Когда были открыты высшие женские курсы. Литературно-исторические заметки юного техника

Одним из первых женских высших учебных заведений в Российской империи стали Бестужевские высшие женские курсы. Созданы они были в 1878 году, а своё существование прекратили в 1918 году. В общей сложности просуществовали они 40 лет, а окончили их почти 7 тыс. женщин. Учредителем и первым директором курсов стал историк и тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Официально курсы назывались – Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. А неофициально их именовали «бестужевские». Открыли их для учениц 20 сентября 1978 года.

Данное событие стало завершающим штрихом долгой эпопеи, начавшейся в середине XIX века. Ещё в 1856 году император Александр II распорядился создать в губернских городах женские школы, соответствующие по уровню образования гимназиям. В 1858 году при Павловском институте в Санкт-Петербурге открылось Мариинское женское училище. В 1859 году таких училищ в столице насчитывалось уже 5. Появились они и в других городах империи.

Вопрос о высшем женском образовании получил широкое обсуждение в начале 60-х годов. В 1868 году 400 женщин, большинство которых относилось к высшим кругам, написали письмо ректору Санкт-Петербургского университета с просьбой создания специальных курсов или лекций для женщин. Было также подано прошение о создании соответствующих курсов министру народного просвещения. Результатом этого и стали Бестужевские высшие женские курсы. При этом надо отметить, что появился и ряд других аналогичных учебных заведений.

Обучение на курсах было платным. Брали туда женщин, окончивших гимназию и политически благонадёжных. Зачисление производилось по конкурсу аттестатов без вступительных экзаменов. Помимо денежных средств от учащихся, поступали финансовые вливания от Министерства народного просвещения. Также практиковались добровольные пожертвования. Всем финансированием заведовало специальное общество, избираемое на 3 года.

До 1881 года курсы были 3-годичными, а затем стали 4-годичными. Имелось 3 отделения: физико-математическое, специально-математическое и словесно-историческое. В 1906 году добавили юридическое отделение. Помимо лекций практиковались практические занятия. Для этого имелись лаборатории и специальные кабинеты. Преподавательский состав не был постоянным. Преподавателей приглашали на время из университета и иных высших учебных заведений столицы.

Учащиеся изучали богословие, историю педагогики, психологию, новую и древнюю философию, латинский, французский, немецкий, английский языки. Те, кто учился на физико-математическом отделении, получали знания по математике, физике, химии, физической географии. При этом слушательницам разрешалось менять отделения, но только при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Надо отметить, что конец XIX века в Российской империи характеризовался революционными настроениями. В результате этого людей делили на благонадёжных и неблагонадёжных. Данная тенденция отразилась и на Бестужевских высших женских курсах. В 1886 году набор на курсы был прекращён из-за неблагонадёжности отдельных учениц. Только в 1889 году набор возобновился. Но при этом плату за обучение повысили, а для зачисления стали требовать письменное согласие родителей либо опекунов и справку о наличии достаточных финансовых средств.

В 1906 году ввели новую систему преподавания и обучения. Теперь слушательницы могли по собственному усмотрению выбирать лекционные курсы, а преподаватели получили возможность уделять больше времени практическим занятиям. Но, несмотря на то, что курсы существовали с 1878 года, только в 1910 году свидетельство об окончании стали приравнивать к диплому университета.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, финансовая ситуация высших женских курсов резко ухудшилась. Значительная часть собственности была отдана под доходные дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 1918 году курсы были закрыты и преобразованы в Третий Петроградский университет. В 1919 году он влился в состав единого Петроградского университета. Тот с 1991 года является Санкт-Петербургским государственным университетом.

Находились Бестужевские высшие женские курсы вначале в частном доме Боткиной на Сергиевской улице. В 1885 году было построено здание на 10-й линии Васильевского острова. В дальнейшем оно разрослось за счёт новых корпусов и общежитий. В 1909 году образовался единый комплекс построек. В 1914 году было построено ещё одно новое здание, но с началом войны его отдали под госпиталь.

Известными слушательницами курсов были: Любовь Дмитриевна Блок (жена поэта Блока), Надежда Константинова Крупская, Анна Ильинична Ульянова (сестра Ленина), советская писательница Ольга Дмитриевна Форш, русская революционерка Аполлинария Александровна Якубова, поэтесса Анна Дмитриевна Радлова и другие .

