Касты и общины в средневековой индии. Особенности государственного развития индии в средние века Каким было устройство общества в средневековой индии

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 34. Средневековая Индия

§ 34. Средневековая Индия

Индия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска попасть в Индию – пройти с северо-запада по неширокому проходу между горами и пустыней. Поэтому отсюда начинались все многочисленные вторжения в эту страну. Индию можно условно разделить на две части – Северную и Южную. Еще с древности Северная Индия была заселена потомками ариев. На юге жили люди, говорившие на дравидских языках. Существенные различия между этими частями Индии сохраняются и по сей день.

Возделывание риса. Индийский рисунок

Климат Индии благоприятствовал занятиям сельским хозяйством. Здесь всегда тепло, а земли плодородные. Индийские земледельцы выращивали пшеницу, рис, ячмень, бобовые, хлопок, сахарный тростник, пряности. Очень ценилась в прибрежных районах кокосовая пальма. Индийцы были хорошими скотоводами. В своих хозяйствах они разводили коров, буйволов, верблюдов, коз, лошадей. Им удалось приручить даже самое большое животное суши – слона.

Слон. Индийская скульптура

В Индии еще с глубокой древности существовало большое число городов. Жившие в них искусные ремесленники владели многими профессиями. Далеко за пределами страны славились кузнецы, литейщики, ювелиры, золотых дел мастера, оружейники. Индийцы научились изготавливать красивые ткани из хлопка, которые были столь тонки, что женское свадебное платье можно было легко продеть через обручальное кольцо.

Особенностью индийского общества являлось его деление на четыре группы (сословия) – варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледельцев и торговцев) и шудр (зависимых людей). Они зародились еще в древности после завоевания Индии ариями. В Средние века устройство общества стало сложнее, развитие хозяйства привело к появлению новых занятий людей. Варны постепенно стали распадаться на более мелкие касты. Среди брахманов возникли касты чиновников, врачей, учителей. Не все кшатрии занимались теперь военным делом – среди них появились и землевладельцы. Всего в Индии насчитывалось несколько тысяч каст. Между ними сохранялось неравенство. Касты жрецов, правителей, воинов, представителей верхушки крестьянской общины считались высшими. Среднее положение занимали земледельцы-общинники, торговцы, ремесленники. К низшим кастам принадлежали слуги и рабы.

Появились касты, располагавшиеся ниже шудр. Их называли «неприкасаемыми». В них вошли рабы, а также люди из племен, живших в условиях первобытного строя. «Неприкасаемые» выполняли самую грязную работу – были уборщиками, мясниками, кожевниками. Им запрещалось прикасаться к людям из других каст, входить в храмы, иметь землю. Селения «неприкасаемых» располагались поодаль от селений представителей «чистых» каст. Выходить из дома они могли только с наступлением темноты, чтобы их взгляд не осквернил соседей из высших каст.

Переход из одной касты в другую был невозможен, нельзя было и заключать браки, если жених и невеста были из разных каст. Касты были обособлены друг от друга, их члены имели, как правило, одно занятие, передавая его секреты по наследству. Отношения между кастами были определены древними обычаями и религией. Нарушителей правил ждало наказание. Кастовый строй препятствовал хозяйственному развитию Индии, так как приводил к разобщенности народа и мешал проявлять свои таланты людям из низших каст.

Вспомните, как древние индийцы объясняли появление варн.

В Средние века в Индии существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей (князей) и махараджей (царей). Власть раджей опиралась на войско, состоявшее из представителей касты воинов. Кроме пехоты и конницы во время войны индийские правители использовали боевых слонов. Огромному толстокожему животному были не страшны стрелы и копья. На его спине располагались воины, которые с высоты разили врагов. Грозным оружием были и ноги слона, ломавшие колесницы и растаптывавшие пеших воинов противника.

