Демонстрационные варианты ОГЭ по химии (9 класс). Огэ по химии Фипи гиа по химии практическая часть

В 2018-2019 учебном году ОГЭ по химии будет одним из предметов по выбору. Всего выпускникам 9-х классов предстоит сдавать 5 предметов два из которых будут обязательные (русский язык и математика) и 3 – на свободный выбор с учетом направления, в котором выпускник желает продолжить обучение в будущем.

Серьезно задуматься о перспективе сдачи популярной предметной связки «химия + биология» стоит девятиклассникам, которые хотят поступить в 10 класс с углубленным изучением предметов данного профиля или продолжить обучение в колледжах и освоить профессию медицинской направленности.

Дата проведения

Учащиеся, заканчивающие 9 класс в 2018-2019 учебном году, как и в прошлом году, будут сдавать ОГЭ по химии на базе своих школ. Экзамен будет проходить в три этапа:

  • досрочный (для тех, кто имеет право на досрочную сдачу);
  • основной (для большинства выпускников всех регионов РФ);
  • дополнительный (сентябрьская пересдача).

Календарь основных и резервных дней ОГЭ 2019 года по химии будет не сильно отличаться от прошлогоднего. Для сдачи экзамена отведены такие даты:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

13.05.19 / 14.05.19

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 /01.07.19 /02.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат экзамена по химии

Основной особенностью ОГЭ 2019 года по химии является две экзаменационные модели, предложенные ФИПИ:

  1. «без эксперимента» – для девятиклассников, изучавших химию на уровне «стандарт»;
  2. «с реальным экспериментом» – для учащихся профильных классов с углубленным изучением предмета.

Выбирать уровень самостоятельно вам не придется. Все зависит от того, в каком учебном заведении заканчивает выпускной класс экзаменуемый.

Экзамен без эксперимента

Базовыми элементами упрощенного варианта ОГЭ по химии будут тесты. Все задания будут разделены на два блока:

Таким образом, за отведенные на экзамен 120 минут (2 часа) , ученикам предстоит дать ответы на 22 вопроса, правильно заполнив бланк ОГЭ.

Экзамен с экспериментом

Выпускникам профильных классов, изучавшим химию на углубленном уровне, предстоит не только дать ответы на тестовые вопросы, а и выполнить реальный эксперимент (задание №23). В модели №2 ОГЭ 2019 года задания будут распределены следующим образом:

На выполнение 23 заданий КИМ профильного уровня будет предоставлено 140 минут (2 часа 20 минут) .

Независимо от того, какую из моделей предстоит сдавать, на экзамене можно использовать:

  • непрограммируемый калькулятор;
  • таблицу Менделеева;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований;
  • черновик.

Все записи, сделанные на черновике, не рассматриваются при оценивании, поэтому можно смело записывать на листах все, что необходимо и не бояться исправлять ошибки.

Оценивание работ

Оценивание ОГЭ по химии в 2019 году останется неизменным и будет сочетать в себе электронный и ручной методы проверки работ, а оценка, полученная выпускником, который заканчивает 9 класс, будет перенесена в аттестат.

За каждый правильный ответ на первые 15 тестов начисляют по 1 первичному баллу, а за правильные ответы на 4 теста повышенной сложности – еще 8 баллов.

Принцип оценивания заданий с развернутым ответом достаточно прост. Два эксперта независимо друг от друга проверяют работу и выставляют баллы, опираясь на подробную инструкцию, единую для всех регионов РФ. В идеале работа дважды набирает одинаковое количество баллов. Если же возникает спорный момент, его решают одни из 2 возможных способов:

  • если разница в оценивании не превышает 2-х баллов, выставляют среднее арифметическое;
  • при боле существенной разнице работу проверяет третий независимый эксперт, мнение которого является в данной ситуации решающим.

При условии правильного ответа всех 3 вопроса высокой сложности из блока №2, экзаменуемому начисляют еще 11 баллов + 4 балла за эксперимент.

Минимальный проходной порог ОГЭ по химии в моделях «с экспериментом» и «без эксперимента» в 2019 году составит 9 баллов, но для поступления в профильные классы заканчивающим 9 класс ученикам необходимо будет набрать как минимум:

  • 23 балла на экзамене без эксперимента;
  • 25 баллов, если билет предусматривает выполнение реального эксперимента.

Шкала перевода первичных баллов в оценку в отдельных регионах РФ может отличаться. В 2019 году ФИПИ рекомендует такие диапазоны соответствия:

Девятиклассники, которым не удастся по каким-либо причинам преодолеть порог в 9 баллов, получат еще 2 попытки сдать ОГЭ по химии в 2019 году.

