Спирты, фенолы, тиолы. Фенолы и ароматические спирты

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ

ЦЕЛИ УРОКА изучить состав, классификацию, строение, физические и химические свойства спиртов и фенолов; рассмотреть общие способы получения и применения спиртов.

Задача Определите молекулярную формулу вещества, содержащего углерода 52%, водорода – 13%, кислорода – 34,8. Молекулярная масса вещества составляет 46.

CH 3 -O-CH 3 CH 3 -CH 2 -OH Формулы и схемы или

РАБОТА С ТЕКСТОМ * Я уже знал + новая информация, ! очень ценная информация, ? не очень понятно, - думал иначе

Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или нескольких атомов водорода замещены гидроксильными группами –ОН. -ОН гидроксильная группа R углеводородный радикал

XV в. – впервые Парацельс применил к этанолу название алкоголь 1833 г. – Берцелиус определил молекулярную формулу этилового спирта – C 2 H 6 O

По характеру углеводо-родного радикала По числу гидроксильных групп По месту гидроксильной группы в цепи пре де ль ные CH 3 -CH 2 -OH Этиловый спирт CH 3 - CH 2 - CH 2 - OH Пропиловый спирт од но а том ные CH 3 -OH метиловый спирт C 4 H 9 -OH бутиловый спирт пер вич ные CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -OH Бутанол - 1 CH 3 -CH 2 -OH Этанол не пре де ль ные CH 2 =CH-CH 2 -OH Аллиловый спирт (пропен - 2, ол - 1) мно го а томные Двухатомные CH 2 -OH | CH 2 -OH Этиленгликоль,Этандиол - 1 ,2 Трехатомный CH 2 -CH-CH 2 | | | OH OH OH Пропантриол -1,2,3 (глицерин) Многоатомный CH 2 -CH-CH-CH-CH-CH 2 | | | | | | OH OH OH OH OH OH Гексаол (Сорбит) вто рич ные CH 3 – CH – CH 3 | OH Пропанол – 2 (вторичный пропиловый спирт) а ро ма ти чес кие Фенилметанол (бензиловый спирт) CH 2 OH тре тич ные CH 3 | CH 3 – C – CH 3 | OH 2 – метилпропанол – 2 (третичный бутиловый спирт)

Изомерия Дайте название веществам Изомерия углеродного скелета. CH 3 – CH 2 – CH 2 – CH 2 – OH CH 3 – CH – CH 2 – OH | CH 3 2. Изомерия положения функциональной группы. CH 3 – CH 2 – CH 2 – CH 2 – O Н CH 3 – CH 2 – CH – CH 3 | OH

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ 1. СН 3 ОН метанол 2. СН 3 -СН 2 -ОН этанол 3. СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН пропанол -1 или СН 3 -СН-СН 3 │ ОН пропанол –2 С n H 2n+ 1 OH

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Агрегатное состояние: С 1 -С 11 - жидкости С 12 –С … - твердые вещества Запах С 1 -С 3 - «спиртовой» запах С 4 -С 6 - «сивушный» запах С 11 - запаха нет Растворимость в воде, высокая легче воды Б/цвета

ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ- СВЯЗЬ МЕЖДУ АТОМАМИ ВОДОРОДА ОДНОЙ МОЛЕКУЛЫ И АТОМОМ СИЛЬНО ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (КИСЛОРОДА, ФТОРА) ДРУГОЙ МОЛЕКУЛЫ. ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ │ │ │ R R R Почему возможна водородная связь у спиртов??

СТРОЕНИЕ СПИРТОВ Связи О–Н и С–О - полярные ковалентные. Электронная плотность обеих связей смещена к более электроотрицательному атому кислорода:

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ 1 . Горение: C 2 H 5 OH + O 2 → 2 . Взаимодействие со щелочными металлами: C 2 H 5 OH + Na → СН 2 ОН – СН 2 ОН + Nа → 3. Окисление спиртов: C 2 H 5 OH + CuO →

4. Дегидратация спиртов (H 2 SO 4 конц.) а) внутримолекулярная: C 2 H 5 OH → (tº>140ºС) б) межмолекулярная: C 2 H 5 OH + НОC 2 H 5 → (tº≤140ºС) в) Дегидратация и дегидрирование 2C 2 H 5 OH →

4. Дегидратация спиртов (H 2 SO 4 конц.) а) внутримолекулярная: C 2 H 5 OH → C 2 H 4 + H 2 О (tº>140ºС) б) межмолекулярная: C 2 H 5 OH + НОC 2 H 5 → C 2 H 5 O - C 2 H 5 + Н 2 О (tº≤140ºС) в) Дегидратация и дегидрирование 2C 2 H 5 OH → СН 2 =СН-СН=СН 2 +Н 2 +2Н 2 О

