Урок «Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей: правила, примеры, решения Постановка домашнего задания


Переходим к изучению следующего действия с десятичными дробями , сейчас мы всесторонне рассмотрим умножение десятичных дробей . Сначала обговорим общие принципы умножения десятичных дробей. После этого перейдем к умножению десятичной дроби на десятичную дробь, покажем, как выполняется умножение десятичных дробей столбиком, рассмотрим решения примеров. Дальше разберем умножение десятичных дробей на натуральные числа, в частности на 10, 100 и т.д. В заключение поговорим об умножении десятичных дробей на обыкновенные дроби и смешанные числа.

Сразу скажем, что в этой статье мы будем говорить лишь об умножении положительных десятичных дробей (смотрите положительные и отрицательные числа). Остальные случаи разобраны в статьях умножение рациональных чисел и умножение действительных чисел .

Навигация по странице.

Общие принципы умножения десятичных дробей

Обсудим общие принципы, которых следует придерживаться при проведении умножения с десятичными дробями.

Так как конечные десятичные дроби и бесконечные периодические дроби являются десятичной формой записи обыкновенных дробей, то умножение таких десятичных дробей по сути является умножением обыкновенных дробей . Иными словами, умножение конечных десятичных дробей , умножение конечной и периодической десятичных дробей , а также умножение периодических десятичных дробей сводится к умножению обыкновенных дробей после перевода десятичных дробей в обыкновенные .

Рассмотрим примеры применения озвученного принципа умножения десятичных дробей.

Пример.

Выполните умножение десятичных дробей 1,5 и 0,75 .

Решение.

Заменим умножаемые десятичные дроби соответствующими обыкновенными дробями. Так как 1,5=15/10 и 0,75=75/100 , то . Можно провести сокращение дроби , после чего выделить целую часть из неправильной дроби , а удобнее полученную обыкновенную дробь 1 125/1 000 записать в виде десятичной дроби 1,125 .

Ответ:

1,5·0,75=1,125 .

Следует отметить, что конечные десятичные дроби удобно умножать столбиком, об этом способе умножения десятичных дробей мы поговорим в .

Рассмотрим пример умножения периодических десятичных дробей.

Пример.

Вычислите произведение периодических десятичных дробей 0,(3) и 2,(36) .

Решение.

Выполним перевод периодических десятичных дробей в обыкновенные дроби:

Тогда . Можно полученную обыкновенную дробь перевести в десятичную дробь :

Ответ:

0,(3)·2,(36)=0,(78) .

Если среди умножаемых десятичных дробей присутствуют бесконечные непериодические, то все умножаемые дроби, в том числе конечные и периодические, следует округлить до некоторого разряда (смотрите округление чисел ), после чего выполнять умножение полученных после округления конечных десятичных дробей.

Пример.

Выполните умножение десятичных дробей 5,382… и 0,2 .

Решение.

Сначала округлим бесконечную непериодическую десятичную дробь, округление можно провести до сотых, имеем 5,382…≈5,38 . Конечную десятичную дробь 0,2 округлять до сотых нет необходимости. Таким образом, 5,382…·0,2≈5,38·0,2 . Осталось вычислить произведение конечных десятичных дробей: 5,38·0,2=538/100·2/10= 1 076/1 000=1,076 .

Ответ:

5,382…·0,2≈1,076 .

Умножение десятичных дробей столбиком

Умножение конечных десятичных дробей можно выполнять столбиком, аналогично умножению столбиком натуральных чисел .

Сформулируем правило умножения десятичных дробей столбиком . Чтобы умножить десятичные дроби столбиком, надо:

  • не обращая внимания на запятые, выполнить умножение по всем правилам умножения столбиком натуральных чисел;
  • в полученном числе отделить десятичной запятой столько цифр справа, сколько десятичных знаков в обоих множителях вместе, при этом если в произведении не хватает цифр, то слева нужно дописать нужное количество нулей.

Рассмотрим примеры умножения десятичных дробей столбиком.

Пример.

Выполните умножение десятичных дробей 63,37 и 0,12 .

Решение.

Проведем умножение десятичных дробей столбиком. Сначала умножаем числа, не обращая внимания на запятые:

Осталось в полученном произведении поставить запятую. Ей нужно отделить 4 цифры справа, так как в множителях в сумме четыре десятичных знака (два в дроби 3,37 и два в дроби 0,12 ). Цифр там хватает, поэтому нулей слева дописывать не придется. Закончим запись:

В итоге имеем 3,37·0,12=7,6044 .

