Тема: «Межэтнические конфликты и пути их преодоления. Методическая разработка к лекционному занятию пути преодоления межнациональных конфликтов Пути предупреждения и преодоления этнических конфликтов

Вооруженные конфликты в России до сих пор развиваются по одной схеме. Хотя их возникновение обычно прогнозируется, реакция на них запаздывает.

Не выполняется одно из главных условий прекращения конфликта: общественность на получает ответа на вопрос, кто в нем виноват. Из дипломатической и политической лексики ушло понятие «агрессор». Однако анализ конфликта должен начинаться с определения именно этого действующего лица. Игнорирование фигуры агрессора, растворение ее в массе абстрактных факторов и сил фактически стимулирует его к активным действиям и делает еще более беззащитной его жертву.

Не используются все возможности как вертикального (правительство-армия-местные власти-органы внутренних дел-отдельные граждане), так и горизонтального (правительство-правительство; армия-армия; общественные движения-общественные движения) блокирования вооруженных конфликтов.

Серьезным препятствием в деле разрешения конфликтов является страх правящих кругов и общественных движений попасть в разряд «недемократичных», «нецивилизованных», «имперских», «тоталитарных» и т.д.

Анализ результатов вооруженных конфликтов позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднестровский) возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, организованные и возглавляемые национальными движениями;
  • 2. Использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключительный характер, пределы их применения важно очертить законодательно;
  • 3. С вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бороться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

Прежде чем начать поиск конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема - наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе и вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.. Для этого необходимо следующее:

  • - наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, - сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;
  • - обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью;
  • - предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях;
  • - признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджете преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий;
  • - максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный и местный уровень;
  • - проведение политики упреждения перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. в последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;
  • - демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права;
  • - координация, компромисс национальных интересов как предпосылка их реализации; ведущим принципом национальной политики должно стать управление интересами через интересы национальностей;
  • - равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, религиозных, языковых и иных потребностей, укрепление демократии и централизма.

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.:

  • 1. «Избегание» как:
    • - игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны;
    • - уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
    • - эмиграция представителей отдельных этнических групп.
  • 2. «Откладывание» - уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта;
  • 3. Переговоры - стороны сами избирают более предпочтительную процедуру, число участников переговоров необязательно равно числу втянутых в конфликт сторон;
  • 4. Третейское разбирательство - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон;
  • 5. Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника, или путем создания следственных комиссий, устанавливающих и обследующих факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.

В России до сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. Не выработаны механизмы реализации конституционных положений, обеспечивающих претворение в жизнь демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.

Объективным ходом событий Россия вовлечена в процесс разрешения межнациональных проблем в ближнем зарубежье. Важно выработать свою принципиальную позицию по защите прав человека и прав национальных меньшинств в соответствии с международными нормами, поскольку каждый шаг так же будет оказывать прямое влияние на состояние межнациональных отношений в самой Российской Федерации.

Решение этих задач возможно лишь на системной основе с использованием современного аппарата и инструментария таких дисциплин, как теория систем, теория управления и системно-информационный анализ.

Роль Госкомнаца в решении этих вопросов должна резко возрасти, тем более, что за время его существования не разработано ни одного законопроекта или нормативного акта в области национальной политики, который оказал бы на нее существенное влияние.

На сегодняшний день так же резко встает вопрос о неравенстве субъектов Российской Федерации, края и области, в отличие от республик, не обладают статусом государственных образований. Это ставит вопрос о Русской республике, что в перспективе чревато демонтажем Российской Федерации как таковой. Цивилизованной альтернативой такому варианту явилась идей «земель», не нашедшая поддержки. Поэтому решение проблемы видится в придании равного статуса всем субъектам федерации. Однако никакое многообразие и равноправие субъектов не должны ставить под сомнение целостность Российской Федерации.

