«Мороз, Красный нос. Некрасов николай поэма "мороз красный нос" Пересказ мороз красный нос некрасов

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу – все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, “есть женщины в русских селеньях”, к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!”. В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез – как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе – Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы – должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается “глухой, сокрушительный вой”. Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова “и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…”.

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею “без думы, без стона, без слез”. И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, “в ней дольнего счастья предел”. Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет “в своем заколдованном сне…”.

Вариант 2

В крестьянской семье случилось горе: скончался хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Теперь его родным приходится заниматься похоронами: мать заказывает гроб для сына, отец отправляется на кладбище, где будет похоронен его сын, а вдова, Дарья, шьет саван покойному мужу.

Судьба преподносит три сложных варианта: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу. Именно они все и взвалились на русскую крестьянку.

Она видит спасение лишь в труде, поэтому не стыдится быть с убогим. Взамен она получает благополучную и здоровую семью, ее семья ни в чем не нуждается, в хате всегда тепло, а детки веселы и здоровы. Такой выступает и вдова Дарья. Однако после смерти Прокла, она не может прогнать от себя горе и печаль, руки отказываются что-то делать, как бы она ни старалась.

Машу и Гришу – дети вдовы Дарьи, были отправлены к соседям. Вот, и наступило время для прощания и слез. Как ни странно, но целый обряд ни кто и слезинки не проронил, только когда обряд подходил к завершению, наступил час для причитаний. Вот так, во время зимней погоды на крестьянских работах Прокл и простудился. Как бы над ним не трепетали родственники, ни чего ему не помогало.

Похоронив кормильца, Дарья возвращается домой и жалеет осиротевших деток, однако понимает, что не может так с ними долго сидеть, потому что нужны дрова. Она снова отводит детей к соседке, а сама отправляется в лес, где она полностью поддается своим эмоциям. Только он может принять ее стоны и навсегда скрыть в своей глуши ее слезы.

Нарубив дров, она аккуратно их складывает, собираясь отправиться домой. Ничего не осознавая, она просто берет топор и склоняется возле сосны, где и застывает. Вот, к ней подбирается Мороз-воевода, который обходил в это время лес. Он приводит Дарью в сознание и предлагает ей остаться с ним, в его царстве. Вдруг она покрывается инеем и ей снится сон, в котором присутствую и ее детки, и любимый муж. У нее хорошие известия, в ней зародилась новая жизнь. Во сне она ощущает, как с ее лица уходит последняя печаль и мука.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Мороз, Красный нос Некрасов Н. А

Другие сочинения:

  1. Сочинение по русской литературе по отрывку из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”. Поэмы Н. А. Некрасова “Коробейники”, “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога” – это цикл, посвященный изображению народа, утверждению его духовной силы. Особенно проникновенно писал поэт Read More ......
  2. С раннего возраста, имея в числе лучших друзей обычных крестьянских ребятишек, наблюдая за упорным и тяжелым трудом их родителей, замечательный русский поэт Н. А. Некрасов писал, что ему “выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода Read More ......
  3. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: “Блестя на Read More ......
  4. Века протекали – все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт XIX века. Он продолжал традиции Read More ......
  5. Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и Read More ......
  6. Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, уделявший в своем творчестве большое внимание созданию образа крестьянки в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, в многочисленных лирических стихотворениях. Read More ......
  7. Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – Read More ......
  8. Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило Read More ......
Краткое содержание Мороз, Красный нос Некрасов Н. А

Мороз, Красный нос

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, "есть женщины в русских селеньях", к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!". В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается "глухой, сокрушительный вой". Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова "и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит...".

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею "без думы, без стона, без слез". И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, "в ней дольнего счастья предел". Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет "в своем заколдованном сне...".

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит...».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне...».

Поэма «Мороз, Красный нос» Некрасова, написанная в 1863 году, была посвящена любимой сестре писателя, Анне. В своем произведении Некрасов не изменил столь близкой ему теме и описал тяжелую жизнь крестьян с их незамысловатыми радостями и горестями, каторжным трудом и мимолетным отдыхом.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мороз, Красный нос» по главам (частям). Пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Дарья – молодая женщина, трудолюбивая, терпеливая, мать двоих детей, вдова.

Другие персонажи

Прокл – муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.

Родители Прокла – пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.

Маша и Гриша – маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.

Часть первая. Смерть крестьянина

Главы 1-5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает « на саван куски полотна ».

Судьба простой русской женщины незавидна – обвенчаться с рабом, « быть матерью сына раба », и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь « суровую долю крестьянки » никто не в силах изменить.

А между тем, « в русских селеньях » есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6-10

За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы – « чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом ». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.

По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется « старинный знакомец Пахом » – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.

Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские « рыданья и стоны » собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. « Всю ноченьку, стоя у свечки », дьячок читает молитвы над телом покойного.

Главы 10-15

Следующим утром « без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.

Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл « на срок торопился до места доставить товар », когда же вернулся домой – сразу слег. Ни горячая баня, ни окунание в ледяной проруби, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась « в монастырь отдаленной » за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.

Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут « черные дни ». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется « в лес, по дрова ».

Часть вторая. Мороз, Красный Нос

Главы 16-24

В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает « мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать – здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.

Главы 25-28

Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые « то по копейке, по грошику медному » они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.

Главы 29-36

Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем « Мороз-воевода дозором обходит владенья свои ». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.

Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она « сама холодеет, дрожит ».

На третий раз « седой чародей » оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью « в уста ее, в очи и в плечи ». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

У вдовы исчезают с лица « последние признаки муки ». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает « в своем заколдованном сне »…

Заключение

В центре поэмы – образ настоящей русской женщины, чей дух не сломить никакими невзгодами. Писателем сделан акцент и на трагедии многих крестьянских семей, потерявших кормильцев.

После ознакомления с кратким пересказом «Мороз, Красный нос» рекомендуем прочесть поэму Некрасова в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 213.

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый мрк, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».

Вы прочитали краткое содержание поэмы «Мороз, Красный нос». В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.