Русские поэты XIX века Н.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Эмоциональное богатство русской поэзии

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х - начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это - «гражданская поэзия», цель которой - «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели - утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов - глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных - «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», - это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция - его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Начало второй половины ХIХ века ознаменовалось в России мощным общественным подъемом, который требовал от литературы, и прежде всего от поэзии, нового содержания и новых художественных форм, способных отразить сложные социальные противоречия действительности. Конец ХIХ столетия ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующих общественно - политических порядков.


В XIX веке завершился классический период русской поэзии. Мысленно охватывая ее безбрежное море, нельзя не восхищаться поразительным многообразием вопросов и проблем, которые затрагивали в своих произведениях русские поэты, стремившиеся в проникновенно – глубоких и эмоционально – взволнованных стихотворениях сохранить и утвердить веру в вечные духовные ценности, в нетленность общечеловеческих идеалов христианства, напомнить о высшем смысле жизни и высоком предназначении человека, проникнуть в тайны человеческого духа раскрыть непознанные и неизведанные движения сердечной жизни. И хотя каждый из поэтов делал это по-своему, старался по-особому отразить и осмыслить окружающий мир, мысли и чувства своих современников, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга поэтов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. И в своем проекте я хочу передать все чувства поэтов, их стихотворения о родине, природе, и рассказать немного о них.


Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 г. В имении Овстуг Орловской губернии, в дворянской семье. В 1821г. окончил словесный факультет Московского университета со степенью кандидата. Прожив за границей с краткими перерывами почти 22 года, Тютчев никогда не терял связью с родиной.


Есть в светлости осенних вечеров Умильная таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветер порою, Ущерб, изнеможенье и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.


Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет, обретши, ропщет и бунтует Безверием палим и иссушен, Не выносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры…но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! -Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Стихотворение Ф.И. Тютчева «Наш век» написано 11 июля 1831 года. В этом стихотворении личность поэта выступает закамуфлировано, является выражением обобщенно- личного значения, кроме того, нагромождение отрицаний приводит к тому,


И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орлове, в дворянской семье. Воспитывался сначала дома, а затем учился в московских частных пансионах. В 1833 г. Тургенев поступил в Московский университет, но через год перевелся в Петербургский университет, который окончил со степенью кандидата. Свой творческий путь Тургенев начал как поэт, в период гг. Его стихи и поэмы печатались в разных журналах и были тепло встречены критикой и читателями.


Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Стихотворение выдающегося русского писателя и поэта И. С. Тургенева «В дороге» (1843), которое впоследствии было положено на музыку и стало известным романсом.


Произведение «Дворянское гнездо» было написано Тургеневым в 1859 году. «Дворянское гнездо» остается одним из светлых произведений писателя. Несмотря на крушение надежд на личное счастье героя, Лаврецкого, остается надежда на светлое будущее для других. Образ Лизы Калитиной – «тургеневской девушки» – затмевает всю окружающую ее среду и становится символом России.


Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817г. в Петербурге в дворянской семье. В 1834 г. был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных дел. Несколько лет провел за границей, а по возвращению в Россию служил при царском дворе. Во время Крымской войны вступил в армию, но в сражения не участвовал, он заболел тифом. Стихи Толстой начал писать еще в детстве, и его первые литературные опыты одобрил В.А. Жуковский.


Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли многострунная. Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…


А.А. Фет родился октябре- ноябре 1820 г. В Селе Новоселки Мцеского уезда Орловской губернии. Стихи начал писать очень рано. Еще учась в университете, в 1840г. Выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон», куда вошли преимущественно подражательные произведения. В 50-е г.г. Фет активно печатался В «современнике», «Отечественных записках» и др. журналах. Умер в Москве в 1892г.


Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.


Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.


А.А. Григорьев родился 20 июля 1822 г. В Москве, в семье чиновника. В 1842 окончил юридический факультет Московского университета, затем уехал в Петербург и поступил на службу, но вскоре оставил ее и посвятил себя литературной деятельности. стихи и критические статьи стали появляться на страницах петербургских журналов во второй половины 40 –х гг. Главной темой творчества Григорьева является конфликт романтически настроенной личности с миром меркантилизма и жизненной прозы.


Нет, не рожден я биться лбом, Ни терпеливо ждать в передней, Ни есть за княжеским столом, Ни с умиленьем слушать бредни. Нет, не рожден я быть рабом, Мне даже в церкви за обедней Бывает скверно, каюсь в том, Прослушать августейший дом. И то, что чувствовал Марат, Порой способен понимать я, И будь сам бог аристократ, Ему б я гордо пел проклятья… Но на кресте распятый бог Был сын толпы и демагог.


Поэт - человек с творческой душою, Он болен от своих переживаний, чувств, Он болен своей работою, ее красотою, Которая из смены поколений не сходит с уст. Он передает нам все свои мечты, Всю картину былых времен, Он передает нам героев чрезмерной красоты. Героев из измененных имен. А кто бы знал, как хочется читателю Узнать всю правду о героях знаменитых произведений. Но не сможем обратится мы к писателю, И со скорбью просим у него извинений. Поэт – это человек с творческой душою. Зачем ты ушел из жизни так рано? Хочу чтобы ты поговорил со мною. Увы, ты погиб, оставив за собою своих сочинений не мало. Ты бог, ты царь, ты гений. Ты человек с потрясающим умом Не знаешь перед врагом покорений. Одни друзья, поклонники, читатели кругом. Ты спи спокойно мой поэт. Боготворить тебя всю жизнь я буду Все помнят о тебе, сомнений нет, А я никогда о тебе не забуду.



Ведущее место в русской поэзии 1860-1870-х годов зани­мает творчество Н.А. Некрасова. Его художественные откры­тия оказали сильнейшее воздействие не только на развитие оте­чественной поэзии, но и на духовную жизнь России.

Некрасов учил ненавидеть крепостника-помещика, эпоха крестьянской революции, идеология революционных демокра­тов нашли в его поэзии наиболее полное и художественно силь­ное, яркое выражение.

В эти годы поэзия Некрасова достигла своего наивысшего расцвета. Центральное место в его творчестве заняла тема народа. Революционные демократы были убеждены в том, что народ, а не верхи скажет решающее слово в предстоящих социальных сдвигах и потрясениях.

Для Некрасова было характерно широкое понимание народа. Для него народ - это и крестьянство, и городские низы, и фабричные рабочие, и мелкие чиновники, и разно­чинцы. Народ - это все те, кого давил гнет самодержавия и кто собственным трудом добывал себе кусок хлеба.

С наибольшей полнотой жизнь народа воссоздана в таких произведениях Некрасова, как «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Плач детей» (1860), «Железная дорога» (1864), «О погоде» (1859-1865), «Песни о свободном слове» (1865), и в ряде его поэм, где главным героем были русские крестьяне.

Некрасов всегда стремился к большим социально-политичес­ким обобщениям. В новых произведениях это качество его поэ­зии достигает особой силы. Так, в стихотворении «Размышле­ния у парадного подъезда» частная сцена, каких множество раз­вертывалось ежедневно перед глазами его читателей, превра­тилась в грозное предостережение верхам. Разумеется, стихо­творение было запрещено цензурой, но разошлось в сотнях спис­ков по России. Герцен перепечатал его в «Колоколе». Положен­ное на музыку, оно стало народной песней, прожив долгую и славную жизнь. почти все лирические стихи Некрасова 1860-1870-х годов – это стихи о поэзии , которые предстают прежде всего как своего рода «отступления» и «пояснения» к поэмам и стихотворным рассказам, раскрывающие общее отношение творца к своему делу, к своим главным, повествовательным произведениям (ср. такие стихи, как «Умру я скоро…», «Зачем меня на части рвете…», «Элегия» и большая часть «Последних песен»).

22. Островский – создатель русского театра. Понятие островского театра.

Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное - со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики. Островский сознательно стремился насытить российский театральный репертуар множеством "долгоиграющих" образцовых сочинений. И потому вся жизнь его превратилась в неустанный, без отдыха и пауз, литературный труд. Зато и результат превзошёл все ожидания. До Островского гениальные творения Фонвизина, Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звёзды на ровном театральном небосклоне. Основу репертуара русских театров XIX века составляли переводные пьесы и водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Не случайно между понятиями "театр Островского" и "русский театр" стоит знак равенства.
В то время, как литература искала "обратную связь" с обществом, для Островского эта проблема была решена. Он был способен передавать свой текст живым голосом актера, его сценическим самочувствием в роли, реакцией зала и проч. Текст Островского обладает каким-то почти физическим качеством заразительности, запоминаемости. Он как бы был рассчитан на то, чтобы публика, расходясь из театра, уносила эти фразы с собой, перебрасывалась ими. Это означает быть у всех на устах. Не только актеры-современники драматурга, но и актеры нашей эпохи не раз говорили о том, как сразу "ложится" текст реплик, почти не требуя запоминания.
Литературное творчество Островского существовало для театра, жило в нем. Такое отличительное качество драматурга связано с тем, что он как бы концентрирует в своей художественной системе многое из того живого и насущного, что происходило в мире. Художественный мир Островского органично входил в новую русскую литературу, при этом сочетая в себе вне- и долитературные пласты культуры, допетровские и допушкинские пласты сознания.
Важно, что и сам Островский всегда сознавал себя именно театральным деятелем, отчетливо понимая свою роль создателя национального театра. Читая деловую и личную переписку драматурга, его дневники и "записки", с которыми он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на постановку театрального дела в России, постоянно встречаешь подтверждения этому. Неустанное практическое участие в строительстве русского театра диктовало драматургические формы Островскому-писателю: он не просто сочинял пьесы, а создавал национальный репертуар. Такой репертуар не может состоять из одних трагедий, или драм, или комедий, а должен быть разнообразен.
Художественные принципы драматургии Островского во многом определяются ее адресатом. Сам автор читал, что наибольшее воспитательное значения для зрителей, которых не коснулось просвещение, имеет бытовая и историческая драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился к тому, чтобы зрители увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и пороки, свои смешные стороны. Вместе с тем пьесы построены так, чтобы зритель поверил в возможность исправиться, измениться. Островский не отказывается от мысли о высоком общественном назначении литературы - чисто просветительского намерения с помощью искусства "исправлять народ". Он считает, что средством такого исправления должно быть не сатирическое обличение, а "соединение высокого с комическим", как некое противопоставление чистой сатире.
Вообще, характерной чертой поэтики Островского является поиск чисто житейских мотивов в поведении и судьбах своих персонажей. Его интересует преломление идей и теорий в сознании и повседневном быту обыкновенных людей. Целью Островского остается "исправление нравов". Для этого, как думает драматург, следует показать в народе не только дурное, но и хорошее.

Закончить исследование данной работы можно такими строками, принадлежащими самому Островскому: "Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Я - все: и академия, и меценат, и защита".

Урок № 14

Тема: «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»

Цели:

Обзор целой литературной и исторической эпохи;

Показать основные направления развития литературы в данный период;

Оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

Учить собирать и систематизировать информацию;

Подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

Ход урока.

Лекция учителя.

1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века.

Слайд1.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:

« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

Индивидуальное задание Историческая справка. 1850-егоды.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. (слайд 3) Феодально –крепостническая, технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 г.ода союзники осадили Севастополь.

Вступление на престол Александра II. (слайд 4)

Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.

(любящие славян и любящие западные идеи)

Индивидуальное задание. Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности дл я развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. (слайд 5)

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.

(слайд 6)

Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)

Журнал «Современник» (слайд 8)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово» (слайд 9)

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого, Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».Но русское искусство не только отражало окружающий мир, но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.

(слайд 10)

Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь, она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм (слайд 11)

Самым актуальным жанром стал роман(слайд 12)

Определение романа.

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 13)

Сообщения уч-ся:

«Значение творчества П.И.Чайковского в русской культуре»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов»

«Значение Малого театра в России»

«Значение «Товарищества передвижных художественных выставок в России»

Литература: « Уроки русской литературы. Вторая половина ХIХ века.», Брянск «Курсив», 2003

Индивидуальные задание: сообщения по биографии А.Н.Островского.


Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия яв-но уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в сле-дующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в лите-ратурном движении, в ряде случаев она даже опере-жает и стимулирует художественные поиски в об-ласти прозы.

В русской поэзии середины XIX в. общепризнан-ным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это Некрасов и поэты его школы. Предста-вители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. Характерными для них были быстрота отклика на актуальные яв-ления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, ши-рокое использование сатирических жанров. В осо-бенности это относится к поэзии В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале «Искра», к стихам Добролю-бова, которые он печатал в «Свистке» — сатири-ческом приложении к «Современнику». К некра-совской школе по справедливости нужно отнести и И. С. Никитина, посвятившего свое творчество изо-бражению народной жизни.

Одновременно существовало в поэзии и другое направление, ориентировавшееся на теорию «искусст-во для искусства» (А. А. Фет, А. Н. Майков, Л. А. Мей, А. К. Толстой, отчасти Ф. И. Тютчев). Поэты «чисто-го искусства» уходили в мир философских и психоло-гических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных пережива-ниях. Все это вызывало у демократического чита-теля, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волно-вавшие его вопросы, активное неприятие.

Существует большое количество фактов, свидетель-ствующих о непримиримой борьбе этих двух направ-лений. Но прошло уже едва ли не полтора столе-тия; нам теперь значительно легче оценить суть тех споров, столкновений, которые были так характерны для 60-х гг. XIX в. Прежде всего, представление о диаметральной противоположности двух эстетичес-ких позиций нуждается в определенных коррективах. Можно ли свести творчество Некрасова к одним только «гражданским мотивам», не замечать у него произведений общенационального и общечеловечес-кого характера? Не надо забывать, что именно Не-красов первым сказал о замечательном поэтическом даре Тютчева, высоко ценил стихи Фета. С другой стороны, лозунг «чистого искусства» не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

