Право периода абсолютной монархии во франции. Абсолютная монархия во Франции


Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Франции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVI1I вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к складыванию общенационального рынка. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привилегии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто такие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.)

Господствующее положение во французском обществе занимали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королевской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились выходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством - дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.
Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.
Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха /Иgt;урбона лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людовика XIV(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.
Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально- экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.
В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных финансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, королевская власть подчинила себе и католическую церковь во Франции.
С укреплением абсолютизма необходимость в сословнопредставительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, 142
предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).
Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.
Центральные органы государственного управления представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря- по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.
Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет- высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.
Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.
Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д’Аржансон, занимавший должность контролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, постав-

ленных во главе провинций, зависит счастье или несчастье этих провинций».
Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков.
Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.

Францу́зский абсолюти́зм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты, а дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом смертной казни. Такие меры располагали народ в пользу кардинала Ришельё, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными.

    Религиозная политика Ришельё

    Строя государство нового времени на развалинах старого средневекового здания сословной монархии, Ришельё заботился больше всего о сосредоточении всего управления в столице. Он учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел. В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру. Старые законы и обычаи его нисколько не стесняли; вообще, он пользовался своей властью с величайшим произволом. Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения.

    Ришельё хотел подчинить государству даже литературу и создал Французскую академию , которая должна была направлять поэзию и критику по желательной для правительства дороге.

    Фронда

    В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература , также принявшая чисто придворный характер. И раньше во Франции существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII века главным, и даже почти единственным, меценатом стал сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственные пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук), но требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений.

    Министры Людовика XIV

    Внутренняя политика Людовика XIV

    Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения, которое временами очень бедствовало, особенно во вторую половину царствования, когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Король хотел, чтобы все министры были простыми его приказчиками, и отдавал предпочтение льстецам перед сколько-нибудь независимыми советниками. Кольбер впал у него в немилость, как и Вобан, осмелившийся заговорить о бедственном положении народа. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров, Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Идя по стопам Ришельё и Мазарини , он уничтожил в некоторых областях провинциальные штаты и отменил остатки самоуправления в городах; все местные дела решались теперь в столице или же королевскими чиновниками, действовавшими по инструкциям и под контролем правительства. Провинции управлялись интендантами , которых в XVIII веке часто сравнивали с персидскими сатрапами или турецкими пашами . Интендант занимался всем и вмешивался во все: в его ведении находились полиция и суд, набор войска и взимание налогов, земледелие и промышленность с торговлей, учебные заведения и религиозные дела гугенотов и евреев . В управлении страной все подводилось под одну мерку, но лишь настолько, насколько это нужно было для усиления центрального правительства; во всем остальном в провинциальном быту царствовало унаследованное от эпохи феодального раздробления чисто хаотическое разнообразие устарелых законов и привилегий, нередко стеснявших развитие народной жизни.

    Обращено было внимание и на благоустройство. Полиция получила обширные права. Её ведению подлежали книжная цензура , наблюдение за протестантами и т. п.; во многих случаях она заступала место правильного суда. В это время появились во Франции так называемые lettres de cachet - бланковые приказы о заключении в тюрьму, за королевской подписью и с пробелом для вписания того или другого имени.

    Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и расширяя их по отношению к нации, Людовик XIV поссорился с папой (Иннокентием XI) из-за назначения на епископские должности и собрал в Париже национальный собор (1682), на котором Боссюэт провёл четыре положения о вольностях галликанской церкви (папа не имеет власти в светских делах; вселенский собор выше папы; у французской церкви есть свои законы; папские постановления в делах веры получают силу лишь с одобрения церкви). Галликанство ставило французское духовенство в довольно независимое положение по отношению к папе, но зато усиливало власть над духовенством самого короля.

    В следующие годы французской дипломатии удалось отвлечь Швецию от тройственного союза и совершенно перетянуть на свою сторону английского короля Карла II . Тогда Людовик XIV начал вторую свою войну ( -1679 годы), совершив вторжение в Голландию с большой армией и имея под своим начальством Тюренна и Конде. Французское войско искусно обогнуло голландские крепости и чуть не взяло Амстердам . Голландцы прорвали плотины и затопили низменные части страны; их корабли нанесли поражение соединённому англо-французскому флоту.

    На помощь к Голландии поспешил курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм , опасаясь за свои прирейнские владения и за судьбу протестантизма в Германии. Фридрих-Вильгельм склонил к войне с Францией и императора Леопольда I ; позже к противникам Людовика XIV присоединились Испания и вся империя.

    Главным театром войны сделались области по среднему течению Рейна, где французы варварски опустошили Пфальц . В скором времени Англия оставила своего союзника: парламент принудил короля и министерство прекратить войну. Людовик XIV побудил шведов напасть из Померании на Бранденбург , но они были разбиты при Фербеллине . Война окончилась нимвегенским миром (1679 год). Голландии были возвращены все сделанные французами завоевания; Людовик XIV получил вознаграждение от Испании, отдавшей ему Франш-Конте и несколько пограничных городов в Бельгии.

    Король был теперь на верху могущества и славы. Пользуясь полным разложением Германии, он самовластно стал присоединять к французской территории пограничные местности, которые на разных основаниях признавал своими. Были даже учреждены особые присоединительные палаты (chambres des réunions) для исследования вопроса о правах Франции на те или другие местности, принадлежавшие Германии или Испании (Люксембург). Между прочим, среди глубокого мира Людовик ΧΙV произвольно занял имперский город Страсбург и присоединил его к своим владениям (1681 год).

