Правовой лекторий по итогам практики. Прохождение преддипломной практики в юридической клинике

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

специальность: 030501.65 (021100) – Юриспруденция

Ñ À Í Ê Ò - Ï Å Ò Å Ð Á Ó Ð Ã 2 0 0 8

Ï 83

Ï 83 Прохождение практики на юридическом факультете: Учебнометодический комплекс / Авт.-сост. А.Б. Сапельников. – СПб.: ИВЭСЭП, 2008. – 51 с.

Ó твержден на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин, протокол ¹ 10 от 24.06.2007 г.

À â ò î ð - ñ î ñ ò à â è ò å ë ü ê андидат юридических наук, доцент А.Б. С а п е л ь н и к о в

Ð å ö å í ç å í ò û ê андидат юридических наук, доцент

Ф.Ф. О с ь к и н; доктор философских наук, профессор

Ñ.À. Ñ è ä î ð î â

Ответственная за выпуск Н.А. Ф р о л о в а

Компьютерные работы М.П. Ж у к о в о й

© А.Б. Сапельников, 2008 © СПбИВЭСЭП, 2008

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Программа проведения практики студентов юридического факультета Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (в дальнейшем – Институт) составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном

образовании» (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. ¹ 71 – ФЗ), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031501. 65 (021100) Юриспруденция, Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министра образования России от 25 марта 2003 г. ¹ 1154 и другими нормативными актами, регулирующими образовательный процесс в учебных заведениях и трудовую (служебную) деятельность на предприятиях, в учреждениях и организациях.

1.2. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы, органической частью и важнейшей формой учебного процесса.

Цель практики – закрепление и обновление полученных студентами теоретических знаний по юридическим дисциплинам, ознакомление с практическим опытом юридической работы организаций и учреждений, правоохранительных органов, изучение форм, методов и средств правоприменительной, правозащитной деятельности и юридического обслуживания граждан и организаций, приобретение первоначальных практических навыков и умений в выполнении обязанностей по должностному предназначению.

1.3. Практика студентов юридического факультета Института является непрерывным и взаимосвязанным процессом практического обуче- ния и включает следующие виды и этапы: ознакомительная практика (2 курс), учебная практика (3 курс), производственная практика (4 курс), преддипломная практика (5 курс).

На каждом из этапов последовательно формируются практические умения и навыки в зависимости от объема полученных теоретических знаний по общеобразовательным, профессиональным и специальным дисциплинам.

1.4. Продолжительность каждого из видов практики и периоды их проведения определяются учебным планом, утвержденным Ученым советом Института, по предложению деканата юридического факультета.

1.5. Отчеты по всем видам практики составляются студентами

â дневнике в течение всего срока практического обучения.

Форма дневника разрабатывается деканатом факультета.

2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

2.1. Целью ознакомительной практики является получение студентами первоначальных знаний по структуре, компетенции, организации

работы судов, нотариата, органов внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, правовых отделов (управлений) государственных органов

è органов местного самоуправления.

2.2. Практика проводится по месту нахождения Института в форме

посещений соответствующих учреждений и организаций, а также встреч с практическими работниками и ознакомления с их техническим оснащением.

2.3. Посещение учреждений и организаций осуществляется по группам (подгруппам) под руководством преподавателей, назначаемых заведующими соответствующих кафедр и утвержденными на заседании Совета факультета.

2.4. Организация проведения ознакомительной практики осуществляется деканатом факультета, который согласовывает подразделения учреждений и организаций, время проведения, программы.

2.6. По окончании практики в течение недели студенты составляют

â дневнике отчет.

2.7. По результатам проверки отчетов и проведения собеседования студентам выставляются недифференцированные оценки (зачет, не-

2.8. Студенты, не прошедшие практику по уважительным причинам, проходят ее в свободное от учебы время по индивидуальным планам.

3. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Учебная практика дает возможность будущим специалистам конкретизировать и углубить полученные знания в области конституционного, гражданского, уголовного, административного, хозяйственно-

го и других отраслей права, что позволит им правильно и квалифицированно применять их в дальнейшей профессиональной деятельности, а также способствует углублению и закреплению теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения.

3.2. Основная задача учебной практики – наиболее подробно ознакомиться с содержанием и особенностями юридической деятельности

â различных структурах.

3.3. Содержание практики и ее рабочая программа определяются

руководителями практики от Института и зависят от выбранной студентами специализации (государственно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая). Выбору студентами специализации должна способствовать ознакомительная практика.

3.4. Обязательным компонентом учебной практики является изуче- ние вопросов, связанных с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

3.5. Практика проходит в форме самостоятельной работы студентов на определенной должности, включая выполнение ими временных (разовых) и постоянных заданий по поручению руководителей практики от учреждений и организаций.

3.6. До выхода на учебную практику студенту необходимо:

3.6.1. Определиться с местом проведения учебной практики и получить гарантийное письмо от руководства организации о предоставлении возможности прохождения практики.

Гарантийное письмо должно содержать сведения о характере функций, возлагаемых на практиканта и руководителя практиканта от учреждений, организаций.

3.6.2. Получить в деканате направление на прохождение практики, подписанное деканом факультета и заверенное печатью.

3.6.3. Получить на ведущей кафедре (кафедрах) индивидуальные

3.6.4. Ознакомиться с целью, задачами и планом прохождения практики.

3.7. В период прохождения практики студент:

3.7.1. В соответствии с программой и планом ведет записи о проделанной работе в дневнике практики.

3.7.2. Выполняет отдельные поручения руководителя практики от учреждения, организации.

3.7.3. Соблюдает требования норм трудового законодательства,

правил внутреннего распорядка и локальных нормативных актов. 3.7.4. Составляет отчет о прохождении практики, который заверяет-

ся руководителем практики от учреждения, организации.

3.8. В течение двух недель после окончания практики студент представляет на профилирующую кафедру (руководителю практики от Института) отчет, в котором отражаются: структура, правовой статус уч- реждения, организации, в которых студент проходил практику, описание основной выполненной работы, ее результаты и другие сведения, характеризующие учебную практику.

Сроки защиты отчета устанавливаются деканатом.

3.9. В период подготовки и проведения учебной практики деканат факультета должен:

3.9.1. Определить сроки предоставлений гарантийных писем от учреждений, организаций о возможности прохождения студентами практики, а также сроки предоставления индивидуальных заданий для практикантов.

3.9.2. Закрепить за студентами руководителей практики от соответствующих кафедр.

3.9.3. Подготовить и выдать студентам направления на прохождение

практики.

3.9.4. Анализировать сведения о прохождении практики.

3.9.5. Организовать защиту отчетов практикантами.

3.9.6. Обсудить результаты практики на заседании Совета факуль-

3.10. Руководители практики от Института:

3.10.1. На основе сведений о месте и характере работы практикантов составляют индивидуальные задания.

3.10.2. В процессе практики контролируют ход выполнения студентами индивидуальных заданий и при необходимости консультируют практикантов.

3.10.3. Поддерживают связь с руководителями практики от учреждений и организаций.

3.10.4. Принимают у студентов защиту отчетов и выставляют недифференцированную оценку.

3.10.5. Анализируют результаты практики и готовят предложения

è замечания по ее организации и проведению.

3.11. Учебная практика призвана помочь студентам убедиться

â правильности выбора специализации, рода будущей профессиональной юридической деятельности, а также определиться с программой следующего этапа практического обучения – производственной практики.

4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

4.1. Производственная практика способствует закреплению теоретических знаний студентов, приобретению ими практического опыта и навыков работы по специальности на основе изучения работы учреждений и организаций, выбранных студентами в соответствии со специализацией.

Производственная практика позволяет также приобрести необходимые навыки общественной, организаторской работы в коллективе, овладеть искусством общения с людьми.

4.2. Студенты имеют право выбора нового места прохождения производственной практики по сравнению с местом прохождения учебной практики.

