозга. Долгие тринадцать веков он оставался главным авторитетом в анатомии, хотя в его работах множество ошибок, так как он описывал строение человеческого организма, а для вскрытия использовал свиней и обезьян.

Следующим всплеском в развитии наук, и том числе биологии, стала эпоха Возрождения, ознаменовавшиеся работами таких ученых как Роджер Бэкон, Альберт Великий, Леонардо да Винче.

Профессор Падуанского университета Андрей Везалий впервые производил вскрытие человеческих трупов, делал описания увиденного и обнаружил неточности в работах Галлея. Он подчеркивал, что для понимания происходящих процессов и явлений необходимо опираться на собственные наблюдения и суждения, а не на мнения авторитетов. Такое вольнодумство и пренебрежение авторитетами в то время стоило ему профессорской кафедры.

Основоположником изучения процессов кровообращения стал английский врач Ульям Гарвей, опубликовавший свой трактат о кровообразовании и кровообращении. По мнения Галлея кровь образуется в печени из пищи, откуда попадает во все органы тела и полностью там используется. Предполагалось, что в сердце отсутствует мышечная ткань, и что оно пассивно расширяется под действием тока крови. Гарвей на основе собственных наблюдений описал процесс наполнения кровью предсердий и выталкивание ее в результате сокращений мышечной ткани предсердий. Он доказал, что кровь вытекает из артерии толчками, ритм которых соответствует ударам сердца. На основе этих наблюдений Гарвей предположил, что кровь оттекает от сердца по артериям и возвращается к нему по венам. Подобные исследования положили начало развитию новой науки – физиологии, изучающей функции отдельных органов и систем.

Изобретение и изготовление микроскопа открыло новые горизонты для исследований. Роберт Гук, Марчелло Мальпиги, Антонии Ван Ливенгук и Ян Сваммердам исследовали строение тканей животных и растений. При помощи микроскопа с увеличением в 30 раз Гук обнаружил ячеистое строение среза пробки, назвав увиденные образования клетками. Ливенгу, используя микроскоп с увеличением в 270 раз, описал сперматозоиды человека, бактерий, простейших и ядра в клетках крови.

В средние века, в эпоху воинствующего Христианства и Инквизиции, особо жестокими гонениями подвергались ученые, посягнувшие на мысль о божественной сущности человека, о бренности бытия, где не место знаниям, способным продлить человеческий век и идущие в разрез с «божьей волей». Тем ценней для потомков знания, ценой за которые стала не одна человеческая жизнь и судьба.

В данный период в развития биологии происходило накопление фактических данных, и он получил название описательного этапа.

Следующий этап, получивший название систематический ознаменован созданием системы живого Карла Линнея, который кроме предложенной классификации растений и животных предложил использовать единую бинарную (двойную, состоящую из родового и видового названия) номенклатуру растений и животных, которая используется и по сей день.

Важным вкладом в развитие теоретической биологии, а так же закладкой новой науки – эмбриологии, стали работы Карла Бэра. Закон, сформулированный им, и по сей день является одним из основополагающих не только в эмбриологии, но и лег в основу эволюционного учения.

Накопление достаточного количества фактических данных и начало их теоретического осмысления ставило перед учеными еще более глобальные вопросы, а именно вопрос о становлении и развитии видов. Во многих работах еще с древнейших времен пытались дать свое объяснение данного вопроса, но наиболее значимыми теориями о происхождении видов и движущих силах эволюции были даны Жаном Батистом Ламарком и Чарльзом Дарвиным.

19 век был очень щедрым на открытия в различных отраслях науки, и биология не стала исключением. Кроме уже упомянутых выше, следует отметить появление клеточной теории, открытия законов наследственности, появление такой науки как микробиология и многие другие важнейшие открытия.

20 век стал веком величайших достижений науки, и толчком к переходу на новую ступень исследовательской деятельности стало применение физических и химических методов исследования в биологии. Так на стыке наук появляются биохимия, молекулярная биология, биофизика, радиобиология и многие другие. Самостоятельной наукой становится экология, ставшая в дальнейшем так же синтетической отраслью знания.