Сцена сражения. Средневековая миниатюра

Как и в других странах Востока, вся земля в Индии принадлежала государству, а распоряжался ею раджа. На время службы он жаловал своим чиновникам право собирать подати с определенных деревень. Сама же земля не становилась собственностью чиновника. Он не мог передать по наследству ни свою должность, ни пожалованные ему права. Однако со временем чиновники и воины стали захватывать в собственность земли с крестьянами.

Чем положение индийской знати отличалось от положения западноевропейских феодалов?

Власть раджей не была неограниченной. Издревле большими правами пользовались сельские общины. Они состояли из одной или нескольких деревень, жители которых часто были родственниками. Занятие земледелием было делом, с которым могла справиться только большая семья – несколько поколений родственников. Земля была наследственным владением общинников, а лугами, лесами и реками община распоряжалась сообща. Общинники вместе расчищали джунгли, боролись с дикими зверями. Однако равенства в индийской общине не было. Положение человека зависело от его принадлежности к высшей или низшей касте. Крестьяне выбирали совет общины и старейшин. Те распределяли землю между семьями, собирали налоги и выплачивали правительству подати от имени всей деревни, судили односельчан. Жившие в городах ремесленники и купцы также имели свои объединения во главе со старейшинами.

Сцена суда. Средневековый рельеф

В древности и в Средние века Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекла молва о сказочных богатствах и плодородии этой страны. В V веке сюда вторглись племена кочевников-гуннов. В Северной и Центральной Индии гуннам удалось создать собственные государства. Со временем бывшие завоеватели слились с местным населением, приняв его язык и религию.

Войска Махмуда штурмуют город. Средневековый рисунок

Совсем по-иному сложились отношения индийцев с мусульманами, вторгшимися в страну в XI веке. Воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, они опустошили Северную Индию. Возглавил эти набеги правитель государства Газни Махмуд. Он оправдывал свои грабительские походы в Индию делом священной борьбы за ислам, так как большинство индийцев придерживались языческих верований. В XIII веке вся северная Индия оказалась под властью мусульманских правителей-султанов. Столицей возникшего здесь государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Его правители обладали неограниченной властью, могли по собственному усмотрению распоряжаться жизнью и имуществом подданных.

Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, которая передавала их по наследству. Султаны Дели пытались таким образом обеспечить верность своих приближенных. Однако упрочить государство им не удалось. Многочисленные мятежи знати и заговоры ослабляли султанат. Его сотрясали восстания индийцев, не желавших подчиняться иноземцам и принимать ислам.

Мусульманские правители приказали разрушить тысячи храмов индийцев и построить на их месте мечети. Однажды султан привез изображения индийских богов и статуи раджей из разрушенного храма и зарыл их у ворот мечети в Дели, чтобы мусульмане по дороге на молитву попирали их ногами. Некоторые индийские правители, желая сохранить свою власть и богатства, принимали ислам, но большинство их подданных остались верны прежним богам.

Индия в XII–XV веках

Куда были направлены завоевательные походы мусульман? Как изменилась территория Делийского султаната в XIV–XV веках по сравнению с XIII веком?

Буддизм, имевший когда-то много последователей, в Средние века потерял свое влияние в Индии. Его место занял индуизм. Индусы (так называли последователей индуизма) поклонялись множеству богов, главными из которых были Брахма, Вишну и Шива. Индусы верили, что после смерти душа человека переселяется в другое живое существо. Если человек вел праведную жизнь – его душа должна воплотиться в представителе более высокой касты, если же грешил – более низкой, а то и в каком-нибудь животном. Поэтому индуизм учил, что нельзя причинять вред ни одному живому существу на Земле – ведь в нем, возможно, воплотилась душа умершего человека.

Бог Шива. Индийская бронзовая скульптура. XI–XII века

Индия славилась не только сокровищами, но и развитой культурой. Индийцы создали прекрасные произведения живописи. Они изображали своих богов, правителей, героев легенд. Стены вырубленных в скале храмов Аджанты заполнены картинами, изображающими торжественный выезд раджи со свитой, битвы со множеством боевых слонов, всадников на вздыбленных конях, бегущих воинов с огромными щитами. Свои храмы индийцы строили из камня или вырубали из целой скалы, придавая им замысловатые формы. Каждое священное здание было украшено скульптурами.

