Положение занятия детей инвалидов в бассейне. Плавание для детей с ограниченными возможностями

Плавание - один из наиболее полезных видов спорта, ведь оно развивает и силу, и выносливость, и гибкость. Однако в последнее время такое занятие стало недешевым удовольствием. Портал «ЗаграNица» выбрал 8 бассейнов, где можно насладиться водными процедурами за разумные деньги

Регулярные занятия плаванием - самый простой способ привести фигуру в порядок после зимы. А еще это отличный вариант для подготовки детей к поездке на море. В принципе, найти хороший бассейн за разумные деньги не проблема. Однако нужно учитывать тот факт, что они находятся довольно далеко от центра, да и водную дорожку придется подчас делить с несколькими людьми.

Спортивно-технический центр МЭИ

Где: Красноказарменная, 13 б

Цена: от 160 рублей

Бассейн МЭИ - это, пожалуй, наиболее удобный вариант для тех, кто хочет поплавать за скромную сумму. Он работает с 7:00 до 22:00. Для взрослых стоимость одного посещения составляет от 220 рублей, месячный абонемент - от 170 рублей. Для детей - от 500 рублей за 1 занятие. Кроме того, в центре также проводят групповые занятия по аквааэробике, водному поло и оздоровительной гимнастике на воде.

Детальнее с расписанием центра и стоимостью услуг вы сможете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 2

Бассейн при ФОК «Бибирево»

Где: Белозерская, 14

Цена: от 500 рублей

Бассейн при ФОК «Бибирево» относительно небольшой: всего 4 дорожки по 25 метров в длину. Разовые сеансы проходят с 7:00 до 12:00. Поскольку бассейн расположен при ДЮСШ, есть много занятий для детей: групповые занятия по плаванию, аквааэробика и другие.

Более детальную информацию о бассейне вы сможете найти .


Фото: shutterstock.com

Бассейн «Аквамарин»

Где: Рословка, 5

Цена : от 260 рублей

Бассейн «Аквамарин» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Время работы - с 8:00 до 23:00. Санитарный час - с 13:15 до 14:00. Стоит отметить, что многие посетители бассейна жалуются на слишком большую загруженность дорожек и очереди в душевые кабины. Кроме того, необходимо учесть, что здесь занимаются разные социальные группы, в том числе пенсионеры.

Детальнее с работой бассейна вы можете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 4

Бассейн «Жемчужина»

Где: Генерала Белобородова, 29

Цена: от 220 рублей

Бассейн находится при спортивной школе №104 «Жемчужина». Есть 2 плавательных зала: большой (25 метров, 6 дорожек) и малый (16,5 метра, 4 дорожки). Занятия в большом зале проводятся с 7:00 до 22:45. В малом бассейне проходят групповые обучения плаванию детей и взрослых.

Детальнее с расписанием занятий и стоимостью вы сможете ознакомиться .


Фото: sportschool-104.ru
Фото: sportschool-104.ru 5

Бассейн СК «Чертаново»

Где: мкр-н Северное Чертаново, корп. 806

Цена : от 220 рублей.

Бассейн в спортивном комплексе «Чертаново» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Стоимость разового посещения для взрослых составляет от 220 рублей, для детей - от 110 рублей. Для взрослых кроме индивидуального плавания также проводятся занятия по аквааэробике и водному поло. Для детей кроме обучения плаванию доступно только водное поло. Стоит отметить, что многие посетители жалуются на то, что в утренние часы бассейн обычно отдают в распоряжение разных социальных групп, в том числе пенсионеров, поэтому лучше приходить на занятия после работы.

Детальнее ознакомиться с работой бассейна вы сможете .


Фото: probasseyn.ru 6

Бассейн «Измайлово» (РГУФК)

Где: бул. Сиреневый, 2

Цена: от 400 рублей

Главное отличие этого бассейна - его размеры. Взрослый водный зал - это 10 дорожек по 50 метров. Детский - по 25 метров. Есть прыжковая ванна глубиной 6 метров. Для взрослых кроме аквааэробики также предлагают обучение дайвингу. Для детей доступны дайвинг, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание.


Фото: shutterstock.com 7

Бассейн ФОК «Южнопортовый»

Где: Трофимова 30, корп. 3

Цена: от 260 рублей

В бассейне есть 6 дорожек длиной 25 метров. Часы работы: с 7:00 до 22:00. Технический перерыв - с 12:30 до 13:30. Стоимость посещения: 260 рублей за 45 минут плавания, однако если вы пришли с детьми, то это будет стоить 330 рублей за взрослого с ребенком. Абонемент на год обойдется в 18 тысяч рублей. Для взрослых есть занятия по обучению плаванию и аквааэробике. Для детей есть также синхронное плавание.

«То, что младенец может плавать – это один из фактов, подтверждающий безграничные возможности ребенка» (Масару Ибука, «После трех уже поздно»).

Известный японский педагог и психолог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» (о которой мы писали ) делится сенсацией, произошедшей в 1965 году на Международной конференции женщин-атлетов в Токио. Председатель Ризе Дим тогда впервые рассказала об обучении плаванию детей до одного года. На ее глазах пятимесячный младенец научился за 3 месяца плавать в бассейне. И мог «продержаться» на воде более 6 минут. Это стало еще одним доказательством, что все человеческие возможности и таланты можно начать развивать до года.