    Безнаказанности таких захватов как нельзя более благоприятствовало тогдашнее положение империи. Бессилие Испании и Австрии перед Людовиком XIV выразилось далее в формальном договоре, заключённом ими с Францией в Регенсбурге (): он устанавливал перемирие на двадцать лет и признавал за Францией все сделанные ею захваты, лишь бы не производилось новых.

    Людовик XV

    Внутренняя политика Людовика XV ознаменована уничтожением во Франции ордена иезуитов , во время министерства Шуазеля . Конец царствования был наполнен борьбой с парламентами. Людовик XIV держал парламенты в полной покорности, но, начиная с регентства герцога Орлеанского, они стали опять действовать независимо и даже вступать в споры с правительством и критиковать его действия. В сущности эти учреждения были ярыми защитниками старины и врагами новых идей, доказав это сожжением многих литературных произведений XVIII века ; но независимость и смелость парламентов по отношению к правительству делали их весьма популярными в нации. Только в начале семидесятых годов правительство в борьбе с парламентами пошло на самую крайнюю меру, но выбрало очень неудачный повод.

    Один из провинциальных парламентов возбудил дело по обвинению в разных беззакониях местного губернатора (герцога д’Эгийона), бывшего пэром Франции и потому подсудного лишь парижскому парламенту. Обвиняемый пользовался расположением двора; король велел прекратить дело, но столичный парламент, сторону которого приняли и все провинциальные, объявил такое распоряжение противным законам, признав вместе с тем невозможным отправлять правосудие, если суды будут лишены свободы. Канцлер Мопу сослал непокорных судей и заменил парламенты новыми судами, получившими кличку «парламентов Мопу». Общественное раздражение было так сильно, что когда Людовик XV умер, его внук и преемник Людовик XVI поспешил восстановить старые парламенты.

    Людовик XVI

    По природе человек благожелательный, новый король не прочь был посвятить свои силы служению родине, но совсем был лишён силы воли и привычки к труду. Вскоре по вступлении на престол он сделал министром финансов (генеральным контролёром) очень известного физиократа , одного из видных деятелей просветительной литературы и замечательного администратора Тюрго , который принёс с собой на министерский пост широкие реформаторские планы в духе просвещённого абсолютизма . Он не хотел ни малейшего умаления королевской власти и с этой точки зрения не одобрял восстановления парламентов, тем более, что с их стороны ожидал только помехи своему делу. В отличие от других деятелей эпохи просвещённого абсолютизма, Тюрго был противником централизации и создал целый план сельского, городского и провинциального самоуправления, основанного на бессословном и выборном начале. Этим Тюрго хотел улучшить управление местными делами, заинтересовав в них общество, и вместе с тем содействовать развитию общественного духа.

    Как представитель философии XVIII века , Тюрго был противником сословных привилегий; он хотел привлечь дворянство и духовенство к платежу налогов и даже отменить все феодальные права. Он задумал также уничтожить цехи и разные стеснения торговли (монополии, внутренние таможни). Наконец, он мечтал о возвращении равноправности протестантам и о развитии народного образования. Министр-реформатор вооружил против себя всех защитников старины, начиная с королевы Марии-Антуанетты и двора, которые были недовольны введённой им экономией. Против него были и духовенство , и дворянство , и откупщики налогов, и хлебные барышники, и парламенты; последние стали противиться его реформам и этим вызвали его на борьбу. Против ненавистного министра разными нелепыми слухами раздражали народ и этим возбуждали беспорядки, которые пришлось усмирять вооружённой силой. После двух неполных лет управления делами ( -) Тюрго получил отставку, а то немногое, что он успел сделать, было отменено.

    После этого правительство Людовика XVI подчинилось направлению, господствовавшему в среде привилегированных классов, хотя необходимость реформ и сила общественного мнения давали себя постоянно чувствовать, и некоторые преемники Тюрго делали новые попытки преобразований; им не доставало только широкого ума этого министра и его искренности, в их преобразовательных планах не было ни оригинальности, ни цельности, ни смелой последовательности Тюрго.

    Самым выдающимся из новых министров был Неккер , искусный финансист, дороживший популярностью, но лишённый широких взглядов и твёрдости характера. За четыре года своего первого министерства ( -) он осуществил кое-какие намерения Тюрго, но сильно урезанные и искажённые, например ввёл в двух областях провинциальное самоуправление, но без городского и сельского, притом с сословным характером и с меньшими правами, чем предполагал Тюрго (см. Провинциальные собрания). Неккер был удалён за то, что опубликовал государственный бюджет, не скрыв громадных расходов двора. В это время Франция ещё более ухудшила свои финансы вмешательством в войну североамериканских колоний за свободу от Англии .

    С другой стороны, участие Франции в основании новой республики, только усилило стремление французов к политической свободе. При преемниках Неккера правительство снова возвращалось к мысли о финансовых и административных реформах и, желая иметь поддержку нации, дважды созывало собрание нотаблей , то есть представителей всех трёх сословий по королевскому выбору. Даже таким образом составленные собрания резко критиковали неумелое ведение дел министрами. Снова поднялись и парламенты, не желавшие никаких реформ, но протестовавшие против произвола правительства, располагая в свою пользу, с одной стороны, привилегированных, а с другой - и остальную нацию. Правительство вступило с ними в борьбу и снова решило заменить их новыми судами, но потом опять их восстановило. В это время (1787) в обществе заговорили о необходимости созыва генеральных штатов; вторично призванный к власти Неккер не хотел принять на себя заведование финансами иначе как под условием созыва сословного представительства. Людовик XVI вынужден был согласиться.

