Пересказ сказки «Лиса и козёл». Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников

Главные герои русской народной сказки «Лиса и козел» — хитрая лиса и простодушный козел. Однажды лиса из-за своей невнимательности провалилась в колодец. Воды в колодце было не очень много, и утонуть она не могла. Но выбраться из колодца тоже не было никакой возможности.

Мимо колодца проходил козел. Он увидел в колодце лису и поинтересовался, что она там делает. Хитрая лиса ответила, что в колодце она спасается от жары. Лиса предложила козлу спрыгнуть в колодец, чтобы напиться холодной воды.

Козла действительно мучила жажда, и он, не задумываясь, прыгнул в колодец. Лиса этим незамедлительно воспользовалась. Она сначала забралась на спину козла, потом вспрыгнула на его рога, а после сумела выбраться из колодца.

А козла с трудом нашли и вытащили из колодца, где он чуть не умер от голода.

Таково краткое содержание сказки.

Главная тема сказки — глупость и недальновидность.

Главная мысль сказки «Лиса и козел» заключается в том, что следует всегда просчитывать последствия своих действий. Козел, прыгая в колодец, совершенно не подумал о том, как будет из него выбираться. Кроме того, он поверил лисе, что та спасается в колодце от жары, а верить рыжей хитрунье не следовало.

Сказка учит быть внимательным и осмотрительным. Лиса засмотрелась на ворон и провалилась в колодец. Если бы она была бдительной, то с ней не случилась бы эта беда.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и козел»?

Осторожный два века живет.
И птичка летает подумавши.
Хитрее лисы зверя нет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Коротенькая народная сказка для малышей о хитрющей лисе, которая в колодец упала. Мимо колодца пробегал козел, заглянул туда, а там рыжая плутовка сидит. Перехитрила лиса козлика – заманила доверчивого в колодец, а сама выбралась.

Сказка Лиса и козел скачать:

Сказка Лиса и козел читать

Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.


Конспект НОД в средней группе с использованием приёмов мнемотехники

Тема: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ»

Храброва Ольга Анатольевна

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:
Образовательные:  Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители;  Формировать умение соотносить образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами;  Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;  Закреплять представления о домашних и диких животных, животных реальных и сказочных;  Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивающие:  Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ; Воспитательные:  Воспитывать любовь к русским народным сказкам;  Формировать навыки безопасного поведения.
Наглядный материал:
 Реалистичные фигурки домашних животных  Фигурка сказочной лисы  Геометрические фигуры разного цвета (треугольники, круги, квадраты, прямоугольник)  Магнитная доска
Предварительная работа:
 Чтение сказки «Лиса и козёл»

Ход:
На столе расставлены игрушки, изображающие реалистичных домашних животных, а среди них игрушка сказочной лисы. - Ребята, что-то я совсем запуталась, помогите мне, пожалуйста! Никак не могу определить кто здесь лишний. (определяют, что лишняя лиса) Почему? Почему животных называют домашними? Дикими? А почему ещё лиса лишняя? (т.к. все звери похожи на реальных, настоящих, а лиса сказочная, т.к. в одежде) Кто помнит, как называется сказка про лису, которую мы вчера читали? («Лиса и козёл» Каким показан козел в сказке? (глупый, невнимательный, доверчивый) Какой показана лиса? (быстрая, хитрая, ловкая). Вот мы с вами говорим о героях сказки, а ведь наши гости не знают такой сказки, им наверное тоже интересно её послушать. Вы бы смогли рассказать им эту сказку? А помогут нам в этом картинки, которые я для вас приготовила! Ой, ребята, ничего не понимаю! Я положила в конверт нарисованных героев сказки, но они все почему-то превратились в геометрические фигуры? Как же быть? А может быть нам геометрические фигуры помогут рассказать сказку? Вы помните, как называются эти геометрические фигуры? (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) – лежат фигуры разного цвета, например круги оранжевый и белый, треугольники красный и серый, синие квадраты, коричневый прямоугольник. Есть здесь фигура, которой мы можем обозначить лису? Почему вы выбрали оранжевый круг? - Лиса пушистая, шубка у лисы рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом. Какого цвета козел? - Серого. На какую фигуру похожа его голова? Треугольник, так как он с рогами и бородой. А хозяин на какую фигуру похож? Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником. Какую фигуру можно выбрать для того, чтобы обозначить колодец? Почему квадрат?
Выкладывание знаковых символов на разделённой на 8 квадратов магнитной

доске, в каждом квадрате свой эпизод.

