Жилище человека особенности жизнеобеспечения жилища конспект урока. Разработка урока по ОБЖ на тему «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища

Урок 1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Цель урока. Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого со­блюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи урока:

1. Образовательные: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, познакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире

2. Развивающие: умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.

3. Воспитательные:

Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

Продолжить формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;

регулятивных УУД: развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;

личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты:

1 . знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

Метапредметные результаты:

    понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    выдвигать предположения и доказывать их;

    уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отно­шения к окружающей среде

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

I. Организационный этап..........................................................................5 мин.

II. Мотивация учебной деятельности........................................................2 мин.

III. Актуализация опорных знаний.............................................................3 мин.

IV. Первичное усвоение новых знаний. ......................................................15мин.

V Первичная проверка понимания...............................................................5 мин.

VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.

VII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.

VII. Подведение итогов урока.....................................................................3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап . Приветствие. Мотивация.

II. Мотивация учебной деятельности.

Шарада. Назовите формулу безопасности.

III . Актуализация опорных знаний.

    Проверка домашнего задания.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Формирование темы урока.

Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?

Применение технологии «кластер». Построение кластера урока для постановки цели и задач урока совместного с обучающимися. Обучающиеся называют цели и

задачи урока.

Выявление затруднений.

    Метод ассоциативного ряда. Жилище человека.

    Рассказ с элементами беседы.

Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь его обеспечить всем необходимым.
И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас.

    Метод свободного микрофона. Как современный быт отличается от быта наших предков?

    Рассказ с элементами беседы.

Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, в начало XX в., и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека. В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в вёдрах или бочках. Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта.

Работа в парах. Назвать основные бытовые приборы, используемые горожанином в повседневной жизни.

Вывод. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к опасным ситуациям, к беде.

V Первичная проверка понимания

Работа в группах . Какие опасности могут быть дома? Составить схему: опасности на кухне, в ванне, в комнатах.

Работа с пословицей. «МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ» . А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности?

    Рассказ с элементами беседы.

Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартир соседей.

Правила безопасного поведения в быту подробно изложены в главе 2. А здесь мы отметим следующее: чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники, спортивный инвентарь. Если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

Метод мозгового штурма. Назвать основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире.

Вывод: Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

Небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

Неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

Неосторожное обращение с огнем, газом и химическими препаратами;;

Криминальные ситуации (взлом, ограбление).

Опасные ситуации случаются в квартире. Чаще всего - это:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);

Затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

VI. Первичное закреплениеОбобщение и систематизация знаний .

    Работа с учебником. Задание. Проверь себя.

    Объяснить пословицы и проиллюстрировать их примерами.

А) «Выиграешь секунду – потеряешь жизнь»

Б) «Беда вымучит, беда и вылечит»

    Заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»

Фронтальный опрос. Вопросы :

    Какое оборудование и бытовые приборы имеются в ва­шем доме (квартире)?

    Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и други­ми приборами?

    Какие случаи поломки бытовых приборов были в вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

    Домашнее задание

    Изучить § 1.2 учебника и подготовить ответы на постав­ленные вопросы.

    Выполнить задания в дневнеке безоасности.

ОТГАДАЙ ШАРАДУ :

СИТУАЦИИ ОПАСНЫЕ И ПРЕДВИДЕТЬ МОЖНО

1. Особенности современного жилища и его жизнеобеспечения

Городские жители проживают, как правило, в многоэтажных кирпичных, блочных или панельных домах. Их квартиры электрифицированы, газифицированы, оборудованы водопроводом и канализацией. Во многих домах имеются лифты. В городах имеются службы безопасности (пожарная охрана, милиция, «скорая помощь», службы газа), а в некоторых имеются и службы спасения.

Сельских жилищ, в отличие от городских, меньше коснулась современная цивилизация. Большинство их обитателей проживают в деревянных одноэтажных домах. Не в каждом селе и деревне есть газ, водопровод, канализация. Многие сельские жители пользуются водой из колодцев, для приготовления пищи и обогрева помещений применяют газовые баллоны и обычные печи. Службы безопасности чаще всего находятся в соседних городах и поселках городского типа. Поэтому во многих случаях сельский житель должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

Все инженерные системы равным образом важны и необходимы для поддержания дома в рабочем состоянии. Без некоторых из них (водо- и электроснабжение, канализация, отопление…) жизнь в здании и жизнь самого здания невозможны. Без других (лифт, телевидение, телефон) – возможна, но очень не комфортна. А без некоторых (спутниковая антенна, электронные системы безопасности…) – не цивилизованна и не современна. Действительно. Без лифта плохо, а уж без воды, тепла зимой, канализации и мусороудаления уж совсем никак. Поэтому первую группу инженерных систем назовем системами жизнеобеспечения дома и рассмотрим их более внимательно. Вам будет полезно знать эту небольшую информацию с тем, чтобы проконтролировать капитальный ремонт вашего здания или грамотно требовать качественного ремонта этих систем, например, у того же ЖЭУ.

Отопительная система Россия – холодная страна. Поэтому обогрев жилого помещения в зимнее время является для наших соотечественников жизненно необходимым. Исторически сложилось так, что в крупных российских городах большинство жилых домов оснащено центральными водяными системами отопления. Центральными называются такие системы, в которых генератор тепла (например, котел) вынесен за пределы отапливаемых помещений (домов) и теплоноситель (как правило, вода) транспортируется к дому по теплотрассе. Используются: а) системы с естественной циркуляцией за счет разности плотностей остывшей и нагретой воды и б) системы с механическим побуждением циркуляции насосами. По расположению внутридомовых магистралей различают системы с верхней разводкой (по чердаку) и с нижней разводкой (по подвалу). Центральные системы надежны, работоспособны, но экономически дороги, так как технология сложна, требуется много квалифицированных работников и велики потери при передаче тепла по трассам от теплостанций до конкретного дома. Широкие перспективы открываются при использовании домовых котельных нового поколения для создания децентрализованных систем теплоснабжения.

Системы горячего и холодного водоснабжения. Под системой водоснабжения понимается внутренний водопровод для подачи воды (холодной и горячей) питьевого качества. Как и в случае с отопительной системой, в российских крупных и средних городах используется централизованная подача воды. При этом поставщик должен гарантировать следующие параметры: a) бактериологические показатели; b) токсические и химические показатели; c) цветность и прозрачность; d) отсутствие резких запахов. К сожалению, действующий ГОСТ на питьевую воду устарел и хорошую очистку воды дают только дорогостоящие фильтры, которые каждый (у кого есть деньги) может устанавливать на смесителе в своей квартире. Значительное распространение, кроме централизованного, имеет система нагрева воды с помощью газовых колонок. Эта система имеет свое преимущество для потребителя: каждый из нас неоднократно испытывал значительное неудобство при централизованном отключении горячей воды при работающей холодной. Как правило, это происходит из-за ремонта теплотрасс не реже одного раза в год. Пользователи газовых колонок избавлены от этих проблем. Однако, следует не забывать, что такая система небезопасна и требует периодического надзора городских газовых служб.

Канализация Жители больших городов настолько привыкли к наличию канализации для отведения сточных вод от санитарных приборов (раковины, мойки, унитазы, ванны и т.п.) в своих домах, что вспоминают о важности этой инженерной системы лишь, когда она засоряется. Однако, следует помнить, что это одна из важнейших систем жизнеобеспечения дома, которая требует особого ухода и заботы. Система канализации может быть простой и усложненной: например, если в доме имеются внутренние водостоки, то предусматривается для них своя канализационная система.

Электроснабжение дома Трудно себе представить, что еще каких-то 80 лет назад электричество в домах было редкостью. Теперь «лампочка Ильича» светит в каждой квартире. И если бы только лампочка. Когда отключается электропитание: текут холодильники, голубое (теперь цветное) телевизионное окно в мир захлопывается, а в домах с электроплитами и просто беда – все переходят на бутерброды. Наши дома снабжаются электроэнергией городскими службами. Как правило, каждый подъезд имеет свой ввод. От него идет запитка на квартирный щит и далее разводка на каждую квартиру. По квартире идут две линии: осветительная и силовая (на розетки). Чтобы пользователи не подвергались опасности электроудара и чтобы не было пожароопасных ситуаций должны быть выполнены следующие условия: a) энергоемкие приборы (плиты, компьютеры, кухонные агрегаты и т.п.) должны быть заземлены; b) провода должны быть скрыты в строительных конструкциях, их сечение должно быть рассчитано на Ваши приборы, иными словами суммарная мощность электроприборов в квартире не должны превышать определенного лимита, который должен быть известен жителям; c) все розетки должны быть исправны.

Вентиляция и кондиционирование воздуха Свежесть воздуха в квартире, на лестничной клетке должна обеспечиваться системами естественной вентиляции. По действующим нор-мам вытяжки (специальные полости – каналы в строительных конструкциях) должны быть только на кухне, в ванной комнате, в туалете. При наличии мусоропровода устанавливается дефлектор над стволом мусоропровода. Сегодня требования к вентиляции возросли. Происходит постепенная замена естественной вентиляции – вентиляцией с механическим побуждением – с установкой вентиляторов в каналы. При этом эффективность вытяжки резко возрастает и не зависит от атмосферных факторов (ветер или температурный перепад в квартире и на улице).

Газоснабжение. Для приготовления пищи в крупных городах используются два источника энергии – газ и электричество. Преимущество газа: низкая стоимость и слабая, по сравнению с электроэнергией, тенденция к ее росту. Но газ – взрывоопасен. Поэтому, работы на газовых магистралях, оборудовании и приборах ведутся работниками специальных городских служб.

Лифтовое хозяйство Большинство из нас живут в многоэтажных домах, поэтому в необходимости бесперебойной работы лифтов дома никого убеждать не нужно. Являясь оборудованием повышенной опасности, лифтовое хозяйство, как и система газоснабжения, обслуживается специализированными фирмами, которые по договору с эксплуатирующей организацией осуществляют профилактику и ремонтные работы.

Системы безопасности. Криминогенная обстановка в российских городах заставляет предусматривать в жилых домах систему мер по обеспечению безопасности. При этом возможны несколько вариантов: применение охранно-пожарной сигнализации с выведением на централизованный пульт вневедомственной охраны или специализированной охранной фирмы: при этом может применяться блокировка входной подъездной двери (включается в ночное время), блокировка входных дверей в квартиры (включается самими жильцами, когда они уходят из дома), установка сигнализации в холлах этажей; могут применяться и более простые меры: установка металлических дверей в подъездах и квартирах, установка домофона. Против несанкционированного проникновения в подъезд эффективным бывает наличие консьержек. Большую опасность для здоровья и жизни людей представляют пожары. Особенно они опасны в многоэтажных домах. С целью своевременного оповещения о возникших возгораниях и задымлении перед квартирами, в холлах и других больших помещениях, где возможно скопление людей, устанавливают датчики пожароохранной сигнализации. Вывод сигнала о пожаре идет в диспетчерскую и на пульт охранной фирмы. Кроме того, в доме должна быть установлена аварийная противодымная вентиляция, для обеспечения времени, необходимого для эвакуации людей в начальной стадии пожара.

Система мусороудаления Немаловажным вопросом для жилого дома является гигиеническая система мусороудаления. В существующем жилом фонде имеется большое количество домов без мусоропроводов, с мусоропроводами, расположенными внутри квартир или на лестничной клетке. Система му-сороудаления должны быть герметичной, а выгрузка мусор из бункеров-накопителей – постоянной и ритмичной с тем, чтобы в местах расположения мусоропроводов, лестничном объеме или квартире, был свежий воздух и мусоропровод не был рассадником тараканов и источником пожарной опасности.

Озеленение придомовой территории Общеизвестно, что экологическая обстановка в крупных российских городах далека от идеальной. Зеленые насаждения, как источник свежего воздуха, для многих городских жителей, особенно для детей и пожилых людей, становится жизненно важной проблемой. Но полезна не любая зелень. Следует избегать посадки тополей. Последние, по мнению медиков, вызывают аллергические реакции у определенной группы населения. Проблемы с естественной освещенностью и инсоляцией (попадание прямых солнечных лучей, необходимое для нормальной жизнедеятельности) могут возникнуть у жителей нижних этажей и из-за перенасыщения прилегающей к дому территории высокими густыми деревьями. Следует также не забывать, что ухоженные газон и кустарники, цветы на клумбах, правильно подобранные многолетние деревья не только улучшают экологическую ситуацию, но и способствуют эстетическому наслаждению.

2. Основные правила пользования электричеством и бытовым газом

Главной обязанностью жильца является сохранение и бережное отношение к дому. Роль жильцов в эксплуатационном процессе дома сводится в основном к своевременному и полному внесению платежей за оказанные услуги, к контролю за качеством работ и услуг.

Правила пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов запрещают:

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, радиоприемники и телевизоры;

Использовать неисправные рубильники, розетки и другие электроустановочные устройства;

Применять самодельные и неисправные электронагревательные приборы, нестандартные предохранители и другие средства защиты от перегрузки и короткого замыкания;

Накрывать и оборачивать светильники и лампы бумагой, тканью и другими легковоспламеняющимися материалами;

Использовать приборы с нарушением приложенных инструкций и рекомендаций;

Применять провода и кабели с поврежденной изоляцией, прокладывать электропроводку через складские помещения, через пожаро- и взрывоопасные зоны.

Особые правила следует соблюдать при эксплуатации телевизоров. Нельзя устанавливать телевизионные приемники рядом с отопительными приборами, а также поблизости от легковоспламеняющихся вещей и приборов. Не следует оставлять включенный телевизор без присмотра, закрывать вентиляционные отверстия в его стенках и применять нестандартные и самодельные предохранители. Розетка подключения вилки питания должна находиться в доступном месте, чтобы в случае неисправности телевизора (гудение, запах гари, дым) его можно было быстро отключить от сети.

Электрооборудование жилых домов должно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии к источникам освещения, бытовым прибора, силовым установкам и другим токоприемникам, имеющимся в здании в соответствии с действующими стандартами.

Электрооборудование жилых домов должно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии к источникам освещения, бытовым прибора, силовым установкам и другим токоприемникам, имеющимся в здании в соответствии с действующими стандартами. Эксплуатация электрических установок в жилых домах производится в соответствии с девствующими «Правилами устройств электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда» и направлена на обеспечение исправного состояния электрооборудования, надежную и рациональную эксплуатацию установок, а также на безопасные условия труда при обслуживании и ремонте электрооборудования. В ведении Домоуправления находятся: шкафы вводных устройств и общедомовые электрические сети (с входных зажимов отключающих устройств до входных зажимов общеквартирных счетчиков); светильники мест общего пользования: лестничных клеток, подвалов, чердаков, уличного освещения придомовой территории. При обслуживании электроустановок персонал руководствуется технической документацией. В Домоуправлении должна находиться следующая документация: исполнительные чертежи схем электропроводок и электроустановок; паспорта и протоколы испытаний защитного заземления электрооборудования, а также протоколы сопротивлений изоляции сетей; инструкция по обслуживанию электроустановок; акты на скрытые работы. Персонал Домоуправления, обслуживающий электрические установки жилых домов, обязан выполнять следующее: обеспечивать надежную, экономичную и безопасную работу электроустановок; осуществлять нормальную, безаварийную работу силовых и осветительных установок в соответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ; своевременно проводить планово-предупредительные ремонты и профилактические осмотры и испытания электрооборудования и электрических сетей; проводить мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии за счет снижения непроизводительных потерь; внедрять новую технику в электрохозяйство, способствующую более надежной, экономичной и безопасной работе электроустановок; проводить мероприятия по технике безопасности, предупреждению аварий; немедленно отключать участок сети в случае выявления дефектов, угрожающих целостности оборудования, безопасности людей, пожарной безопасности; сообщать в электроснабжающую организацию об авариях, связанные с отключением питающих линий и о всех неисправностях расчетных электросчетчиков. Электромонтер Домоуправления должен изучить и четко представлять схему и трассы силовой и осветительной проводки, расположение распределительных щитов, соединительных коробок и других элементов электрической сети тех участков, которые закреплены за ним. Для выполнения работ по техническому обслуживанию и осмотру электрооборудования за каждым электромонтером приказом по Домоуправлению закреплена группа домов или электроустановок. Для производства работ должны выделяться необходимые материалы для нормальной эксплуатации электроустановок, а также предохранители, запас плавких вставок, ламп и другие запасные части к электроустановкам. Приступив к работе, электромонтер обязан ознакомиться с записями в «Журнале заявок на ремонт электроустановок» об имеющихся заявках, неисправностях и устранить их, сделав об этом в журнале соответствующую запись, а по окончании работы записать в «Журнал учет осмотров и обслуживания электрооборудования» об обнаруженных неисправностях во внутридомовых сетях и электроустановках. Эти журналы хранятся в Домоуправлении. Периодичность технических осмотров и обслуживание внутридомовых сетей проводят согласно устным или письменным распоряжениям Главного инженера Домоуправления в сроки, указанные ниже. Осмотр и обслуживание внутридомовых электросетей и электроустановок производится в сроки: осмотр открытой прокладки изолированных проводов – 1 раз в 3 месяца; осмотр скрытой прокладки проводов – 1 раз в 6 месяцев; осмотр проводов, проложенных в стальных трубах – 1 раз в 6 месяцев; осмотр всех элементов внутридомового электрооборудования – 1 раз в 6 месяцев; измерение тока по фазам магистральных линий – 1 раз в год; проверка величины напряжения – 1 раз в год; испытание заземляющих устройств – 1 раз в год; проверка сопротивления изоляции сетей – 1 раз в 3 года; осмотр и текущий ремонт групповых щитков и наличие нормальных предохранителей – не реже 1 раза в год; осмотр и чистка светильников общего пользования – 1 раз в 6 месяцев. Во время технического осмотра электроустановок проверяют исправность контактных зажимов, соединений в осветительных коробках, а также проводов, подводимых к светильникам, выключателям, розеткам, щитку и электросчетчикам. При проверке исправности крепления открыто проложенных проводов особое внимание следует обращать на наличие втулок и трубок в проводках через стены, на надежность заземляющих проводов. Проверяют исправность и чистоту групповых щитков и установок предохранителей, прочность крепления светильников. Профилактические измерения тока во внутридомовых электросетях выполняют по всем фазам для выявления несимметричных нагрузок, пересоединения проводов для создания относительной симметричности действия нагрузок и правильного выбора предохранителей или установок автоматов. Проверку величины тока и напряжения в различных точках сети проводят в часы максимальных электрических нагрузок. Испытания заземляющих устройств выполняют одновременно с проверкой переходных сопротивлений между заземленным электрооборудованием и магистралью заземления. Внеочередные осмотры электроустановок проводят после стихийных бедствий, которые представляют опасность для сохранности электросетей (сильные ливни, наводнения, ураганы). Электромонтеры Домоуправления. Кроме технического осмотра, осуществляют текущий ремонт внутридомовых электрических сетей и электрооборудования. В хо-де выполнения такого ремонта производят частичную замену внутренних электропроводок, переразделку концов кабелей и оконцевание кабелей. Все операции по ремонту электрооборудования и проводов выполняют с полным соблюдением норм и правил. Надежность работы электрооборудования, установленного в жилых домах в первую очередь определяется качеством ремонта и соответствующих испытаний.

При пользовании в быту газовыми приборами следует выполнять следующие меры безопасности:

Эксплуатацию оборудования и приборов осуществлять только в соответствии с требованиями инструкций;

При прекращении подачи газа и неисправности газового оборудования закрыть краны и вентили и сообщить в аварийную службу по телефону 04;

По окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах, вентили перед ними, а при пользовании баллонами - и вентили баллонов;

При обнаружении запаха газа в жилом помещении, подъезде, подвале, на улице немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны и вентили, в помещениях открыть окна и форточки. Удалить людей из опасной зоны, предупредив о мерах предосторожности, и вызвать аварийную службу газового хозяйства (по телефону 04 из незагазованного помещения).

При наличии запаха газа категорически запрещается зажигать огонь, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, пользоваться электрозвонками.

Правилами пользования газом в быту запрещается:

Оставлять работающие газовые приборы без присмотра и допускать к ним детей дошкольного возраста;

Использовать газовые плиты для отопления помещений;

Применять открытый огонь для обнаружения утечек газа;

Отдыхать и спать в помещениях, где установлено газовое оборудование;

Располагать газовые баллоны ближе 2 м от топочных дверок печей.

В помещении разрешается иметь только такое количество баллонов, которое необходимо и разрешено соответствующей инструкцией.

При эксплуатации отопительных печей следует выполнять следующие правила безопасности:

Нельзя оставлять без присмотра топящуюся печь или поручать надзор за ней малолетним детям;

Не следует использовать для разжигания печи бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

Нельзя сушить белье над раскаленной печью и располагать пожароопасные вещи и жидкости вблизи топящейся печи;

Не следует оставлять открытыми двери топок, а пол перед топочным отверстием должен быть прикрыт металлическим листом.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. –М.: ВАСОТ. 1993.

2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. –С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М.: ВАСОТ. 1993.

4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.–-М. ВАСОТ, 1992

5. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992

6. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. –М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» –Экология, 1992.


  • Вступление
  • Жилище человека, история
  • Жилище человека начало 20 века
  • Жилище человека начала 21 века
  • Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Одна из самых первых потребностей человека – нужда в жилище. Да и не только человека.

Птицы вьют гнёзда или устраивают их в дуплах деревьев, многие животные роют норы, а есть и такие искусные мастера, как, например, бобры, которые выстраивают себе поистине хоромы.


Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

И человек много достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так как сейчас.


Начало 20 века. Посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

Тогда даже в крупных городах составляли сельские дома.

В доме (даже городском) была печь, которая его обогревала и в которой готовили пищу.

Для того что бы поддерживать тепло, необходимо было заготавливать дрова и топить ими печь.


Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице.

Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок.

Хранилась вода в вёдрах или бочках.

Теперь и в сельских домах зачастую есть водяное отопление, освещаются они электричеством, везде есть телевизоры, холодильники, спутниковые антенны, газовые и электрические плиты.

Во многие сельские дома вода подаётся с помощью специальных насосов, имеется душевая кабина


Квартира горожанина в настоящее время уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.


Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей.

Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации.


Существуют правила поведения в быту. Несоблюдение этих правил может привести к беде.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легко воспламеняющих веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартир соседей.


В заключение нужно отметить следующее: чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в доме поддерживать постоянный порядок.

Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники и спортивный инвкетарь.

Если нужно использовать тот или иной бытовой прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

Домашнее задание

§ 1.2 стр.10-13

Слайд 1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
5 класс
Преподаватель - организатор ОБЖ Сабельников В.Н.

Слайд 2

Назовите основные признаки города. К какому типу по количеству жителей относится город, в котором вы живете (или ближайший к вашему населенному пункту город)?
Вопросы и задания

Слайд 3

Наиболее распространенные причины возникновения опасных ситуаций в жилище:
неисправные или оставленные без присмотра включенные электробытовые приборы; протечки, повреждения водопроводов и газопроводов; шалости с огнем, взрывными устройствами, ядовитыми веществами; повреждение конструкций строений, разрушение коммуникаций.

Слайд 4

Последствия аварийных ситуаций:
возгорание, пожар; отравление угарным газом; затопление помещений; гибель людей и имущества.

Слайд 5

Пожары
Причинами пожаров могут быть:
Неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка, не выключенная газовая горелка); 2. Нарушение правил электробезопасности (большое число бытовых приборов, включенных в одну розетку, особенно утюги, фены, телевизоры). Опасны телевизор, перегревающийся в нише мебельной стенки или у батареи, поврежденные или старые провода электросети, самодельные елочные электрогирлянды; 3. Нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества; 4. Близкое расположение изделий из синтетических и других материалов к источникам возможного возгорания (электроплитам, каминам); 5. Невнимательность в обращений с пиротехническими материалами (бенгальские огни, фейерверки, хлопушки)

Слайд 6

Если в квартире произошло возгорание и дома нет взрослых, в первую очередь вызови пожарную охрану по телефону 01
При этом сообщи дежурному: причину вызова (что горит); точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); свою фамилию и номер телефона; обязательно запиши или запомни фамилию и номер дежурного, принявшего твой вызов; подготовься к ответу, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов.

Слайд 7

Помни:
не следует распахивать окна и двери в горящем помещении - кислород способствует горению; нельзя тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы или электрические провода. при возгорании телевизора (другой аппаратуры или электробытового прибора) в первую очередь необходимо его отключить от электросети, если после этого горение не прекратилось, накрой телевизор плотной тканью

Слайд 8

Угарный газ
Угарный газ чрезвычайно ядовит, не имеет запаха и цвета, из-за чего его трудно обнаружить. В жилище его источником нередко ста­новятся неполное сгорание топлива в печах (например, сгорание угля при недостатке кислорода - рано закрыта печная задвижка) и пожары.
При легкой степени отравления угарным газом у человека начинает сильно болеть и кружиться голова, появляется шум в ушах, темнеет в глазах, возникают тошнота, рвота. При более сильном отравлении затемняется сознание, появляются мышечная слабость, сонливость. Возможны потеря сознания, судороги и смерть

Слайд 9

Утечка газа
Причинами утечки газа могут быть:
неисправность газового оборудования (труб, плит, колонок, баллонов); небрежность жильцов (не до конца был закрыт кран газовой плиты, выкипающая во­ да залила огонь в газовой горелке, сквозняк задул слабый огонь).
При запахе газа нельзя зажигать огонь и включать свет. Нужно немедленно открыть окна, перекрыть газовую трубу (попроси родителей научить тебя это делать) и вызвать аварийную газовую службу от соседей по телефону 04.

Слайд 10

Затопление жилища
Основными причинами затопления бывают:
авария трубопровода (разрыв соединения труб); авария системы отопления; невнимательность или беспечность жильцов (кто-то забыл закрыть кран или не устранил протечку воды); засорение канализации; протечка крыши.


Здравствуйте! Снова с вами я - профессор Галилео! Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? ПОВТОРИМ ТЕМУ ПРОШЛОГО УРОКА Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста Источники опасности Зоны повышенной опасности Транспорт Железные дороги Промышленное производство Загрязнение окружающей среды Концентрация правонарушений Стадионы, места массовых развлечений Вокзалы, рынки Дворы, пустыри, заброшенные дома Автомобильные трассы Переходы через железнодорожные и трамвайные пути


Ну, а теперь, разделившись на команды, попробуйте отгадать мою шараду!!! Из предложенных слов составьте предложение и запишите его в тетрадь Ну, а теперь, разделившись на команды, попробуйте отгадать мою шараду!!! Из предложенных слов составьте предложение и запишите его в тетрадь ПОВТОРИМ ТЕМУ ПРОШЛОГО УРОКА СИТУАЦИИСИТУАЦИИ ПРЕДВИДЕТЬПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНЫЕОПАСНЫЕ МОЖНОМОЖНО ИИ НУЖНОНУЖНО


Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? О ЧЕМ ЭТИ СТИХИ? Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю. Вы ответьте мне, ребята, В безопасности живу? Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю. Вы ответьте мне, ребята, В безопасности живу?














Давайте систематизируем наши знания и заполним таблицу ИСТОЧНИКИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЛИЩЕ И ИХ ПРИЧИНЫ Источники опасных ситуаций в жилище Их причины Пожар Поражение электрическим током Взрыв газа Затопление Отравление (газом или химическими веществами Разрушение строительных конструкций Неисправная электропроводка, техника, неосторожное обращение с огнем, утечка газа Несоблюдение инструкций, неисправность в электротехнике Неисправность газовой плиты, невыключенная плита, оставление рабочий плиты без присмотра Разрыв трубы, батареи; стиральная машина, оставленная без присмотра; незакрытый кран Неосторожное обращение, нарушение инструкций, нарушение правил хранения, халатность Взрыв, землетрясение, аварии в подземных коммуникациях






1.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т.Смирнова. – 5-е изд. – М.: - Просвещение, Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под общей редакцией Ю.Л.Воробьева. – 2-е изд., испр. и дополн.– М.: АСТ: Астрель, 2007 tp://s59.radikal.ru/i166/0906/6f/0d2aea9ee10c.jpg ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ССЫЛКИ