Невозможно переоценить значения биологических знаний для современного человека. Развитие любой науки открывает перед человеком новые горизонты, позволяет значительно улучшить качество собственной жизни и по достоинству оценить то, что дает человеку окружающей его мир. Область применения биологических знаний огромен. Он затрагивает практически все отрасли жизни, от элементарно- бытовых, до космических.


23-24. Социальные и философские проблемы применения биологических знаний и их анализ

(взято из: «СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА И ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» Философские размышления (В.С. Поликарпов, Ю.Г. Волков, В.А. Поликарпова))

Эпохальные достижения в области молекулярной биологии, молекулярной генетики и других областях биологии привели к появлению генной инженерии, которая лежит в основе современ­ной биотехнологии, и стали оказывать огромное влияние на миро­воззрение общества. Открытие универсальности генетического кода является величайшим, сравнимым лишь с расщеплением атома открытием современной науки. Значительными являются и последствия их практической реализации для будущего чело­веческой цивилизации. Можно сказать, что биология второй половины XX в. по праву занимает одно из ведущих мест среди наук, способствующих научно-техническому прогрессу, а также решению глобальных проблем современности.

Биология в целом и генная инженерия в частности кардиналь­ным образом изменяют наши представления о природе человека, порождают новый спектр социальных, культурных, идеологиче­ских, этических и других проблем.

Это, в свою очередь, требует философского осмысления кон­струирования природы живого, в т. ч. и природы человека, мето­дами генной инженерии. Через познание природы живого сейчас идет конструирование новых биосистем, коренное преобразование природы человека, что заставляет последнего пересмотреть отно­шение к самой науке. Сейчас уже недостаточно устоявшегося представления, что наука делает жизнь человека лучше, ибо познание закономерностей окружающего мира позволяет ему бо­лее полно удовлетворять свои потребности. Генная инженерия в значительной мере способствовала разрушению этого пред­ставления - наука начинает рассматриваться как источник многочисленных угроз для человеческого существования.

И хотя существуют различные точки зрения, на открытия, представляющие культурную инновацию, типичной стала выра­женная швейцарским биологом Б. Махом. Он указывает три мотива деятельности ученого: 1) познавательный интерес, поиск истины о мире; 2) страх перед тем, что неизвестно, непонятно и таинственно; 3) польза для человечества, которую приносит обладание знанием.

Последний теперь, как отмечает ученый, вполне правомерно ставится под сомнение. В качестве примера он приводит открытие в такой на первый взгляд «невинной» науке, как ботаника, веще­ства, противодействующего росту растения. Это позволило изме­нить соотношение между ростом плодов и развитием листьев Данное открытие стало эффективно применяться на хлопковых плантациях: новое вещество вызывало опадание листьев, что существенно облегчило сбор хлопка. Однако позже это веществе (дефолиант) стало использоваться в качестве химического ору­жия американской армией во Вьетнаме. В результате примене­ния дефолианта леса лишились листвы, была нарушена экология, что привело к катастрофическим результатам (различного рода заболевания, повышенная смертность тамошних жителей и пр.) Еще более грозные опасности могут вызвать открытия в области генной инженерии, поэтому в научной среде, на стра­ницах популярных научных журналов и газет оживленно об­суждаются и прогнозируются возможные неконтролируемые последствия вмешательства в природу человека, а также резуль­таты исследований внутри системы «человек - природа - об­щество».

Новые лекарства для человека и животных, новые разно­видности растений, выращивание детей «в пробирке», методы генной терапии для исправления наследственных дефектов чело­века, различного рода проекты экспериментов с генетическим материалом человека, животных и растений, в результате кото­рых можно придавать этому материалу желаемые свойства или устранять вредные,- все это сейчас предмет многочисленных дискуссий относительно генной инженерии.

Дело в том, что достижения генной инженерии настолько необычны, что против них зачастую протестуют наше сознание, чувство само­сохранения и традиционная мораль.