1.Горение спиртов: C 2 H 5 OH + 3O 2 → 2CO 2 + 3H 2 O 2. Взаимодействие со щелочными металлами: 2C 2 H 5 OH + 2Na → 2C 2 H 5 ONa + H 2 СН 2 ОН – СН 2 ОН + 2Nа → СН 2 ОNа – СН 2 ОNа + Н 2 3. Окисление спиртов: C 2 H 5 OH + CuO → CH 3 COH + Cu + + H 2 O(реакция идет при нагревании)

ПОЛУЧЕНИЕ СПИРТОВ 1.Гидратацией алкенов СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН 2. Специфические а)Метанола – из синтез – газа СО+2Н 2 →СН 3 ОН б) этанола – брожением С 6 Н 12 О 6 →2С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИЛОВОГО СПИРТА

Спирты – это … - По числу функциональных групп спирты бывают ….. - Общая формула спиртов…. - Спирты по агрегатному состоянию бывают: - Спирты взаимодействуют… - Получают спирты… Применяются…..

Составление синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Задание на дом: 1. Закончить реакции СН 3 ОН +О 2 = СН 3 ОН+Nа = СН 3 ОН +НC l = 2. Составить структурную формулу пентанола и напишите к нему изомеры Осуществить цепочку превращений: СН 3 -СН 2 ОН → СН 2 = СН 2 →СН 3 – СН 3 →СН 3 -СН 2 CL → СН 3 -СН 2 ОН→ CH 3 COH

ИСТОЧНИКИ 1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm Органическая химия: Электронный учебник для средней школы Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова 2.Презентация «Спирты» Полуэктова И.А. 3. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm


Задачи урока:

Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;

Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

Воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры (12).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1)

Сегодня на уроке:

вы повторите, что такое спирты и фенолы;
вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
вы выполните упражнения на компьютере;
вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

III. Фронтальный опрос.

1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)

Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп -ОН, соединенных с углеводородным радикалом. (слайд 4)

2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 3)

Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд 6)

3. Продолжите фразу «Фенолы - это…» (слайд 3)

Ответ: Фенолы - это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 7)

4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 3)

Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. (слайд 8)

5. Какими химическими свойствами обладают спирты? (слайд 3)

Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:

Замещения;

Дегидратации;

Этерификация;

Окисление. (слайд 9)

6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 3)

Ответ: на многоатомные спирты - взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы - взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. (слайд 10)

IV. Решение задачи.

Решают задачу: один ученик - у доски, другие - на местах.

Задача: Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии металлического натрия массой 3,45 г с избытком этанола.

2С2Н5ОН + 2Na 2С2Н5ОNa + Н2

n(Na) = = 0,15 моль

n(Na) : n(H2) = 2: 1

n (H2) = = = 0,075 моль

V(Н2) = 0,075 моль. 22,4 моль/л = 1,68 л

V. Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?

Сообщение учащегося (презентация).

VI. С целью контроля знаний учащимся предлагается индивидуальная работа за компьютерами: выполнение упражнений по теме «Спирты и фенолы».

Используемое пособие: СD-диск «Производные углеводородов» из серии «Электронные уроки и тесты».

Компьютерная программа позволяет учащимся выставить себе проценты за выполнение работы. Учащимся предлагается шкала соответствия баллов отметкам по «пятибалльной системе», что дает возможность каждому ученику поставить себе отметку.

VII. Рефлексия.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Класс: 10

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок комплексного применения и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок - общения и систематизации полученных знаний.

Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме: "Спирты и фенолы".

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, гомологии, изомерии, строении и свойствах спиртов и фенолов;

развивающие:

информационные

  • способствовать дальнейшему развитию умений учащихся составлять уравнение реакций, расставлять в них коэффициенты;
  • развивать умение работать со схемами, слайдами презентации, компьютером, с лабораторным оборудованием;

интеллектуальные:

  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу комплекса имеющихся знаний и способов действий в изменённую ситуацию;
  • актуализировать личностный смысл учащихся по обобщению данной темы;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; обобщать, делать выводы;
  • развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

воспитательные :

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда;
  • актуализировать личностный смысл учащихся к рассмотрению вопроса о вредном воздействии этанола на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с формулами, с информацией на экране и рабочими тетрадями, беседа, химический эксперимент с использованием средств ИКТ, и лабораторного оборудования, самоконтроль.

