Современная цифровая образовательная среда вход. Современная цифровая образовательная среда в рф

Кому

  • ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
  • РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
  • УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
  • СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
  • к российской культурно-образовательной среде
  • ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.

Законодательные источники

  • «Майские» Указы Президента России
  • Стратегия национальной безопасности России
  • Доктрина информационной безопасности России
  • Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
  • Концепция продвижения российского образования за рубежом
  • Программа развития русского языка до 2020 года
  • Программа развития образования до 2020 года
  • Государственные образовательные стандарты
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция региональной информатизации
  • Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных

2019

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов .

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. - 16 млрд руб., а в 2022 г. - 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России .

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс - интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

2017

Конкурс грантов

18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб .

Законопроект СЦОС Минобрнауки

Основные требования

Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.

Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.

Цифровая образовательная среда

Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.

В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.

Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.

Основные показатели проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"

Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование

В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ , утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг .

Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).

Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки , информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.

Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.

Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.

Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».

Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент , в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах .

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая - частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий

Алла Носкова, основатель и генеральный директор Postupi.online, edumarket.ru, eduhh.ru, приняла участие в проектно-аналитической сессии приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС)». Она попыталась разобраться, что несет этот проект для бизнес-сообщества в большей степени: угрозы или возможности.

Что делает государство в edutech-сфере

Информация, которая появлялась в различных источниках, была противоречива и могла создать впечатление, что государство планирует жестко регламентировать отрасль онлайн-образования. Такая регламентация в итоге может привести к бессмысленности коммерческих инвестиций в эту отрасль. Только в ближайший год государство направит на реализацию этого проекта 1,2 млрд. руб.

В публичных документах этого проекта (современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации) упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, создании системы оценки качества онлайн-курсов, создание государственных сервисов и интеграционных решений – ресурса «Одного окна».

Какие рамки у этого проекта

Прежде всего, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) касается формального образования.

Исполнителем данного проекта является Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, а потому в ближайший год главный фокус проекта – высшее образование.

Нет никакой ясности со школьным, профессионально-техническим и дополнительным профессиональным образованием. Однако механизмы, опробованные на высшем образовании, далее могут быть использованы и на других уровнях формального образования.

Проект пока не затрагивает неформальное и информальное образование.

Для чего создается нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения

Главная цель – создание условий, когда онлайн-курс может быть зачтен в рамках программ высшего образования. При этом реализованы юридические и финансовые отношения между организациями, которые являются собственниками онлайн-курса, и образовательными организациями, использующими онлайн-курс в рамках своих образовательных программ.

Сейчас в этой области возникает множество барьеров, что мешает широкому внедрению практики встраивания онлайн-курсов в программы высшего образования.

Отработка нормативно-правового обеспечения позволит вузам и студентам легко формировать индивидуальные образовательные траектории, использовать онлайн-курсы с привлечением лучших преподавателей и передовых практик, что существенно повысит качество высшего образования, особенно в вузах «второго и третьего эшелона».

Благодаря такой нормативной базе, системе высшего образования смогут предложить свои онлайн-курсы и коммерческие сервисы, такие как Uniweb, Нетология, Stepik, GeekBrains и другие.

Безусловно, основанием для такой возможности будут соблюдение определенных стандартов качества. В этом смысле студенты получат возможность приобретать знания не только от лучших преподавателей, но и освоить навыки лучших практиков отраслей экономики.

В чем смысл создания системы оценки качества онлайн-курсов

Чтобы онлайн-курс можно было встроить в систему формального образования, необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям качества. Данные критерии пока не определены окончательно. Это, собственно, и есть часть проекта СЦОС. Очевидно, что они должны различаться для разных уровней образования.

Также до конца не определены механизмы оценки. Предполагается, что будет несколько уровней оценки. Оценивать онлайн-курс будут эксперты, сами слушатели, и, возможно, работодатели. Однако в ситуации высшего образования, когда онлайн-курс является лишь составляющим звеном образовательной программы, оценка работодателями затруднена.

Задача СЦОС построить такую систему оценки качества онлайн-курсов, которая не будет требовать значительных ресурсов на оценивание, при этом гарантировать качество курсов и возможности их развития.

Зачем нужен ресурс «Одного окна», какие у него функции

Вначале у разработчиков проекта СЦОС звучали такие аналогии, как booking.com, они называли ресурс «Одного окна» агрегатором и маркетплейсом, им также виделись страницы курсов на ресурсе «Одного окна», как маркетинговые описания и лендинги.

Складывалось впечатление, что государство хочет установить жесткий (а, возможно, и дорогой) вход на пути продаж онлайн-курсов, создать онлайн-магазин курсов, на полки которого смогут попасть только «избранные».

