Барнаульская духовная семинария. Семинария Алтайская семинария

КОНСПЕКТ

ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ

Учительные книги

(для 2-го курса бакалавриата)

Барнаульская духовная семинария

В основе данного учебного пособия лежит конспект Киевской духовной семинарии по Ветхому Завету для 4 класса. Материал, отмеченный в тексте звездочкой, был добавлен преподавателем Барнаульской духовной семинарии.


ПОНЯТИЕ ОБ УЧИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.. 4

КНИГА ИОВА.. 7

Главные предметы учения в книге Иова. 14

Прообразовательный смысл истории Иова. 16

ПСАЛТИРЬ.. 18

Избранные псалмы пророчески-мессианские. 23

Учительные псалмы.. 37

Молитвенно-утешительные псалмы.. 40

Благодарственно-хвалебные псалмы.. 43

КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ СОЛОМОНА И ЕГО ПИСАНИЙ.. 46

КНИГА ПРИТЧЕЙ.. 48

Основные предметы учения в книге Притчей. 48

КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА.. 51

Учение о суетности. 52

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности. 52

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ.. 53

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА.. 57

Учение о Премудрости Божией (7-8 гл.) 59

Учение о происхождении идолопоклонства. 60

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА.. 61

Учение о мудрости (1, 1-21; 24, 1-37) 62

О славе творца в творении (42, 15-43) 62

Молитва Иисуса, сына Сирахова (51 гл.) 63

О страхе Божием[*] 63

ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ.. 64

Синхронная таблица разделенного царства евреев. 66

БИБЛИОГРАФИЯ.. 67

Интернет-ресурсы.. 68


КНИГА ИОВА

Свое название книги Иова получила от её главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в художественном повествовании быт и нравы ветхозаветного праведника, а также в форме разговоров действующих лиц выясняет вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Книга Иова рассказывает о необычной картине страданий благочестивого мужа древности. Все исследователи единодушно признают, что книга Иова является выдающимся литературным произведением. По словам Ф. Вигуру, "это совершеннейшая поэма по своему плану, величественная по своему исполнению. Она представляет одно из величайших поэтических произведений мира".

Существовало три мнения о характере книги Иова:

1) она представляет собой чистый вымысел;

2) смесь вымысла и истины;

3) имеет вполне исторический характер.

Иудейское и христианское предание не давало точных указаний о писателе. Одни считали автором Моисея, другие – Соломона. Наши отечественные библеисты во главе с авторитетным богословом Московским митрополитом Филаретом считают, что первоначальным писателем книги Иова был сам праведный идумеянин по имени Иов. Указание на авторство Иова можно увидеть в самой книге. Во время страданий Иов высказывал желание записать все то, что с ним произошло. "О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были!" (19, 23-24).

После выздоровления праведный Иов записал историю своих страданий и верований. Эта мысль подтверждается тем, что речи Иова и его друзей изложены в книге очень подробно.

Вышеприведенные свидетельства являются доказательством исторического характера книги, ибо в согласии с ними находится и содержание книги, и видеть в писателе книги главное действующее лицо у нас есть основания. Что Иов был исторической личностью, об этом мы находим свидетельство в Священном Писании, например, у пророка Иезекииля (14, 14-20). Пророк упоминает об Иове наряду с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом, не допуская ни малейшего колебания мысля против историчности личности Иова. Апостол Иаков (5, 11), утешая христиан в постигшем их бедствии, обращает их внимание на страдания праведного Иова как на величайший образец терпения, и призывает их к подражанию этому величайшему ветхозаветному праведнику. Историю страданий Иова Апостол называет общеизвестной. Православная Церковь установила день празднования памяти праведному многострадальному Иову 6 мая. Какие еще нужны доказательства?

Патриарх Иов жил позднее Авраама и Исава, потому что два его друга – Елифаз и Вилдад происходили от Авраама. Сам же Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским (Иов. 42, неканоническое прибавление). Продолжительность его жизни 248 лет.

Полагают, что праведный Иов сделал первоначальную запись на арабском языке, которая позднее была переведена на еврейский язык. Можно думать, что переводчик придал оригиналу более изящную форму, т.е. обработал его в высокохудожественное священное произведение и приблизил к библейским ветхозаветным воззрениям. Таким образом, при участии Божественного вдохновения писатель составил каноническую книгу Иова.

Есть мнение, что книга Иова вошла в Библию во времена Давида или Соломона, который возможно и является богодухновенным редактором книги. По своему содержанию и некоторым выражениям книга Иова во многом сходна с книгой Притчей Соломоновых (сравн., например, изображение Премудрости в книге Иова гл. 28, ст. 12-20 и Притчей гл. 8) и Екклезиаста (сходство по вопросу о земном счастье).

Время написания книги Иова относится к патриархальному периоду. Это можно подтвердить теми фактами, которые изложены в книге:

1) По обычаю патриархального времени Иов, как глава семейства, изображается жрецом в своей семье, он приносит жертвы за детей (Иов, 1,5).

2) Иов изображается судьей как над своими домочадцами, так и над всеми соплеменниками (Иов. 29, 7-17).

3) Иов – князь и военачальник не в своем только роде, но, можно думать, и во всем племени (Иов. 29, 20-25). Отсюда видно, что в лице Иова совместились три служения – первосвященника, судьи и военачальника. Указанная черта (совмещение трех служений в одном лице) составляет характерную особенность патриархальной эпохи (сравн. ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака и Иакова, Быт. 14, 15, 16, 21, 22, 25. Здесь, как и у Иова, в руках Авраама, Исаака и Иакова сосредоточивается вся власть управления и главенства над своим родом).

4) В книге Иова говорится о самом древнем виде идолопоклонства – служении солнцу и луне с обрядом целования своей руки (31, 26-27).

5) Когда Иов выздоровел, пришедшие к нему родные и близкие принесли в дар каждый по кесите (Иов. 42, 11). "Кесита" – монета, употреблявшаяся только во времена патриархальные (Быт. 33, 19). Все это подтверждает мысль о том, что Иов жил в эпоху ветхозаветных патриархов.

По свидетельству самой книги, Иов жил в земле Уц (1, 1). Где именно находилась данная местность, мнения экзегетов расходятся. Одни полагают, что земля Уц находилась в Сирии, другие – в Месопотамии, третьи – в Идумее. В самой же книге Иова (в греческом, славянском и русском (1956, 1968 гг.) изданиях, в неканоническом прибавлении (42), есть указание, что страна Уц находилась на границе Идумеи и Аравии. Блаженный Иероним и большинство новейших исследователей пришли к выводу, что земля Уц была расположена в северной части Аравии. Её занял, очевидно, потомок Сима по имени Уц (Быт. 10, 23). Содержание же самой книги изображает нам картины, свойственные скорее жителям оазисов и пустынь, а не Палестины. Учитывая также значительное отличие языка книги по своей арабской окраске от других библейских писаний, с уверенностью можно утверждать, что писатель книги Иова не принадлежал к евреям.

