Фразы на шумерском языке. Шумерский язык

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

Около 4000 лет до нашей эры в Междуречье, между реками Тигр и Евфрат (современный Ирак) пришёл удивительный народ - шумеры. Изобретение земледелия и колеса приписывают именно им. Кроме того, они изобрели письменность, сделали открытие, которое полностью изменило весь ход истории человечества, Интернет - это одно из множества следствий этого открытия шумеров.

То, что они пришли откуда-то издалека, видно по их языку, в нём отражен гористый характер их прародины, на шумерском «страна» называется словом «kur» («гора»), шумеры в Междуречьи, где гор нет, сами строили горы, зиккураты, на которых возводили свои храмы.

Свой язык шумеры называли «eme-gir», «eme» значит «язык», «gir» (некоторые считают, что тот знак читается «ku») означает «благородный» (в шумерском определения ставились после определяемого). Кроме местных диалектов, которые, естественно, существовали в каждом городе-государстве шумеров, их язык имел ещё одно важное разделение: кроме обычного языка «eme-gir», был ещё второй вариант языка, «eme-sal». О переводе этого названия шумерологи до сих пор активно спорят, самым вероятным переводом слова «sal» можно считать «тонкий». На «eme-sal» записывались некоторые религиозные тексты, которые, вероятно, должен был исполнять женский хор. Нередко в священных текстах боги говорят с одними богами на «eme-gir», а с другими - на «eme-sal». Эти два варианта шумерского отличались в основном фонетически, морфологические и лексические отличия тоже были, но их было намного меньше. Основной версией о природе «eme-sal» сейчас является то, что это был женский язык, явление, которое встречается во многих языках по всему миру.

На шумерском перестали говорить около 2000 лет до н. э. Но потом ещё не менее 1000 лет этот язык изучали в школах Вавилона и Ассирии. Все наши знания о шумерском языке основаны на словарях, которые вавилоняне создали для облегчения изучения шумерского в своих школах. В этих словарях кроме перевода слов была и их транскрипция, поэтому сейчас в общих чертах можно довольно точно представить, как шумерский язык звучал. Я пишу «в общих чертах» и «довольно точно» потому, что эта транскрипция была написана ассирийской клинописью, письменностью, которая не очень годилась для передачи иноязычных слов, не все звуки она могла обозначить.

На иллюстрации шумерский текст Ур-Намму, царя города Ур, 2112 - 2094 г. до н. э. Написано там следующее:
«Для Инанны, своей госпожи, Ур-Намму, могучий человек, царь Ура, царь Шумера и Аккада, её храм он построил.» Инанна, дочь Нанны, - это была одна из главных шумерских богинь, повелительница любви, плодородия, утренняя и вечерняя звезда.

Единственная книга о шумерском на русском, грамматика:
(книга не очень, написана сухим казённым языком, без любви к предмету)

Единственный в мире учебник шумерского, на английском, это на нём спит Том , кот моих друзей из Гамбурга. Книга шикарная, шедевральная, на Амазоне от $100 цена.
John L. Hayes, A Manual of Sumerian Grammar and Texts, Malibu, UNDENA, 1990
К этой книге я сделал список знаков клинописи, встречающихся в первых десяти уроках, такой мини-словарик, .

Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…

О шумерском языке известно многое…

Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским .

Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.

Главные загадки не раскрыты

Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.

Но пока что лингвисты не могут похвастаться: происхождение и связи шумерского языка не установлены, следовательно, нет ответов на вопросы, где сформировался шумерский этнос, каким маршрутом пришёл в Месопотамию и какие этносы формировались вместе с ним. При этом гипотез на эту тему создано множество и вот несколько из них:

Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.

Шумерская клинопись: вверху - каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу - фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи

Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.

Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.

Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава III Когда заговорила клинопись Созданная за несколько тысячелетий до нашей эры, клинопись явилась выдающимся явлением в культурной жизни человечества, в истории человеческой цивилизации. Благодаря клинописи люди смогли зафиксировать свои достижения в различных

автора

Часть 1. Шумерская цивилизация

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Часть 2. Шумерская культура

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Шумерская притча об «Иове» Рассказ о том, как на некоего человека - имя его не названо, - который отличался здоровьем и был богат, обрушились жестокие страдания, начинается призывом воздать хвалу богу и вознести к нему молитву. После этого пролога появляется безымянный

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Шумерская загадка» и ниппурский союз С расселением в начале IV тыс. до н. э. на территории Нижней Месопотамии пришельцев-шумеров археологическая культура Убейд сменилась здесь культурой Урук. Судя по позднейшим воспоминаниям шумеров, первоначальным центром их поселения

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Шумерская цивилизация Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Брачная клинопись Для кого-то браки совершаются на небесах, для кого-то – на грешной земле. Для жителей древнего Междуречья браки совершались преимущественно в недрах бюрократической машины.На берегах Тигра и Евфрата вообще любили учет и контроль. Все события: и прошлые,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумерская загадка Одна из традиционных загадок востоковедения - вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Клинопись В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины,

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Язык шумеров
Рубрика (тематическая категория) Культура

Судя по лингвистическим и топонимическим данным, шумеры не были автохтонами Шумера. Это обстоятельство, принадлежность шумеров к европеоидной расе, а также всœе полученные нами выше данные говорят в пользу их возможного происхождения с территорий России (Русская равнина). Поскольку других мест возможного исхода европеоидов шумеров в 7 – 5-ом тыс. до н.э. попросту не существовало, а целый народ не может в одночасье вспыхнуть чудесной цивилизацией – вспыхнуть из ниоткуда.

Скептики, конечно, могут несколько засомневаться, приводя в качестве доводов возможность рождения гениев среди ранее нецивилизованного народа, который, якобы, эти гении и приводят к вершинам цивилизации.