Ответ:

3,37·0,12=7,6044 .

Пример.

Вычислите произведение десятичных дробей 3,2601 и 0,0254 .

Решение.

Выполнив умножение столбиком без учета запятых, получаем следующую картину:

Теперь в произведении нужно отделить запятой 8 цифр справа, так как общее количество десятичных знаков умножаемых дробей равно восьми. Но в произведении только 7 цифр, поэтому, нужно слева приписать столько нулей, чтобы можно было отделить запятой 8 цифр. В нашем случае нужно приписать два нуля:

На этом умножение десятичных дробей столбиком закончено.

Ответ:

3,2601·0,0254=0,08280654 .

Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01, и т.д.

Довольно часто приходится умножать десятичные дроби на 0,1 , 0,01 и так далее. Поэтому целесообразно сформулировать правило умножения десятичной дроби на эти числа, которое следует из рассмотренных выше принципов умножения десятичных дробей.

Итак, умножение данной десятичной дроби на 0,1 , 0,01 , 0,001 и так далее дает дробь, которая получается из исходной, если в ее записи перенести запятую влево на 1 , 2 , 3 и так далее цифр соответственно, при этом если не хватает цифр для переноса запятой, то нужно слева дописать необходимое количество нулей.

Например, чтобы умножить десятичную дробь 54,34 на 0,1 , надо в дроби 54,34 перенести запятую влево на 1 цифру, при этом получится дробь 5,434 , то есть, 54,34·0,1=5,434 . Приведем еще один пример. Умножим десятичную дробь 9,3 на 0,0001 . Для этого нам нужно в умножаемой десятичной дроби 9,3 перенести запятую на 4 цифры влево, но запись дроби 9,3 не содержит такого количества знаков. Поэтому нам нужно в записи дроби 9,3 слева приписать столько нулей, чтобы можно было беспрепятственно осуществить перенос запятой на 4 цифры, имеем 9,3·0,0001=0,00093 .

Заметим, что озвученное правило умножения десятичной дроби на 0,1, 0,01, … справедливо и для бесконечных десятичных дробей. К примеру, 0,(18)·0,01=0,00(18) или 93,938…·0,1=9,3938… .

Умножение десятичной дроби на натуральное число

По своей сути умножение десятичных дробей на натуральные числа ничем не отличается от умножения десятичной дроби на десятичную дробь.

Конечную десятичную дробь умножать на натуральное число удобнее всего столбиком, при этом следует придерживаться правил умножения столбиком десятичных дробей, рассмотренных в одном из предыдущих пунктов.

Пример.

Вычислите произведение 15·2,27 .

Решение.

Проведем умножение натурального числа на десятичную дробь столбиком:

Ответ:

15·2,27=34,05 .

При умножении периодической десятичной дроби на натуральное число, периодическую дробь следует заменить обыкновенной дробью.

Пример.

Умножьте десятичную дробь 0,(42) на натуральное число 22 .

Решение.

Сначала переведем периодическую десятичную дробь в обыкновенную дробь:

Теперь выполним умножение: . Этот результат в виде десятичной дроби имеет вид 9,(3) .

Ответ:

0,(42)·22=9,(3) .

А при умножении бесконечной непериодической десятичной дроби на натуральное число нужно предварительно провести округление.

Пример.

Выполните умножение 4·2,145… .

Решение.

Округлив до сотых исходную бесконечную десятичную дробь, мы придем к умножению натурального числа и конечной десятичной дроби. Имеем 4·2,145…≈4·2,15=8,60 .

Ответ:

4·2,145…≈8,60 .

Умножение десятичной дроби на 10, 100, …

Довольно часто приходится умножать десятичные дроби на 10, 100, … Поэтому целесообразно подробно остановиться на этих случаях.

Озвучим правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1 000 и т.д. При умножении десятичной дроби на 10, 100, … в ее записи нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3, … цифры соответственно и отбросить лишние нули слева; если в записи умножаемой дроби не хватает цифр для переноса запятой, то нужно дописать необходимое количество нулей справа.

Пример.

Умножьте десятичную дробь 0,0783 на 100 .

Решение.

Перенесем в записи дроби 0,0783 на две цифры вправо, при этом получим 007,83 . Отбросив два нуля слева, получаем десятичную дробь 7,38 . Таким образом, 0,0783·100=7,83 .

Ответ:

0,0783·100=7,83 .

Пример.

Выполните умножение десятичной дроби 0,02 на 10 000 .

Решение.

Чтобы умножить 0,02 на 10 000 , нам нужно перенести запятую на 4 цифры вправо. Очевидно, в записи дроби 0,02 не хватает цифр для переноса запятой на 4 цифры, поэтому допишем несколько нулей справа, чтобы можно было осуществить перенос запятой. В нашем примере достаточно дописать три нуля, имеем 0,02000 . После переноса запятой получим запись 00200,0 . Отбросив нули слева, имеем число 200,0 , которое равно натуральному числу 200 , оно и является результатом умножения десятичной дроби 0,02 на 10 000 .

В этой статье мы рассмотрим такое действие, как умножение десятичных дробей. Начнем с формулировки общих принципов, далее покажем, как умножить одну десятичную дробь на другую и рассмотрим метод умножения столбиком. Все определения будут проиллюстрированы примерами. Потом мы разберем, как правильно умножить десятичные дроби на обыкновенные, а также на смешанные и натуральные числа (в том числе 100 , 10 и др.)

В рамках этого материала мы коснемся только правил умножения положительных дробей. Случаи с отрицательными разобраны отдельно в статьях об умножении рациональных и действительных чисел.

Сформулируем общие принципы, которых надо придерживаться при решении задач на умножение десятичных дробей.

Вспомним для начала, что десятичные дроби есть не что иное, как особая форма записи обыкновенных дробей, следовательно, процесс их умножения можно свести к аналогичному для дробей обыкновенных. Это правило работает и для конечных, и для бесконечных дробей: после их перевода в обыкновенные с ними легко выполнять умножение по уже изученным нами правилам.

Посмотрим, как решаются такие задачи.

Пример 1

Вычислите произведение 1 , 5 и 0 , 75 .

Решение: для начала заменим десятичные дроби на обыкновенные. Мы знаем, что 0 , 75 – это 75 / 100 , а 1 , 5 – это 15 10 . Мы можем сократить дробь и произвести выделение целой части. Полученный результат 125 1000 мы запишем как 1 , 125 .

Ответ: 1 , 125 .

Мы можем использовать метод подсчета столбиком, как и для натуральных чисел.

Пример 2

Умножьте одну периодическую дробь 0 , (3) на другую 2 , (36) .

Для начала приведем исходные дроби к обыкновенным. У нас получится:

0 , (3) = 0 , 3 + 0 , 03 + 0 , 003 + 0 , 003 + . . . = 0 , 3 1 - 0 , 1 = 0 , 3 9 = 3 9 = 1 3 2 , (36) = 2 + 0 , 36 + 0 , 0036 + . . . = 2 + 0 , 36 1 - 0 , 01 = 2 + 36 99 = 2 + 4 11 = 2 4 11 = 26 11

Следовательно, 0 , (3) · 2 , (36) = 1 3 · 26 11 = 26 33 .

Полученную в итоге обыкновенную дробь можно привести к десятичному виду, разделив числитель на знаменатель в столбик:

Ответ: 0 , (3) · 2 , (36) = 0 , (78) .

Если у нас в условии задачи стоят бесконечные непериодические дроби, то нужно выполнить их предварительное округление (см. статью об округлении чисел, если вы забыли, как это делается). После этого можно производить действие умножения с уже округленными десятичными дробями. Приведем пример.

Пример 3

Вычислите произведение 5 , 382 … и 0 , 2 .

Решение

У нас в задаче есть бесконечная дробь, которую нужно предварительно округлить до сотых. Получится, что 5 , 382 … ≈ 5 , 38 . Второй множитель округлять до сотых смысла не имеет. Теперь можно подсчитать нужное произведение и записать ответ: 5 , 38 · 0 , 2 = 538 100 · 2 10 = 1 076 1000 = 1 , 076 .

Ответ: 5 , 382 … · 0 , 2 ≈ 1 , 076 .

Метод подсчета столбиком можно применять не только для натуральных чисел. Если у нас есть десятичные дроби, мы можем умножить их точно таким же образом. Выведем правило:

Определение 1

Умножение десятичных дробей столбиком выполняется в 2 шага:

1. Выполняем умножение столбиком, не обращая внимание на запятые.

2. Ставим в итоговом числе десятичную запятую, отделяя ей столько цифр с правой стороны, сколько оба множителя содержат десятичных знаков вместе. Если в результате не хватает для этого цифр, дописываем слева нули.

Разберем примеры таких расчетов на практике.

Пример 4

Умножьте десятичные дроби 63 , 37 и 0 , 12 столбиком.

Решение

Первым делом выполним умножение чисел, игнорируя десятичные запятые.

