Характеристики физико-географического положения материка. Положение материка по отношению к экватору - Документ

Африка — материк зноя, непрохо-димых чащоб экваториальных лесов, огромных саванн и бескрайних пустынь. Неповторимость природы определяют особенности расположения Африки на нашей планете, то есть ее физико-географическое положение.

Физико-географическое положение (от греч. «физис » — природа) — раз-мещение территории относительно разнообразных природных объектов: экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, морей и океа-нов, других материков.

Относительно экватора Африка расположена как в Северном, так и в Южном полушариях нашей планеты. Так как экватор делит Африку приблизительно пополам, природные условия материка зеркально повто-ряются на север и юг от него.

Нулевой меридиан пересекает Африку в западной части, поэтому боль-шая часть материка расположена в Восточном полушарии, меньшая — в Западном.

Таким образом, Африка - единственный материк, который одновре-менно находится во всех четырех полушариях Земли: Северном. Южном, Восточном и Западном.

Поскольку большая часть материка лежит между Северным и Южным тропиками, преобладающая часть территории Африки находится в жар-ком тепловом поясе. Это обусловливает жаркий климат всего материка.

Африку омывают воды двух океанов: на западе — Атлантического, на вос-токе — Индийского. На севере материк имеет выход к Средиземному морю, которое связано Гибралтарским проливом с Атлантическим океаном. На северо-востоке материк выходит к Красному морю, соединенному Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом с Индийским океаном. На форми-рование природы Африки существенно влияют океанические течения возле ее берегов. Так, существование суровой береговой пустыни Намиб на юго-западном побережье континента вызвано холодным Бенгельским течением . Вследствие влияния холодного Канарскою течения безводные пространства пустыни Сахара подходят к самому океаническому побережью на северо-западе Африки. Вместе с тем теплые течения Гвинейское и Мозамбикское способствуют формированию влажной погоды, соответственно, на западном и юго-восточном побережьях Африки.

Африка соединена с Евразией Суэцким перешейком. В середине XIX в. через этот перешеек быт прорыт Суэц-кий канал, благодаря которому морской путь из Европы в Южную и Восточную части Евразии значительно сократился (рис. 42). Материал с сайта

Приближенность Африки к Евразии оказывает суще-ственное влияние на формирование природы материка. В частности, с территории Евразии на север Африки поступают сухие воздушные массы. Поэтому северная, широкая часть материка более засушливая, чем южная.

Крайними точками Африки считаются мысы: на севере — Рас-Энгела, на юге — Агульяс (Игольный), на западе Альмади, на востоке - Рас-Хафун.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Дата: 30.11.2019

Общие сведения

Африка - второй по величине материк после Евразии. Площадь суши - 29,2 млн км 2 , с островами - 30,3 млн км 2 (около 1/5 суши земного шара).

Самая высокая точка над уровнем моря - г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая - впадине Ассаль (155 м).

Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.

Африка расположена в четырех полушариях одновременно - Северном и Южном, Западном и Восточном.

Крайние точки материка:

  • северная - мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
  • южная - мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
  • западная - мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
  • восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).

Протяженность с севера на юг - почти 8000 км, ширина на севере - 7500 км (мыс Альмади - мыс Рас-Хафун).

Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).

Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии - 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.

Крупные заливы - Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.


В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе - Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья.

История исследования и освоения

Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.

В XVI в . португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.

Бартоломеу Диаш - португальский мореплаватель - в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.

Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499 ). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия - с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии.

В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613 ), Ньяса (1616 ), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.

В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.

В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом. Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р. Сокото дошли до Нигера).

В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).

В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.

В 1847 - 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.

В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка - вулкан Килиманджаро.

В 1856 - 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.

Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855 ), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика. Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.

В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.

Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки - Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.

Вперёд

Рельеф, геологическое строение и природные ресурсы

См. также

А фрика. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы

План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

    пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.

  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки , океаны ,

Разделы: География

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.

Слово учителя

Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Запишите число и тему урока.

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Слово учителя

“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров

в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).

Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)

И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?

Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.

Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Слово учителя

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает : самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. (смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План Состав приема Ожидаемый ответ
1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37 о с. ш. и 35 о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35 о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20 о в. Д. составляет (32 о +35 о) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17 о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17 о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51 о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43 о – 9 о) Х 111 км = 34 о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20 о с. ш. приблизительно в 2 раза больше,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.

3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.

Открытие и исследование материка.

Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?

1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Закрепление.

1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.

Африка по середине пересекается …

Нулевой меридиан пересекает Африку с …

Африку омывают океаны, их по количеству …

С севера материк омывается …

Восточной крайней точкой материка считается …

Гвинейский залив расположен с … материка.

Самый большой остров близ берегов Африки…

2. Географические задачи

Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?

После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.

Литература

  1. О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
  2. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
  3. О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
  4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
  5. С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.

Урок

Африка: физико-географическое положение и исследование материка

Цели и задачи урока:

образовательная

Опираясь на знания учащихся о главных особенностях природы Земли способствовать изучению физико-географического положения Африки по плану;

Повторить материал об определении географических координат географических объектов и расчете расстояний по карте;

Продолжить формирование у обучающихся умения анализировать карты и обосновывать принципы размещения географических объектов;

Продолжить формировать умение работать с контурными картами и фиксировать результаты исследований в таблицу

развивающая

способствовать развитию :

Умения давать характеристику ФГП материка

Навыков самостоятельной работы в парах;

Интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности ;

Интереса к предмету

воспитывающая

продолжить формирование у обучающихся :

Самостоятельности суждений;

Умения быстро и точно организовывать свой учебный труд;

Работать с книгой и к/картой в условиях класса;

Патриотических убеждений и чувств

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Полушарий

Физическая карта Африки

Климатические пояса и области мира

Политическая мира

Строение земной коры

Учебное электронное издание «География-7»

Учебник, атласы, контурные карты, тетради…

Ход урока


I . Организационный момент

II . Знакомство с физико-географическим положением материка (ФГП)

1. Проблемная ситуация

Ребята! Сегодня мы изучим тему….А какую?.....(см. по содержанию учебника )

Как вы думаете, почему изучение материков начинают с Африки?

учащиеся выдвигают гипотезы:

-Древний материк

-Самый жаркий материк

-Много стран

-Особый животный мир

-Начинается на «А»……..

2. Просмотр кинофрагмента «Общий обзор Африки»

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение.

По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 (30,3 с островами) млн. км или 1/5 суши нашей планеты.

Африка - континент контрастов.

Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни.

Снежные шап­ки поднимаются над просторами саванн.

В Африке протекает самая полно­водная река восточного полушария:

посмотрите на карту и назовите ее – Конго

самая длинная река мира: определите ее по карте - Нил 6671км

В географическом от­ношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

3. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки.

Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

Составьте план изучения темы (выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся )

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике (с.312-313).

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ.

При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться.

В дальнейшем, описывая ФГП матери­ков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

План описания ФГП материка

1. Площадь материка……29,2 млн. кв. км (с островами 30,3млн. кв. км)

2. На какой литосферной плите лежит? Африканской

См. карту «Строение земной коры»

3. Определите, как расположен материк относительно:

Экватора - пересекает материк посередине

Тропи­ков (полярных кругов)- примерно одинаково удалены от экватора

Нулевого меридиана - пересекает материк на западе

4. (слайд) Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Океаны - Атлантический, Индийский

Моря - Средиземное, Красное

Проливы – Гибралтарский, Мозамбикский

Заливы - Гвинейский

5. (слайд ) Найдите координаты крайних точек материка в градусах

горизонта

Название географического объекта

Географическая

Географическая

м. Бен-Секка (Рас-Энгела)

м. Игольный

м. Альмади

м. Рас-Хафун

(слайд) Протя­женность материка в километрах:

С севера на юг по 20о с. ш.

а) 35о+37о=72о 72о 111км =….км (7992)

б) …см масштаб карты =….км

С запада на восток по линии Северного тропика


а) 16о+37о=53о 53о 102,5км =….км (5432,5)

б) …см масштаб карты =….км

В каких климатических поясах расположен материк?

См. карту «Климатические пояса области мира»

Как расположен материк относительно других материков?
Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика)

4. После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итог работы. При этом в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

5 .(см. карточку) С целью закрепления изученного материала можно предложить игру:

учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение .

Или работа с карточками (проверка на слайде)

Африка по середине пересекается... экватором Нулевой меридиан пересекает Африку с... запада Африку омывают океаны, их по количеству... 2 С севера материк омывается... Средиземным морем Восточной крайней точкой материка считается ... м. Рас-Хафун Дальше всех материков от Африки расположен... Австралия Гвинейский залив расположен с... материка…. запада Самый большой остров близ берегов Африки... о. Мадагаскар

Итог: по 1 балла 7-8 ,5

III . Открытие и исследование материка (слайд и таблица)

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основании заранее подготовленных учащихся (см. дополнительный материал к уроку) или с помощью учебника.

Можно предложить на основе текста учебника заполнить таблицу:

Вклад в исследование материка

Древние греки

Заселяли и исследовали север­ную часть Африки

Египтяне

Заселяли и исследовали севе­ро-восточную часть Африки. Плавание в Сомали

Бартоломеу Диаш

Португалия

Открыл мыс Доброй Надежды. обогнул южную оконечность материка

Васко да Гама

Португалия

Открыл новый путь в Индию Завершение открытия берегов материка

Давид Ливингстон

Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли

Плавание вокруг озер Тангань­ика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувен­зори

Егор Петрович Ковалевский

Конец XIX в.

Изучение северо-восточной Африки

Василий Васильевич Юнкер

Конец XIX в.

Изучение Центральной и Вос­точной Африки, проводил то­пографические работы, метео­рологические и гидрологиче­ские наблюдения

Николай Васильевич Вавилов

Собрал более 6000 видов образцов культурных растений

***Текст учебника можно дополнить материалом из хрестоматий. При про­верке заполнения таблицы на каждом этапе учитель задает вопросы:

Определите, какие острова были открыты каждым мореплавателем? Чему удивился Васко да Гама при высадке на восточный берег Африки? Почему исследования внутренних частей материка проходили мед­ленно? Какие нежелательные последствия имело открытие внутренних рай­онов Африки? Какие реки открыл Давид Ливингстон? Какие названия появились на карте благодаря исследованиям Генри Стенли?

IV. Практическая работа

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать геогра­фические координаты крайних точек Африки; подписать объекты берего­вой линии:

Проливы : Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы : Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды.

Суэцкий канал.

Полуостров: Сомали.

Острова : Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский залив.

Моря : Красное, Средиземное.

V . Домашнее задание

§24 - заполнить таблицу

****-на контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон)

VI . Дополнительный материал к уроку

Бартоломеу Диаш

Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. Только после восшествия на престол Жуана II африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых независимых моряков.

Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Мно­гих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена.

Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, приве­зенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. При этом он достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен­ руко-водителем строительства кораблей. Естественно, что кандида­том в начальники экспеди-ции должен был быть назначен он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Диаш достроил корабли и сопрово­дил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

В 1500 г. Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли

достигли сначала восточной оконечности Африки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей - достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем морепла-вателем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали с Диашем, он не был вынужден переносить унижения, подобно Колумбу. Он никогда не шел на ненужный риск, никогда не принимал меньшей награды, чем заслуживал, и никому не позволял забыть о себе. Да Гама достиг берегов Индии и вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей .

Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градо­начальником. Васко да Гама рано приобрел опыт в мореплавании и управле­нии кораблем. Когда король принял решение продолжить открытия, сделан­ные Диашем, да Гама был наготове и ждал приказа к выступлению.

Приказ был получен весной 1497 г. Да Гама получил четыре корабля, построенные Диашем. Личный экипаж состоял из 170 человек. Утром 8 июля под звуки военной музыки корабли с развевающимися флагами от­плыли из Португалии. Через 12 дней моряки достигли Зеленого Мыса. Ми­новав острова, корабли направились на юго-запад, чтобы не идти против морского течения у берегов Африки. Спустя 4 месяца после выхода из Лис­сабона, корабли, медленно продвигаясь на юг, обогнули мыс Доброй Наде­жды и пришли к восточному берегу Африки, назвав его берегом Натал (Рождества).

В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Объявив это место владением Португалии, Васко да Гама пробыл здесь месяц, ремонти­руя корабли.

В устье Замбези да Гама получил сведения о том, что к северу лежит цветущая страна, и поэтому назвал это устье «Рекой хороших указаний». В апреле корабли прошли Мозамбик, а вслед за тем Момбасу и Милинди, откуда начиналась большая торговля между Индией и Африкой. Общепри­нятым торговым языком в этих местах был арабский. В Милинди порту­гальцы встретили радушный прием. Они наняли штурмана - мавра.

Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берега и взяли курс на северо-восток. Так следовали они 23 дня, прошли к северу от Лаккадивских островов и 22 мая встали на якорь в Каликуте. Плавание Гамы продолжалось десять месяцев и четыр­надцать дней. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию.

Но проложить торговый путь еще не значило заполучить в свои руки торговлю. Да Гама убедился, что на Малабарском берегу его появление было встречено отнюдь не с восторгом. Туземцы не выражали особого же­лания торговать с португальцами. Торговля была сосредоточена в руках моплахов - воинственных и фанатичных мусульманских торговцев, кото­рые терроризировали местного правителя Заморина. Заморин заманил да Гаму на берег и задержал его в качестве пленника в своем дворце. Тогда португальцы захватили заложников и начали угрожать бомбардировкой и разрушением города. Да Гама был отпущен. После этого он получил воз­можность торговать в Каликуте и в другом индийском городе, Кананноре, где магометанское влияние было не так сильно.

Наконец корабли повернули назад - с грузом товаров и с пленниками. Спустя 26 месяцев после отплытия корабли бросили якорь в родном Беле-ме. Да Гама предстал перед королем Мануэлем с грузом золота и серебра. Плавание заняло два года и два месяца. Более сотни моряков погибли в пу­ти от цинги, вернулось 55 человек.

Через два года да Гама вторично отправился в Индию и своими крова­выми набегами навел ужас на все побережье. Каликут был опустошен. Вернувшись в Португалию, да Гама получил высокие титулы и большие награды, а португальцы организовали оживленную торговлю с Индией. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из са­мых богатых вельмож Португалии.

В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, был вновь вызван из своих по­местий к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Приехав в Индию, он принял решительные меры для укрепления власти португальцев на Мала­барском берегу и сурово расправился с теми португальцами, которые на­рушили интересы короля. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руково­дителя и хорошего администратора, хотя и не свободного от издержек жес­токой морали своего века.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ!!!

1. Закончите предложение

Африка по середине пересекается... Нулевой меридиан пересекает Африку с... Африку омывают океаны, их по количеству... С севера материк омывается... Восточной крайней точкой материка считается ... Дальше всех материков от Африки расположен... Гвинейский залив расположен с... материка. Самый большой остров близ берегов Африки...

Итог: по 1 балла 7-8 ,5

2. Открытие и исследование материка

Исследователи, путешественники

Вклад в исследование материка

1 Бартоломеу Диаш

Португалия

Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка

Домашнее задание

§24 - заполнить таблицу

***-на контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон)

Знать основные географические объекты береговой линии Африки.