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

Получив образование в институтах и гимназиях, девушки хотели учиться дальше. Это стремление вполне определенно проявилось еще в начале 1860-х годов, когда в университетских аудиториях появились вольнослушательницы. Но вскоре допуск их к высшему образованию был прекращен. Победили те, кто считал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно. Однако женщины не намерены были сдаваться. Ведь только образование могло дать им верный кусок хлеба, независимость и возможность принимать участие в общественной жизни.

Женщины требовали себе права на высшее образование, общественность и ученые поддерживали их стремление.
Однако министерство не могло решить этого вопроса одним указом о допуске девушек со средним образованием в высшие учебные заведения, ибо программы женских школ были по уровню ниже программ мужских гимназий, готовивших абитуриентов в институты.

Благодаря стараниям и инициативе частных лиц с 90-х годов прошлого века в Петербурге стали открываться частные гимназии, в программы которых включались предметы, преподававшиеся в мужских гимназиях, и куда приглашались достойные учителя.
Особо авторитетными в столице считались гимназия М. А. Лохвицкой-Скалой, смешанная гимназия Радовицкой-Тимофеевой, гимназия кн. Оболенской, а также гимназии М. Н. Хитрово, Э. П. Шаффе, М. С. Михельсон, особенно славилась гимназия М. Н. Стоюнина. Девочек, которые стремились к знанию языков, привлекали всем известные Петришуле и Анненшуле, а также Реформатская школа с прекрасным составом педагогов.

Желающие продолжать образование, уезжали за границу, хотя это было совсем не просто. Иногда, чтобы уехать, приходилось вступать в фиктивный брак, чтобы таким образом получить необходимое на выезд разрешение.
Общественное движение в защиту женского образования подвинуло правительство к тому, чтобы разрешить учреждать в стране высшие учебные заведения для женщин.

1870-е годы ознаменовались открытием Высших женских курсов сначала в Москве, а затем в Казани, Киеве. Петербурге и других городах.

Судьба Бестужевских курсов с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и математическим была сложной. Основанные в 20 сентября (2 октября) 1878 году, они долго юридически не приравнивались к университету, несмотря на то, что их профессора были те же и программы ничем не отличались от университетских.
Из сочувствия к курсисткам некоторые профессора читали лекции безвозмездно, среди них Сеченов, Бекетов, Лесгафт, сам Бестужев-Рюмин, возглавивший курсы. Преподавали также профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, А.Н.Веселовский, Н.И.Кареев, Д.И.Менделеев, Е.В.Тарле и другие. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года.

Бестужев-Рюмин

На курсы принимались лица, не моложе же 21 года, представившие аттестат об окончании учебного заведения в объеме 8-ми классов женской гимназии, справки о политической благонадежности и согласии родителей или опекунов (чтобы это преодолеть, некоторым опять приходилось прибегать к фиктивным браком).
Плата составляла: 50 р. в год для слушательницы и 5 р. за предмет для вольнослушательницы. Это были немалые суммы для того времени. что обусловило учреждение в 1878 году "Общества для доставления средств Санкт-Петербургским женским высшим курсам".

Высшее образование давалось многим слушательницам ценой больших жертв: экономия в жилье и еде, поиск дополнительного заработка. Но это не останавливало, не пугало и то, что после 4-х летнего обучения на курсах они никакими особыми правами не пользовались. Число женщин, желающих получить высшее образование, росло.

Министерство упорствовало, а в ответ на слишком активные выступления курсисток, принимавшие уже политический характер, прием на курсы был прекращен. Но после трехлетнего перерыва приема выяснилось, что стремящиеся к высшему образованию женщины хлынули за границу, в университеты Парижа, Цюриха и других городов. В верхах поднялась тревога: талантливые умы покидали Россию. Более того, возвращаясь на родину, они привозили из Европы вольнолюбивые идеи.

Министерство было вынуждено уступить и признать наконец Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объемом образования, равным университету.Число уезжающих за границу сразу снизилось, а среди слушательниц появились даже иностранки, в 1901 году их было уже двадцать пять.
При открытии курсов на них поступило 468 постояннослушательниц и 346 вольнослушательниц, а к сентябрю 1881 года на них состояло уже 938 постояннослушательниц и 42 вольнослушательницы. К 1912 году число слушательниц достигает почти 6000 человек, из них 39 иностранок.

Плохих отметок у курсисток не бывало. Экзамены были строгие, требования большие. На экзаменах по математике, вспоминает курсистка Т. Клочко, давались две задачи и 2 теоретических вопроса, изложение которых иногда занимало добрых 4 страницы большого формата. Слушательниц, которые шли на экзамен неподготовленными, называли «авоськами». Они не имели авторитета и на курсах долго не задерживались.

Экзаменационная книжка "бестужевки" Р.В.Григорьевой (р.Архангельской),
слушательницы физико-математического факультета курсов

Большое значение в жизни курсисток играли общественные организации: землячества, товарищеская касса взаимопомощи, бюро труда, товарищеская курсовая столовая, читальня, научные общества и кружки, работу которых обеспечивали сами курсистки. Объединял работу этих организаций совет старост, который избирался на общей сходке в начале учебного года. Совет старост был упразднен в 1911 г. по требованию правительства.
Но на курсах был создан (нелегально) Центральный орган (ЦО), который руководил всеми сферами общественной жизни курсов. Работа курсов была бы невозможна без Общества доставления средств Высших женских курсов и его Комитета. Члены Общества были прогрессивные люди России, их трудами создана материальная база курсов. Им же удалось отстоять курсы в тяжелые времена.

Лекции по физике

В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почетным членом Общества до самой своей смерти в 1891 г. Проживая в Швеции, она интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург. В 1890 г. Во время своего последнего приезда она присутствовала на экзамене на физико-математическом отделении и осталась очень довольной подготовкой курсисток.

После Бестужевских курсов для женщин стали открываться двери и в другие заведения.
Уже в 1897 году был открыт первый в России Женский медицинский институт близ Петропавловской больницы.

В 1903 г. — педагогические курсы в Петербурге преобразовались в Женский педагогический институт;

в 1906 г. женщины стали допускаться вольнослушательницами в университеты. В 1905 году - Высшие женские политехнические курсы, программы которых были приравнены к программам технических вузов.

Одних высших курсов в городе насчитывалось в 1913 году одиннадцать, не считая самых престижных -- Бестужевских. «Спутник гимназистки» на 1909-1910 учебные годы дает сведения уже о 127 высших женских учебных заведениях, в которых девушки могли продолжать образование.


Расширились и права окончивших Высшие женские курсы: с 1904 года им разрешили преподавать в старших классах женских гимназий, а с 1906 года -и мужских. И наконец, с переходом с курсовой системы на предметную 30 мая 1910 г. Государственный Совет приравнял свидетельства об окончании ВЖК к выпускным свидетельствам университета.

В 1906 году на Бестужевских курсах открылся юридический факультет. Профессор Михаил Яковлевич Пергамент был бессменным деканом Юридического факультета Высших (Бестужевских) Женских курсов в Петербурге. В течение всех 13 лет своего существования юридический факультет был предметом его повседневной заботы, он привлек к преподаванию лучшие научные силы Петербурга. Его трудами был организован юридический кабинет, заботливо подобранные фонды которого облегчали научную работу слушательниц юридического факультета. Немалая доля его труда была и в создании при курсах государственных испытательных комиссий по всем трем факультетам, приравнявшим дипломы курсов к университетским.

Той же осенью 1906 года ввели должность инспектрис для наблюдения за поведением курсисток во внеучебное время.

Записочка от помощника инспектрисы Курсов Юлии Николаевны Вощининой, адресованная помощнику библиотекаря Лидии Ивановне Вороновой, была написана для того, чтобы две вышеупомянутые госпожи, - а теперь полноправные бестужевки, - могли получить необходимые для учебы книги. Записка написана на
заказной бумаге, видимо, специально предназначавшейся для подобной неофициальной внутренней переписки, с полупрозрачным вензелем в центре: С П В Ж К, т.е. Санкт-Петербургские Высшие женские курсы

Большим успехом было решение Городского управления о строительстве нового специального здания для Бестужевских курсов. Оно было возведено в 1910 году на 10-й линии Васильевского острова. Строительство здания обошлось в 216895 рублей. Из этой суммы общественные пожертвования составили 90000 рублей.


На Высших женских курсах училось много девушек, приехавших в столицу со всех концов Российской империи. Общество для доставления средств всегда старалось помочь им в подыскании недорогого и удобного жилья, даже снимало квартиры. К середине 1890-х гг. появилась возможность построить собственное общежитие на участке, прилегающем к зданию курсов: «Дом… соединен внутренними ходами с домом курсов. В 3-х этажах его находятся 3 зала, 58 комнат для слушательниц и квартира инспектрисы. Все комнаты его светлые и высокие; система отопления и вентиляция принята, по указанию специалистов, усовершенствованного типа; устроена канализация для отвода нечистот; двор асфальтирован; введено электрическое освещение. Стоимость постройки равняется 115 600 руб.».

Общежитие


Общежитие было платным: стоимость проживания в течение одного учебного года (10 месяцев) составляла 300 руб.Рядом с общежитием функционировала и курсовая столовая. Живущие в общежитии получали в ней завтрак из двух блюд (в 12 часов - во время большой перемены) и обед - из трех блюд (после окончания занятий). Меню составлялось вперед на 10 дней и по возможности разнообразилось, приближаясь к режиму семей «среднего достатка». Кроме того, обед в столовой могли получать все желающие слушательницы, в том числе и не живущие в общежитии.

Столовая

Цена за обед устанавливалась очень скромная: в первый год существования столовой обед обходился слушательницам в 30 копеек; в следующем году цена была снижена до 25, а затем и до 16 копеек.
Общество для доставления средств с первых лет существования поставило целью организовать на курсах полноценную фундаментальную библиотеку, способную обеспечить не только учебный процесс, но и научную работу слушательниц.

Библиотека


Особую гордость курсов составляла химическая лаборатория, организованная в здании на 10-й линии Васильевского Острова по проекту и чертежам профессора А. М. Бутлерова (средства на оборудование были пожертвованы О. Н. Рукавишниковой). Помещение лаборатории - 245 кв. м. и 5 м. в высоту - полностью соответствовало своему назначению. На первом этаже была устроена лаборатория количественного анализа на 22 места, кабинет-лаборатория профессора и отдельная комната со шкафами химической аппаратуры. Винтовая лестница соединяла это помещение со вторым этажом, где в большом зале с отличными вытяжными шкафами и в препараторской комнате располагалась лаборатория качественного анализа.

Лаборатория

В 1895 г. было принято решение о постройке на курсах собственной обсерватории, и уже через год, в 1896 г., состоялось ее открытие, а в 1900 г. была построена и новая башня.

Над внутренней лестницей на крыше здания курсов «была возведена круглая кирпичная башня высотою около трех сажен, с железным балконом, предназначенным для наблюдений простым глазом, и небольшою зрительной трубой. Внутренность башни разделена на две части: нижняя представляла собой небольшую комнатку с окном, верхняя была приспособлена для установки инструмента».


Обсерватория


На первое время необходимое оборудование и приборы для наблюдений Бестужевским курсам были пожертвованы Академией Наук, Университетом и Пулковской обсерваторией.

В 1910 г. астрономическая обсерватория Бестужевских курсов получила международное признание: результаты наблюдений стали учитываться центральным астрономическим бюро в Киле.
До конца существования курсов астрономия оставалась одной из самых популярных специальностей физико-математического отделения; здесь работали замечательные ученые: профессора А. А. Иванов и А. А. Белопольский. Многие из их учениц, выпускниц, стали профессиональными астрономами; некоторые из них остались преподавать на курсах (и впоследствии - в университете), другие были приняты сотрудниками в Пулковскую обсерваторию.

Допуск бестужевок к сдаче магистерских экзаменов дал им право читать специальные курсы в университете. Ряды ученых стали пополняться именами бестужевок разных выпусков. Среди них член-корреспондент (историк) О. А. Добиаш-Рождественская; академик (математик) П. Я. Полубаринова-Кочина, кончавшая уже Петроградский университет, с которым курсы слились в 1919 году; профессор (математик) В. И. Шифф; ассистент (химик) на Высших женских политехнических политехнических курсах Н.П. Вревская, преподаватели (историки), сдавшие магистерские экзамены, С.В.Меликова-Толстая и О.К.Недзведская-Самарина.
Из воспоминаний выпускницы Бестужевских курсов Н.А.Никольской
Не было на физико-математическом факультете слушательницы, которая не знала бы Веру Иосифовну Шифф. Вера Иосифовна поступила на Бестужевские курсы в 1878 году и окончила специальное математическое отделение. Ее работа по математике была отмечена Советом профессоров, как особо выдающаяся


После окончания курсов Вера Иосифовна уехала за границу на год, потому что только там можно было женщине получить ученую степень, а по возвращении была приглашена на Высшие женские курсы для руководства практическими занятиями по математике. Первые годы В.И.Шифф руководила только практическими занятиями, а позднее читала и самостоятельные лекции по ряду математических дисциплин. Хорошо известны ее прекрасные задачники по дифференциальному и интегральному исчислениям и по аналитической геометрии.