Организационные формы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация по теме: "Спирты и фенолы", СD - ресурсы (виртуальная лаборатория), учебники Габриеляна О.С. Органическая химия 10 кл. - М: Дрофа, 2007, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент. (Мотивация.)

Эпиграф: Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден - вперёд!

II. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы (Слайд 2):

Сформулируйте цели нашего урока.

Итак, сегодня на уроке:

  • вы повторите, что такое спирты и фенолы;
  • вы выполните тренировочные задания;
  • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы уже так много знаете! (Слайд 3)

III. Анализ, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме: "Спирты и фенолы".

1.Актуализация знаний по терминам.

Разминка (устно, фронтально).

Поясни значение слов: кислородсодержащие соединения, функциональная группа, гидроксильная группа, гидратация, водородные связи, изомеры, гомологи.

2. Закрепление, обобщение, контроль знаний по теме:

Для более полного понимания, обобщения и закрепления темы "Спирты и фенолы" предлагается ответить на ряд ключевых вопросов (Слайд 4):

Какие вещества называют спиртами?

Учащиеся дают ответы, дополняя друг друга.

После ответа учащихся на вопрос, демонстрируются на слайде презентации верные варианты с определением класса спирты и общей формулы гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.

По каким признакам классифицируют спирты?

Учащиеся вспоминают основные признаки, лежащие в основе классификации спиртов, делают соответствующие выводы и дают ответы с места.

На экране демонстрируется слайд с классификацией спиртов.

Какие вещества называют фенолами?

Учащиеся с места пытаются дать определение классу фенолы.

После ответа учащихсядемонстрируется на слайде определение класса фенолы, учитель исправляет неточности в ответах учащихся, акцентирует их внимание на строении фенил- радикала.

Что такое гомологи? (Следуют ответы учащихся).

Назовите 3 гомолога

первый ряд: бутанола, второй ряд: гексанола, третий ряд: пентанола

Что такое изомеры?(Следуют ответы учащихся).

Какие виды изомерии характерны для спиртов?

Учащиеся вспоминают основные виды изомерии спиртов. На экране слайд "Виды изомерии" (Слайд № 5)

А теперь в тетрадях дайте название соединения, формула которого есть у вас на карточке и напишите 1 вариант: изомеры углеродного скелета, 2 вариант: изомеры по положению гидроксо-группы для вашего соединения;

Какими химическими свойствами обладают одноатомные спирты?

Ученики с места перечисляют по очереди основные химические свойства одноатомных спиртов:

  • Спирты горят;
  • Реагируют с активными металлами
  • Реагируют с галогенводородами;
  • Вступают в реакцию дегидратации при нагревании;
  • Вступают в реакцию этерификации;
  • Вступают в реакции окисления.

На экране уравнения реакций отражающие химические свойства одноатомных спиртов.

А теперь выполните задание, самостоятельно допишите продукты реакции.(Слайд 6)

На экране слайд с незавершенными реакциями.

Учитель демонстрирует на слайде презентации уравнение реакции спиртов в полном виде, делает соответствующие комментарии.

Учащиеся, сверяясь с правильными уравнениями на доске, самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.

Назовите характерные качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы?

(Следуют ответы учащихся)

Проведите с помощью реактивов качественную реакцию на многоатомные спирты .

Десятиклассник проводит реакции получения свежеприготовленного Cu(ОН) 2 и "Качественную реакцию на многоатомные спирты".

Все остальные ученики вспоминают правила по ТБ по проведению эксперимента. А затем записывают в тетрадях "Качественную реакцию на многоатомные спирты".

Учитель открывает на слайде продукты реакции.

Учащиеся сверяются и самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.

Внимание на экран (фрагмент опыта №5 Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl 3 (виртуальная лаборатория)).

Демонстрирует на доске слайд "Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl 3" . Затем на экранеоткрывается уравнение качественной реакции на фенол, учитель делает соответствующие комментарии. Ученики в тетрадях записываютуравнение качественной реакции на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl 3 .

IV. Сообщения учащихся о губительном действии спиртов на организм человека.

Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?

Сообщение учащегося (презентация.Влияние этанола на организм человека).

Прослушав выступления, мы все сделали собственные выводы.
А сейчас я прошу вас закончить мою фразу:
Поздоровавшись с водкой, попрощайся:.с умом.
Когда появляется вино, удаляется:. мудрость.
Хмель шумит, ум:.молчит.
Вино ремеслу - не:..товарищ.
Услышанное на уроке надо мотать:.на ус.

V. Рефлексия.

Сядьте удобней, закройте глаза. Расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке (в это время звучит тихая музыка).

Я предлагаю вам выполнить рефлексивный тест, который не нужно подписывать.

В случае согласия с утверждением вы ставите знак "+" напротив него.

Рефлексивный тест . (Приложение №2)

А теперь поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, четыре плюса, три.

Эти оценки вы поставили мне. Если когда - нибудь школьники смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель "доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность, то это будет для меня высшей наградой".

VI. Домашнее задание

Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика. Через решение задач определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.

Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)

Спирты (Приложение №3)

Оценка "5"-11-10 заданий, "4"-9-8 заданий, "3"-6 и меньше.

Творческие задания (можно выполнить в паре или группой):

Подготовить 10-15 вопросов к игре "Да- нет" (по желанию);

Составить кроссворд "Спирты и фенолы" (Приложение №4) (по желанию);

подготовить плакаты на тему "Я веду здоровый образ жизни" (по желанию).

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII.Литература.

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
  3. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат, 1961.

Приложение № 1

Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: " Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему? " Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: " Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё вне этих кругов - это непознанное, ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений ".

Так что, чем шире и глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов.

На сегодняшнем занятии мы постараемся ответить на все вопросы, которые будут стоять перед нами.

Приложение № 2

Рефлексивный тест.

1. Я прояснил (а) сегодня много новенького для себя.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответ.

4. Мне понравилось наше занятие.

5. Мне было интересно сегодня работать на уроке.

Приложение№3

Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1 (3 балла). Общая формула одноатомных спиртов:

2 (3 балла). Трехатомным спиртом является:

А. Этанол.

Б. Этиленгликоль.

В. Глицерин.

Г. Метанол.

3 (3 балла). Название вещества, формула которого

СН3-СН -СН2-СН3
ОН

А. Бутанол-1.

Б. Пропанол-2.

В. Бутаналь.

Г. Бутанол-2.

4 (3 балла). Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:

A. Изомерия положения кратной связи.

Б. Пространственная изомерия.

B. Изомерия положения функциональной группы.

Г. Все ответы верны.

5 (3 балла). Вещество, которое не вступает в реакцию с этиловым спиртом:

Б. Кислород.

В. Оксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

6 (3 балла). Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

А. Оксид меди (II).

Б. Бромная вода.

В. Гидроксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

7 (3 балла). Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:

А. Этиловый.

Б. Метиловый.

В. Пропиловый.

Г. Бутиловый.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

8 (8 баллов). Составьте уравнения реакций по схеме:

этан -> этен > этанол > этилат натрия.

9.(2 балла). Вещество, применяемое как пищевая добавка:

А. Глицерин. В. Метанол.

Б. Этиленгликоль.

10. Дайте определение понятия "реакция дегидратации".

Оценка "5"-9-10 заданий, "4"-7-8 заданий, "3"-5 и меньше.

Огюст Лоран ()


Блицконтроль: Вариант 1Вариант 2 Дополните предложения или уравнения реакций: 1. Спиртами называют органические вещества, которые содержат в составе группу _____________ 2. Если алкан называют этан, то соответствующий ему спирт называют _ 3. По числу гидроксильных групп спирты делят на __________ 4. В н.у. простейший спирт находится в агрегатном состоянии ______________ 5. Простейший двухатомный спирт – это _____________________ 6. По числу гидроксильных групп глицерол относят к ________________ 7. C 2 H 5 OH + Na 8. CH3OH + O 2 9. CH 3 -CHOH-CH 3 +HBr 10. CH 3 -CH=CH 2 +H 2 O Дополните предложения или уравнения реакций: 1. Функциональная группа спиртов ___ 2. Если алкан называют метан, то соответствующий ему спирт называют _ 3. Этиловый спирт по числу гидроксильных групп относят к _____ 4. Общая формула одноатомных спиртов _____________ 5. Метанол, в отличие от метана, является жидкостью благодаря ________ 6. В н.у. этанол находится в агрегатном состоянии _______________ 7. CH 3 OH+ Na 8. C2H 5 OH+ O 2 (избыток) 9. CH 3 -CH 2 – CHOH-CH 3 +HCl 10. CH 3 -CH=CH-CH 3 +H 2 O






Физические свойства: Фенол C 6 H 5 OH (карболовая кислота) бесцветное кристаллическое вещество на воздухе окисляется и становится розовым, при обычной температуре ограниченно растворим в воде, выше 66 °C смешивается с водой в любых соотношениях. Фенол токсичное вещество, вызывает ожоги кожи, является антисептиком