    Собрание в 1789 году государственных чинов было началом великой французской революции 1795 году страна перешла к правильному государственному устройству, но так называемая конституция III года удержалась недолго: она была низвергнута в 1799 году генералом Наполеоном Бонапартом, эпоха которого и открывает собой во Франции историю XIX века . В эпоху революции Франция завоевала Бельгию , левый берег Рейна и Савойю и начала республиканскую пропаганду в соседних странах. Революционные войны были лишь началом войн консульства и империи, наполняющих собой первые 15 лет XIX века.

    Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.

    Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, кото-рый усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавля-ла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероис-поведания и богослужения в городах (кроме Парижа).

    С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

    Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Го-сударство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрокра-тического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по госу-дарственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что подат-ные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).

    ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!

    К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».


    Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов сталотретье сословие.

    При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

    Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет вБольшой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов.В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

    Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

    На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

    Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

    При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

    Европа XVII в. продемонстрировала развитие двух эффективных форм власти - абсолютной монархии, на блестящем примере Франции Бурбонов, и конституционной монархии, как в Англии Стюартов. Контрастирующее развитие этих стран и будет предметом обсуждения в этой главе. Контраст между ними действительно радикален. Различные по политике и религии, две страны двигались в противоположных направлениях. Во Франции, где в XVI в. короли династии Валуа потеряли контроль над страной во время Религиозных войн, величественная и мощная чета королей и министров XVII в. - Генрих IV, Ришелье, Мазарини, Кольбер и Людовик XIV- построили королевскую власть невыразимых высот. В Англии, где в XVI в. Тюдоры достигли огромного успеха и власти, их наследники Стюарты дважды свергались с трона во время революций 1640 и 1688 гг. Представительские институты атрофировались во Франции, в то время как английский парламент добился полной власти. Что касается религии, то Франция отказалась от политики толерантности, введенной Генрихом IV по Нантскому эдикту, в пользу единой национальной католической церкви, в то время как Англия отказалась от идеи Елизаветы I о главенстве единой церкви в пользу терпимости к различной вере. В 1648 г. Людовик XIV вновь обратился к Нантскому эдикту; в 1689 г. английский парламент принимает Акт о веротерпимости. Что вызвало такое развитие?

    Франция и Англия были удивительно схожи в политическом и религиозном плане и столь же различны в экономическом. Исключая чисто местные специализации - вино во Франции и уголь в Англии, - обе страны производили практически одинаковый набор продуктов. Обе ввели меркантилизм, стремись к самообеспеченности за счет поддержки внутреннего агрокомплекса и промышленности, параллельно развивая необходимый баланс в торговле с другими странами. Англичане и французы соревновались за одни и те же продукты в одних и тех же частях света. В Индии они конкурировали за хлопок, в Западной Африке - за рабов, в Северной Атлантике - за рыбу, в Северной Америке - за рыбу и шкуры оленей. В Западной Индии они соревновались за сахарные плантации на островах и даже поделили маленький остров Святого Христофора на французскую и английскую зоны. Это противостояние было острым. Мы должны помнить, что два общества разделяли равные базовые характеристики, которые отличали их от соседей, особенно к востоку от Рейна. В отличие от немцев, итальянцев, поляков, турок и русских англичане и французы уже достигли национальной суверенности. Относительно однородный лингвистический, культурный и религиозный опыт привел к политическому единству и духу объединения в обеих странах. Национальное самосознание не есть лекарство от всех проблем в политике, как нам продемонстрировала недавняя история, но оно помогло французам и англичанам выработать более прочную корпоративную энергию, как никакой другой стране XVII в. Также, в основном в Англии, общество старалось протянуть мостик между привилегированными и низшими классами. Аграрные магнаты, подобные тем, что контролировали Восточную Европу, были менее сильны в Англии и Франции, где городские капиталисты имели большие богатства и централизованные институты, чтобы предотвратить локальную автономию и партикуляризм. Два атлантических соперника могут похвастаться наличием огромного количества собственности, высоким уровнем образования и культуры по сравнению с другими странами, исключая Голландию. И они обогнали Голландию в политической власти.

    Для большинства исследователей Франция выглядит более впечатляющей империей, чем Англия. Именно Франция сменила Италию с концом эпохи Возрождения на пути формирования цивилизованности. На языке этой страны говорили, их книги читали, их вкусы копировали в любом хорошо образованном обществе. XVII век был также французской ареной в плане межнациональной политики. Имея наибольшее население, огромную армию, Франция не просто сменила Испанию как наиболее опасную властную структуру. Из-за блестящего успеха Франции превалирующим трендом Европы был абсолютизм, а не конституционализм. Стиль монархии Бурбонов был применим в обществе не столько германскими и итальянскими князьями, но и ведущими правителями тех лет: испанскими и австрийскими Габсбургами, императорскими выборщиками, Гогенцоллернами из Бранденбурга и - что самое интересное - Стюартами из Англии.

    На протяжении лет между окончанием французских Религиозных войн в 1598 г. и установлением полного контроля Людовиком XIV в 1661 г. Франция триумфально возвращала себе политическую силу. Дома она восстановила свою правительственную систему. За границей она подавила Габсбургов в Германии и Испании и заняла лидирующие позиции в Европе. Это не кажется столь волшебным, если учесть имеющиеся в распоряжении Франции ресурсы: огромное население (около 16 миллионов человек в 1600 г.), гибкая экономика и наследие в виде сильного правительства и мощной армии. Но ее проблемы на протяжении Религиозных войн XVI в. казались почти непреодолимыми. Противостояние гугенотов и католиков, аристократии и короны, Парижа и провинций практически разделило страну на автономные части, как это было в Священной Римской империи. То, что французы не только оправились от своих гражданских войн, но и развили более цивилизованное общество, чем они имели до этого, было огромной заслугой трех крупных фигур в истории этой страны - короля Генриха IV, кардинала Ришелье и кардинала Мазарини.

