Анализ стихотворения «К Чаадаеву. К чаадаеву (пушкин александр сергеевич стихи) Тема и основная мысль к чаадаеву

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856)

«К Чаадаеву» — одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина. Точная дата написания его неизвестна. Эксперты относят его появление к 1818 году. Именно этот год явился периодом политического подъема в России, активизации общественной мысли.

Полный текст «К Чаадаеву» Пушкин А.С. смотрите в конце статьи

Возмутителем спокойствия выступил сам Александр I. В диалоге с генералом Мезоном, он сказал о том, что «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия …». Это открытое высказывание императора взбудоражило русское сообщество.

Господствующими стали настроения скорого крушения самодержавия. Непонятно, каким образом это должно было произойти — мирным путем или с помощью насильственных действий? Однозначно было одно: в обществе неспокойно, и все ожидали перемен. Разговоры об уничтожении самодержавия после высказывания императора Александра I стали практически легальными.

«К Чаадаеву» Пушкин писал, находясь под влиянием всеобщих настроений. В поэтическом произведении четко прослеживается ненависть к самодержавным устоям. Она была тем стержнем, который объединял всех прогрессивно настроенных людей того времени.

Петр Яковлевич Чаадаев, к которому обращено стихотворение, был другом Александра Сергеевича. Они сблизились еще в Царском селе. Позже, когда Петр Яковлевич переехал в Петербург и стал адъютантом командира гвардейского корпуса Васильчикова, их товарищеские отношения продолжились. Для молодого поэта Чаадаев являлся примером верности прогрессивным освободительным идеям. Друзья находились во власти настроений о необходимости перемен, освобождения России от пут самодержавия и крушения крепостного права.

В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин в присущей ему поэтической форме стремился убедить своего товарища, что их надежды сбудутся, и они оба примут участие в свержении самодержавия.

Но сподвижник Пушкина с осторожностью относился к скорым революционным событиям, не верил в быстрое осуществление их чаяний.

Послание «К Чаадаеву» — одно из лучших стихотворений, относящихся к свободолюбивой лирике Пушкина.

К Чаадаеву. Дата написания.

Дата написания стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С. доподлинно неизвестна. По традиции, начиная со времен первых публикаций этой работы, стих датируется 1818 годом.

Это творение политической направленности литературные эксперты относят к периоду 1817-1820 гг.

Историк, филолог Владимир Владимирович Пугачёв представил на суд читателей другую дату написания этого стихотворения. Он считал, что дата написания его предположительно 1820 год. Именно в этот период между Пушкиным и Чаадаевым происходили оживленные споры о революции и ликвидации царизма.

Согласно мнению исследователя, в первых строчках стиха «Любви, надежды, тихой славы» Пушкин отказывается от безмятежной, спокойной славы в пользу активной революционной деятельности. В стихотворении поэт призывает Чаадаева, человека, который отрицательно и скептически относится к насильственной революции, встать в ряды дворянских революционеров.

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Александра Сергеевича Пушкина общество знало не только как талантливого поэта, но и как человека, сочувствующего идеям декабристов. Двор считал его вольнодумцем, и поэта за его смелые высказывания отправляли в ссылку, а позднее его творчество подверглось жесткой цензуре со стороны царя. Одно из его ранних стихотворений - "К Чаадаеву", анализ которого представлен ниже, называли гимном декабристов.

История написания и публикации

Анализ "К Чаадаеву" следует начать с истории создания стихотворения. Оно было написано поэтом в 1818 году и изначально не предназначалось для публикации. Стихотворение было записано во время того, как Пушкин читал его близким друзьям. Позже творение было доставлено адресату (Чаадаеву), а запись стихотворения стала передаваться из рук в руки.

Произведение распространялось среди петербургских жителей тайно. Оно было опубликовано только в 1829 году в альманахе "Северная звезда" М.А. Бестужева в весьма измененном виде. С момента создания этого послания за Александром Сергеевичем закрепилась слава вольнодумца и приверженца идей декабристов.

