Моральное состояние человека. Моральное состояние

/ Взыскание морального вреда, повлекшего ухудшение состояния здоровья /

Добрый день! Регулярно посещаем один из супер-маркетов, одной из торговых сетей. Сегодня моя мать опять отправилась за покупками в этот магазин. После расчета на кассе к ней подошел охранник и потребовал показать чек, сказав, что один из товаров был не оплачен. Дальше настоятельно потребовал пройти в комнату охраны. В дальнейшем товар так и не был обнаружен у покупателя, так как до кассы его не донесли. Т. е. с прилавка была взята шоколадка, но при дальнейшем продвижении по торговому залу, была взята шоколадка другой фирмы, а предыдущая положена на прилавок, откуда взяли вторую шоколадку. Женщина, ответственная за охранников, увидев мать сказала: " А, вот она! ", считаю что представитель магазина не имеет права в таком тоне обращаться с покупателями. В дальнейшем был вызван наряд полиции. Сотрудники охраны магазина сказали, что это уже третье воровство, совершенное этим покупателем. Якобы 15, 17 июня были тоже совершенны кражи шоколадок. На камерах видно, как моя мать действительно берет шоколад с прилавка. Но в дальнейшем, она его опять выкладывала, заменив на другой приглянувшийся шоколад. При нахождении в магазине, его сотрудниками было найдено две шоколадки, теперь осталась одна. В дальнейшем мать была доставлена в отдел полиции к участковому. Была написана объяснительная. Меня, в кабинет не пустили, ссылаясь на то, что я там не нужен, хотя хотел быть там для поддержки близкого человека. Приехав домой, была вызвана скорая помощь, которая зафиксировала повышенное давление. вызванное стрессовой ситуацией. Что можно предъявить сотрудникам охраны магазина, ведь человек был задержан на несколько часов, против своей воли. Так же охрана " тыкала" покупателю, плюс нанесен вред здоровью. Спасибо.

Вам следует обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда. Согласно ст. 151 Граждаснского кодекса РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Одним из основании Компенсации морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда предусмотренный ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, это в случаях, когда: в иных случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ). Приложите все справки об ухудшения здоровья на тот момент, что будет являться доказательством в суде о нравственных страданиях. Исковое заявление подается в суд в письменной форме в порядке ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; 8) перечень прилагаемых к заявлению документов. В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. К исковому заявлению прилагаются: 1) его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; 3) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; 4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; 5) текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания; 6) доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором; 7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц. Согласно ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

    МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - Все тонкие нюансы в значении этого термина сосредоточиваются на основном понятии, имеющем отношение к рассмотрению поведения как правильного или неправильного, как такого, которое является правильным или неправильным в рамках конкретного… … Толковый словарь по психологии

    Политико-моральное состояние - проявление морально политических сил народа и вооружённых сил в конкретно исторических условиях. Зависит от общественно экономического и политического строя, внутренней и внешней политики государства, господствующей идеологии, эффективности… … Словарь военных терминов

    Политико-моральное состояние войск - совокупность понятий морального духа войск (см. Моральный дух армии), боевой готовности (см.), состояния политической работы (см.), уровня воинской дисциплины (см. Дисциплина воинская) и настроения личного состава подразделений, частей и… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Исслед. М. р. посвящены, в основном, изучению процесса, благодаря к рому индивидуум «интернализует» (усваивает) социально одобряемые нормы, правила и ограничения и начинает ориентироваться на них в своем поведении. Теория и эмпирические исслед.… … Психологическая энциклопедия

    Моральное разложение - ♦ (ENG moral corruption) состояние людей, к рые находятся под столь сильным влиянием греха, что не в состоянии совершать правильный этический выбор при решении нравственных проблем … Вестминстерский словарь теологических терминов

    чувство вины моральное - согласно З. Фрейду состояние, возникающее в результате напряжения между Я и Сверх Я. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Моральный дух - – моральное состояние, степень душевного подъема или падения. Ср. выражения: высокий моральный дух, низкий моральный дух. В частности, здесь подразумевается степень духовно нравственной твердости или, наоборот, разложения личностей, составляющих… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    П. и о. п. имеет дело с людьми на рабочих местах. Она занимается выяснением того, какое влияние оказывают на людей структура промышленной орг ции, принятые в ней порядки, товарищи по работе, менеджеры, а тж физ. и соц. производственная среда.… … Психологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская операция (1919). Взятие Киева Добровольческой армией Гражданская война в России … Википедия

    Князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

    Разработчик Eugen Systems Издатели … Википедия

Книги

  • Моральное состояние советских военнослужащих. Афганская война , Ирина Сергеевна Федорова , На протяжении 9 лет (1979-1989) советские воины-интернационалисты вели войну с представителями иной, мусульманской культуры, в непривычных для себя климато-географических условиях, на чужой… Категория: История Издатель: ЛитРес: Самиздат , электронная книга
  • Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья? , Мазова Е. , Из книги вы узнаете о том, какой багаж знаний, мудрости, опыта, качеств, способностей и талантов вы принесли с собой из прошлых жизней, как, не усложняя себе жизнь, двигаться вперед,… Категория: Общие вопросы. Астрологические школы Серия: Астрология Издатель:

«Всё рачение подвижника должно быть обращено на то, чтобы высшая часть души [ум] не была уничижена восстанием низших [чувства, воля] сластолюбивых похотений» (Добротолюбие, Т. 5, П. 1.О внимании и молитве)

О, три двигателя божественной колесницы человеческой души – сила ума, сила чувственности и сила воли.

О, три животворящих луча неизъяснимой божественной силы, премудрости и славы.

О, три потока предвечной божественной энергии, питающей всё живое и сознающее, может ли человеческий рассудок постичь Вашу невыразимую сущность и природу?

Можем ли мы нашей страстной человеческой волей ощутить невыразимое совершенство воли божественной, являющейся олицетворением совершенства высшей благости и безусловной любви?

Можем ли мы нашим огрубевшим телесным чувством постичь саму природу чувственности в её божественном и ангельском качестве и совершенстве? Можем ли мы, выйдя узкие рамки нашего ограниченного рассудка и мышления, исследовать тайны и природу нашего ума, некогда повреждённого самостью и эгоизмом, не потеряв его при этом?

Да, можем, – уверенно отвечает святоотеческая психология и духовное наследие святых отцов Церкви. В определённых пределах познание основных движущих сил души (ума, чувства и воли), несомненно, возможно. Все христианские подвижники и монашествующие на пути духовного спасения посредством глубокого покаяния и стяжания христианских добродетелей с помощью даров Святого Духа раскрывали таинственное устройство человеческой души и её структуру через призму основных её движущих сил (ума, чувства и воли ) и их преломления на всех уровнях человеческого естества (телесного, душевного и духовного ).

Как мы узнали из предыдущего раздела, душа тричастна и каждое одушевлённое (т.е. осознающее) существо поддерживается тремя потоками т.н. нетварной божественной энергии, представляющими собой как бы три луча: луч воли, луч чувства и луч ума, которые непрерывно транслируются на всё живое, порождая эффект восприятия.

«Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» (Св. Григория Палама).

«Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими» (Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский О трезвении и молитве).

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление безмолвствующим).

«Каждое разумное естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти части суть желание (воля), раздражение (чувство) и разумение (ум). Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая учение».

Таким, образом, в основе подхода к исследованию трёх движущих сил души в трёх различных состояниях человека, двигающегося по пути духовного спасения, лежит т.н. девятеричная (девятерная) по св. Феофану Затворнику схема:

«Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил , во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.» (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

Не будет ошибкой сказать о том, что данный закон девятеричности имеет отношение ко всей психологи духовности, включая ведическую систему, но наиболее полно он был обозначен святыми отцами Восточной Церкви, а сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”. Суть этого духовно-психологического закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля ) через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное ), преломляются в душе следующими девятью различными состояниями ума, чувства и воли.

Исследуем каждую из трёх названных частей в отдельности.

Вожделевательная сила души (желание, воля, намерение)

«К первой части (желанию) принадлежат: горячее стремление ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему.

Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать божественное учение, когда она действует в нас. И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти качества появляются в разумном естестве». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

Из слов великого аскета и христианского подвижника понятно, что вожделевательная сила души (воля) изначально дана была человеку, как сила устремления ко всему прекрасному, благому и совершенному, т.е. как сила устремления человека к Богу и божественности.

«Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой.» (Добротолюбие, Т.1, Наставления святого Макария Великого о христианской жизни)

Сила воли (вожделения) изначально была органически и неразрывно соединена с силой чувственности и силой познания в их духовном состоянии. Именно это и давало основания Адаму давать имена живым тварям по их сути. Изначально силе воли в её духовном качестве и состоянии была не ведома самость (эго) или произволение.

Говоря другими словами, изначальная воля первозданного человека в её естественном и не повреждённом самостью (эгоизмом) виде была силой стремления души к Богу и духовному совершенству, достижение которого было главной целью и задачей души, получившей от Создателя всё необходимое для существования и достижения духовного совершенства.

Проще говоря, стремление человеческой души к Богу – это не изобретение религии, как думают некоторые, а совершенно естественное проявление той изначальной силы воли, данной первозданному человеку Богом, которое и по сей день имеет место и проявляется у многих людей (и детей), искренне и по зову сердца (совести) становящихся на путь веры.

Нет никаких сомнений в том, что в первозданном состоянии у человека была достаточная свобода воли для развития душевных сил и когнитивных способностей в любом направлении, но эта свобода была ограничена рамками предписанного свыше духовного закона. Можно сказать, что предоставление человеку свободы воли, ограниченной одним только духовным законом, – это поистине Акт вселенского доверия и вместе с тем такого же риска.

Можно предположить, что вариант жесткого обуславливания поведения человека свыше (без свободы воли) также был возможен для Создателя. Вместе с тем, какой интерес для Создателя представлял бы тогда человек со всем его потенциалом, как совершенно безвольное и ограниченное существо, подобное механизму (роботу) или социальному животному?

Богу был нужен сознательный и ответственный соработник (со-творец), который бы по доброй и свободной воле, т.е. по своему душевному и нравственному произволению избрал бы служение высшей добродетели и справедливости главным смыслом своей жизни, а Бога – своим единственным Учителем, Наставником и Отцом, которому следует уподобляться.

Вот почему предоставление человеку практически всей полноты свободы в рамках нравственного закона – это величайший дар Создателя к своему творению и проявление высшей степени доверия и любви.

Как распорядился первозданный человек предоставленной ему свободой воли – это отдельный вопрос, но нет никаких сомнений в том, что за этим даром стояло проявление самой большой вселенской веры, надежды и любви к человеку и роду человеческому.

После грехопадения и повреждения души за счёт привнесения в душевную структуру человека ядра самости (Я), качество и состояние воли человека кардинально изменилось, за счёт возникновения и появления произвольной Я воли или эго воли, т.е. частной воли, которая из богоориентированной (вертикальной) ниспала до личной (горизонтальной).

«В человеке, в невинном состоянии, и была сия правота в сердце или воле, но чрез падение в нем должно было произойти и действительно произошло превращение. Куда направилась его воля? Как видно из обстоятельств падения, к себе. Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое средством. Отсюда видно, что главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека, падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 386)

Говоря другими словами, воля человека (как чувство и ум) обратила вектор своей направленности с Бога на мир и в итоге ниспала до низшего телесного уровня, который и стал определяющим.

В настоящее время в силу углубления духовно-нравственного кризиса, как отдельного человека, так и всего человечества, у абсолютного большинства людей воля носит преимущественно эгоистический (самостный) характер, который рассматривается современной психологией как «естественное» и нормальное проявление воли (желания), хотя в действительности с духовно-нравственной точки зрения это глубоко не нормальное волеизъявление.

Иными словами, абсолютное большинство людей искренне считает личную волю (эго волю) природной и единственно возможной и потому как бы «естественно» отдают в настоящее время предпочтение исключительно своей личной воле, не осознавая того, что за ней стоят низшие и телесные (психофизиологические) запросы и потребности бессознательного характера, ориентированные на получение удовольствия, за которыми скрываются соответствующие страсти тела и души.

Таким образом, человеческий гедонизм в виде безудержного стремления к наслаждению и удовольствию, обусловлен преимущественно действием падшей и страстной человеческой воли, глубоко повреждённой самостью и эгоизмом.

Очевидно, что гедонистический характер воли современного человека, стремящегося к неограниченному удовольствию, нельзя считать «естественным» и «нормальным» явлением, поскольку это не что иное, как страстная деформация воли , проявляющаяся в виде бессознательного движения на поводу у желаний, привычек, пристрастий, зависимостей, обусловленностей, слабостей и т.д, как следствий повреждения души эгоизмом (страстями).

Таким образом, преимущественно гедонистический и эгоистический характер воли современного человека можно с полным правом считать прямым следствием повреждённости человеческой природы страстями (эгоизмом). Именно из этого факта вытекает стремление современного человека к собственничеству и абсолютный приоритет личных запросов и потребностей над коллективными.

С точки зрения трёх состояний человеческого естества (телесного, душевного и духовного) правомерно говорить о существовании трёх видов воли:

  • воле телесной (эгоистической), имеющей отношение к телесному человеку,
  • воле душевной (нравственной воле), имеющей отношение преимущественно к душевному человеку,
  • воле духовной (духовной решимости или намерении), имеющей отношение исключительно к духовному человеку.

1. Эго желания выступают основной формой проявления силы воли в низшем телесном её состоянии. При этом не сложно увидеть, что в основе эго желаний будут лежать страсти тела (чревоугодие , похоть ), страсти души (сребролюбие , гнев, печаль, уныние ) и страсти духа (тщеславие , гордость ). Из этих 8 основных страстей базовыми или корневыми, являются три (чревоугодие, сребролюбие и тщеславие), от них рождаются все остальные страсти, которых насчитывают 298 (Пётр Дамаскин).

«блюди себе от матери злых - самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла - чревобесия (чревоугодие), сребролюбия и тщеславия, от которых потом разрождается и весь злых собор» (Преп. Максим Исповедник, О любви, 2, 59)

Проще говоря, в телесном состоянии воли, как эго желания, имеет место абсолютная доминанта эгоизма и страстей над добродетелями.

2. Нравственная воля является олицетворением вожделевательной силы души в т.н. душевном состоянии (обращённом), когда в душе начинает формироваться доминанта нравственной добродетели. При этом можно увидеть любопытную перегруппировку внутренних качеств, связанную с активизацией добродетелей (воздержания, бескорыстия, самоотречения ), которые противоположны трём базовым страстям (чревоугодия, сребролюбия, тщеславия ). Данный процесс пробуждения нравственности и нравственных качеств личности носит название духовно-нравственного призыва и сопровождается обострением внутренней брани, поскольку страсти вступают в активное противостояние с добродетелями.

Отличительным свойством нравственной воли в душевном состоянии, как нравственно обращённом, является внутренняя устремлённость личности от стяжательства и поиска удовольствий только для себя к общественному служению, нравственному порядку и социальной справедливости. Вместе с тем, при всех преимуществах данной нравственной доминанты воли, глубоко в душе душевный человек ещё остаётся более чем наполовину управляем страстями. Именно по этой причине душевной воле свойственна неустойчивость и двойственность, когда доминанта нравственности сменяется доминантой эгоизма и наоборот.

«Возникают худые движения - надобно их прекратить; нужно делать добро, а сердце не лежит - надобно себя к тому склонить. В этом состоит непрерывная борьба человека с самим собою. Постоянным в ней упражнением он наконец образует в себе доброго, охотно действующего человека, погашает зло и преобразует деятельность сил на добро.» (Преп. Макарий Египетский. Слово 1, О хранении сердца, 12)

Проще говоря, в душевном состоянии воли нравственной, имеет место неустойчивость доминанты нравственности, которая периодически может сменяться доминантой эгоизма. Общее состояние воли душевного человека можно охарактеризовать как страстно-добродетельное и устремлённое к добру.

3. Духовное намерение является отражением аспекта силы воли в духовном состоянии человека, когда уже имеет место безальтернативная устремлённость души к Богу на основе абсолютной доминанты добродетелей (воздержание, целомудрие, бескорыстие, кротость, радость, трезвение, смирение, любовь) над страстями. Состояние духовного намерения, как фиксация воли в заданном направлении, возникает не сразу, а формируется постепенно с момента обращения воли и достигая полной силы в состоянии бесстрастия.

«Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, по тому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением * , помышляя о ве ликом.» (Св. Серапион Тмуитский, Послание к монашествующим, 1)

«Но если кто с минуты негодования на страсть примет твердое и решительное намерение преследовать ее и, не жалея себя, искоренять, то такое устремление против страсти есть истинное начало исправления; а благонадежность исправления зависит от постоянства и неизменности намерения и действования против страсти, ибо конец венчает дело.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 171)

* намерением, как высшей способностью фиксировать волю в неизменном устремлении к Богу.

Исследованию сил души и в частности силы воли много сил посвятил святитель Феофан Затворник, который весьма подробно описал отличие воли грешника и обращённого к вере. В своих исследованиях святитель Феофан высшее состояние воли человека соотносил с совестью, а несгибаемую устремлённость души к Богу связывал с силой решимости (намерения).

«Как разум назначен открывать человеку иной, духовный, совершеннейший мир и давать знать о его устройстве и свойствах, так совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда впоследствии он должен переселиться. С сею целию она возвещает ему тамошние законы, обязывает выполнять их, судить его по ним, награждает или наказывает. Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их. По занятиям или действиям в совести видят законодателя, свидетеля, или судию, и воздаятеля.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О совести, с 366)

Говоря о механизме функционирования воли в повседневном состояни, он рассматривал его через призму трёх компонентов: выбора, решимости и действия, которые составляют вместе единый слаженный механизм.

«В сей деятельности воли различают три части: выбор, решимость и самое дело. В выборе ищут, на чем остановиться; в решимости колебание желаний утверждается на едином, которое, по открытии средств, и приводится в исполнение на деле. Во всех сих моментах есть новые немалые разности у грешника с ищущим правды» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 413)

В своих выводах святитель приходит к пониманию важности силы решимости (намерения), как основного фактора силы воли. Именно по этой причине несгибаемое духовное намерение на основе чистой совести можно считать высшим аспектом воли духовной.

«Решимость есть акт мгновенный, внутренний, однако ж имеет разные степени силы и твердости. Сия твердость не может быть определяема мерою предшествующего желания. Она есть плод всецелой твердости духа, а не кипучести одной силы,- воли или сердца.» (Там же)

«Можно сказать утвердительно, что у первого решимость всегда бывает колеблющеюся, у второго, напротив, она непоколебима, ибо от чего иного у первого, как вообще, так и в частности, есть робость, неустойчивость, особенно - когда в исполнении требований или предприятий нужно бывает потревожить его чувствительнейшие стороны. Последний идет мужественно пред царей и владык, на муки и смерть,- отчего? От твердой решимости, ибо она у него есть сила непоколебимая.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 414)

Таким образом, несмотря на то, что изначальный луч энергии божественной Воли един, на каждом из уровней человеческого естества (духовном, душевном, телесном) по мере удаления от Бога, под действием и страстей, происходит преломление изначальной воли, как духовного намерения, в иные страстные виды и формы.

В данной связи практически все существующие сегодня виды аддикций (зависимостей) связаны со слабостью и повреждением изначальной силы воли эгоизмом и страстями, которые и формируют порочные психофизиологические сценарии поведения и управляют человеком изнутри при отсутствии должной силы воли.

К большому сожалению, в современной научной психологии отсутствует представление о силе воли и её природе в духовно-нравственном понимании. Под волей в парадигме рациональной психологии понимается некое «свойство человека», заключающееся в способности сознательно управлять своими эмоциями, желаниями и поступками, имеющими ярко выраженную эгоистическую, гедонистическую и эвдемоническую направленность.

Таким образом, ложное представление о силе воли является в настоящее время доминантным в сфере индивидуального и общественного сознания и по существу искажённый эгоизмом образ воли утверждается и укрепляется рациональной психологией.

Христианская психология и нравственное богословие прямым текстом говорят о том, что игнорирование нравственных принципов и следование запросам падшего естества всё больше и больше делают человека заложником эгоизма и страстей, превращая из духовно-нравственного и богоподобного существа в высшего хищника.

«Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт – уже совлекает с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином…» (И.С.Аксаков)

В данной связи парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, имеющая методологическое обоснование, как процесса духовно-нравственного падения, так и обратного процесса обновления и исцеления от эгоизма, является сегодня едва ли не единственным методологическим инструментом, способным воспрепятствовать деградации человеческой воли и души.

Вот что писал по этому поводу Л.А. Соколов – один из ярких представителей направления христианской психологической мысли:

«Как известно, отцы-подвижники исходным пунктом греха признавали эгоизм, себялюбивое возведение своего «Я» в цель своей жизнедеятельности.

Если там, в грехе мы поставляем своё «Я» жизненным принципом, выше всего, и свою волю – мировым законом, естественно для нас обязательным, то здесь в жизни духа и силы мы должны поставить в жизненный принцип отречение от своего «Я» и от своей воли, от того и от другого отказаться и принять на себя иго Христово, принять Его волю за закон своей жизнедеятельности. В греховной жизни мы вели борьбу с людьми из-за своего «Я», одушевлялись взаимной ненавистью. Здесь, в духовно-христианской жизни, мы должны стремиться к соединению с людьми, руководствуясь не ненавистью, а любовью к ним» (Соколов Л.А. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей Церкви. 1898.г. Вологда.

Любопытным феноменом духовного состояния человека, которое можно соотносить с состоянием святости, является то, что к добродетелям добавляются и дары Святого Духа в виде мудрости, веры, знания, рассуждения, пророчества, целительства, чудотворения и т.д.

Говоря о состоянии воли у современного человека, можно сказать, что сила воли его оказалась в полной зависимости от базовых страстей (чревоугодие, похоть, сребролюбие и др.) в результате чего низменные силы и качества человеческой души взяли верх над высшими силами и добродетелями. Именно по этой причине волю современного человека нужно не освобождать, а ограничивать и очищать от влияния страстей для приведения в более естественное духовно-нравственное состояние.

В иерархии сил души воля и чувство являются силами более грубой природы по отношению к силе ума, которая имеет более утончённый и возвышенный характер, что, собственно, и делает разумного человека богоподобным существом, в отличие от всех прочих живых существ.

«В животных эти две силы [воля и чувство] действуют очень грубо, как нисколько не связанные словесностью; в людях они действуют сообразно тому, насколько и каким образом развит дух их». (Св. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству, О молитве Иисусовой, устной, умной и сердечной)

Раздражительная сила души (эмоции, нравственные чувства, духовные чувства)

«Ко второй части (раздражению) принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно посылаются ради достижения божественных благ; а также решительность, крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему – будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от диких зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

Из этого изречения преподобного становится понятно, что сила чувств (раздражительная сила души) изначально дана была первозданному человеку как энергия поддержания трезвости, мужества и устойчивости целомудренного человеческого естества перед жизненными трудностями и опасностями в его стремлении к достижению божественного совершенства.

Центральное или срединное положение раздражительной силы (чувственности) между двумя другими силами души (умом и волей) придаёт ей двойственный характер, связанный с удержанием в одном направлении (устремлении) ума и воли.

Святитель Василий Великий очень точно определил функцию раздражительной силы чувственности, сравнив её с «душевным нервом», задача которого постоянно поддерживать здравое состояние души и духа, не допуская их расслабленности, а выступая своего рода «войном – хранителем» царственной силы души (разума).

«Раздражительная сила души пригодна нам еще для многих дел добродетели, когда она, подобно какому-то воину, сложившему оружие перед вождем, с готовностью подает помощь, где приказано, и споборствует разуму против греха. Ибо раздражительность есть душевный нерв, сообщающий душе силу к прекрасным предприятиям. И если когда случится, что душа расслаблена сластолюбием, раздражительность, закалив ее, как железо закаливается погружением, из слабой и весьма изнеженной делает ее мужественною и суровою.»

Таким образом, с одной стороны сила чувств была средством ориентации и «вертикальной» направленности ума (на богосозерцание), а с другой стороны она была средством мобилизации силы воли на стремление к духовному совершенству. Иными словами, силу чувственности, как раздражительную силу души, можно сравнить с бдительным «сторожевым псом», который помогает пастуху пасти стадо, охраняя и его и пастуха от любых врагов.

«Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. Думаю, что с равною ревностью должно и любить добродетель, и ненавидеть грех. Для этого же весьма полезна раздражительность, когда она, как пес за пастухом, следуя за рассудком, остается кроткою и послушною тем, которые оказывают помощь, скоро бежит на зов рассудка, но приходит в свирепость от чужого голоса и взора, хотя по видимому они и дружелюбны, сжимается же от страха, когда слышит голос знакомого и друга. Вот самое лучшее и правильное содействие, какое раздражительная сила может оказать разумной части души.» (Св. Василий Великий, Т. 1, Беседа 10)

В естественном состоянии сила чувственности для первозданного человека была не чем иным, как необходимой энергией для взаимной связи и соединения всех трёх частей души (ума-чувства-воли ), в единую и целостную чувственную реальность.

Сила чувств – это по существу та сила души, которая даёт сознанию необходимую информацию о воспринимаемой реальности через призму добра и зла, верности и ложности, угрозы и безопасности и т.д. Одним из важнейших инструментов этой силы является инструмент совести, как высшего сознания добра и зла.

Иными словами, сила чувственности, связанная, прежде всего с сердцем человека, – это инструмент наиболее адекватного восприятия и оценки всей поступающей в душу информации через призму смысла и совести .

«Чувство – то, что пересылает уму представление о видимом бытии для постижения находящихся в этом бытии логосов*, т.е. чувство является средством перехода ума к бытию умопостигаемому» (Максим Исповедник, Творения, Т.1)

* Логос в более узком смысле обозначает «слово», а в широком – смысл, мысль, идея, закон, основание, порядок, Слово Божье и т.д. – всего 34 гнёзда значений по словарю Дворецкого).

Говоря о естественном, т.е. адамном состоянии человека, можно сказать, что до привнесения в непорочную человеческую природу энергии самости (эгоизма) сила чувственности (раздражения) связывала и удерживала состояние ума и воли в одном направлении. Итогом этой синергии ума, чувства и воли в направленности к Богу было состояние «сознаю – ощущаю – желаю» в соответствии с Законом Божьим.

С психологической точки зрения данное состояние души (когнитивной сферы) можно описать, как предельно целостное и непротиворечивое «о чём думаю – то чувствую – и того желаю» в стремлении к горнему (высшему).

После повреждения души эгоизмом и разделения всех трёх её сил (ума, чувства, воли) на отдельные составляющие, чувственная сила души, как и воля и ум, претерпела разительные изменения, связанные с изменением вектора направленности и всей системы их взаимодействия.

Суть этих изменений аналогична тем изменениям, которые претерпела сила воли, и связана с концентрацией чувства на самом себе вокруг «Я» (эго).

Первым при грехопадении повредился ум Адама, разделившийся на ум и рассудок. Вслед за утратой духовного ума, человеком была утрачена и изначальная чистота и утончённость его духовной чувственности, которой было доступно созерцание Бога. В итоге отпавшая от Бога чувственность огрубела, стала телесной и полностью переключилась на обслуживание запросов «Я» (эго), связанных с удовлетворением потребностей плоти.

Таким образом, из силы трезвости и остроты бдительности души, стоящей на страже человеческого целомудрия (здравомыслия), падшая чувственность трансформировалась в силу раздражительности и гнева для защиты эго («Я»).

В итоге из силы поддержания упорядоченности всей энергийной структуры души, сила чувственности ниспала до психофизиологического чувства, начавшего жить своими запросами, увеличивая смятение и хаос в действии других сил души – ума и воли.

В результате данного распада (разделения) всех трёх движущих сил души со сменой «однонаправленной» их ориентации на «разнонаправленную», сегодня мы имеем уже совершенно разделённые и обособленные между собой ум, чувство и волю .

Таким образом, в результате распада под действием самости (эгоизма), каждая из основных движущих сил души (ум, чувство, воля) получила степень относительной эго самостоятельности «Я».

В результате такой автономизации и неопределённости чувственной силы в душе (сердце) возникло смятение ранее упорядоченных сил и энергий, которые пришли в состояние хаоса и неразберихи из-за ставших «равноправными» ума, чувства и воли. При этом каждая из сил стала претендовать на первенство и приоритет управления всей душевно-духовной сферой человека.

Исследованием раздражительной силы души (чувственности) занимался и святитель Феофан Затворник, который так характеризовал чувство через призму сердца.

«Тогда как умом человек хочет все собрать в себя, а волею себя выразить вовне, или известь наружу в делах богатство своего внутреннего стяжания,- сердце пребывает в себе и вращается внутри, не исходя. Видно, что оно лежит глубже тех сил деятельных и составляет для них как бы подкладку или основу.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)

Как и в случае силы воли, сила чувственности или раздражительная сила души может проявляться на трёх уровнях человеческого естества (тело, душа, дух) в виде соответствующих уровней чувств:

  • чувства телесной природы (эмоции), уровнем контроля которых являются инстинкты,
  • чувства душевной природы (нравственные чувства), уровнем контроля которых выступает нравственность и мораль,
  • чувства духовной природы (духовные чувствования), уровнем контроля которых выступает совесть.

«В сердце отражаются своею деятельноетию все силы существа человеческого на всех их степенях. Следовательно, в нем должны
быть чувства: духовные, душевные и животно-чувственные (телесные), которые, впрочем, и по образу своего происхождения, и по
своим свойствам так разнятся, что и самую способность чувствовать надобно полагать в трех видах.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 435)

1. Эго эмоции являются олицетворением низшего уровня силы чувственности в её телесном (животном) состоянии, когда в душе имеет место доминанта преимущественно животных чувств и инстинктов. Эмоции являются, не чем иным, как конечным результатом бессознательной группировки различных энергий страсти и добродетели, создающим тот или иной чувственный эффект (аффект) восходящего или нисходящего порядка.

«К чувствам, стоящим на низшей степени, относятся скорые волнения или поражения сердца (affectus), погашающие самодеятельность рассудка и воли и сопровождающиеся особенными изменениями в теле. Большею частию сии волнения, происходя в низшей части, суть следствия нечаянного встревожения эгоистического животолюбия, при обстоятельствах ему благоприятных или неблагоприятных.»

Проще говоря, на низшем эмоциональном уровне в телесном состоянии человек не владеет своей эмоциональной сферой и потому в значительной мере управляется и руководствуется эмоциями, как неосознаваемыми чувствами наиболее низких порядков. Уровнем контроля эго эмоций выступает самость (эгоизм).

«…одни погашают ясность сознания, как то: удивление, изумление, увлечение внимания, испуг; другие подрывают волю, как то: страх, гнев, ретивость; третьи, наконец, терзают самое сердце, которое то радуется и веселится, то скучает, скорбит, досадует и завидует, то надеется и отчаявается, то стыдится и раскаявается или даже попусту мятется мнительностию.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 448)

2. Нравственные чувства (душевные), которые гораздо выше телесных, рождаются в самой человеческой душе (душевном сердце) по мере роста и становления души, а также вследствие борьбы со страстями, т.е. на всех этапах совлечения ветхого человека для формирования и становления человека нового, т.е. искупленного.

Нравственные чувства на порядок выше эго эмоций и связаны с началом работы в чувственной сфере человека таких добродетелей души, как бескорыстие, служение, справедливость, долг, трезвость и др. В сравнении с эго эмоциями, развивающиеся нравственные чувства: совесть, чувство справедливости, чувство прекрасного (изящного), чувство правильности (истины), чувство долга, ответственности и т.д., придают личности глубоко нравственный характер. По той причине, что сила чувственности имеет среднее положение между умом и волей, то и данные чувства имеют тяготение к уму, к самой чувственности и к воле, а потому подразделяются на:

  • теоретические, т.е. имеющие отношение к уму (любознательность, сомнение, интерес, поиск, озарение, чувство истины и т.д. )
  • эстетические, т.е. имеющие отношение к самому чувству (чувство прекрасного, гармонии, утончённого, возвышенного, более совершенного и т.д. )
  • практические, т.е. имеющие отношение к воле, которые разделяются на эго обусловленные (самодовольство, самовозношение, самоуничижение, надменность и т.д. ) и нравственно обусловленные (сопереживание, сотрудничество, соболезнование, признательность, дружба и т.д. ).

«Чувства душевные суть те движения сердца, кои происходят в нем вследствие изменений, происходящих в душе, от свойственной ей деятельности. Они разделяются на теоретические, практические и эстетические, поколику, то есть, происходят от воздействия рассудка и воли или суть следствия вращания сердца в себе самом, или в своей области.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 439)

Таким образом, в душевном состоянии сила чувственности, как и сила воли имеет нестабильный характер, что обусловлено наличием в душе и страстей и добродетелей примерно в равном количестве, которые попеременно захватывают власть над душой. Уровнем контроля нравственных чувств выступают мораль (на более низком уровне) и нравственность (на более высоком уровне).

«…чувства эгоистические у него глубоко лежат в сердце и там устрояют себе жилище постоянное. Можно сказать, нет минуты, в которую он не имел бы на душе или самодовольства, или, если нет ему пищи, досады на себя и прочее. » (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 443)

3. Д уховные чувства , как чувства высшей природы включают в себя все те чувства, которые возникают в душе от воздействия самого Бога, как Духа, т.е. источника и носителя тончайших тварных и нетварных божественных энергий. С известной долей допущения можно говорить о том, что всё подлинное творчество зиждется преимущественно на духовных чувствах. Уровнем контроля духовных чувств выступает совесть, как голос Божий в сердце человека.

«Такие духовные чувства суть те изменения в сердце, кои происходят в нем от созерцания или воздействия на него предметов из духовного мира. Совокупность их можно назвать чувствованиями религиозными. Так как душа грешная отделена от Бога и мира Божественного, то чувств религиозных в истинном их виде в ней быть не может. Их и нет почти. Это лучше всего видеть из сравнения состояния сих чувств в человеке-грешнике и истинном христианине.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 427)

«Живущему в Боге свойственно быть полну чувствами, истекающими от действия Его на душу. Что сказать о чувствах, в продолжение самого изменения на лучшее происходящих в душе и составляющих естественный оного состав и следствие, как то: о сознании своей виновности пред Богом, стыде пред Ним, раскаянии, жаре ревности к богоугождению, чувстве помилования во Христе Иисусе – Господе нашем и спасения радиЕго? Это исключительное достояние людей, к Богу обратившихся и Богу работающих» .(Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Р.10)

Среди духовных чувств можно выделить: страх (Божий), трепет, благоговение, раскаяние, преданность, ревность, благодарность, великодушие, справедливость, почтение, умиление, блаженство, кротость, смирение, покой, радость, вера, надежда, любовь и др.

Таким образом, после падения сила чувственности полностью потеряла свою изначальную центрирующую, защитную и гармонизирующую задачу и стала отражением ощущений падшего человеческого существа, сконцентрированного исключительно на психофизиологии (плоти), а не на Боге (духе).

«И когда они [силы души] пребывают внутри сами с собой и блюдутся со вниманием и добрыми расположениями, тогда разумная сила [ум] здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно силе желательной [воле] к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила [чувство] стоит между ними двумя, как покорливый раб, готовый служить желаниям их, и всегда вспомоществует им» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения Т. 2.Сл. 84)

В данном откровении святитель Симеон Новый Богослов подтверждает мысль о том, что роль чувственной силы в душе, как центральной и связывающей две другие силы, заключается в поддержании баланса и сохранении равновесия между силой ума и силой воли.

«Тогда как умом человек хочет все собрать в себя, а волею – себя выразить вовне, или известь наружу в делах богатство своего внутреннего стяжания, сердце пребывает в себе и вращается внутри, не исходя». (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Р.10)

Говоря о чувственности, нельзя не коснуться темы сердца и сердечного здоровья, поскольку именно сердце (физическое) является проекцией сердца душевного и все заболевания сердца физического являются отражениями состояния сердца душевного и духовного.

«Больше всего оберегаемого оберегай своё сердце, ибо из него исходит жизнь» (Притч. 4; 23)

Очевидно, что сердце является не просто важнейшим органом кровеносной системы человека, а одним из каналов и проводников тварной божественной энергии, которым проявляет себя на уровне плоти раздражительная сила души и через который транслируется энергия чувственности.

Более того, канал сердца – это не только канал связи тела с душой, но и канал связи души с духом, т.е с Богом. Вот почему именно сердце человека является центром сосредоточия всех самых сокровенных чувств (энергий) и помыслов.

«Где сердце? Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее – там сердце.

Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» (Св. Феофан Затворник, Т. 3, с. 234)

Тот факт, что сердечнососудистые заболевания находятся сегодня в мире на первом месте* среди основных числе причин смертности взрослого населения, говорит о крайне неудовлетворительном состоянии канала сердца у всего человечества и важности аспектов душевно-духовного здоровья, как определяющих здоровье телесное.

Важность сердца, как центрального органа системы кровообращения и органа душевно-духовного объясняется тем, что именно через физическое сердце проходит канал, связывающий тело, душу и ум с духом и с Богом. Вот почему все усилия молитвенников и практиков умной молитвы и умного делания направлены на то, чтобы, овладев умом, научиться вводить его в сердце и удерживать там, активизируя силу духовного сознания и восприятия.

Таким образом, с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, знание о раздражительной силе души (чувственности) и роли сердца является важнейшим знанием для молитвенной практики, поскольку через сердце осуществляется вход во внутреннее пространство души (внутреннюю клеть) из которого созерцается Бог (клеть Небесная).

«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая - одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, слово. 2)

«Владей чувствами, особенно зрением и слухом, свяжи движимость, держи язык. Кто не обуздывает сих трех, того внутреннее в расхищении, в расслаблении и плене, того даже нет внутри; ибо это суть проходы души изнутрь вовне, или окна, выстужающие внутреннюю теплоту». (Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики).

Разумная сила души (рассудок, разум, ум)

«К третьей части (разумению) принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений, надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией. » (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

Из слов преподобного вытекает удивительное откровение о том, что именно силе разумения (ума) принадлежит просветлённая вера сердца, т.е. души. Вдумайтесь, – силе разумения (уму) принадлежит просветлённая вера сердца.

С позиции академической психологии – это нонсенс и противоречие, а вот с позиции психологии святоотеческой – это глубочайшее откровение о природе человеческого ума, который в своём естественном состоянии связан с сердцем, т.е. с совестью, а не логикой, как это полагает научная психология.

Таким образом, в утверждении преподобного нет и не может быть противоречия, поскольку он говорит вовсе не о рассудке или интеллекте, как высшей форме рассудка, а он говорит об уме духовном, который связан с сердцем и духом, а не головным мозгом.

Данное незнание (невежество) того, что у каждого человека есть от рождения два типа ума и мышления – ум головы (рассудок и интеллект), движимый логикой, и ум сердца (высший ум и прямое знание), движимый совестью, составляет главный конфликт всей парадигмы академической психологии.

Именно незнание природы устройства высшего ума и сложность доступа к нему через канал сердца, сделали доминантным рассудок, работающий на основе формальной логики и логических умопостроений. Но вся тайна человека, как божественного творения, имеющего духовную природу и созданного по образу и подобию Бога, состоит в том, что кроме рассудка и интеллекта у каждого человека есть инструмент прямого знания всего обо всём через канал сердца.

Просто так случилось с незапамятных времён, а точнее с момента грехопадения и повреждения первозданного человека самостью (эгоизмом), что единый духовный «рассудок-ум» человека разделился в самом себе на две части и два автономных центра «головной» и «сердечный». «Сердечный» центр или ум духовный, связанный напрямую с духом и Богом, оказался «залочен» или заблокирован структурой эго, а «головной» центр, привязанный к эго («Я»), и получил преимущественное развитие в виде рассудка и интеллекта, как высшей формы рационального мышления, не связанной с сердцем и совестью.

Собственно, именно по этой причине совесть с её интуитивным знанием всего обо всём и является для голого интеллекта и рационально-прагматичного мышления главной обузой.

Именно по этой причине самой главной задачей каждого человека, идущего путём веры, является задача раскрытия потенциала собственного сердца для активизации фактора совести и пробуждения вначале своего подлинного духовного ума сердца, а затем и духа.

Таким образом, путь веры – это самый прямой для ума путь достижения Бога посредством не сложных и запутанных логических рассуждений и умопостроений, а путём активизации высшего ума сердца и духа, как прямого духовного знания.

Исходя из этого рисунка становится понятно, что тот, кто ищет Бога «умом головы» через логические умопостроения рискует в них окончательно запутаться в отличие от того, кто идёт к Богу напрямую верой через «ум сердца».

Таким образом, все проблемы понимания и объяснения природы Бога обусловлены существованием двух принципиально различных типов сознания и мышления, которые можно определить, как рассудочное (от рассудка) и созерцательное (от сердца).

Наличие этих двух типов осознанности (ума рассудка и ума совести) в рамках одной и той же функции познания и создаёт хаос, неразбериху и противоречия в науке и современной научной психологии, которые не могут чётко понять принципы взаимодействия сознательного (рассудка) и бессознательного (совести).

Эту проблему давно и успешно разрешила психология святоотеческая, которая не только разобралась в этих двух различных типах осознанности и мышления (рассудке и уме духовном), но и показала уникальный способ приведения их в единство и гармонию, в которой они были у первозданного человека (Адама).

Таким образом, научное познание и вера сердца являются вовсе не антагонистами, а лишь двумя принципиально различными путями постижения одной истины – духовной. С точки зрения структуры психического бытия, объединение усилий интеллекта и веры есть не что иное, как путь установления прямой связи между сознательным (рассудочным) и бессознательным (душевно-духовным).

Данные рассуждения приведены здесь для того, чтобы развеять ложные психологические представления о том, что путь веры якобы не связан с познанием. Глубокая мысль преподобного Исаака Сирина о принадлежности ума к просветлённой вере сердца, как раз и указывает на стремление познавательной силы души к высшему познанию (богопознанию), которое превосходит все прочие виды познания.

Как происходит процесс обращения ума через канал сердца от познания мира к познанию Бога, мы уже рассматривали в теме Психология покаяния, поэтому приведём лишь общую схему работы рассудка (ума головы) и ума духовного (ума сердца).

Схема взаимодействия двух центров осознанности (рассудка головы и ума сердца)

По существу Исаак Сирин говорит о том, что познавательная сила души (разумение) в её изначальном и первозданном качестве есть сила познания не материального мира, а Бога и мира духовного.

Иными словами, преподобный прямым текстом указывает на то, что изначально сила познания у первозданного человека была направлена на богопознание и богосозерцание и только после повреждения ума самостью и эгоизмом, она обратилась и ниспала в противоположную от Бога сторону миропознания. Нужно понимать, что девственный ум Адама в силу его бесстрастности, а также триединства и гармонии всех сил души, был по ангельски благим и чистым, т.е. абсолютно свободным от гордости, тщеславия и эгоизма, свойственных сознанию современного человека.

«Ум первоначально чистый, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественной славой. Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением (блаженства), и наследием, и учением. И со вне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей.»

Данное состояние познавательной силы души Адама делало его не плотским, а духовно-телесным существом ангельской природы, перед которым в равной мере было открыто бытие с Богом в духовном мире и бытие без Бога в мире материальном, при этом материальный мир был для Адама совершенно неизвестным и непознанным в силу отсутствия утилитарного знания и рационального рассудка (интеллекта).

«Человек был в чести и чистоте, был владыкой всего, начиная от неба, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока – Божьим был подобием. Но это обилие благодати не имело ничего приневоливающего. Человек был свободен быть с Богом и благодатью или отделиться от них. Он отделился и пал, как пали и духи.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления святого Макария Великого о христианской жизни)

В данной связи можно сказать, что «богопознание» и «миропознание» – это не просто два принципиально разных направления познания, но два различных способа установления когнитивных связей, которые отличаются между собой как методологией, так и плодами познания.

Богопознание приводит познающего к Богу, как Источнику бытия и самого ума, а миропознание приводит познающего в тупик невозможности объяснения мира и жизни без высшего управляющего начала.

В соответствии с тримерией человеческой природы (тело, душа, дух), как и в случае двух других сил души, следует различать три типа ума, которые отличаются своей чистотой и духовной утончённостью (проницательностью):

  • ум телесный (эго рассудок),
  • ум душевный (нравственный разум),
  • – ум духовный (собственно ум).

1. Эго рассудок или ум рациональный (психологический) является отражением низшего уровня и состояния познавательной силы души в её сугубо телесном качестве и состоянии, т.е. обращённости на познание материи (объектного и конечного).

«Способность, обращенная на познание видимого, тварного, конечного, называется рассудком.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О рассудке, С. 311)

Не сложно заметить, насколько рассудок примитивней нравственного разума и духовного ума. В основе работы любого эго рассудка лежит рационализм и понятие целесообразности, за которым всегда скрывается целесообразность эго, т.е. самолюбие, проявляющее себя через все страсти тела, души и духа. Такой тип познания и мышления, несмотря на всю его «психо-логичность», можно считать самым примитивным, тяготеющим к инстинктивности и животности, в основе которого лежит стремление исключительно к личному удовольствию и удовлетворению (гедонизм). Вместе с тем, любой эго рассудок имеет естественную тенденцию к развитию через наблюдение, опыт, обобщение и рассуждение и в развитом виде рассудок трансформируется в качество, именуемое интеллект, как высшую форму «процессорного» мышления.

При всех достоинствах любого высокоразвитого интеллекта, как мышления исключительно «горизонтального» типа, слабость его в том, что все его суждения ограничены только материальным и чувственным миром. О сверхчувственном мире духовном любой интеллект не имеет представления, а только догадывается или фантазирует, поскольку не обладает молитвенным созерцанием, а получает сведения только от ума головы и памяти.

Телесный ум или ум рациональный, прагматичный, психологический, повседневный и т.д., как наиболее обусловленный «Я» – логикой человеческого эгоизма с характерным набором базовых страстей души, является в настоящее время наиболее распространённым. Особенностью ума данного типа является то обстоятельство, что его носитель совершенно не осознаёт порочной эго природы данного типа ума и тех порочных эго качеств (страстных), которые живут в когнитивной сфере эго человека своей собственной жизнью, создавая противоречивый и запутанный внутренний мир. К большому сожалению, данный тип ума в настоящее время имеет абсолютное большинство современного человечества.

2. Нравственный разум , в отличие от эго рассудка, представляет собой ум на порядок более совершенный, ориентированный преимущественно на коллективные морально-нравственные, а не личные эго ценности. Т.е., нравственный разум – это более высокий тип мышления по сравнению с рациональным рассудком, который осознанно выбрал более высокую нравственно доктрину жертвенности и служения высшей добродетели и справедливости.

В то же время до подлинно духовных ценностей нравственный разум ещё не дорос и не созрел. Духовный мир для нравственного разума во всей его невыразимой глубине и полноте ещё напрочь закрыт. Нравственный разум, даже будучи обращённым к вере и Богу, живёт преимущественно мирскими и социальными ценностями, заботясь и о своей социальной репутации (мирской) и о религиозной.

Нравственный разум можно в полной мере называть разумом гуманистическим, который стремится отражать и отстаивать общечеловеческие и гуманистические, т.е. нравственные ценности, искренне считая их ценностями «духовными», хотя это ценности не духовные, а душевные. Подлинная духовность и духовные откровения страшат и пугают нравственный разум, который считает любую мистику «безумием». Именно к нравственному разуму адресованы слова апостола Павла:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1.Кор. 2;14)

О духовном нравственный разум не знает, а потому судит обо всём через призму рациональной нравственности и морали.

Отличительной чертой нравственного разума, как душевного, является промежуточное состояние между рациональным мышлением и духовным с тяготением к рациональности. Это связано с тем, что в силу наличия у нравственного разума высших страстей (самости, гордости и тщеславия ), тяготеющих к первородному повреждению, духовный мир для него во всей своей полноте ещё закрыт и недоступен. Именно по этой причине о духовном нравственный разум судит через призму рационального и мирского.

3. Ум духовный является высшим проявлением познавательной силы души, которая полностью освободилась от влияния страстной основы эгоизма и всех страстей тела, души и духа, включая высшие страсти (тщеславие и гордость), став чистым созерцательным органом. В отличие от нравственного разума, ум духовный представляет собой наиболее совершенный и утончённый ум, который предназначен для богообщения, т.е. созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира.

«Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» (Авва Фаласий, Четыре сотницы о любви, с. 334)

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12: 2–4).

«Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» (Преп. Антоний Великий, О доброй нравственности и святой жизни, 2, с. 72)

Отличительной чертой духовного ума, как высшего, в отличие от нравственного разума, является способность прямого соединения с духом. Именно по этой причине духовному уму свойственно наличие таких даров духа, как мудрость и прямое духовное знание обо всём, не требующее размышлений (умопостроений), т.е. движения разума.

«Ум (нус*) есть орган мудрости, а разум (логос) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества.» (Преп. Максим Исповедник, Capita Quinquies Cemtema. Cemturia IV. PG 90. с. 1316)

* В святоотеческой традиции высший ум, уподобленный по чистоте и утончённости духу, носит название нуса.

Каждому из этих трёх типов ума, как правило, соответствует, и состояние двух других сил души (воли и чувства), определяющих всё мировосприятие и сознание человека. Таким образом, каждому из этих трёх типов ума соответствует свой полноценный мир, как целостная когнитивная реальность со своим набором ценностей, целей и задач, определяемых состоянием основных сил души.

Совершенно очевидно, что для духовного ума приоритетным является состояние внутреннего человека (душевно-духовного), который играет доминантную роль по отношению к внешнему человеку (телесному).

Для душевного сознания (нравственного разума) приоритетным является нахождение гармонии и баланса между внешним (телесным) и внутренним (душевно-духовным).

Для телесного сознания приоритетным и единственно возможным является состояние внешнего человека (телесного), поскольку о внутреннем человеке (душевно-духовном) рациональный рассудок телесного человека просто ничего не знает и не хочет знать, отвергая любые мысли о существовании души.

Так выглядит в целом картина распада и поляризации познавательной силы души, которая из возвышенного, утончённого и богосозерцательного состояния трансформировалась в логический рассудок и интеллект.

В данной связи задача каждого разумного человека сводится к совершенствованию рассудка и активизации, кроме ума головы, ума сердца для соединения их в высшем познании. Мысль о важности соединения в едином познании мира материального и духовного наиболее точно выразил святитель Феофан Затворник:

«Предмет познаний разума есть верховное Существо - Бог, с бесконечными Своими совершенствами, и Божественный, вечный порядок вещей, отражающийся как в нравственно-религиозном устройстве мира духовного, так и в сотворении и промышлении, или в устройстве тварей, и ходе происшествий и явлений природы и человечества. Все это предметы сокровенные, таинственные, и разум в истинном своем виде есть созерцатель таинств Божества, духа и мира вещественного.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, О способностях познавательных, С. 290)

Поводя итог нашим рассуждениям об уме, хочется сказать о том, что известная всем духовная Лествица преподобного Иоанна Лествичника в свете современных нейронно-сетевых представлений о структуре сознания, представляет собой не просто красивую метафору, но пошаговую программу «вертикального» структурирования нейронной сети сознания для установления прямой связи с ума с Духом.


Схема уплотнения “материи души” посредством “вертикализации” мышления

«Совершенный ум есть тот, который, истинною верою недоведомо познав Недоведомого, обозрел все вообще Его творения» (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.212).

«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие, Т. 5, Никита Стифат, С.144).

Социальная среда организации в любое время требует усиленного контроля со стороны руководства. Комфортная обстановка и доверительное общение персонала обеспечивают стабильную деятельность организации. В период кризиса важность мониторинга внутренней обстановки повышается. Негативный социальный фон ослабляет компанию изнутри, приводя к финансовым потерям. Важно не упустить ухудшение положения до того, как изменения социальной среды начнут отражаться на финансовых показателях деятельности.

Понятие психологического состояния коллектива

Речь идет не о настроении сотрудников как таковом. Под психологическим состоянием коллектива понимается уровень вовлеченности сотрудников в рабочий процесс, готовность выполнять свои функции и обеспечивать прежний уровень жизнеспособности компании при негативных изменениях внешней среды. Спад в настроении сотрудников приводит к снижению деловой активности и потерям в качестве выполнения работы.

С ухудшением морального состояния специалистов повышается вероятность конфликтов. В кризис объём доступных ресурсов уменьшается, неопределенность «давит» на сотрудников, что не может не отразиться на работе. Поэтому поддержка здорового микроклимата – одна из первоочередных задач HR-менеджера. Сложные условия исключают здоровую конкуренцию. На её место приходят искажение данных, сокрытие сведений, продвижение за счёт общих усилий команды. На первый план выходит удовлетворение личных потребностей, а не забота об интересах компании.

Основная задача в кризисной ситуации – не допустить распространения негатива среди коллег. Кризисное состояние имеет свойство захватывать умы очень быстро, поэтому индивидуальная работа должна подкрепляться коллективными мерами. Нормализовать моральное состояние сотрудников помогут следующие действия.

Определение ключевых ценностей

Работа с ценностями даёт сотрудникам направление в период кризиса, помогает по-новому взглянуть на то, что стоит сохранить. Вместе с этим, появляется возможность пересмотреть подход к ежедневному функционалу. От управленца зависит, к чему приведет переломный момент. Результатом может стать как расхождение интересов в коллективе, так и сплочённость. Повысить уровень защищенности компании от внешнего негативного воздействия позволяет провозглашение в качестве ценностей доверия, уважения и взаимовыручки. Снять напряжение помогает устранение внутренних барьеров иерархии. Специалист должен чувствовать себя уверенно, даже если его мнение идет в разрез с мнением остальных.

Корректировка настроения руководящего звена

Беспокойство управляющего быстро передаётся работникам всех уровней. Если руководитель принимает взвешенные решения, отказывается от паники, его действия понятны и предсказуемы, эффективность бизнес процессов остаётся на прежнем уровне. Менеджер высшего звена при правильном управлении не пытается сделать виноватыми в проблемах компании своих подчиненных. Один из важнейших навыков менеджера – способность спокойно действовать в ситуациях с высоким уровнем риска, трансформируя источник стресса в перспективу для роста.

Расширение потенциала

Сложный для фирмы период характеризуется сокращением численности персонала. Причиной этому может быть решение руководства, или же самих работников. При этом в компании остаются те, кто лоялен к переменам и понимает трудность положения. Ситуация позволяет пересмотреть подход к управлению и использовать нововведения, выходящие за рамки привычных мер.

Новшества всегда вызывают сопротивление у коллектива, но в этом случае объясняются естественным порядком вещей. Подчиненные уверяются в том, что перемены – не ухудшение положения, а раскрытие незадействованных возможностей.

Для стабилизации атмосферы в офисе обращают внимание на элементы концепции VUCA, основанной на неопределённости и неоднозначности. В обычной ситуации подобные действия чрезмерны, а в условиях кризиса помогают справиться с нестабильностью. Эффективен и японский подход к управлению персоналом, содержащий обязательную систему обучения и учитывающий индивидуальность специалиста.

Коллектив будет чувствовать уверенность, если руководство начнет интересоваться мнением подчиненных. Проведение опросов также позволит выявить проблемные области и внести объективные изменения.

Сотрудничество с персоналом

Выделяют 2 подхода, позволяющих нормализовать эмоциональное состояние коллектива:

  • передача сведений о реальном положении компании в отрасли и последних новостях;
  • совместная разработка мер по минимизации негативных последствий и оптимизации рабочих процессов.

Не стоит допускать формирования информационного вакуума. Дефицит сведений притягивает негатив, а людям свойственно видеть положение худшим, чем оно есть. Распространение пессимистичных идей прекращается с введением принципа «критикуешь – предлагай». Конструктивный разговор снижает активность отрицательно настроенных людей.

Снизить дискомфорт в коллективе помогут оборудованные для отдыха места на территории офиса. Это могут быть зоны для кофе-брейков или индивидуального отдыха. Полезны также сообщества по интересам и корпоративные игры.

Кризис при правильном управлении выявляет скрытые возможности и избавляет от малоэффективных сотрудников. Грамотный подход к переменам укрепит положение компании в отрасли и сформирует лояльный работоспособный коллектив.

Стрессы, работа, проблемы и другие факторы постоянно оказывают влияние на человека. Поэтому рано или поздно, он сталкивается с ощущением изможденности или усталости, которое проявляется в наступлении состояния физического, психологического или морального утомления. Если, после адекватной передышки, силы физические возвращаются, то восстановить психологическую, а особенно, моральную усталость, очень сложно.

Описание особенностей моральной усталости

Моральная усталость - психологическая характеристика, отражающая состояние полной угнетенности человека, приводящая к отсутствию каких-либо интересов, нежеланию жить, необоснованным претензиям к себе и необъективной самооценке.

Опасность моральной усталости заключается в постепенном психолого-невротическом расстройстве, ведущем уже к физиологическим последствиям, типа хронической депрессии, невроза, психоза и др.

С медицинской точки зрения, моральная усталость, является более узким и конкретным аспектом психологической усталости. На неё влияют факторы, угнетающие моральную составляющую психики человека, - это:

  • регулярные унижения со стороны, например, от родителей, мужа (жены);
  • любимой (-го), детей, недооценка начальства, социальное неравенство;
  • поступки, совершенные ранее и не дающие жить спокойно;
  • зачастую, банально, излишний вес, может привести к подобному состоянию.

Развить моральную усталость у человека могут разные факторы, как внешние, независящие от него, так и он сам, путем «морального самоедства».

Следует уточнить, не существует пола и возраста для данного диагноза. Как это ни странно прозвучит, но морально устать может и маленький ребенок, например, живущий в неполной семье. Во-первых, он понимает, что одного родителя (папы, мамы) в его жизни нет и это уже травма. Во-вторых, мама либо папа, которые сами постоянно устают, регулярно сгоняют на нем зло. Таким образом, ребенок подвергнут моральному гнету и сам себя разрушает. Под вопросом, почему меня бросил папа и в чем я виноват перед мамой, либо наоборот. Находясь в таком состоянии и мыслях, ребенок сам разрушает свою личность, он становится замкнутым, вырабатывается заниженная самооценка с неуверенностью в себе, появляется обида на жизнь, в результате чего, пропадет жажда и интерес к ней. И это, только самый примитивный пример, а таких ситуаций миллионы.

Состояние моральной усталости может возникнуть от простого поступка, который человек совершил, и раскаивается всю жизнь, понимая, невозможность его исправить, или же не совершил и, жалея об этом. Такая тяжелая моральная ноша приводит не только к психологическим, но и к физиологическим последствиям.

Признаки моральной усталости

Психологическими признаками моральной усталости являются:

  • нежелание жить;
  • отсутствие получения удовольствия от ранее радостных и привычных занятий (диапазон может быть разным, от работы, хобби, кулинарии, секса, встреч с друзьями до общения с родными, близкими, детьми);
  • потеря интереса к чему-либо;
  • хроническое нежелание что-то делать на фоне потери интереса;
  • заниженная необъективная самооценка и постоянная претензия к себе;
  • «самоедство»;
  • неудовлетворенность жизнью.

Психолого-неврологические симптомы проявляются в:

  • перепадах настроения, раздражительности;
  • отсутствии сна;
  • агрессии;
  • неожиданном повышении тона при разговоре;
  • плаксивости, депрессии, истериках.

Физиологические симптомы:

  • отсутствие аппетита;
  • учащенное сердцебиение, тахикардия;
  • диарея, головокружение, слабость;
  • головная боль, снижение иммунитета.

Визуальные проявления:

  • у человека всегда опущены глаза, которые не выражают никакого интереса и стремления к чему-либо;
  • сутулость, плечи тоже опущены, неуверенная походка;
  • неопрятность во внешнем виде и одежде полная безвкусица.

Основная сложность заключается в выявлении моральной усталости у человека, ее диагностировании. Зачастую данная проблема обнаруживается довольно поздно, ведь у людей есть склонность скрывать свои проблемы, а симптомы списываются на переутомление и другие факторы.

Лечение моральной усталости

Важно! Как избавиться от моральной усталости, конкретного ответа не существует, поскольку моральная усталость имеет сугубо индивидуальные причины и проявления. Многое зависит от психотипа человека, ситуации, в которой он оказался, факторов окружающего влияния

Прежде всего, необходима регулярная психологическая самотерапия:

  • решение внешних и внутренних конфликтов по мере возникновения, без накопления, а лучше их избегать;
  • после трудового напряжения стараться расслабиться;
  • периодическая смена обстановки - посещение экскурсий, развлекательных мероприятий, путешествия;
  • занятие спортом, увлекательное хобби, способное отвлечь;
  • общение с друзьями, родными, отсутствие повышенных требований к себе;
  • избегание излишней самокритики, здоровый полноценный отдых и сон.

Ухудшить состояние моральной усталости способны еще и дополнительные факторы: авитаминоз, который истощает организм и снижает иммунитет, недостаточное и нерегулярное питание, что приводит к стрессу в организме, бессонница, приводящая к неврологическим расстройствам, потере внимания и памяти.

Учитывая факт влияния моральной усталости на общее состояние здоровья человека, требуется комплексная терапия по его восстановлению.

Следовательно, при наличии соответствующих симптомов необходимо обратиться к специалистам - психологам, невропатологам, которые подберут лекарственные препараты для поддержания организма и его стабилизации.

  • трехразовое качественное питание, для восстановления истощенности организма. Употребление определенных продуктов: бананов, шпината, бобовых, орехов, инжира и чеснока, содержащих витамины и полезные элементы, способные бороться с моральным истощением, стимулирующие мозговую деятельность;
  • принятие настоев из успокоительных трав, стабилизирующих состояние нервной системы. К примеру, для таких целей подойдет смесь настоек пустырника, боярышника, пиона, валерианы с добавлением фармацевтического средства Корвалол. Все ингредиенты можно приобрести в готовом виде в аптечных учреждениях. Смешиваются в стеклянной емкости настойки по 25 мл соответственно, а затем с Корвалолом, которого достаточно 15 мл. Закрывается герметично полученная смесь и хранится в темном месте. Как правило, принимается такая смесь перед сном по 1 ч.л. в разбавленном кипяченной прохладной водой виде. Максимальная дозировка составляет не более 2 раз в сутки.

Зачастую, при моральной усталости, человек вынужден обращаться к специалистам в области психиатрии, которые подбирают, непосредственно, медикаментозное лечение, в виде антидепрессантов и определенной терапии, затем назначается санаторно-курортная реабилитация.

Моральная усталость - серьезная психолого-социальная проблема, оказывающая влияние, как на самого человека, так и его окружение. Прежде всего, уставший должен сам осознать, что ему необходимо выйти из этого состояния. Однако, при правильной терапии, наступает быстрая реабилитация.