    Очень разные по тактике и по характеру, первый король династии Бурбонов и два кардинала преследовали одинаковые цели: преодолеть локальное разделение, усилить королевскую власть и увеличить территорию Франции любыми способами агрессивной внешней политики. Их цели были не новы. Французские монархи начала XVI в. пытались достигнуть того же, пока религиозный кризис и революция цен не нарушили их планы. Считается (точнее, обсуждается), что, будучи преемниками Франциска I и Генриха II, Генрих IV, Ришелье и Мазарини искусно маскировали свою политику под компромиссную, хотя они никогда не могли искоренить скрытых брожений во французском обществе. Оппозиция в лице гугенотов, радикальных католиков, феодальной знати, свободных деятелей провинций, притесняемого крестьянства оставалась постоянной и опасной. Периодически - особенно в 1610–1624 и 1648–1653 гг. - несколько из этих диссидентских факторов объединялись. Но все восстания кем-то координировались, и возникали центростремительные процессы. Поэтому, хотя ни Генрих, ни Ришелье, ни Мазарини не были реформаторами или новаторами, 60 лет их правления имели огромный эффект.

    Генрих IV (правил в 1589–1610 гг.) может по праву считаться одной из самых запоминающихся фигур в длинной галерее французских королей. Элегантный и остроумный, слегка грубоватый, он играл много ролей: солдата из Наварры с великолепным белым пером на шлеме, драматически развевающимся в битве; услужливого ухажера с роскошными усами, всегда окруженного дамами; добросовестного управленца, поглощенного изучением технологий фермерства, - он читал после обеда «Театр сельского хозяйства» Оливера де Серре; и простолюдина, пахнущего чесноком. Он говорил, что хочет прожить так долго, чтобы увидеть, как все крестьяне Франции жуют цыпленка на свой воскресный обед. Генрих сам создавал свой образ так, чтобы он как можно меньше был похож на последних королей династии Валуа, на невротичных сыновей Екатерины Медичи. Стойкий, мужественный характер Генриха вызывал всеобщее восхищение и стал своего рода символом монархии. Он никогда не допускал и части тех войн, которые выпали на его молодость. Выросший и поднявшийся как гугенот, он дважды становился католиком. Разница между рациональностью Генриха и Екатерины Медичи была не слишком значительной, если не считать того, что его планы реализовывались, а ее - нет. Политика, как и бейсбол, - это игра, где все решают дюймы.

    Генрих IV провел первую половину своего правления - с 1589 по 1598 г. - в Религиозных войнах, а вторую - с 1598 по 1610 г. - защищая мир в своей стране. О препятствиях, которые он преодолел в период Религиозных войн, мы поговорили выше. Генрих устранил оппозицию, подкупив своих католических подданных, приняв их вероисповедание, своих подданных гугенотов - гарантировав им гражданскую и религиозную автономию по Нантскому эдикту, а глав радикально-католической лиги - заплатив им 32 миллиона лир (сумма намного большая, чем годовой доход страны) за то, чтобы они распустили свои войска. «Франция и я, - заметил он в 1598 г., - мы оба должны перевести дух». Много раз отступая, чтобы в итоге выиграть, Генрих позже приложил немало усилий, чтобы восстановить королевскую власть. По его мнению, Генеральные штаты, которые между 1560 и 1593 гг. собирались всего четыре раза, были средой для развития феодальной раздробленности. Поэтому он не собирал их. С того момента, как он установил неограниченную власть по сбору прямых налогов с территории своей страны, он мог терпимо относиться к провинциальным выборным ассамблеям в Бретани, Нормандии, Бургундии, Дофине, Провансе и Лангедоке с их привилегией по сбору налогов (очень малых). Генрих предпочитал брать к себе на основные должности выходцев из буржуазии, а не из знати и окружил себя такими советниками, как герцог Сюлли (1560–1641), который был гугенотом. Что касается религии, он охранял гугенотов, соблюдая их защиту и толерантное отношение, прописанное в Нантском эдикте. Между тем он долго настраивал папу против галльской знати, чтобы получить полный контроль над французской католической церковью, чего добились последние короли Валуа. Иезуиты после того, как они были реабилитированы во Франции в 1604 г., стали активными сподвижниками монархии Бурбонов.

    Управление Генрихом финансами очень ярко иллюстрирует цели и границы его правления. Он унаследовал огромное количество военных долгов. В 1596 г. король был должен кредиторам 300 миллионов ливров при непомерных процентах, и каждый год расходы увеличивались вдвое, как и королевские доходы. В отличие от испанского правительства французское избегало говорить о банкротстве. Но герцог Сюлли, министр финансов Генриха, отказался признать часть долгов и пересмотрел договоры на условиях более низких процентов. Радикально сократив расходы, как только война была закончена, и урезав дополнительные источники дохода, Сюлли начал приводить в порядок бюджет. К 1609 г. он сократил долг до 100 миллионов ливров и перевел королевские сокровища в 12 миллионов ливров в слитки золота, положив их на хранение в подвалы Бастилии. Сюлли сделал еще одну замечательную вещь для устранения несправедливости в налоговой структуре Франции. Крестьяне продолжали платить большее количество налогов, тогда как привилегированные классы были свободны от этого. Сюлли сократил, наконец, талью, но тут же повысил налог на соль. Оба налога продолжали собираться под большие проценты в разных частях страны. И как и раньше, большинство налогов собиралось землевладельцами, посредниками между крестьянами и правительством, которые сильно наживались, удерживая то, что они должны были отдать в казну. Финансы позже были подорваны еще и политикой короны по продаже финансовых и юридических постов буржуазии. Сюлли более не продавал административные посты, но сделал их наследственными в обмен на годовую плату, так называемую налету.