Английский биолог Р. Эдвардс и английский гинеколог П. Стептоу на практике осуществили мрачную утопию О. Хаксли через неполных тридцать лет после выхода в свет его романа «Новый прекрасный мир». Они начали заниматься созданием «нового прекрасного» человека «в пробирке». В итоге в 1978 г в семье Браунов родилась девочка по имени Луиза.

Таким образом, медицина сделала весьма существенный шаг в борьбе с бесплодием (врачи считают, что около 15% женщин не могут рожать детей естественным способом). Однако борьба с бесплодием породила новые социальные, этические и юридические, не говоря уже о медицинских, проблемы. Остроту последних усилили достижения и генной инженерии, и биотехнологии в целом. Новые технологии манипуляции жизнью включают в себя: 1) искусственное осеменение; 2) акт оплодотворения проведенный в лабораторных условиях, и трансплантацию зародыша; 3) дородовую диагностику (и выборочный аборт); 4) генетическую консультацию и отбор; 5) выбор пола ребенка 6) генную инженерию (сцепление генов, ДНК-рекомбинацию). Одни с радостью встречают эти методы, ибо они позволят победить болезни, улучшить человеческую жизнь, разрешить проблему происхождения жизни, очертить биологическое будущее человечества, накормить население земного шара, предотвратить экологическую катастрофу, решить энергетическую проблему и т. д. Другие в штыки встречают достижения биотехнологии, так как они угрожают их жизненным ценностям.

Прежде всего следует рассмотреть такое событие, как биологическая угроза проникновения в окружающую среду микроорганизмов, опасных для человеческого сообщества и экологических систем в целом. В 70-е гг. тревогу общественности вызы­вала возможность превращения мутантов кишечной палочки («эшерихии коли», выступающей одним из основных объектов генной инженерии) и других бактерий, которые выйдут из-под контроля исследователей и станут возбудителями новых, неизвестных болезней. Были предприняты меры по пред­упреждению распространения лабораторных мутантов в окружа­ющей среде. В настоящее время биологи пришли к выводу, что работа с рекомбинантными ДНК достаточно безопасна (лабо­раторные манипуляции, которые могут породить опасные рекомбинанты, сразу исключаются), что нет принципиального различия между микробом со встроенным фрагментом ДНК методом генной инженерии, и микробом, который приобрел точно такой же фрагмент путем естественного механизма передачи генов, что в борьбе с вредителями культурных растений (в мире теряется из-за болезней и вредителей одна треть урожая) необходимо использовать организмы, несущие рекомбинантные ДНК.

Сейчас вызывает опасение возможность выхода генетических векторов и растений - носителей векторов - из-под контроля биотехнологов. И хотя считается, что такого рода опасность маловероятна, ее следует учитывать: ведь может осуществиться как раз-таки маловероятное событие. Выход из-под контроля человека растений, полученных посредством методов генной инженерии, может привести, по крайней мере, к двум последствиям: во-первых, превращение генноинженерных культурных растений в сорняки, устойчивые к гербицидам; во-вторых, утрата пищевой и кормовой ценности растении в результате биохимических изменений.

Следующие опасения связаны с эктогенезом (полное развитие человеческого зародыша вне организма женщины в течение девяти месяцев с момента зачатия). Действительно, нельзя пройти мимо социально-этических проблем следующих двух моментов, связанных с эктогенезом: 1) женщина, которая забеременела и не хочет рожать, может отдать эмбрион в лабораторию для дальнейших исследований; 2) в медицинских центрах имеются условия для выращивания эмбрионов, чтобы потомиспользовать их как банки органов.

В первом случае это действительно может привести к катастрофическим последствиям. Все живые земные организмы используют один и тот же генетический код при биосинтезе белка (является основой жизни), следовательно, можно связать между собой частицы ДНК весьма разных организмов, например человека с растениями или животными и пр. Несмотря на то, что эти субмикроскопические частицы относятся к разным индивидам одного и того же вида или различным видам организмов, здесь не существует явления отторжения, присущего трансплантации органов и тканей. На этом элементарном уровне жизни возможны самые неожиданные комбинации, которые могут быть направлены против человека: выращивание искусственных гибридов (наделенных соответствующими свойствами и чертами) для военных нужд, что может привести к неисчислимым социальным бедствиям. Именно в генах, как уже отмечалось выше, содержите вся информация, относящаяся к биологической структуре клетоки целостности организмов.