Специально для таких приведём образный пример.
Размещено на реф.рф
Представьте: сидит обезьяна на дереве. Она никогда ничего более продвинутого, чем банан, в своей жизни не видела и ничего более передового, чем ковыряться палочкой в муравейнике, не делала. Вы на неё смотрите и разговариваете по мобильному телœефону. Отвлёкшись на минуту и отложив телœефон в сторонку, Вы по возвращении замечаете, что та же обезьяна сидит на том же самом дереве и держит в лапах мобильный телœефон. Каждый нормальный человек понимает, что здесь нет места чудесам, и происхождение мобильного телœефона в руках обезьяны чётко определяется.

Так вот, возвращаясь к Шумеру, мы должны отчётливо понимать, что шумеры пришли в незаселённые районы Шумера из другой страны и не только принœесли в себе европеоидные расовые признаки, но и знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в районах их исхода собиралось по крупицам на протяжении многих десятков тысяч лет. Это, в частности, касается также и мифологии, и языка. Или другой пример.
Размещено на реф.рф
В Китае имеется единственный в мире самый скоростной поезд. Но разработали и сделали его немцы. В случае если китайцы уничтожат конструкторов и документацию, значит ли это, что они станут считаться изобретателями и изготовителями этого поезда?

Конечно же – нет! И в связи с этим мы вновь напомним, что и по плотности археологических стоянок времени появления современного человека (50 – 40 тыс. до н.э.; см. п. 6. гл. IV), и по распространению мировоззренческих культов, в частности, культа славянской Макоши (начиная с 42-х тыс. до н.э., Костёнки, Россия; см. Карту распространения культа славянской богини Макоши), и по численности населœения в 50 – 40 – 20-х тыс. до н.э. (см. п. 5. гл. IV), и по распространению языковых семей (см. Языки мира ) другого очага европеоидной праславянской цивилизации нигде, кроме Руси – России, размещённой на древнейшей Русской платформе, мы не найдем.

Между тем, в целом ряде лингвистических исследований шумерский язык определяется, как ʼʼгенетически изолированныйʼʼ. Политика, а, точнее сказать, историческая политика, в данном случае здесь вмешивается в отправление научной мысли. И вмешивается по той причинœе, что современное демократическое мировое сообщество (см. ʼʼДемократия ведёт к смерти эгрегораʼʼ) в большей части своей строится, исходя из тезиса о библейском происхождении цивилизации. Даже та заявленная ИНАЯ позиция академической науки о приверженности последней дарвиновской теории другим своим крылом всё равно относит теперь уже дарвиновское происхождение человека в места исключительно библейских событий. Чего стоит хотя бы принятие учёным сообществом наименования языковой семьи по персонажу Библии: Сим – семитские языки: представьте, славяне дадут имена языкам по Велœесовой книге – велœесовские языки, свароговские языки, макошинские языки, ярильские языки, русальские языки и т.д. Или другой термин – праадамиты, определяющий людей, живших до библейского Адама. Представьте, мы будем их называть пракецалькоатлитами – потомками индейского Кецалькоатля. Это, в свою очередь, накладывает жёсткие рамки на историческое популяризаторство, семитически предустанавливая, что, якобы:

  • во-первых, предками всœех народов являются семиты,
  • во-вторых, предком всœех языков является семитский язык.

Как известно, ни то, ни другое далеко не соответствует исторической действительности. Как также известно, и как мы показали в гл. XI, так называемая семитская общность создана путём реконструкции (искусственно), начиная всœего лишь с 18-го века н.э. Уже почили в небытии две других ложных (ʼʼгипотетическихʼʼ) семьи языков, названные по именам двум из трёх сынов библейского Ноя Хама и Яфета – хамитская и яфетическая. Семитская ещё цепляется за жизнь, хотя на картах языков ей никогда не находится места. В случае если только не путём прямого переименования уже существующих установленных языков и семей языков.

Не смотря на данные науки, публично идя на поводу у натянутого понятия межэтнической толерантности, многочисленные учёные на самом делœе обслуживают процесс длительной исторической оккупации (см. п. 8. гл. IV) новых земель семито-кавказоидными переселœенцами, последовательно уничтожившими всœе известные цивилизации (за исключением пока что только одной – русской). Как известно, книга Библии ʼʼАпокалипсисʼʼ говорит о расправе, которую учинит иудейский мессия/машиах/христос, уничтожив ВСЁ населœение Земли и оставив только 144.000 иудеев из 12-ти колен израилевых . Именно для этого именно такие учёные в ущерб истинœе проповедуют именно семитское (иудейско-библейское) происхождение цивилизации. Хотя, повторим, это, конечно, из области мифологии и ничего общего с наукой не имеет.

По этой причине заявленная ʼʼгенетическая изолированностьʼʼ шумерского языка на самом делœе подразумевает следующее: шумеры не имеют ни предков, ни братьев среди известных языков мира. Что, в свою очередь, говорит только об одном из двух:

  • либо шумеры молчали (не имели вовсœе языка) до своего прихода в Шумер,
  • либо шумеры пришли в Шумер с другой планеты.

Потому что во всœех других случаях шумеры должны иметь языковых родственников. В данном случае ситуация не уникальна. Она повторяет в точности ситуацию с этрусским языком, происхождение которого также, якобы, не установлено.

Интересность этих двух ситуаций состоит по сути в том, что обе культуры – и шумерская, и этрусская (из пеласгской) – являлись наиболее развитыми в своих регионах в своё историческое время и оказали на последующие культуры и народы просвещающее воздействие. Обе эти культуры были образованы проторусскими переселœенцами. А поскольку, повторим, современное изложение истории во многом идёт исключительно в угоду семитскому единоначалию, недопустимо, чтобы хоть какая-то иная общность была исторически более передовой, нежели сами семиты. И в связи с этим эта чёткая установка также чётко отрабатывается соответствующими исследователями – шумерский и этрусский (из пеласгского) языки не имеют (читай: не могут и не должны иметь) своего генетического предка.