4.3. Порядок подготовки и проведения производственной практики, функции деканата и руководителей практики от Института аналогичны перечисленным в разделе «Учебная практика».

4.4. Руководители организаций и учреждений, в которых студенты проходят практику, издают распорядительные документы по назначению

руководителей практики из числа опытных работников, имеющих стаж не менее трех лет. Копию этих документов студенты предоставляют

â деканат факультета.

4.5. В период производственной практики студенты фиксируют

â дневнике виды выполненных работ и участие в различных мероприятиях.

Все документы, составленные студентами в период практики, должны быть завизированы руководителем практики от учреждения (организации). В противном случае они не принимаются к защите.

4.6. Перечень процессуальных и других документов, который студент должен составить в период производственной практики, определяется соответствующими кафедрами.

4.7. По окончании практики студент должен подготовить и сдать руководителю практики от Института:

4.7.1. Полностью заполненный раздел дневника «Производственная практика» (с характеристикой, подписью и печатями).

4.7.2. Письменный отчет о производственной практике в котором обобщается вся выполненная работа, реализация индивидуальных заданий и других запланированных мероприятий, высказываются замечания

è предложения по улучшению организации и прохождения практики.

4.7.3. Процессуальный и иные документы, составленные студентом

за время прохождения практики (они должны быть завизированы руководителем практики от учреждения, прошиты и пронумерованы).

4.7.4. Отзыв – характеристика о работе практиканта за подписью

è печатью руководителя практики от учреждения, организации.

4.8. Перечисленные в п. 4.7. документы и материалы проверяются руководителем практики от Института и представляются комиссией

â составе трех человек, назначаемых заведующим кафедрой.

4.9. Защита должна носить публичный характер. На защите могут

присутствовать руководители производственной практики от учреждений, организации. Защита результатов практики проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. По результатам защиты выставляется недифференцированная оценка (зачет, незачет).

Студент, не выполнивший всех требований о прохождении практики, получивший неудовлетворительный отзыв – характеристику, неудовлетворительную оценку при защите, может быть представлен к отчислению из института. Оценка результатов прохождения практики приравнивается к экзаменационным оценкам по теоретическим курсам.

4.10. Результаты прохождения производственной практики обсуждаются на заседании Совета факультета.

Основные вопросы содержания программы производственной практики

Во всех учреждениях и организациях студент обязан обобщать местную практику по наиболее спорным, проблемным вопросам, представляющим теоретический и практический интерес, в необходимых случаях консультируясь с руководителем.

В обязательном порядке студент изучает дела и материалы, хранящиеся в архивах суда, прокуратуры, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, а также различные статистические материалы, обзоры, справки, отчеты и т.п., представляющие интерес для более углубленного изучения практических проблем материального и процессуального права и которые могут быть использованы в дальнейшем – на стадии подготовки дипломной работы.

Практика в суде общей юрисдикции

В районном (городском) суде студент в первую очередь должен ознакомиться с общим порядком организации работы суда: порядком оформления поступающих дел, назначением их к слушанию, организацией работы судьи. Студент обязан присутствовать на приеме судьей граждан, в судебных заседаниях, составлять по поручению судьи проекты процессуальных документов и т.д.

При ознакомлении с работой секретаря судебного заседания выполняет по поручению судьи отдельные действия, входящие в круг обязанностей секретаря (ведет параллельно с ним протокол судебного заседания, оформляет материалы дела и т.п.).

Студент не должен ограничиваться ознакомительной работой. Основное внимание следует уделить практическому рассмотрению и разрешению дел судом. С разрешения руководителя он вправе присутствовать на любых процессах, проходящих в суде в период практики.

В областном, городском и Верховном судах, наряду с общим знакомством со структурой и организацией их деятельности, студент обязан изучить кассационную и надзорную практику по гражданским и уголовным делам.

Присутствуя на заседаниях коллегии суда, знакомясь с материалами рассмотренных дел и обзорами судебной практики, необходимо выяснить, какие основания отмены и изменения решений, приговоров и определений по конкретным категориям дел являются наиболее типичными. Необходимо установить, какие трудности испытывает судебная практика при применении действующего законодательства; имеются ли в нем «пробелы», как они восполняются, какие нормы действующего законодательства, по мнению практических работников, нуждаются в усовершенствовании и т.п.

Особо следует обратить внимание и изучить складывающуюся практику обращения правоохранительных органов в суд для получений санкций на арест, обыск и т.п.

Практика в органах прокуратуры

Практика в прокуратуре начинается с изучения Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» в редакции от 25 июля 2002 г., соответствующих приказов Генерального прокурора РФ и ознакомления со структурой и штатом прокуратуры. В ходе практики студенты знакомятся с планированием работы и отчетностью, копиями основных прокурорских актов по осуществлению задач и полномо- чий прокурора, с формами и методами надзорной деятельности прокуратуры и т.д. Уясняются обязанности прокурора района (города), его заместителей, помощников, следователей и работников канцелярии, формы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными, контролирующими, общественными и другими органами и организациями.

Изучается деятельность прокурора при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. Студенты присутствуют на судебных заседаниях и знакомятся с формами и методами выполнения прокурором своих задач при осуществлении правосудия.

Знакомство с работой следователя прокуратуры начинается с изу- чения соответствующих нормативных актов по вопросам следственной работы, а также методических пособий по этим вопросам, рекомендаций по научной организации труда следователей и использованию технических средств, находящихся в их распоряжении. Студенты присутствуют при выполнении следственных действий, составляют по ним проекты протоколов, постановлений, обвинительных заключений (по двум–трем делам), других документов.

Особое внимание студенты обращают на рассмотрение прокуратурой заявлений и жалоб, присутствуют на приеме граждан прокурором.

Практика в органах внутренних дел

Студенты получают сведения о структуре РОВД (функциями и полномочиями подразделений и отделов, сотрудников), узнают порядок взаимодействия между отделами (службами) РОВД и прокуратурой.

При ознакомлении с работой следственного аппарата РОВД изуча- ются правовые акты, регламентирующие деятельность следственного отделения; анализируется планирование работы (методы и формы руководства следствием; система учета и отчетности следственного подразделения, учета и отчетности работы следователя); исследуются формы и методы взаимодействия следователей со службами уголовного розыска, а также формы и методы борьбы с экономическими преступлениями, деятельность органов дознания, прокуратуры, судов и других учреждений.

Кроме того, рассматривается криминалистическая техника, научнотехнические средства, используемые при расследовании преступлений

(в необходимых случаях оказывается помощь следователю в их применении).

Студенты присутствуют при выполнении следственных действий, составляют по ним (параллельно со следователем) протоколы и иные документы, разрабатывают план расследования, составляют проекты постановлений, обвинительных заключений и других документов, отрабатывают стили и формы составления различных деловых бумаг (запросы, требования и т.п.).

Практика в адвокатуре

Практику в юридической консультации следует начать с изучения делопроизводства юридической консультации, ведения учетной документации, оформления соглашений порядка подготовки и истребования необходимых документов и т.д.

Знакомство студентов с практической работой адвоката заключается: · в участии в приеме граждан совместно с адвокатом-руководите- лем практики и другими адвокатами – дежурными по юридической консультации. Студент под непосредственным контролем руководителя должен дать устные советы и составить необходимые обратившимся

гражданам правовые документы по несложным вопросам; · в составлении и изучении досье по уголовным и гражданским

делам, находящимся производстве руководителя практики. Студент должен самостоятельно вести адвокатское производство, сделать подборку законодательного материала и судебной практики по определенной категории дел;

· в изучении конкретных уголовных и гражданских дел в связи

ñ участием адвоката на предварительном следствии, судах первой

и второй инстанции. При этом студент обсуждает с руководителем практики позиции по уголовным и гражданским делам, составляет планы защитительных речей и выступлений, корректирует эти планы по результатам судебного следствия и судебных прений. Составляет проекты кассационных жалоб, возражений на кассационные протесты, на жалобы истцов, ответчиков;

· в ознакомлении с работой по обслуживанию адвокатами предприятий, организаций. Студент должен самостоятельно составить проекты претензий, отзывов на них, исковых заявлений в федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, заявлений о пересмотре дел и т.д.