Если все-таки исходить из наличия двух направ-лений в русской поэзии середины XIX в. (а они обозначились в сознании современников достаточно отчетливо), то ни в коем случае не следует одно из них возвышать за счет другого. Были свои сильные стороны, несомненные открытия у представителей того и другого направлений. Важно не терять исто-рическую перспективу и ясно отдавать себе отчет в том, что для русской поэзии были, конечно, не-обходимы пафос социальности, стремление придать стихам прямое агитационное звучание, утвержде-ние высокого предназначения поэта-пророка, откры-тие народной жизни как законного предмета по-этического творчества. Но не менее важными и существенными были достижения другой школы, для которой характерными стали глубокое ощуще-ние природы в ее соотнесенности и органической связи с душевной жизнью человека, исповедальность, тонкий психологизм лирики, обращенность к вечным загадкам бытия, поиски новых средств худо-жественной выразительности, музыкальность и т. д.

Сложность заключается в том, что нам порою очень трудно совместить при анализе того или ино-го произведения разные критерии: сиюминутные и вечные. Бывает так, что поэт или писатель создает произведение, которое, благодаря быстроте отклика на самые актуальные, самые злободневные события, вызывает неподдельный интерес у его современни-ков. Но проходит пять или десять лет, изменяется общественное сознание, вопросы, которые когда-то так волновали читателей, перестают быть актуаль-ными, появляются новые проблемы. А что же про-изведение, вокруг которого еще так недавно велись оживленные споры? О нем уже никто не вспоми-нает, оно забыто, ему на смену пришли другие книги, но не будут ли они забыты точно так же?

А в то же самое время существует поэт или писа-тель, который вовсе не пользуется шумным успехом: современники его почти не замечают, о нем не спо-рят, не устраивают поэтических вечеров, не посвя-щают ему диссертаций, он не становится объектом поклонения и восторгов. Но проходит какое-то время, и выясняется, что именно он, этот поэт или писатель для последующих поколений оказывается важным, необходимым, актуальным, потому что он обращался в своих произведениях к таким проблемам, создал столь совершенные книги, которые имеют ценность вневременную. Его стихи приобретают в новых услови-ях у новых поколений новую эстетическую жизнь, ибо способствуют обогащению художественного сознания человечества, содействуя эстетическому освоению мира.

Итак, в одном случае — стремление откликнуться на интересы сегодняшние, в другом — на вечные проблемы. Должен же кто-то помогать нам разобрать-ся в сумятице повседневной жизни, подсказать, по-мочь, наставить. Но в равной степени кто-то должен хранить священный огонь поэзии, не давать ему за-тухнуть, даже если пока и не встречает понимания у тех, кто озабочен сиюминутными проблемами.

У Фета есть чудесное стихотворение, написанное, кстати говоря, без единого глагола:

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья...

Над этими строчками издевалась радикально на-строенная молодежь, на них было написано много пародий... Но послушайте, с какой мудростью оце-нил эту ситуацию великий Достоевский. Материал с сайта

Представьте себе, пишет Достоевский, что в ка-ком-то городе произошло ужасное стихийное бедст-вие (писатель в качестве примера называет Лиссабон, где в XVIII в. действительно было землетрясение). Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер местной газеты. Несчастные лиссабонцы надеются, «что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые извес-тия о погибших, о пропавших без вести и проч., и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бро-сается в глаза что-нибудь вроде следующего: "Шепот, робкое дыханье..."» Что должны были бы сделать лиссабонцы с автором этого стихотворения? «...Мне кажется,— пишет Достоевский,— они тут же казни-ли бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта». Лиссабонцев можно понять. Достоевский и не думает их осуждать за столь жестокое отношение к служителю искусства. Однако он не заканчивает свою историю: «...поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи...»

Разумеется, все написанное Достоевским есть ре-зультат его художественной фантазии, но само по себе противопоставление читательских ожиданий, вы-званных сегодняшними тревогами и бедами, и объек-тивного значения художественного текста, который может быть по достоинству оценен только через много лет, отмечено им совершенно верно.

Даже у таких поэтов, как Некрасов и Тютчев, есть стихо-творения, написанные «на злобу дня», посвященные конкретным историческим или политическим собы-тиям, которые для последующих поколений поте-ряли уже непосредственный интерес.

Но есть ведь у них и стихи иного плана, кото-рые и сегодня продолжают нас волновать, ибо они утверждают те общечеловеческие ценности, без кото-рых жить невозможно. Это обстоятельство и предоп-ределяет величие и значение поэтов, писателей, дра-матургов, работавших не только для своего вре-мени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенности поэзии середины 19 века
  • конспект урока обзор русской поэзии конца 19
  • основные направления русской литературы xix века
  • русская поэзия середины 19 в поэзия чистого искусства
  • основные направления русской поэзии