Росписи Аджанты

Подведем итоги

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной власти правителя. Она часто подвергалась иноземным нашествиям, а в XI веке север Индии был завоеван мусульманами. Индия испытала на себе влияние разных народов и культур, но сохранила свою самобытность.

Касты - замкнутые группы людей, объединенные определенным занятием, обычаями; занимающие определенное положение в обществе.

Индуизм - древнейшая языческая религия Индии.

«Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен».

(Российский историк Г. М. Бонгард-Левин)

1. Назовите занятия жителей Индии.

2. Что такое варны и касты? Какое влияние на жизнь индийцев оказывал кастовый строй?

3. Какую роль в жизни индийцев играла община?

4. С какими завоевателями пришлось столкнуться Индии? Как они повлияли на жизнь индийцев?

5. Почему власть султанов Дели оказалась слабой?

6. Какие религии существовали в Индии? Как они повлияли на индийскую культуру?

Озаглавьте пункты и составьте развернутый план параграфа (правила составления плана см.: задание 1 к § 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Средневековая Франция

Из книги Безумные короли. Личная травма и судьба народов автора Грин Вивиан

III. Средневековая трилогия Римские императоры, о которых мы рассказывали, были абсолютными властителями, их психика была нарушена и разрушена той властью, которую они имели. Короли средневековой Англии были людьми разного склада, воспитанные в христианских традициях, их

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 7. Средневековая Европа в XI – XV вв Хозяйственное развитие. Средневековое хозяйство характеризовалось низкой производительностью труда. Невозможность создавать значительные запасы впрок часто приводила к голоду в неурожайные годы. Высока была смертность среди

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Средневековая красавица В гостинице «Лилия» Квентин впервые увидел молодую графиню Изабеллу де Круа.Красота девушки поразила шотландца. Поскольку автор не описал средневековую красавицу, мы попытаемся сделать это сами.Очевидно, Изабелла была полной, высокой и румяной.

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

4.1. Средневековая астрономия Невооруженным глазом видны пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Видимые траектории их движения проходят около эклиптики - линии годичного движения Солнца. Само слово «планета» означает по-гречески «блуждающая звезда». В

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 6 Средневековая Индия до ислама Средневековая политическая структура Индии не знала таких империй, как Маурийская или Кушанская, во всяком случае до ее исламизации. Характерным для нее со времен Гуптов (IV–VI вв.) было не столько даже членение на арийский север и

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

Из книги Долг: первые 5000 лет истории автора Гребер Дэвид

Средневековая Индия (Полет к иерархии) Я оставил Индию, когда Ашока обратился к буддизму, и отметил, что в конце концов его проект провалился. Ни его империя, ни церковь не оказались долговечными. Однако их крушение заняло довольно много времени.Династия Маурьев

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Средневековая Родезия По мысли Кейтон-Томпсон, фундаменты Зимбабве «принадлежат к периоду между девятым и тринадцатым веками и, возможно, к чуть более позднему времени, когда… как показывает наличие фарфора, в этих местах буквально кишела жизнь». Но первое здание, по ее

Из книги Философские обители автора Фулканелли

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Средневековая Европа Восстановление золотой чеканки В Европе после падения Рима шло «вымирание» золотых денег, а 750-1250 гг. были периодом господства западноевропейского серебряного денария.„В средневековой Европе «платили золотом обычно лишь при некоторых торговых

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Средневековая история О средневековой истории Сурожа известно несколько больше, ибо с этого времени он существует и «официально». Но и здесь «Велесова книга» существенно дополняет общепринятую картину древней истории сего древнего славянского княжества.В начале III

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Средневековая Родезия По мнению Кейтон-Томпсон, основание Зимбабве «относится к периоду между IX и концом XII – началом XIII века, когда, как показывают фарфоровые черепки, эта местность была уже полностью заселена». Но первое здание, по ее мнению, возможно, было построено

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 34. Средневековая Индия IИндия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.1. Средневековая астрономия Невооруженным глазом видны пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Видимые траектории их движения проходят около эклиптики - линии годичного движения Солнца. Само слово «планета» означает, по-гречески, «блуждающая звезда». В

Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни арабо-мусульманской цивилизации.

Исл.цив. возникла на Аравийском полуострове. В 630 году на этом месте возникает Арабский Халифат (до 1258г)

Исламский мир ближний восток и северная Африка (арабы), Иран (персы), центральная Азия (тюркоязычные народы)

Экономические признаки:

Верховный правитель главный собственник земли и имущества;

Возрастание значения городов;

Развитие частной торговли и предпринимательства, которые ограничиваются запретом на ростовщичество;

Обязанность платить налог а пользу бедных.

Политические признаки:

Власть сосредоточена в одних руках(Халиф)

Политика и религия не конкурируют

Духовные признаки :

Арабский алфавит

Особенности развития:

1)Государственность появилась на основе только что зародившейся религии (религия зародилась в 622 году). Везде религии зарождались после возникновения гос-ва. Религия в арабо-мусульманской цивилизации сразу была приспособлена к нуждам зарождавшегося гос-ва. Эта религия была очень конкретной.

2) Исламизация народов шла быстро. Большинство были солидарны с арабами-мусульманами и видели в них своих освободителей.

3) С точки зрения ислама проводилась разумная экономическая политика (ушр, харадж)

4) они не подвергали гонению ни иудеев, ни христьян, они преследовали язычников.

5) Шла арабизация. Арабы расселялись на захваченных землях и брали в жены представительниц этого населения.

6) Религия и политика не конкурировали.

7) Собственником земли было гос-во (формально земля принадлежала Аллаху, но от его имени Халиф распоряжался землей.

8) Рабы были, но только пленники.

Причины распада:

1)На пиренейском полуострове был создан Кордовский Халифат, который не принял аббасидов.

2) Огромная территория, разный менталитет и традиции.

3) 1055 году был взят Багдад турками. Халиф при турках тярет светскую власть и остается с духовной властью.

4) в 1258 году монголо-татары захватывают Багдад, казнят первосвященника и Арабский Халифат перестаёт существовать.

Халифат как институт духовного руководства арабов просуществовал до 1517 года.

Вывод: закономерный этап исторического развития, в котором государственность возникла на основе только что зародившейся религии.

Деление на варны по основным занятиям и обязанностям – жрецы(брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшьи).

Обязанности каждой варны были записаны в законах Ману. Это сборник, устанавливавший правила поведения.

Основой общества была не гос-ть, а общинно кастовая система. Касты-объединение людей по специальности.

Наиболее богатыми были правители, индусские храмы, монастыри.

Буддизм в Индии особо не прижился, духовную составляющую Индии составляет индуизм

Земля принадлежит гос-ву, правитель дарует чиновнику, но в его собственность земля не входит. В более поздний период средневековья землёй распоряжались хранители гробниц (шейхи), поэты, чиновники и купцы.

На территории средневековой Индии было несколько десятков крупных и мелких гос-в, которые враждовали между собой

С 1206-1526 на территории Индии существовал Делийский султанат

В 1526 году военачальник Бабур положил начало Могольской империи.

Вывод: в средневековой Индии не было единой гос-ти, но самобытность сохранялась.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.

Социально-экономическое развитие Индии в эпоху средневековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем.

Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат (1206-1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-административная организация государства - типично исламская. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Войска султанов совершают завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены признавать себя вассалами Дели и платить султану дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Здесь была основана новая династия Сайидов. Представители этой династии правили уже как наместники от лица тимуридов. В период существования Делийского султаната началось проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху изменения. Возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование - «икта» (небольшие участки) и «мукта» (крупные «кормления»). Их держатели - иктадары и муктадары - собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

В 1526 г. военачальник тимурид Бабур положил начало Моголъ-ской империи , просуществовавшей почти двести лет. Ислам был объявлен государственной религией. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В государственный земельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» - условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стала легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала естественный ход исторического развития.

Ещё в древности в Индии произошло деление общества на четыре варны (сословия). Это брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земле-дельцы, скотоводы, торговцы) и шудры (ремесленники, слуги, рабы).

В начале нашей эры в организации варн наблюдаются значительные изменения. Каждая варна стала делиться на более высшие и низшие касты (по-древнеиндийски «джати» - рождение, происхождение). Самой бесправной низшей кастой были так называемые «неприкасаемые», которых презирали. Они выполняли самую тяже-лую и самую грязную работу: были слугами, вычищали мусор, забивали скот и др. К этой касте принадлежали и некоторые отсталые племена. В период Гуптов уже существовали десятки каст.

Принадлежность к определённой касте определялась происхождением чело-века, умением держаться, а также одеждой, прической, символической отметкой на лбу, культурой питания. Представители определенной касты имели характерный тип жилища. Никто не имел права самовольно перейти из одной касты в другую. Браки между представителями разных каст, как правило, запрещались. Однако в обществе не вызывали осуждения случаи, когда мужчина из высшей касты брал жену из более низкой.

Спецификой индийского общества с древности было наличие в нём сельской общины. Её основу составляли несколько десятков или сотен семей земледельцев-общинников, которые владели наделами и имели на них наследственное право. Община руководила ирригационными работами, организовывала необходимую взаимопомощь и оборону. Постановления общины нередко высекали на каменных плитах, вмурованных в стены храмов. Постепенно среди её членов начали выделяться ремесленники: кузнецы, плотники, гончары, каменщики, ткачи, медники и др. Они обслуживали общину и получали от неё всё необходимое для жизни.

Общину возглавлял староста и несколько его помощников. Большое обществен-ное значение имел совет. То есть, индийская сельская община существовала как самоуправляющаяся единица, что обеспечивала себя всем необходимым. Это привело к почти полному отсутствию в средневековой Индии внутренней торговли между городом и селом, что тормозило развитие общества в масштабах всей страны.

Запись 918 года о сельской общине

Мы, члены собрания... села... приняли такое решение о выборах комитетов, начиная с этого года, ежегодно, а именно: «годового комитета», «комитета садов» и «коми-тета водоёмов».

[В селе] существует 30 родов. Члены каждого должны собраться и написать на специ-альных билетах для жеребьёвки имена тех (жителей), у которых есть более четверти поля земли, что облагается налогами, живут в домах, возведённых на их собственных участках; возрастом от 30 до 60 лет... смышленые в делах: телесно и духовно чистые; не выполняли общинных обязанностей в течение трёх лет и не являются близкими родственниками старшин, выполнявших общинные обязанности раньше. Материал с сайта

[Потом эти билеты] собираются в каждом квартале, и мальчик, который ещё не умеет различать знаки, вынимает их друг за другом с тем, чтобы от каждого квартала было избрано по одному человеку. Избранные таким образом 12 человек составляют «годо-вой комитет». До этого так же надо вытянуть билеты [с именами членов] «комитета садов», и 12 человек пусть составят «комитет садов». [Люди, записанные] на осталь-ных шести билетах, образуют «комитет водоёмов».

Три комитета... пусть выполняют свои обязанности полных 360 дней...

Каста - замкнутая общественная группа, члены которой связаны происхождением, занятием и общественным положением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • касты и общины индии
  • касти й общини індії
  • варны и касты средневековой индии кратко

1. Средневековое государство Индии.

2. Основные черты права средневековой Индии.