Кроме того, в ходе производственной практики студент должен изучить основные направления деятельности адвоката по защите жилищных прав физических лиц, гражданских прав индивидуальных предпринимателей, гражданских прав юридических лиц, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций.

Особо следует обратить внимание на права адвоката в соответствии с последней редакцией УПК РФ.

Практика в нотариате

Практику в нотариате следует начать с изучения организации государственного и частного нотариата, его структуры и компетенции, порядка совершения нотариальных действий.

Студент в процессе производственной практики должен усвоить общие правила совершения нотариальных действий: время и место их совершения, перечень необходимых документов и предъявляемые к ним требования, удостоверительные надписи и т.д.

Для этого студент должен присутствовать при удостоверении нотариусом сделок различных видов (купли-продажи строений, имущества, земельных участков, мены, дарения и т.п.), а также ознакомиться со следующими нотариальными действиями:

а) нотариальным удостоверением доверенности; б) о выдаче исполнительных надписей; в) засвидетельствованием подлинности подписи;

г) засвидетельствованием верности копий документов, выписок из них, верности переводов с одного языка на другой;

д) удостоверением бесспорных обстоятельств; е) обеспечением доказательств;

ж) принятием в депозит для передачи денег и ценных бумаг В процессе прохождения практики следует изучить особенности

применения нового законодательства о наследовании в нотариальной практике, включая открытие наследства и выявление наследников, а также обеспечение сохранности наследственной массы. Особое внимание обратить на наследование недвижимости.

По результатам практики оформить проекты нотариальных документов для приобщения их к отчету.

Практика в юридических отделах государственных учреждений и организаций, коммерческих организаций

Студенты знакомятся с правовым статусом и системой работы юридической службы государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения или коммерческой организации, изучают их функции, задачи и полномочия, формы и методы кадровой работы, посещают с юрисконсультом структурные подразделения и службы организации, учреждения и изучают документы, регламентирующие их деятельность.

Студенты оказывают помощь в работе юрисконсультом, участвуют в подготовке правовых документов (проектов постановлений, приказов и распоряжений, актов, справок, договоров, исковых заявлений и других правовых документов заседаний, совещаний, коллегий представительного или исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, в выработке мероприятий и программ по правовому воспитанию населения и социально-экономическому разви-

тию региона; изучают работу органов государственной власти и местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности; ведут работу с обращениями граждан, принимают активное участие в рассмотрении заявлений и жалоб, поступивших в процессе прохождения практики.

В ходе практики необходимо выяснить, какова эффективность юридической службы организации, возможности повышения ее роли. Все вопросы, подлежащие выяснению, следует устанавливать по собственной инициативе, консультируясь в необходимых случаях с работниками юридического отдела.

Особое внимание следует обратить на организацию взаимодействия юридического отдела с иными службами (бухгалтерией, коммерческим отделом и т.д.) организации, изучить практическую реализацию положений нового Трудового кодекса.

5. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

5.1. Преддипломная практика проводится на завершающем этапе обучения с целью закрепления теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных на предыдущих этапах практического обучения, сбора и обобщения материалов для дипломной работы.

5.2. Практике должна предшествовать определенная исследовательская работа студента по выбору темы дипломной работы с учетом выборного и согласованного места проведения практики и содержания функций, которые будут возложены на практиканта.

Студенты должны стремиться к тому, чтобы до начала преддиплом-

ной практики ими было выбрано место работы по окончании института, что позволит более четко определиться с темой дипломной работы.

5.3. До начала преддипломной практики студенты должны представить в деканат факультета гарантийное письмо от учреждений и организаций о предоставлении прохождения преддипломной практики, которая содержит сведения о характере и содержание возлагаемых на практиканта функций и руководителе практики от учреждения, организации.

Деканат факультета выдает студентам направления на преддипломную практику, которые представляются по месту ее прохождения.

5.4. Основные вопросы содержания программы преддипломной

практики соответствуют основным вопросам содержания программы производственной практики.

При составлении индивидуальных заданий практикантам профилирующие кафедры должны детализировать содержание программы с учетом особенностей функциональных обязанностей практиканта и темы дипломной работы.

5.5. Руководителями практики от Института назначаются, как правило, преподаватели–руководители дипломных работ.

5.6. Непосредственное руководство практикой и ответственность за

дической специальности не менее трех лет, обладающих высокими деловыми и моральными качествами. За непосредственным руководителем закрепляется не более двух студентов.

5.7. Непосредственным руководителям практики от учреждений

5.7.1. Создать необходимые условия для получения студентами

необходимых навыков в той или иной должности, предоставить им возможность пользоваться нормативно-правовой и служебной документацией, специальной литературой, компьютерной базой данных, контролировать соблюдение практикантами установленных в организации, учреждении режима работы и трудовой дисциплины, сообщать в институт обо всех случаях нарушений.

5.7.2. Знакомить практикантов с законодательством Российской Федерации и законодательством данного субъекта РФ, а также внутриведомственными нормативными актами, касающимися прохождения практики.

5.7.3. Привлекать практикантов в зависимости от их подготовки

ê участию в проведении определенных процессуальных действий.

5.7.4. Изучать деловые и личные качества практикантов, выявлять их способности к профессиональной деятельности.

5.7.5. Осуществлять контроль за работой практикантов, введением дневника, сбором необходимых материалов.

5.8. Студент при прохождении практики обязан:

5.8.1. Полностью выполнять задания, указанные в рекомендациях.

5.8.2. Подчиняться действующим в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка, указаниям непосредственно-

го руководителя. К нарушителям производственной дисциплины могут применяться соответствующие меры вплоть до отстранения прохождения практики, неудовлетворительной ее оценки с последующим отчислением из института.

5.8.3. Ежедневно записывать в дневник содержание проделанной работы.

5.9. По окончании практики и прибытии в институт студент должен подготовить и сдать руководителю практики от Института:

5.9.1. Полностью заполненный дневник преддипломной практики (с подписями, печатями и характеристикой).

5.9.2. Письменный отчет, в котором обобщается весь ход практики, выполнение индивидуального задания и других запланированных ме-

роприятий. В отчете студентом также отмечаются достоинства и недостатки в организации практики, вносятся предложения по ее совершенствованию.

5.10. Дневник и отчет о практике, подписанный студентом, проверяются руководителем практики и представляются комиссии в составе трех членов кафедры, назначаемых заведующим кафедрой. Защита должна носить публичный характер. На защите могут присутствовать представители и руководители мест прохождения практики. Защита результатов практики проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса института, оценка результатов проводится по четырехбалльной системе. Студент, не выполнивший всех требований рекомендаций практики, получивший неудовлетворительный отзыв и, соответственно, неудовлетворительную оценку при защите, может быть представлен деканатом факультета к отчислению.

Оценка результатов прохождения студентами практики приравнивается к экзаменационным оценкам по теоретическим курсам.

