Логопедическое занятие в подготовительной группе "Учимся различать звуки – ". Конспект занятия«Учимся различать звуки -, – Сказка про буквы

Дети часто путают в речи звуки Т - К, например, "тот" вместо "кот" или "татает" вместо "катает". Это делает речь детей мало понятной. Данный речевой материал поможет ребенку с помощью взрослого научиться слышать и различать эти звуки. Материал расположен по принципу "от простого к сложному": сначала звуки отрабатываются на материале слогов, затем слов, предложений и связных текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различаем звуки Т – К.

  1. Повтори слоги.

ка – ка – та

ка – та – ка

та – та – ка

та – ка – та

ко– ко – то

ко – то – ко

то – то – ко

то – ко – то

ту – ку – ту

ку – ту – ку

ту – ту – ку

ку – ку – ту

ак – ак – ат

ак – ат – ак

ат – ат – ак

ат – ак – ат

ок – ок – от

ок – от – ок

от – от – ок

от – ок – от

ук – ук – ут

ук – ут – ук

ут – ут – ук

ут – ук – ут

  1. Повтори слова парами.

ком – том

куб – тулуп

кулон – талон

тачка – качка

комар – Тамара

тумба – клумба

кара – тара

тонет – колос

Коля – Толя

копка – топка

кочка – точка

кучка – тучка

качать – тачать

так – как

крюк – трюк

тройка – кройка

сад(т) – бак

бук – пруд(т)

совок – сонет

самолет – бережок

зонт – гонг(к)

чайник – тонет

пинцет – Бишкек

фата – мука

потоп – покос

петух – пекут

бетон – бекон

вата – рука

манка – манты

окоп – утоп

винтик – винтит

валит – валик

  1. Повтори слова.

т – к

тапки, тачка, такси, тарелка, тыкать, точка, Тузик, молоток, моток, платок, веточка, сеточка, цветок, потолок, бутылка, монетка, тыква, толокно, таблетка, табак, танк, тачанка, ток, стакан, ступенька, ветка, нитка, плитка, пятак, напиток.

к – т

каток, ракета, кофта, капитан, Никита, конфеты, катание, катушка, комета, копыто, кроты, кипяток, карта, картон, каста, кусты, котлы, коты, картошка, котенок, Костик, короткий, каталась, кот, котёл, который, щекотали, коротышка, скот.

  1. Слова со стечением.

Кто, ткань, ткач, ткачиха, нитка, кто-то, кто-нибудь, откинул, под(т)катил, под(т)кинул, чёткий, меткий, бесед(т)ка, коктейль, конфетка.

  1. Повтори предложения.

Тоня пьёт молоко. Кот спит на кушетке. На столе лежат конфеты. Собака несет тапки. Катя каталась на санках. Тося каталась на самокате. На тарелке лежат конфетки. Никита надел кофту и кепку. Коты спрятались в кусты. На гряд(т)ке выросла тыква и картошка. Таня и Катя идут на каток. Ткач разрезал ткань. В кустах кто-то пискнул. Кто у кота котёнка отнял? Костик прыгнул через мостик. Марта на конверт наклеила марку. Ветер гудит, дождик дождит.

  1. Повтори чистоговорки.

Та – ка – та – есть усищи у кота.

Кан – тан – кан – на столе стоит стакан.

Ток – кок – ток – у Ивана молоток.

Ат – ак – ат – берём с собой самокат.

Ты – кы – ты – сметану съели всю коты.

  1. Повтори скороговорки.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Костя ходит в гости. В гости ходит Костя.

Катает кот моток. Паук паутинку ткёт.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок,

Укатил в уголок,

Котик ниток клубок.

  1. Повтори стихотворение – диалог.

– Ты ходил куда?

– Туда.

– Видел ты кого?

– Того.

– Сметаны дал кому?

– Тому.

– Поиграл ты с кем?

– С тем.

– Говоришь о ком?

– О том.

– Кто же этот «тот»?

– Кот, кот, кот!

  1. Повтори загадки и отгадай их.

Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит,

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять.

(доктор)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные?