    К 1610 г. Генрих IV был полностью готов к войне. Его противником уже традиционно стала габсбургская Испания. Каждый сильный французский король начиная с конца XV в. проверял свою стойкость против испанской армии, чаще проигрывая, чем выигрывая. Франция была буквально окружена территориями габсбургской Испании - Пиренеями с одной стороны и Франш-Конте, Люксембургом и Фландрией - с другой. Кроме того, он не простил Филиппу II то, что тот поддержал французскую гражданскую войну, помогая лиге деньгами и людьми. В мае 1610 г., накануне своей кампании, когда Генрих проезжал по парижской улице, его открытая карета была зажата со всех сторон и сумасшедший монах вскочил на колесо и смертельно ранил короля. Для монаха Равальяка Генрих был тем, кто поддерживал и защищал гугенотов-еретиков и кто воевал против католиков. Возможно, для Генриха было удачей то, что он был убит перед тем, как началась его Испанская кампания. Он бы встретился с огромной и хорошо снабжаемой армией Габсбургов, и скопленные Сюлли сокровища в 12 миллионов лир быстро исчезли бы. Тем не менее его внезапная гибель повергла Францию в длительный кризис, напомнив ситуацию 1560-х гг., когда начались Религиозные войны.

    Французский кризис продлился с 1610 по 1624 г. Новый король, Людовик XIII (правил в 1610–1643 гг.), был всего 9 лет от роду, когда его отец был убит. Вдова Генриха, Мария Медичи (1573–1642), была регентшей на протяжении отрочества Людовика. Дальняя родственница Екатерины Медичи, Мария разделяла ее вкусы касательно интриг, хотя и была более благочестива и набожна, чем Екатерина, и принесла меньше разрушений французской монархии. Она немедленно пресекла все планы Генриха касательно войны с Испанией и вскоре полностью перевернула его политику, заключив брак между Людовиком и дочерью испанского короля. На протяжении регентства Марии знать Франции захватила контроль на местном уровне и разделила накопленные Сюлли сокровища между собой в форме новых выплат и должностей. Марию вынудили собрать Генеральные штаты в 1614 г., но оказалось, что враждебность между аристократией и буржуа была настолько парализующей, что депутаты не смогли ни о чем договориться. Таким образом, национальный выборный институт долго не использовался во Франции. Генеральные штаты не собирались вплоть до 1789 г.

    Пока страна была брошена на произвол судьбы, Мария Медичи ссорилась с сыном. Людовик XIII преступил через материнские порядки еще в юности. В 1617 г. он потеснил власть Марии, но, хотя молодой король осознавал необходимость административной перестройки намного лучше, чем его мать, он был слишком замкнут и не уверен в себе, чтобы сформулировать или провести эти изменения самостоятельно. Франция не принимала значимого участия в Тридцатилетней войне на ранних ее этапах. К началу 1620-х гг. на юге Франции вновь проявились религиозные волнения. Гугенотские города Лангедока открыто выступали против короны. Людовик XIII нуждался в сильном новом министре, чтобы сохранить хотя бы часть из наследия своего отца.

    Кардинал Ришелье (1585–1642) стал первым министром Людовика XIII в 1624 г. и управлял французским правительством до самой смерти. Урожденный Арман Жан дю Плесси, сын аристократа, Ришелье начал свою карьеру в семье епископа и вступил на королевскую службу в период регентства Марии Медичи. Королева-мать, надеясь получить контроль над правительством через Ришелье, уговорила папу признать его кардиналом, а короля - пустить его в королевский совет. Как бы то ни было, Ришелье не стал ее пешкой. Он выглядел очень слабым, однако его сильная воля и острый ум идеально подходили для того, чтобы он мог править от имени короля. Мария Медичи и большинство остальных членов королевской семьи вскоре стали ненавидеть его за то, что он умело раскрывал все интриги при дворе против него. Ришелье отправил в ссылку королеву-мать и младшего брата Людовика. Пять герцогов и четыре графа среди аристократии были арестованы, судимы (некоторые на тайных судах) и казнены за сопротивление власти кардинала. Ришелье был жаден до власти, без сомнения, но он посвятил себя служению Франции и своему королю. В качестве главы церкви для своей страны Ришелье был знаковой фигурой. Его политика за рубежом была скорее протестантская, чем католическая, когда того требовали интересы короны. Он жил по принципу «Все средства хороши, если это помогает власти Бурбонов».

    Первой задачей Ришелье было предотвращение перерастания восстания гугенотов в полноценную религиозную войну. К счастью для него, гугеноты того времени были менее радикально настроены, чем их предшественники. Они были более малочисленны, но менее набожны и организованны. В 1628 г. Ришелье захватил Ла-Рошель, оплот гугенотов на атлантическом побережье, после четырнадцатимесячной осады. В 1629 г. королевская армия положила конец всем остаткам восстания в городах Лангедока. Алесский эдикт Ришелье 1629 г. вносил поправки в Нантский эдикт касательно лишения гугенотов их военных и политических привилегий, хотя оставлял им религиозную свободу. Кардинал стремился к примирению с французскими протестантами после 1629 г., так как видел, сколько разрушений и неприятностей они могут принести в противном случае.