Однако, при работе в группе выяснилось, что речь идет вовсе не о присвоении государством себе права торговать качественными онлайн-курсами. Тут есть понятийные проблемы, когда бизнес-сообщество и разработчики проекта СЦОС по-разному понимают термины.

Какие же функции будет иметь ресурс «Одного окна»?

  • Чтобы создать базу для академической мобильности, построения индивидуальной образовательной траектории, повышения качества образования в целом, необходимо обеспечить возможности сравнения и выбора онлайн-курсов по разным критериям и показателям. Для этого должен быть создан реестр онлайн-курсов.
  • Каждый курс должен иметь стандартизированный набор атрибутов, позволяющий выбрать его по качеству, рейтингу, компетенциям, которые он формирует, статистике и так далее. Онлайн-курс должен иметь также минимальное описание, которое позволяет понять его суть.
  • Следующая функция ресурса «Одного окна» - накопление и хранение данных об онлайн-курсах и тех, кто их прошел, получил соответствующий сертификат. Как элемент государственных услуг ресурс «Одного окна» должен обеспечить надежность хранения такой информации, возможность ее использования вузами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
  • Данные о тех, кто прошел онлайн-курс, электронные документы о прохождении курса могут стыковаться и с другими государственными информационными системами, например, ГИС «Контингент». Ресурс «Одного окна» должен обеспечить возможности такой интеграции.
  • Важная роль ресурса «Одного окна» - идентификация пользователя, создание подсистем, кастомизированных интерфейсов для всех участников СЦОС под их цели и задачи. Пользователями такой системы будут вузы, LMS-системы, разработчики онлайн-курсов, студенты и слушатели, заказчики и так далее.
  • Предполагается, что образовательные сервисы, платформы, вузы смогут иметь единое учетное пространство. Пользователь-студент, имея универсальный идентификатор, сможет с ним авторизоваться как на ресурсе «Одного окна», так и в LMS-системе, где будет проходить онлайн-курс. Возможно, функция прокторинга также будет встроена в ресурс «Одного окна».

Будет ли нести ресурс «Одного окна» маркетинговую функцию?

Это не является целью этого ресурса, а скорее один из ее косвенных «выходов». Конечно, организации и коммерческие разработчики онлайн-курсов, которые получат статус партнеров, чьи онлайн-курсы будут встроены в систему формального образования, получат дополнительный толчок для развития своего бренда, стимулирования продаж.

Также они получат дополнительный источник денежных средств за счет сбыта своих образовательных продуктов в рамках СЦОС.

СЦОС и ресурс «Одного окна» будут иметь систему PR и продвижения. И в этом смысле, партнеры СЦОС получат усиление бренда и стимулирование продаж своих продуктов. Однако страницы онлайн-курсов ресурса «Одного окна» не будут являться классическими лендингами. Они будут содержать стандартизированную краткую информацию и направлять на подробное описание курса на ресурсе-источнике.

Планируется ли государственное финансирование создания онлайн-курсов

Такое финансирование пока не планируется. Предполагается, что проект СЦОС создает условия для повышения заинтересованности вузов и бизнес-сообщества в создании онлайн-курсов, стимулирует в целом рынок онлайн-образования.

Что в итоге получит рынок онлайн-образования в России

Современная цифровая образовательная среда в РФ создает потрясающие возможности для всех участников рынка онлайн-образования, в том числе и для коммерческих платформ, которые создают онлайн-курсы. Они смогут создавать онлайн-курсы, которые в случае соответствия критериям качества СЦОС смогут быть встроены в программы высшего образования и другие программы формального образования.

Это должно стимулировать разработчиков на создание востребованных системой образования онлайн-курсов. Авторы проекта СЦОС планируют, что в 2025 году 11 млн. человек в России пройдут онлайн-курсы, размещенные на ресурсе «Одного окна».

Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться.

Система , в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Чем быстрее меняются внешние условия, предусмотренные в проекте изначально, тем короче жизнь самой системы.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об «экосистемах».

Платформа - такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема - такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика» , созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. К 2024 году планируется достичь следующих показателей:

  • Более 10 конкурентоспособных компаний-лидеров на глобальных рынках.
  • Более 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики.
  • Более 500 успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Организационные принципы построения ЦОС:

Единство - согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
Открытость - свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
Доступность - неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.
Конкурентность - свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
Ответственность - право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
Достаточность - соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
Полезность - формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Ключевым принципом информатизации образования является снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса .

IT - очень молодая сфера деятельности в России, которая в силу сложной политической трансформации первых лет независимости долгое время не могла идти вровень с технологическим развитием западных стран. Но успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых IT, но и от программ, квалификации преподавателей, их готовности работать по новым специфическим компетенциям. Образование неизбежно ждет цифровая трансформация - новые технологии несут в себе огромный потенциал, для того чтобы ответить на вызовы современности и готовить в рамках программ обучения, начиная с начальной школы, не к прошлому, а к будущему.