Во втором случае оказывается, что именно трансплантациявыдвигает самые сильные, с точки зрения медицины, аргументы и пользу исследования оплодотворения in vitro и эктогенеза. Выращенные искусственно эмбрионы дают возможность получить те или иные органы и ткани, при пересадке которых взрослом пациенту не наблюдается эффекта отторжения организмом чужеродных включений. Некоторые трансплантологи считают, что, если ничего плохого не видели в пересадке органов и тканей, взятых у трупов, то нечего протестовать и против трансплантации органов и тканей искусственно выращенных эмбрионов.

Здесь, на стыке биологии, медицины и этики, возникает вопрос: когда человек становится человеком? Если исходить из христианской этики, согласно которой человек является человеком с момента зачатия, то тогда необходимо последовательно и решительно осуждать любые эксперименты и манипуляции с человеческой зиготой безотносительно к тому, используются они в терапевтических или исследовательских целях. Ибо никто не имеет права жертвовать одним человеком во имя другого т. е. зло не может быть средством достижения добра.

Некоторые же ученые считают, что человеческое в эмбрионе появляется только на 7-й неделе после зачатия. Так, директор Центра биоэтики одного из австралийских университетов П. Зингер утверждает, что даже если считать зиготу потенциальным человеком, уничтожение ее отнюдь не то же, что убийство взрослого человека - зачатие представляет собой необходимое, но недостаточное условие появления человека. Это значит, что не каждая оплодотворенная клетка человека становится в определенный момент конкретным человеческим индивидом. Несомненно, как считают специалисты по биоэтике, что становление человека - длительный и сложный процесс и до какого-то момента эмбрион является только биологическим существом, которое может быть объектом различного рода исследований и экспериментов. Только тогда, когда у зародыша сформируется нервная система и мозг станет способным воспринимать окружа­ющий мир (каковым для него выступает чрево матери), он при­обретет присущие человеку свойства.

Ответ на вопрос, когда человек становится человеком, имеет особое значение сегодня, когда методами генной и эмбриональной инженерии осуществляются эксперименты на эмбрионах, в ряде случаев потрясающие нас. В книге А. Павлучука «Вызов природе» приводится целый набор примеров подобного рода. В Стокгольме Центр исследований университетского госпиталя имеет аппарат, позволяющий поддерживать в течение двух часов жизнь семнадцати- или восемнадцатинедельного человеческого плода, чтобы проводить на нем эксперименты. В Англии осуще­ствляется торговля еще живыми человеческими эмбрионами, которые используются для исследований, а затем уничтожаются. В экспериментальные устройства, называемые искусственными матками, погружают в питательную среду живой плод, опутан­ный датчиками для снятия показаний. Его возбуждают, в неко­торых нужных местах обжигают электрическим током (для исследования регенерации тканей). Человеческий плод исполь­зуется и в косметической промышленности, ибо, например, духи с компонентами плода приобретают особый, утонченный запах. Подумать только: косметика из нерожденных детей! Это поистине чудовищно и должно вызывать протест каждого нормального человека. И однако, несмотря на естественный нравственный протест, логика развития научных исследований требует более широкого взгляда на проблему, даже если мы стоим на позиции священности и неуничтожимости человеческой жизни с момента зачатия.

Все цивилизации содержат в себе элементы жестокости и не следует строить иллюзии, что будущее будет в этом смысле более «человечным» Если бы европейцы (мы остаемся в кругу нашей христианской культуры) до сих пор подходили к человеку этически, так, как это понималось в X и XI вв. (т. е. считали бы недопустимым вивисекцию покойников), то в XX в. продолжали бы умирать от воспаления аппендицита, а огромные массы людей были бы калеками. Поэтому можно сказать: то, что сегодня - во имя священности жизни и достоинства человека - считается неруши­мым, когда-нибудь будет нарушено. И ничего здесь невозможно сделать, ибо на это указывает логика развития цивилизации до сегодняшнего дня. Вместе с тем важно не упускать из виду и то, что все предсказания будущего, основанные на достигнутом в настоящее время, обычно оказывались несбыточными.