Личность получателя

Анализ "К Чаадаеву" следует продолжить небольшим рассказом о личности адресата стихотворения. Это был Петр Яковлевич Чаадаев - один из самых близких друзей Пушкина со времен учебы в лицее. Когда Александр Сергеевич служил в Петербурге в чине коллежского секретаря, он часто ходил к своему другу в гости. Пушкин делился с Чаадаевым всеми своими переживаниями и мыслями.

Еще будучи лицеистом, поэт любил обсуждать с Чаадаевым общественно-политическую обстановку в стране. Поэтому друзей связывали не только теплые воспоминания о юношеских годах, но и общие устремления. В послании содержался призыв к свержению самодержавия. Но сам поэт вовсе не стремился к тому, чтобы афишировать свою позицию. Александр Пушкин вскоре забыл о своем литературном вольнодумстве.

Послание было доставлено Петру Чаадаеву, бывшему в то время уже членом общества будущих декабристов, известному под названием "Союз благоденствия". Многие его члены восприняли стихотворение Пушкина как призыв к действию. Впоследствии, после подавления восстания декабристов, поэт не раз упрекал себя в неосторожности. Он считал, что это послание послужило толчком к попытке свержения самодержавия. История создания "К Чаадаеву" является примером того, какой силой обладает слово. И если для Пушкина его призыв было просто литературным свободомыслием, то для декабристов это послание стало гимном.

Жанр произведения

Один из пунктов анализа "К Чаадаеву" - это определение жанра, в котором написано стихотворение. Его следует отнести к весьма популярному в России в первой половине 19 века жанру дружеского послания. Этот жанр отличала свободная форма выражения мыслей, поэтому стихотворение приобретало черты доверительной беседы между близкими людьми.

Адресатом послания были и реальные лица, и вымышленные персонажи. Этот жанр не был ограничен различными формальными условностями. Поэтому в своих произведениях автор мог общаться с читателем на равных, что придавало нотку доверительности стихотворению.

Сюжет произведения

Основа сюжета стихотворения "К Чаадаеву" - это размышления о взрослении человека. Поэт уже больше не питает иллюзий насчет славы, любви. Юношеские мечтания столкнулись с суровой реальностью, теперь автор уже сомневается в правильности своих взглядов. Поэт их сравнивает со сном, туманом, которые рассеиваются так же быстро. Некоторые современника Александра Сергеевича увидели в этом намек на императора Александра Первого, в чьем правлении разочаровался поэт.

Затем стихотворение "К Чаадеву" продолжается порывами свободомыслия. Взамен наивных юношеских мечтаний поэт получает свободолюбие и чувство гражданского долга. Для Александра Сергеевича такой переход был естественным, и только осознание каждым гражданином своего долга могло сделать страну свободной.

Но поэт не отрицал, что пылкие порывы могут встретить препятствие в лице тех, кто не хотел менять общественный уклад в государстве. Александр Сергеевич считал, что все свои силы нужно посвятить служению Родине. И тогда в награду за труды их имена будут помнить потомки.

Политический подтекст

В послании "К Чаадаеву" Пушкин выразил и недовольство царской властью. Император Александр Первый называл себя истинным либералом, и многие ожидали от его правления реформ, которые улучшили бы жизнь крестьян. Но все разговоры об отмене крепостного права так и остались разговорами. И нет ничего удивительного в том, что молодой поэт разочаровался в самодержавии.

Александр Сергеевич уже не верил царским обещаниям. Но поэт верил в людей, в чьих сердцах еще пылал огонь справедливости. Верил тем, для кого свобода и чувство долга перед Отчизной не были пустым звуком. Именно они, по мнению Пушкина, должны были освободить Россию от самодержавия. И тогда в обществе воцарилась бы справедливость.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения "К Чаадаеву". Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы - это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Ритмическая сторона стихотворения

Стихотворный размер "К Чаадаеву" - это знаменитый всем пушкинский четырехстопный ямб. Способ рифмования - перекрестный и кольцевой. Послание можно поделить на четверостишия и итоговое пятистишие, в котором поэт говорил о будущем России.