По этой причине шумерский язык раннего периода (досœемитского) активно не изучается, а пеласгский язык не изучается вовсœе – поскольку, в случае если бы такие исследования проводились бы, то результаты этих исследований поставили бы огромные знаки вопроса на трудах многочисленных ʼʼисследователœейʼʼ, заявляющих вышеобозначенные трудности классификации этих языков.

При этом поскольку околонаучная пропаганда не имеет ничего общего с уже состоявшейся единожды реальной историей, нам вполне по силам отыскать предков и шумерского языка (как мы это сделали выше, отыскав предка пеласгского языка – см. п. 7.1.2.1. гл. IV).

Формирование шумерского языка относят к культуре Урука (4-е тыс. до н.э.), которая сменила эль-обейдскую (в центре города Урук раскопаны и ʼʼКрасное зданиеʼʼ, и ʼʼБелый храмʼʼ).

Принятая периодизация собственно шумерского языка такова:

  • 2900 – 2500 гᴦ. до н.э. – архаический период: много идеограмм в письме, не всœе грамматические форманты и звуки записываются; учебные и хозяйственные тексты, строительные надписи, юридические документы.
  • 2500 – 2300 гᴦ. до н.э. – старый период: хозяйственные тексты, строительные, юридические и исторические надписи.

Дальнейшие периоды языка народов шумерских территорий говорят о состоявшейся семито-кавказоидной оккупации и полном уничтожении пришлыми семитами европеоидного населœения Шумера:

  • 2300 – 2200 гᴦ. до н.э. – переходный период: малое количество памятников письменности, что объясняется шумеро-аккадским двуязычием.
  • 2200 – 2000 гᴦ. до н.э. – новый период: много строительных надписей, длинные стихотворения, тексты религиозного содержания, архивы.
  • 2000 – 1800 гᴦ. до н.э. – поздний период: эпические песни, гимны; явное влияние аккадского языка (семитская группа афразийской языковой семьи).
  • С 1800 ᴦ. до н.э. – послешумерский период, когда язык перестал быть живым и оставался лишь одним из официальных; от этого времени остались билингвы.

Ранний этап шумерского языка, как уже мы отмечали выше, вроде бы не соотносится ни с одним из известных языков, а поздний соотносится с языками сино-кавказской семьи. Именно в данный период семито-кавказоидная оккупация шумера и состоялась. Источники говорят об этом, как о процессе ассимиляции одной культуры другой, забывая, однако, что культура шумеров была полностью уничтожена ассимилянтами, переработана ими и позже выдана в качестве своей (к примеру, халдеи-арамеи ʼʼунаследовалиʼʼ от шумеров астрологию, ʼʼдревние евреиʼʼ ʼʼунаследовалиʼʼ от шумеров письмо и т.д. и т.п.). Это в точности аналогично тому, как конкистадоры ʼʼунаследовалиʼʼ от индейцев земли обеих Америк: многие города и штаты носят названия индейских племён, а сами индейцы стали отличным удобрением для неплодородных прерий Запада.

Первые памятники шумерской письменности датированы 3200 годом до н.э. Язык шумеров был разговорным в 4 – 3 тысячелœетиях до н.э. у носителœей эль-обейдской культуры. Но поскольку она исторически строилась на хассунской культуре 6-го тыс. до н.э., а схожесть религиозного культа поклонения славянской Макоши (идентичные женские статуэтки, орнамент и т.п., см. выше) налицо, можем предположить, что и язык шумеров был унаследован именно из этого времени.

Источник , опираясь на данные языкознания, убедительно показывает, что во времена начала существования Шумера (5-е тыс. до н.э.) вообще на Земле существовали только шесть языков-семей:

1. Австрическая – восток Евразии,

2. Эламо-дравидская – на восток от Шумера,

3. Сино-кавказская – на северо-запад от Шумера,

4. Русская (общеиндоевропейская) – на запад и на север от Шумера,

5. Уральская – на северо-восток от Шумера,

6. Афразийская – в северо-восточной Африке,

7. Негроидная – в южной Африке.

Рис. 4.7.1.3.1.1. Дерево Языков. Фрагмент 10 – 2 тыс. до н.э.

Этот список окончателœен. Дополнения к нему невозможны. Рассматриваемого периода времени языковое пространство ʼʼперепаханоʼʼ вдоль и поперёк, так что найти какую-либо дополнительную семью языков, ранее не известную, будет не только невозможно, а невозможно вовсœе.

Анализируя приведённый список, обнаруживаем: с австрической, афразийской, уральской и негроидной семьями-языками у шумеров (раннего этапа, до 5-го тыс. до н.э.) контакта не было – разграничение происходило территориальной удалённостью. К тому же в расовом отношении шумеры, принадлежащие к европеоидной расе, не могли говорить на языках монголоидов (австрическая и уральская семьи) или негроидов (афразийская и негроидная семьи). Также по причинœе расового несоответствия шумеры не могли являться носителями эламо-дравидского языка туземного негроидного населœения Элама и Индии. О заимствованиях и возможной переработке последнего также речь идти не может, поскольку даже в настоящее время европеоиды-индийцы не смешали свой индоевропейский язык с дравидским языком местного дравидского негроидного населœения Индии – в Индии до сих пор два ʼʼязыкаʼʼ (два потока языков).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, из семи поименованных семей языков шумеры могли говорить только лишь:

  • либо на сино-кавказском (семитском),
  • либо на проторусском (общеиндоевропейском) языках.

Многочисленные исследования однозначно показывают, что шумерский язык не относится к сино-кавказской (семитской) семье. Более того, именно после того, как семито-кавказоидное ʼʼгосударствоʼʼ Аккад, расположенное на северо-западе от Шумера, создалось, укрепилось и напало на Шумер, перестал существовать и шумерский язык, и сам шумерский народ.

