Значение слова щедрость. Что такое щедрость? Составляющие

Мир многогранен, и люди, живущие в нем не похожи друг на друга. Все мы разные, и в этом есть плюсы и минусы. Кто-то открыт для мира всей душой, а иной замкнут в себе. Один способен отдать последнее для страждущего, а другой как Кощей чахнет над своими богатствами. Нельзя описать двумя словами щедрость человеческой души, дать ей простое определение. Это как талант: один раскрыл его в полной мере, а другой бездарен и пуст.

Определение понятия «щедрость»

Все знают, что такое «закон бумеранга»: мир и окружающие так же относятся к человеку, как он сам к другим. Происходит своеобразный взаимообмен энергией. Щедростью называют состояние, когда, совершив благородный поступок, не ждешь в ответ того же самого, делаешь его совершенно бескорыстно. Это душевный порыв, признак человеческой доброты и великодушия.

Это прекрасное качество, которое следует развивать в себе. Трудно представить мир без добрых, отзывчивых и щедрых людей, способных на бескорыстные поступки.

Щедрость души наделят человека внутренним свечением и теплом, которые можно почувствовать на расстоянии. С такими людьми приятно находиться рядом.

Значение в социуме

«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете». (с) Генри Лонгфелло

Мир не сможет существовать без доброты и щедрости. Эти качества делают его лучше и чище, счастливее и мудрее. Современный мир движется с бешеной скоростью, не глядя по сторонам, каждый делает для себя больше, чем для других.

Власть, богатство, чувственные наслаждения - это и есть удовольствие для многих. Проявление доброты считается слабостью и неуверенностью в себе. Но это не так, открытый и щедрый человек обладает многими преимуществами перед другими и знает что:

  • счастье не ограничено ресурсами;
  • щедрость увеличивает ощущения счастья;
  • помощь одному - шаг к общему благополучию;
  • доверие - ступень к равновесию души.

Готовый помогать другим человек поистине щедр душой. Ресурсы в мире не ограничены, они растут по мере развития общества, и не стоит бояться, что если кто-то преуспевает в делах, не будет успеха в собственном бизнесе. Мыслить «либо тебе, либо ты» нелогично. Развитие общества подразумевает собственное становление в нем.

Отдавая частичку себя другим, мы избавляемся от эгоизма и наполняемся любовью, счастьем и заботой о тех, кто в этом нуждается в данный момент больше всего. Внутренние ресурсы словно мобилизуются и находят то, что нужно во внешнем мире.

Решить проблемы вместе всегда легче, чем в одиночестве. Щедрый и мудрый человек обязательно внесет свой посильный вклад в общее дело. Волонтерство может быть примером такого действия.

Доброта и доверие - качества, которые не могут существовать одно без другого. Оптимизм свойственен щедрым людям. Они верят в то, что отдают собственные силы, ресурсы с пользой для другого, полностью доверяют тому, кому помогают.

Они счастливы, потому что живут с верой в других. Это смысл их жизни, они никогда не поддаются депрессии и смотрят на мир позитивно. Доверие и доброта - важные качества, которые способны продлить срок жизни.

Заблуждения и страхи

Некоторые люди боятся быть щедрыми и открытыми. Этому способствуют следующие страхи и заблуждения:

  • быть непонятым другими;
  • потратить время впустую;
  • расстаться с собственными деньгами;
  • быть смешным.

Это главные факторы, по которым люди делятся на альтруистов и прагматиков, для последних понятие щедрости души отсутствует.

В обществе много эгоистов, которые думают только о себе и неспособны на благородные поступки.

Это происходит по разным причинам. Страх быть смешным в глазах других часто останавливает людей. Они боятся стать уязвимыми, т. к. ими могут воспользоваться в корыстных целях, а потом сделают посмешищем.

Иногда этот страх тянется из детства, появляется он из-за преследования сверстников или обиды с их стороны, психологических травм. У взрослого детский негативный опыт превращается во внутренний барьер, некую защиту от внешнего мира. Человек становится скрягой во всех смыслах этого слова.

Если ранее человек столкнулся с потерей денег, которые нелегко доставались, то страх отдать их добровольно в чужие руки очень велик. Возникают мысли, что эти траты совершенно напрасны и никчемны, человек не нуждается, а просто вымогает их с целью собственной наживы, и все это обман. Первая реакция на это - прижимистость.

Жадность возникает из-за недоверия. Люди думают, что все вокруг врут.

Желание накопить как можно больше управляет многими людьми. Их жизнь наполнена только жаждой наживы. Они не могут потратить свое время на других, т. к. считают, что их время стоит денег. Страх потерять драгоценные минуты впустую превышает чувство любви и доброты в таких людях. Они не могут понять, отдавая, можно получить гораздо больше, чем имеешь. Это одна из форм человеческого эгоизма.

Но превозмогая себя, сделав всего один шаг вперед, можно преодолеть все эти страхи и заблуждения. Работая над своим внутренним «Я», можно ощутить всю прелесть щедрости души.

Польза щедрости

Преимущества щедрости очевидны. Отдавая что-то другим, душа и тело человека обретают новые качества. Вот 5 причин, чтобы быть щедрым:

  • стать богаче и счастливее;
  • добавить здоровья;
  • укрепить социальные связи;
  • вызвать благодарность у других;
  • заразить других своим позитивом.

Отдавая кому-либо деньги или подарки, многие испытывают гораздо больше радости, чем получая их. Это обусловлено биологическими факторами: в мозге происходит активация участков, отвечающих за удовольствие. Происходит т. н. свечение мозга: эндорфины высвобождаются, и возникает приятное чувство от помощи.

Щедрость делает нас счастливее. Альтруизм делает душу богаче, улучшает общее самочувствие, снижает риск возникновения ВИЧ и хронических заболеваний. Исследования 1999 года, проведенные в Калифорнии, подтвердили, что люди старшего поколения (от 75 лет), которые занялись волонтерством, умирали на 45% меньше, чем их сверстники.

Были сделаны выводы, что щедрость снижает риск возникновения стрессов, которые влияют на долголетие. Положительные эмоции продлевают жизнь.

Обмен добром, взаимопонимание укрепляют доверие друг к другу, формируют социальные и деловые связи, служат неким «ключом» к взаимодействую. Щедрость помогает сохранить и психическое равновесие. Одиночество противоестественно, человек нуждается в социальных связях по своей природе. Взаимный альтруизм приводит к внутреннему и внешнему благополучию.

Собственная доброта позволяет увидеть в других положительные качества. Чувство благодарности вызывает щедрость. Получая внезапный, неожиданный подарок, человек стремится сделать что-то хорошее для дарителя. И вместе с этим ощущает счастье.

Чувство к романтическому партнеру укрепляются, а деловые связи становятся более надежными. Благодарность в повседневной жизни помогает сблизиться людям, лучше почувствовать их и понять. Положительные эмоции возникают и у дарителя, и у того, кто получает подарок.

Заразительный эффект щедрости доказан и всем известен. Если человек видит на улице, как кто-то другой помог прохожему, дал нищему денег на кусок хлеба, ему хочется сделать то же самое. Возникает цепная реакция щедрости. Каждый способен влиять на сотни других людей своими поступками. Эмоциональное состояние передается по цепочке от одного к другому. В груди возникает ощущение тепла и эйфории.

Альтруизм заразителен. Физиологически это объясняется выделением гормона окситоцина. Реакция передается всем окружающим, и цепочка щедрости, при определенных условиях, продлевается до бесконечности.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, она меняется каждую секунду, и человечество вместе с ней. Она учит быть отзывчивыми и добрыми, щедрыми и открытыми. Любовь к близким и посторонним людям делает души чище. Быть или не быть щедрым - выбор каждого. Но если научиться помогать друг другу, станет проще справляться с проблемами. Важно помнить, что по-настоящему хороший человек не станет ждать взамен чего-либо, он все делает бескорыстно.

Добавить в избранное

Щедрость – это свойство характера и способность абсолютно бескорыстно делиться с другими людьми, своим материальным достатком, способностями, знаниями, душевными силами.

Щедрость – это полное отрицание эгоизма подтвержденное действиями, поступками и мыслями. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он с радостью отдал это людям. Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребенка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием или жертвенностью назвать нельзя.

Щедрость всегда исходит с позиции и желания сделать других людей хоть немного счастливее.

В этом качестве проявляется желание жить не с позиции только для себя, а с позиций истинной любви — для других.

Щедрость – это форма доброты, где человек не ожидает вознаграждения. Это проявление широты души и самообогащение души. Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности.

Если человек щедро одаривает детдом, значит, он считает его важным и нужным, показывает уважение к нему.

Всякая помпезность, вычурность, самовыпячивание, заносчивость, самолюбование, чувство превосходства над другими и публичность свидетельствуют об отсутствии этого качества в действиях человека и называется спонсорство или коммерция. В такой условной щедрости есть только одно и .

Щедрость всегда сопровождается другими качествами характера — скромностью, великодушием и смиренностью.

«Щедрость,- писал Иоганн Гете, – особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. Отдать и почувствовать радость от того, что ты что-то отдал – это лучшая характеристика щедрости.

Зачастую люди, говорят, что, если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость – это заблуждение. Щедрость необходимо проявлять реальную, а не возможную щедрость.

Обладание крупным банковским счетом и желание перечислить с него деньги на нужды других людей не имеют между собой точки пересечения. Щедрость вырастает из широты и богатства души, а не от дополнительных поступлений на счет. Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой. Щедрость только тогда настоящая щедрость, когда проявляющий её соблюдает три условия:

Первое условие - давать, не думая о своей щедрости.

Второе условие - быть терпеливым.

Третье - не питать в душе подозрений.

Щедрые люди готовы отдать другим людям, не только, какие-то материальные блага, но и свое время, силы.

Есть люди, которые чувствуют себя не в своей тарелке, когда другие люди живут хуже их. Щедрость нельзя утаить, она посылает невидимые сигналы каждому, кто с ней встречается.

Щедрость, как магнит, притягивают к себе людей, вызывая доверие и желание сотрудничать. Поэтому у щедрости богатый круг знакомств. Щедрость может прийти к миллионеру, и он с радостью будет с ней сотрудничать. С кем поведешься, того и наберешься. Щедрость с легкостью становится миллионером.

Другими словами, высокий уровень щедрости – это высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости – низкий уровень богатства и бизнеса. Непоколебимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает ее богатой.

Не случайно распространено такое мнение, что человек дает от щедрот своих. Бедный человек убежден в ограниченности благ, он не склонен делиться с другими людьми, поэтому и беден. Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего пожелает.

Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что дает мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с легкостью, он получает еще больше. Попробуйте проявить настоящую, искреннюю Щедрость от сердца!

Существует закон Вселенной — что вы отдаете, то и получаете. У щедрости полный порядок с приходом и расходом. Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала.

И нельзя все сводить к деньгам, ибо щедрость дает ощущение душевного богатства, дает чувство близости к духовному миру или веру в Бога. Щедрость своими действиями утверждает истину, что человек – это не просто тело, а вечная духовная сущность.

Щедрость – это то, что запоминается навсегда. Тот, с кем поступили щедро, будет помнить это до конца жизни. И вспоминать с тем же удивлением, а иногда и со слезами: бывает же такое! Такое встречается редко. Мир обыденности совсем далек от щедрости.

В обыденности действуют другие вещи: обмен, а не дар; осторожность, а не самозабвение; трезвый расчет и мысль о последствиях (вот я дам ему это, а что он с этим сделает? или: а у меня-то что останется?); чувство долга, а не чувство красоты; отношения власти-подчинения или же равенства с другими, а не внезапной близости и чувства мгновенного всемогущества. Обыденностью управляет закон самосохранения, а щедрость не боится потерять и забыться. «Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека», говорит Аристотель («Никомахова этика»).