ознакомительной практики

Кафедра “Конституционное и муниципальное право”

ОТЧЕТ по производственной преддипломной практике

1. Введение …………………………………………………………………………..2

2. Основная часть …………………….……………………………………………..4

3. Заключение ……………………………………………………………………..…8

1. Введение

История развития термина «юридическая клиника» в России берет своё начало в середине XIX века. В 1893 году в своем труде «Наука гражданского права в России» профессор Г. Ф. Шершеневич писал: «… прежняя рознь между теорией и практикою, под давлением времени, переходит в общение: теория начинает задаваться практическими целями, a потому и практика охотно обращается к ней с требованием советов и указаний. Мы видели, что в предшествовавшую эпоху Мейер отстаивал необходимость практического изучения права и указывал на совершенную бесполезность одного изучения теории. Эта идея Мейера твердо укрепилась в родном ему казанском университете и ни переход его в Петербург, ни смерть, не заставили его преемников бросить начатого им дела». В 1860 году юридический факультет представил на утверждение министерства народного просвещения проект учреждения юридической консультации или, по выражению Мейера, юридической клиники. Сущность проекта заключалась в том, чтобы дать возможность студентам при изучении догматики права ознакомляться с практическим применением законов. С этой целью профессора и приглашаемые для этого юристы-практики должны были в присутствии студентов давать советы всем обращающимся к ним за консультацией.

В настоящее время юридические клиники становятся «модными» явлениями в среде юридических ВУЗов. В зависимости от определения основной цели каждая юридическая клиника отличается своим «дизайном», принципами и методами работы, ролями кураторов, учебными результатами, критериями оценки эффективности и атмосферой работы.

Пожалуй, единственное, что остается неизменным и общим для юридических клиник – это название и цели деятельности. Чтобы выработать единый язык, необходимо отталкиваться от таких характеристик как, клиенто-ориентированности и социальная ответственность. То есть деятельность юриста, в частности, цели и интересы должны быть ориентированы на клиенте, при этом должна быть социальная ответственность, что включает в себя готовность и способность разрешать социальные проблемы с использованием лишь правовых инструментов.

Юристы, только что окончившие университетский курс, при первом же желании применить свои знания на практике в качестве либо адвокатов, либо чиновников, поступающих в судебные или административные учреждения, оказываются совершенно беспомощными, нуждающимися в указаниях посторонних лиц часто по самой азбуке юридической практики. Действительно, многие выпускники, поступая на работу, не могут заниматься юридической деятельностью в полном ее понимании из-за отсутствия практики, которая зачастую совсем не совпадает с теорией.

Использование термина «правовая клиника» закреплено в приказе Министерства образования Российской Федерации от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров», согласно которому было принято решение «поддержать создание правовых консультаций („правовых клиник“) для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».

Поэтому, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что юридическая клиника (англ. legal clinic) - это структурное подразделение высшего учебного заведения (осуществляющего подготовку юридических кадров), обеспечивающее сочетание теоретического и практического обучения студентов в целях оказания юридических услуг по правовой поддержке населения на безвозмездной основе.

2. Основная часть.

В соответствии с учебным планом, я проходила преддипломную практику в Юридической клинике, которая является, как уже было указано структурным подразделением юридического факультета ФУ при Правительстве РФ, обучающая студентов практическим навыкам юриста через оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан.

Начальным этапом работы в юридической клинике было составление графика работы консультационных пунктов. Данный график был утверждён представителями от органов местного самоуправления, на чьей территории находятся консультационные пункты. Продолжительность практики составляла 8 недель, с 10.02.2014г. по 04.04.2014г.

Руководитель практики: кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета ФУ при Правительстве РФ Шестаев Николай Трофимович.

В мои обязанности входили:

 оказание помощи руководителю практики для набора студентов 3-4 курсов в Юридическую клинику и составление индивидуального графика;

 подготовка студентов к работе по реальным делам (проведение собраний, бесед, тренингов);

 сопровождение работы студента с клиентом (наблюдение за работой студента, обсуждение со студентом вопросов принятия дела, оснований отказа, вида и объема оказываемой помощи, плана работы, совместное решение организационных вопросов по ходу работы);

 контроль качества оказываемой помощи (проверка содержания и оформления консультаций, документов и т.д., помощь студенту в определении ошибок и планирования действий по их исправлению);

 профессиональное развитие студента (определение индивидуальных учебных результатов работы в клинике, комментирование действий студента на каждом этапе работы).

В ходе выполнения своих обязанностей у меня выработались следующие навыки:

Формирование и развитие практических, профессиональных навыков (развитие практического мастерства юриста);

Глубокое изучение отраслевых юридических дисциплин;

Формирование профессиональной этики;

Повышение ответственности за квалифицированный подход к выполняемой работе;

Воспитание традиции принимать самостоятельные решения и отстаивать свою позицию, правильно и качественно выполнять свою работу;

Приобретение навыков сотрудничества в отношениях: «студент — студент», «студент — преподаватель», «студент — специалист», «студент-руководитель» и «студент — клиент»;

Нравственное формирование будущего юриста как социально активной личности;

Самостоятельное обучение и поиск необходимой информации в различных юридических источниках.

Основные целы, которые были достигнуты мною в результате прохождения преддипломной практики в Юридической клинике:

— участие в подготовке социально ориентированных профессиональных юристов;

— повышение правовой культуры граждан;

— оказание юридической помощи малоимущим, инвалидам, детям-сиротам и иным категориям социально незащищенных граждан;

— содействие повышению качества подготовки специалистов по программе высшего юридического образования.

Исходя из поставленных целей, были решены следующие задачи:

— предоставление незащищённым слоям и группам населения возможности получения бесплатной юридической помощи;

— возможность получения и совершенствования практических умений и навыков

— вовлечение студентов в разрешение реальных правовых проблем;

— укрепление и развитие связи теории права и юридической практики;

— правовое просвещение населения;

— создание мест для прохождения студентами практики;

Необходимо отметить, что при выполнении своих функций, я руководствовалась принципами работы Клиники:

 законность;

 гуманизм, защита прав и свобод человека;

 добровольность вступления в клинику и работа в ней;

 тайна сведений, доверенных гражданами сотрудникам клиники;

 независимость клиники в осуществлении своих функций;

 добросовестное выполнение взятых на себя обязательств.

Оказание юридической помощи производилось на основании информации, полученной от клиента устно либо в виде предоставленных документов. Подлинные документы во избежание их утери Клиника для работы не принимала. Консультация давалась до истечения 5 рабочих дней с момента обращения за ней, иные виды помощи — в согласованный с гражданином разумный срок в зависимости от категории дела и объема необходимой работы.

Оказание юридической помощи в клинике производилось в рамках следующих отраслей российского права:

 гражданское

 семейное

 жилищное

 гражданско-процессуальное

 конституционное

 административное

 трудовое

 земельное

 экологическое

Оказываемая помощь заключалась в предоставлении обратившимся гражданам устных консультаций, составлений письменных документов (исковых заявлений, жалоб), проведение в школах конкурсов, олимпиад по правовой тематике, чтение лекций. Вопросы клиентов, в частности касались следующих тем:

— оформление завещания;

— наследование имущества;

— раздел наследуемого имущества;

— истребование доли в наследстве;

— наследование квартиры находящейся на территории РФ гражданином РФ и иностранного государства;

— разделительный баланс ТСЖ

— составление искового заявления;

— регистрация права собственности;

— вклад в банке;

— приватизация квартиры;

— переоформление квартиры;

— переоформление доли в квартире;

— лишение родительских прав;

— оформление дарственной;

— условия для получения звания «Ветеран труда»;

— регистрация гражданина РФ по месту жительства.

Заключение.

Клиническое обучение не только способствуют правовому просвещению граждан и правовой поддержке социально незащищенных слоев населения, но и содействуют лучшему пониманию и запоминанию студентами теоретической информации, полученной в процессе занятий на лекциях и семинарах, позволяет будущему юристу формировать активную жизненную позицию.

Обучение и работа в Юридической клинике предоставило мне бесценный опыт практической деятельности по специальности, позволяющий закрепить теоретические знания и еще во время обучения принять участие в разрешении настоящих проблемных ситуаций правового характера

Мне пришлось сталкиваться на практике с широким охватом отраслей Российского права, это позволило мне усвоить изученный теоретический материал, полученный на занятиях в Университете.

Особую актуальность имели дела о порядке расторжения брака, правовом режиме имущества, совместно нажитого супругами, и порядке его раздела, а также – порядок приватизации квартир, приватизация коммунальных квартир, вопросы социального обеспечения и т.д.