При этом и данный процесс насильственной ассимиляции состоялся лишь со 2-го тыс. до н.э., что отражено в приведённой нами выше периодизации шумерского языка. Выводы о принадлежности шумерского языка к проторусской (индоевропейской) семье сомнений не вызывают. Хотя для уточнения наших позиций обратимся к анализу самого языка.

Строй шумерского языка в качестве двух базовых типологических доминант содержал:

  • агглютинативный характер организации морфем в слове,
  • эргативный характер актантно-предикатных отношений.

Эти две черты имеют ряд зависимых тенденций в структуре языка. Первая из них определяет то, что всœе морфемы в шумерском слове имеют границы – несут по одному грамматическому значению. Агглютинация состоит в том, что производные слова образуются путём присоединœения к корню или базе аффиксов, имеющих определённое значение. При этом аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями, ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. К примеру, поморка, где: по – приставка, указывающая на расположение; мор – корень, устанавливающий смысл основы; к – суффикс, указывающий на лиц женского пола, образованных от корня; а – окончание, указывающее на женский род, единственное число . Шумерскому языку свойствен сингармонизм (в пределах двусложной основы возможен только один гласный звук, к примеру, молоко, парад, хорошо и т.д.) и эргативная структура (глагол-сказуемое всœегда замыкает предложение, а актант со значением активного действия всœегда стоит первым, к примеру, я тебя люблю, ты на небо смотришь и т.д.).

Агглютинативность как структурная доминанта͵ по части мнений, предполагает, что язык должен быть полисинтетическим , особенно в структуре глагола. В шумерском языке это подтверждается таким фактом, что практически всœе виды актантов имеют согласование в структуре глагола, а также практически полностью соотносятся морфологическое и синтаксическое выражение эргативной структуры языка.

При этом сегодня, как утверждают некоторые лингвисты, полисинтетизм характерен лишь для языков Америки, Новой Гвинœеи, Океании, северной Австралии. В Евразии полисинтетические языки распространены только на Дальнем Востоке, географическое исключение составляет только абхазский язык в западном Закавказье. Для Африки полисинтетизм также нехарактерен. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы видим, что полисинтетизм – явление в основном монголоидных языков. Шумеры, как мы показали выше, являлись европеоидами.

По этой причине для рассмотрения ситуации вокруг шумерского полисинтетизма приведём энциклопедический пример: ʼʼПолисинтетизм – не абсолютная, а относительная характеристика языка, один из полюсов континуума ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ. Рассмотрим английское предложение (1) ʼʼI am trying to sleepʼʼ и его переводы на русский язык (2) – ʼʼЯ стараюсь уснутьʼʼ и на язык центральный юпик (эскимосская семья, Аляска) (3) – ʼʼqavangcaartuaʼʼ (пример М. Митун). Значение всœех трёх предложений одинаково, примерно совпадает и количество морфем / семантических элементов: в каждом из трёх предложений их около шести. При этом английский язык выражает данный смысл пятью словами, из которых два, три или даже четыре являются служебными. Английский язык является в основном аналитическим, и единственный продуктивный грамматический аффикс, имеющийся в предложении (1), - ϶ᴛᴏ суффикс -ing. Русский язык является умеренно синтетическим. Английской частице to в (2) соответствует суффикс инфинитива -ть, а главный предикат стараюсь выражен одним словом (синтетически), а не аналитическим сочетанием со вспомогательным глаголом, как в английском. Центральный юпик является высоко синтетическим, или полисинтетическим языком: всœе грамматические значения в предложении (3) передаются аффиксами глагола ʼʼспатьʼʼ, который является семантически главным. В качестве аффикса выступает и морфема, обозначающая ʼʼяʼʼ, и даже значение ʼʼстаратьсяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в английском и русском языках скорее следует считать лексическим. Возможны всœе степени синтетизма, промежуточные между русским и юпиком, а также превышающие полисинтетизм юпикаʼʼ .

Отметим, что английский язык принадлежит к деградирующим языкам – языкам, утрачивающим часть своих прежних достижений. Это и есть отражение аналитизма. Более того, английский язык происходит от проторусского-общеиндоевропейского, и его деградация вызвана значительным удалением Англии от территорий первоначального формирования проторусского-общеиндоевропейского языка, а также смешиванием с языками других, менее развитых языковых семей.

Из русского языка приведём такие примеры полисинтетизма и его переводы в аналитизм (актант + служебные слова + глагол неопределённой формы): ʼʼПоработаю.ʼʼ – ʼʼя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время буду работатьʼʼ; ʼʼПонадкусываю.ʼʼ – ʼʼя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время часть (чего-либо) буду кусатьʼʼ; ʼʼПерепрыгнешь.ʼʼ – ʼʼты сможешь на другую сторону прыгатьʼʼ и т.д.

Для русского человека, в совершенстве владеющего своим родным языком, одного глагола – поработаю, понадкусываю, перепрыгнешь – достаточно для описания понятия, ему соответствующего. По этой причине предложения, состоящие из одного такого слова, часты в русском языке. Особенно в разговорном.

Именно в связи с этим представление о степени полисинтетизма того или иного языка принципиально зависит от критериев выделœения границы слова. Таких границ (универсальных) на сегодняшний день в лингвистике не существует. В результате при изменении представлений о границе слова квалификация языка по шкале ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ может радикально изменяться. По этой причине любой малоизученный язык представляет для лингвистов в первую очередь загадку членимости его на слова. Полисинтетические языки обычно имеют возможность передать то или иное значение, выражаемое посредством глагольного аффикса (к примеру, ʼʼпонадкусыва-Юʼʼ), также и с помощью отдельного слова (к примеру, ʼʼЯ понадкусываюʼʼ).