Весьма сложный комплекс социальных, этических, психологи­ческих и юридических проблем, постановка и решение которых влечет за собой изменение норм, ценностей и стереотипов куль­туры, связан с целым спектром возможностей, созданных моле­кулярной биологией, генной и эмбриональной инженерией (одни возможности уже реализованы, другие находятся на стадии реальных проектов). Прежде всего стоит отметить, что Р. Эдвардс и П. Стептоу, научные отцы первого ребенка «из пробирки», разработали проект эксперимента по переносу в матку свиньи человеческого зародыша и наблюдению его развития. Последнее предполага­лось кратким, но оно позволило бы создать совершенно новые возможности для наблюдения и вмешательства в развивающий­ся зародыш. Однако осуществлению проекта помешал протест части английского сообщества врачей.

Р. Эдвардс выдвинул и другой проект: каждый человеческий зародыш «из пробирки», предназначенный к жизни (это значит, перенесенный в организм женщины, которая согласилась его вынашивать до рождения), мог бы в соответствующий моментбыть разделен на две половины. Из одной половины развивается нормальный ребенок (доказано, что это возможно), другая половина замораживается и является потенциальным «банком органов» для человека, который развился из первой половины. Такого рода «заменяющие части» были бы идеальны, ибо исче­зает проблема приживления трансплантированных органов, другой вариант данного проекта - замораживание «про запас» не половины данного зародыша, а его зародышей-братьев или зародышей-сестер (т. е. происходящих от одних и тех же роди­телей)

В Соединенных Штатах Америки возник проект банков замо­роженных яйцеклеток, взятых у молодых женщин в период их оптимальной способности к прокреации; эти яйцеклетки опло­дотворяются только тогда, когда женщина хочет иметь ребенка. Такой банк освободил бы ее от нежелательной беременности и хлопот с детьми, что позволило бы делать карьеру или зани­маться творчеством. Пока этот проект не осуществлен полностью.

Профессор Б. Чиарелли, антрополог из университета во Флоренции, представил проект, известный под названием «Обезь­яночеловек». В основе опыта - оплодотворение шимпанзе чело­веческим сперматозоидом. Во-первых,по мнению ученого, это решение проблемы «заменя­ющих частей», ибо обезьяночеловек представлял бы собой со­вершенный их живой банк. Во-вторых,- проблемы труда в ус­ловиях, опасных для жизни и здоровья человека, но не позво­ляющих использовать автоматы. Речь фактически идет о созда­нии «недочеловека» (или «сверхживотного»), играющего роль современного раба Естественно, что сама мысль о появлении на свет такого рода гибридов человека и животных вызывает множество страхов. Во всяком случае, неправомерно чисто умо­зрительно рассматривать перспективу жестокого обращения с но­выми созданиями, их эксплуатации. Здесь возникает узел новых проблем: новые создания - люди или животные - будут они обладать правами человека или нет? и пр.

Может сложиться парадоксальная ситуация - родившая Ребенка женщина может оказаться его бабушкой или сестрой, первый такой случай произошел в 1978 г.: некая П. Энтони из ЮАР приняла в свое лоно зародыши, возникшие из яйцеклеток ее дочери, оплодотворенные in vitro сперматозоидами мужа дочери. П. Энтони родила двух мальчиков и девочку. Дочь П. Энтони уже имела сына (после него она стала бесплодной). И вот у него появились сестра и братья, которые в некотором смысле оказались его теткой и дядьями Родившиеся трое детей имеют в лице П. Энтони физиологическую мать и вместе с тембиологическую бабушку. Не будем говорить о массе этических и юридических проблем в этом случае

Оказывается, ныне ребенок может иметь пятерых родителей двоих биологических (генетических, или поставщиков яйцеклетки и сперматозоида), мать-заместителя, которая доносила возникши зародыш, наконец, двоих так называемых социальных родители взявших ребенка после рождения (мать-заместитель, в соответствии с уговором, после получения платы отдала ребенка, бис логические же родители по каким-то причинам отказались (него).