1. Средневековое государство Индии

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне слож­ным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии мож­но найти некоторые социальные институты, напоминаю­щие феодальные: крупное частное землевладение, эксп­луатация зависимого земледельца с характерной для Ин­дии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже.

Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных госу­дарств, как, например, империи Харши (VII в.), пришед­шей на смену империи Гуптов (IV-V вв.) и просущество­вавшей всего 40 лет.

В V-VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и ос­ваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результа­те смешения завоевателей с местным населением, находя­щимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов-землевладельцев-раджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. - государство Пратихаров.

Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство, Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию.

Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в север­ную часть Индии на рубеже XII-XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных тер­риториях Делийский султанат (1206-1526 гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526-1707 гг.).

Несмотря на политическую децентрализацию, в Ин­дии в V-VII вв. происходили важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части террито­рий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культур­ного самосознания индийцев, которое на протяжении ве­ков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государствен­ного единства.

Сословно-классовое деление. Начиная с первых веков новой эры усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом ча­стного землевладения. Факторами, ускоряющими дальней­шее расслоение индийского общества, были углубление имущественной дифференциации среди общинников-крес­тьян, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян. В первых веках новой эры увеличилась, прежде всего за счет пожалований, земель­ная собственность индусских храмов и буддийских монас­тырей. Храмы и монастыри вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работни­ков, рабов.

Следствием многочисленных войн было перераспреде­ление земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами станови­лись этнические и профессиональные группы, кланы вои­нов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимо­сти от первоначального происхождения касты по мере уг­лубления разделения труда «выстраивались» в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономи­ческим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распо­ряжение землей.

Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения, строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, вои­ны-землевладельцы, наконец, полноправные общинники - раджпуты и джайны в ряде областей северной и северо­западной Индии входили в высшие брахманские и кщатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном сословную организа­цию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обед­невших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимос­ти от полноправных общинников.

Процесс классового расслоения протекал в Индии весь­ма своеобразно. Он характеризовался длительным сохране­нием крайней мозаичности и господствующего, и эксплуа­тируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщинного крес­тьянства из «неприкасаемых» каст применялась в хозяй­ствах как крупных землевладельцев, так и рядовых об­щинников.

Утверждение власти мусульманских правителей при­вело к значительному изменению» состава высшей правя­щей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в террито­риальный состав султаната. Некоторые более мелкие ин­дийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выпла­чивать султану дань.

Вся земля султаната объявлялась государственной соб­ственностью. Фактически земля оставалась в руках общин­ников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно боль­шем объеме, чем раньше, и по иной схеме. Все землевла­дельцы облагались налогами в форме хараджа, то есть той же ренты-налога, но немусульмане выплачивали еще по­душную податьджизъю. Оба налога достигали часто поло­вины урожая.

Часть государственного неразделенного зе­мельного фонда была приписана непосредственно к казне. Это земли «.голисэ», доход с которых шел на содержание самого султана и его двора, государственного аппарата, чиновников, воинов. Другая часть была разделена на слу­жебные наделы «икта» и роздана в условное держание за службу военную, чиновничью и пр. Условное должностное землевладение было и кратковременным и пожизненным, но часто икта передавалась за службу сыну или зятю иктадара. Владельцы икты (иктадары) собирали налоги сами или через своих слуг с пожалованных деревень или облас­тей, присваивая лишь часть налоговых поступлений. Боль­шая часть налогов продолжала идти в фонд государства, которое определяло размеры, форму их изъятия.

Наряду с государственной собственностью существовала в султанате и частная собственность (мулък). Своеобразный вид частной собственности составляли земли мусульманских религиоз­ных учрежденийвакуфы и наследственные земли мусуль­манских духовных лиц (имамов). Владельцы мульков пла­тили лишь десятину. Это была их привилегия.