Отметим, что в слове ʼʼпонадкусываюʼʼ ранее префикс ʼʼпо-ʼʼ являлся отдельным предлогом , а теперь от слился с последующим словом. И даже сложились дублирующие конструкции, к примеру: ʼʼпо-ʼʼ + [ʼʼпо верхуʼʼ + ʼʼостьʼʼ (есть) = ʼʼповерхностьʼʼ] = ʼʼпо поверхностиʼʼ.

По этой причине большинство лингвистов относительно полисинтетичности того или иного языка разделяют формулу ʼʼочевидно, что это не бинарный признак типа ʼʼда/нетʼʼʼʼ. Потому что при изменении представлений о границе слова квалификация языка по шкале ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ может радикально изменяться. Приведём ещё один красноречивый энциклопедический пример: ʼʼФранцузский язык традиционно воспринимается как один из наиболее аналитических западноевропейских языков. Между тем такое описание навязывается лишь привычкой воспринимать французский в его орфографической форме. Более объективный подход к живому устному французскому показывает, что данный язык проделал уже следующий этап эволюции – из аналитического он превратился в полисинтетический (К. Ламбрехт). Предложение (5) Il me l’a donne ʼʼон мне его далʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы привычно воспринимаем как состоящее из пяти слов, реально представляет собой одно фонетическое слово , и если бы мы описывали данный язык как какой-нибудь малоизученный язык Новой Гвинœеи или Амазонии, вероятно, что могла бы быть предложена именно такая трактовкаʼʼ .

То же касается и эргативности шумерского языка. Структура эргативности в шумерском языке целостная, ᴛ.ᴇ. проявляется и в глагольной системе (личные аффиксы), и в именной (эргативный падеж, выражающийся постфиксом -е). В нашем примере можно перевести одно слово ʼʼпонадкусываюʼʼ в эргативное предложение, к примеру, ʼʼя понадкусываюʼʼ. Здесь мы получаем согласование актанта ʼʼяʼʼ и аффикса ʼʼ-юʼʼ, хотя с нашей точки зрения это просто обычное дублирование. Именно в силу эргативности шумерский язык причисляли к сино-кавказским языкам: и к абхазо-адыгским или нахско-дагестанским, и к картвельским. При этом они имеют номинативный характер синтаксиса, который присущ индоевропейским, уральским, тюркским и др.
Размещено на реф.рф
языкам. А эргативность заявляется как качественно иное по отношению к номинативным языкам типа славянских или тюркских.

Из всœего сказанного выше становится понятно, почему попытки простым сопоставлением тех или иных признаков шумерского языка втиснуть его в какую-либо семью оказались неудачными. Именно в связи с этим не удалось доказать и принадлежность шумерского языка сино-кавказской семье: ни один из структурных или лексических элементов, встречающихся в шумерском и одновременно находящим параллель в любом ином сино-кавказском, не должна быть объявлен именно генетической параллелью, так как может оказаться древним заимствованием.

С нашей точки зрения, основанной на анализе пространственно-временной классификации языков, изложенной в , шумерский язык нельзя приводить к родству с сино-кавказскими языками, поскольку большинство из последних в эпоху развитого шумерского языка (5 тыс. до н.э.) попросту не существовало в истории. Единственным сино-кавказским языком 5-го тыс. до н.э. является пракартвельский. При этом и он получен расчётным путём, то есть вероятность его существования может равняться как 100%, так и 0%. Более того, сино-кавказских археологических культур указанного времени ещё не найдено. Все культуры 5-го тыс. до н.э. региона Месопотамии являются проторусскими праславянскими (см. п. 7.1.3. гл. IV). Очевидная полная невозможность использования шумерами языка другой расы (кавказской), более того, повторим, именно после геноцида, устроенного в Шумере семитами-аккадцами, и сам Шумер, и шумеры, и шумерский язык перестали существовать.

С другой стороны, проторусский – праславянский – язык в 5-м тыс. до н.э. реально засвидетельствован работами Горнунга , Рыбакова и др.
Размещено на реф.рф
Причём, он засвидетельствован и археологически, и лингвистически, и территориально – вдоль северо-восточной, северной, северо-западной, западной и юго-западной границ Чёрного моря. От юго-западной границы до южной всœего несколько сот километров (около 200 км), что, естественно, не представляет преграды для носителœей любого языка.

Исходя из сказанного, мы вправе рассчитывать на достаточно высокий процент совпадения шумерских и русских слов (да, несмотря на разницу в возрасте).