Мною были освоены азы применения норм Российского права на практике, работы некоторых нормативно — правовых актов, и понимание их значимости в практической деятельности.

Единственный минус, с которым пришлось столкнуться, это то, что о бесплатной юридической помощи немногие. И это, скорее проблема местных органов, заключающаяся в плохой проинформированности граждан. Кроме того, большинство граждан сначала сомневаются, что в некоторых учреждениях им могут оказать юридическую помощь на безвозмездных началах. Анализируя обширную практику судебных заседаний можно заявить, что в районных судах РФ слишком много пенсионеров, инвалидов, малоимущих, которые пытаются самостоятельно отстоять свои права, имея весьма смутное представление о том, как это правильно делать. Юридические клиники смогли бы оказать неоценимую поддержку в данной области, но для этого необходимо широкое распространение информации о том, какие категории населения имеют право на бесплатную юридическую помощь и куда для этого нужно обратиться. Этому должны способствовать СМИ: федеральные теле- и радиоканалы, газеты, журналы; кроме того, на улицах города должны быть размещены соответствующие плакаты.

Таким образом, практика помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы в Юридической клинике. А также выполнить контрольные функции за деятельностью студентов; недопущение нарушений правил работы Клиники; учет информации по вопросам граждан, обратившихся за помощью, а также надлежащее обеспечение комфортных условий работы.

И подытоживая, стоит отметить, что руководители территориальных пунктов и наши посетители отметили положительную работу и выразили благодарность всей Клинике в целом.

Нестеров А.К. Отчет по практике юриста // Энциклопедия Нестеровых

Отчет по практике юриста пишется по результатам прохождения практики в правоохранительных органах, государственных учреждениях и коммерческих организациях. Современное юридическое образование требует от студента обязательное наличие практических навыков, приобретение которых происходит посредством написания отчета по практике юриста. Отчет по практике направлен на выработку навыков по применению теоретических знаний в практическом ключе.

Для того, чтобы написать отчет по практике юриста необходимо уяснить какой именно отчет требуется на данном этапе Вузовского обучения. Согласно чествующим ГОСТам, за весь период получения юридического образования студенту нужно выполнить три отчета:

  1. отчет по учебной практике юриста
  2. отчет по производственной практике юриста
  3. отчет по преддипломной практике юриста

Каждый из выше представленных отчетов классифицируется в зависимости от места прохождения практики. Примерная классификация по данному принципу представлена на рисунке ниже. Классификация по меступрохождения практики может различаться в зависимости от ВУЗа.

Программа отчета по практике юриста

Прежде чем говорить об особенностях содержания отчета, сфокусируем внимание на том, что для его выполнения необходима программа практики. Программу практики как для очного, так и заочного отделения можно взять на кафедре либо у Вашего преподавателя.

Наличие программы практики крайне важно для получения высокой оценки. Именно программа к отчету по практике юриста содержит ключевые требования к деятельности студента на месте прохождения практики и регламентирует объем и оформление отчета.

Отчет по практике по праву выполняется в соответствии с программой практики с приложением юридических документов и анализом судебной практики. Отчет по практике по праву - это письменная работа, отражающая все этапы прохождения практике по юридическим специальностям. Написание отчета по практике по праву подразумевает под собой серьезную самостоятельную работу и требует много времени и приложения усилий.

Нужно использовать актуальные нормативно-правовые акты и методические разработки, свежую периодику и новейшие пособия и монографии.

Для успешной защиты отчета по практике Вам необходимо выполнить отчет в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием, если таковое имеется.

Кроме того, в программе отчета по практике юриста казано о необходимости получения индивидуального задания, без которого, в ряде случаев, практика не может быть зачтена.

Отчет по практике юриста, особенности и основное содержание

Отчет по практике юриста отражает:

Применение практикантом во время прохождения практики имеющихся у него теоретических знаний посредством личного участия в деятельности органа юстиции или коммерческой организации;

Анализ нормативной правовой основы формирования и деятельности соответствующего органа или его подразделения;

Изучение внутренней структуры органа или его подразделения;

Изучение функциональных задач органа, в котором проходится практика;

Участие в решении функциональных задач органа, его отдельного подразделения по согласованию с руководителем практики по месту ее прохождения.

По итогам прохождения практики необходимо подготовить отчет по практике.

Отчет по практике юриста выполняется после прохождения практики в органах внутренних дел, нотариальной или адвокатской конторе, органах муниципального управления или коммерческой организации. Место прохождения практики зависит, в первую очередь, от специализации. Например, если специализация - гражданское право, то хорошей базой практики будет нотариальная контора или коллегия адвокатов. Если специализация - уголовное право, то практику лучше всего проходить в суде, следственном отделе или прокуратуре. Место для прохождения практики и последующего написания отчета по практике будущего юриста утверждается на профильной кафедре.

Отчет по практике юриста включает в себя анализ законодательства согласно программе практики, характеристику деятельности, выполняемой в период практики, общую характеристику базы практики с юридической точки зрения. Кроме того, программой может быть предусмотрено, что отдельные положения по дипломной работе должны быть включены в виде тезисов в отчет по практике будущего юриста.

К отчету по практике юриста прилагаются также план практики, дневник к отчету и характеристика с места прохождения практики. Последовательность представления документов при сдаче отчета по практике следующая:

  1. титульный лист,
  2. программа практики,
  3. дневник к отчету по практике,
  4. отзыв с места прохождения практики,
  5. непосредственно отчет по практике,
  6. приложения.

Программа и дневник прохождения практики юриста

План или программа практики оформляются в виде таблицы, в которой указываются основные работы, планируемые в рамках программы практики.

Программа практики юриста
Дата Планируемая работа
1 неделя Знакомство с базой практики, изучение основных документов, знакомство с основной работой по специализации. Программа практики подписывается руководителем после сдачи отчета.
2 неделя Составление юридических документов в соответствии со специализацией. Составление и проверка различных юридических документов организации. ---
3 неделя Подготовка документов для судебных органов. ---
4 неделя Анализ законодательства, регулирующего деятельность организации. ---
5 неделя Подготовка отчета по практике юриста. ---

После программы практики к отчету по практике юриста прикладывается дневник. Форма и содержание дневника приведены в таблице:

Дневник прохождения практики
Дата Содержание выполненной работы Подпись руководителя практики от ВУЗа
1 неделя Ознакомилась с организацией и основными документами в организации. Ознакомилась с основными обязанностями юриста в соответствии со специализацией гражданское право. Дневник прохождения практики подписывается руководителем после сдачи отчета.
2 неделя Составляла договора купли-продажи, информационных услуг, гражданско-правовые договора. Составляла документы для передачи в налоговый орган. Изучила организационно-правовые документы. ---
3 неделя Занималась подготовкой документов для передачи их по исковым заявлениям в арбитражный суд. ---
4 неделя Проанализировала нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации в целом, и выявила основные недостатки в законодательстве, касающиеся деятельности подобных организаций. ---
5 неделя Занималась написанием отчета по практике. ---

Отзыв-характеристика о прохождении практики

Отчет по практике юриста содержит также отзыв-характеристику с места прохождения практики, подписанный руководителем практики от организации. Пример отзыва:

Отзыв-характеристика

Васнецова Мария Сергеевна проходила практику в юридическом департаменте Негосударственного пенсионного фонда "Социум". За время прохождения практики ответственно относилась к выполняемой работе, в установленное время являлась для прохождения практики. К выполнению заданий и поручений относилась добросовестно.

В период практики на работе была аккуратна, инициативна и дисциплинирована. Подготовку всех материалов осуществляла организованно.

В общении с коллективом была дружелюбна и приветлива.