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»


Тема: «Пути преодоления межнациональных конфликтов»

по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений»

Специальность: "Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело "


Ирбит
Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Тип и форма занятия

Теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

Высказывать свою точку зрения;

Аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма;

Проявление способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования, взаимодействие с соблюдением норм межнационального общения

Студент должен знать

Что такое межнациональный конфликт.

Причины появления межнациональных конфликтов.

Солидарность, толерантность.

Пути решения межнациональных конфликтов.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

Выяснить, что такое межнациональный конфликт и чем отличается от других конфликтов.

Знать нормы международных отношений.

Умения анализировать, обобщать и давать оценку событиям.

Знать тенденции в развитие современных межнациональных отношений

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия


Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовое задание, ситуационные задачи.


Список литературы

    1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г.

    2. Тишков В. Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

    3. Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243

Ход занятия


№ п/п

Этапы

Задания и рекомендации

Затраченное время

1

Организационный

Приветствие

Активизация сознания,

Положительная эмоциональная установка


5минуты

2

Сообщение темы и мотивация

Сообщение темы занятия, запись на доске, определение цели занятия, актуализация значимости темы для освоения профессии.

Тема: Пути преодоления межнациональных конфликтов

1. Формирование у студентов способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования.

2. Способность аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существо­вания наций и народностей отношения между ними были не­редко напряженными и даже трагическими. Так, русские зем­ли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей - индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходе которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности. Во время Второй мировой вой­ны в СССР были выселены с территорий, на которых они ра­нее проживали, и переселены в отдаленные места крым­ские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Юго­славии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В меж­национальных столкновениях гибнут люди, уничтожаются цен­ности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономики, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, ан­тидемократических законах и т. д.

Особенно тяжелые последствия вызывает подавление на­ции (ущемление прав людей по национальному признаку, пре­следование национальной религии, культуры, языка) или при­нижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. По на­блюдениям психологов, проявления национального насилия вы­зывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, бе­зысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего на­зываются люди другой национальности, проживающие на дан­ной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «пере­родившиеся». Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разно- ^У проявляет свою социально-политическую направленность.

ак > Движения, связанные с идеями национализма, сыграли не­маловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «сво­ей» нации.



Свое крайнее выражение политика национализма получи­ла в странах с фашистским режимом. Человеконенавистничес­кая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выли­лась в практику геноцида - истребления целых групп насе­ления по национальному признаку. Из курса истории вы знае­те, что Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского на­селения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн чело­век - почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», кото­рое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славян­ские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

Но вот вопрос: появилось ли раскаяние в содеянном у тех, кто творил преступления? Появилось ли оно у их потомков? По­думайте над этими вопросами, почитайте литературу.

По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой на­ции есть группы, которые заинтересованы в утверждении осо­бых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета дру­гих. С такими группами вы, к сожалению, хорошо знакомы. Чем кончаются их притязания, надеемся, вы также хорошо пони­маете.

В одних странах такие группы нередко определяют основ­ное направление межнациональных отношений; в других - все­гда получают решительный отпор. Подумайте и вспомните из­вестные вам примеры различного отношения к проявлениям агрессивного национализма.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этничес­ких кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поис­ ке согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном раз­витии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспе- че цие прав и свобод личности, независимо от национальной при­надлежности, есть условие свободы любого народа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Социальные общности Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Виды общностей: семья род племя классы социальная группа народности нации профессиональные общности трудовые коллективы

3 слайд

Описание слайда:

Этнос Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этнос Племя Народность Нация

4 слайд

Описание слайда:

Черты этноса Язык нации, народности Общая историческая судьба Семейно-бытовое поведение Нормы повседневного поведения Специфическая материальная и духовная культура

5 слайд

Описание слайда:

Нация Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития. Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта. Признаки нации Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

6 слайд

Описание слайда:

Национальное самосознание Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

7 слайд

Описание слайда:

Межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. Формы межнациональной дифференциации Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Религиозный фанатизм Национализм в различных формах в политике и культуре Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Формы межнациональной интеграции Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации Международные культурные и народные центры Взаимопроникновение религий и культур, ценностей Причины межнациональной интеграции Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

8 слайд

Описание слайда:

Развитие межнациональных отношений в современном мире По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.) Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами являются: Утрата прежнего высокого статуса русской нации. Рост сепаратистских тенденций на территории России. Демографические и миграционные процессы.

9 слайд

Описание слайда:

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

10 слайд

Описание слайда:

Причины межнациональных конфликтов Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей. Колониальное население. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

11 слайд

Описание слайда:

Виды межнациональных конфликтов По поводу спорных территорий. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину. Из-за произвольного изменения административных границ. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность). По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Во все времена люди конфликтовали. Многие современники отрицательно относятся к конфликтам, даже боятся их, поскольку понимают, что после рассматриваемого явления возникнут натянутые отношения между участниками процесса. Однако сам по себе естественен. Он бывает межнациональным, политическими, межличностным, то есть зависимым от того, между кем происходит спор и на каком уровне возникла борьба интересов..

Конфликт – это спор между двумя и более участниками процесса, которые не сошлись во мнениях. Стоит ли бояться конфликта? Нет, поскольку он является естественным. С тех пор как человек начинает осознавать собственные желания, стремиться удовлетворять свои потребности и желать себе лучшего, он начинает конфликтовать. Яркими примерами этого являются дети, которые начинают спорить с родителями путем непослушания и делания все наоборот, начиная с 3 лет. Уже 3-летний ребенок начинает конфликтовать за право отстоять свои желания и интересы, а не слушаться окружающих. Именно по такому принципу разворачиваются все споры.

Конфликт – это столкновение двух и более мнений, которые между собой не согласуются, противоречат либо ограничивают. Мнения эти основываются на желаниях и интересах участников процесса. Если один человек хочет, чтобы ему бесплатно предоставлялась какая-то услуга, а второй не соглашается на это, тогда возникает спор.

В зависимости от того, как участники конфликта себя ведут, что говорят, какие решения принимают и до чего доводят возникший спор, процесс прекращается тотчас же либо продолжается на последующий период времени. Войны, которые были частыми в былые времена, тоже являются конфликтом, который остался нерешенным между участниками процесса. Война – это насильственное желание взять свое, когда противоположная сторона не соглашается добровольно отдавать. Такой вид конфликта можно назвать политическим.

Независимо от того, между кем разгорается спор, природа конфликта одинакова. Все о том, как выходить из конфликтной ситуации, будет рассказано далее.

Что такое пути разрешения конфликтов?

Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни с кем-то не поспорил. Абсолютно все люди конфликтуют. Различается лишь количество подобных ситуаций. Однако абсолютно все периодически сталкиваются с необходимостью находить пути разрешения конфликтов, которые в их жизнях возникли. Что это такое? Это способы выхода из сложившейся ситуации наиболее благоприятным для себя способом.

Конфликты возникают в жизни каждого человека, что вполне естественно, поскольку у каждого индивида есть свои желания, интересы, потребности, чувства и т. д. Если действия или слова другого человека ограничивают или запрещают реализовываться потребностям и желаниям индивида, тогда он начинает сопротивляться, что также естественно. Никто не обязан жертвовать своими интересами, чтобы удовлетворялись чужие желания. И чем более категорична подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт.

Вполне нормально, что один человек не заметит, как своими словами или поступками ограничил свободу другой личности. В такой ситуации, если человек понимает некоторый вред своего действия, он может попросить прощения. Однако конфликт – это нежелание двух и более сторон уступать оппоненту, мириться с ограничениями и отсутствие желания идти на компромисс.

Поначалу люди всегда ссорятся, поскольку не желают в чем-то себя ограничивать и от чего-то отказываться. Чем более жесткой является подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт. Споры быстро разрешаются между людьми, которые понимают, что окружающие имеют право на реализацию своих интересов, поэтому следует согласовывать свои поступки с ними, чтобы им не мешать и при этом не получать сопротивления.

Однако есть люди, которые редко признают ошибочность своих действий и не желают слышать интересы и желания окружающих. В таких ситуациях конфликт не только разгорается, но и длительное время не проходит.

Конфликты вполне нормальны, поскольку поначалу люди могут не замечать, как своими желаниями заходят на территорию чужой свободы и личных интересов. Вот почему конфликтов не следует бояться. Проблема заключается в другом: как люди устраняют конфликты?

Конфликтов не следует избегать или игнорировать:

  1. В первом случае человек не сможет полностью избавить себя от споров. Можно таким образом лишь минимизировать количество конфликтов.
  2. Во втором случае игнорирование не позволяет человеку устранить ситуацию, которая может над ним нависнуть и длительное время не давать спокойно жить.

Конфликты будут возникать абсолютно у каждого человека. И здесь важно уметь их разрешать, то есть находить такие способы взаимодействия, когда люди не будут совершать деструктивные и противоправные поступки, а также сам предмет спора исчерпает себя, поскольку интересы всех сторон будут учтены и реализованы в той или иной степени.

Пути разрешения социального конфликта

Конфликт возникает тогда, когда хотя бы два человека начинают спорить по одному и тому же предмету, не сходясь во мнениях. Пути разрешения спора должны находить все участники конфликта. При этом здесь могут выделяться не только те, кто непосредственно конфликтует (участники конфронтации), но и другие лица:

  1. Свидетели – люди, которые со стороны наблюдают за конфликтом.
  2. Подстрекатели – участники, которые подталкивают главных лиц к противостоянию.
  3. Пособники – лица, которые усугубляют конфликт путем предоставления помощи, советов, технических средств.
  4. Посредники – люди, которые не являются главными оппонентами, однако вмешиваются в чужой конфликт, чтобы его разрешить, устранить.

Следует понимать, что в конфликте не все участники находятся в противоборстве. Главными участниками являются те, кто борется за предмет спора. А все остальные находятся в дружеских отношениях со всеми, просто играют ту или иную роль.

Для развития конфликта между людьми существует множество причин:

  • Их разность взглядов и интересов.
  • Отличия в религиозных взглядах.
  • Отличия на уровне денег, социального статуса, внешнего вида и пр.
  • Различие на уровне поведения.

Немногие семейные пары задумываются над вопросом, почему у них возникают ссоры. Большинство семей просто живет от ссоры к ссоре, зная лишь о проблемах, по которым они возникают в конкретный момент. Но вот почему они периодически возобновляются и партнеры не могут их разрешить, мало кто задумывается. Обычно люди просто живут, не задаваясь такими вопросами. А ведь именно ответы на них могли бы устранить те причины, которые вызывают скандалы в каждой семье.

Каковы самые распространенные причины ссор?

  1. Отрицательное отношение к любимому человеку, накопление обид, претензий, ненависти приводит к чувству ревности и недоверию.
  2. Несоответствие реальности с желаемым. Обычно люди создают семьи, ожидая удовлетворения конкретных желаний. Однако не всегда партнеры дают друг другу то, в чем они нуждаются.
  3. Потеря романтичности в отношениях. Партнеры со временем забывают о своих чувствах, о том, что такое флирт, романтика, сексуальное желание, что приводит к скуке и монотонности жизни.
  4. Ощущение, что вы делаете больше, нежели ваш партнер. Когда у мужчины и женщины различные понимания того, что они должны делать, будучи семейными людьми, а также есть неравномерное распределение усилий, это приводит к очередной ссоре между партнерами.
  5. Однообразное времяпрепровождение и неумение отдыхать. Когда ваша жизнь не насыщена различными новыми впечатлениями, вы ищете выход в том, чтобы разнообразить ее при помощи скандала с любимым человеком.

Межличностные конфликты возникают абсолютно со всеми людьми, поэтому важно знать, какими способами можно их устранить:

  • На стадии, когда конфликт только разгорается, следует сдержать свои эмоции, постараться успокоиться, чтобы далее вести беседу в более расслабленном состоянии.
  • На стадии, когда конфликт уже состоялся, следует предложить найти компромисс, то есть ситуацию, при которой интересы всех участников будут реализовываться хотя бы частично.
  • Использование сил и помощи третьего лица, если кажется, что он является более компетентным и способным увидеть причину спора и указать на ее решение.
  • Реставрация, то есть возврат участников процесса в начальные позиции, когда конфликта еще не возникло. Другими словами, люди отказываются от того блага, из-за которого разгорелся конфликт, чтобы вернутся в первоначальное положение.
  • Выжидание (или невмешательство), когда конфликт уже существует, однако участники процесса ничего не делают, чтобы его устранить. Каждый ждет, что все решится само собой.
  • Обновление, когда люди отказываются от старого и создают новое.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Во все времена возникали межнациональные конфликты, когда одна нация в чем-то не соглашалась или посягала на права и свободу другой нации. Несмотря на всю образованность и прогрессивность современного человека, межэтнические конфликты продолжают существовать. Предметом спора зачастую выступают:

  1. Различия во внешности.
  2. Отличия в религиозных направлениях.
  3. Отличия в культуре и традициях.
  4. Различия на уровне поведения в социуме.
  5. Различия на уровне восприятия мира.

Некоторые люди даже занимают позицию, что они являются лучшими из рода человеческого, нежели остальные народы. Естественно, подобная позиция превосходства человека по отношению к лицам другой национальности изначально предрекает возникновение конфликта.

Достаточно часто споры возникают в ситуациях, когда один народ попадает на территорию другого народа и пытается в нем жить. «Гости» пытаются принять привычки и традиции того государства, которое его приняло, однако на уровне межличностном все же некоторые правила могут за собой сохранять. Это будет вызывать негодование у тех, кто считается коренным жителем своей страны.

Также конфликты нередко возникают тогда, когда человек одной национальности влюбляется в представителя другой. Здесь каждая из сторон желает объединиться, а вот люди, которые окружают влюбленных, негодуют.

Чтобы разрешить конфликт на уровне межэтническом, можно прибегнуть к различным способам:

  1. Проявление терпения к различиям других народов. Данный способ является самым эффективным, однако редко кто его использует.
  2. Возврат каждого человека в свою страну, чтобы исчерпать конфликт.
  3. Игнорирование недоброжелателя, который нападает.
  4. Откладывание решения вопроса на время, когда обстоятельства немного изменятся.
  5. Переговоры с противником с целью устранения конфликта.
  6. Использование помощи посредника, который поможет сблизить интересы и взгляды конфликтующих сторон.

Политические конфликты становятся не редкостью. В былые времена они разрешались путем ведения войн. В настоящее время политические деятели стараются более мирными способами найти пути решения их несогласованности.

Политическими конфликтами называются споры между политическими деятелями в процессе решения политических вопросов. Здесь речь идет не о личных интересах каждого политика, а об интересах всей страны. Конфликты могут возникать по причине:

  • Влияния одной страны на другую.
  • Воздействия одной валюты на другую.
  • Желания одной страны владеть землями другой. И т. д.

Как могут политики урегулировать свои споры?

  1. Соглашение, где каждая из сторон уступает.
  2. Нахождение компромисса, где каждый сохраняет свои потребности и желания.
  3. Понимание позиции второй стороны, чтобы получить ее уважение и расположение.
  4. Ослабление сил противника, который после этого уже не сможет противостоять.
  5. Изменение условий, которые будут невыгодными второй стороне.
  6. Ожидание, когда сторона ждет благоприятных условий, чтобы снова решить вопрос, который не был устранен.

Итог

Конфликт – спор двух субъектов за право обладать неким благом, которое нужно обоим. Как решится конфликт, зависит полностью от участников процесса. Одни конфликты разрешаются сразу, другие могут длиться годами. Это зависит от того, как долго предмет спора будет важен для обеих сторон.