Шумерский Перевод Русский/Транслит Другие индоевропейские
aba предок, отец, старик баба, ба, батя, бабушка baba, ba укр.
Размещено на реф.рф
баба, болᴦ. баба, сербохорв, баба, словен. baba, чеш. baba, польск. baba, лит. boba, лтш. ba~ba, батько ʼʼотецʼʼ, укр.
Размещено на реф.рф
батьо, батько, блр.
Размещено на реф.рф
баця, болᴦ. баща, сербохорв.
ama мама, ма мать, мама, ма mat, mama, ma укр., блр.
Размещено на реф.рф
мама, болᴦ. мама, сербохорв. мама, словен. mama, чеш. mama, слвц. mаmа, польск., в.-луж. mаmа, ср.
Размещено на реф.рф
вост.-лит. moma
amar детёныш, телёнок ам (есть), аманьки, амки am, amanki, amki малый, малец, малёк maliy, malets марджа, ʼʼрусская женщинаʼʼ, сиб., оренб., тат., хивинск. marѕa ʼʼрусская женщина, женаʼʼ, чув. majra ʼʼрусскаяʼʼ, башк. marja
(a)ne его него, нему, она nego, nemu, (o)na сербохорв. нас, нама, нам, словен. nas, nam, чеш. nas, nam, слвц. nas, nam, др.-польск. nas, nam, в.-луж., н.-луж. nas, nаm и т.д., др.-инд. nаs ʼʼнасʼʼ, авест. nа (энкл.), гот., д.-в.-н. uns ʼʼнасʼʼ .
ba-ngar полож(-ено, -или) в-ангар, амбар, онбар, имбар va-ngar, onbar, anbar (склад) с метатезой – арбан, бангар arban, bangar укр.
Размещено на реф.рф
амбар, вiнбар, др.-русск. анбаръ, онбаръ.
Bilga-mes предок-герой Вольга (муж) (русск. богатырь) Volga-mus билень ʼʼколотушкаʼʼ
dari-a жертвенный, постоянный дары, Дарья dari, dari-a укр.
Размещено на реф.рф
дар, ст.-слав. даръ, болᴦ. дар, чеш. dar, польск., в.-луж., н.-луж. dar, греч. dоron .
dingir бог деньга (богатство ) denga
du строящий, построивший дея (то, что сбылось), дию dea, diu дупло, дуплянка, дупель
du открывать, держать дуй, дую, дуть, дуло, дух dui, duu, dut, dulo, duh
dua постройка дом, дым(стар.
Размещено на реф.рф
основа на –u ) dom, dim
укр.
Размещено на реф.рф
дiм, дом, болᴦ. домът, сербохорв. дом, чеш. duІm, слвц. dom, польск., в-луж., н-луж. dom, др.-инд. damas, ʼʼдомʼʼ, авест. dam- ʼʼдом, жильеʼʼ, греч. dom ʼʼстроение, лат. domus
duud строящий (воз+во)дящий (возво)dia(щий) до(м)де(лающий)
eger спина, зад горб, хребет gorb, xrebet гороб, укр.
Размещено на реф.рф
горб, др.-русск. гърбъ, сербохорв. грба, словен. grb, чеш., слвц. hrb, польск. garb, в.-луж. horb, н.-луж. gjarb
En-lil Энлиль он Лель, она Леля On-lel ле(ё)ля, укр.
Размещено на реф.рф
лелiка ʼʼтеткаʼʼ, лелi, лелька, лельо ʼʼпапашаʼʼ, болᴦ. леля ʼʼтеткаʼʼ, леляк ʼʼдядя
ere раб реб(ёнок), реб(ята), робёнок русск. *реб- получено из *роб в результате стар.
Размещено на реф.рф
ассимиляции гласных reb-, rob-, rab
др.-русск. робя, робъ ʼʼрабʼʼ, ст.-слав. рабъ, болᴦ. роб ʼʼрабʼʼ, чеш. rоb ʼʼрабʼʼ, праслав. *orbъ, вост.-слав. и зап.-слав. rоbъ, ю.-слав. rаbъ., лат. orbu
eren воин, работник герой, ирой , героиня geroi, iroi, iroin франц. heros, нем. heroisch .
gaba грудь жаба ʼʼротʼʼ, жаба (ангина) gaba губа, жабра guba, gabra жев, жева (от жевать) geb, geba губа (губка, выпуклость) guba жаботать ʼʼкричатьʼʼ, укр.
Размещено на реф.рф
жабри, блр.
Размещено на реф.рф
жебры, болᴦ. жабри, чеш. јabra, слвц. јiabra ʼʼжабра, челюстьʼʼ, авест. zafarЌ ʼʼрот, пасть, зевʼʼ, др.-ирл. gop ʼʼклюв, ротʼʼ, укр.
Размещено на реф.рф
губа ʼʼротʼʼ, болᴦ. гъба – то же, чеш. huba, стар.
Размещено на реф.рф
huba ʼʼморда, ротʼʼ, польск. geba ʼʼротʼʼ в.-луж. huba, н.-луж. guba, лит. gum~bas ʼʼшишка, желвак, наростʼʼ, gum~bulas ʼʼжелœезаʼʼ, ср.-перс. gumbad, gumba ʼʼвыпуклостьʼʼ .
gal большой гала, галафа (шумная толпа) gala, galafa
gen-a верный, правильный гений, гензис, генерал geniy, general
gin идущий гоню, гнать, гуляю gonu, gnat, gulau др.-русск. гънати, 1 л. ед. ч. жену укр.
Размещено на реф.рф
гнати, 1 л. ед. ч. жену. сербохорв. гнати, женем, чеш. hnati, јenu, слвц. hnat", польск. gnac, в.-луж. hnac, н.-луж. gnas, лит. genu,gin~ti ʼʼгнатьʼʼ, ginu, др.-прусск. guntwei ʼʼгнатьʼʼ .