Теперь нам надо поставить запятую на нужное место. Она будет отделять четыре цифры с правой стороны, поскольку сумма десятичных знаков в обоих множителях равна 4 . Дописывать нули не придется, т.к. знаков достаточно:

Ответ: 3 , 37 · 0 , 12 = 7 , 6044 .

Пример 5

Подсчитайте, сколько будет 3 , 2601 умножить на 0 , 0254 .

Решение

Считаем без учета запятых. Получаем следующее число:

Мы будем ставить запятую, отделяющую 8 цифр с правой стороны, ведь исходные дроби вместе имеют 8 знаков после запятой. Но в нашем результате всего семь цифр, и нам не обойтись без дополнительных нулей:

Ответ: 3 , 2601 · 0 , 0254 = 0 , 08280654 .

Как умножить десятичную дробь на 0,001, 0,01, 01, и т.д

Умножать десятичные дроби на такие числа приходится часто, поэтому важно уметь делать это быстро и точно. Запишем особое правило, которым мы будем пользоваться при таком умножении:

Определение 2

Если мы умножим десятичную дробь на 0 , 1 , 0 , 01 и т.д., в итоге получится число, похожее на исходную дробь, запятая которого перенесена влево на нужное количество знаков. При нехватке цифр для переноса нужно дописывать нули слева.

Так, для умножения 45 , 34 на 0 , 1 надо перенести в исходной десятичной дроби запятую на один знак. У нас получится в итоге 4 , 534 .

Пример 6

Умножьте 9 , 4 на 0 , 0001 .

Решение

Нам придется переносить запятую на четыре знака по количеству нулей во втором множителе, но цифр в первом для этого не хватит. Приписываем необходимые нули и получаем, что 9 , 4 · 0 , 0001 = 0 , 00094 .

Ответ: 0 , 00094 .

Для бесконечных десятичных дробей мы пользуемся тем же правилом. Так, к примеру, 0 , (18) · 0 , 01 = 0 , 00 (18) или 94 , 938 … · 0 , 1 = 9 , 4938 … . и др.

Процесс такого умножения ничем не отличается то действия умножения двух десятичных дробей. Удобно пользоваться методом умножения в столбик, если в условии задачи стоит конечная десятичная дробь. При этом надо учитывать все те правила, о которых мы рассказывали в предыдущем пункте.

Пример 7

Подсчитайте, сколько будет 15 · 2 , 27 .

Решение

Умножим столбиком исходные числа и отделим два знака запятой.

Ответ: 15 · 2 , 27 = 34 , 05 .

Если мы выполняем умножение периодической десятичной дроби на натуральное число, надо сначала поменять десятичную дробь на обыкновенную.

Пример 8

Вычислите произведение 0 , (42) и 22 .

Приведем периодическую дробь к виду обыкновенной.

0 , (42) = 0 , 42 + 0 , 0042 + 0 , 000042 + . . . = 0 , 42 1 - 0 , 01 = 0 , 42 0 , 99 = 42 99 = 14 33

0 , 42 · 22 = 14 33 · 22 = 14 · 22 3 = 28 3 = 9 1 3

Итоговый результат можем записать в виде периодической десятичной дроби как 9 , (3) .

Ответ: 0 , (42) · 22 = 9 , (3) .

Бесконечные дроби перед подсчетами надо предварительно округлить.

Пример 9

Вычислите, сколько будет 4 · 2 , 145 … .

Решение

Округлим до сотых исходную бесконечную десятичную дробь. После этого мы придем к умножению натурального числа и конечной десятичной дроби:

4 · 2 , 145 … ≈ 4 · 2 , 15 = 8 , 60 .

Ответ: 4 · 2 , 145 … ≈ 8 , 60 .

Как умножить десятичную дробь на 1000, 100, 10 и др

Умножение десятичной дроби на 10 , 100 и др. часто встречается в задачах, поэтому мы разберем этот случай отдельно. Основное правило умножения звучит так:

Определение 3

Чтобы умножить десятичную дробь на 1000 , 100 , 10 и др., нужно перенести ее запятую на 3 , 2 , 1 цифры в зависимости от множителя и отбросить слева лишние нули. Если цифр для переноса запятой недостаточно, дописываем справа столько нулей, сколько нам нужно.

Покажем на примере, как именно это делать.

Пример 10

Выполните умножение 100 и 0 , 0783 .

Решение

Для этого нам надо перенести в десятичной дроби запятую на 2 цифры в правую сторону. Мы получим в итоге 007 , 83 ​​​​​Нули, стоящие слева, можно отбросить и записать результат как 7 , 38 .

Ответ: 0 , 0783 · 100 = 7 , 83 .

Пример 11

Умножьте 0 , 02 на 10 тысяч.

Решение: мы будем переносить запятую на четыре цифры вправо. В исходной десятичной дроби нам не хватит для этого знаков, поэтому придется дописывать нули. В этом случае будет достаточно трех 0 . В итоге получилось 0 , 02000 ,перенесем запятую и получим 00200 , 0 . Игнорируя нули слева, можем записать ответ как 200 .

Ответ: 0 , 02 · 10 000 = 200 .

Приведенное нами правило будет работать так же и в случае с бесконечными десятичными дробями, но здесь следует быть очень внимательным к периоду итоговой дроби, так как в нем легко допустить ошибку.

Пример 12

Вычислите произведение 5 , 32 (672) на 1 000 .

Решение: первым делом мы запишем периодическую дробь как 5 , 32672672672 … , так вероятность ошибиться будет меньше. После этого можем переносить запятую на нужное количество знаков (на три). В итоге получится 5326 , 726726 … Заключим период в скобки и запишем ответ как 5 326 , (726) .

Ответ: 5 , 32 (672) · 1 000 = 5 326 , (726) .

Если в условиях задачи стоят бесконечные непериодические дроби, которые надо умножать на десять, сто, тысячу и др., не забываем округлить их перед умножением.

Чтобы выполнить умножение такого типа, нужно представить десятичную дробь в виде обыкновенной и далее действовать по уже знакомым правилам.

Пример 13

Умножьте 0 , 4 на 3 5 6

Решение

​Cначала переведем десятичную дробь в обыкновенную. Имеем: 0 , 4 = 4 10 = 2 5 .

Мы получили ответ в виде смешанного числа. Можно записать его как периодическую дробь 1 , 5 (3) .

Ответ: 1 , 5 (3) .

Если в расчете участвует бесконечная непериодическая дробь, нужно округлить ее до некоторой цифры и уже потом умножать.

Пример 14

Вычислите произведение 3 , 5678 . . . · 2 3

Решение

Второй множитель мы можем представить как 2 3 = 0 , 6666 …. Далее округлим до тысячного разряда оба множителя. После этого нам будет нужно вычислить произведение двух конечных десятичных дробей 3 , 568 и 0 , 667 . Посчитаем столбиком и получим ответ:

Итоговый результат нужно округлить до тысячных долей, так как именно до этого разряда мы округляли исходные числа. У нас получается, что 2 , 379856 ≈ 2 , 380 .

Ответ: 3 , 5678 . . . · 2 3 ≈ 2 , 380

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Этого поля. Он равен 1,83 + 1,83 + 1,83 + 1,83, то есть 7,32 км. Для решения задачи мы нашли сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 1,83. Такую сумму называют произведением числа 1,83 и натурального числа 4 и обозначают 1,83 4.

Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.

Значение 7,32 для произведения 1,83-4 можно получить иначе: умножить 1,83 на 4, не обращая внимания на запятую, а в полученном произведении 732 отделить запятой две цифры справа, то есть столько, сколько цифр после запятой в дроби 1,83:

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби .

Найдем произведение 9,865 10. По указанному выше правилу сначала умножаем 9865 на 10. Получим: 9865 10 = 98 650. А теперь отделяем запятой три цифры справа и получаем: 9,865 10 = 98,650 = 98,65.

Таким образом, при умножении 9,865 на 10 мы просто переносим запятую через одну цифру вправо. Если умножить 9,865 на 100, то получим 986,5, то есть запятую перенесли через две цифры вправо.

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

Например,

0,065 - 1000 = 0065 = 65;
2,9 1000 = 2,900 1000 = 2900.

Что значит умножить десятичную дробь на натуральное число ?
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Как умножить десятичную дробь на 10; на 100; на 1000?

1305. Представьте произведение в виде суммы и найдите его значение:

б) 2,3 5.

1306. Найдите значение выражения:

а) 8,9 6;
б) 3,75 12;
в) 0,075 24;
г) 10,45 42;
д) 137,64 35;
е) 25,85 98;
ж) 4,55 6 7;
з) 12,344 15 16;
и) (2,8 + 5,3) 12;
к)(8,7 - 4,3) 15;
л) (6,31 + 2,59) 25;
м) (7,329 - 2,079) 14.

1307. Запишите сумму в виде произведения и выполните умножение :

а) 3,69 + 3,69 + 3,69 + 3,69 + 3,69;
б) 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04.

1308. Все стороны шестиугольника имеют одинаковую длину 9,76 см. Найдите периметр шестиугольника.

1309. Масса одного электромотора равна 57,85 кг. Найдите массу 9 таких электромоторов.

1310. Выполните умножение:

а) 6,42 10; 0,17 10; 3,8 10; 0,1 10; 0,01 10;
б) 6,387 100; 20,35 100; 0,006 100; 0,75 100; 0,1 100; 0,01 100;
в) 45,48 1000; 7,8 1000; 0,00081 1000; 0,006 10 000; 0,102 10 000.

1311. Запишите цифрами числа:

4,4 тыс.; 87,4 тыс.; 764,3 тыс.; 8,9 млн; 67,56 млн; 0,956 млн; 1,1 млрд; 0,27 млрд.


1312. Автомашина прошла 3 ч со скоростью 48,4 км/ч и 5 ч со скоростью 56,6 км/ч. Какой путь прошла автомашина за все это время?

1313. Пятачок съел 3 баночки меда, по 0,65 кг в каждой, а Винни-Пух - 10 горшочков меда, по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели?

На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок?

1314. Для сборки прибора первого вида требуется 1,4 ч, а для сборки прибора второго вида - на 0,6 ч меньше. Сколько всего времени потребуется для сборки 3 приборов первого вида и 5 приборов второго вида?

а) 61,Зх, если х = 8; 42; 100;
б) 100а + b, если а = 3,214 и b = 7,5;
в) 14с + 6d, если с = 2,3 и d = 3,7;
г) 5,2m+ 3,7m - 4,1m, если m = 5; 10; 15; 120.

1316. Вычислите усно:


1317. Найдите значение выражения:

а) 2,7 - 0,6;

б) 3,5 + 2,3;

в) 5,8 - 1,9;

г) 0,69 + 0;

д) 3,6 + 0,8;

е) 7,1 - 0;

ж) 4,9 + 6,3;

з) 0,84 - 0,22;

1318. Вычислите:

а) 0,29 + 0,35;

б) 0,67 - 0,48;

в) 0,74 - 0,2;

г) 0,57 + 0,3;

д) 1,36 + 2,0;

е) 2,45 - 1,3;

ж) 3 + 0,24;

з) 2 - 0,6;

1319. Восстановите цепе вычислений, если х = 0,8; 1,3; 1,8; 2,3;

1320. Какую цифру (одну и ту же) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

а) 2,*3 = 2,3*; б) 3,*5 > 2,8*; в) 0,*7 < 0,3*; г) 0,7*5 < 0,86*?

а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38;
б) 4,1 + у = 20,3 - 4,9;

1327. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 65 км/ч, а скорость другого на а км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 3 ч? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 10; 25; 40.

1328. Решите задачу:

1) Скорость дельфина в 2 раза больше скорости акулы. Скорость акулы на 25 км/ч меньше скорости дельфина. Какова скорость каждого животного?

2) Масса петуха меньше массы индюка в 5 раз, а масса индюка на 8 кг больше массы петуха. Какова масса каждой птицы?

1329. Решите уравнение:

1) 5,5 + х - 23,5 = 8,75;

2) 6,2 - у - 1,8 = 4,39.

1330. Найдите значение выражения:

а) 84,25 3; в) 0,125 312; д) (4,8 + 3,5) 15;
б) 0,255 28; г) 6,75 144; е) (18,6 - 9,1) 32.

1331. Найдите периметр восьмиугольника, если каждая его сторона имеет длину 3,75 см.

1332. Каждый ящик с яблоками имеет массу 30,25 кг. Найдите массу 76 таких ящиков.

1333. Найдите значение произведения:

а) 4,55 10; г) 8,354 100;
б) 18,3 10; д) 2,3 100;
в) 0,235 10; е) 0,048 100;

1334. Найдите значение выражения:

а) 15,2х + 1,73y, если х = 8 и у = 6; х = 10; и Y = 100
б) 16,52а + 18,1b, если а = 85 и b = 10.

1335. Никита проехал 3 ч на автобусе и 4 ч на поезде. На сколько километров больше Никита проехал на поезде, чем на автобусе, если скорость автобуса была 40,6 км/ч, а скорость поезда - 55,2 км/ч?

1336. На автомобиль погрузили 6 ящиков, по 0,25 т каждый, и 3 контейнера, по 0,44 т каждый. Какова масса всего этого груза?

1337. Велосипедист проехал за час 12 км. Какое расстояние он проедет с той же скоростью: за 4 ч; за

1338. Масса пирога 1600 г. Какова масса 3 таких пирогов? пирога? пирога?
1339. Вместо звездочек поставьте пропущенные цифры:

Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений

Планирование математике, материалы по математике 5 класса скачать , учебники онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Открытый урок

Тема: Умножение десятичных дробей на натуральные числа

5 класс

Цели:

    Образовательные: c совершенствовать умение выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число и продолжить работу над приемом умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000.

    Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.

    Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор.

Ход урока:

    Орг. момент (проверка готовности к уроку) (1 минута)

    Актуализация знаний (10 минут)

№1 (1 минута)

№ 2 (1 минута)

Сравните десятичные дроби:

14,2 и 14,20

8,7 и 8,608

10,72 и 10,719

0,095 и 0,1

174,1 и 174,097

56,567 и 45,567

12,45 и 12,456

3 (1 минута)

Расположите числа в порядке возрастания:

3,2; 3,07; 7,021; 5,7; 7,23; 5,07; 7,2; 5,75

Решение:

3,07; 3,2; 5,07; 5,7; 5,75; 7,021; 7,2; 7,23

№4 (1 минута)

Сегодня мы с вами на уроке будем выполнять различные задания, умножать десятичные дроби на натуральные числа, умножать десятичные дроби на 10, 100,1000 решать задачи, и решая задания мы с вами узнаем какие живые существа занесены в красную книгу.

№ 5 устно (3 минуты)

№ 1317

Найдите значение выражения:

а) 2,7-0,6=2,1

б) 3,5+2,3=5,8

в) 5,8-1,9=3,9

г) 0,69+0=0,69

д) 3,6+0.8=4,4

е) 7,1-0=7,1

ж) 4,9+6,3=11,2

з) 0,84-0,22=0,62

№ 1318 (г-з)

Вычислите:

г) 0,57+0,3=0,87

д) 1,36+2,0=3,36

е) 2,45-1,3=1,15

ж) 3+0,24=3,24

з) 2-0,6=1,4

№ 1310 (устно) 3 минуты

а) 6,42*10=64,2

б) 6,387*100=638,7

в) 45,48*1000=45480

0,00081*1000=0,81

0,102*10000=1020

3 Решение задач

Решите уравнения: (к доске вызываются 2 ученика 3 минуты)

(x-0,5):8=0,3

x -0,5=0,3*8

Ответ: x=2,9

в) х: 5 + 1,1 = 2,5

x::5 = 2,5-1,1

x:5=1,4

x=1,4*5

Ответ x=7

Физкультминутка (2 минуты)

Раз, два, три, четыре, пять -

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

№ 4 (3 минуты)

Найдите значение выражения:

М 1,2+1,2=1,2*2=2,4

Е 3,5+3,5+3,5=3,5*3=10,5

З 2,36+2,36+2,36+2,36=2,36*4=9,44

О 5,1+5,1+5,1=5,1*3=15,3

Н 1,4+1,4=1,4*2=2,8

И 8,54+8,54+8,54+8,54=8,54*4=34,16

А 0,12+0,12+0,12+0,12+0,12=0,12*5=0, 6

Задача (5 минут)

№ 1313

Пятачок съел 3 баночки мёда, по 0,65 кг в каждой, а Вини-Пух -10 горшочков мёда, по 0,84 кг в каждом. Сколько мёда они съели? На сколько больше мёда съел Вини-Пух, чем Пятачок?

Вопросы:

1) Что сказано про Пятачка?

2) Что сказано про Винни - Пуха?

3) Как найти сколько мёда съел Пятачок?

4) Как найти сколько мёда съел Вини- Пух?

5) На сколько больше мёда съел Вини-Пух, чем Пятачок?

Решение:

    3*0,65=1,95 (кг) мёда съел Пятачок

    10*0,84=8,4 (кг) мёда съел Вини Пух.

    1,95+8,4=10,35(кг) мёда они съели вместе

    8,4-1,95=6,45(кг) на 6,45 кг мёда Вини –Пух съел больше, чем Пятачок.

1306 (Е,Ж, З,И,К) (8 минут)

Е) 25,85*98=2533,3

25,85*(100-2)=25,85*100-25,85*2=2585-51,7=2533,3

25,85*(90+8)=25,85*90+8* 25,85=2326,5+206,8=2533,3

Ж) 4,55*6*7=27,3*7=191,1

З) 12,344*15*16=185,16*16=2962,56

И) (2,8+5,3)*12=8,1*12=97,2

(2,8+5,3)*12=2,8*12+5,3*12=33,6+63,6=97,2

К) (8,7-4,3)*15=4,4*15=66

(8,7-4,3)*15=8,7*15-4.3*15=130,5-64,5=66

2533,3

185,16

191,1

2962,56

97,2

31,85

    Подведение итогов, оценки, домашнее задание (распечатка) 2 минуты

Домашнее задание:

    Найдите произведение:

2) Дорога состоит из 3-х участков. Длина первого участка 8,4 км, второго участка в 2 раза больше, чем длина первого участка и на 3 км меньше длины третьего участка. Какова длина всей дороги.

3) Найдите значение выражения, применяя распределительное свойство умножения:

а) 36*0,17+36*0,33

§ 1 Понятие произведения десятичной дроби на натуральное число

В этом уроке Вы научитесь умножать десятичные дроби на натуральные числа, и узнаете, как можно быстро умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.

Для начала давайте решим следующую задачу:

Стоимость одной тетради составляет 12,3 рубля.

Сколько нужно заплатить за три таких тетради?

12,3 + 12,3 + 12,3 = 36,9

Значит 36,9 рубля надо заплатить за эту покупку.

Такую сумму из одинаковых слагаемых называют произведением двенадцати целых трех десятых на натуральное число 3.

Произведением десятичной дроби на натуральное число называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой десятичной дроби, а количество слагаемых равно натуральному числу.

§ 2 Правило умножения десятичной дроби на натуральное число

Значение произведения 12,3 на 3 можно найти иначе.

Заметим, что произведение 123 на 3 равно 369, и произведение 12,3 на 3 равно 36,9. Обратим внимание, что после запятой в десятичной дроби стоит один знак, и в полученном произведении после запятой тоже один знак. Мы умножили 12,3 на 3, не обращая внимания на запятую, а затем в полученном произведении отделили запятой справа один знак, потому что в десятичной дроби стоит один знак после запятой.

Таким образом, получили правило:

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, нужно:

1: перемножить числа, не обращая внимания на запятую;

2: в полученном произведении справа отделить запятой столько знаков, сколько знаков после запятой находится в десятичной дроби.

§ 3 Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

Давайте выполним несколько примеров:

1,2 умножить на 6, т.е. 12 умножаем на 6, получаем 72, и справа отделим запятой один знак, получим 7,2.

Другой пример: 0,02 умножить на 15, т.е. 2 умножаем на 15, получится 30, отсчитываем справа два знака и ставим запятую, получится 0,30 или 0,3.

А теперь давайте умножим 1,2 на 10. Получаем 12 умножить на 10, т.е. 120, отделим запятой один знак справа, будет 12,0 или же 12. Заметили, что запятая перескочила на один знак вправо?

А если же 1,234 умножить на 100? Получаем 1234 умножить на 100, будет 123 400, отделим запятой справа три цифры и запишем ответ 123,400 или 123,4. На сколько знаков вправо переместилась запятая после умножения на 100? Правильно, на 2 знака!

В последних примерах мы рассмотрели умножение десятичных дробей на 10 и 100. И увидели закономерность, что запятая переносится вправо на один или два знака. Таким образом, можно сформулировать следующее правило, отличное от правила умножения десятичной дроби на натуральное число.

Чтобы десятичную дробь умножить на 10, 100, 1000 и т.д., необходимо перенести запятую вправо на столько знаков, сколько нулей стоит после единицы. Если же нулей больше, чем знаков после запятой в десятичной дроби, то нужно приписать недостающие нули.

Например: 0,065 умножить на 100, после 1 стоит 2 нуля, значит переносим запятую вправо на 2 знака, получаем 6,5.

Другой пример: 2,9 умножить на 1000, для переноса запятой вправо не хватает знаков, поэтому добавим нули, т.е. 2,900 умножить на 1000, переносим запятую на три знака вправо, получим 2900 .

Итак, Вы научились умножать десятичную дробь на натуральное число. Как видите, это достаточно просто, нужно перемножить числа и отделить справа запятой столько знаков, сколько их было в десятичной дроби.

А еще Вы теперь знаете, как легко и быстро можно умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т. д. с помощью переноса запятой вправо на столько знаков, сколько нулей стоит после 1.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. - М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор - Попов М.А. - 2013 год
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор - Минаева С.С. - 2014 год
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. - 2010 год
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы - Попов М.А. - 2012 год
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009