Литературные тропы

Благодаря каким средствам выразительности "К Чаадаеву" стало гимном декабристского движения? Это общественно-политическая лексика, которую использовал поэт при создании послания. Это придало дружескому посланию возвышенный (можно даже сказать, пафосный) и патриотический характер. Пушкин из всех синонимов слова "родина" использует "отчизна", которое вызывает более теплый отклик у читателей.

Общественно-политическая лексика была отличительной чертой поэзии декабристов. Поэтому поэт, близко знавший и друживший со многими декабристами, использовал ее в написании послания своему другу. Пушкин противопоставляет власть вольному народу, используя эпитеты. Для самодержавной власти он выбирает слово "роковая" - это подчеркивает ее темную сторону, нежелание помочь народу. Вольность же он характеризует прилагательным "святая" - поэт подчеркивает, что свобода - это высшая ценность для народа.

Само стихотворения построено на антитезе - противопоставлении юношеских мечтаний и чувства ответственности, гражданского долга, царского режима, крепостничества равноправному обществу, в котором все люди равны и свободны. Эта особенность композиции подчеркнула размышления о взрослении личности, как из безрассудного пылкого юноши поэт становился мужчиной, которому небезразлично будущее своей страны.

Критика стихотворения

Несмотря на то что послание стало передаваться из руки в руки и стало известно в обществе, тем не менее, некоторые современники критиковали это литературное свободомыслие. Некоторые возмущались тем, что главными героями должны стать Пушкин и Чаадаев - эти вольнодумцы, светские шутники, франты. Но, скорее всего, поэт не имел в виду только их: Александр Сергеевич, возможно, писал о всем обществе декабристов, которые стремились сделать жизнь общества лучше.

Некоторые современники поэта упрекали его за слишком легкомысленное сравнение долга с любовным свиданием. Но в этом и состояла особенность послания поэта: он соединил личные переживания с чувством патриотизма.

Послание "К Чаадаеву" - это пример того, как Пушкин своими стихотворениями смог вдохновить людей. Александр Сергеевич подобрал такие слова, что они коснулись сердца каждого и заставили декабристов действовать. В этом стихотворении отражены высокие идеалы А. С. Пушкина и его вера в то, что светлое будущее для Отчизны наступит. В этом стихотворении политическое и лирическое направления не противопоставлены, а дополняют друг друга, создавая стихотворение, в котором есть место и личным переживаниям поэта, и чувству патриотизма.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Стихотворение написано в петербургский период творчества А.С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности.

О.Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, - такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу? … Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он - только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия».

В это время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены в стихотворении.

Тема

В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовластьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.

Главная мысль (идея)

Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!..

Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.

Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.

Поэтика

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» - дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырёхстопным ямбом, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

Выбранная стройная форма придаёт стихотворению торжественное звучание.

Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа.

Каждый из эпитетов придаёт яркость и выпуклость образу. Например, называя «минуту вольности» святой, Пушкин подчёркивает своё высокое понимание этот категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство).

Эпитет «роковая» (власть) также наделён сильной энергией - Пушкин подчёркивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнёт. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путём её завершения.

Метафоры стихотворение также яркие и сильные:

… взойдёт она,

Звезда пленительного счастья…

Так в представлении поэта выглядит свобода - пленительная (манящая волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой.

Образ получается романтический и возвышенный.

Россия вспрянет ото сна…

Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна - как сказочная спящая красавица, которая ждёт часа своего пробуждения, освобождения от чар.

…И на обломках самовластья

Напишут наши имена!..

Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на обломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерзких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев - Чаадаева и Пушкина?

Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданского служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления.

Одно из самых замечательных мест в стихотворении - сравнение:

…Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты вольного свиданья.

Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.

«Серьёзные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии.

Но это именно и есть черта лирики Пушкина - соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности.

Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нём выражены идеалы гражданского общества, свободы, борьбы против деспотизма.

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба . Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.
  • Проблемы

    • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
    • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
    • Смысл

      Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

      Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

      Средства выразительности

      Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

      В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

      Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

      На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

      Критика

      Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

      Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

      В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!