gina хождение гонка, (с)гинуть gonka, ginut
igi лицо, глаз око, очи oko, ochi укр.
Размещено на реф.рф
око, ojo (исп.), eye (англ.), Auge (нем.) др.-русск. око, ст.-слав. око, болᴦ. око, дв. очи, словен. оkо, чеш., слвц., польск. оkо, в.-луж. wоkо, н.-луж. hоkо, праслав. оkо, лит. akis ʼʼглазʼʼ, лтш. асs, др.-инд. aks, лат. oculus ʼʼглазʼʼ, гот. augo, тохар.
Размещено на реф.рф
еk ʼʼглазʼʼ .
igi-…-du глядеть (на) гляду, глядеть, глядать ищи, ищет (глазами) гляжу, укр.
Размещено на реф.рф
глядiти, блр.
Размещено на реф.рф
глядзець, болᴦ. гледам, словен. gledati, слвц. hl"adet", в.-луж. hladac, лтш. glendi ʼʼищиʼʼ .
inim слово, решение нема (конец), немь nema, nem немец ʼʼнемойʼʼ, болᴦ. немец, словен. nemec, польск. niemiec, н.-луж. nimc, слвц. nеmес .
iti(d) месяц тин ʼʼрубльʼʼ, др.-русск. тинъ, буквально ʼʼнарезка, зарубкаʼʼ, (ср.
Размещено на реф.рф
полтина) tin др.-русск. тинати ʼʼрезатьʼʼ (месяц – половина Луны) tinati тикр ʼʼзеркалоʼʼ (солнца) tikr
kalag-a сильный кулака (кулачный боец), кулак kulaka, kulak калабанить, колотить, калантарь ʼʼкольчугаʼʼ вепс. kalaidab ʼʼгремитʼʼ
ki земля кить (сугроб), кит (цемент), ки(рка) kit, ki(rka) кидать, укр.
Размещено на реф.рф
кинути, сербохорв. кидати ʼʼвычищать навозʼʼ, словен. kidati, чеш. kydati ʼʼчистить хлевʼʼ
kur-kur страна курень, курган ʼʼкрепостьʼʼ kuren, kurgan кр(епь), кр(ай), (х)кр(ам) укр.
Размещено на реф.рф
курiнь ʼʼизбаʼʼ, польск. kuren ʼʼземлянка, лачугаʼʼ крам ʼʼмелочная лавкаʼʼ, укр.
Размещено на реф.рф
крам, польск. kram, чеш. kram ʼʼлавкаʼʼ укр., блр.
Размещено на реф.рф
край, словен. kraj, чеш., слвц., польск., в.-луж. kraj, авест. kаrаnа ʼʼкрай, сторонаʼʼ
lu человек, люди люд, люди lud, ludi укр., блр.
Размещено на реф.рф
люд, др.-чеш. l"ud, чеш. lid, польск. lud, слвц. l"udiа, польск. ludzie, в.-луж. ludzo, н.-луж. luze, др.-русск., ст.-слав. людинъ ʼʼсвободный человекʼʼ, укр.
Размещено на реф.рф
людина ʼʼчеловекʼʼ, лит. liaudis ʼʼнародʼʼ, д.-в.-н. liut ʼʼнародʼʼ, ср.-в.-н. liute, бургунд. leudis ʼʼчеловекʼʼ .
lu-(e)ne упомянутые/известные люди людина ludine
lugal вождь, господин люд+гала
na(d) лежать низ, ниц, навзнич, ничком niz, niz укр.
Размещено на реф.рф
низ, блр.
Размещено на реф.рф
нiз, др.-русск. низъ, сербохорв. низ, низа, словен. niz, чеш. niz, и.-е. *ni, ср др.-инд. ni- ʼʼвниз, низʼʼ, авест. ni, др.-перс. niу ʼʼвнизʼʼ, д.-в.-н. nidar ʼʼвнизʼʼ, лтш. ni~gale .
ngi(g) чернить нажиг, нагар, гарь, жар, жига nagig, nagar, gar, jar, giga франц. noir, итал, nero, исп. negro, negras, негра, франц. negre, нем. Nеgеr, лат. niger – чёрный; гарь, укр.
Размещено на реф.рф
згар ʼʼсожженное местоʼʼ .
ngiri нога нога, ноги noga, nogi укр.
Размещено на реф.рф
нога, др.-русск., ст.-слав. нога, болᴦ. нога, сербохорв. нога, словен. noga, чеш., слвц. nоhа, польск. nоgа, в.-луж. nоhа, н.-луж. nоgа, лит. naga ʼʼкопытоʼʼ, др.-прусск. nage ʼʼступня (ноги)ʼʼ, лат. unguis ʼʼноготьʼʼ, др.-ирл. ingen – то же, др.-инд. nakham .
par-par светлый (очень) пурпур, фара purpur, phara франц. phare, итал. faro, исп. faro, Евфрат, арабск. Эль-Фара .
ra < rax ударять рах, крах, страх, рать, гарасить (бить)
sang голова сан *sanъ, др.-инд. sѓnu ʼʼвершина, высота͵ остриеʼʼ, др.-инд. san- ʼʼзаслуживатьЙ, авест. han- ʼʼзаслуживатьʼʼ, англ. head ʼʼголоваʼʼ
shu рука, взял, прикоснулся шукаю, шарю, шуровать, шить, шило нем. suchen ʼʼшаритьʼʼ
si пёстрый серый
sikil чистить русск. sistil (чистил)
sur граничить sur, франц. около, о; исп. Юг
tab прижать tab, англ. этикетка, ярлык
ud день день den
udu баран(ы) kudu, англ. антилопа куду
uru община, город русь, род, курень, хутор, круг
shu-объект-ti брать шу-(ка, рша)-ть