Для Делийского султаната были характерны три ярко выраженные тенденции в развитии землевладения:

1) по­степенное превращение земель икта в земли мульк;

2) со­кращение земель халиса за счет расширения двух первых видов земель;

3) увеличение непосредственной доли слу­жилой верхушки в общей сумме ренты-налога, получае­мой с государственных земель. Уже во второй половине XIV в. часть иктадаров приобретает налоговый иммунитет, а икта становится во многих случаях наследственной.

Государственная собственность на землю сохранилась и в Могольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540-1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556-1605 гг.), во­шедшем в историю в качестве великого правителя, отме­нившего, в частности, джизью с местного населения и чет­ко определившего суммы налогов с каждого района.

Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования {джагира) круп­ным мусульманским военачальникам джагирдарам, Джагир-дар был обязан содержать соответствующий величине его джагира и чину отряд войск (от 100 до 5 тыс. воинов), из которых и состоял основной костяк армии правителя. Вла­дельческие права джагирдара или находящегося в зависи­мости от падишаха местного князя-раджи реализовывались в праве взимания налогов с общинников-крестьян и удер­жании определенной их части в свою пользу. Кроме джагиров существовали и владения вассальных индийских кня­зей заминдаров, плативших дань падишаху.

В зависимости от форм эксплуатации земледельца вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти изаминдари. На территориираяти налоги с общинни­ков-крестьян взимались непосредственно через государствен­ный аппарат. Падишах следил за тем, чтобы джагирдары не обладали никакой ни административной, ни самостоятель­ной налоговой властью на своих землях.

На территории за­миндари налоги собирались самими заминдарами. Заминдар сам устанавливал в соответствии с обычаем размер плате­жей с крестьян и формы их получения. Эти платежи, та­ким образом, носили характер феодальной ренты.

К заминдарам - «господам земли» примыкали и так называе­мые первичные заминдары - полноправные общинники, которые были хозяевами собственных участков земли. Эти участки, как правило, сдавались в аренду издольщикам или обрабатывались зависимыми людьми. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, не име­ющей правовой защиты. Практически же арендаторы, не­полноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Арендаторы находились в личной и по­земельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян.

По мере распада Могольской Индии, ослабления по­зиций могольских правителей усиливается власть местных заминдаров - и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система отношений. Иерархия прежних во­енных и гражданских чинов, получающих свою долю при­бавочного крестьянского продукта через налоговый аппа­рат государства, начинает вытесняться иерархией феодаль­ных землевладельцев.

Государственный строй. Центральное управление. Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность много­численных государств-княжеств, экономически не связан­ных между собой. В раннеклассовых, так называемых пле­менных государствах сохранялись значительные пережит­ки родоплеменных отношений. К таким государствам отно­сятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу сопле­менников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в результате войн бо­лее крупные политические общности: Харши (VII в.), Ча-лукьев (VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие - были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложив­шимся административным аппаратом. Во главе таких госу­дарств стояли махараджи - главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались, Махарадже помогали советники, входящие в совещательный органмантрипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сбор­щикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Об­щества, как показала история Индии, связанные религи­озно-культурным единством, обнаруживают высокую сте­пень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов.

Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представ­ляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, ко­торые создавались индийским народом в течение тысяче­летий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная лите­ратура и пр.).

Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры на­рода, как индуизм. Это огромное хранилище древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны.

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата - как характер­ная черта средневековой Индии - восполнялись и крепос­тью общинной организации индийского общества, стабиль­ное существование и саморазвитие которой мало зависе­ло от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Определенное государственное единство было достиг­нуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захват­нические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались вначале в со­став государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, полу­чившее название Делийского султаната. В 1229 году Де­лийский султанат был признан багдадским халифом в ка­честве независимого государства. Однако тесная связь пра­вителей Дели с остальным мусульманским миром не пре­рывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские пра­вители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощ­ный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно дей­ствующего центрального аппарата.