Руководитель практики от предприятия

Михалков Валерий Александрович

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Общая характеристика деятельности ООО «ДД». 4
2. Организационная структура ООО «ДД». 8
3. Деятельность юридического отдела. 10
4. Правила составления и порядок подачи искового заявления в суд. 13
5. Примеры оказанных юридических консультаций и услуг. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика проходила в ООО «ДД» в период с по 2013 года, в юридическом отделе в должности помощника юриста.
Адрес юридический:
ООО «ДД» предлагает клиентам широкий спектр юридических услуг, которые помогают оптимизировать работу любой организации, сделав ее максимально продуктивной, а так же оказывает помощь в принятии наиболее оптимальных решений при возникновении сложной ситуации физическим лицам. Основное направление деятельности:
юридические услуги, разработка бизнес планов, оценочные услуги. Целью прохождения производственной практики является закрепление теоретических знаний и дальнейшее развитие навыков практической работы, полученных в процессе обучения, приобретение опыта для будущей самостоятельной работы, расширение профессионального кругозора, а также сбор и обобщение необходимых материалов для подготовки и выполнения отчета по практике.
Основными задачами практики являются:
Знакомство со структурой предприятия (организации), характеристикой его подразделений;Изучение функции и порядок работы юридического подразделения фирмы; Изучить конкретных видов деятельности в юридическом подразделении;Самостоятельное выполнение конкретных видов работ, поручаемых практиканту-юристу.
«ДД» - это организация, оказывающая широкий спектр в области оценочной деятельности, бизнес-планирования и законодательства РФ.
Эксперты ООО «ДД» производят официальную независимую оценку по всем основным направлениям:
оценка рыночной стоимости недвижимого имущества оценка рыночной стоимости ущерба причиненного недвижимому имуществу оценка рыночной стоимости ущерба причиненного АМТС при ДТП оценка рыночной стоимости для нотариуса при оформлении наследства оценка рыночной стоимости недвижимости при проведении сделок оценка рыночной стоимости бизнеса или доли в бизнесе оценка рыночной стоимости восстановительного ремонта при причинении ущерба третьими лица. Компания предоставляет разработку следующих видов бизнес-планов:
короткий (без обзора рынка, без некоторых разделов);полный;бизнес-план для получения кредита (с индивидуальными требованиями банка);финансовый план;предварительный расчет бизнес-плана;профессиональный бизнес-план (международные требования, прохождение экспертизы, перевод на английский). Основные типы правовых услуг для юридических лиц включают в себя следующие пункты:
налоговое консультирование – консультации в области налогового законодательства и в ходе налоговой проверки, обжалование решений или действий налогового органа, оптимизация налоговых отчислений;арбитраж – споры по договорному праву, по праву собственности, споры о взыскании долга, хозяйственные и корпоративные споры, споры с контролирующими и налоговыми органами и т.д.;взыскание дебиторской задолженности – взыскание долгов и судебное урегулирование споров;сопровождение сделок – экспертиза документации и помощь в составлении договора сделки, предоставление в органы юстиции документов клиента и контроль их прохождения на всех стадиях;услуги по регистрации организаций и фирм – разработка индивидуального пакета документации будущего бизнеса, подача необходимых документов в налоговую инспекцию, получение соответствующих удостоверений и т.п.;договорное право – подготовка проектов договоров, а также изменение и дополнение существующих, их юридический анализ. Компания предлагает физическим лицам юридические услуги по представлению интересов клиента в суде по таким вопросам как:
взыскание долгов по распискам и договорам займа;признание права собственности на квартиры в новостройках;признание права собственности в порядке наследования;восстановление пропущенного срока на наследование;установление юридических фактов (родства, принятия наследства и т.п.);возмещение вреда;споры со страховыми компаниями;семейные споры;жилищные споры и многое другое. Порядок работы
В ответ на сообщение о сделанном заказе, делается предложение обсудить детали для написания Коммерческого предложения. Это может быть сделано по телефону или по еmail. В качестве контактного лица со стороны компании выступает один из партнеров. Если Коммерческое предложение принимается, то после заключения договора он будет вести ваш заказ.
Документооборот:
Протокол встречи (если проводилась);Коммерческое предложение;Договор о возмездном оказании услугПриложение – бриф на услугуСчет на оплату – 50%Отчет- заключениеАкт выполненных работ + счет на оплату остальных 50%. Стоимость услуг
Стоимость услуг определяется объемом работ, сроками реализации заказа, ситуацией на рынке. Если для выполнения заказа требуется проведение каких- либо исследований, то они оплачиваются дополнительно.
Условия оплаты
По всем заказам существует 50% предоплата. Постоплата в 50% - после подписания Акта выполненных работ или распределена по этапам работ. VIP клиенты имеют индивидуальные условия.

2. Организационная структура ООО «ДД»

Руководство «ДД» предпочло использовать линейную организационную структуру управления. Аргументами в пользу этого выбора послужили: небольшая численность персонала фирмы; простота применения данной системы; четкое единоначалие в лице правления фирмы; высокая квалификация и компетентность руководителя. Далее, на рисунке 1, представлена структура управления ООО «ДД».
Во главе фирмы стоит генеральный директор. Он управляет общим ходом всей деятельности фирмы. Непосредственно ему подчиняются директора отделов, специализирующихся на конкретном направлении консалтинга, т.е. это стратегический, инвестиционный и фондовый консалтинг. У каждого из этих директоров в подчинении находится штаб работников, состоящий из эксперта, который руководит определённым проектом, и группы специалистов под покровительством этого эксперта. В настоящее время в каждом из отделов консалтинга находится по одному эксперту, но по мере развития компании штаб сотрудников планируется увеличить.
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. Такая система используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией.

Рис. 1 Организационная структура ООО «ДД»

Плюсы данной структуры:
1) простота применения, все обязанности и полномочия четко распределены;
2) быстрота принятия решений;
3) четкое единоначалие.

3. Деятельность юридического отдела

Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением организации, создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя организации, непосредственно подчиняется руководителю организации.
Юридический отдел возглавляется начальником юридического отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению заместителя директора по кадрам (иного должностного лица).
Начальник юридического отдела осуществляет непосредственное руководство деятельностью юридического отдела и контролирует работу всех входящих в состав юридического отдела структурных подразделений и работников.
На должность начальника юридического отдела назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника юридического отдела устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с начальником юридического отдела и утверждается руководителем организации.
Юридический отдел в своей деятельности руководствуется:
- нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- Уставом организации;
- приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
- положением о юридическом отделе.
Изменения структуры и штата юридического отдела разрабатываются начальником юридического отдела исходя из условий и особенностей деятельности организации, согласовываются с непосредственным руководителем, а также с отделом организации труда и заработной платы, отделом кадров, юридическим отделом по соответствующим направлениям деятельности указанных структурных подразделений и утверждаются приказом руководителя организации.
Менеджеры юридического отдела оказывают следующие виды услуг клиентам компании:
правовое консультирование и юридическое сопровождение бизнеса, сделок, в том числе сделок с ценными бумагами, недвижимостью и другими активами;защита и представление интересов наших клиентов в судебных и государственных органах;консультации по вопросам налогообложения;правовая поддержка при претензиях со стороны налоговых органов;размещение (эмиссия) ценных бумаг, выкуп ценных бумаг через обязательное и добровольное предложения.корпоративный консалтинг;оценка бизнеса, активов, недвижимости, ценных бумаг, прав;сопровождение процедуры банкротства;разрешении конфликтных корпоративных ситуаций;взыскание долгов по распискам и договорам займа;признание права собственности на квартиры в новостройках;признание права собственности в порядке наследования;восстановление пропущенного срока на наследование;установление юридических фактов (родства, принятия наследства и т.п.);возмещение вреда;споры со страховыми компаниями;семейные споры;жилищные споры и многое другое. Юридические услуги в настоящее время нужны всем и юридическим лицам и рядовым гражданам. Ведь всевозможные правовые отношения возникают практически ежечасно. Особенно актуальны данные услуги юридическим лицам. В процессе ведения бизнеса заключаются различные виды договоров: поставки, аренды, кредитования и т.п.
Однако зачастую юридические лица не могут себе позволить содержать штатного юриста - заработная плата, налоги, страхование и т.п. Бизнесмены вынуждены искать стороннего специалиста, и не всегда рекомендованный знакомыми юрист может оказать универсальные юридические услуги - вести, к примеру, судебное разбирательство по договору аренды и в тоже время отслеживать все изменения в существующем законодательстве. Подобное предпринимателей не устраивает - им нужны квалифицированные юридические услуги именно по вопросам, возникающим во время ведения их бизнеса. Зачастую такие вопросы могут находиться в компетенции различных юридических кодексов