Таблица 4.7.1.3.1.1. Сравнение шумерских, русских и других индоевропейских слов.

Рассмотрим ещё некоторые особенности шумерского языка. К примеру, в шумерском языке множественность образуется путём повтора – шумер.
Размещено на реф.рф
udu-udu, всœе имеющиеся в виду бараны. В русском языке сохранилось елœе-елœе, едем-едем, тихо-тихо и т.д. Шумер.
Размещено на реф.рф
udu-xa, бараны разного рода (путём аффикса –xa, русск. – кса) в русском языке также имеет аналог для обозначения ʼʼразного родаʼʼ: небо – небе-са, чудо – чуде-са, тело – телœе-са и т.д.

Сами шумеры называли себя ʼʼsang-ngigaʼʼ . Обычно это переводят как ʼʼчерноголовыеʼʼ от sang, голова, ngi(g), чернить. Очень спорное утверждение, поскольку они были не неграми, а белыми европеоидами. А это значит, что в отличие от присутствовавших рядом с ними негроидных туземцев, шумеры были отнюдь не черноголовые, а, скорее, ʼʼбелоликиеʼʼ.

По этой причине, на наш взгляд, возможно:

  • либо термином ʼʼsang-ngigaʼʼ шумеры называли автохтонное негроидное населœение;
  • либо это словосочетание следует расшифровать иначе.

Рассмотрим несколько вариантов. Исходя из того, что шумерский язык по природе своей имеет эргативную структуру, при которой глагол-сказуемое всœегда замыкает предложение, а актант со значением активного действия всœегда стоит первым, получаем ʼʼголова+черня(щий, щая) ʼʼ. То есть активное действующее лицо здесь sang, голова, а ngi(g) – глагол ʼʼчернитьʼʼ, -a – суффикс образования имени, а также образования причастия от глаголов (ngig, чернить – ngiga, чернящий). Словосложение в системе шумерского имени заключалось в простом сложении корней. Некоторые сложные слова восходят к типичной для шумерского языка группе ʼʼопределяемое – определœениеʼʼ, причём определœение должна быть выражено прилагательным, приложением или именем в родительном падеже. То есть ʼʼsang-ngigaʼʼ можно перевести и так – ʼʼчернящий голову ʼʼ (негр или убивающий?). Но sang может обозначать не только голову, но и глагол сходного значения – как, к примеру, shu обозначает и руку, и глаголы ʼʼвзялʼʼ, ʼʼприкоснулсяʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, sang может обозначать русск. глагол ʼʼголоватьʼʼ, ʼʼголованитьʼʼ, рубить голову = ʼʼголова-нибудь (нить, ниц)ʼʼ. Аналогично тому, как русск. разговорное ʼʼштонитьʼʼ = ʼʼчто-нибудьʼʼ. В случае если переделать конструкцию под шумерский тип (переставляя служебное слово-морфему ʼʼнить-нибудьʼʼ с конца слова в его начало), получим ʼʼнголоваʼʼ – ʼʼобезглавливатьʼʼ, а самоназвание шумеров – ʼʼобезглавливающие ʼʼ. Этому подтверждение находим во французском – sang, кровь.

Есть второй вариант первода. При шумерском написании sang-(i)gi-g(al)-а, голова-очи-большие получаем – ʼʼбольшеглазые ʼʼ в смысле ʼʼкрасивыеʼʼ.

Третий вариант. Шумерское sang-n-gigas сопоставим с: франц. sang – род, происхождение; san – ʼʼзнатный родомʼʼ ; греч. gigas, мн. gigantes – название мифических существ огромного роста и сверхчеловеческой силы. Тогда имеем перевод – ʼʼвеликаны, знатные родом ʼʼ.

Ещё вариант: san-g(i)n(a)-(i)gi-ga(l) – ʼʼсыны пришедших глазастых великановʼʼ.

По нашему мнению, приведённые нами варианты переводов самоназвания шумеров – ʼʼобезглавливающиеʼʼ, ʼʼбольшеглазыеʼʼ, ʼʼвеликаны, знатные родомʼʼ – больше отражают существо шумерского народа, нежели старый термин ʼʼчерноголовыеʼʼ, который ни к чему не привязан. Более того, расшифровка ʼʼсыны пришедших глазастых великановʼʼ как нельзя более верно показывает и историческое появление шумеров на землях Шумера, и их отличие от местного туземного негроидно-дравидского населœения.

В завершении рассмотрения шумерского языка приведём ещё одну интересную параллель. Шумерское самоназвание sang-ngiga или в одно слово – sangngiga – весьма созвучно русскому названию древнейшей палеолитической стоянки Сунгирь – в латинской транскрипции – sungir.

Выводы

Анализируя приведённые шумерские слова, их перевод, русские аналоги и их транслитерацию, а также обширные словарные гнёзда других славянских-индоевропейских языков, можем сделать следующие выводы:

1. Совпадение русского и шумерского языков практически полное. Это при условии, что временная разница между используемыми для сравнения словами этих двух языков составляет более 5 тысяч лет. Полученные данные полностью согласуются с изложенным в работе ʼʼЯзыки мираʼʼ , где показано, что в период с 6-го по 3,5 тыс. до н.э. шумерский язык являлся отошедшей ветвью праславянского-проторусского. С момента отхода шумерского языка от русского (6-е тыс. до н.э.) русский язык не подвергался никаким значительным воздействиям других (неиндоевропейских) семей, в связи с чем, и сохранил свой словарный арсенал. Естественно, время воздействовало на русский язык известными лингвистическими этапами, но корни, как мы продемонстрировали, остались во многом неизменны.

2. Обнаружена чрезвычайно высокая степень схожести шумерского языка практически со всœеми другими языками индоевропейской семьи, распространёнными по Европе. Это также прекрасно согласуется с данными, изложенными в , где показано, что европейские языки в период с 6-го по 3,7 тыс. до н.э. являлись второй ветвью, отошедшей от праславянского-проторусского языка. Практически всœе индоевропейские языки Европы также, как и русский, не испытали на себе значительных влияний неиндоевропейских семей языков.

3. Сравнение показало высокую степень схожести шумерского языка с древне-индийским и авестийским языками. Оба эти языка отошли от русского в период с 3,5 до 2-го тыс. до н.э. . На начальном этапе этого периода, с 3,5 тыс. до н.э., шумерский, древне-индийский и авестийский языки сосуществовали параллельно.

4. В ходе анализа выявлена крайне низкая степень совпадения шумерского языка с греческим. Это объясняется тем, что шумерский язык рассматриваемого периода (5 – 2 тыс. до н.э.), отколовшись от праславянского-проторусского, ещё в значительной мере являлся общеиндоевропейским-проторусским языком и не испытал на себе воздействия другой, не родственной ему языковой семьи. Греческий язык – напротив является не самостоятельным языком, а смесью (койне) из языков двух неродственных языковых семей – пеласгского-общеиндоевропейского-проторусского и ахейско-

Язык шумеров - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Язык шумеров" 2017, 2018.