    Достойно уважения и то, что Ришелье продолжал дело Генриха IV и Сюлли. Он постоянно работал над тем, чтобы преодолеть феодальную и региональную раздробленность. Он принял решение убрать три из шести ассамблей (в Бургундии, Дофине и Провансе), хотя, когда он попытался ввести прямой сбор налогов в Лангедоке, оппозиция была столь сильна, что он отказался от этой идеи. Он послал интендантов, агентов королевского двора, в провинции, чтобы наблюдать за сбором налогов. Он назначил себя главным интендантом мореходства и торговли, чтобы акцентировать внимание на французском торговом судоходстве, военном флоте и защите побережий. Когда Ришелье пришел к власти, королевского военного флота не существовало, атлантические порты были не защищены от атак Испании или Англии и тихоокеанское побережье неоднократно подвергалось набегам пиратов. Между 1610 и 1633 гг. около 2500 французских кораблей было захвачено пиратами, пока Ришелье не провел ряд кампаний против них. Одним из предметов его гордости стало создание флота в атлантических и тихоокеанских водах. Программа кардинала требовала больших затрат, и, как только в 1635 г. Франция вышла из Тридцатилетней войны, он постоянно испытывал дефицит финансов. За время своей службы он в два раза увеличил доходы государства, в основном поднимая подати и продолжая закабаление крестьян. Ришелье пришлось увеличить налоговые сборы во многих частях Франции. Обычные люди, писал он, не должны чувствовать себя слишком комфортно, потому что они, «как мулы, которые были превращены в ослов, испорчены отдыхом более, чем работой».

    Наиболее знаменательным аспектом правления Ришелье стала его международная политика. Как только он навел порядок в стране, он начал работать с тем, что не успел сделать Генрих IV в 1610 г., и начал войну против Габсбургов. С точки зрения Ришелье, международная ситуация в конце 1620-х гг. была пиковой. Пока Франция оставалась нейтральной на протяжении десяти первых лет Тридцатилетней войны, его габсбургские соперники медленно захватывали власть. Фердинанд II добился успеха, превращая Священную империю в абсолютную монархию, в то время как его испанский кузен Филипп IV присоединил часть Пфальца к своим территориям, простирающимся от Милана до Фландрии, а испанская армия достигла некоторого прогресса в своем стремлении завоевать Голландскую республику. Поэтому в 1630 г., к недовольству католиков, Ришелье оплатил вторжение Густава-Адольфа в Германию, и после смерти шведского короля в 1632 г. он организовал новую шведско-германскую лигу против императора.

    Ошеломляющая победа Габсбургов над шведами в Нордлингене в 1634 г. полностью ликвидировала лигу. Ришелье стремился теперь играть более активную роль. Он объявил войну Испании в 1635 г. и начал одновременное наступление французской армии в Северной Италии, Рейнланде и Нидерландах. Эта схема была очень быстро опробована и на нем в 1636 г., когда контратакующие испанцы и имперские войска пересекли Пикардию и атаковали Париж. Французы прекратили воевать первыми, пока испанцы отвлеклись на кризис в Португалии и Каталонии. Ришелье не дожил до того момента, когда его войска буквально истребили огромную армию испанцев в битве при Рокруа в 1643 г., - это было первое тотальное поражение, нанесенное испанской армии с момента основания династии Габсбургов в 1516 г. Но именно Ришелье заложил основы для успеха французских дипломатов и поражения Габсбургов в Вестфалии в 1648 г.

    Поучительно сравнить правление Ришелье с параллельными действиями его испанского коллеги, графа Оливареса (1587–1645), чтобы получить представление о монархии Габсбургов при Филиппе IV. Как французам при Людовике XIII, испанцам требовалась сильная и умелая управляющая рука. Несложно провести параллель между Людовиком XIII и Филиппом IV. Каждый был умен, однако слабоволен, и каждый зависел от сильного министра. Оливарес был главным министром Филиппа между 1621 и 1643 гг. Как и Ришелье, он захватил контроль над правительством, действуя от имени своего короля и жестко устраняя всех конкурентов. Это был крупный человек, постоянно опаздывающий, горящий энергией и идеями. Он был нацелен на возрождение имперской мощи Испании XVI в. путем исправления ее неумелого стиля правления. Как и Ришелье, Оливаресу пришлось бороться с пылающими войной побережьями, несбалансированным бюджетом и устаревшей налоговой системой, которая тяжким бременем легла на крестьян. И как и Ришелье, Оливарес старался преодолеть региональную раздробленность в стране.

    Пиренейский полуостров был поделен на четыре автономных королевства: Кастилию, Арагон, Наварру и Португалию - последняя присоединилась только в 1580 г. Под властью Карла V и Филиппа II Испанская империя опиралась в основном на Кастилию, но Оливарес желал разрушить эту традицию и сделать так, чтобы прочие регионы Пиренеев (где налоги были относительно низкими) разделили финансовые и военные обязанности Кастилии. Португальцы и жители Каталонии, провинции Арагона, приняли намерение Оливареса с глубоким недоверием. Эти люди собирали налоги через свои собственные выборные органы или суды, и они игнорировали просьбы Оливареса касательно людей или денег, которые были нужны на поддержание испанской армии в Италии, Германии и Нидерландах. Когда Оливарес вступил в войну против Франции Ришелье без заключения предварительного мира с Голландией, Швецией и германскими протестантами, он быстро потерпел поражение. В 1640 г. в Португалии и Каталонии вспыхнули восстания, и они провозгласили независимость от габсбургской власти. Восстание в Каталонии было подавлено в 1652 г.; бунт в Португалии так и не был усмирен, хотя Габсбурги не признавали независимость Португалии вплоть до 1668 г. Задолго до этого Оливарес умер, и международное лидерство Испании было потеряно.

    Резкий контраст между успехом Ришелье и падением Оливареса едва ли может быть объяснен разницей в характерах этих двух фигур. Разве что Ришелье был более собразителен или чуть менее поспешен. Но столь противоположный результат их параллельных реформаторских действий лучше всего объясним фундаментальными различиями между двумя обществами. Политическая и военная эффективность правления Бурбонов сопровождалась ростом благосостояния и величия Франции, тогда как политическая и военная слабость Габсбургов сочеталась с социальной и экономической стагнацией империи. Франция XVII в. была более богатой и успешной страной, Ришелье имел в распоряжении гораздо большие ресурсы. Испания была более раздробленной и слабой, чем Франция, и идеи Оливареса скорее оттолкнули его людей, а не стимулировали их. Стараясь предотвратить упадок Испании, на самом деле Оливарес ускорил этот процесс.