Спрашивается, допустимо ли в Библии произведение иностранного происхождения? Да, потому что Бог не есть Бог одних иудеев, но Бог всего человечества. Авраам был избран, чтобы в нем благословились "все племена земные" (Быт. 12, 3). Храня в избранном роде семя истины для спасения людей, Господь не оставлял Своим Промыслом и другие племена на их пути духовного усовершенствования. Тем более не оставлял Господь отдельных высокодуховных людей, светочами поднимавшихся среди язычников. Таковыми были Мелхиседек в Ханаане, Валаам в Месопотамии.

Иов и его друзья, живя в языческой Аравии, имели понятие о едином истинном Боге. Это было отголоском древнего монотеизма, бывшего до определенного времени всеобщей религией. Чистая вера и благочестие Иова делали возможным для него таинственное, душевное общение с Богом и получение от Него непосредственных откровений.

В греческой Библии перевода 70-ти и, следовательно, в славянской, имеется добавление в конце книги (42, 17), считающееся неканоническим, где говорится, что Иов происходил от Исава, в пятом поколении от Авраама. Он был царем Идумеи, и есть тот самый Иов, о котором говорится в книге Бытия (34, 33), что он жил в земле Авситидийской, расположенной в пределах Идумеи и Аравии. Это добавление заимствовано из "Сирской книги". Поскольку это добавление заимствовано из какого-то малоизвестного источника, то оно не имеет авторитета богодухновенности, но по своей несомненной древности (относится ко второму христианскому веку) имеет значение древнего предания о времени жизни Иова.

Основная идея книги и цель её написания

Книга Иова касается важной, широко затрагивающей жизни человека проблемы: как согласовать страдание праведника с Божественной правдой? С одной стороны, весь закон есть свидетельство и явление правды Божией, и исполнителю этого закона обещается благословение в жизни; с другой – в жизни человека бывает и такое, когда он, будучи праведным, неукоснительно исполнял волю Божию со всем усердием и верой, вместо благословения терпит бедствия. Иными словами, в книге исследуется вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Где тайна такого Божественного мироправления? Евангелие ясно разрешило этот вопрос, указав, что терпение во имя Бога наградится в будущей жизни (например, загробная судьба Лазаря и богача). Но дли человека ветхозаветного, оставленного в разрешении этого вопроса самому себе, он не мог быть достаточно ясен. Представлялось так: или нет в мире правды Божией, или нет истинного человеческого благочестия. Цель книги Иова – разрешить проблему зла в мире и показать Божественный Промысл в жизни каждого человека. На примере страданий Иова книга раскрывает их причину, указывает цель и способ, которым страдалец переносит их. В книге показывается, что несоответствие распределения счастья и несчастья на земле с нравственным достоинством человека зависит от козней сатаны и злых желаний и действий людей, исполнителей его воли, и что этим явлением не разрушается и не колеблется действие благого Промысла Божия о спасении праведных. Наоборот, страдания, попускаемые Богом на праведных, ведут их самих к совершенству и блаженству, а через них являют правду и славу Божию в мире. Кроме того, нравоучительная цель книги заключается в том, чтобы праведных страдальцев на земле научить примером Иова терпению и упованию на милость Божию (см. Иак. 5, 11), а всех вообще – на примере друзей Иова предостеречь от несправедливого и жестокого осуждения несчастных страдальцев, якобы грешников (Ин. 9, 2-3) и научить состраданию к ним.

Книга Иова разделяется на три главные части: в первой (1-3 гл.) содержится изложение проблемы, подлежащей решению; во второй (4-36 гл.) – различные решения этой проблемы тремя друзьями Иова и им самим; в третьей (37-Х.1 гл.) содержится истинное решение этой проблемы: сначала в речах Елиуя – четвертого друга Иова, и в заключение – в речах Бога. Существует и более подробное деление книги Иова, например:

1 Пролог: 1-2 гл.;

2 Диалоги Иова с друзьями, 1-й цикл: 3-11 гл.;

3 2-й цикл: 12-20 гл.;

4 3-й цикл: 21-27 гл.;

5 Речи праведного Иова: 28-31 гл.;

6 Речи Елиуя: 32-37 гл.;

7 Речи Бога: 38 – 42, 8 гл.;

8 Эпилог: 42, 9 – 42, 17.

Во вступительной части или прологе (1-2 гл.) писатель рисует три картины. Первая изображает благочестие праведного Иова среди полнейшего благоденствия. Его нравственное величие равняется величию его семейного счастья и жизненное довольство как награда за добродетели. Здесь наблюдается гармоническое соответствие между добродетелью и земными благами.

Книга Иова начинается так: "Был человек на земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла..." (Иов. 1, 1) и далее повествуется о внешнем благосостоянии Иова. Оно было очень велико. Была у Иова и большая семья (семь сыновей и три дочери), что считалось особым благословением Божиим. В довершение всего он был человеком праведной и святой жизни.

В понятие человека Священное Писание вкладывает разум, волю и чувство, т.е. образ Божий. Иов называется истинным человеком, поскольку сохранил богодарованный образ, не омрачил богоданной красоты. Он старался оправдать высокое звание человека.

В основе религиозности Иова был страх – благоговейное отношение к Богу, возбуждаемое сознанием Его величия и совершенств. Этот благоговейный страх у него переходил в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге как о праведном Судии и Мздовоздаятеле, не терпящем зла. Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась вся нравственность Иова. Богобоязненность или по-славянски "благочестие" Иова состояло в том, что в его душе была полная гармония, теория не расходилась с практикой, полное соответствие мыслей делам. Как человеческое тело имеет множество членов, и каждая часть тела выполняет свою функцию, составляя полную гармонию, так и Иов все свойства души, таланта направлял правильно, разумно, удаляясь от всяческого зла.

Иов заботился не только о своей личной нравственности, но и о нравственности своих детей. Сыновья Иова, говорится далее (1, 4), приглашали на праздничные трапезы своих сестер, что служит признаком их целомудрия и пристойности. И каждый раз Иов, вставая рано утром, возносил Богу всесожжения по числу своих детей. Тем самым он являлся ходатаем-посредником между Богом и детьми. Жертвами и молитвами он очищал их мысль, опасаясь за их тайные грехи. Иов заботился не о собирании богатства для детей, а старался духовно обогатить и нравственно украсить их души.

Вторая картина как бы приоткрывает небесную завесу, где совершается суд Божий об Иове перед ангелами и диаволом. Здесь завязка поэмы и объяснение истинной причины бедствий и страданий Иова.

В 1 гл. с 6 по 14 ст. описывается, как диавол является перед Богом и клевещет на Иова, стараясь представить благочестие Иова корыстным. В этой картине наглядно представлены библейские воззрения на ход событий в земной жизни человека. Все происходящее на земле совершается или непосредственно по воле Божией, или по Его попущению. Бог является верховным Судной. Ангелы в этом случае являются защитниками человека, представляя на суд Божий добрые поступки человека, или ходатайствуют о снисхождении к нему, а диавол указывает дурное в человеке и старается умалять все хорошее. Человек со своими влечениями к добру и злу остается открытым для воздействия тех и других, и чем больше в человеке берет перевес над злом, тем сильнее бывает на него нападение диавола. В этой непрестанной борьбе добра со злом, составляющей главное содержание земное жизни человека, Иов вышел победителем, о чем Бог свидетельствует перед предстоящими духами. Это признание Высшим Судией великого благочестия Иова лишило диавола власти над ним, поэтому он теперь клевещет на Иова с целью еще раз употребить усилие для его совращения в грех. Диавол отвечал Господу: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его, и все что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?" (Иов. 1, 9-11). По мысли диавола, Иов чтил Бога не по внутреннему благоволению и расположению к Нему, не бескорыстно, но из расчета получения внешних благ, посылаемых Богом. Это благочестие Иова и его благоговение к Богу исчезнет, если его поставить в тяжелое положение, т.е. лишить всего того, в чем он видит проявлении к себе Божественного благоволения.