Кто из вас помнит, как начинается сказка? (
1 квадрат
) Вспомните, как лиса очутилась в колодце? (
2 квадрат
) Кто ещё шёл по дороге? (
3 квадрат
) Кто помнит, что спросил козёл у лисы, когда подошёл к колодцу?(
4 квадрат
) Каким голосом отвечала лиса козлу, когда нахваливала прохладную водицу? (ласковым, нежным, мягким) - Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь. - произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. Что сделал козёл в ответ на ласковые слова хитрой лисы? (
5 квадрат
) А как стала разговаривать с козлом лиса, когда он прыгнул в колодец? (сердито, громко, грубо) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась. - Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, - всю забрызгал. Как лиса выбралась из колодца? (
6 квадрат
) Чем закончилась сказка? (
7 и 8 квадраты
) Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить всю сказку. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Физминутка: Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша! Ну а теперь уважаемые гости приготовьте ушки, приготовьте глазки, слушайте внимательно – начинаем сказку. А мы с вами, ребятки попробуем пересказать сказку «Лиса и козел» с помощью наших схем-подсказок. Пересказ сказки (дети вместе с воспитателем). Есть у русского народа такая поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок» Чему же учит нас эта сказка? (не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не быть похожими на глупого козла) Вы уже хорошо научились пересказывать сказку. Но сказку можно не только рассказывать, но и показывать по ролям, как настоящие артисты. Давайте, сегодня вечером, поиграем в театр и расскажем нашу сказку остальным ребятам.

Надежда Сергеевна Романова
Пересказ сказки «Лиса и козёл». Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников

Конспект занятия

по развитию связной речи старших дошкольников через обучение детей пересказу .

Тема : «Пересказ русской народной сказки Лиса и козёл » .

Цель : Развитие связной речи старших дошкольников .

Задачи :

1. Учить излагать текст : связно , последовательно, полно, без искажений.

2. Совершенствовать умение детей эмоционально с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц.

3. Закреплять правильное произношение звуков : Л,Ль,умение чётко выполнять артикуляционную гимнастику.

Ход занятия:

Артикуляционная разминка.

Прибежала к избушке рыжая, хитрая лиса . Принесла с собой трубочку. (Упр. «Трубочка» ).Жалко стало лисе трубочку всем показывать. Спрятала она её под заборчик (Упр. «Заборчик» ).Подкралась лиса к избушке , в которой козёл жил , заглянула в окошечко (Упр. «Окошечко» , видит стоит там чашечка (Упр. «Чашечка» ,чашечка не пустая, а с вареньем. Лизнула лисичка варенья :

– Ах, и вкусное варенье! (Упр. «Вкусное варенье» ).Съела она его всё и принялась зубы чистить (Упр. «Чистим зубки» ). Вдруг в избушке так громко затекали часы (Упр. «Часики» , что испугалась лиса , ведь козёл скоро придёт и пропажу обнаружит….Бросилась она бежать только и слышно было, как лапы по лужам шлёпали (Упр. «Лошадка» ).

Молодцы! Поработали ваши язычки, а теперь пусть и ушки поработают.

Послушайте русскую народную сказку «Лиса и козёл » .

Лиса и козёл

Бежала лиса , на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного : утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса , горюет.

Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает :

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса , - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная, - отвечает лиса . - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему :

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину , со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

ВОПРОСЫ :

Вы с интересом прослушали сказку ?

Что вы скажете о лисе?

А что о козле?

Вспомните, как лиса очутилась в колодце ?

Почему козёл попал в тот же колодец?

А как она стала говорить с козлом, когда он прыгнул в колодец?

Кто помнит, что спросил козёл у лисы , когда подошёл к колодцу?

Что лиса ответила ему ?

Как лиса выбралась из колодца?

Чем закончилась сказка ?

Молодцы! Прослушаете ещё раз эту сказку , а затем расскажите её мне.

Второе прочтение сказки «Лиса и козёл » .

Каждый ребёнок рассказывает сказку полностью , а затем один начало сказки , второй середину сказки с третий ребёнок о концовку.

Игра «Лодочка и кораблик» . Ребята, давайте вспомним какую песенку поёт лодочка (показ картинки) : «Ля-ля-ля» , а кораблик поёт : «Ла-ла-ла» . А теперь споём их песенки с разной интонацией : грустная лодочка, весёлый кораблик, сердитый кораблик, испуганная лодочка.

Итог : Молодцы ребята! С какой русской народной сказкой мы сегодня познакомились? Сейчас когда вы придёте в свою группу можете нарисовать колодец в который попали лиса и козёл .

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произ-носить скороговорку с различной громкостью голоса (гром-ко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Материал. Картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех зо-лотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает де-тям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картин-ки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как она начинается? заканчивается?

— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он та-кой?

— Какие слова и выражения вам больше всего понрави-лись?

— Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и за-поминайте.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они зат-рудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внима-ние на полноту передачи содержания, выразительность ин-тонаций в диалоге, использование образных слов и выраже-ний из текста.

Воспитатель обращается к детям:

— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давай-те еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами мож-но о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невни-мательный и т. п.)

— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мут-ный, грязный, узкий.)

— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, со-сулька, льдинка...)

— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубо-кий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали при-лагательные с существительными.

Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бе-жит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.

Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.