    Когда после смерти Ришелье в 1642 г. Франция погрузилась в период внутренних беспорядков, она, в отличие от Испании, быстро восстановилась. Людовик XIII умер в 1643 г., спустя пару месяцев после своего министра, оставив королем своего пятилетнего сына Людовика XIV и регентшей свою вдову Анну Австрийскую (1601–1666). Регентство это было очень непопулярно, поскольку Анна была габсбургской принцессой и доверила управление делами своему любовнику, обходительному и льстивому итальянцу Джулио Мазарини (1602–1661). Этот «Мазарин», как его называли во Франции, был неподражаемым оппортунистом. Начав карьеру как дипломат при папстве, он поступил на службу при королевском дворе во Франции еще при Ришелье, стал кардиналом (хотя не был священником), собирал дорогие гобелены и картины, женился на своей очаровательной племяннице из высших аристократических кругов Франции и - что особенно возмущало памфлетистов, чьи трактаты против него заполняли книжные лавки, - стал любовником королевы и практически ее тайным супругом. Но кардинал Мазарини не обращал внимания на оскорбления, осыпавшие его, и показал себя очень изворотливым управляющим, полностью разделяющим политику Ришелье и обучающим молодого короля. На протяжении первых лет своего правления Мазарини пробовал разные способы повышения дохода - придумывание и продажа новых бесполезных должностей, манипуляции с рынком и новые, наскоро сфабрикованные налоги. Но, к несчастью, 1640 г. продемонстрировал самые серьезные проблемы в сельском хозяйстве Франции за целый век. Крестьяне были не только не в состоянии платить дань знати и налоги короне, их принуждали сдавать свои небольшие земельные наделы кредиторам-буржуа. Экономическая разобщенность и политические волнения разожгли фронду - серию восстаний (1648–1653) против правления Мазарини.

    Фронда началась как протест королевских придворных против управления Мазарини, фактически это был бунт против 50 лет абсолютизма, введенного Генрихом IV. Подданные почувствовали, что лишаются своих льгот. Завоевав привилегированный статус покупкой поста у короны, придворные спустя годы поняли, что Сюлли, Ришелье и Мазарини в итоге урезали их жалованье, придумав новые должности, и распространили среди них интендантов, которые свели на нет их власть. Главный суд Франции высказал в связи с этим недовольство в 1648 г. и объявил, что Мазарини и королева передают привилегии и ресурсы буржуа. Парижская толпа встала на поддержку парламента - а на самом деле фронды, - даже мальчишки закидывали улицы камнями из рогаток. Но служащие не стремились к восстаниям. Их целью было сохранить свой привилегированный статус в парламенте, не предавая правительство. В 1649 г. парламент пришел к соглашению с Мазарини. К этому времени Тридцатилетняя война закончилась и аристократическая армия офицеров в поисках нового приложения сил направила свои войска против ненавистного кардинала. Так фронда внезапно превратилась в феодальное восстание, возглавляемое принцами крови, которые чувствовали, что из-за Ришелье и Мазарини они лишились своего статуса. Эти аристократические фрондеры были более опасны, чем парламентеры. Они изгнали Мазарини, короля и его мать из Парижа. Многие мечтали низвергнуть центральное правительство и превратить Францию в мозаику суверенных провинций, как Священная Римская империя. Три года их армии разоряли страну, воюя друг с другом, как на огромном турнире. В итоге в 1652 г. четырнадцатилетний Людовик XIV провозгласил свою власть и был возвращен в Париж. К 1653 г. вернулся и Мазарини, бунтующая знать предпочла уехать, и фронда завершилась.

    Как и французский кризис 1560–1598 и 1610–1624 гг., фронда продемонстрировала, что во Франции XVII в. не было альтернативы абсолютной монархии. Фрондеры могли долго спорить, но их мотивы были настолько эгоистичны, что они не могли организовать движение сопротивления, в одиночку противостоя Мазарини.

    В кризисе различные бунтующие элементы французского общества - знать, бюрократия, крестьянство, парижская толпа - объединились вместе. Лишь одна традиционно бастующая группа не принимала участие во фронде - гугеноты, считавшие, что некая доля лояльности по отношению к власти даст шанс на лучшую жизнь. На самом деле фронда объединила всех французов, которые ценили стабильность и достаток. Людовик XIV считал, что такая анархия не должна повториться еще раз. Опыт 1648–1653 гг. произвел впечатление на молодого короля. Его память о восставших парижанах, о толпе, которая ворвалась в его спальню ночью 1651 г., чтобы убедиться в том, что он не заодно с Мазарини, побудила Людовика перенести королевский двор из Парижа в Версаль. Его воспоминания о ненадежной знати, которая управляла страной, пока он был ребенком, утвердили его в мысли, что он должен политически ослабить аристократию. Его воспоминания о парижском парламенте обострили его стремление установить единоличную власть, базирующуюся на неограниченных правах и опирающуюся на группу приближенных.

    Но Людовик XIV был еще слишком юн, чтобы управлять страной самостоятельно. Поэтому кардинал Мазарини продолжил ведение дел с 1653 г. до своей смерти в 1661 г. При Мазарини Франция пожинала плоды амбициозных действий Ришелье в области международной политики. Заключив Вестфальский мир 1648 г., несмотря на его пересечение с фрондой, Мазарини смог добиться некоторых значительных успехов. Часть Аляски и Лотарингии отходила к Франции, в то время как паралич Священной империи давал возможность построить сеть союзов с германскими княжествами против габсбургского императора. Война против Испании продолжалась еще 10 лет, поскольку оба противника слишком погрязли во внутренних проблемах. В 1659 г. война наконец завершилась подписанием Пиренейского мира, второго дипломатического успеха Мазарини. Франция получила еще территории - Артуа, включая Фландрию, и Руссильон, граничащий с Пиренеями. Габсбургско-бурбонский конфликт был завершен вторым заключением брака между двумя родами, на сей раз между Людовиком XIV и его кузиной Марией-Терезой, испанской инфантой. Через новую королеву Людовик установил право на наследование всех позиций Габсбургов в Европе и Америке. Он мог надеяться на создание империи более величественной, чем империя Карла V. Казалось, амбициям Бурбонов не существует границ. «Король-солнце» начал свое триумфальное восхождение.

    Изменения в правовом положении сословий в XVI-XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

    Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

    Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском 1 и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

    Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделкам дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.


    Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимуще-ственное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

    Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация, В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

    Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

    Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

    Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

    В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массыфранцузского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

    Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

    Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более во"вышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

    Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

    Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

    Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

    В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация недопускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

    Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".

    Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

    Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

    Создание централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем-они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

    В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

    Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

    Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

    Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должности заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

    Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

    Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

    Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

    В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

    Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

    В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

    Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок. Право феодальной Франции.

    В феодальной Франции как и в других странах того времени первым правом являлось обычное право. Студенты во время каникул или школьной практики записывали правовые территориальные обычаи- кутюмы.

    В результате появился ряд сборников обычного права или кутюмов:

    БОЛЬШОЙ КУТЮМ НОРМАНДИИ фактически стал одним из важнейших источников обычного права.

    РИМСКОЕ ПРАВО (Рецепированное право). Правоведы феодальной Франции из римских законов брали те статьи, которые можно было применить во Франции. Эти статьи дорабатывались из сводов законов и перерабатывались, с учетом требованного времени.

    КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО (церковное право). Церковное право в то время регулировало многие правовые отношения не только правовые вопросы клириков, но и всего светского населения. Однако короли постепенно начали оттеснять церковь от решения государственных дел и от решения вопросов, касающихся светского населения. В 16 веке (1539г.) был издан королевский закон (ордананс) который запретил церкви рассматривать светские дела.

    ГОРОДСКОЕ ПРАВО. С возникновение городом начало формироваться городское право. Важнейшими документами городов являлись хартии, т.е. решения вышестоящих властей города.

    КОРОЛЕВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – это законодательные акты королей, эдикты, ордонансы и т.д.

    Обязательственное право. В период феодализма связи между отдельными феодальными владениями были слабыми. В связи с этим не получили необходимого развития торговые отношения и договоры. В начале договоры заключались устные. С развитием экономических отношений договоры стали заключаться письменные и утверждаться натариусами. Особенно широкое развитие получили договоры купли-продажи земли, купли-продажи имущества, договоры дарения, договоры найма (аренды земли). В 17-18вв. многие феодалы не хотели обрабатывать сами свою землю, поэтому они начали сдавать земельные участки в аренду, и за аренду земли они получали или натуральный или денежный налоги.

    Семейное право. Брак и семья во Франции в начале регулировался только каноническим (церковным) правом, однако уже в 16-17 веках брак начал рассматриваться не только как религиозные таинства, но и как акт гражданского состояния. Примерно до 16 столетия дети имели право вступать в брак без согласия родителей. В 15-17 вв. было отменено данное положение и было установлено, что дети, вступившие в брак без согласия родителей, не имели право наследования, т.е. такой брак не имел юридических последствий. Если говорить о данном нюансе, то на севере ФРАНЦИИ дети до совершеннолетия должны были полностью подчиняться родителям, но после совершеннолетия были более свободными. На юге ФРАНЦИИ СОХРАНИЛА СИЛЬНАЯ ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. Юг Франции входил в состав Римской империи. В римской империи отец обладал всеми правами. На севере Франции в то время получил широкое развитие майорат. В соответствии с майоратом наследие получал только старший сын, чтобы избежать деления земли. Старший сын должен был заботиться об остальных детях семьи.

    Уголовное право. В 11-12 веках уголовное преступление уже перестает быть частным делом, а как нарушение королевского или феодального мира, феодального правопорядка. Короли Франции все чаще начинают вмешиваться в уголовные законодательства.

    Виды преступления того времени во ФранцииПреступление против королевской власти, против церкви- эти виды преступления карались очень строго. В 17 веке при Ришелье вводиться вторая ступень преступлений, которые касаются преступлений против государственных чиновников. При рассмотрении уголовных дел учитывалось сословное положение преступника. К феодалам не применялись телесные наказания. Не применялась и смертная казнь путем подвешивания.

    Преступление против собственности. Большинство преступление против собственности карались конфискацией имущества или штрафом.

    Виды наказаний:

    Членовредительские наказания- это отсечение конечностей, отрезание языка и ушей и т.д.

    Позорище наказания, клеймение, привязывание к позорному столбу

    Смертная казнь- это гильотина, отсечение головы, четвертование, сожжение, утопление, закапывание заживо (особенности ведьм)

    Судебный процесс до 12 века носил обвинительных характер и использовались судебные поединки. Затем позже процесс носил состязательный характер и судебные поединки были отменены. В то время достаточно широко использовались пытки, часто случалось так, что искали повод для применения пыток. Но неофициально пытки используются и сегодня. С 13 века во Франции осужденные получили право обжаловать решение суда. По прежнему высшим судебным и аппиляционным органом оставался Парижский парламент.