Химия – один из непростых предметов в списке доступных дисциплин ОГЭ, ведь билет включает достаточно большое количество тестов, охватывающих такие темы, как:

  • вещество;
  • химическая реакция;
  • основы неорганической химии;
  • экспериментальные основы химии;
  • химия и жизнь.

Предположительно ученик должен затратить, работая с 1-й частью билета, от 3 до 8 минут на каждый вопрос, а работая со 2-й частью – от 12 до 17 минут на вопрос. Работать эффективно в таком темпе без предварительной подготовки будет достаточно сложно. Поэтому, начинать готовиться к экзамену по химии необходимо как можно раньше – в 8 или, в крайнем случае, в начале 9-го класса.

С чего начать?

Этап 1 – теория . В первую очередь стоит освежить в памяти таблицу химических связей и повторить основные понятия изученных ранее тем. Источниками информации могут быть:

  • школьные учебники и конспекты за прошлые годы;
  • пособия, рекомендованные для подготовки к ОГЭ;
  • справочники, в которых собраны основные понятия и формулы;
  • видеоуроки.

Если по каким либо причинам нет возможности воспользоваться традиционными бумажными вариантами, ищите в сети электронные версии учебников или краткие памятки, в которых собрана основная теоретическая информация. Это могут быть таблицы или конспекты.

Этап 2 – практика . Применение знаний на практике – это прохождение тестирования, решение разнообразных химических задач и проведение экспериментов. Если даже нет возможности провести реальный эксперимент, стоит просмотреть видео химических опытов, что даст четкое представление о происходящих в ходе эксперимента процессах.

Неотъемлемой частью подготовки к ОГЭ по химии является:

  • подробный разбор заданий прошлых лет;
  • прохождение тестов, объем и структура которых идентична экзаменационным билетам 2018 и 2019 года;
  • проверка знаний в ходе решения демоверсии ОГЭ 2019.

Предлагаем посмотреть видео разбор ОГЭ 2018 года:

Конечно, подготовиться к сдаче экзамена можно и самостоятельно. Но, если уже на начальном этапе подготовки ощущается большой пробел в знаниях, стоит обратиться за помощью к опытному педагогу, который подберет максимально эффективную методику и поможет качественно подготовиться к ОГЭ.

Вот и приближается ответственная пора – время сдавать экзамены, от которых во многом зависит будущее школьника. Что же нового внесено в ОГЭ по химии, каково содержание экзаменационной работы и мыслимо ли вообще обычному школьнику написать на сто баллов? Мыслимо, если подготовиться. Сейчас разберемся в структуре самой работы и увидите, что ничего страшного, сверхъестественного там не спрашивается.

В ОГЭ 2017 года по сравнению с прошлыми годами изменения не планируются. Предлагается две экзаменационные модели. Выбор реализовывает орган исполнительной власти РФ, осуществляющий управление в сфере образования.

При выборе экзаменационной модели 1 на экзамене не могут присутствовать учителя химии. Такой запрет, естественно, обоснован: экзамен должен быть честным для всех участников, возможность помощи со стороны компетентных в сдаваемом предмете людей должна быть полностью исключена.

А вот при выборе модели 2, одним из заданий которой будет выполнение практической работы, подготовку и выдачу лабораторных комплектов осуществляют специалисты по химии. Как же оценивать эту работу в таком случае? Эксперты, оценивающие выполнение, приглашаются в комнату, специально отведенную для проведения практической работы.

Экзаменационная работа имеет задания трех уровней: базового (68% от всех заданий), повышенного (18%), сложного (14%). Следовательно, если ребенок учил, разбирался в материалах параграфов, он выполнит все задания. Если же ему данная наука не очень дается или от стресса он сильно растерялся на экзамене, то хотя бы задания базового уровня все равно выполнит – а их, как видим, больше половины.

Многим родителям и детям кажется, что цель ОГЭ – «завалить» несчастного ученика, доказать, что он ничего не знает, не понимает. Поэтому придумываются каверзные вопросы, сверхсложные задачи. Ничего подобного. Проверяются знания, умения, навыки, полученные при изучении курса данного предмета за два года (!) – в 8 и 9-м классах. И заметим, что химия не является обязательным для сдачи предметом. Зачем его сдавать, если совершенно ничего не понимаешь? Родители заставляют, потому что видят любимого дитятку медицинским работником? Тогда мамам и папам нужно было ответственно отнестись к выполнению своих прихотей: в течение учебного года дополнительно объяснять ребенку изучаемые темы, записать его на надежные курсы, нанять репетиторов. Ребенок должен понимать предмет, который сам (!) или с помощью заботливых родителей выбрал экзаменационным. Мамам и папам хорошо бы вспомнить, что они хотят, настаивают и добиваются своего, а ребенку придется реально сдавать экзамен по предмету, который он, возможно, просто ненавидит.