За сорок лет существования курсы дали высшее образование тысячам женщин, которые потом работали в сельских школах, библиотеках, читальнях и т.д. Среди них были видные деятели революционного движения (Н.К.Крупская, А.И и О.И. Ульяновы, К.Н. Самойлова, Л.А. Фотиева и др.), писательницы, артистки, преподаватели высших учебных заведений, ученые.

В Петербурге организовалось и множество других курсов: общеобразовательных, историко-литературных, педагогических, архитектурных, строительных.

Двери к образованию открылись, но они были платными, а права выпускниц все равно были ограничены. К тому же многим приходилось долгие годы работать в земских школах или больницах, давать частные уроки, чтобы накопить денег на дорогу и первое время самостоятельной жизни.

Когда женщины в России впервые получили доступ к высшему образованию?? ? Ваше мнение??? и получил лучший ответ

Ответ от Алексей Матюшевский[гуру]
В настоящее время женщина с высшим образованием – дело привычное, даже обыденное. А ведь было время, когда женщина в России о высшем образовании и думать не могла. Кроме того, отношение к «ученой» женщине было крайне негативным. Не женское то дело «науки изучать» .Но, к счастью, не все так думали. Во второй половине девятнадцатого века развернулась настоящая политическая борьба по этому поводу. Прогрессивно мыслящие требовали разрешить доступ женщины к образованию, регрессивно – об этом и слышать не хотели.Наивысшим достижением этой борьбы стало разрешение женщинам в середине пятидесятых годов девятнадцатого века посещать вольнослушательницами лекции Петербургского университета. Но в 1859 году этого права их лишили.Однако борцы за равноправие женщин в получении образования не успокаивались. Такие знаменитые ученые как Менделеев, Сеченов, Бутлеров, Бестужев-Рюмин, возглавили общественное движение.И, наконец, в 1878 году пришла победа. На самом высоком уровне было принято решение об открытии Высших женских курсов. Открытие Высших женских курсов как частного учебного заведения состоялось 2 октября 1878 года в Петербурге. Директором курсов был назначен известный ученый-историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. По имени первого директора, а пробыл он на этом посту четыре года, Высшие женские курсы получили название Бестужевских.Вначале курсы располагались в помещениях Александровской гимназии на Гороховой улице. Затем, в 1885 году, на 10-й линии Васильевского острова было построено новое трехэтажное здание.Обучение на Бестужевских курсах проходило на трех факультетах (историко-филологическом, юридическом и физико-математическом) и продолжалось четыре года. Хотя обучение на курсах было платным, 100 рублей в год, недостатка в курсистках (так называли учащихся Бестужевских курсов) не наблюдалось.На курсы принимались девушки не моложе 21 года. Желающие до 1 августа подавали заявление с просьбой принять их на курсы. Так как желающих всегда было больше, чем мест, то проходил отборочный конкурс по результатам оценок в гимназии. Вступительных экзаменов не было.Окончившие Высшие женские курсы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и младших классах мужских учебных заведений. На Бестужевских курсах лекции читали известные ученые и преподаватели. Курсистки получали хорошее всестороннее образование.Но так продолжалось недолго. В 1886 году, просуществовав восемь лет, Бестужевские курсы были закрыты по высшему распоряжению императора. Но в 1890 году после настойчивой борьбы прогрессивной интеллигенции Бестужевские курсы были вновь открыты.Закрыли Бестужевские курсы пришедшие к власти большевики в 1918 году, преобразовав первый женский университет в Третий Петроградский. Так закончилась история этого уникального учебного заведения. Многие бестужевки оставили значительный след в науке, литературе и общественной жизни России. Назовем некоторые известные имена.Анна Александровна Караваева (выпускница 1916 года) – русская писательница, дважды награждалась Государственной премией, орденом Ленина. Много лет была редактором журнала «Молодая гвардия» .Е. М. Прилежаева-Барская – детская писательница, автор замечательной книги о художнике Тропинине «Крепостной художник» .Е. В. Балабанова – знаменита тем, что написала первый в России учебник библиотечного дела.Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская – первая в России женщина, защитившая докторскую степень по средневековой истории. Ее книга о Ричарде Львиное Сердце до сих пор пользуется популярностью среди ученых.Софья Васильевна Романская стала первой женщиной-астрономом, работала в Пулковской обсерватории.По-разному сложилась судьба курсисток, бестужевок, как их называли, но каждая до конца жизни гордилась, что в свое время училась на Бестужевских курсах.