Еще более удивительная по характеру и социокультурным последствиям ситуация возникает в случае, когда у ребенка имеются две биологические матери. Это значит, что зародыш возник из слияния двух женских гамет, взятых у двух женщин. Такого рода эксперимент еще не доведен до конца, первые опыты проводятся на обезьянах. Большинство специалистов считает, что разработка метода, который позволит гомосексуальной паре женщин иметь общего ребенка,- вопрос времени. Если удастся такую двойную гамету побудить к развитию без сперматозоида, родится ребенок, возникший вообще без участия мужчины. Такой эксперимент исключительно труден, но не невозможен. Этот пример будто бы взят из научной фантастики, но он красноречиво свидетельствует о возможностях биологических манипуляции с генным материалом человека.

Наконец, следует отметить, что уже широко распространен метод трансфера зародыша: яйцеклетка одной из женщин (из пары лесбиянок) оплодотворяется in vitro сперматозоидом анонимного мужчины, затем зародыш переносится в матку другой женщины (из этой пары), которая вынашивает и рожает ребенка. Таким образом пара лесбиянок имеет общего ребенка - одна из женщин является его биологической матерью, другая - физиологической

Человеческий вид подчиняется также детерминистским законам наследственности, согласно которым потомство наследует комбинацию черт родителей, хотя введение не передаваемых генетически коррекций наследственного материала человека вполне возможно в будущем теоретически и технически. Однако является ли человек объектом естественного отбора? Ч Дарвин сущность последнего выразил формулой «выживает наиболее приспособленный». Можно ли считать закон, согласно которому на протяжении поколений сохраняются черты адаптивного характера (потому что носители таких черт являются статистически лучшими репродукторами), применимым к человеку?

Широко распространено представление, что все сильнее уве­нчивается различие между способами существования человека и других видов, обитающих в естественной среде. Это обусловле­но тем, что человек все шире использует возможности трансфор­мации своей натуральной среды в искусственную (предметное тело человечества). Приспособление к среде перестало быть детерминантой направления эволюции, ибо происходит обратный процесс в силу человеческой деятельности среда подвергается изменениям. Человек строит себе «человеческое царство», в кото­ром может выживать и «наиболее приспособленный», и «менее приспособленный». Вместе с тем среди ученых отсутствует едино­душие относительно биологических последствий этого.

Некоторые исследователи придерживаются позиции, которую можно назвать библейской. По их мнению, современный человек есть стабильное, неизменное творение эволюции. Так, В Куницкий-Голдфингер в книге «Наследование и будущее» утверждает, что уже длительное время дифференцированная выживаемость и плодовитость в человеческих популяциях перестала быть фактором эволюции, потому что «сопротивление инфекциям ни­коим образом не связано с другими, особенно наиболее биоло­гически ценными чертами, такими, как разумность, чувство собственной солидарности и т. д. Были еще два фактора, терзающие человечество,- голод и война. Ведь если что-либо и подвер­галось селекции, то ими являлись прежде всего богатство и доста­ток. Ничто не указывает и даже не позволяет предположить, что возможное исчезновение селекции посредством инфекций, голода и воины может каким-то способом отрицательно влиять на генетическую ценность человека. Ничего удивительного нет в том, считает автор, что биологическая эволюция человека остановлена надолго, если не навсегда.

Приверженцы библейской позиции считают, что человек как биологический вид перестал быть объектом эволюционного процесса и что необходимо исходить из данного положения. Человек таков, каков он есть, так и должно быть, и задавать в связис этим вопросы - попросту бессмысленное занятие. Довольно легко показать, что такая позиция основана на неверных предпосылках. Остановимся на одной, но ключевой ошибке. Голод, война, по сути своей, являются нейтральными факторами биологической селекции. Они попросту уменьшают численность человеческих популяций, оставляя их генетическую структуру в принципе без изменений. Это напоминает действие природных катаклизмов, вызывающих изменения численности других видов. Они являются биологически нейтральными факторами. Понятно это не означает, что на фоне данной «слепой» биологической селекции не действовали механизмы естественного отбора, биологически направленные и эффективно изменяющие (по меньшей мере, корригирующие) генетическую структуру человеческих популяций. Проблема селекции резистентности организма инфекциям не решается так однозначно, как это представляет себе В. Куницкий-Голдфингер. Можно, например, предположить, что сопротивление инфекциям следует из общей действенности иммунной системы организма: периодический «отсев» особей с более слабой системой резистентности может привести к селекции средней степени резистентности представителей вида на высоком уровне.

В последнее время все чаще встречаются различные модификации так называемой позиции катастрофизма, согласно которой человеческий вид тем или иным образом вырождается. В данном случае исходят из роста числа носителей наследственных болезней (например, гемофилия, наследственный сахарный диабет). Возрастающая генетическая отягощенность человеческих популяций (особенно в высокоразвитых странах) объясняется тем, что естественный отбор перестал действовать на человека, но изменчивость генерируется и дальше, а случайные мутации, как правило, становятся вредными. Катастрофисты предупреждают нас об опасности «генетической бомбы», рисуя картину «общества пациентов», в котором люди будут жить и продолжать род только благодаря системе медицинской помощи лекарствам и т. д.

Опасности здесь отнюдь не являются чисто медицинскими по своей природе. Еще в 1953 г. известный английский биолог дарвинист Дж. Хаксли писал: «Это факт, что современная индустриальная цивилизация способствует деградации генов ответственных за умственные способности. Уже совершенно ясно что как в коммунистическом Советском Союзе, так и в большинстве капиталистических стран люди, обладающие высоким интеллектом, имеют меньше детей, нежели люди с более низким интеллектом, и что это различие в интеллектуальном уровне детерминировано генетически. Генетические различия малы, но... „и быстро возрастают, приводя к большим эффектам. Если данный процесс будет продолжаться и дальше, то его последствия могут быть ужасными». Действительно, вообразим себе мир, в котором исчерпаны средства существования, увели­чивается число отягощенных наследственными дефектами, и к этому добавляется постепенное понижение уровня интеллекта людей! Сумма такого рода тенденций может привести к неуправляемой ситуации.

В контексте наших размышлений не имеет существенного значения, действительно действует или нет описываемый Дж. Хаксли механизм. Такого рода механизмы, придающие направленность эволюционным изменениям человека, могут действовать эффективно, а их генезис может быть многообраз­ным - от природных условий до цивилизованных факторов. В плане рассуждений Дж. Хаксли необходимо установить, почему интеллектуально развитые люди имеют мало детей: потому что они менее плодовиты (гены интеллектуальности скоррелированы с низкой плодовитостью) или же сознательно ограничивают деторождаемость в силу субъективных и объективных причин. Проведенные исследования показали, что деградация интеллекта человеческого рода не связана с биологическим моментом. Однако сама проблема - возможность появления вредных для вида «человека разумного» наследственных черт под влиянием со­циальных причин - остается.

Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает во всех ее про-явлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также -отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.

Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.

Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.

Роль биологии в современном обществе, а особенно в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.

Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источ-ников энергии.

Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие - расшифровка Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.

Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.

Нестабильная экологическая обстановка на Земле требует переосмысления производственной деятельности, а значение биологии в жизни человека переходит на новую ступень. С каждым годом мы становимся свидетелями широкомасштабных катастроф, которые поражают как беднейшие государства, так и высокоразвитые. Во многом они вызваны ростом неразумным использованием источников энергии, а также существующими экономическими и социальными противоречиями в современном обществе.

Настоящее нам четко указывает, что само дальнейшее существование цивилизации возможно только при наличии гармонии в Только соблюдение биологических закономерностей, а также повсеместное использование прогрессивных биотехнологий на основе экологического мышления позволит обеспечить естественное безопасное сосуществование всем без исключения жителям планеты.

Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в настоящее время трансформировалась в реальную силу. Благодаря ее знаниям возможно процветание нашей планеты. Именно поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в современном обществе, ответ может быть таким - это заветный ключ к гармонии между природой и человеком.