(повар)

Куда мне угодно,

Туда полечу,

Там и заговорю.

(эхо)

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

(капуста)

Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали.

(лён)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

(ромашка)

Падают с ветки

Золотые монетки

(осенние листья)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут.

(желуди)

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает.

(баран)

Стучат, стучат –

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут.

(часы)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

(почки)

Одежды не шью,

А ткань всегда тку.

(паук)

  1. Проговаривай стихотворения. Выучи их наизусть.

Молоток.

Тук, тук,

Молоток,

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук,

Тук, тук, тук,

И в подмётку

И в каблук.

В. Лифшиц

Утята и котята.

Возле речки пять утят

В ряд на камешке сидят.

В воду пять утят глядят,

А купаться не хотят.

Из-за камня пять котят

За утятами следят.

Видно, пять котят хотят

Научить нырять утят.

Р. Боробулин.

11. Проговаривай за взрослым рассказ. Ответь на вопросы.

Тётя Катя позвала в гости Тёму, Толика и Никиту. Это её племянники. Тётя Катя с утра готовит угощения. Она испекла вкусный торт, оладьи из тыквы и приготовила напиток из клубники. На стену тётя повесила красивую картину. Там нарисован закат. Кот Тошка тоже рад гостям. Он развалился на тахте и ждет угощений. Тёма, Толик и Никита будут играть с Тошкой в прятки.

  • Как звали тётю?
  • Как звали ее племянников?
  • Какие угощения приготовила тетя своим племянникам?
  • Что было нарисовано на картине?
  • С кем племянники будут играть в прятки?

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Не стоит забывать, что вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет ϲʙᴏему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание ϶ᴛᴏй серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком ϲʙᴏего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Не стоит забывать, что ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в ϶ᴛᴏм дидактическая сказка "Жили-были звуки".

Таким образом, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некᴏᴛᴏᴩом царстве, не в некᴏᴛᴏᴩом государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик) Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в ϲʙᴏём домике, да?), добивайтесь, ɥᴛᴏбы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Стоит сказать - пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?) Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все данные операции делайте вместе с ребенком, сопровождая данными упражнениями ϲʙᴏй рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить ϲʙᴏи злые дела. Важно заметить, что одни звуки он пропускал ϲʙᴏбодно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И) Эти звуки проходили ϲʙᴏбодно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку) А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М)

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т) Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не ϲʙᴏбодно проходит ϶ᴛᴏт звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х) То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р) Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, данные звуки не ϲʙᴏбодно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку) Возьми ϶ᴛᴏ платьице и давай со мной произнесём данные звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ)

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте ϲʙᴏего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Не стоит забывать, что вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а ϶ᴛᴏ - сложный теоретический материал 1-го класса)

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в кᴏᴛᴏᴩом ϶ᴛᴏт звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Не стоит забывать, что вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета)

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Не стоит забывать, что вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В ϶ᴛᴏй игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят ϲʙᴏбодно через рот - красные (гласные), а звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят не ϲʙᴏбодно - синие (согласные)

Отметим, что термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, ɥᴛᴏбы они вместе прошли через рот ϲʙᴏбодно, вот так: ( МА) Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА) Стоит сказать - получилось?

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет ϲʙᴏбодно вместе с (А) (РА)!

Отметим, что теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Отметим, что теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

Мама:Ребенок:

"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с (И):

Стоит отметить - они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Не стоит забывать, что ваш ребенок уже оϲʙᴏил!

4 серия занятий:

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Мама, научи читать - Л. П. Царева принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и ""Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Мама, научи читать - Л. П. Царева в любом онлайн-магазине.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

Мария Анатольевна Котова
Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Учимся слышать и различать звуки»

Правильная для слуха речь - своего рода музыка! Аристотель

ЦЕЛЬ : повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у старших дошкольников с нарушением речи.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие.

2. Охарактеризовать возрастные нормы развития фонематического слуха у дошкольников.

3. Познакомить родителей с уровнями фонематического восприятия через систему игр и упражнений.

4. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям в вопросе развития фонематического восприятия.

Различение человеком на слух любых звуков называется фонематическим восприятием. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.

Многие родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребёнок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Кратко остановимся на возрастных нормах развития фонематического слуха:

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые взрослыми слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно

произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию систему игр и упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Эти игры и упражнения вполне доступны для выполнения в домашних условиях.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало» . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка» . Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Игра «Какой музыкальный инструмент звучал?» Ребёнку завязывают глаза и он должен угадать по звуку: звенящий колокольчик, бубен, дудочку, барабан и другие музыкальные инструменты.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

На различение звуков речи по тембру можно поиграть в игру «Узнай свой голос» . Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

На различение звуков речи по высоте предлагаю игру «Разные голоса». Повторите фразу «Я молодец», как пищит мышка, как робот, как медведь, как птичка и т. д.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».

Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: “Вагон”. Затем объясняет детям: “Я буду называть эту картинку то правильно,то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши”. Взрослый произносит: “Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом” и т. д. Можно использовать двустишия со словами – паронимами, например «сазан-фазан».

Игра «Исправь ошибки»

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Прохлопаем слово». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Повтори за мной» Повторить слоговые ряды: па-па-ба, бы-бы-пы и т. д.

Игра «Что лишнее?» . Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков.

Игра: «Доскажи звук» Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

1. Ходит по лесу хорек,

Очень сладко ты пое_. (ш)

3. Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал зая_. (ц)

4. Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча_. (й)

Игра: «Кто это?» Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает звук.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков: а, о, и, ж, ч, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему, например, «А».

Игра: «Какой звук пропал в слове?»

1. Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить. арки (марки). Какой звук пропущен? («Звук м)

2. Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама. осы (косы).

3. Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли. ушки (пушки).

4. Землю роет старый к. от (крот,

Под землею он живет.

5. В зоопарке живет с. он (слон,

Словно дом огромен он.

6. Мама кукле шар. (шарф) вязала,

Ей Наташа помогала.

7. Серый вол. (волк, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

8. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла. пу (лампу).

9. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к. ошки (крошки).

10. Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от. лавы (Славы, Клавы).

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово» . Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

Таким образом, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Список литературы

1. Лопухина И. С. 550 занимательных упражнений для развития речи.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки".

Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М).

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).

Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: ( МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) (РА)!

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

Мама:Ребенок:

"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с (И):

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

Другие новости по теме:

  • "Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)” - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Царева Л.П.
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • 2. "ЛЮСИ", "НУ И НУ!" И "ББМ" В ОДНОЙ КУЧЕ - Формула удачи - Царевы Игорь и Ирина, Сарычев Михаил
  • 27. "КРАСНЫЙ" ВЫ, "СИНИЙ" ИЛИ "СЕРЫЙ"? - Я вижу вас голыми. Как подготовитьск презентации и с блеском ее провести - Рон Хофф
  • "ИНТЕЛЛЕКТУАЛ", "ГУРМАН" И "ЕСТЕСТВОВИСПЫТАТЕЛЬ" - Опасный, странный, таинственный незнакомец по имени мужчина (практическое руководство для женщин) - Октав Аме.
  • МЕТОДЫ "СЮРПРИЗА" И "МОЙ ДРУГ ДЖОН" - Стратегия психотерапии - Милтон Эриксон
  • Глава 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Расшифруй свою реальность - Э.Цветков
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) - Тхостов A.Ш.
  • "НЕДЕЛЯ", N46 ноябрь 1992, стр.12. "ГРУППА КРОВИ И ХАРАКТЕР" - Статьи о психологии. Сборник
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования - Тхостов A.Ш.
  • 2.1. Понятия "Crisis management" и "кризисных" технологий. - Манипулирование личностью - Г. Грачев, И. Мельник
  • 10. "ВНУТРЕННИЙ" ИЛИ "ВНЕШНИЙ" КОНСАЛТИНГ? - Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста - Тобиас Л.
  • 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Модели человеческой судьбы - Э.Цветков
  • VII. ТЕХHИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕHИ" или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ". - НЛП. Ч.II. Тpансовые интегpальные техники коммyникации - Эльманович В.И.
  • Глава 23. Трансцендентальная медитация, Нитирен-сю, "Обитель истины", "Интернациональный Путь" - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • Глава 13. Как устанавливается психологический контроль и формируется "личное" и "групповое" мнение - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • И. В. КОЛЯСНИКОВА, К. Н. ЛЮБУТИН УрГУ. ОТ "НИГИЛИЗМА" К "РЕАЛИЗМУ": ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ Д.И.ПИСАРЕВА - Отражения. Труды по гуманологическим проблемам - А. Авербух - Синергетика
  • 3.4.Парадигма активности: нейрон, как и индивид, изменяя соотношение с "микросредой", удовлетворяет свои "потребности" - Введение в системную психофизиологию - Ю.И. Александров - Философия как наука
  • Гульнара Ахматгалиева
    «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

    Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

    "Как научить ребенка слышать звуки "

    Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь . Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки , из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

    Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал .

    Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки , но его можно этому научить . Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .

    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет . Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

    Цель предлагаемых игровых упражнений - научить его слушать и слышать . Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки . Предложите ему повторить слоги : са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова : Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук. Предложите выбрать нужную картинку : жук - сук; бом - сом; мишка - миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.

    Игры для развития фонематических процессов.

    «Услышишь - хлопни » .Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами , услышав определенный звук , хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах

    Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например : шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка , какой звук есть во всех этих словах.

    «Кто больше?» Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук . (Повторы недопустимы.)

    «Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

    Цели

    Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук . Например : аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч , малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый ? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

    «Что за звук спрятался в середине слова?»

    Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова : зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук , но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук » и «буква» еще неизвестна.

    «Что за звук в конце слова

    Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов : ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук .

    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки . Условия подбора слов те же : звук должен звучать ясно , не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими : мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

    «Нужное слово» .

    Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале , середине, конце слова.

    «Зоркий глаз»

    Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук , определить его место в слове.

    «Чудесный художник»

    Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале , середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей , предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .

    «Запоминайка» .

    Цели

    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например :

    сумка-суп-сапоги

    шапка-сын-шуба

    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков , развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

    «Бусы»

    Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего :

    Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например :

    на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука -. на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло -.

    «Повтори и прибавь»

    Цели : развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например : на звук [Ж] -

    жук, жаба

    жук, жаба, ужи

    жук, жаба, ужи, ежи и т. д

    «Звуковые песенки »

    Цели : развивать фонематический анализ, синтез.

    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа : АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок . Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке , протяжно пропевая его, затем - второй.

    «Сложи звуки » .

    Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков , а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например : [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

    «Скажи наоборот» .

    Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука , а дети должны произнести их в обратном порядке.

    1 вариант - с гласными звуками А , У - У, А; И, О -. (О, И) У, О, А - А, О, У; Э, Ы,И-. (И,Ы, Э)

    2 вариант - с твердыми согласными звуками

    Па. ап, по-…оп и т. д.

    3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

    Па –. пя, по -. пё и т. д.

    «Цепочка» .Цели : развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом - мак - кот - топор - рука.

    «Назови лишнее слово» Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то , которое отличается от остальных.

    Коса, коса, коза, коса.

    Утенок, утенок, котенок, утенок.

    Важно научить детей подбирать рифмы . Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов . Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

    «Футбол» Цели : развивать фонематические представления, слоговой анализ.

    Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок -болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова :

    no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний» .

    «Третий лишний» Цели :развивать фонематические представления, слуховое внимание,

    Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то , которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

    Мак-бак-банан

    Сом-индюк-ком

    Лимон-вагон-кот

    Так-рак-веник

    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

    «Доскажи словечко»

    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка) .

    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха) .

    Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке. (жук) .

    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка) .

    Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки) .

    Не полезет Влад на ель : у него в руках. (портфель) .

    То назад, то вперед может плыть. (пароход) .

    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах , расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

    Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка , придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем .