А н плещеев дети и птичка. Презентация на тему "«Дети и птичка» А.Н

Технологическая карта урока Класс: 4 Учитель: Самсонкина Н.В Тема: «А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»» Цель: Создание условий для знакомства учащихся с поэтом А.Н. Плещеевым и с произведением А.Н. Плещеева «Дети и птичка»; Учебная задача: кто такой А.Н. Плещеев? Тип урока: открытие нового знания; Планируемые результаты: Предметные: ­ познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; ­ развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; ­ помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства эпитеты, олицетворения; Метапредметные УУД: Познавательные УУД: ­ Формировать умения анализировать содержание текста, сравнивать героев произведения, определять особенности драмы. Регулятивные УУД: ­ Формировать умения контролировать себя в учебном процессе; ­ Умение понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: ­Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другим «Я»; ­ Формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; Личностные: формировать уважительное отношение к слову автора, учить наблюдать за «внешней» отстраненностью автора и его присутствием в произведении;

воспитывать нравственные качества через отношение ребенка к персонажа Материалы и оборудование: 1. Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 4 класс, книга 2. Презентация Power Point. 3.раздаточный материал ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 МИН) ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (4 МИН) РЕШЕНИЕ УЗ (10 МИН) ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЕ (15МИН) РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН) № п/п Этапы Деятельность учителя 1. Орг момент Здравствуйте ребята! Ход урока Деятельность учащихся Здравствуйте! Хорошо Как настроение! Что немного взбодриться и поднять настроение начнем урок с речевой разминки: 2. Речевая разминка а) Учись отчётливо произносить звуки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. б) Читай считалку ясно, чётко. Тары – бары Методы, приемы. Результаты Метод: мотивирующий, Прием: стихотворения всех в Включение учащихся деятельность. Готовность класса к усвоение нового материала. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

2. Постановка учебной задачи Растабары! У Варвары Куры стары! Молодцы! Откроем тетради, запишем число Какое сегодня число? Ситуация успеха: Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят:  Всякая она сети боится.  Всякая она пером красуется.  Где она ни летает, а своё гнездо знает.  Ей даны крылья, а человеку – разум. Правильно! Проблемная ситуация: Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. ­ Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся. ­ Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги. Четырнадцатое ноября О птицах ­ Плещеев. Метод: обсуждения; диалог, ситуации успеха, проблемная ситуация; Прием: презентации, вопросов, Умение выходить, принимать и осознавать учебную задачу

МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ ­ Какую фамилию прочитали? Совместная формулировка УЗ. Кто догадался, про кого сегодня будет идти речь? ­ Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет). 3. Поиск решения учебной задачи ­ Рассмотрите портрет. ­Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. мать, О Плещееве Добрый, внимательный Дети делают конспект слушают, Метод: диалога, рассуждения, объяснения, работа с книгой Прием: Презентация, физминутка, ответ, вопрос Умение находить информацию из презентации­ иллюстраций Умение в ходить в диалог Познавательное УУД: поиск информации Умение находить информацию из иллюстраций и осознавать её;

Плещеев Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Любимый поэт русской молодежи 1840­х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». Многие произведения поэта (особенно- стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста Умение формулировать правила в месте с учителем Умение слушать и слышать других Лида читает стихотворение

романсов. ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТРАНИЦЕ 155 Познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева «Дети и птичка». Ребята давайте прочитаем стихотворение. Есть желающие прочитать? Лида прочитай ДЕТИ И ПТИЧКА «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь... Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! Завтра вы спать ещё будете, детки, А уж мы все понесёмся на юг. Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там...»- «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?» Восприятие, осмысление текста

«Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей- И начнёт под вешним" солнцем Вся природа оживать... Я вернусь, когда, малютки, Вы уж будете читать!» 1 СТРОФА 1) Как автор называет детей? А птиц? 2) О чем сожалеют «милые крошки? 3) Как автор объясняет отлет птиц? 4) Что значит выражение «гонят холода»? 5) Подберите синоним к слову детки? 2 СТРОФА 1) Как рано улетают птицы? Докажите текстом. милые ­ Детей крошки Птичка, подруг То, что птички улетаю на юг Гонят птичек холода и дожди Это когда очень холодно и птицы не выдерживают холода Ребенок, маленький малыш,

2) Какой глагол указывает на стремительность действия птиц? Ночью Понесемся Нет там ни стужи теперь, ни дождей, ветер листвы не срывает ветвей Скоро ли птичка вернётся к ним С запасом песен вернётся птичка Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, ручей блестя, 3) Как описывается юг. Расскажите. 4) Какой вопрос ещё волнует детей? 5) Что принесут птицы с весною в родные края? 6) Назовите приметы весны в ответе птички. 7) Прочитайте описание ручья. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И зарядку продолжаем. Зарядка для глаз.

4. Практическое применение Теперь ребята давайте прочитаем стихотворение по ролям. Нам нужно распределить роли ­дети ­птичка ­автор Дети распределяют роли (по желанию) Практический метод Умение применять новые знания на практике; Умение регулировать и понимать при выполнений упражнений 5. Итог (рефлексия) Кто будет птичкой? Кто будет читать за детей? Кто будет читать за автора? Молодцы! Теперь нарисуйте птичку как вы ее представляете ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ Вам понравилось произведение которое мы читали? Что вы узнали нового об Алексее Николаевиче Плещееве? Домашнее задание подготовиться к выразительному чтение произведения «Дети и птичка» стр.145 Молодцы! – Урок закончен. Всем спасибо! Дети рисуют птичек Да Ответы детей Метод: обсуждения; Прием: вопросов, ответов Умение обобщать пройденную тему; Умение свое понимание оценивать Спасибо!

Урок литературного чтения

в 4 классе

Тема: Плещеев А.Н.

«Дети и птичка»

Подготовила

учитель начальных классов

Кулик Наталья Николаевна


Речевая разминка Дыхательная гимнастика. «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. «Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.


Артикуляционная разминка

«Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.


Упражнение для дикции.

Сел сокол на гол ствол.


  • 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.
  • Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
  • В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
  • Одно из самых видных мест Плещеев занимает в детской литературе. Детские стихотворения собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».
  • С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы.
  • Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
  • Осень наступила,
  • Высохли цветы,
  • И глядят уныло
  • Голые кусты.
  • Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

Словарная работа

понесёмся – следовать очень

быстро

стужа - сильный холод, мороз

вешнее - весеннее


Литературные

приёмы

олицетворение

эпитет

приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами

образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению



Чтение по ролям:

дети


Домашнее задание

  • с. 145, выучить стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению

Нарисовать птицу - задача, которая часто встает перед детьми и их родителями. Воробьи, вороны, галки, соловьи, снегири, орлы, синицы и прочие пернатые являются распространенными объектами в альбомах детей. Тут находится место и для необычных персонажей - жар-птиц и Angry Birds. Однако все не так сложно, как иногда кажется для начинающих художников. Используя наглядные уроки и действуя шаг за шагом, поэтапно, можно сделать качественный и четкий рисунок. После нескольких тренировок рисования птицы у ребенка будут получаться все лучше.

Пошаговые уроки рисования птиц

Уроки рисования птиц с пошаговыми фото для начинающих помогут художникам освоить искусство создания птиц на бумаге.

Зимующая птица: рисуем воробья

Среди зимующих птиц наиболее популярными являются воробьи. Создать рисунок такой птицы достаточно просто, если действовать поэтапно.

  1. Нужно нарисовать вытянутый овал. Это основа туловища птички.
  2. В верхней части заготовки нужно нарисовать фигуру с округлыми контурами. Это будет голова. Снизу проводится несколько ровных линий. Это хвост зимующей птицы.
  3. Далее отчетливо рисуется клюв.
  4. Потом нужно плавными контурами создать очертания грудки, крыла и выполнить глаз.
  5. Нужно нарисовать карандашом лапки воробья.
  6. Остается только раскрасить рисунок, используя цветные карандаши либо фломастеры. При желании можно использовать краски.

Птица в полете: рисуем чайку

  1. Процесс рисования птицы в полете намного проще, чем кажется. С задачей справится даже ребенок. Для начала потребуется нарисовать круг, что в будущем станет головой, и тело птицы. Низ и верх туловища должны получиться немного острыми. Округлости тут не нужны. Потом рисуются глаз и клюв, после чего контуры круга надо стереть ластиком.
  2. Теперь надо нарисовать размах летящих крыльев и хвост. Крыло, которое расположено ближе к правому краю бумажного листа, должно получиться значительно больше и длиннее второго и тела. Мельчить не нужно!
  3. Далее необходимо дорисовать лапы и крылья. Первые нужно изобразить сложенными плотно друг к другу.
  4. Затем надо провести линии, из которых получится бедро. Для этого контур ведется от лапы чайки вниз. Далее изображают перья на хвосте и крыльях птички.
  5. Необходимо убрать все лишние контуры.
  6. Остается нарисовать тени. Крылья птицы в полете стоит сделать практически черными и сильно затемнить низ чайки. Плюс от крыла на туловище тоже падает тень. На втором крыле, расположенном ближе к левому краю листа, следует чуть наметить очертания перьев по всей длине. Подобные контуры нужно сделать на теле и около головы.

Энгри Бердз (Angry Birds)


Синица

Этот мастер-класс рассчитан на помощь в рисовании синицы.

  1. Рисуем круг: это будущая голова. Прямыми линиями делаем наброски туловища синицы.
  2. Голове птицы придаем необходимые очертания. Делаем клювик синицы и прорисовываем глаз в правой верхней части головы.
  3. Делаем более отчетливыми контуры туловища синицы. Голова должна очень плавно перетекать в тело. Брюшко рисуем округлым. Вспомогательные линии убираем.
  4. Теперь рисуем веточку. Изображаем крыло синицы и верхнюю часть ножек птицы.
  5. Завершаем изображение лапок. Рисуем пальцы и хвост.
  6. Небольшими, отрывистыми линиями набрасываем границы переходов цветов. На крыле и хвосте рисуем перья.
  7. Завершаем работу: затеняем голову и хвост синицы. Прорисовываем мелкие перья там, где необходимо.

Дятел

Благодаря этому мастер-классу можно поэтапно нарисовать вполне симпатичного и реалистичного дятла. МК поможет взрослым и детям, которые решили освоить технику рисования птиц.

  1. Схематично создаем контуры головы и туловища будущего дятла. При этом лист бумаги предварительно стоит разделить едва заметно на четыре части.
  2. Далее также схематично делается набросок хвоста и клюва птицы.
  3. Теперь нам надо прорисовать общий контур туловища изображаемого объекта и его головы.
  4. Занимаемся созданием деталей и их отчетливой прорисовкой: глаза, клюва, перьев, крыла и т.д.
  5. Завершаем работу над нюансами и стираем все вспомогательные элементы.
  6. Затеняем простым карандашом все необходимые участки согласно природной расцветке оперения дятла.

Снегирь

Предложенный подробный МК поможет начинающим нарисовать собственными силами очень привлекательного снегиря.

  1. Перед началом работы делим лист на четыре сегмента. Это поможет правильно сделать набросок. Рисуем, как на картинке ниже, 3 круга. Это основа будущего снегиря.
  2. Далее создается плавными линиями общий контур изображения.
  3. Обводим предварительно созданный силуэт снегиря.
  4. Рисуем лапки птицы и хвост. Создаем узнаваемые детали снегиря. Не забываем про глаз. Стираем все ненужные линии.
  5. Добавляем мелкие детали лапок и оперенья снегиря.
  6. Затеняем все необходимые участки.

Сорока

С помощью предложенной ниже пошаговой инструкции можно без труда изобразить сороку. Следуя рекомендациям и используя в качестве подсказок рисунки, птица непременно получится даже у начинающих художников.

  1. Сначала рисуем круг. Из него формируем голову будущей сороки, прорисовывая клюв и глаз.
  2. Делаем набросок силуэта сороки. На этом этапе важно не забывать о соблюдении пропорций рисунка.
  3. Наводим форму туловища сороки.
  4. Рисуем хвост, лапки, крылья.
  5. Изображаем прочие детали. Формируем контур разделения оттенков сороки.
  6. Делаем оперение птицы по нижнему контуру. Изображаем перья и стираем все ненужное.
  7. Заштриховываем все участки в соответствии с оперением сороки.

Как видно, нарисовать птицу карандашом поэтапно не представляет собой ничего особенно сложного. Подсказки для начинающих помогут справиться с поставленной задачей в несколько шагов. Такие уроки рисования понравятся как ребенку, так и взрослому. Ведь изображение непременно получится четким, реалистичным и оригинальным.

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!»-
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…»-
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей-

И начнёт под вешним’ солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»

Анализ стихотворения «Дети и птичка» Плещеева

Большинство стихотворений для детей Алексей Николаевич Плещеев сочинил в зрелые годы, однако и в более раннее время поэт иногда писал для самых маленьких своих читателей.

Стихотворение написано в 1858 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, на предшествующий этому период пришлась увлеченность поэта революционными идеями. Он даже был арестован и сослан за свои убеждения. В те же годы пришлось ему тянуть солдатскую лямку. Впрочем, проявленная храбрость позволила ему получить повышение в чине и перейти на службу гражданскую. Поэт женился, дождался возвращения прав на потомственное дворянство и вернулся в Петербург, впрочем, пока только в отпуск. Он смог напечатать свежий авторский сборник стихов. Считается, что именно в это время и было создано стихотворение. В жанровом отношении это пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирических героев довольно много. Это, прежде всего, маленькие ребятишки, еще не умеющие читать, и сама говорящая с ними птичка. Стихотворение построено на диалоге и носит дидактический, воспитательный характер. Начинается оно с обращения. Дети не понимают, зачем птице отправляться на юг, они просят ее помедлить. В своем ответе она дает им начатки знаний об окружающем мире: гонят меня холода и дожди. Следом она сообщает, что улетит не одна, а с подругами, стаей, и держать путь они собираются точно на юг. В 3 четверостишии осень противопоставляется жаркому югу: нет там ни стужи, ни ветра, ни дождей. Детям нравится ее объяснение, они готовы отпустить певунью, но напоследок интересуются: скоро вернешься? Птичка терпеливо перечисляет приметы, по которым можно узнать о ее возвращении: снег сойдет, зажурчит ручей. В конце она наставительно добавляет: когда вы уж будете читать! Множество слов с ласкательно-уменьшительным суффиксом: птичка, крошки, песенок, детки, солнышко, малютки, сторонки. Эпитеты: песенок звонких (это еще и инверсия), милые, блестя. Олицетворения: солнышко не прячется, ветер не срывает, гонят холода. Лексика нейтральная, разговорная, однако в ней чувствуется типичный строй детских стихотворений XIX века. Интонация радостная, почти щебечущая, в ней нашлось место и восклицаниям, и вопросам.

Произведение «Дети и птичка» А. Плещеева – лирика, соединенная с базовым корпусом знаний о живой природе и ее законах, иллюстрирующая смену времен года.

Слайд 2

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

Всякая она сети боится. Всякая она пером красуется. Где она ни летает, а своё гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку – разум.

Слайд 3

(1825-1893)

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 4

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

Слайд 5

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Слайд 6

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

Слайд 7

Слайд 8

  • Слайд 9

    1строфа