Нацпроект «Образование»

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

×

Задача проекта:

Общий бюджет проекта:

Бюджет каждого проекта (млрд руб.)

×

Задача проекта:

Главные цифры проекта (к 2024 году):

Общий бюджет проекта:

Источники:

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

Т. А. ГОЛИКОВА

Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации

РУКОВОДИТЕЛЬ

О. Ю. Васильева

АДМИНИСТРАТОР

М. Н. РАКОВА

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ


Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.

1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов


30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)

2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)


12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *


В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

2.2. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) *

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

Дополнительные результаты национального проекта

1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

* Нарастающим итогом

На ресурсе «одного окна» online.edu.ru приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» реализован новый сервис – Личный кабинет работодателя, позволяющий компаниям размещать вакансии и включать в список требований необходимые онлайн-курсы, а ресурсу – рекомендовать работодателю подходящих кандидатов.

Работодатель, зарегистрировавшись на ресурсе «одного окна» online.edu.ru, получает доступ к гибкому инструментарию поиска кадров. В список требований можно включить наличие сертификата о прохождении конкретного онлайн-курса, паспорт которого также доступен на ресурсе. Сервис дает возможность «точечного» выбора кандидатов, гарантируя наличие у них необходимых компетенций.

«Коммерческие компании – это мощный ресурс как для использования возможностей онлайн-обучения, так и для насыщения рынка образовательных услуг онлайн-курсами. Ресурс «одного окна», в первую очередь, интересен им своими возможностями по подбору кадров. Особенностью и отличием от других работных сервисов является интересный язык для составления требований к кандидатам – язык описания онлайн-курсов. Есть такие прецеденты, когда крупная корпорация уверена в качестве конкретного онлайн-курса, и они готовы рассматривать в качестве кандидатов только тех, кто уже успешно завершил обучение на нем, – рассказывает Андрей Лямин, начальник департамента открытого образования Университета ИТМО, одного из разработчиков ресурса «одного окна» . – «Работодатель может выполнять и дополнительную роль: во многих крупных компаниях есть система корпоративного обучения, они могут активно интегрироваться в цифровую образовательную среду – подключать свои платформы онлайн-обучения или заказывать разработку необходимых онлайн-курсов в университетах».

После размещения вакансий автоматический сервис подбирает подходящих кандидатов. Данные обезличены, но работодатель имеет возможность отправить запрос на получение персональной информации о достижениях потенциального сотрудника, включая сведения об имеющемся образовании, опыте работы и результатах обучения на онлайн-курсах, доступных через ресурс «одного окна». Соответствующий функционал реализован при помощи другого сервиса – цифрового портфолио пользователя ресурса.

О том, что подобная система подбора кадров, позволяющая делать акцент не просто на направлении подготовки, но и на конкретной специализации, нужна рынку, представители крупных отечественных компаний говорят давно.

«Бизнес не готов брать выпускников бакалавриата (или даже магистратуры) без опыта работы. Это колоссальная проблема, к сожалению. Для решения этой проблемы в ПАО «Сбербанк» действует несколько программ. В том числе, мы создаем онлайн-курсы по базовым дисциплинам, которые доступны для освоения как сотрудникам Сбербанка, так и для студентам. Разработка таких онлайн-курсов стоит недешево, но это выгодней, чем отправить наших специалистов читать лекции в вузах, – отмечает Игорь Баранов, проректор по учебно-методической работе и прикладным исследованиям корпоративного университета Сбербанка . – Кроме того, для нас наличие сертификата о прохождении онлайн-курса – это очень важный параметр. Он свидетельствует о том, что человек, во-первых, готов учиться, а во-вторых, готов прилагать усилия, для того, чтобы завершить собственный проект. Если ты закончил его и не единожды, для нас это – очень важный индикатор, свидетельствующий о том, человек готов добиваться поставленной цели».

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» направлен на создание условий для непрерывного образования всех граждан страны вне зависимости от их места жительства и возраста.

Ресурс «одного окна» приоритетного проекта «СЦОС в РФ» (online.edu.ru) уже сегодня предоставляет доступ к сотням онлайн-курсов, на которых обучаются тысячи студентов из десятков вузов и ссузов. Богатый потенциал позволяет в перспективе превратить ресурс в одну из ведущих площадок по поиску высокопрофессиональных кадров.

Приоритетный проект в области образования «СЦОС в РФ» Паспорт приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Организатором реализации приоритетного проекта является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Проект нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна». Проект «СЦОС в РФ» предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек. Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны: Балтийского, Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных университетов, Томского, Тюменского, Тульского государственных университетов, Поволжского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе.