Существительные собственные и нарицательные. Что это такое и как отличить одно от другого? I Общие правила Имена собственные пишутся с большой

И. Имена собственные С большой буквы пишутся:

1. Индивидуальные имена людей, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, названия действующих лиц в сказках, баснях, драматических произведениях, клички животных, имена мифических существ: Николай Яковлевич Олейник, Леся Украинка, Нечуй-Левицкий, М, Тополь, Венера, Дед Мороз, корова Звезда.

2. Фамилии людей, употребляемые в общем смысле, если они не перешли в общие названия, то есть не утратили своего индивидуального значения: Там слава и труд и мудрость троєкрата еще родят нам Шевченко и Сократа (Рис.)o

Со строчной буквы пишутся:

1. Имена и фамилии людей, которые потеряли значение имен собственных и стали общими названиями людей и предметов: рентген (аппарат), френч (одежда), меценат, донжуан, дизель (двигатель).

2. Названия народов, племен, названия людей по национальному признаку и по месту проживания: арабы, африканцы, украинец, россиянка, киевлянин, львов яны.

3. Родовые названия мифологических существ (ангел, муза, титан); названия групп животных, даже если они происходят от индивидуальных кличек (каштан-ки), а также названия пород животных (бульдог, овчарка, пинчер).

II. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий Притяжательные прилагательные пишутся:

1. С большой буквы, если они образованы от собственных имен лиц, кличек животных, названий мифических существ при помощи суффиксов-ов (-ев),-ын (-ин): Шевченко "Завещание", Софїїні тетради, Перунов гнев.

Примечание. Такие прилагательные пишутся со строчной буквы, если выступают в составе устойчивых фразеологических соединений и научных терміиів: ахиллесова п"ята, прокрустово ложе, базедова болезнь.

2. Со строчной буквы пишутся прилагательные, образованные от собственных имен людей при помощи суффиксов-івськ, -евськ (-свськ), -инськ, -інськ (-їнськ): шевченковская лирика, бальзаківська проза.

Примечание. Если эти прилагательные входят в состав названий, имеющих значение "имени кого-то", "памяти кого-то", то они пишутся с прописной буквы: Шевченковская стипендия.

3. С большой буквы пишутся прилагательные, образованные от географических названий и входят в составленных названий: Харьковский тракторный завод, Попільнянська общеобразовательная школа № 2.

4. Со строчной буквы пишутся прилагательные, которые означают место объекта: днепровские кручи, киевские парки.

Ш. Названия государств, административно-территориальные названия 1. Все слова пишутся с большой буквы в названиях государств и автономных административно-территориальных единиц: Китайская Народная Республика, Республика Болгария, Социалистическая Республика Вьетнам, Франция.

2. В названиях групп, объединений или союзов государств с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых наименований: Закавказские республики, Волконские страны, Организация Об "объединенных Наций.

3. В названиях автономных областей и округов, а также краев, областей, районов с большой буквы пишется только первое слово: - Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Черниговская область, Шевченковский район м. Киева, Сквирский район.

IV. Название учреждений, организаций, предприятий, партий, творческих союзов и коллективов

1. С большой буквы пишется каждое слово в названиях высших государственных органов: Верховная Рада Украины. По этому правилу пишутся также названия высших государственных органов других стран: Сейм Польской Республики.

2. Только первое слово и имена собственные пишутся с большой буквы в таких сложных названиях:

а) центральных учреждений и организаций, министерств, их главных управлений: Национальный банк Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Главное пассажирское управление Министерства транспорта Украины;

б) учреждений местного значения: Черниговская городская администрация, Винницкий областной совет профсоюзов, Бородянский отдел образования Киевской области;

в) академий, высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, музеев, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, в других названиях учреждений культурно-бытового назначения: Национальная академия наук Украины, Киевский международный университет гражданской авиации, Львовский краеведческий музей, Дворец спорта, Центральный парк культуры и отдыха г. Киев, Дворец культуры "Украина", Киевский дом мод;

г) предприятий, учреждений, культурных и образовательных учреждений: Центральная научная библиотека НАН Украины имени. И. Вернадского, Киевский театр оперетты, Киевское производственное объеденение "Каштан";

Примечание. Названия частей, отделов, секторов, других подразделений учреждений, организаций пишутся со строчной буквы: отдел методики начального обучения, планово-экономический отдел Киевской міськдержадміністрацїі.

г) партий, международных и зарубежных центральных профессиональных и общественных организаций: Партия демократического возрождения, Международная организация труда, Всемирная федерация демократической молодежи.

По этому правилу пишутся названия путей, железных дорог, каналов: Одесская автострада, Юго-Западная железная дорога.

Распространяется оно и на написания названий архитектурных памятников, храмов: Золотые ворота, Софийский собор, Киево-Печерский заповедник, Петропавловская крепость.

V. Названия исторических эпох и событий, знаменательных дат

С большой буквы пишется:

а) первое слово и все собственные имена в названиях исторических эпох и событий, знаменательных дат: Великая Отечественная война, Полтавская битва, Парижская коммуна, День космонавтики, но: День Победы;

б) названия религиозных праздников и постов: Благовещение, Пасха, Ивана Купала, Петра и Павла, Покрова, Рождество, Теплого Алексея, Филипповка, Петровка, Великий пост.

Примечание. Названия исторических событий, эпох, войн, геологических периодов, которые стали нарицательными, пишутся с м а л о й буквы: гражданская война, средние века, палеозойская эра.

VI. Названия должностей, званий, титулов С большой буквы пишутся названия высших правительственных должностей: Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Генеральный прокурор Украины.

Со строчной буквы пишутся:

а) названия других должностей, званий, ученых степеней: президент, декан, ректор, академик, народный артист Украины, доцент кафедры педагогики, кандидат наук, ректор Киевского инженерно-строительного института;

б) названия высших государственных должностей в зарубежных странах: президент США премьер-министр Великобритании. В официальных документах такие слова пишутся с большой буквы;

в) названия титулов, рангов, чинов: граф, император, князь, король, принц, шах, барон Мюнхгаузен, турецкий шах.

VII. Названия конференций, конгрессов, важнейших документов, памятников старины, произведений искусства 1.3 большой буквы пишется первое слово и собственные имена в названиях конференций, конгрессов, важнейших документов государственных учреждений, памятников старины, произведений искусства: Пражская конференция, Устав ООН, Государственный бюджет Украины, Дев "пятая симфония Бетховена, Конгресс демократических сил Украины.

Примечание. В названиях съездов слово съезд пишется с малой буквы, а порядковый номер съезда, если его записывают словам, с в е л и к о й: Второй съезд народных депутатов Украины.

2. В названиях художественных произведений, научных трудов, газет, журналов, исторических памятников, кинофильмов, спектаклей первое слово надо писать с большой буквы и все название в кавычки: произведение Пантелеймона Кулиша " Черная рада", газета "Вечерний Киев", памятка периода Киевской Руси "Слово о полку Игореве".

Это правило распространяется и на правописание названий изделий, продуктов и т. п: торт "Киевский" хлеб "Украинский" конфеты "Вечерний Киев", сигареты "Космос".

Имя существительное - одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.

Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.

Вконтакте

Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное - подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).

Собственные

К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

Вот типичные примеры:

Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.

Нарицательные

В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:

  • Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
  • Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
  • Животное, насекомое, птица;
  • Писатель, поэт, врач, учитель.

Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных , например:

Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным .

  1. Какие вы знаете клички собак?
  2. Твои любимые имена девочек?
  3. Как могут звать корову?
  4. Как называются деревни, в которых ты побывал?

Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!».

Правила правописания

В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.

Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.

Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре - легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».

В некоторых языках капитализация - использование заглавной буквы - в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.

Когда собственные имена становятся нарицательными

В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными . Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил - это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.

Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.

Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» - пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.

Имена собственные становятся нарицательными довольно часто . Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку - «Друг».

Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика - из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.

Отличать имена собственные от нарицательных очень важно . Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.

Дата проведения: 03.03.2016г.

СОШ №34, г.Бийск

Учитель начальных классов Кузнецова И.Б.

Тема:

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Цель урока:

Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах.

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Предполагаемые результаты:

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося.

2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Дети проводят обобщение частных понятий «имен собственных». На практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях.

Оборудование:

    проектор

    доска

    иллюстративный материал

    книги, задания для групп, карта

    символы для оценки

Учитель

Учащиеся

Формируемые УУД

Организационный момент

а.Приветствие.

Добрый день гости и ребята.

На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко.

У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.

б.Подготовка руки к письму.

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Внимание, ребята!

Приготовьте ваши ручки!

Разомните пальчики!

«Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

Дети приветствуют гостей.

На доску вывешивается солнышко.

Дети делают разминку для рук.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: самоконтроль.

Минутка чистописания.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки. (ручка)

Открываем тетради, записываем число. (Какое сегодня число?)

Волшебная ручка покажет нам красиво и правильно написать букву

Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Ш”).

Для шипенья хороша

В алфавите буква...

Буква рассыпалась, но остались элементы, назвать элементы буквы “Ш”. Давайте попробуем собрать букву.

Какие правила связаны с “Ш”? (придумай слова на это правило). ЖИ – ШИ.

Запишем букву Ш (комментированное письмо).

В какую букву превратится Ш, лишь элемент в средине не напишешь? (И) , рассматривание элементов.

Самостоятельно себе диктуем под счет пишем букву «И».

Дети разгадывают загадку.

Дети записывают число в тетради.

1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.

Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую наклейку и оценивают работу.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий, участие в учебном диалоге.

Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна.

Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел?

Тогда разгадайте ребус

Запишите это слово в тетради. Шарик, шарик.

Кто хочет написать это слово на доске?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

- Что обозначает слово Шарик? шарик?

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака).

Для чего нужна прописная (заглавная) буква? (фамилия, имена, клички, географические названия).

Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

Дети разгадывают ребус

Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.

Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика.

Познавательные: анализ и обобщение материала.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения, выражать свои мысли, сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

Москва, цветок, Матросова, Бия, город, Барнаул, море, Марина, Пушок, Звездочка.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последние слово?

Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

Дети выполняют необходимые движения.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Правило, использовать слово в речи и проверить.

Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Поиск решения проблемы.

Работа в группах (парах).

    Написание географических названий.

Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

Названия городов, рек, морей пишутся с………..

Вывешиваем табличку ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

    Написание имен и фамилий.

Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

Имена и фамилии пишутся с………………..

Вывешиваем табличку ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА

    Написание кличек животных.

Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок – Пушок.

Все клички до одной

Пишем с буквы…………………

Вывешиваем табличку КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

Как можно по-другому назвать все эти слова? (имена собственные).

Составляется до конца схема-кластер.

    Клички животных -

    Географические названия – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

    Имена, фамилия, отчества людей -

Вывод: К именам собственным относятся - фамилии, имена, отчества, географические названия, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы!!!

Дети работают в малых группах.

Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Личностные: следование в поведении этическим требованиям.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.

Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.

Обобщение знаний.

Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Дети читают вопрос, приводят примеры.

Дети читают предположения и определяют, что было определено, верно.

Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий.

Физкультминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется, два» (изображение фигур-букв).

Применение знаний на практике.

Работа с проектором.

Выполнение практических заданий.

Выписать из текста все имена собственные.

Читаем 1, 2, 3, 4 предложение, выписываем.

Проверка в парах, оценивание – смайл.

Сравнивание с доской.

Покажите сколько у нас получилось смайликов с улыбкой.

Урок наш заканчивается давайте подведем итоги:

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор основания для отбора объектов.

Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

Рефлексия. Итог урока.

Завершите фразы.

Сегодня на уроке:

    Я узнал…

    Я понял…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.

Давайте теперь оценим своё настроение в конце урока.

при помощи изображения солнышка.

У вас на столе солнышки:

Желтое, улыбается – все понял, все знаю, хорошее настроение.

С облачком - маленько грустно, не все понял.

Поместим наши солнышки к большому и посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Дети помещают солнышко на доске и садятся на место.

Ну вот мы с радостным настроением уходим отдыхать на переменку. Урок окончен. Спасибо.

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность

Помещают солнышки на доске.

Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

    О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.

    «Физкультминутка! 100 стишат для малышат» Елена Субботина, под ред.: Бахметова Ю., Издательство: Феникс, 2015 г. серия: Мир вашего ребенка.

4. Л. Пчелина «Русский язык: Нестандартные уроки в начальной школе», Издательство: Учитель, 2004 г.


Имена нарицательные

В русском языке по значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные .

Слово «нарицательное » образовался от старославянского слова и означает «говорить ».

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Имена собственные

Слово «собственный » также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее ».

Имя собственное - это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.

Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова.

Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.

Имена собственные таким свойством не обладают.

К именам собственным относятся:

Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.

Географические названия

Названия газет, журналов.

Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.

Задания для закрепления

А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных.

Рассмотрим картинки. Назовём предметы. Определим, собственное или нарицательное существительное.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.

Проверим, что получилось.

Москва - собственное - название города.

Трава - нарицательное.

Айболит - собственное - имя сказочного персонажа.

Дом - нарицательное.

Дон - собственное - название реки.

Пушкин - собственное - фамилия поэта.

Прочитаем слова. Чем они различаются?

Скворцов, скворцов.

Рыбаков, рыбаков.

Арбузов, арбузов.

Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова.

Лёва …… делал домик для ……

Андрюша …… любил слушать рассказы ……

Толя …… привёз много ……

Проверим.

Первые слова - это имена собственные - фамилии - пишутся с заглавной буквы - Скворцов, Рыбаков, Арбузов.

Вторые слова - это нарицательные имена существительные.

Лёва Скворцов делал домик для скворцов.

Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.

Толя Арбузов привёз много арбузов.

Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор.

Нашего кота зовут (Р,р)ыжик.

Папа привёз из леса душистые (Р,р)ыжики.

Около нашей деревни течёт река (Б,б)елая.

На ученице надета (Б,б)елая блузка.

Летом мы поедем на (Ч,ч)ёрное море.

Мама купила (Ч,Ч)ёрное платье.

Проверим правильность выполнения задания.

Нашего кота зовут Рыжик.

Рыжик напишем с заглавной буквы - это кличка животного - собственное существительное.

Папа привёз из леса душистые рыжики.

Рыжики - напишем со строчной буквы - название грибов - нарицательное существительное.

Около нашей деревни течёт река Белая.

Белая - напишем с заглавной буквы - название реки - собственное существительное.

На ученице надета белая блузка.

Белая - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.

Летом мы поедем на Чёрное море.

Чёрное - напишем с заглавной буквы - название моря - собственное существительное.

Мама купила чёрное платье.

Чёрное - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Один из античных мифов рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение.

На этом уроке мы узнали, что существительные могут быть собственными и нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Mysait1.ucoz.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 103 С.82, 111 С. 83.
  • Разделите слова на две колонки: собственные и нарицательные имена существительные.

Байкал, балкон, Балканы, белка, Белкин, белок, Белов, булка, Булкина.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. При этом используй не менее 5-ти имён собственных. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: соб. (собственное) или нар. (нарицательное).

Рис. 11. Дети в лесу ()

Еще со школьной скамьи все усвоили простое правило, что слово, начинающее предложение, всегда пишется с большой буквы. Но не только в этом случае использование прописных букв становится уместным.

Есть и другие случаи, в которых необходимо писать слово с большой буквы.

1. Безусловно, каждое новое предложение следует начинать с прописной (заглавной) буквы , но есть и некоторые исключения.

Примечание 1. В поэтических произведениях каждый стих начинается с большой буквы, независимо от того знака препинания, которым закончилась предыдущая строка:

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит! (Д. Хармс, «Удивительная кошка»)

Примечание 2. Если в предложении используется многоточие, указывающее на прерывистость в речи, то после него следует писать слова с маленькой буквы:

  • А у меня на этой неделе… того…. сын помер. (А. Чехов)

Примечание 3. Прописная буква не используется и в том случае, если после прямой речи, заканчивающейся любым знаком препинания, кроме точки, следуют слова автора:

  • — Тихо! Не кричи! – сказал он мне.
  • — Мейстер Крессен, к нам пришли, - произнес Пилос мягко, словно не желая вторгаться в мрачные думы старика. (Джордж Мартин, «Битва королей»)

2. Если в начале предложения стоит восклицание или междометие с восклицательным знаком, то после них предложение пишется с большой буквы.

Однако, если междометие с восклицательным знаком употреблено в середине предложения, тогда следующее за ним слово пишется со строчной буквы. Например:

  • Ах! Какая славная нынче погода!
  • Я хотела передвинуть вазу, а она ах! и упала!

3. После двоеточия следует заглавная буква только в тех случаях, если:

Задумавшись на минуту, брат ответил: «Нет»;

Примечание. Однако если цитата вводится в предложение как его продолжение, в таком случае она начинается со строчной буквы.

4. С заглавной буквы всегда пишутся все имена собственные , включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и т.д. также с большой буквы пишутся абсолютно все названия произведений, периодических изданий, передач, предприятий, магазинов, клубов, заведений разного рода и т.д. Однако, в отличие от первой группы имен собственных, вторые названия всегда заключаются в кавычки. Например:

  • Леонид Петрович, Никитина, Новосибирск, Обь, Плановый поселок, Шарик (кличка собаки), Плакса (прозвище человека), Мурка, Российская Федерация, Байкал, Телецкое озеро, республика Алтай, Альпы, Америка и т.д.;
  • газета «Труд», клуб «Отдых», передача «Пока все дома», фильм «Начало», картина «Девочка с персиками», магазин «Пятерочка», кафе «Райский сад» и т.д.

Примечание 1. Имена людей, ранее бывшие индивидуальными, но в данном контексте употребляемые с оттенком презрения в качестве родового понятия, пишутся с маленькой буквы, например: иуды современного мира.

Примечание 2. Названия предметов или явлений, которые произошли от имен собственных, пишутся со строчной буквы.

Примечание 3. Титулы, звания, должности, — все это пишется с маленькой буквы: академик Королев, генерал Иванов, граф Нулин.

Примечание 4. Однако наименования высших почетных должностей пишутся с заглавных букв: Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.

5. С большой буквы пишутся следующие группы имен прилагательных:

а) Являющиеся именами притяжательными и обозначающие принадлежность конкретной вещи конкретному лицу:

  • Ванина сумка, Далев словарь.

б) Равные по смыслу выражению «памяти такого-то», «в честь такого-то», «имени такого-то»:

  • Пушкинские чтения.

Примечание 1. Со строчной буквы пишутся:

а) притяжательные прилагательные, не имеющее полноценного значения принадлежности:

  • лермонтовский стиль, суворовская тактика, рентгеновский кабинет и т.д.

б) притяжательные прилагательные, обозначающие полноценную принадлежность. Но имеющие в своем составе суффиксы «-овск-», «-евск-», «-инск-»:

  • толстовская усадьба, тургеневские «Отцы и дети» и т.д.

Примечание 2. Наречия, образованные от имен собственных людей, всегда пишутся с большой буквы.

6. С большой буквы пишутся прилагательные, входящие в состав индивидуальных названий географических объектов , в следующих случаях:

а) Если они входят в состав сложных географических наименований: Новосибирская область;

б) Если они присоединяются к имени человека в качестве прозвища: Дмитрий Донской, Александр Невский.

7. Название исторических эпох и периодов, событий и явлений, документов и бумаг, произведений искусства и иных материальных памятников культуры пишутся с большой буквы.

Сюда относятся следующие группы:

а) Существительные, ставшие именами собственными: Октябрь, Возрождение, Ренессанс, Депрессия,

б) Сочетания имени прилагательного с существительным: Петрова реформа, Николаев указ, Версальский мир, Лаврентьевская летопись.

в) Любые иные сочетания имен существительных и прилагательных.

8. С заглавной буквы пишутся названия государственных праздников и знаменательных дат. Однако, названия религиозных праздников и постов всех религий пишутся со строчной буквы.

9. Все слова в названиях верховных организаций и учреждений СССР пишутся с большой буквы , кроме служебных слов и слова «партия». Например:

  • Коммунистическая партия Советского Союза.
  • Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
  • Президиум ЦК КПСС.
  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.
  • Верховный Совет СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Совет Союза.
  • Совет Национальностей.
  • Совет Министров СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Верховный Суд СССР.
  • Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов.

Примечание. С заглавной буквы также пишутся все слова в названиях международных организаций: Всемирный Совет Мира, Организация Объединенных Наций и т.д.

10. В названиях министерств и главных государственных аппаратов управления с большой буквы пишутся только первое слово и входящие в их состав имена собственные. Это же правило касается и культурных организаций крупного масштаба:

  • Министерство иностранных дел.
  • Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике.
  • Академия наук СССР.
  • Главное издательское управление Министерства культуры СССР. В полных официальных названиях советских учреждений местного значения, высших учебных заведений, зрелищных предприятий, промышленных и торговых организаций и т. п. с заглавной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, например:
  • Совет депутатов трудящихся.
  • Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.
  • Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
  • Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
  • Русский народный хор имени Пятницкого.

Эти же правила касаются и названий зарубежных организаций и объединений подобного значения и масштаба.

11. Официальные названия партий пишутся с большой буквы в том случае, если не начинаются на слово «партия»:

12. В особенном стилистическом контексте, в агитационных призывах и текстах , в текстах с патриотическим содержанием такие слова как «родина», «человек», «свобода», «совесть», «равенство», «братство» и т.д. могут писаться с прописной буквы.