При монархической форме правления в системе орга­нов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государ­ственное управление строилось здесь в соответствии с ис­ламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане долж­ны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246-1265 гг.) сменилось последующим укреплением по­зиций султанов. Мухаммед Туглак (1325-1351 гг.) уже пи­сал на своих монетах: «Султан - тень бога», а основатель империи Моголов Бабур (1526-1530 гг.) присвоил себе зва­ние падишаха, наделенного якобы божественными пра­вами.

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди них была охрана ислама, в том числе поддержание религиозных обрядов и преследование ере­тиков и «лжеучителей». Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеван­ной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости.

Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусуль­манского права, они не могли, однако, не считаться с об­щепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его ос­новная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правитель­ственные ведомства - диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

Военное ведомство, ведущее учет военной силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест распо­ложения гарнизонов, занимало особое место в мусульман­ском государственном механизме. Главный интендант и каз­начей этого ведомства осуществлял контроль над выдачей джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состо­яние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство кон­тролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военноплен­ных, податей с покоренного населения.

Особое ведомство располагало сведениями о назначе­нии всех чиновников, о суммах, получаемых ими из госу­дарственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомствосадр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворны­ми сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана был центром политической жизни и управления империи. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кух­ней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просмат­ривал его указы.

Общие черты государственного механизма Делийско­го султаната и Могольской Индии не исключали разли­чий между ними, которые выражались не столько в на­званиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели ус­танавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятеж­ных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на во­енную силу, конфисковывали имущество, непокорных уби­вали. Ислам в его суннитском толковании стал государ­ственной религией, а персидский язык (фарси) - языком судебного, производства. Правление моголов в Индии нача­лось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс «исламизации» правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На поли­тику падишахов стал оказывать определенное влияние ин­дийский город.

Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная «либерали­зация» политического режима, показателями которой мо­гут служить, например, и некоторое ослабление, налогово­го тягла, и отмена при Акбаре подушной подати - джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Боль­шое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов.

Так, например, в целях раскола зревшей торгово-ре-месленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие дол­жности в административном и налоговом аппарате стали назначаться торговцы, ремесленники и другие «низкорож­денные» лица. Могольские правители были последователя­ми ханифитской школы (Школа названа по имени ее основателя Абу Ханифы ибн Са-бита (699-767 гг.)), одной из главных отличительных черт и требований которой был учет местных условий в управлении и судопроизводстве.

Местное управление. Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общин­ника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальника­ми пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной еди­ницей оставалась сельская община.

Мусульманские правители ввели новое административ­но-территориальное деление. Делийский султанат был раз­делен на 23 провинции. Крупные провинции делились на улики (области). Следующей административно-налоговой единицей былапаргана (район), включающая ряд деревень, ипатта - одну-две деревни. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками(хаки-мами). В каждую область назначались такжефоуджары - военные начальники,гомашты - сборщики налогов икотвалы - начальники городов.

Наличие полуавтономного механизма общинного са­моуправления во главе с брахманско-кшатрийской вер­хушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчи­нить себе индийские общины, особенно крупные, мусуль­манские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Одна­ко на практике такие административно-налоговые еди­ницы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владе­ниями.

Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) - главы доминирующих каст,хута - главы деревень. Они были не должностными лицами центрально­го аппарата, а представителями общины налогоплательщи­ков в их отношениях с центральной властью. Эти отноше­ния были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передава­лись по наследству и, более того, делились среди наслед­ников. Продолжали существовать и общинные советы - панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне.

Армия. Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоя­щая из мусульман, была основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе. Военный и гражданский чин зави­сел от числа воинов, находящихся под командованием оп­ределенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик - 1 тыс. всадников, хан - 10 тыс. всадников. В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из за­висимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права.

Суд. Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился спе­циально назначенными главой государства судьями-кадия­ми. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла суще­ствование особых панчаятых судов, которые обладали зна­чительными полномочиями. Они были распорядителями об­щинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, пра­вопорядком.