Таким образом, злой дух клевещет на праведника перед Богом среди сонма святых ангелов, с одной стороны, а с другой – косвенно бросает тень на правильность суда Божия об Иове, как будто бы Бог неправильно судит о благочестии Иова и не по достоинству награждает его земными благами. Такое же соблазнительное мнение об Иове могло быть и на земле. Нужно было доказать и правильность суда Божия главным образом для людей, и искренность благочестия Иова, для чего Господь попускает диаволу подвергнуть благочестие Иова испытанию через бедствия и страдания.

В третьей картине описывается, какие поразительные, чрезвычайно ужасные бедствия постигли праведного Иова. Он подвергается семи последовательным испытаниям: четыре первых касаются его имений и семейства, пятое – болезнь телесная, шестое и седьмое – нравственные испытания. Иов мужественно перенес сообщения вестников о набеге Савеян и уводе ими всех его стад и быков и ослов, об истреблении молнией отар овец, о похищении халдеями верблюдов (самого великого его богатства). Но когда очередной вестник сообщил о трагической смерти всех его любимых детей, собравшихся на пир у старшего брата, Иов не смог сдержать своей великой скорби. Проявляя глубокое чувство родительского страдания, "Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов, – говорится в книге, – и не произнес ничего неразумного о Боге" (1, 20-22).

Эти умилительные слова, исходящие из глубины исстрадавшейся человеческой души, повторяются благочестивыми людьми с особым благоговением и священным трепетом в самые священные минуты жизни, в минуты познания тайны страдания, в минуты подлинного усыновления человека Богу вот уже на протяжении 36-37 веков.

По словам святителя Иоанна Златоуста, в этот момент Иов уподобился дереву, на которое обрушился страшный ураган, и оно качается во все стороны, но не ломается. Так и душа Иова закаляется под натиском бед и скорбен, в нем не сокрушается добродетель, которую не в силах уничтожить диавол. По мнению экзегетов, у Иова погибают все материальные ценности не потому, что диавол хотел сделать его бедным, но чтобы через лишение богатства вовлечь душу его в грех.

Но побежденное зло не отходит, оно ищет любой предлог, чтобы оклеветать праведника. Диавол говорит теперь Богу так: "Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" (2, 4-6), – т.е. делай с ним что хочешь, только сохрани его жизнь.

Диавол коснулся тела Иова "и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения)" (2, 7-8). Страшная болезнь – проказа – сделала Иова отверженным человеком в обществе: мертвым среди живых и живым среди мертвых. Но и тут попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добродетели. И вот, едва сдерживая нестерпимый зуд отмирающего, заживо разлагающегося тела, Иов встречает новое испытание, более тяжелое, чем искушение сатаны. К нему подходит жена и говорит: "Ты все ещё тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри" (2, 9). К этому искушению целиком подходят евангельские слова: "враги человеку домашние его" (Мф. 10, 36). "В её словах был скрыт яд", – говорит святитель Иоанн Златоуст. Иов устоял перед страшными словами жены. Греховный совет жены Иов отклонил потому, что он исходил от лукавого. "Ты говоришь, как одна из безумных", – отвечает он, – "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (11, 10). Ответ Иова жене свидетельствует о состоянии его, которое по существу было состоянием богоусыновления, когда человек знает, что все, что совершает Промысл Божий, делается для его блага. Поэтому похулить Бога значит духовно отдалить себя от Него, удалиться от Божественного попечения, делающего из временного вечное. Ведь Господь неизмеримо мудрее, справедливее человека. Здесь-то раскрывается тайна усыновления, доверчивого принятия бедствий, выпавших на долю Иова.

После искушения от жены Иова постигает новое испытание: к страдальцу приходят его друзья – Елифаз, Вилдад и Софар.

Этот визит друзей был для Иова последним испытанием, испытанием самым тяжелым из тех, которые пришлось ему претерпеть. Они "сошлись, чтобы вместе идти сетовать с ним и утешать его" (2, 11). И когда увидели они то состояние, в котором был Иов, "они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (2, 12). Они молча соболезновали Иову "семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико" (2, 13). Наконец, из уст Иова вырвался вопль скорби, страдания. Изнемогая от своих нечеловеческих страданий, Иов начал сетовать на день своего рождения: "Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!" (3, 3). В то время, очевидно, были суеверные представления о том, что бывают счастливые дни (говорят: "под счастливой звездой родился") и дни несчастливые, роковые. Как бы то ни было, Иов проклял день своего рождения. Тем самым он показал свою человеческую немощь, естественную всем людям.

Друзья Иова пришли утешить его, имея самые добрые намерения. Но, услышав, как он в момент отчаяния проклял день своего рождения, возмутились и начали, вместо утешения, убеждать Иова, что несчастье на земле есть непременно наказание, а наказание бывает только за преступления. Иов тяжко наказан, значит он тяжко и согрешил – был их вывод. Хотя друзья Иова были людьми верующими, однако, они не имели того драгоценного дара – чувства усыновления Богу, которое имел Иов. Они были людьми ветхозаветной психологии, т.е. людьми порядка "законнического". Для них Бог был только Судья, с Которым нельзя говорить, от Которого должно все терпеть, Которого нельзя назвать Отцом. Поэтому все они, хотя и знали высоту нравственности Иова, доказывали правильность суда Божия.

По их убеждению, если Иов страдает, значит он виноват и грешен, т.к. у Бога нет несправедливости. Тем более, что по тогдашнему религиозному убеждению верующих болезнь проказа считалась явным признаком гнева Божия и конечного суда за нечестие. Друзья Иова были убеждены, что страшные страдания Иова и его смертельная болезнь исключает всякую надежду на прощение от Бога и благополучие в жизни. Они призывают Иова успокоиться, признать себя грешным в тайных или явных грехах (V, VIII и XI гл.). Иова не удовлетворяет упрощенная схема его друзей, заставляющая душу его молчать перед Богом. Душа Иова не может молчать. Она хочет понять то, чего не понимает. Чуткая душа Иова хочет, чтобы друзья не теоретически только доказывали, что он грешен перед Богом. Его душа готова каяться, но он не понимает, в чем он грешен. Подобно друзьям Иов сам держится того убеждения, что страшные бедствия и страдания, постигшие его, служат выражением гнева и суда Божия над ним, и в то же время он убежден в своей невиновности. Вот это-то внутреннее, религиозное душевное состояние праведного страдальца и составляет трагизм его положения и величие его искупительного подвига, величие его веры в Бога, устоявшей в таком трудном искушении, хотя и омрачившейся недоумениями (6, 7, 9, 10, 12).