4. Правила составления и порядок подачи искового заявления в суд

Форма и содержание искового заявления должны соответствовать статье 131 и 132 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ). Несоблюдение этих условий влечет за собой отказ в приеме искового заявления судьей или оставление его без движения.
1. Исковое заявление обязательно должно подаваться в суд в письменной форме.
Количество экземпляров – по числу сторон, указанному в исковом заявлении. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Важно, чтобы после подачи документов в суд, у Вас на руках остался экземпляр искового заявления с отметкой суда о том, что оно принято, и когда именно (дата). Если Вы отправляете иск в суд почтой, советуем вам заказное или ценное отправление с уведомлением о вручении (чтобы у Вас были доказательства отправления Вами и получения судом документов).
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) суть нарушения (угроза нарушения) прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования. Требования, изложенные в исковом заявлении на юридическом языке, называются предметом иска. Он наиболее важен для искового заявления и для всего гражданского дела в целом;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
Указанные обстоятельства составляют основание иска. Следует запомнить, что главной особенностью гражданского судопроизводства является то, что в нем каждая из сторон должна доказать свою правоту самостоятельно. Вам как истцу принадлежит первичная обязанность по доказыванию, поскольку вы инициируете процесс. Следовательно, необходимо обязательно указать, а затем приложить к исковому заявлению максимальное количество доказательств. Доказательства - это сведения о фактах, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В ч. 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрены следующие виды доказательств: объяснения сторон, объяснения третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, воспроизведение аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Часть 2 ст. 55 ГПК РФ содержит запрет на получение доказательства с нарушением закона (то есть любые незаконные способы: обман, угрозы, пытки, насилие, фальсификация, подлог документов и т.п.). Доказательства, полученные с нарушением закона не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в случае необходимости может со своей стороны предложить истцу представить дополнительные доказательства (п. 1 ст. 150 ГПК РФ). Непредставление же этих доказательств не препятствует дальнейшему движению дела. Необходимо иметь в виду, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Также в качестве обоснования своих требований рекомендуется ссылаться на норму права (конкретный абзац, пункт, часть, статью конкретного нормативного акта), хотя такая обязанность законом не установлена;
6) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм. У истцов не возникает проблем, когда взыскивается непосредственно денежная сумма, или имущество, подтвержденное документами, характеризующими его стоимость. Сложнее, когда имущество не оценено, не подтверждено определяющими стоимость документами.
В этом случае можно посоветовать ориентироваться на рыночную стоимость, которая существует при прочих равных обстоятельствах на данный момент. Также можно воспользоваться услугами независимых оценщиков, которые почти со стопроцентной точностью определят стоимость имущества. Когда имущество не находится во владении, соответственно невозможно определить его стоимость путем визуальной оценки. Здесь можно порекомендовать указывать приблизительную стоимость. Не указать цену иска в том случае, если он подлежит оценке, нельзя, поскольку не будет соблюден формальный признак подачи искового заявления;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны и другие данные истца, ответчика, представителя: номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
Документы, прилагаемые к исковому заявлению, определены ст. 132 ГПК РФ. К исковому заявлению прилагаются:
– его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
– доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
– документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
– текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
– доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
– расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Иск состоит из трех смысловых частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной и заключительной.
Исковое заявление судье можно подать на личном приеме или отправить его в суд по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). В течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд, судья обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ).
Госпошлина рассчитывается как сумма платежей по каждому имущественному и неимущественному требованию. Расчет госпошлины при подаче искового заявления в суд производится в соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ. Кроме того, важно знать, что в ряде случаев госпошлина не уплачивается.
5. Примеры оказанных юридических консультаций и услуг

ПРИМЕР 1 – РЕГИСТРАЦИЯ ООО
В компанию «ДД» обратились Иванель Е.А. и другие учредители для регистрации ООО. В рамках первичной консультации был согласован подробный порядок действий, сроки составления документов, даты заверения документов у нотариуса, даты подачи документов и сроки выполнения договора. Дело было передано юристу, которые в согласованные с клиентов сроки выполнил все условия договора. Необходимый пакет документов был подан в налоговую инспекцию для регистрации. В связи с небольшой технической ошибкой был получен отказ в регистрации ООО.
Учитывая, что Юридическая группа «ДД» работает ради мнения клиента, то руководитель компании Елисеев А.Ю. принял решение из собственных средств оплатить заново государственную пошлину, за свой счёт подать документы заново для регистрации ООО. Спустя некоторое время ООО Было зарегистрировано.
В связи с задержкой по срокам юристы Юридической группы "«ДД»" В качестве компенсации составили клиенту необходимый договор для осуществления деятельности в ООО. Клиент остался доволен результатом работы и бонусами предоставленными компанией. На данном этапе клиент рассматривает вариант сотрудничества по бухгалтерскому сопровождению ООО.

ПРИМЕР 2 – ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В компанию «ДД» обратился обратился Чупров А.С., который просил помочь добиться прекращения уголовного дела при наличии на его взгляд достаточных доказательств и оснований. Клиент сообщил, что следователь, который ведет его дело по каким-то причинам не желает закрывать дело и постоянно намекает на благодарность, которую наш клиент должен ему принести. В рамках юридической консультации адвокатом уголовным делам стало ясно, что не все так просто и доказательства представленные клиентом могут быть признаны не достаточными для закрытия дела. Адвокат по уголовным делам составил клиенту ходатайство о назначении Автотехнической экспертизы, которая должна была ответить на вопросы о наличии у нашего клиента технической возможности избежать столкновения.
В данной ситуации составить данное ходатайство было не просто, так как не ясно было какие вопросы стоит поставить перед экспертом. Опыт адвоката по уголовным делам и опыт Автоюриста помогли компании точно определить и перечень вопросов и формулировку вопросов. на данном этапе цена ошибки была очень высокой, но профессионализм и опыт сделали свое дело. Спустя месяц клиент позвонил и сообщил, что эксперт пришел к выводу об отсутствии технической возможности избежать наезда на пешехода, который в результате ДТП скончался.
Клиент при помощи адвоката по уголовным дела и автоюриста добился прекращения уголовного дела и заключил соглашение на представление интересов в рамках компенсации морального вреда (который должен быть возмещен вне зависимости от вины). Клиент остался доволен качеством оказанных услуг, достаточно не высокой стоимостью оказания юридической помощи и результатом по делу. В Ближайшее время клиент должен написать отзыв об оказании юридических услуг.