Химические свойства: Реакции обусловленные гидроксильной группой – ОН: Реакции обусловленные бензольным ядром: 1)Взаимодействие с активными металлами с образованием фенолятов. 2C 6 H 5 -OH + 2Na 2C 6 H 5 -ONa + H 2 фенолят натрия 2)Взаимодействие со щелочами; C 6 H 5 -OH + NaOH (водный. р-р) C 6 H 5 - ONa + H 2 O ! Феноляты – соли слабой карболовой кислоты, разлагаются угольной кислотой C 6 H 5 -ONa + H 2 O + СO 2 C 6 H 5 -OH + NaHCO 3 3) Качественная реакция на фенол 6C 6 H 5 -OH + FeCl 3 (C 6 H 5 O) 3 + 3HCl светло- фиолетовый раствор жёлтый раствор 1)Взаимодействие с бромной водой. 2).Взаимодействие с азотной кислотой.






Задания для закрепления: 1.Задача:При бромировании фенола массой 28,2 г получен осадок массой 79,44 г. Вычислите массовую долю (в %) выхода продукта. 2. Осуществить цепочку превращений: СН 4 НССН С 6 Н 6 С 6 Н 5 -Br С 6 Н 5 -ОН 3. В трех пробирках содержится этанол, глицерин и раствор фенола. С помощью, каких химических реакций можно различит эти вещества? Составьте уравнения соответствующих реакций.




Мишень


Использованные ресурсы: Открытие фенола и пиррола (N) sredstva-dlya-posudyhttp://o-samom-glavnom.tv/sinteticheskie-moyushchie- sredstva-dlya-posudy dereva.htmlhttp://samstroil.ru/vybiraem-antiseptik-dlya- dereva.html topolek.ru/publ/stroitelstvo/pravilno_vybiraem_krasku_ dlja_remonta/ http:// topolek.ru/publ/stroitelstvo/pravilno_vybiraem_krasku_ dlja_remonta/



Подобные документы

    Номенклатура и изомерия алканолов, способы их получения, химические свойства. Характеристика строения и свойств непредельных спиртов этиленового и ацетиленового рядов. Получение глицерина. Описание ароматических спиртов. Свойства и получение фенолов.

    лекция, добавлен 01.04.2013

    Определение и классификация спиртов. Номенклатура спиртов и составляющие их систематических названий. Характеристика физических свойств спиртов. Химические свойства спиртов, их превращения, реакции, активность. Технология получения и применение спиртов.

    реферат, добавлен 26.02.2009

    Получение, строение и свойства фенолов. Процесс окисления. Электрофильное замещение в ароматическом кольце фенолов. Примеры ароматических спиртов и фенолов. Действие щелочей на галогенарены. Кумольный способ. Нуклеофильность фенолов и фенолят-ионов.

    контрольная работа, добавлен 05.08.2013

    Изучение номенклатуры, классификации, строения и химических свойств спиртов и фенолов, аминов и аминоспиртов. Оценка реакционной способности одноатомных и многоатомных спиртов, алифатических и ароматических спиртов, алифатических и ароматических аминов.

    лекция, добавлен 28.11.2019

    Алканы и их применение. Химические свойства алкенов. Способы получения алкинов. Строение ароматических углеводородов. Физические свойства галогеноуглеводородов. Классификация спиртов. Простые эфиры. Карбоновые кислоты и их производные, дисахариды.

    курс лекций, добавлен 11.09.2017

    Понятие ациклических соединений, свойства, характерные для данного класса. Принципы классификации спиртов, строение углеродного скелета изомеров, физические свойства и методы получения. Происхождение термина "Фенол", состав ароматических оксиосоединений.

    реферат, добавлен 05.10.2010

    Общая классификация спиртов. Физико-химические свойства спиртов. Промышленные и лабораторные методы получения спиртов. Основные химические реакции многоатомных спиртов. Простые эфиры: номенклатура, изомерия, физико-химические и пожароопасные свойства.

    лекция, добавлен 21.03.2015

    Классификация и номенклатура основных оксисоединений – спиртов и фенолов. Методы получения, физические и химические свойства одноатомных насыщенных спиртов, гликолей, алкантриолов, эритритов, пентитов, гекситов, фенолов, ди- и полиоксибензолов.

    лекция, добавлен 10.03.2010

    Особенности строения и химическое значение этилового спирта. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, их специфика и химические, физические свойства. Применение, распространение и получение спиртов, их возможное воздействие на окружающую среду.

    реферат, добавлен 06.11.2017

    Сущность карбоновых кислот, их классификация и сферы применения. Строение, изомерия и способы синтеза одноатомных предельных спиртов (алканолов). Химические свойства ароматических углеводородов и алканов. Реакции присоединения и окисления алкенов.