В щедрости – бессмертие вот этого, только этого момента, как будто за ним не последует никакой другой.

Как будто вышел человек
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки роздал.
(Б.Пастернак)

Щедрость радостна. Тот, кто дает без радости, – не щедр. «Не заслуживает этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо» (Аристотель).

Способность дарить радостно, беззаботно и безвозмездно – не добродетель обыденности. Это праздник среди обыденности. Щедрость является в нашем мире как напоминание о мире совсем другом.

Душа щедрости – свобода и смелость. Только свободный человек может быть щедр. Латинское liberalis означает и «свободный от рождения», и «щедрый». Греческое именование щедрости тоже связано с благородством, то есть прирожденной свободой. А совсем свободным человек бывает редко. Щедры мы можем оказаться по вдохновению. Из-за сострадания. Из-за любви. Из-за какого-то непонятного себе самому озарения. Из-за радости, наконец, как в «Сказке о Царе Салтане»:

Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Всех трех – злодеек ткачиху с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, которых по справедливости ожидало бы справедливое наказание).

Обычно щедрость противопоставляют скупости. Но само по себе это противопоставление не слишком интересно. В «Никомаховой этике» Аристотеля, которую мы уже вспоминали и которая на века стала основой европейской этики, скупости противопоставлено мотовство, расточительство: это два полярных отклонения от «золотой середины» щедрости. В дантовом «Аду» скупцы и расточители отбывают наказание в одном круге.

Но стоит заметить, что золотая середина у Аристотеля – это не фифти-фифти, не половина наполовину. Расстояние от щедрости в две стороны, до скупости и до мотовства – разное: расточитель еще может исправиться и стать щедрым, ему для этого просто не хватает ума, а вот скупой неисцелим, он никогда не станет щедрым. «Мот гораздо лучше скупца, – говорит Аристотель, – и потому, что его природа, в отличие от скупца, благородна, и потому, что он многим оказывает помощь, а скупец – никому, даже самому себе».

Аристотель думал о щедрости, добродетели дарения, только в отношении имущества, материальных вещей. Но это еще не вся щедрость.

В церковнославянском языке «щедрый» значит «милостивый», «щадящий» («Щедр и милостив Господь», как многократно говорят псалмы). «Ущедрити» значит «пощадить», «помиловать»; «щедроты» – «милостивые дары». Милосердие и щедрость в Библии – почти одно. В совершенной мере щедр (милостив) только Бог. Но и человеку предписано быть щедрым, видеть мир «щедрым оком». Уже Ветхий Завет настоящим даром считает только дар, который подают с радостью, без малейшего сомнения и расчета, без ожидания воздаяния, «тихо». Новый Завет еще категоричнее: «Тиха бо дателя любит Бог» (2Кор. 9:7) – «Бог любит того, кто подает с радостью».

Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит.

Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно.

Где мы скажем – щедрый? Там, где дают больше, чем мы можем ожидать, больше, чем просят:

Ты больше, чем просят, даешь. –
это вновь Пастернак. Я думаю, ни один другой русский поэт не говорил столько о щедрости. Это особый дар Пастернака, замеченный другим поэтом:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил…
(Анна Ахматова)

Щедрость самым естественным образом связывается со светилами, с солнцем, которое светит «на правых и неправых». С бьющими родниками, с обильными источниками… В том, что мы называем природой, нет скупости. Я думаю, что щедрость – это родная стихия творчества. Великая музыка, великие стихи и живопись не то что рассказывают нам о щедрости – они сами собой ее являют. Это всегда «больше, чем просят», всегда какой-то нечаянный, незаслуженный дар.

Итак, щедрость – это дар дарить без всякой оглядки. Дарить не только вещественные предметы, но и что-то важнее: прощение, участие, даже собственную жизнь. Этот дар может вдруг осенить человека жадного и бессердечного, как это рассказано в удивительной повести Л.Толстого «Хозяин и работник».

Лучший в мире рассказ о щедрости – и о том, как в мире ее не обязательно поймут и одобрят – это евангельский рассказ о некоей жене, которая помазала Христа драгоценными благовониями. Все четыре евангелиста передают эту историю, расходясь в деталях. Я перескажу версию Иоанна (Ин. 12:3-8). Дело происходит в Вифании, накануне страданий и казни Христа. Мария, сестра Лазаря (в других версиях – безымянная грешница), купив драгоценного мира, вылила его на ноги Спасителя (по другим версиям, на голову) и отерла ноги своими волосами. Это вызвало возмущение Иуды (у других евангелистов – учеников): зачем тратить миро, которое можно продать за триста динариев (огромная сумма) и раздать нищим?

Рассудительная, хотя и вполне «добродетельная» и «альтруистическая» (забота о бедных) обыденная мораль. Господь отвергает ее. Он объясняет это действие как пророческое: женщина помазывает его перед смертью и погребением (по обычаю тех времен умерших помазывали благовониями). Больше того: женщине, совершившей эту неразумную трату, он обещает – единственному человеку во всех евангельских повествованиях – ни больше ни меньше, как то, что она навеки войдет в саму благую весть: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9). Она исполнила заповедь щедрости. У бесцельной и неразумной щедрости есть своя цель и своя мудрость.

И напоследок расскажу совсем маленькое происшествие. Однажды на римской площади я увидела старика, продающего прекрасные груши. «Сколько стоят?» – спросила я. Старик-крестьянин поглядел вдаль и сказал: «Жизнь короткая. Бери, дочка, так».

Я начала с того, что щедрость, как гениальность, встречается в человеческом мире редко. Но человеческое сердце никогда не перестанет любоваться ее красотой. Свободой от страха, бессердечия и душевной мелкости.

Щедрость не знает границ.

Щедрость измеряется не тем, сколько отдают другим, а сколько взамен требуют.

Блаженнее давать, нежели принимать.

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как .

Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.

Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают.

Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе...

Щедрый человек - это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.

Фразы великих о щедрости

Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупает ежедневно.

У щедрого богатство неисчерпаемо.

Гламурные фразы великих о щедрости

Щедрость доходнее скупости.

Быть щедрым - значит давать больше, чем можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем нужно.

Чтобы понять щедрости, нужно быть бедняком.

Право же, щедрость никогда не разорит Дионисия - правителя Сиракуз. Нам, которые просят много, он дает мало, а Платону, который ничего не берет, - много.

Истинно щедр тот, кто дает из того, что принадлежит ему самому.

Скупость сестра бедности, а щедрость мать богатства.

В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим.

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

Кто дает вдвойне, пусть дает быстро.

Легче быть щедрым, чем потом не жалеть об этом.

Многие из нас охотно поделятся с ближним последней вышедшей из моды рубашкой.

Длинные фразы великих о щедрости

Щедрость и бескорыстие измеряются не тем, сколько отдаешь другим, а сколько требуешь потом за это взамен.

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.

Самый щедрый тот, кому отдать нечего.

У расточителя Диоген просил целую мину; тот спросил, почему у других он выпрашивает обол, а у него целую мину. "Потому, - ответил Диоген, - что у других я надеюсь попросить ещё раз, а доведётся ли ещё попросить у тебя, одним богам ведомо".

Щедрость не знает границ. Особенно если это границы собственного дома.

Не проси того, что имеешь, отдай то, что тебе уже не понадобится.

Аскетизм проистекает не из жадности, а от щедрости.

Щедрость дарит то, что имеет, а скупость не имеет того, что может подарить.

Когда старость бедна, она щедра, когда богата - скупа.

Не гордись, о, почтенный, умом или знанием - надо щедрым прожить в этом мире суметь.

Добродетель бедняка - душевная щедрость.

Топовые фразы великих о щедрости

Личностное бытие - это щедрость.

Если ты такой добрый и щедрый, то почему тогда ты такой богатый?

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Вдвойне берет тот, кто берет быстро.

Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.

Щедрость человека говорит о наличии у него почти всех остальных достоинств, украшающих члена общества; скупость же говорит об отсутствии этих достоинств.