Для сдачи разумно выбрать этот предмет тем, кто увлечен химией, планирует продолжать учебу в соответствующем профильном 10-м классе или учебном учреждении, где эти баллы являются одними из проходных. В этом случае экзамен будет отличной проверкой имеющегося уровня знаний, лакмусовой бумажкой, дающей возможность объективно выявить сильные и слабые стороны подготовки учащегося. А три месяца летних каникул позволят подтянуть обнаружившиеся пробелы в знаниях.

Экзаменационная работа состоит из двух частей. Как и в предыдущие годы каждое следующее задание сложнее предыдущего, то есть сложность от задания к заданию нарастает.

Всего заданий 22 (в модели 2 – 23), из них с кратким ответом в виде одной цифры или их последовательности (две-три цифры без пробелов) – 19, с развернутым – 3 (4). По уровню сложности задания распределяются следующим образом: 15-ть заданий проверяют наличие базовых знаний, четыре являются заданиями повышенной сложности, а три (четыре в модели 2) — высокой сложности.

Часть 2 наиболее сложная и состоит из трех (экзаменационная модель 1) или четырех (экзаменационная модель 2) заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом. Способы их выполнения в зависимости от экзаменационной модели тоже разные: в первой задание 22 требует мысленного эксперимента и проверяется умение планировать проведение эксперимента исходя из свойств предложенных веществ, написать признаки протекания химических реакций, составить молекулярное уравнение реакций и сокращенное ионное уравнение, а во второй модели задания 22 и 23 предлагают проведение реальной лабораторной работы, продемонстрировать умение безопасно обращаться с лабораторным оборудованием и предложенными химическими веществами, правильно провести эксперимент и записать выводы.

Задания проверяют не только знание теории, но и демонстрацию практических навыков, умений. Поэтому подготовке экспериментальной, практической части нужно уделить самое пристальное внимание: досконально разобраться в последовательности проведения лабораторной работы, понять логику эксперимента, внимательно изучить инструкцию о безопасном его проведении. Действия должны быть логически оправданы, разумны, показывать понимание цели проведения эксперимента.

Экзамен продолжается 120 минут (экзаменационная модель 1) или 140 (модель 2). Практическим путем определено оптимальное распределение отведенного времени: каждое задание части 1 выполнять примерно от 3 до 8 минут, задания части 2 – от 12 до 17 минут на каждое. На лабораторную работу оптимально выделить примерно 20 минут. Времени, как видим, не так и много, поэтому если ребенок забыл, как выполняется задание, нужно переходить к следующему. Потом уже можно вернуться к ставшими проблемными и спокойно обдумать их.

Проверку части 1 осуществляют эксперты или компьютеры, а заданий 20-23, то есть часть 2, — предметная комиссия.

Максимальный первичный балл — 34 или 38 в зависимости от того, какую экзаменационную модель выполнял выпускник — первую или вторую.

На какие подсказки (то есть дополнительные материалы и оборудование) можно рассчитывать на самом экзамене? Предоставляются периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов. При умелом использовании эти материалы помогут сдать на высокий балл. Каким образом? Просто необходимо взять за правило каждый параграф учить, опираясь на них. Тогда для выпускника там будут не пустые значки и буковки, а реальные подсказки.

Также разрешен непрограммируемый калькулятор, что существенно сократит время выполняемых расчетов и позволит исключить в них ошибки или хотя бы минимизировать их количество.

Чтобы справиться с экзаменом на «отлично», нужно приложить немало усилий. Можно, конечно, заниматься самостоятельно или с репетиторами, но в этом случае подготовка проходит без оптимального плана, охватывающего все разделы данного предмета. Лучше довериться положительно зарекомендовавшему себя учебному учреждению дополнительного образования, где подобная подготовка успешно осуществляется уже много лет. Тогда весь материал будет повторен, отработан на демоверсии и экзаменационных вариантах прошлых лет под руководством опытных преподавателей-экспертов ОГЭ и ЕГЭ.