ПРИМЕР 3 - АВТОРСКОЕ ПРАВО
В компанию «ДД» обратился гражданин Полубояринов И.К. О высокой квалификации наших юристов он слышал от знакомых. Причиной для обращения послужило нарушение его авторских прав на научную работу. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" незаконное исполнение произведений или объектов смежных прав, либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Костин Н.А. незаконно, без разрешения нашего клиента, без ссылки на авторские научные работы Полубояринова И.К. и без выплаты авторского вознаграждения, в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, защита которой состоялась 14 ноября 2010 года, использовал материалы диссертации истца на соискание ученой степени доктора технических наук.
Защита диссертации нашего клиента состоялась 27 января 2013 года, в подтверждение этого имеются все необходимые документы, процессуальные, и заключения кафедры, а также свидетели, присутствовавшие при защите данной диссертации. После обращения в юридическую группу «ДД» Полубояринова И.К., за разрешением этого деликатного вопроса взялись наши специалисты. Претензионный порядок, к сожалению, желаемого эффекта не дал, после чего, специалисты организации обратились в суд, для защиты интересов нашего клиента.
В процессе рассмотрения дела, по ходатайству юристов компании была назначена судебная лингвистическая экспертиза, которую провели в ГОУ ВПО «Российский государственный институт интеллектуальной собственности», результаты которой были представлены на судебном заседании. Также, в ходе слушания были приведены свидетельские показания членов диссертационного совета, к делу приобщены копии стенограмм заседаний диссертационного совета. Стараниями наших юристов это сложное дело было выиграно. По решению суда с ответчика был взыскан моральный вред в размере 10 тысяч рублей, компенсированы судебные расходы на юристов, и самое главное – прекращено незаконное использование интеллектуальной собственности нашего клиента.

ПРИМЕР 4 – ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА
К юристам по взысканию долга обратился гражданин Григоренко В.Ф. с вопросом о взыскании денежных средств по договору займа. Со слов Григоренко В.Ф стало известно, что он предоставил в займы Пенину К.Б. крупную денежную сумму.
В подтверждении данного факта была предоставлена расписка в которой было указано, что Пенин К.Б. взял в долг у Григоренко В.Ф. денежную сумму в размере 150 000 руб и обязался ее возвратить в определенный срок. В последствии данное обязательство выполнено не было. Юристом по взысканию долга было составлено претензионное письмо, на которое не поступило ни кого ответа.
Юристы по взысканию долгов совместно с клиентом приняли решение о взыскании денежных средств в судебном порядке. Юристом по взысканию долга были сформулированы исковые требования, а именно: взыскать с Пенина К.Б. денежные средства предоставленные по договору займа в размере 150 000 руб., проценты за пользования чужими средствами в рзмере 667 руб., госпошлну 4 665 руб. и расходы на оказание услуг представителя 22 600 руб. Исковое заявление было подано в Красногвардейский районный суд. Ответчик в судебное заседание явился, иск не признал.
Ответчик пытался доказать, что данный договор он подписывал в состоянии алкогольного опьянения и по факту денежных средств не получал. В ходе судебного разбирательства ответчик стал представлять доказательства (свидетелей), которые подтверждали версию ответчика. Юрист по взысканию долга представил расписку, договор займа, претензионное письмо., а так же представил доказательства, которые позволили суды вынести решение в пользу нашего клиента. В результате исковые требования были полностью удовлетворены. Григоренко В.Ф. остался доволен достигнутым результатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате прохождения производственной практики были закреплены пройденные в академии теоретические знания и приобретены практические навыки по специальности «Юриспруденция».
А именно были изучены:
требования охраны труда в организации и их выполнение работниками и ответственными должностными лицами;учредительные документы организации;лицензии, разрешения на право занятия определенными видами деятельности, полученными организацией; организационная структура предприятия (организации);должностные инструкции работников юридического отдела (юриста); локальные нормативные акты организации;приказы, распоряжения, другие внутренние документы организации, затрагивающие вопросы организационной структуры, распределения должностных обязанностей и т.п. порядок согласования локальных актов предприятия;порядок заключения и согласования различных гражданско-правовых договоров; В ходе практики:
принимал участие в составлении проектов и правовой экспертизе договоров, присутствовал на переговорах, связанных с их заключением и исполнением;принимал участие в ведении претензионной работы;участвовал в подготовке материалов для предъявления иска, заявления и рассмотрения дел в судах. присутствовал в судебном заседании;принимал участие в составлении и правовой экспертизе различных документов юридического характера;изучил и собрал нормативный, информационный и практический материал для подготовки дипломной работы.

Проект

Правовой лекторий

«Международные конвенции о защите прав граждан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Лицей № 17»

1. Аннотация проекта

2. Введение (выявление проблемы для реализации проекта)

3. Цель, задачи Проекта

4. Стратегия достижения поставленных целей и задач

5. Ожидаемые результаты и их практическая значимость

6. Заключение

1. Аннотация проекта

Современное общество с реформами практически всех сфер российского общества и государства осуществляется, исходя из тезиса о высшей ценности человека, его прав и свобод, закрепленного в ст. 2 Конституции Российской Федерации . Эта установка поддержана тем, что не только

признание, соблюдение, но и защита являются обязанностью российского государства. Одним из актуальных направлений современной политической науки является поиск причин и факторов, влияющих на появление и развитие новых политических институтов и в частности политического института, который до 60-годов прошлого века существовал только в двух скандинавских странах, а затем быстро распространился практически по всей планете - институт омбудсмена

Проект предназначен для учащихся старших классов лицея №17 тех, кого интересуют вопросы становлении правового государства в РФ.

В проекте исследуются вопросы становления института омбудсмена в РФ, его структурных элементов в Костромской области и Костроме.

2. Выявление проблемы для реализации проекта


В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции. После второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днём прав человека. Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. До принятия соответствующего закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека. 10 марта 1995 года он был освобождён от занимаемой должности. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 17 апреля 1996 года и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено правом субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт омбудсмена призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти. Должность уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России, но более подробную регламентацию данный институт получил в федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в РФ», который был принят 25 декабря 1996г. Государственной Думой РФ.

Проблема, которую должен решить данный проект - способствовать расширению знаний об институте омбудсмена среди учащихся старших классов и привлечение их в активную деятельность по правовому просвещению младших школьников.


3. Цель, задачи Проекта

Целью Проекта является создание информационного правового пространства для учащихся Лицея №17, формирование у учащихся активной жизненной позиции.

Задачи Проекта

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· Создание веб - странички на школьном сайте

· Организация правового лектория для младших школьников

· Создание среди старшеклассников информационного форума

4. Стратегия достижения поставленных целей и задач

Работа по реализации программы планируется по направлениям:

· Разъяснение юридических норм права для учащихся

· Применение полученных знаний на практике

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Представленный результат

Анкетирование учащихся 10-11 классов, по вопросам знаний институтов гражданского общества и международных правовых документов по правам человека.

О 10-Б. учитель обществознания

Сентябрь 2013

Аналитическая справка

Изучение опыта правового просвещения и организации лектория в других образовательных учреждениях. по вопросу организации правового лектория.

Скворцова истории

Октябрь 2013

Апробирование опыта работы в параллели 9-х классов

Создание лекторской группы из учащихся 10-х классов

учитель истории

Октябрь 2013

Тематическое планирование круглогодичного лектория по праву

Организация круглогодичного лектория для учащихся 5-8 кл. «Международные конвенции о защите прав граждан»

Лекторская группа

Ноябрь 2013

Выступление на школьном дне науки с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

Февраль 2014

Видеоролик по теме выступления

Участие в конкурсе научно-исследовательских проектов «Шаг в будущее» с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

Февраль 2014

Буклеты с информационным материалом

Участие в городском Дне науки с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

5. Ожидаемые результаты реализации Проект

· создание информационно - электронных ресурсов с учетом возрастных особенностей

· проявление интереса к правовым нормам государства

· обобщение и распространение наработанного опыта.

· формирование у выпускников школы активной жизненной позиции, через участие в правовых олимпиадах и конкурсах.

6.Заключение

Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан нуждается в помощи и со стороны гражданского общества. Для привлечения внимания к той или иной проблеме требуется ежедневный, кропотливый труд не только специалистов - профессионалов, но и общественности и, конечно же, повышение уровня правового сознания граждан, начиная со школьного возраста, ведь именно нам в будущем и решать судьбы миллионов людей и, конечно же, степень положительности поступков будет зависеть именно от уровня правового сознания или отсутствия такого вообще.