Быстро надоедает быть щедрым, так же быстро приедается быть трезвым и рассудительным.

Давайте, и дастся вам.

Богат не тот, у кого многое есть, а тот, кто многое может отдать другим.

Щедрость по отношению к будущему - это умение отдать все, что связано с настоящим.

Словарь антонимов русского языка

Щедрость

скаредность

скупость

Словарь Ефремовой

Щедрость

ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: щедрый (1,3).

Православная энциклопедия

Щедрость

одно из Божьих совершенств, проявляющееся в любви, милосердии и долготерпении Всевышнего. Щедрость по отношению к ближним является одной из христианских добродетелей.

Словарь Ушакова

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Щедрость

есть одно из совершенств Божиих (Пс 85:15, 102:8, 110:4, 144:8 и др.), проявляющееся в милосердии, любви и долготерпении Божием. Щедрость в отношении к ближним заповедана сынам Израилевым (Вт 15:10-14) и по преимуществу представляет собою одну из христианских добродетелей. См. Милосердие, милостыня.

Словарь Ожегова

ЩЕ ДРОСТЬ, и, ж.

1. см. .

2. Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кемн. Научная щ. (стремление передать другим свои мысли, идеи).

Педагогический терминологический словарь

Щедрость

качество, обозначающее нравственно совершенную меру в обращении с личным имуществом, представляющим ценность для других; в широком смысле - открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами. Щ. прежде всего обнаруживается в искусстве делать подарки. Щедрый человек не жалеет о подаренных вещах, он одаривает другого для того, чтобы подчеркнуть достоинства последнего и своё уважение к нему. В Средневековье Щ. в значительной мере трансформировалась в милосердие, благотворительность. В Новое время место Щ. заняла бережливость - признание этической ценности вещей и денег. В современном повседневном сознании Щ. понимается широко, включая также то, что именуется Щ. души.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 321)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Щедрость

Щедрость

♦ Générosité

Добродетель дара. Говорят, что и отдавать можно, также руководствуясь любовью. Бесспорно, и потому любовь всегда щедра. Но не всякая щедрость связана с любовью, мало того, она выступает как особая добродетель только тогда, когда обращена на тех, кого не любят. Разве кому-нибудь придет в голову называть себя щедрым из-за того, что он заваливает подарками своих детей? Такой человек прекрасно сознает, что делает это из любви, а вовсе не из щедрости. Щедрость становится добродетелью дарения в той мере, в какой она превосходит любовь, на которую человек способен. Щедрость – скорее классическая, чем христианская добродетель. Она больше принадлежит морали, чем этике. Тем самым устанавливается и ее ограниченность, и ее величие. Приказать себе любить нельзя; приказать себе быть щедрым можно. Любовь не зависит от нас (это мы от нее зависим); щедрость зависит именно от нас. Чтобы быть щедрым, достаточно этого захотеть; полюбить по собственному желанию нельзя. Как заметил Декарт, щедрость соприкасается со свободой. Быть щедрым значит сознавать, что ты свободен, поясняет он, и иметь решимость использовать эту свободу во благо («Страсти души», III). Это подразумевает стремление победить в себе все, что не свободно: собственную мелочность, собственную жадность, собственный страх, одним словом, большую часть страстей – вплоть до отказа следовать собственным интересам, чтобы всего себя посвятить заботам о благе других (там же). После этого не приходится удивляться, что щедрость встречается так редко! Дарить значит терять, а все мы хотим сохранить то, что имеем. Дарить значит идти на риск, а это пугает. Никто не может стать свободным до тех пор, пока не победит самого себя. Невозможно родиться на свет щедрым. Щедрым становятся в результате воспитания, личного выбора, волевого усилия. Щедрость есть добродетель дара, но сама она даром никак не является; это борьба и победа, требующие смелости, иногда доходящей до героизма. Быть щедрым значит отдавать то, чем владеешь, вместо того чтобы отдаваться ему во власть. Щедрость – это свобода по отношению к себе и своему страху; это качество, противоположное эгоизму и трусости.