Мы выбрали 7 центров в Москве, где можно заниматься с малышом плаванием под руководством профессионального инструктора. Критериями отбора были, во-первых, опыт инструкторов центра, во-вторых, характеристики воды в бассейне, в третьих, стоимость занятий.

1. Семейно-оздоровительный центр «Второе рождение» (3 филиала, выбрать можно )

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-5 лет

Система очистки воды: многоуровневая, с обеззараживанием воды ультрафиолетом

Стоимость: разовое занятие с тренером– 600 руб., занятие в абонементе – от 500 руб. (от 3-х и более занятий)

2. Центр раннего развития и подготовки к родам « Дельфиненок » (6 филиалов, выбрать можно )

Возраст детей:1,5 мес.- 4 года, 5 – 7 лет.

Система очистки воды: многоуровневая ()

Стоимость: разовое занятие – от 700 р. (уточнить можно здесь для каждого филиалаhttp://delfinenok.ru/price_and_bonus.html)

3. Центр « Волшебный ребенок» (улица Бакулева, д.5)

Возраст детей: 2 мес. – 4 года

Система очистки воды: многоуровневая, с озонированием

Стоимость:разовое занятие –1000 р., занятие в абонементе – 700 р.


4. Центр « Утенок » (ул. Автозаводская, д. 21, бассейн ФОК « Торпедо» )

Возраст детей: 2 мес. – 4 года; 4 – 6 лет;

Система очистки воды: гипохлорирование, постоянная фильтрация вследствие циркуляции воды

Стоимость: разовое занятие с тренером – 900 р.; абонементна 4 занятия – 2800 р.

5. Центр позитивного образа жизни Bright Family (Старомонетный переулок, дом 18)

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-7 лет

Система очистки воды: трехступенчатая (ультрафиолетовая подготовка воды, гипохлорирование и кварцово-песчаные фильтры)

Стоимость: разовое занятие с тренером – 1100 р.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30-50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи - это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», нуждаются в физической и психологической реабилитации, в оздоровлении и закаливании. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах отклонения в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции, то для компенсации дефекта необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Проблема заключается еще и в том, что детьми с ОВЗ в течение дня не выполняется физиологически необходимое количество движений, а нерационально организованные физкультурно-оздоровительные мероприятия не дают должного эффекта в укреплении здоровья

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ .

Плавание в бассейне - это отличная возможность направить бурный поток энергии и эмоций гиперактивного ребенка в нужное русло гармоничного физического развития и, как следствие, своевременного психологического развития. Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», особенно нуждаются в физической и психологической реабилитации в оздоровлении и закаливании организма.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима нашего Центра, имеющего учебный бассейн, спортивный и тренажерный залы, а также спортивную площадку на территории. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

· упражнения для освоения с водой (для начинающих),

· обучение комплексу общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше

· овладение плавательными движениями различными способами,

· определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

· для детей с ДЦП - применение вспомогательных средств во время нахождения в водной среде, а так же использование подручных средств для обучения неспортивным видам плавания.

Для устранения ограниченных возможностей организма воспитанника, для самоутверждения и подготовки трудоспособного, физически развитого и социально адаптированного воспитанника, оздоровительный процесс по программе физического воспитания и плавания в нашем центре проходит в основном во второй половине дня, после окончания учебного процесса в общеобразовательной школе. Сетка расписания составлена таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность два раза в неделю заниматься физическим воспитанием и плаванием т.е. ежедневное чередование занятий в спортивном зале или площадке и бассейне.

Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста занимаются плаванием в бассейне Центра. Он оборудован с учетом общих требований для детей с ОВЗ и ДЦП (система для подъёма и перемещения воспитанников и рельсовая лестничная медицинская модель RL50P с принадлежностями), а также все необходимые подручные средства для обучения плаванию.

Занятия проводим по основной методике обучения плаванию, при этом используются примерная программа по плаванию для детей от 2 до 18 лет Департамента образования г. Москвы, практические пособия ведущих специалистов и дополнительная методическая литература. При проведении занятий применяем дифференцированный подход к каждому ребёнку с учетом первичных дефектов, вторичных нарушений, сопутствующих заболеваний и медицинских показаний к занятиям, особенностей психических и личностных качеств, а также уровня физического развития и физической подготовленности воспитанника. Основная цель методики для детей с ДЦП заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным. Для таких детей в расписании дополнительного образования Центра предусмотрено в течение недели двух разовое посещение бассейна.