Иов соглашается с друзьями, что Бог правосуден и что ни один человек по своему греховному состоянию не может оправдаться на Его суде (9, 2-3). Но если Бог относится к людям только как Судья, в таком случае понятие о правде Божией не может служить для благочестивых поддержкой в их борьбе с грехом (9, 21; 10, 3), и, кроме того, такое представление о Боге, как карателе, не согласно с понятием о Нем как милостивом и мудром Творце и Промыслителе. Поэтому Иов ищет иных отношений Бога к людям и иного суда над собой, суда с милостью к нему, с забвением его грехов (7, 20-21).

И вот за 16-17 веков до Рождества Христова житель Аравийской пустыни Иов провидит и предчувствует то, в чем так нуждался человек и что должно совершиться. Он провидит Посредника, который, как звено соединит небо с землею: "Нет между нами Посредника, – говорит он, – который положил бы руку свою на обоих нас" (9, 33). Речь идёт о Богочеловека. Иов мог духовными очами видеть Его, потому что был близок Духу Божию, ибо сам молился за своих детей как посредник их перед Богом.

Во втором разговоре (15, 18 и 20 гл.) друзья Иова по-прежнему считают, что за нечестие Бог наказывает человека, опять-таки ссылаясь на судьбу Иова. Теперь они решительно возводят на своего друга обвинения в небывалых преступлениях: с одной стороны – в отрицании страха Божия и в неверии (14, 4; 18, 21), а с другой – в нравственных преступлениях против ближних: гордости, жестокосердии и т.д. (20 гл.).

Обвиняемый страдалец энергично защищает чистоту своих религиозных убеждений и поведения (гл. 16, 17, 19, 21), призывает Бога и в свидетели: "И ныне, вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних" (16, 19).

И далее Иов торжественно исповедует свою веру в вечного Бога Искупителя: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (19, 25-27). Иов молит об одном, чтобы душой чувствовать Божию близость, как Апостолы удостоились в день Пятидесятницы. Он смутно предчувствует, что тайна его страданий может быть разрешена только в его личном соприкосновении с Богом Отцом.

В третьем разговоре порядок речей тот же, но только с той особенностью, что один друг Иова, Софар, умалчивает, не произносит речи, а Елифаз и Вилдад повторяют свою теорию о земных страданиях людей-грешников по справедливому суду Божию. Они выдвигают новые аргументы – указывают на беспредельную высоту Вседержителя от людских интересов, по которой Ему нет нужды уклоняться от всей строгости правосудия (25 гл.) Божие всемогущество и всеведение позволяют карать всегда беспрепятственно и правильно.

В последнем этом ответе (гл. 23, 24, 26-31) Иов с решительностью доказывает фактами благополучия нечестивых и страдания многих праведных людей, что ко многим случаям из земной жизни людей теория его друзой неприложима и потому никак не объясняет непостижимой премудрости Промысла Божия в управлении нравственным миропорядком.

Иов все более и более выдвигает на вид господство зла и страданий на земле, весь разлад и ненормальность разделения счастья в видимом мире. Тем самым от взора собеседников скрывалось благое непрестанное действие Промысла Божия среди Его творения и естественно возникали вопросы: где Бог правды? За что страдает безупречный Иов? И есть ли на самом деле действие Промысла Божия в земных явлениях?

Новый собеседник, юноша Елиуй , который по скромности своей и по уважению к возрасту и мудрости старших собеседников, до сих пор только вслушивался в речи их и хранил молчание, как приличествовало его молодости. Но теперь он не выдержал, и, побежденный Божественным вдохновением Елиуй воспылал гневом и против Иова за то, что он считал себя правее Бога и против трех друзей его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. По мнению Елиуя, все они обманывались, ибо не знали истинной причины страданий Иова, что Сам Бог допустил эти испытания и чрез них научает праведника всем добродетелям. Стараясь доказать поучительный характер страданий, Елиуй опровергает те доводы, которые были в показаниях Иова и его друзей. Хотя Елиуй произносит свои речи несколько заносчиво, кичась своими знаниями, в его речах слышится новая истина, истина, которая не была высказана спорившими до сих пор: истина о пользе страданий для очищения человека и его назидания.

Елиуй в своих речах (гл. 32-37) является обличителем Иова, как и старшие три друга его. Только обличения молодого Елиуя отличаются от обличений трех друзей. Елиуй разбирает догматические суждения Иова и указывает в них действительные погрешности, опасные стороны этих суждений, например, о попускаемых Богом якобы ненормальных явлениях в жизни людей, когда они счастливы, другие – нет. Елиуй убеждает Иова, что он ложно утверждал пред Богом свою невиновность и то, что Бог не открывает человеку Своей воли. Бог открывает её различными способами, в ночных видениях, чрез различные испытания и болезни. И эти все испытания не должны приводить человека в отчаяние, наоборот, они должны мобилизовать его к борьбе с ними через признание своей ничтожности, признание своих грехов. Бог управляет сотворенным Им миром с правосудием и свободно. Его правосудие к творению проявляется во всех отношениях. Божие всемогущество и всеведение позволяют Ему судить с полною справедливостью. Бог устраивает все для блага людей. Далее Елиуй утверждает, что чрез благочестие или бесчестие человек приносят себе пользу или вред. Причины, по которым Бог допускает праведнику страдать, состоят в том, чтобы не допустить его до греха, а если уж он согрешил, то чтобы обратить к покаянию. Доводом для Елиуя является следующее: Бог всемогущ и подвергает испытанию тех, кого любит. А поскольку Иова постигли несчастья, он должен бодрствовать и утешаться посещением Божиим.

В действии правосудия Божия Елиуй глубже чем три друга Иова смотрит на значение испытаний, допускаемых Богом. Он видит в них педагогические меры, направленные или к предупреждению преступлений, или к исправлению согрешающих и возбуждению в них благих пожеланий. Сам Бог "открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,... чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом... Есть у него (у человека) Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы "показать человеку прямой путь его" (33, 16-23). "Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?" (36, 22).

Как видно, Елиуй всюду усматривает воспитательное значение в ниспосылаемых Богом испытаниях. Елиуй является уяснителем того, что, хотя и известно было беседующим мудрецам, но помрачалось в их умах или от раздражения спором, или, как у Иова, от чрезмерных страданий.

Но если Елиуй, как и прочие друзья Нова, держался того неправильного мнения, что страдания людей, особенно чрезвычайные бедствия и болезни (проказа по преимуществу), всегда суть следствия прегрешений и выражении гнева Божия, кара от Бога, то сам Иов считал себя только находящимся под гневом Божиим. Поэтому и после речи Елиуя для умирающего Иова оставался во всей силе роковой вопрос: отверженный ли он Богом или нет? Есть ли действие Промысла Божия?

Иов не счел нужным отвечать на речь юноши. Но тут Сам Бог в величественной речи Своей из бури путем вопросов открывает тайну действия Промысла в мире, непостижимость Своих мыслей и воли для человека и тем самым приводит Иова к смиренному признанию им правоты Бога во всем, что Иов испытал.

Из речей Иова видно, что он страстно желал беседовать с Самим Богом. И вот этот желанный момент наступил. Бог явился, как Верховный Владыка, чтобы рассеять все недоумения и изъяснить тайну страданий ветхозаветного праведника. Ибо только Ему одному ведомо решение вопроса, который был поставлен в начале книги богодухновенным писателем.

В душе своей Иов чувствовал бурю сомнении. Поэтому, как бы в тон настроению Иова, совершилось явление Бога – всемогущество Правителя мира и грозного Судии. Речь Господа к Иову содержит в себе доказательство неизменного действия благого Промысла Божия в мире, ясно проявляемого в гармонии видимого мира и особенно животного царства. Человек же тем более находится под действием Промысла Божия с момента своего создания. Господь даровал человеку слово, его глаз видит красоту окружающего мира, чувства есть своего рода приемник всего, ум – центр деятельности человека. Так неужели Творец забудет человека, наделенного таким совершенством? Кроме веры в это нужен еще авторитет сверхъестественного откровения, дающего понимание откровения естественного в явлениях видимой природы.

Господь Бог показывает Иову величие и могущество мироздания и полное ничтожество его, как человека, вне Бога. Бог спрашивает Иова, присутствовал ли он при сотворении мира, при образовании воды и света? Открыл ли он и уразумел ли тайны природы и те законы, которые ими управляют?

Господь затем даёт ответ всем беседовавшим мудрецам: новый для них взгляд на страдания праведника как на результат борьбы со злом и злыми духами, действующими в земном мире. Господь открывает в образах тайну, которую Иов и его друзья не учли: тайну существования в мире злой воли падших духов – сатаны, в образе Левиафана, духа, свободно падшего и свободно коснеющего в своей тьме, тьме, которая не существует, как противоположная свету реальность, но заключается в воле богопротивления (нелюбви) свободного творения, не могущего быть вынужденным к добру любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле как воплощенного, так и невоплощенного духа. Победа над ним праведников достигается верою, терпением в страданиях и упованием на непобедимую силу Промыслителя Бога. Поэтому и страдания Иова – не следствия гнева и суда Божия, как думали все его собеседники, а суть следствия борьбы и действия враждебных Иову сил. Таким образом, речь Бога не обличительного характера, а нравоучительного. Страдания Иова имели целью обнаружить искренность его добродетели. Бог желает научить нас смирению и послушанию, чтобы мы не пытались проникнуть в то, что непостижимо.

Мрачный и безнадежный взгляд Иова на явления зла в мире рассеялся. Он в смирении сердца признал, что Бог велик и могуч. Образ действий Его для человека непостижим. Об этих присущих Богу чертах Иов знал и раньше, но эти знания были недостаточны. Теперь он сожалеет, что так надменно и неосторожно желал спорить с Богом. Иов умоляет Бога простить ему такую надменность, смиряется и умолкает. По отношению к себе лично Иов убедился, что он не отвержен Богом и стоит не вне благого Промысла Божия, и в твердом уповании на этот Промысл Иов нашел свое утешение и успокоение.

Испытание Иова окончено. Бог оправдывает Иова в его невинности перед друзьями, а жестокость суждений последних прощает по ходатайству праведника. Многострадальный Иов спустя несколько месяцев выздоровел, принес за друзей жертву и помолился за них. Бог принял молитву незлобивого праведника за друзей своих и во время молитвы даровал ему совершенное телесное здравие, а друзьям его отпущение грехов. Впоследствии же Господь возвратил Иову вдвойне все потерянное им из имевшегося прежде: и детей, и имущество. После проказы Иов прожил ещё 170 лет и, окруженный многочисленным потомством до четвертого рода, умер глубоким старцем, насытившись днями счастливой земной жизни. Итак, жизненный подвиг прославил Иова перед всеми другими ветхозаветными праведниками. По словам святителя Иоанна Златоуста, он – подвижник благочестия, герой вселенной, который подобно адаманту мог перенести все напасти, испытав на своем теле все страдания вселенной и от этого явился ещё светлее.

ПСАЛТИРЬ

Название книги и её разделение на псалмы

Псалтирью называется сборник церковнобогослужебных песней. В еврейской Библии Псалтирь носит название "тегиллим" или "сефер тегиллим", что значит – "хваления", или песни хвалы", а в греческой – "Псалтирион", по названию струнного музыкального инструмента, которым в древности у евреев сопровождалось пение псалмов. Псалом представляет собой духовную песнь, входящую в состав богослужения. Источником и вдохновителем автора этих песней является Бог, а предметом их содержания – Его многообразные свойства и дела, проявляемые Им во внешней природе и в жизни людей.

Еврейское название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов как хвалебных песней Богу, а греческое наименование – на внешний способ их исполнения под звуки музыкальных инструментов.

Готовит священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Срок обучения – 5 лет. Принимаются лица мужского пола в возрасте от 17 до 35 лет, окончившие 11 классов, холостые или женатые (первым браком).

Регентская школа

Готовит регентов, псаломщиков и певцов для больших и малых церковных хоров, учителей воскресных школ. Срок обучения – 3 года. Принимаются лица в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие образование не ниже среднего. Желательно иметь и музыкальное образование.

Документы для поступления

Поступающие в Барнаульскую духовную семинарию или регентскую школу должны представить в канцелярию следующие документы:

    прошение на имя ректора училища;

    документы об образовании;

    характеристику-рекомендацию настоятеля того храма, прихожанином которого является поступающий (для абитуриентов из других епархий – характеристику-рекомендацию правящего епископа или приходского священника, утвержденную епархиальным архиереем);

    заполненную анкету;

    четыре фотографии размером 6 х 8;

    автобиографию;

    свидетельство о рождении;

    справку о семейном положении;

    справку о состоянии здоровья в установленной форме;

    справку о крещении;

  • справку о венчании (для женатых).

Приемные испытания

Поступающие в семинарию или регентскую школу подвергаются приемным испытаниям. От них требуется осмысленное знание следующих молитв:

    начальных («Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Приидите, поклонимся»);

    утренних («От сна восстав», «Боже, очисти мя грешного», ангелу-хранителю);

    вечерних («Боже вечный», «Вседержителю, Слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», ангелу-хранителю);

    Божией Матери («Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи»);

    другие (Символ веры, молитва святого Ефрема Сирина, молитва перед святым Причащением, заповеди Моисеевы, заповеди блаженства, тропари двунадесятых праздников, тропарь и кондак своему святому, псалмы 50-й и 90-й).

Поступающие в семинарию или регентскую школу должны иметь навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке.

Поступающие сдают экзамен по русскому языку (сочинение или диктант – в семинарии, изложение – в регентской школе).

После экзаменов ректор семинарии проводит с абитуриентами индивидуальные собеседования. На собеседовании необходимо иметь при себе паспорт, военный билет (или заменяющий его документ) и подлинник документа об образовании.

Основана как училище в 1869 году святителем Макарием (Невским). Статус семинарии присвоен в 2006 году.

Историческая справка

«1997 год в истории Барнаула был ознаменован возобновлением работы Барнаульского духовного училища. По благословению Священного Синода в 2006 году училищу был присвоен статус семинарии — высшего духовного учебного заведения Русской Православной Церкви».

Историческая справка

П одход к духовному образованию в Барнаульской духовной семинарии очень серьезный: разработаны, утверждены и успешно действуют программы, соответствующие современным требованиям. В семинарии сильный преподавательский состав: есть кандидаты и доктора наук, имеющие как богословское, так и светское образование. Выпускники, окончившие семинарию в священном сане, сегодня осуществляют свое служение на территории всей Барнаульской епархии – в приходах края и Республики Алтай. С 2006 года воспитанники обучаются по полной семинарской программе.

С еминария готовит будущих священнослужителей. Срок обучения пять лет. Студенты изучают литургику, Священное Писание, катехизис, нравственное богословие, патрологию, гомилетику, общецерковную историю, историю Русской Православной Церкви, практическое руководство для пастырей, сектоведение, церковное искусство, пастырское богословие, психологию, педагогику, экономику прихода, догматическое богословие, основное богословие, церковное право, византологию, историю России, церковное пение, философию, историю религий, стилистику, историю поместных церквей, информатику, получают хорошую языковую подготовку – учат русский, английский, немецкий, церковнославянский, латинский, греческий языки… Но подготовка в духовных школах предполагает не только получение каких-то знаний. Главная задача – воспитать человека в духе живой церковности, чтобы в дальнейшем он смог стать настоящим духовным наставником, образцом во всем для своих прихожан. В семинарии стационарное обучение: воспитанники, даже если являются жителями краевого центра, живут при семинарии. Жизнь в духовной школе построена с учетом традиций и устава Русской Православной Церкви, в строгом соответствии с годичным циклом рабочих дней и праздников, что приучает воспитанников правильно планировать свое время. Студенты участвуют в богослужениях, поют на клиросе, несут послушания в качестве пономарей – словом, постепенно приобретают практические навыки, которые пригодятся им в их дальнейшей жизни, связанной со служением Церкви.

В настоящее время существуют богословские институты, в университетах открываются теологические факультеты, которые дают своим студентам определенное количество знаний в области богословия, философии, религии, языков вне зависимости от их духовного состояния, образа жизни. Духовные же училища, семинарии занимаются, помимо обучения, воспитанием будущего священнослужителя. Случайных людей в семинарии нет. Поступающие в семинарию должны соответствовать определенным требованиям: прежде всего это должны быть верующие люди, знающие определенные молитвы, имеющие какой-то опыт живой церковной жизни, навыки чтения на церковнославянском языке… Абитуриенты приезжают с рекомендациями от священников, приход которых направляет их на обучение. После сдачи вступительных экзаменов абитуриенты проходят собеседование с ректором семинарии – Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским.

В некоторых европейских странах диплом об окончании духовного учебного заведения котируется очень высоко. Хочется надеяться, что недалеко то время, когда и в России специалисты с духовным образованием займут достойное место в жизни общества.

Ректорат Барнаульскоой духовной семинарии

Преподаватели

Преосвященнейший Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский

Ректор Барнаульской духовной семинарии.

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве. Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. - в Московской духовной академии . Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. - во иерея.

Протоиерей Алексий Горин

Биография: родился 19 декабря 1970 года в г. Свердловске ныне г. Екатеринбург, в семье служащих. Отец — кандидат физико-математических наук, доцент. Мать — инженер.

Научная биография: кандидат философских наук, доцент международной славянской академии. решением Фонда преподобного Серафима Саровского за многолетний труд на ниве православного образования присвоено почетное звание «Серафимовский учитель».

Церковные послушания: помощник Епархиального архиерея Барнаульской епархии по просветительским вопросам, первый проректор Барнаульской духовной семинарии и клирик Барнаульского Покровского кафедрального собора.

Научная биография: Окончил в 1989 году филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института, в 1996 году Томскую духовную семинарию. Рукоположен в 1991 году. В 2006 – закончил Московскую духовную академию.

Церковные послушания: Редактор духовно-просветительской газеты «Александро — Невский вестник». В семинарии преподаёт сравнительное богословие, православную и русскую литературу на 4-м курсе. Ведёт занятия в воскресной школе при Александро — Невском соборе. Является штатным священником Александро – Невского собора г.Барнаула, а также проректором по научной работе в БДС.

Научные интересы: Сравнительное богословие, Русская литература XIX века.

Протоиерей Георгий Крейдун

Научная биография: Окончил Бийский государственный педагогический институт, Московскую духовную семинарию. Кандидат физико-математических наук. Закончил православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, кандидат богословия.

Церковные послушания: Проректор по учебной работе. Настоятель строящегося храма Иоанна Богослова, председатель Комиссии по канонизации святых Барнаульской епархии. В семинарии преподаёт основное богословие на 3 курсе и апологетику на 4 курсе.

Научные интересы: История Алтайской духовной миссии.

Публикации: Около 30-ти в периодической прессе. Около 40-ка в научных изданиях.

Иерей Георгий Барков

Биография: родился 17 января 1955 года в селе Жилино Первомайского района Алтайского края в многодетной семье верующих родителей, из служащих.

Закончил военное училище, военную академию, проходил службу в Дальней Авиации до 1998 года. По увольнении в запас нес послушание завхоза, пономаря в храме Казанской иконы Божией Матери города Канска Красноярского края. Рукоположен в сан в 2002 году.

Церковные послушания: С 2008 по 2013 год являлся заведующим пансионата при Барнаульской Духовной семинарии. Окончил Барнаульскую Духовную семинарию в 2011 году. С 1 августа 2013 года — проректор Барнаульской Духовной семинарии по воспитательной работе, заведующий подготовительным отделением семинарии.

Иерей Владимир Матусов

Научная биография: В 2001 году окончил Тобольскую духовную семинарию. 16 августа 2001 года был рукоположен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским (временно управляющим Барнаульской епархией) во диакона, а 19 августа тогоже года во пресвитера, тем же архипастырем. С сентября 2001 года — преподаватель Барнаульской духовной семинарии.

Церковные послушания: Преподаёт догматическое богословие на 2 и 3 курсах. Является штатным священником храма св. ап. Андрея Первозванного г. Барнаула и руководителем епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Член редакционной коллегии епархиального вестника «Алтайская миссия».

Изосимов Алексей Александрович

В 1999 году закончил Тобольскую духовную семинарию. В 2011 закончил Московскую духовную академию.

Церковные послушания: с 2004 по 2006 дежурный помощник проректора по воспитательной работе Барнаульской духовной семинарии, преподаватель ряда дисциплин, в том числе и в Регентской школе.

С 2006 года по 2013 год методист учебной части и заведующий отделением экстерната Барнаульской духовной семинарии.

По совместительству с 2010 года куратор Богословско-катехизаторской школы имени святителя Макария (Невского), митрополита Московского.

С ноября 2012 года ответственный редактор журнала Барнаульских духовных школ «Покров».

В августе 2013 года назначен заведующим реорганизованного из отделения экстерната сектора заочного обучения Барнаульской духовной семинарии.

С сентября 2013 года директор воскресной школы Покровского кафедрального собора.

Награжден Архиерейскими грамотами в 2009 и в 2013 году.

В 2013 году отмечен Благодарностью от Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

Диакон Владимир Черных

Научная биография: В 2005 г. закончил Барнаульскую государственную академию культуры и искусств. Рукоположен в сан диакона в 2003 г.

Церковные послушания: С 2003 г. преподаватель Церковного пения в БДС. С 2006 г. преподаватель дирижирования в регентской школе при БДС.

Научные интересы: История, теория, практика знаменного распева.

Публикации: (Научный руководитель, доцент Т.В.Тарасова) 1) Самобытные черты знаменного распева. Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки (23-24мая 2003 г.).- Барнаул: АГИИК 2003 г. С.-57.

(Научный руководитель, доцент Т.В.Тарасова) 2) Духовно-Нравственное воспитание молодёжи г.Барнаула и православная музыкальная культура: проблемы сопряжённости. Молодёжь-Барнаул. Материалы научно-практической конференции (22-23 ноября 2004 г.) – Барнаул: Азбука, 2004 г. С.- 91.

Иерей Дмитрий Котов

Научная биография: В 1999 г. закончил Кемеровский Проф-Тех колледж, в 2005г. закончил Тобольскую духовную семинарию.

Церковные послушания: С октября 2005г. преподаватель Барнаульской Православной духовной семинарии, с мая 2006г. регент мужского хора БДС.

Протоиерей Евгений Елисеев

Научная биография: Закончил Тобольскую духовную семинарию, Московский институт лёгкой текстильной промышленности. Преподаёт в АлтГУ на кафедре теологии и религиоведения, в АКИПКРО, работает в школе.

Церковные послушания: Является настоятелем Андреевской церкви г. Барнаула, преподавателем Барнаульской духовной семинарии. Помощник благочинного Барнаульского округа по сектору «Воскресные школы».

Научные интересы: Нравственное богословие и вопросы религиозной философии.

Публикации: Учётные программы по шести богословским дисциплинам учебных курсов АлтГУ кафедры «Теологии и религиоведения» в Барнаульской духовной семинарии.

Иерей Иоанн Мельников

Научная биография: Закончил Тобольскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию.

Церковные послушания: Преподаватель, секретарь совета, менеджер епархии, штатный клирик Свято-Никольского храма.

Научные интересы: История христианства.

Научные работы: диплом ТПДС: «Проблема смысла жизни и её решение в Православии и других религиях». Кандидатская: «Рабство в истории христианской культуры. Римская империя 1-5 вв.».

Еремин Игорь Александрович

Родился 22 июня 1961 г. в г. Барнауле. В 1978 г. после окончания средней школы поступил на исторический факультет Барнаульского государственного педагогического института. В 1983 г. закончил с отличием институт по специальности «История и английский язык», квалификация «Учитель истории, обществоведения и английского языка». В период с 1985 по 1988 гг. обучался в аспирантуре в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. В декабре 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Партийное руководство патриотическим и интернациональным воспитанием студентов педвузов в 1970- е гг. (на материалах РСФСР)». Диплом кандидата исторических наук получил в 1989 г. В 2000 г. было присвоено ученое звание доцент. В период с 2002 по 2005 гг. обучался в докторантуре в Барнаульском государственном педагогическом университете. В 2006 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Западносибирский тыл России в годы Первой мировой войны (июль 1914-март 1918 гг.)». Диплом доктора исторических наук получил в 2007 г. Ученое звание профессора получил в 2013 г. Общее количество научных и методических публикаций составляет 92. Среди них — монография и учебное пособие с грифом ВАК.

Научные интересы — Западная Сибирь в годы Первой мировой войны, в том числе изучается роль Русской Православной церкви в изучаемый период в регионе; история Алтайской духовной миссии; судьбы репрессированных богоборческой властью православных священников.

Инговатов Владимир Юрьевич

Научная биография: Доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет Уральского университета.

Церковные послушания: Преподаёт в Барнаульской духовной семинарии.

Научные интересы: История философии, русская религиозная философия, философская антропология, этика.

Публикации: Смысл человеческого существования: опыт философии нравственности.- Барнаул: издательство АлтГТУ, 2000 г.- 155с.

Обмирщённый человек: опыт эсхатологический антропологии.- Барнаул: издательство АлтГТУ, 2003г.- 147с.

Горизонты и сумерки русской идеи: введение в метафизику исторической судьбы.- Барнаул.- 2006г.- 115с.

Пашкевич Татьяна Владимировна

Научная биография: Закончила в 1988 году Алтайский государственный университет, исторический факультет, получив специальность «Историк. Преподаватель истории и обществоведения». В 1995 году закончила Алтайский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография». С 1995 по 1998 годы обучалась в аспирантуре при АлтГТУ. В декабре 1998 года защитила кандидатскую диссертацию по социальной философии на тему: «Проблемы смысла истории и природы власти (на материале древнерусской литературы)». В 1994 году прошла курс переподготовки в Республиканском Центре гуманитарного образования в Москве по культурологии. Работает в Алтайском государственном техническом университете на гуманитарном факультете с декабря 1993 года.

Церковные послушания: С 1999 года является преподавателем духовной семинарии.

Предметы: «История философии», «Церковное искусство», «Введение в философию».

Научные интересы: Церковное искусство, преимущественно русская иконопись.

Иерей Анатолий Бочкар

Научная биография: в 2007 году окончил магистратуру физико-технического факультета АлтГУ, в 2011 году — Барнаульскую духовную семинарию. 4 декабря 2006 года Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским, был рукоположен во диакона; 2 декабря 2007 года — во пресвитера. Штатный клирик Покровского кафедрального собора.

Церковные послушания: заведующий Регентской школой при Барнаульской духовной семинарии, заведующий кабинетом информатики БДС. В Регентской школе преподает катехизис. В Барнаульской духовной семинарии преподает Концепции современного естествознания. Помощник благочинного Барнаульского округа по церковной благотворительности и социальному служению, помощник председателя Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикации: 5 статей в научных изданиях

Протоиерей Константин Метельницкий

Иерей Константин Алексеев

В 2002 году закончил Алтайский государственный технический университет. В 2011 закончил Барнаульскую Православную Духовную Семинарию.

Церковные послушания: с 2011 по 2012 председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

С 2012 года – эконом епархии, председатель епархиальной попечительской комиссии, член редколлегии журнала «Алтайская миссия», преподаватель БПДС по миссиологии и ОСК РПЦ, классный наставник 2 курса БПДС.

С 2011 года настоятель Казанской церкви с. Власиха.

Награжден Архиерейской грамотой в 2011 году.

Награжден набедренником в 2012 году, камилавкой в 2013 году.


Иерей Валентин Михайлов

Научная биография: в 2009 году окончил Барнаульскую духовную семинарию, и в этом же году Алтайский государственный университет, факультет политических наук, специальность теолог, преподаватель.

Дорогой друг!

Более тысячи лет русский народ живет, исповедуя Православие. Более тысячи лет колокольный звон зовет людей в Храмы Божии, где совершаются таинства Православной Церкви и слышится богослужебное пение. К пению же Церковь имеет особое отношение. Она свидетельствует о его небесном происхождении. Еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила небесные, все ангелы восхваляли Творца «гласом велиим».Церковное пение на протяжении многих веков выражало стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы. По мере развития системы образования изучение духовных песнопений всегда оставалось неотъемлемой частью всех учебных заведений дореволюционной России и отражало не только мировоззрение, но и вековой уклад жизни русского народа, его культуру и традиции.

Духовные песнопения несут в себе огромный этический и эстетический потенциал, поэтому к ним обращались почти все великие русские композиторы: Д.С.Бортнянский, М.И.Глинка, М.П.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.Н.Танеев, А.Д.Кастальский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков, Г.В.Свиридов и др. Православная музыка составляет золотой фонд тысячелетней истории отечественного искусства, имеет мировую ценность и признание.