Выбор учебной дисциплины для сдачи экзамена – серьезнейший, ответственный момент, требующий всестороннего обдумывания. Должен быть обоснованный ответ на вопрос: «Зачем я его буду сдавать? С какой целью? Для чего?» Если таковой отсутствует, лучше, наверное, выбрать более понятный предмет.

nbsp; На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по химии (9 класс) за 2009 - 2019 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа приведены содержание правильного ответа и критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

Представлены двумя моделями . Эти модели различаются только (задания 22,23 ). Для организации и проведения реального химического эксперимента в модели 2 Федеральным институтом педагогических измерений разработаны методические материалы

В демострационных вариантах ОГЭ 2019 года по химии по сравнению с демонстрационными вариантами 2018 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по химии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по химии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2014 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2014 год (модель 2)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2015 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2015 год (модель 2)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2016 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2016 год (модель 2)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2017 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2017 год (модель 2)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2018 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2018 год (модель 2)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2019 год (модель 1)
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии за 2019 год (модель 2)

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по химии

В 2015 году в демострационных вариантах ОГЭ по химии была изменена структура вариантов:

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

Начиная с 2014 года, демонстрационные варианты ОГЭ по химии представлены двумя моделями . Эти модели различаются только в практико-ориентированных заданиях последней части, причем модель 1 аналогична работам предыдущих лет, а модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента (задания С3,С4 в варианте 2014 года и задания 22,23 в вариантах 2015-2016 годов ). Для организации и проведения реального химического эксперимента в модели 2 Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны методические материалы . Выбор модели экзамена осуществляется органами управления образованием суъектов РФ.

В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2019 годов по химии по сравнению с демонстрационными вариантами 2015 года изменений не было.

В заданиях повышенного уровня представлены вопросы с множественным выбором , и задания на установление соответствия позиций, представленных в двух колонках, например:

    10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
    ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
    A) H 2 S + O 2 =>
    Б) H 2 SO 3 + Na 2 O =>
    В) H 2 SO 4 + NaOH =>
    1) => SO 2 + H 2 O
    2) => Na 2 SO 3 + H 2 O
    3) => Na 2 SO 4 + Н 2
    4) => Na 2 SO 4 + H 2 O

Для каждой буквы из левой колонки надо найти цифру в правой. Правильный ответ записывается в виде набора цифр (здесь 124 ). Цифры в ответе могут повторяться!

Часть II, высокий уровень

src="../new.jpg" width=22 height=21 border=0 Align=right title="Новое!">

Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции:

    20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

    HI + H 2 SO 4 > I 2 + H 2 S + H 2 O
    Определите окислитель и восстановитель.

Судя по приведенным критериям, это задание будет оцениваться в три первичных балла.

Взаимосвязь между различными классами неорганических веществ, ионное уравнение реакции (2020 г.):

    21. Дана схема превращений:
    Fe(NO 3) 2 → Fe(OH) 2 → X →t→ Fe 2 O 3
    Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

Это задание будет оцениваться в 4 первичных балла.

Задача на расчет по уравнению реакции для веществ находящихся в растворе. Массовая доля.

    22. 170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

Судя по приведенным критериям, это задание также будет оцениваться в три первичных балла.

Часть II, Практическая часть (2020 г.)

    Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
    23. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
    24. Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания 24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
    Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Задание 23 оценивается в 4 первичных балла, задание 24 - 2 балла.

Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению.

Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.

  • 1 Особенности и даты проведения
  • 2 Структура КИМа
  • 3 Оценивание работы
  • 4 Подготовка к ОГЭ

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.

Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:

  • по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
  • по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.

В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:

  • периодической системой химических элементов Менделеева;
  • электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.

Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:

  • 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
  • 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
  • 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).

Структура КИМа

Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.

Структурно каждый билет можно разделить на две части:

  1. Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
  2. Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.

Оценивание работы

Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:

  • 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
  • 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.

Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:

  • 0-8 баллов – двойка;
  • 9-17 баллов – тройка;
  • 18-26 баллов – четверка;
  • 27-34 балла – пятерка.

Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.

Подготовка к ОГЭ

Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.

Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:

  • Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
  • Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
  • Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций, передает сайт Therussiantimes. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
  • Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
  • Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
  • Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
  • Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.

На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.

  • Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.

Видео-пример заданий ОГЭ по химии:

Ответы ОГЭ 2018 по химии все варианты с решениями

Cтроение атома и электронные оболочки

Первое задание в ОГЭ по химии проверяет знания в области строения атома и строения электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Менделеева. Поэтому для успешного решения первого задания нам потребуются знания в этой области. Что же нам необходимо знать?

Теория к заданию №1 ОГЭ по химии

Все атомы состоят из ядра и электронной оболочки . Ядро поэтому так и называется, так как оно расположено в самом центре и очень-очень маленькое. Ядро заряжено положительно . Положительный заряд ядру придают протоны положительно заряженные элементарные частицы . Один протон несет в себе заряд +1. Таким образом, сколько в ядре протонов, таков и заряд ядра. Заряд ядра, а следовательно и количество протонов показывает нам порядковый номер элемента в таблице Менделеева. Если порядковый номер 2, то заряд ядра равен двум — это ядро гелия — второго элемента в периодической таблице.