Во время занятий плаванием учитываем специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, чтобы каждое новое упражнение усваивалось быстрее, задолго до выхода «на воду» на спортивных площадках и в спортзале Центра начинается

I этап - «сухопутное плавание». В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

Параллельно с комплексом дети осваивают тренировку дыхания пловца: во время ходьбы необходимо на 3 шага сделать выдох, на 1 шаг вдох. Для особо водобоязливых детей используем таз с теплой водой. Для этого воспитанники встают перед тазиком и делают неглубокий вдох. Затем закрывают глаза (в дальнейшем с открытыми глазами) и через слегка сжатые губы выдувают воздух (выдох). После многократных повторений этого упражнения (до 10 раз) появляется определённый ритм, дети чувствуют свободу дыхания. Чтобы вода не раздражала носоглотку и не сбивала с ритма, используем обыкновенный душ, подставив лицо под его струи и не закрывая глаза, дети пытаются сделать длинный выдох. Только правильно поставленное дыхание позволяет в дальнейшем легко усваивать технику плавания.

II этап обучения - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:

· Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду. Подвижные игры «Крокодильчики» и

«Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

· Скольжение - обучаем ребёнка держаться на воде в положении «на спине», поддерживая его под лопатки, используя подручные средства (доски, мячи, надувные круги, нарукавники, и другие), которые улучшают контроль над положением головы. Чтобы уменьшить чувство страха, скольжение проводим сначала по направлению от центра к стене на мелководье. По мере усвоения и отсутствия чувства страха переходим к игре «Плавучая стрелка» на более глубоком месте.

· Упражнение «поплавок» проводим на задержке дыхания сначала без учета времени, избегая кувыркания головой вперёд-вниз. То же в соревновательной обстановке с учетом времени.

· Формируем чувство опоры о воду (при выполнении гребковых движений правая рука вытянута вперёд, левая - сзади у бедра, как при выполнении «мельницы»), дети начинают движения, но при этом не «смазывают» воду, а прилагают некоторые усилия, которые вызывают естественное движение вперёд по ходу.

· Выдох в воду у поручня (голова вниз, с поворотом головы, с работой ногами) - применяем только после овладения скольжением, это позволяет при неудачном выполнении упражнения избежать лишнего волнения.

III этап – собственно обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине. Этот стиль плавания более других подходит большинству детей, страдающих ДЦП. В положении на спине (при необходимости с подручными средствами) осуществляется свободное дыхание, глаза открыты, руки поддерживают тело в горизонтальном положении, ноги работают попеременно вверх-вниз. Владение правильными движениями ногами при обучении плаванию имеет важное значение для дальнейшего формирования навыка. Регулярное плавание с помощью доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.

Успешно освоив технику движения ногами, воспитанники начинают тренировать работу рук при плавании способом «кроль» на груди. Сначала учимся выполнять гребковые движения на гимнастической скамейке, затем гребковые движения в воде с выдохом в воду стоя на дне, тоже с доской в руках и без неё. Успешно пройдя этап обучения плавания кролем на груди и спине, в дальнейшем воспитанники совершенствуют свои навыки с ластами и лопатками. Научившись выполнять элементарный поворот «маятником», они плавают непрерывно по кругу учебного бассейна.

По окончании начальной школы воспитанники без боязни, с большим желанием начинают регулярно посещать бассейн «Радужный» в районе Ново-Переделкино с 25-ти и 50-метровой дорожкой, где под нашим контролем совершенствуют технику изученных способов плавания, укрепляют мускулатуру и закаливание организма в целом.

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физвоспитания и плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников. В частности, у детей с ДЦП исчез страх при погружении в воду, они научились выполнять задержку дыхания, многократный выдох в воде. Многократные повторы упражнения скольжения на воде дают разгрузку позвоночника, одновременно при этом укрепились мышцы позвоночника и всего тела. Значительно улучшилась координация движений и чувство правильной осанки.

С физиологическим взрослением и увеличением физической нагрузки на организм повысилась сопротивляемость детей с ОВЗ не только к простудным и вирусным заболеваниям, но и улучшилась успеваемость в учебных заведениях. За счет регулярных и систематических занятий физкультурой и плаванием полнее сформировалась психическая, чувственная и эмоциональная сфера, что положительно повлияло на психомоторное развитие и интеллект выпускников.

Таким образом, занятия плаванием не только улучшают физическое состояние воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но и благотворно влияют на их общее состояние, о чем свидетельствует позитивная динамика психических функций. У детей улучшились функции внимания, пространственной ориентации, воображения, интеллектуальной деятельности. Дети принимают участие в различных соревнованиях, спортивных мероприятиях и конкурсах. Это благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков: они адекватно ведут себя в обществе незнакомых сверстников и правильно реагируют на замечания и предложения взрослых. Воспитанники Центра становились неоднократными призёрами и победителями в соревнованиях по плаванию, футболу, лыжному туризму и другим видам спорта, о чем свидетельствуют многочисленные кубки победителей, выставленные в витрине учреждения. Победа в соревнованиях, победа над собой повышают у детей с ОВЗ мотивацию к физкультурно - спортивным занятиям, формируют целеустремленность, поднимают самооценку.

Всё это даёт нам право предполагать, что систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, плавание, существенно повышают эффективность социальной реабилитации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию.

Список литературы

1. Протченко Т.А. Семёнов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М. «Айрис пресс»-2003г.

2. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – Москва, «Просвещение», 1987.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание.- М.:ФиС, 2000г..

4. Зотова Р.Ф., Кирилова Т.Г. «Современные методы исследования адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам». – Набережные челны, Кам ГИФК, 2002.

5. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.