В 1997г. было восстановлено Барнаульское Православное Духовное училище (летом 2006 г. ему был присвоен статус Семинарии), при котором в 1998 году была открыта Регентская школа. Здесь готовят регентов, псаломщиков, уставщиков для больших и малых хоров, а также преподавателей воскресных школ. В регентской школе обучаются молодые девушки, имеющие полное среднее образование (11 классов) и, желательно, музыкальное.

В течение четырехлетнего обучения изучаются церковное пение и его история, церковный устав, Библейская история, Священное Писание Нового Завета, история Русской Церкви, славянский язык, возрастная психология, православная педагогика, основы работы с детским хором, методика работы с детским театральным коллективом, методика преподавания ОПК. В программу входят и музыкальные предметы: сольфеджио, гармония, хоровая аранжировка, дирижирование, фортепиано и др. Регентскую практику учащиеся проходят в Покровском Кафедральном соборе г.Барнаула.

Учащиеся предоставляется бесплатное общежитие, питание, учебная форма и выплачивается ежемесячная стипендия. Учеба подчинена установленному порядку, который организует человека и дает закалку на всю последующую жизнь. Регентская школа отличается от светских музыкальных заведений тем, что помимо музыкальных знаний, она дает духовное воспитание — помогает воспринять добрый здоровый православный образ жизни.

ПРАВИЛА ПРИЕМА В РЕГЕНТСКУЮ ШКОЛУ ПРИ БАРНАУЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

Поступающие сдают следующие вступительные испытания:

— русский язык (изложение);

— прослушивание (пение народной песни или молитвы);

— церковнославянский язык (чтение) и молитвы (наизусть).

Молитвы, которые необходимо знать:

а) начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся»;

б) утренние: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешнаго», Ангелу-Хранителю.;

в) вечерние : «Боже вечный», «Вседержителю, Слово Отчее», «Благаго Царя Благая

Мати», Ангелу-Хранителю;

г) Божией Матери : «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи»;

д) другие молитвы : Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением. Заповеди Моисеевы. Заповеди блаженства. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й.

Необходимо представить в канцелярию следующие документы:

— четыре фотокарточки (две — 6х8 и две -3х4);

— свидетельство о рождении;

— документы об образовании;

— справку о семейном положении;

— справку о состоянии здоровья в установленной форме;

— справку о крещении.

Поступающие, по прибытии в Епархию, должны предъявить в канцелярию паспорт и выше указанные документы. Написать прошение о поступлении на имя Ректора Семинарии, заполнить анкету и автобиографию. Документы принимаются до 1 августа.

656008, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

телефоны: 63-47-17, 63-35-40, 63-32-55

Духовная школа — школа жизни

И ногда по промыслу Божию в нашей жизни происходят события, которые в корне меняют нашу жизнь. Таким событием для меня стало поступление в регентскую школу. Без излишнего пафоса хочу сказать, что учёба в регентской школе, её преподаватели и правила многое мне дали, многому научили. И я абсолютно не жалею о своём выборе.

Я никогда не пела на клиросе, не умела читать по-церковнославянски. Поэтому, когда мой батюшка предложил мне пойти учиться в регентскую школу при Барнаульской Духовной Семинарии , я возразила ему, сказав, что петь не умею. Но он успокоил меня: «Нам не только певчие нужны. У нас православных воспитателей и учителей не хватает».

К огда я поступила в регентскую школу, то убедилась в том, что там готовят не только регентов, ведь спектр учебных дисциплин довольно широк. Например, кроме музыкальных предметов изучается православная педагогика и возрастная психология, методика преподавания ОПК, работа с детским театральным коллективом. Самое главное то, что учёба совмещена с практикой, то есть существует возможность использовать свои знания в деле. А учебную практику воспитанницы регентской школы проходят в воскресной и детской музыкальной школах, и, конечно, во время богослужений в Покровском соборе.

П ожалуй, это верно. Ведь и режим, и правила, и порядок по-своему формируют характер. Можно сказать, что здесь закаляется сталь.

Д ни нашей регентской школы переполнены различными событиями: встречами с интересными людьми, культурными мероприятиями, подготовкой к праздникам. Выступления нашего хора открывают выставки; мы участвуем в освящении новых храмов в нашей епархии, в городских концертах (как концерт, посвященный Дню славянской письменности). А ещё у нас проводятся традиционные «домашние» концерты на Рождество и Масленицу, в которых воспитанницы регентской школы совместно с семинаристами проявляют свои (без преувеличения будет сказано) блестящие актерские и режиссерские таланты. Кроме того, мы принимаем непосредственное участие в качестве ведущих и ответственных за творческие коллективы в епархиальных фестивалях «Юные голоса Алтая» и «Детском театральном фестивале». Что ни говори, а возможностей для проявления творческих способностей – хоть отбавляй.

Н е солгу, если скажу, что наши сестры с нетерпением ждут ежегодны пасхальных поездок, чтобы всю Светлую Седмицу нести радостную весть о Воскресшем Христе на, порой, отдаленных приходах Алтайского края.

К аждую осень Владыка Максим , который является ректором Барнаульской Духовной Семинарии, готовит нам чудесный подарок – отдых на природе в Горном Алтае. А наши классные наставники и заведующий регентской школы диакон Владимир Черных в течение года находят время, чтобы съездить с нами покататься на лыжах или коньках, или просто полюбоваться красотой нашего края.

О тдельно стоит сказать о преподавателях. Каждый из них старается разнообразить урок, провести его так, чтобы не хотелось зевать или считать ворон.

Н апример, уроки Владыки Максима (он преподает Историю церковного пения). Владыка обладает замечательной способностью объяснять тему на простых примерах, понятных каждому. Он может держать шуткой, умеет разрядить ситуацию, чтобы мы не чувствовали себя сковано. Или отец Алексий Назаров, который ведёт Историю Русской Православной Церкви. Свои лекции он иллюстрирует учебными видеофильмами. Его живой интерес к своему предмету передаётся и нам.

Н е могу не упомянуть о Тамаре Ивановне Злобиной , преподавателя церковно-славянского языка. Эта удивительная чуткая и мягкая женщина обладает широким кругозором, она настоящий знаток языка. Её профессиональные и человеческие качества вызывают чувства глубокого уважения и восхищения. Впрочем, каждый из наших преподавателей – личность, заслуживающая особого внимания. И мы рады, что имеем возможность учиться у таких людей.

С ерые учебно-трудовые будни – неужели их нет? Конечно, они есть. Но, если сравнить чего больше: радостных ярких дней, наполненных незабываемыми впечатлениями или серых будней, то первого, без сомнения, будет больше. Хотя, что значит – серые будни? Если день начат с молитвы, тем более соборной, то может ли он быть серым? А мы каждое утро начинаем с молитвы в Иверском храме, а по воскресеньям и праздничным дням в Покровском Соборе.

С нова приходит новый учебный год. Будут новые радостные встречи, праздники, у кого-то – разочарования (не без этого), но всё – во Славу Божию и это главное. А мы ждём новых сестер. Приходите в нашу большую православную семью!

Ирина Гончарова, воспитанница регентской школы, при Барнаульской Духовной Семинарии (3кл.)