Порядковый номер элемента показывает также и количество электронов в электронной оболочке. Электронная оболочка окружает ядро и компенсирует положительный заряд ядра отрицательными зарядами электронов. Более того, электронная оболочка обуславливает протекания всех химических реакций — именно изменение состава электронной оболочки и её конфигураций объясняет природу химических реакций. Как и ядро, оболочка состоит из элементарных частиц — электронов . Электроны, в отличии от протонов, несут заряд -1 — электронная оболочка заряжена отрицательно . Но кроме этого, есть еще одно важное отличие электрона от протона — протон имеет вес 1, а электрон не имеет веса (на самом деле это не так, но для решения задач нам не понадобятся знания о массах элементарных частиц).

Кроме протонов, в ядре содержатся нейтроны — незаряженные элементарные частицы с массой 1. Они придают только вес атому и ядру, но не заряд. Количество нейтронов можно найти, зная массу элемента и его порядковый номер, так как порядковый номер показывает количество протонов и их суммарную массу, а молекулярная масса — общую массу. Таким образом, вычитая из общей массы массу протонов, мы получаем количество нейтронов.

Суммарный заряд атома нейтрален, отсюда следует, что количество протонов равно количеству электронов .

Электроны в оболочке расположены упорядочено — слоями. Количество слое определяет номер периода в периодической таблице.

Число слоев определяется номер периода , в котором стоит элемент.

В первом периоде может быть максимально два электрона, во втором — восемь, в третьем — восемь. Заполнение электронных оболочек первых трех периодов идет постепенно — сначала полностью заполняется первый, потом полностью второй и третий.

Число свободных неспаренных электронов определяется по формуле 8-n, где n – номер группы, в которой стоит химический элемент .

На этом теоретический экскурс окончен и мы можем приступить к разбору типовых заданий.

Разбор типовых вариантов заданий №1 ОГЭ по химии

Первый вариант задания

В атоме калия распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел:

  1. 2; 8; 6; 3
  2. 8; 8; 2; 2
  3. 2; 8; 1
  4. 2; 8; 8; 1

Так как элемент калий стоит в 4-м периоде, в главной подгруппе 1-ой группе, его порядковый номер 19. Следовательно, 19 электронов распределены по 4-м слоям. На первом слое 2 электрона, на втором 8, на третьем восемь, и на четвертый остается один, значит схема строения:

Второй вариант задания

Сколько электронов содержит атом алюминия?

У алюминия порядковый номер 13, а значит и электронов у него 13.

Третий вариант задания

Число протонов в атоме равно

  1. числу электронов
  2. относительной атомной массе
  3. числу нейтронов
  4. заполненных электронных слоев

Из вышеизложенного мною материала количество протонов равно количеству электронов.

Четвертый вариант задания

Число заполняющихся электронных слоёв в атоме равно

  1. порядковому номеру элемента
  2. номеру группы
  3. заряду ядра атома
  4. номеру периода

Число заполняющихся электронных слоев равно номеру периода.

Пятый вариант задания

Для элементов главных подгрупп число электронов во внешнем электронном слое атома равно

  1. числу нейтронов
  2. номеру периода
  3. заряду ядра атома
  4. номеру группы

В главных подгруппах (знаки элементов стоят слева в ячейке таблицы) число электронов во внешнем слое равно номеру группы.

Шестой вариант задания

Атомы азота и фтора имеют одинаковое

  1. значение радиусов атомов
  2. значение зарядов ядер атомов
  3. число электронов во внешнем электронном слое
  4. число заполненных электронных слоёв

Так как азот и фтор стоят в одном периоде, значит у них одинаковое число электронных слоев. К слову, не бывает разных элементов с одинаковыми радиусами атомов, значениями зарядов ядер.

Седьмой вариант задания

Атомы углерода и кремния имеют одинаковое

  1. число нейтронов в ядре атома
  2. значение относительной атомной массы
  3. число протонов в ядре атома
  4. число валентных электронов

Так как углерод и кремний находятся в одной группе (четвертой), то у них одинаковое число валентных электронов.

Восьмой вариант задания

Схема распределения электронов по электронным слоям 2, 8, 7 соответствует атому

  1. хлора
  2. фтора
  3. кислорода

Суммарное число электронов:

Находим 17 элемент — это хлор.