Сложноподчиненное предложение с придаточным подчинением придаточных. Сложные предложения

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай - все придаточные прикрепляются непосредственно к главному; второй - когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное - к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные . Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана . 1-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она . Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного и того же слова в главном предложении - перед нами предложение с однородным подчинением (или соподчинением - см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий . Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и ). Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все . Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый серп гулял , пусто где? (где) падал колос . Во втором придаточном предложении где опущено, а между собой придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение может быть однородным и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и / или зависят от разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней - придаточное условия. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня - придаточное определительное. Мы задали разные вопросы к разным придаточным от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д.

Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение - Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала - придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец - придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого) называется придаточным второй степени. А связь называется последовательное подчинение .

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/ когда, что/ так как и др. Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что им вдогонку уже летели бушующие потоки - придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу - придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения. Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом - придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла - придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения - связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? - сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила - придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в этом предложении мы имеем и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки . Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична - придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна и эластична в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки - придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не тот какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?

3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (А. Пушкин). (2) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге ().

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

СПП - это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.
Подчинительные союзы - что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.

СПП с однородным подчинением

Предложение, в котором все придаточные относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые вопросы (следовательно являются придаточными одного типа)

Примеры :

  • Я отправился в путь, когда все уже спали и когда стало прохладно
  • Я отправился в путь, когда все уже спали и стало прохладно

Я отправился в путь — > когда? (когда все спали и когда стало холодно)

Замечание: В русском языке одинаковое слово можно не повторять, поэтому пример 1 и пример 2 — одинаковые предложения.

СПП с последовательным подчинением

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

Примеры :

  • А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Примеры :

  • Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

СПП с параллельным подчинением

Данный вид СПП имеет такие придаточные, которые
а) Получают вопросы от одной главной части, но эти вопросы разные (следовательно придаточные будут разных видов.)
б) Являются придаточными одного типа, получают одинаковые вопросы, но относящиеся к разным словам (это касается придаточных определительных.)

Примеры :

  • а) Хотя ты и не заслуживаешь этого, я поставлю тебе пятерку, еси хорошо напишешь контрольную.
  • б) Я люблю смотреть на море, которое приносит вдохновение и на небо, в котором нет облаков. (от разных существительных в главной задаются вопросы.)

Внутри придаточного предложения всегда есть подчинительный союз.

Пример : Андрей не помнил, куда положил дневник. (о чём?)

От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. Придаточное всегда отделяется от главной запятыми.

Итоги

1. Внутри придаточной части всегда есть подчинительный союз.
2. От главной части задаём вопрос придаточной.
3. Придаточное от главного всегда отделяется запятыми.

Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Правильный ответ: 5

Комментарий:

Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.

Всем этим условиям соответствует предложение 5.

[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.

Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

Однородное подчинение

Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:

  1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
  2. Являются придаточными одного типа.

Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).

[ - = ], (что - =), (что = -)...

Примечание

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).

Неоднородное (параллельное) подчинение

Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда - =), [то = ], (который -).

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.

Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = - ], (которые =), (когда - =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда - =), =)

Комбинированное подчинение

В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).

(последовательное и однородное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).

(однородное, параллельное и последовательное подчинение).

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

    придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

    между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

    Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

    1 , (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз 4 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос - до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

    1

    (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз) 4

    Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

    [ гл.] 1 , (что - союз) 2 и (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос - что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

    1

    (что - союз) 2 и (что - союз) 3

Обратите внимание!

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). - Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) - союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). - Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

    придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

    / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).

    (когда - союз) 1 , 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору - придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его - придаточное цели.

    2
    ↓ ↓
    (когда - союз) 1 (чтобы - союз) 3

    Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 / 3 (Маяковский).

    [ сущ.] 1 , (в которой - союз. сл.) 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову - среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение - придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно - придаточное цели.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [сущ. ] 1
    ↓ ↓
    (в которой - союз. сл.) 2 (чтобы - союз) 3

    Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

    [ гл., (почему - союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных - придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [гл. гл.] 1
    ↓ ↓
    (почему - союз. сл.) 2 (что - союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

    Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

    [ гл.] 1 , (как - союз гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно - к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно - к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [ гл.] 1

    (как - союз гл. + ук. сл.) 2

    (что - союз) 3

Обратите внимание!

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая - союз. сл., 2 (чтобы - союз...), 3 ...) 2 .

[ сущ. ] 1

(которая - союз. сл.) 2

(чтобы - союз) 3

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени - которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени - чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что - союз 2 (если - союз...), 3 то...) 2 .

[ сущ. ] 1

(что - союз) 2

(если... то - союз) 3

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то , которая находится в главном для условного придаточного предложении - придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное - придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

    В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

    Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

    1) пари заключается в том ;
    2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
    4) что я вам скажу ;
    5) если он не останется ;
    6) то я исполню любое приказание ;
    7) какое вы мне дадите .

    Первое предложение (пари заключается в том ) - главное, остальные - придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).

    Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

    1→2: пари заключается в том , что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня ;
    2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
    6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
    6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

    По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 - придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

    На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

    [гл. + ук. сл.] 1

    (что - союз гл. + ук. сл.) 2 , а (- сущ. + ук. сл.) 6
    ↓ ↓ ↓ ↓
    (если... то - союз) 3 (что - союз. сл.) 4 (если... то - союз) 5 (какое - союз. сл.) 7

    Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

    Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

    [гл. + ук. сл.] 1 , (что - союз (если - союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз сл.) 4 , а (если - союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое - союз. сл.) 7 .

    В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

    Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

    Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 - главное; предложения 2 и 3 - придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи - союзное слово который ; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи - союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который - союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы - союз) 3

[сущ.] 1 , (который - союз. сл., (чтобы - союз) 3 ,) 2 .
опред. цели