Первый период (1872-1888)

В начале 1871 года сверхштатный профессор всеобщей истории Московского университета В. И. Герье направил попечителю Московского учебного округа князю П. А. Ширинскому-Шихматову записку о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которой присовокупил проект «Положения о высших женских курсах», в котором изложил цель и программу создаваемых курсов. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах».

В 1872-1873 годах курсы располагались в помещении на Волхонке, в 1873-1876 годах - в помещении Музея прикладных знаний на Пречистенке , 32 и в 1877-1888 годах - в здании, специально выстроенном для Политехнического музея.

Постоянные слушательницы должны были при вступлении предоставить документ о среднем образовании или выдержать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и всеобщей литературе. Слушательницы также представляли автобиографию, свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадёжности, две фотографии и, в обязательном порядке, разрешение старшего мужчины в семье или супруга.

Численность слушательниц на курсах была по тем временам довольно высокой: в первый год по открытии курсов она доходила до 70 (большая часть слушательниц перешла с Лубенских курсов), затем до 1878 года она колебалась между 103-107, а с 1879 года численность слушательниц постепенно возрастала, достигнув в 1884/85 учебном году 256.

В 1881 году на курсах была введена новая гуманитарная дисциплина - история философии.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. С. Соловьёв и Л. М. Лопатин (история философии), В. И. Герье (история), профессор Н. И. Стороженко (всеобщая литература), профессор Н. С. Тихонравов (древняя русская литература) , Ф. И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер . Позже политэкономию преподавал А. И. Чупров , физику - А. Г. Столетов , историю зарубежной литературы - профессор А. А. Шахов .

Руководил работой курсов педагогический совет, возглавляемый профессором С. М. Соловьёвым. В попечительный комитет курсов входили Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье.

За 16 лет курсы выдали 41 диплом, который давал право на преподавание в старших классах женских гимназий, кроме того, 322 студентки сдали выпускные экзамены, что давало им право на преподавание в младших классах гимназий .

В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова , после окончания которых 18 лет преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской. Выпускницами Высших женских курсов этого периода были: Зинаида Иванова (Н. Мирович) и Екатерина Клетнова . В разное время на курсах учились: Вера Муромцева, будущая жена И. А. Бунина, переводчица, публицист; близкий друг А. П. Чехова Лидия Мизинова, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, ставшая прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка»; Надежда Афанасьевна Булгакова, родная сестра М. А. Булгакова .

Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив приём девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов.

Второй период (1900-1918)

В 1900 на курсы поступили выпускницы средних учебных заведений из 41 губернии. Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения .

На курсах преподавали такие выдающиеся учёные, как В. И. Вернадский (со своим учеником В. В. Карандеевым), С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин , Н. Д. Зелинский , А. А. Эйхенвальд , Б. К. Млодзиевский , А. Н. Реформатский , И. А. Ильин , А. В. Цингер , Б. А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О. Н. Цубербиллер , автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии «Задачи и упражнения по аналитической геометрии».

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов стал читать курс истории педагогических учений .

В 1915/16 учебном году Московским высшим женским курсам было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании. К 1918 году курсы насчитывали 8,3 тысячи слушательниц, уступая в этом только МГУ .

По инициативе бывших слушательниц было учреждено «Общество для доставления средств московским высшим женским курсам».

За 1900-1913 годы численность курсисток увеличилось с 223 до 7155 . МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи .

В этот период окончила курсы Вера Степановна Нечаева , в будущем известная исследовательница творчества Ф. М. Достоевского , автор самой полной научной биографии В. Г. Белинского . В 1910 году естественное отделение окончила Надежда Николаевна Сушкина (1889-1975), почвовед-микробиолог, впервые давшая оценку влияния микроорганизмов на состав природных образований. В 1907-1914 годах на курсах училась Белла Розенфельд, первая жена Марка Шагала . В 1917 году курсы окончила Лидия Карловна Лепинь (1891-1985), специалист по физической и коллоидной химии, будущий академик АН Латвийской ССР.

Согласно протокола комиссии Наркомпроса РСФСР от 16 октября 1918 года МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет .

Примечания

  1. Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесённые при открытии Курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье. - М. : Универ. тип., 1872. - 32 с.